Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
ФИЛИАЛ
Дальневосточного государственного техническогоуниверситета
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
в г.Петропавловске-Камчатском
____________________________________________________________________Колушева Марина Леонидовна
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Исключительные права на средстваиндивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей
по специальности 030501Юриспруденция
Научный руководитель
(к.ю.н,доцент) Руденченко Н.А.
Петропавловск-Камчатский2005
Содержание
Введение 3
Глава 1. Средства индивидуализацииучастников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг 6
Фирменное наименование 6
Товарный знак, знак обслуживания 15
Наименование мест происхождения товара 27
Коммерческое обозначение, торговая марка, брэнд,логотип 36
1.5Доменное имя — средство индивидуализации компании или только адресное имя всети Интернет? 44Глава 2. Передача исключительных прав на средства индивидуализации 48
2.1 Формы передачи прав связанных с фирменным наименованием 48
2.2 Договоры опередаче прав на товарный знак, знак обслуживания 49
2.3 Договоркоммерческой концессии как комплекс передачи исключительных прав 53Глава 3. Защита исключительных прав на средства индивидуализации 60
3.1 Защитаправа на фирменное наименование 60
3.2. Защитаправ на товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождениятовара 63Заключение 70
Библиография 73
Приложение 80Введение
В условияхсовременной рыночной экономики в России все более важным элементом становятсятакие важные объекты интеллектуальной собственности, как средстваиндивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей: фирменныенаименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования местпроисхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различныхтипов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность иповышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынкатоварами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защитеобъектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации, тем самымособым образом подчеркивая актуальностьисследуемой темы.
Средства индивидуализацииявляясь относительно новым институтом, уже прочно входят в нашу повседневнуюжизнь — шоколадные «Мишки», молочные «Му-му», шипучий«Буратино»… Вкус, знакомый с детства. «Жигулевское»,«Столичная», валидол — такие знакомые названия, но мало ктозадумывается, что сегодня эти товарные знаки стоят миллионы долларов и за нихидет настоящая война — соответственно правовая охрана исключительных прав на средстваиндивидуализации занимает одно из важнейших мест в области охраныинтеллектуальной собственности.
Целью дипломной работы является исследованиеисключительных прав на средства индивидуализации в Российской Федерации. Длядостижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1.Исследовать основные понятия объектов исключительныхправ;
2.Осветить актуальные проблемы законодательногорегулирования таких понятий как – коммерческие обозначения, доменные имена всети Интернет;
3. Раскрыть механизмы правовой охраны и передачи исключительных прав,
Структураработы состоит из введения, основной части, заключения, библиографии, атак же приложений.
Основная часть включает всебя три главы, которые, в свою очередь, разбиты на разделы.
В первой главеосвещаются основные понятия,раскрывается сущность основных средств индивидуализации, исторический путьразвития законодательства, а так же освещаются актуальные проблемы в этой области.
Вторая глава работы раскрывает способыпередачи исключительных прав, уделяя особое внимание некоторым видам договоровраскрывая их существенные условия.
Третьяглава посвящена правовой охране исключительных прав на средстваиндивидуализации, рассмотрены основные виды ответственности за незаконноеиспользование.
В ходеисследования были изучены и сравнены точки зрения различных ученых –цивилистов, работающих над проблемнымивопросами в этой области в Российской Федерации.
В работе были использованынормативно-правовые акты различных уровней: Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «Отоварных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождениятоваров», нормативные акты, утвержденныеРоспатентом, а так же важнейшие международные нормы.
Кроме того, на настоящий момент накоплена судебная практика ввиде обобщений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (и постановленийего Президиума по конкретным делам, которые так же были использованы приисследовании темы работы.
