Реферат по предмету ""


Аренда Украина

Содержание.
Введение
I.Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений.
II.Мировой опыт развития аренды в АПК.
III.Развитие арендных отношений на примере предприятийпищевой промышленности.
IV. Лизинговые операции, проблемы ихвнедрения на Украине.
Заключение.
Списоклитературы.
















Введение.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономикеУкраины большое значение играет реформация отношений собственности,разгосударствление и появление новых видов собственности, что будетспособствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования,благодаря чему появится возможность преодолеть тяжелейший экономический кризис,в котором находится Украина.  
В связи с тем, что процесс приватизации (перехода отгосударственной к негосударственной форме собственности) не может произойти вкороткие сроки, особое значение приобретает вопрос, рассматриваемый в этойработе, о становлении арендной формы хозяйствования, которая будетспособствовать этому процессу. При рассмотрении этой проблемы следует учитыватьнакопленный мировой опыт, а также особенности экономики Украины.




1. Приватизация наУкраине и место в ней арендных отношений.
Процессприватизации, официально начавшийся в Украине 1 декабря 1992 г., сложный ипротиворечивый. Существует большое разнообразие точек зрения в отношении целей,форм, сроков приватизации, степени готовности Украины к ней и т. д. И хотяпроцесс уже начался, учитывая актуальность темы для страны в целом и отдельныхграждан, предлагаем свое видение этой проблемы в общетеоретическом плане, атакже анализ организационных форм приватизации в частности.
Необходимостьпроцесса разгосударствления и приватизации почти ни у кого не вызывает сомненийи обосновывается, во-первых, кризисным положением экономики и общества в целом;во-вторых, неизбежностью перехода к рынку; в-третьих, понятием врожденнойэкономической активности частного собственника;         в-четвертых, признанием тогоопределения, что своя собственность — это основа свободы личности.
Приватизацияпредставляет собой главную составную часть экономической реформы, ее стратегиюи тактику. Это процесс, которому присущи глубинные свойства, связанные скардинальным изменением социальных структур, изменениемобщественно-экономического строя в Украине.
Чтоже вкладывается в понятие «приватизация»? Если взвешенно подойти канализу этого понятия, то:     
-в узком понимании, с точки зрения этимологии, это — процесс перехода любой формы собственности (государственной,личной, коллективной, интегрированной и т. д.) в частную;
-в широком смысле это понятие на практике, в литературе, официальных документахрассматривается как форма разгосударствления, превращение (трансформация)государственной собственности в другие формы собственности (присвоение).
Притаком подходе под разгосударствлением подразумевается общий процесс перехода оттоталитарной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной,плюралистической, полифонической (многоголосой), что связано (многоголосой),что связано с четырьмя «Д», а именно:
-денационализацией;                                                        
-демонополизацией;                                                         
-демократизацией;
-децентрализацией экономики,
атакже с составными частями этого процесса: арендизацией, корпоратизацией(акционированием), коммерциализацией, персонификацией собственности.
Вконечном счете это освобождение государства от функции прямогонепосредственного хозяйственного управления производством.
Носреди целей приватизации имеется и вполне прагматическая, и заключается она втом, чтобы за счет продажи государственных предприятий получить средства,которыми можно было бы хоть частично закрыть прорехи в огромном бюджетномдефиците. Главным содержанием приватизации должны стать именно инвестиционныепроцессы, которые могут привести к структурным изменениям. Социальные жеаспекты выступают при этом лишь в роли стимулов или ограничений, амортизирующихэкспансию частного капитала.
Приразработке любой концепции приватизации (а она, кстати, до этого временифактически так и не сформирована в Украине на государственном уровне) имеетсяцелый ряд общих требований, выдвигаемых в отношении приватизационного процесса:
