Реферат по предмету "Религия и мифология"


Распространение ислама в Башкирии

Оглавление
 
1.    Принятие ислама с Х века
2.    Создание мусульманскогообщества
3.    Руководство мусульманскимобществом с 80-х годов
4.    Главные мусульманскиепраздники
Используемая литература

1.Принятие ислама с Х века
В далеком 922году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа воглаве с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия исламабулгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства,поэтому распространение ислама в Булгарии привело к его распространению и вБашкирии.
До этогобашкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы. Булгарскиепроповедники годами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию.
Посвидетельству Юлиана, башкирские ханы уже в начале 13 в. были фанатично преданыисламу. В 14 в. при хане Узбеке (1313-1326) в. ислам становится государственнойрелигией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. Покорение КазаниМосковским государством в 1552 и начало христианизации татар вызвало оттокзначительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличениюих численности и укреплению позиций ислама в крае.
В 17-18 вв.шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностныхотношений мусульман Башкирии. Утверждаются никах, праздники мусульманские(Ураза, Мавлюд, Курбан и др.), мусульманские обряды, сопровождающие важнейшиесобытия жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть).Распространяется паломничество к местам захоронения мусульм. святых — зийаратам(кэшэнэ Хусаин-бека и Тура-хана в Чишминском р-не, могиле Ягафара ишана вДавлекановском р-не). С принятием ислама среди башкир получают развитиемусульманское образование и письменность на основе арабской графики.
По указуЕкатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание(1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочилопозиции духовенства мусульманского. По переписи 1897, в Уфимской губерниимусульман насчитывалось 1098982 души обоего пола (50,03% населения губернии).
В 1-йполовине 19 века С.Г. Рыбаков отмечал, что ему не встречалось ни одной деревнибашкирской, в которой не было бы мечети, а краевед М.В. Лоссиевский писал:"… где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе". В 1913-15 вУфимской губернии. насчитывалось 1579 мектебов, в которыхрых обучалась 91 тыс.шакирдов, среди них 18 тыс. девочек. В медресе «Хусаиния»,«Галия», «Гусмания» преподавание не ограничивалосьрелигиозными дисциплинами, в них были восприняты идеи джадидизма, распространителямикоторых были писатели М. Акъегет-заде, Г. Ибрагимов, Р. Фахретдинов, З. Камалетдинови др. В 19 в. в Башкортостане получила широкое распространение разновидностьсуфизма — ишанизм (течение, впитавшее в себя элементы как суфийской, так ишаманской мистики, адаптированное к особенностям уклада башкирского общества).Известным ишаном (духовный наставник, особо почитаемый своими мюридами — учениками; почитался как святой, целитель, прорицатель) был З.Расулев. Егомюридами были муфтии Г. Баруди, Г. Расулев. Династиями ишанов были Тукаевы(с.Стерлибаш), Курбангалиевы (п.Медиак), Галикеевы (с.Каргалы).
К началу 20в. для большинства мусульман Башкортостана ислам был и верой, и образом жизни;его нормы в 1917-23 гг. получили отражение в практике политической деятельностиА.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этническойконсолидации башкир.
В первые годыСоветской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В1926-27 в Уфе прошли российские и республиканские съезды мусульман,поддержанные большинством верующих. В республике существовали Кааба (Мекка),два самостоятельных мусульманских духовных управления.
Антирелигиознаяборьба в стране в середине 30-х приняла воинствующий характер; разрушалиськультовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено вантисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство,многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманскихобщин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войныправительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялсясъезд мусульманскаого духовенства, на котором был принят новый устав Духовногоуправления. В 50-70 гг. значительным числом верующих мусульман отправлялисьрелигиозные обряды, отмечались традиционные мусульманские праздники, соблюдалсяпост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двухуфимских мечетях в 50-60 гг. собиралось от 2 до 3 тысяч человек. В Стерлитамаке,Ишимбае, Ахуново и других населенных пунктах. от 100 до 800 человек.