Использованиелитературных источников для написания данной работы было затруднено в видуотсутствия доступа к новым и, что оченьважно для научного исследования — узко специализированным источников, имеющаясяже в наличии литература в основном либорассматривает эту темы лишь в общихчертах, либо устарела в следствии существенных изменений законодательства, в результате — в данной работев основном использованы материалыпредоставленные: редакциями специализированных журналов в этой области, таких«Патенты и лицензии», «Интеллектуальная собственность», службой поддержкипользователей электронно-правовой системы «Гарант» в виде электронных версийстатей и комментариев к законодательству, учебные пособия, материалынаучно-практических конференций опубликованных кафедрой ЮНЕСКО по авторскомуправу, а так же личные архивы авторов публикаций и патентных поверенных.
Тема дипломной работы — «Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и ихпроизводителей — вызывает повышенный интерес правоведов, научных работников,юристов и это не случайно, поскольку вусловиях развивающихся рыночных отношений предоставление участникам оборота возможностииндивидуализации особо актуально. Потребность в такой индивидуализации диктуетсярядом факторов и прежде всего жесткой конкурентной борьбой, которая ведетсямежду однородными предприятиями. При этом любой участник оборота вправерассчитывать на то, чтобы и в деловом мире, и среди потребителей, и в глазахобщественного мнения его оценивали по реальным заслугам. Приобретая иосуществляя права и обязанности под своим фирменным наименованием, коммерческимобозначением, товарным знаком и знаком обслуживания юридическое лицо ииндивидуальный предприниматель реализует возможность на индивидуализациюсвоего участия в обороте.
Глава 1.Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой имипродукции, работ, услуг
1.1 Фирменное наименование
Потребностьв индивидуализации участников гражданского оборота, а также производимых иреализуемых ими товаров и услуг возникла в России, как и в других странах, ещена ранней стадии развития товарно-денежных отношений. Обычай примененияразличного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временамДревней Руси. Однако нормативная регламентация связанных с этим отношенийпоявилась лишь в XIXв.
В доктрине российского торгового права и судебной практике существовалодва основных подхода к вопросу о юридической природе фирмы.
Согласно первой точке зрения, фирменноенаименование (фирма) рассматривалось как торговое имя лица, производящеготорговлю (единоличного — купец или коллективного — товарищество).
В соответствии с другой точкой зрения фирма признавалась наименованиемсамого торгово-промышленного предприятия. [2.31 C.150]
Часть первая ГК РФ посвящает фирменным наименованиям ряд норм общегохарактера (п. 4 ст. 54), содержит требования к фирменным наименованиямотдельных коммерческих организаций (ст. 69,82,87,95,96 и др.), а такжеуказывает, что фирменное наименование включается в понятие интеллектуальнойсобственности (ст. 138) и входит в состав предприятия как единого имущественногокомплекса (ст. 132). В части второй ГК РФ о фирменных наименованияхупоминается в правилах о договорах купли-продажи (ст. 559) и аренды (ст. 656)предприятий, а более подробно говорится в правилах о договоре коммерческойконцессии (ст. 1027-1040). [1.5] Имеется также ряд других законодательных иподзаконных актов, содержащих отдельные нормы о фирменных наименованиях.
Основное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализацииотдельных участников гражданского оборота. Чтобы обеспечить решение даннойзадачи, законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований,которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов:
— ведущим принципом является принцип истинности фирмы - Фирменное наименование должно содержать соответствующеедействительности указание на организационно-правовую форму предприятия(казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, и т.д.), еготип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное,научное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п.
- принцип исключительностифирмы — для выполнения функциииндивидуализации оно должно обладать отличительными признаками, которые недопускали бы смешения одной фирмы с другой. т.е. фирменное наименование должнобыть новым и отличным от уже используемых наименований. Указанный принцип привсей его видимой простоте является наиболее сложным в плане практическойреализации. Более подробно спорные вопросы связанные с данным принципом освещеныниже в рассмотрение вопроса о праве нафирменное наименование.
- принцип постоянства фирмы — фирма остается неизменной в течение всего времени, пока пользующийсяею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус, недопускается произвольное и не обусловленное переменой правового статуса изменениефирменного наименования. Если произошло изменение организационно-правовой формыпредприятия или сменился его владелец, это должно найти соответствующееотражение в фирменном наименовании, так же изменения в фирму вносятся автоматически попрямому указанию закона. Это происходит, например, при изменении наименованиянаселенных пунктов, названия которых включены в фирму (п. 7 Положения офирме). [2.65 C.572] Впроекте ФЗ “О фирменных наименованиях” предусматриваетсявозможность изменениея фирменного наименования только с обязательным указаниемна преемственную связь с прежним наименованием и ограничение, что таким правомфирма может воспользоваться не чаще чем один раз в пять лет.