1.Упорядочение юридических прав собственности и фактического права распоряжатьсяею. В Украине к моменту начала приватизации большинство необходимыхзаконодательных актов было разработано и введено в действие. Но в них имеютсясущественные недостатки. Во-первых, не определено и не закреплено в законе одноиз главных прав собственности — на землю. Без него, по существу, невозможенобщий процесс приватизации — так как объекты государственной собственностипостроены на земле — государство их приватизирует, а землю — пока что нет.Во-вторых, сегодня остаются в силе два взаимоисключающих положения — в Законеоб аренде имущества — государственных предприятий и организаций и в Законе оприватизации имущества государственных предприятий Украины. Так, первыйдокумент предоставляет возможность трудовым коллективам взять его в аренду свыкупом, а второй  — утверждает, что всегосударственное имущество должно быть равномерно разделено между гражданамиУкраины через систему сертификатов. Если учесть, что на аренду с выкупом идутпредприятия, работающие наиболее эффективно, с хорошим парком оборудования, тоне трудно заметить односторонность приватизационного процесса: одним — лучшее,другим — ничего. В-третьих, если приватизационные имущественные сертификатыможно будет вкладывать в выкуп акций предприятий ( а это — политика Фондагосимущества), то котироваться будут акции лишь известных предприятий, состабильным уровнем функционирования. ибо смогут гарантированно приноситьприбыль вкладчику.
2.Использование уже в переходный период стимулов. предоставляющих возможностьработать по критериям рыночного хозяйства. Такими критериями могло бы статьльготное налогообложение в течении определенного времени (3 — 5 лет) длябольшинства предприятий, особенно производящих промышленную продукцию илипродукты питания к моменту их приватизации. Это привело бы к стабилизацииэкономического положения предприятий. дало бы возможность коллективуопределиться — или приватизировать предприятие, или оставить егогосударственным.
3.Сведениек минимуму предпосылок злоупотреблений в процессе приватизации.
4.Поиск оптимального решения капиталоемкости внутреннего рынка. В отношении этого условия имеетсясущественное замечание. В приватизационных документах не нашли отражениевозможность привлечения трудовым коллективом (который в большинстве случаев неимеет собственных средств на выкуп предприятия) отечественных и иностранныхинвесторов на договорной основе и возможность их участия в организации обществапокупателей.
5.Создание условий, обеспечивающих заинтересованность населения в приватизации иподдержание этой заинтересованности в процессе ее проведения. К сожалению,такой заинтересованности у основной массы населения нет. Это объясняется какотсутствием четкого определения возможностей применения приватизационныхимущественных сертификатов в процессе приватизации, так и невозможностью насвое усмотрения распоряжаться ими (продать, подарить и т.д.). Сертификатырассматриваются только как возможность приобрести акции предприятий — а это ужеэлемент принудительной приватизации.
6.Необходимость социальной защиты населения в процессе приватизации.Элементами такой защиты могут стать: продажа не только 20% акций предприятий ихтрудовым коллективам; обеспечение государством гарантированных дивидендов наприватизационные сертификаты наименее обеспеченным категориям населения,возможность вкладывать имущественные сертификаты в акции наиболее развитыхпредприятий; невозможность перепрофилирования объектов социально-бытовогоназначения в течении определенного периода при их приватизации.
7.Запрет на использование выручки от приватизации для субвенций слабымпредприятиям.
ВУкраине применяются различные формы приватизации государственных предприятий:

Организационно-экономические формы  приватизации         




Путем аренды государст-           Выкуп предприятия 
 венной собственности
                                        

Закрытое
Открытое
Акционерное общество
С акционерной собственностью закрытого типа                                  

С акционерной собственностью открытого типа
С ограниченной ответственностью
С дополнительной ответственностью
Полное товарищество
Командитное товарищество

Хозяйствен-ные товари-щества
Частное предприятие
С паевой собственностью /так называемое “народное предприятие”/