Со 2-йполовины 80-х восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учрежденымусульманские средние учебные заведения; Духовному управлению мусульманвозвращаются прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летияДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнегоперерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992создано ДУМ РБ, исламский центр «Дагват». Религиозные учреждениясоздали печатные органы: газету «Ислам и общество»,«Булгар»; стала издаваться литература религиозного иисторико-религиозного характера.
2. Созданиемусульманского общества
Духовноеуправление мусульман в Башкирии учреждено указом Екатерины II от 22 сентября1788; открытие состоялось 4 декабря 1789 в Уфе. Создано по просьбе уфимскогонаместника О.А. Игельстрома. С изменением политики правительства послеКрестьянской войны 1773-75 гг. в сторону веротерпимости, власти поставили цельюиспользование официальных исламских институтов в государственных интересах(«умиротворение» башкир, продвижение русской государственности вСреднюю Азию и Казахстан). ЦДУМ при создании называлось «Уфимское ДуховноеМагометанского закона Собрание» (с 1796 — Оренбургское), полномочия егоосуществлялись на территории Уфимского наместничества и Оренбургской губернии(позже на всей территории России, кроме Таврического наместничества). Духовноесобрание было приравнено по основной деятельности к средним судебнымучреждениям, подчинялось местной администрации и Главному управлению духовныхдел иностранных исповеданий (с 1810). В 1846-1917 называлось ОренбургскоеМагометанское Духовное Собрание (ОМДС). Муфтии, заседатели, служащие получалижалование как гос.чиновники. В ведении Духовного собрания находились: испытаниепретендентов на приходские должности в знании канонов ислама, надзор задействиями духовенства мусульманского, строительство и ремонт мечетей,заключение браков, имущественные споры, вакуфы, случаи неповиновения детейродителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрическихкниг (с 1828) приходским духовенством.
СтруктураДуховного собрания была трехступенчатой: высшая (муфтиат) состояла из муфтия,5-6 казыев (судей), ответ. секретарей, переводчика, столоначальников и писарей;средняя (мухтасибат) — из 2-5 чел. во главе с мухтасибом (контролероммусульманской общины); нижняя (мутаваллиат) — из муллы, муэдзина исекретаря-казначея при каждой мечети.
В 1917Духовное собрание было переименовано в ЦДУМ России и Сибири; во главе с муфтиемГ. Баруди представляло духовное ведомство во вновь созданном Национальномуправлении мусульман — Милли идара С учреждением Комиссариата по деламмусульман России и Сибири при СНК Национальное управление было ликвидировано, аЦДУМ стал существовать самостоятельно; в его ведении остались в основномбогословские вопросы. К 1927 оно объединяло 14825 приходов. В 30-е ггдуховенство ЦДУМ подвергалось преследованию властей (арестовано св. 20 чел.,среди них члены Духовного управления К.Тарджиманов, З.Камалетдинов, М.Буби идр.). Создание самостоятельных ДУМ Башкортостана, Ср.Азии и Казахстана вТашкенте, Закавказья — в Баку в 40-е гг. привели к сужению сферы влияния ЦДУМ.
В 1948 на съезде мусульманского духовенства в Уфе религиозное учреждениепереименовано в ДУМ Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), был принят новыйустав. К 1988 в ведении ДУМЕС насчитывалось 142 официально зарегистрированныемусульманские общины. За годы демократизации общества их количество увеличилосьпочти в 10 раз. С 1992 на волне суверенизации начался процесс распада ДУМЕС нанезависимые региональные духовные управления. В Башкортостане часть приходовнаходится в ведении ДУМ РБ, часть — в ДУМЕС. В связи с образованием Высшего координационногоцентра ДУМ России (ВКЦ ДУМР) с центром в Москве (февр. 1994) ДУМЕС переименованв управление с современным названием. Устав его зарегистрирован в Министерствеюстиции России 8 апр. 1994.
ВБашкортостане часть приходов находится в ведении ДУМ РБ, часть — в ДУМЕС.
 