Рассмотренныевыше принципы определяют структуру фирменного наименования. [2.65 C.573]
Словесноеобозначение, которое используется в качестве фирменного наименования, должностроиться по определенным правилам и состоять из относительно самостоятельныхчастей. В литературе принято выделять две части фирменного наименования —основную, которая именуется корпусом фирмы, и вспомогательную, котораяименуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякогофирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую формупредприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях — и надругие его характеристики. [2.65 C.574]Так, фирменное наименованиеакционерного общества обязательно должно содержать указание на то, что обществоявляется акционерным (п. 2 ст. 96 ГК РФ)[1.12]
Ккорпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которойподразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлениемявляется специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение,необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименованийчаще всего выполняют различные условные обозначения в виде оригинальных слов,имен собственных, географических названий и т.д. Другие добавления, типауказаний «универсальный», «специализированный», «центральный» и т.п., в томчисле сокращенное наименование фирмы, относятся к числу факультативных добавлений,которые могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Должно бытьвыражено на русском языке, хотя бы в качестве специального наименования ииспользовалось иностранное слово. В последнем случае по усмотрению предприятияоно либо дается в переводе на русский язык, либо записывается в видетранслитерации буквами русского алфавита.
Отдельныеслова и словосочетания могут включаться в состав фирменных наименований толькопри соблюдении определенных условий, например использовать в своем фирменномнаименовании слово «банк» и производные от него слова и словосочетания имеютправо только те организации, которые обладают лицензией на осуществлениебанковской деятельности [1.10]. Примеры образованных фирменных наименованийсм. в приложении №1.
Сущностьправа на фирменное наименование заключается в гарантированной юридическомулицу возможности выступать в гражданском обороте под собственным фирменнымнаименованием.
Конкретныеформы реализации права на фирму достаточно многообразны. Под своим фирменнымнаименованием юридическое лицо совершает гражданско-правовые сделки и иныеюридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает своинарушенные или оспариваемые права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать своефирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах и т.п.Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикацияхрекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.
Нарядус правом на совершение разнообразных действий по использованию фирменногонаименования по своему усмотрению (положительная сторона права на фирму)фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любыхдействий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего емуфирменного наименования (негативная сторона права на фирму, но фирменноенаименование юридического лица может, в том числе и вопреки воле фирмовладельца,упоминаться любыми заинтересованными лицами, например, в публикациях, посвященныханализу рынка, различных рейтингах, обобщениях судебной практики и т.д. Приэтом фирменное наименование не должно искажаться, в частности создавать упублики ложное представление об организационно-правовом статусе юридическоголица. [2.65 С.578]
Характеризуяюридическую природу права на фирменное наименование, следует выделитьнесколько свойственных ему признаков:
1. Данное субъективное правоносит исключительный характер, т.е. субъект права обладает монополией нареализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве — юридическое лицо, которое приобрело право на фирму в установленном порядке,вправе потребовать от любого предпринимателя прекращения использованиятождественного или сходного наименования. [2.65 С.578]
Данныйпризнак собственно соответствует утверждению «Одно предприятие — одноисключительное фирменное наименование», но на практике по данному вопросувозникает немало разногласий.
Недопускается использование тождественных фирменных наименований различнымисубъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотябы и под сходными, но не полностью совпадающими фирмами. Поэтому, например,если предприятия имеют различную организационно-правовую форму, котораяотражена в их фирменном наименовании и действуют на разных территориях, онимогут выступать в обороте под одним и тем же названием. Такую позицию занял, вчастности, Высший Арбитражный Суд РФ, давший соответствующее разъяснение вписьме от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 «Об отдельных решениях совещаний поарбитражной практике». [3.73]
Позицияцивилистов и законодателей по возможности существования предприятий со сходнымифирменными наименованиями так же неоднозначна.
А.П. Сергеев иТрахтенгерц Л. А считают, что существованиепредприятий, имеющих сходные (иногда даже полностью совпадающих) фирменныенаименования вполне допустимо — поскольку подавляющее большинство одноименныхпредприятий действует в совершенно различных сферах бизнеса и территориальныхграницах, что не создает большой опасности их смешения другими участникамиоборота и потребителями.[2.65 С. 579], [2.71]
Всвязи с вышеизложенным и с категоричными заявлениями некоторых ученых оневозможности существования повторяющихся фирменных наименований заслуживаетособого внимания факт попыткинормативного регулирования вопроса о повторяемости фирменных наименований натерритории г.Москвы., в соответствии с п. 5.5 закона города Москвы от 28июня 1995 г. N 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве»[1.13] не допускалось дублированиефирменных наименований и это могло послужить и служило причиной для отказа врегистрации юридического лица.
Данныйпорядок регулирования использования фирменного наименования, действовал натерритории города Москвы до вступления в силу Федерального закона от 8августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» [1.11] и на мой взгляд вступает в прямоепротиворечие с позицией Высшего Арбитражного СудаРФ, в письме «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике». [3.73], [2.46]
Необходимость разработки закона о фирменных наименованияхназрела давно. В 80-е гг. даже предпринимались попытки его разработать. В конце2000 г. Правительство Российской Федерации включило в план подготовки проектовфедеральных законов на 2001 г. проект федерального закона “О фирменныхнаименованиях”. Разрабатывался он Роспатентом совместно с Министерством поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерствомюстиции. В июне 2001 г. законопроект был представлен в Правительство РоссийскойФедерации для последующего внесения в Государственную думу. [2.56]. На моментнаписания дипломной работы – 2005год – закон так и не принят.
В настоящее время в Россиисуществуют сотни предприятий, имеющих полностью совпадающие фирменныенаименования. Подавляющее большинство из них, действуя в различных сферахбизнеса и на разных территориях, никогда друг о друге даже не слышали. Если исходитьиз того, что такое положение недопустимо то необходимо решить как выйти изэтой ситуации, при этом избежав неоправданных затрат.
Резонно задать вопрос:существует ли вообще объективная потребность в том, чтобы в масштабах такойстраны, как Россия, существовало только одно предприятие, действующее подконкретным фирменным наименованием? Безусловный запрет на использование сходныхфирменных наименований неизбежно приведет к возникновению проблем с его применением на практике, хотя бы в силуэлементарной ограниченности круга тех специальных наименований, которые входятв охраняемую законом фирму, и огромного числа предпринимателей, да и вреальном мире бизнеса поскольку подавляющее большинство одноименных предприятийдействуют в совершенно различных его сферах и территориальных границах, чтосамо по себе не создает большой опасности их смешения с другими участникамиоборота и потребителями.
Учитывая вышеизложенныеобстоятельства, полагаю, что существование предприятий со сходными фирменныминаименованиями в принципе допустимо — если они осуществляют свою деятельность вразных отраслях бизнеса и на разных территориях, т.к. при таких условияхопасность смешения сводится к минимуму. Однако для того, чтобы неподвергать сомнению принцип исключительности фирменного наименования, считаю, что любойфирмообладатель может добиваться того, чтобы используемое им фирменноенаименование не применялось другими лицами, доказав при этом две вещи.Во-первых, он должен подтвердить, что право на данное фирменное наименование онприобрел в установленном порядке раньше того лица, у которого он это правооспаривает. Во-вторых, ему следует аргументировано обосновать, почемуиспользование такого же фирменного наименования другим лицом нарушает егозаконные интересы (например, если ответчик своей деятельностью наносит вред егоделовой репутации, либо незаслуженно пользуется его известностью).
Все это позволяет прийти квыводу, что право на фирму вполне обоснованно относится к числу исключительныхправ, но его свойство исключительности должно трактоваться в соответствии собщим смыслом законодательства о фирменных наименованиях.