3. Руководствомусульманским обществом с 80-х годов
Муфтии ДУМ: М.Хусаинов (1789-24), Г. Габдрахимов (1825-40), Г. Сулейманов (1840-62), С. Тевкелев(1865-85), М. Султанов (1886-1915), М. Баязитов (1915-17), Г. Баруди (1917-21),Р. Фахретдинов (1923-36), Г. Расулев (1936-50), Ш. Хиялетдинов (1951-74), Г. Исаев(1975-80), Т. Таджуддин (с 1980).
Духовноеуправление мусульман республики Башкортостан (ДУМ РБ), религиозная организация,охватывающая часть мусульманских объединений РБ. Создание первого вБашкортостане ДУМ связано с революционными событиями 1917. Возглавил духовноеведомство член Башкирского правительства Р. Фахретдинов. Всебашкирский съезддуховенства мусульман (март 1921, с. Аллагуват Стерлитамакского кантона)утвердил положение о духовном управлении, избрал муфтием (главой мусульман)М.Х. Халикова.
Духовноеуправление и его Устав были зарегистрированы в 1924 новым муфтием М. Гатауллинымв НКВД БАССР под названием Центральное духовное управление мусульман АБССР(ЦДУМ АБССР). В его ведении находились наблюдение за богослужебными обрядами,преподаванием мусульманского вероучения, правильностью печатания богослужебныхкниг, деятельностью мусульманского духовенства, проведение испытанийпретендентов на должность мулл, муэдзинов, хальфов, открытиедуховно-богословских курсов и строительство мечетей.
В октябре1936 произошло насильственное закрытие ЦДУМ БАССР. До января 1937 муфтием(неофиц.) был М. Камалетдинов. На учредительном съезде мусульманскогодуховенства республики который состоялся 21 августа 1992 года в Уфе) вновьобразовано ДУМ РБ, принят устав, избран на 5 лет Президиум в составе муфтия, 2заместителей и 2 членов. Муфтием председателем Духовного управления мусульманБашкирии назначен Нурмухамед Хазрат Нигматуллин.
 