2.Право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав,которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться отнарушения правомочий, предоставленных их владельцам.
3. Право на фирму обычнохарактеризуется в литературе как личное неимущественное право.
4.Право на фирму носит в принципе бессрочный характер.
Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованиемявляется то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанностиюридического лица. Юридические лица должны пользоваться своими точными иполными фирменными наименованиями, соответствующими требованиям действующегозаконодательства. Как нарушения действующего законодательства следуетквалифицировать и случаи анонимного выступления юридических лиц в гражданскомобороте, например, помещение в печати объявлений о реализации товаров и услуг,найме персонала и т.п. без указания фирменного наименования организации,ведение торговли в безымянных торговых точках без каких-либо вывесок и т.д.
Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствиисо ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всехстранах, являющихся участницами данной Конвенции это означает, что фирменныенаименования российских предприятий пользуются охраной во всех странахПарижского Союза, а с другой стороны, свидетельствует о том, что на территорииРоссии охраняются фирменные наименования любых иностранных предприятий,находящихся в странах — участницах Парижской конвенции. [1.1]
Вопрос о том, с какого момента у юридического лица возникает право нафирменное наименование, представляет известную сложность и в настоящее время вроссийском гражданском законодательстве в окончательном виде еще не решен. Напротяжении всего периода охраны фирменных наименований в России отсутствоваласистема специальной их регистрации. Право на фирму возникало в явочном порядкес того момента, когда юридическое лицо фактически начинало пользоваться даннойфирмой, при условии ее соответствия требованиям закона. Подобный способвозникновения права на фирму характерен для законодательства многих стран и,попутно заметим, полностью соответствует требованиям Парижской конвенции.
Составителипервой части ГК РФ закрепили в п.4 ст.54 ГК РФ специальныеправила об обязательном фирменном наименовании коммерческой организации,которое подлежит специальной регистрации согласно закону и иным правовым актам,которые должны определить и порядок пользования фирменным наименованием. [2.65 C.582]
«Однако пока такого закона нет – считает О.Н. Садиков-,фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самойорганизацией в составе ее учредительных документов, как и у прочих,некоммерческих юридических лиц. С момента регистрации у коммерческойорганизации возникает то исключительное право на фирму (фирменноенаименование), о котором говорит абз.2 п.4 статьи 54 ГК РФ. [2.50]Такого мнению придерживаются и другиеизвестные цивилисты.
Особого внимания заслуживает вопрос осудьбе фирменного наименования при реорганизации юридических лиц, так какименно в этой области возникает больше всего спорных моментов (Приложение №2)
Субъективноеправо на фирменное наименование действует, в принципе, бессрочно и принадлежитюридическому лицу в течение всего периода его деятельности. Поэтому, по общемуправилу, данное право прекращается одновременно с ликвидацией самогоюридического лица.
Однако существует ряд основанийпо которым право на фирменное наименование может прекратиться досрочно, хотя бысамо юридическое лицо и продолжало существовать:
1.Фирмовладелец вправе сам в любой момент отказаться от права на пользованиеконкретным фирменным наименованием. Хотя, как указывалось выше, для фирмыхарактерен принцип постоянства, ничто не может заставить ее владельцавыступать в обороте все время под одним и тем же именем.
2.При переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи непредусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования.
3.В случае реорганизации юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда идолжно изменить свое прежнее фирменное наименование.
4.По решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушенияохраняемых законом прав и интересов других лиц.
Фирменныенаименования, которые по тем или иным причинам перестали быть объектамиисключительных прав конкретных юридических лиц могут быть избраны для своегообозначения любыми заинтересованными в этом участниками оборота. [2.65 C.593]
В заключении хотелось бы отметить, что предоставление права выступать вхозяйственном обороте под собственным фирменным наименованием занимаетважнейшее место в комплексе исключительных прав на средства индивидуализации.Потребность в индивидуализации диктуется рядом факторов и прежде всего жесткойконкурентной борьбой, которая ведется между однородными предприятиями. Приэтом любой участник оборота вправе рассчитывать на то, чтобы и в деловом мире,и среди потребителей, и в глазах общественного мнения его оценивали по реальнымзаслугам. Приобретая и осуществляя права и обязанности под своим фирменнымнаименованием, юридическое лицо реализует свое право на индивидуализацию своегоучастия в обороте.
2.Товарный знак, знак обслуживания.
Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителяна произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В этомпроцессе товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождениятоваров, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем,промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют рольбезмолвного продавца, непременного участка рыночных отношений. [2.45]
В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации ипродвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовойохраны. С историей развитиязаконодательстве о товарных знаках можно ознакомиться в приложении №3.
Согласностатье 1 ФЗ «О товарных знаках, знакахобслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» под товарнымзнаком и знаком обслуживания понимаются — обозначения, служащие дляиндивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическихили физических лиц. [1.8]
Основнаяфункция данного объекта промышленной собственности — способность отличать,индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массыоднородной продукции. Указанное определение полностью корреспондируется сположениями статьи 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, где, вчастности, товарный знак и знак обслуживания отнесены к средстваминдивидуализации продукции, выполняемым работам или услугам.
Знакобслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своемуправовому режиму. В частности, Закон РФ о товарных знаках не содержит ни однойнормы, которая распространяла бы свое действие только на товарные знаки илитолько на знаки обслуживания. Различие между ними проходит лишь по объектумаркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенныхпроизводителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородныхуслуг, оказываемых разными лицами. Следует, так же, отметить, что статья 1 ФЗ«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» фактически закрепляет «равенство»(понятия-близнецы) этих значений, поэтому в ходе дальнейшего исследования темыдипломной работы понятие товарный знак –будет охватывать и знаки обслуживания.
Правовойохрана товарного знака в Российской предоставляется на основаниигосударственной регистрации товарного знака — факт регистрации знака имеетправоустанавливающий характер. Наряду с этим, правовая охрана может бытьпредоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Это, вчастности, относится к так называемым «общеизвестным товарнымзнакам», льготный режим охраны которых предусмотрен статьей 6-bisПарижской конвенции. [1.1]
Регистрация товарного знака в странепроисхождения — обязательное условие, предусмотренное Мадридским соглашением,для подачи заявки на регистрацию товарного знака по международной процедуре[1.2].
Подача заявки на регистрацию товарного знакапозволяет заявителю пользоваться правом конвенционного приоритета в силу статьи4С (1) Парижской конвенции [1.1];
Субъектыправа на товарный знак — это юридические лица, а также физические лица,осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Исключительноеправо владельца товарного знака понимается как в позитивной, так и в негативнойформе: владелец знака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а такжезапрещать его использование другими лицами. За лицом, обладающим исключительнымправом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяетсясобственник материальных объектов.
Правона товарный знак является абсолютным. За владельцем закрепляется правозапрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имяобозначение. Никто, кроме управомоченного лица, не может пользоваться знаком.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированысловесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или ихкомбинации.
Товарный знак может быть зарегистрирован влюбом цвете или цветовом сочетании.[1.8]
Словесныетоварные знаки — это оригинальные слова, названия, сочетания букв, цифр. Такиезнаки составляют большинство товарных знаков, регистрируемых в зарубежныхстранах. Эти знаки наиболее успешно запоминаются, их легко распространять.
Ввысокоразвитых странах удельный вес словесных знаков достигает 70% от общегоколичества зарегистрированных знаков. В настоящее время во всем миреиспользуется около 3-4 миллионов словесных товарных знаков; это примерно в 6раз больше, чем полный объем лексики любого естественного языка.
Вразвитии словесных товарных знаков можно выделить ряд групп: имена великих людей, мифические герои,герои художественных произведений, названия драгоценных камней, знаки, взятыекак производные из древних языков и др.
Внастоящее время в связи с тем, что указанные выше и подобные им наименованияоказались практически исчерпанными, все чаще встречаются товарные знаки,представляющие собой искусственно образованные слова. Искусственно образованныеслова (неологизмы) широко используются для обозначения новых веществ,препаратов, п