4. Главныемусульманские праздники
Мусульманскиепраздники (мосолман байрамдары) — это знаменательные дни мусульманскогокалендаря, отмечаемые мусульманами и сопровождающиеся определенными культовымидействиями. Главными праздниками мусульман считаются «ид аль-Фитр»(Ураза-байрам), «ид аль-Адха» (Курбан-байрам), «мирадж»(Раджаб-байрам).
Ураза-байрам.Один изсвоих главных религиозных праздников года — начало священного месяца Рамадана(Рамазана). Во всех мечетях республики в связи с этим проходят праздничныебогослужения. В соответствии со священным писанием верующие обращаются кВсевышнему с просьбой о прекращении войн и восстановлении мира.
Все времяРамадана, как диктует Коран, последователи Мухаммеда должны проводить время вмолитвах, чтении Корана, богоугодных делах и полностью воздерживаться отпринятия пищи в светлое время суток.
От соблюденияпоста освобождаются путешественники, воины во время битв и походов, больные,беременные женщины и пожилые люди ислама.
Считается, что именно вРамадан — девятый месяц лунного календаря — пророку Мухаммеду было ниспосланопервое божественное откровение: архангел Джабраил (в христианской традицииГавриил) продиктовал ему священную книгу Коран.
Все днисвященного месяца верующие должны ежедневно совершать пять обязательныхнамазов, пищу можно принимать лишь за 2,5 часа до восхода солнца и в течениевсего светового дня ничего не есть и не пить. Рекомендуется воздержаться отфизической близости с женщиной, нельзя курить, употреблять спиртные напитки.
От поста освобождаютсябеременные женщины, больные, путешественники и воины на поле брани, однако онидолжны впоследствии совершить его в другое время. На время Рамаданапрекращаются все войны и распри.
Завершитсясвященный месяц Рамазан праздником разговения «Ид аль-фитр»Ураза-байрам
НачинаетсяУраза Байрам обрядом «встречи» когда ждут на небе появления молодой луны. Лунунередко высматривают в воде пруда, реки или колодца.
Нелегковоздержание во время поста, но тем более радостен праздник Ураза. В этот деньперед началом праздника и посещением мечети беднякам, сиротам раздают милостыню«окончания поста». Её следует давать от каждого члена семьи. Мусульманскоепредание гласит, что раздавать милостыню завещал сам пророк. В этот деньследует дарить подарки детям и женам. Накануне Ураза-байрама происходит обментрадиционными блюдами с ближайшими соседями. Верующие стараются собрать вместевсех членов своих семей, никуда не пускать их из дома, так как считается, что вэтот день в дом приходят души умерших.
ВУраза-байрам установлены обязательные общие молитвы. С утра, перед посещениеммолитвы люди исполняют все очистительные церемонии, одевают праздничные одежды.Рекомендуется отведать фиников или других сладостей.
В хутбе,читаемой муллой или имамом во время богослужения верующим объявляется о«действительности» прохождения поста, звучит наставление соблюдать его вбудущем.
Послеторжественного богослужения люди отправляются на кладбище помянуть умерших,заодно посещаются усыпальницы местных святых – аулийя. Затем взрослые мужчиныквартала – махалли или кишлака, собравшись вместе посещают дома всех недавноумерших. Эти посещения носят кратковременный характер и включают чтение молитви символическое угощение.
В деньпраздника принято поздравлять друг друга. Традиционное поздравление звучит так«Да одобрит Господь страдания наши во имя Его».
Родственникии соседи посещают друг друга, обмениваются угощениями, приносят подарки. Могут устраиватьсяимпровизированные базары, ярмарки. На ярмарках выступают артисты, фокусники.
В этот деньчасто сооружают большие качели, привлекающие к себе молодежь. Вечером людиприступают к обильной трапезе.
Курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения,начинается в день завершения хаджа (10-го числа месяца Зу-ль-хиджа), длится 3дня.
Этот наиболеезначимый для мусульман праздник. В дни праздника в долине Мина или в г. Мекка(Сауд. Аравия) паломники приносят в жертву животных в память о том, как Ибрахимбыл готов принести в жертву Аллаху сына своего Исмаила. Этот праздникжертвоприношения совпадает с днями завершения паломничества в Мекку.
Совершившийхадж получает титул хаджи, который обычно произносится перед именем, и правоносить зеленую чалму. Хаджи, как правило, пользуются большим уважением средимусульман.
От хаджаосвобождаются женщины, дети, больные неимущие, та как в Коране сказано что хаджобязателен для тех кто может совершить его.
В этиКурбан-байрам во всем мусульманском мире приносят жертвоприношение животных. Впамять о готовности Ибрахима принести в жертву Аллаху своего сына. Те кто имеетскотину специально к этому празднику откармливают животных.
Мусульманин,совершив заклание не должен скупиться на угощение. Мясо отдают бедным иголодным, частично используют для праздничной трапезы семьи. Ритуальноеугощение устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней.
Праздноватьдень жертвоприношения начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут вмечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение,одеть новую и опрятную одежду. Многие умащаются благовониями. Перед молитвойесть не рекомендуется.
По окончанииутреннего намаза верующие возвращаются по домам, а затем, по желанию,собираются по группам на улице или во ворах где поют хором славословие Аллаху(такбир). Потом они снова отправляются в мечеть или на специальную открытуюплощадку (намазгах), где мулла или имам произносит проповедь. Хутба обычноначинается с прославления Аллаха и его пророков, затем объясняетсяпроисхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.
Послеокончания проповеди мусульмане как обычно идут на кладбища и молятся заумерших.
Вернувшись складбища домой приступают к жертвенному обряду. Над жертвой животногопроизносят молитву: «Во имя аллаха. Аллах велик». Считается что жертву можноприносить не только за живых но и за усопших. Мясо варят и съедают за общейтрапезой В Курбан-байрам каждый мусульманин должен отведать мясное блюдо. ВБашкирии мусульмане готовят традиционно в этот день манты, плов, бишбармк,всевозможные салаты, пирожки — самсы. Дети и женщины лакомятся всевозможнымилакомствами.
ВКурбан-байрам и последующие три-четыре дня наносят визиты к друзьям иродственникам, преподносят разнообразные подарки.
В каждом домемусульманина в этот праздник царит дух такого гостеприимства и щедрости, гделюбой человек, зашедший в дом, не выйдет не отведав праздничного угощения.
Мусульманскаячасть населения Башкортостана до середины 20-х гг. 20 в. отмечала мусульманскиепраздники регулярно, в дальнейшем проведение их осложнилось из-за массовыхрепрессий служителей культов.
С начала 90-хгг. в республике регулярно отмечаются все мусульманские праздники.

Используемаялитература
1.    Р.А. Утябай-Карими, Д.Д. Азаматов,М.Г. Валеева. В память столетия Оренбургского Магометанского ДуховногоСобрания, учрежденного в г.Уфе. СПб., 1892.
2.    Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии.1917-1994. Уфа, 1994; Валеева М.Г. Из истории Центрального духовного управлениямусульман Башкирской АССР //Духовное наследие этносов и проблемы национальноговозрождения. Уфа, 1994.
3.    «Учительская газета» 2003г № 8 ЮрийГОРЮХИН «Курбан — праздник правоверных» Уфа
4.   «Мусульманские праздники» А.Ниязи МОСКВА С.П. Корона 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.