Каждаяиз названных организационно-экономических форм приватизации имеет как свои преимущества, так и определенныенедостатки. Последние являются результатом действия на субъективных иобъективных факторов к моменту его приватизации и в том числе зависят от:уровня развития предприятий, эффективности его функционирования; состоянияосновных фондов, материально-технической базы; и социальной инфраструктуры;психологического климата в коллективе, его воли и направления; наличияпотенциальных собственника (по уровню личных доходов и сбережений) — членовтрудового коллектива; соотношения сил формальной и неформальной в власти и т.д.
Длявыбора организационно-экономической  формы  приватизации необходимо рассмотреть наиболее характерные признаки каждой из них.                               
Аренда,как известно, предполагает передачу средств производства (имущества) вовременные пользование и владение. Обязательным условием реализации арендныхотношений является наличие двух экономических субъектов — арендодателя иарендатора, отношения между которыми складываются по поводу одного и того жеобъекта собственности. Для продуктивного использования средств производстваарендатор должен получить право владения ими, которое предоставляется емуарендным договором. Таким образом, аренда, сохраняя за собственником правоверховного распоряжения, предполагает передачу арендатору хозяйственныхкомпетенций управления, владения, пользования имуществом, вследствие чего унего возникает экономический интерес по его эффективному использованию.
Иу собственника, и у непосредственного производителя (арендатора) существуетобъективная необходимость в фактическом присвоении результатов производства — прибылей,материальных благ, поскольку они заинтересованы в удовлетворении своихжизненных потребностей, реализации своих экономических интересен. Однакособственник свои интересы реализует в любом случае (независимо от результатовпроизводства он получает арендную плату), тогда как арендатор заинтересован вмаксимальном повышении эффективности своей хозяйственной деятельности.
Средствапроизводства, арендуемые арендатором, становятся его собственностью толькотогда, когда уже принадлежат ему, то есть после выкупа этих средств усобственника (что обусловлено договором), а также в случае, когда их стоимостьпо окончании срока аренды полностью возмещена, а они еще сохраняют свои  полезные свойства.                                                                          
Арендныеотношения являются средством реализации собственности. Это происходит впроцессе отчуждения-присвоения. Практически он осуществляется путемпредоставления собственником арендатору (как субъекту  реализации собственности) прав пользования,владения, частичного распоряжения арендованными средствами производства, апользование (экономические отношения между субъектами собственности по поводупотребления ее объектов), владение и частичное распоряжение (отношения,связанные не только с использованием условий, но и с присвоением результатовпроизводства) — атрибуты единого процесса присвоения, характеризующего процессреализации собственности.
Собственностьявляется фактическим, завершенным присвоением. То есть арендатор, не являющийсясобственником, наделяется правами пользования, владения, частичногораспоряжения в отношении имущества собственника. Арендатору предоставляетсяширокая экономическая самостоятельность, однако это не означает, что онпревращается в собственника средств производства.
Чтоже касается разгосударствления собственности и передачи предприятий всобственность их трудовым коллективам, то в этом, думается, заключено  существенное противоречие. Государственныепредприятия — субъекты реализации государственной собственности. Собственникомже является государство, которое передает своим представителям  (субъектам реализации  собственности) — предприятиям права пользования, владения и частичного распоряжения, то естьосуществляется процесс реализации государственной собственности. Если жеколлектив предприятия берет в его у государства, то этот процесс реализациигосударственной собственности, накладывается на него. В этом случае коллективпредприятия, осуществляя право пользования, владения, частичного распоряжения,для того, чтобы арендовать у государства средства производства, которые уженаходятся в его пользовании, владении и распоряжении, должен осуществлять тотже самый процесс, но еще и за арендную плату. Кроме того, за длительный срокарендатор вступает в конфликт с собственником.
Приаренде государственного имущества трудовым коллективом  предприятия имеет место:
1.Создание и наращивание коллективной одновременно с угасанием государственнойсобственности. Наличие коллективной собственности требует ее дальнейшей персонификацииприменительно к каждому работнику в зависимости от его трудового вклада.
2.Предоставление коллективу права самостоятельно распоряжаться арендованнымисредствами производства и организовать свою деятельность соответственно спринципами самоуправления.
3.Внедрение аренды на уровне внутренних подразделений предприятия.
4.Точный учет личного вклада каждого работника в общий результат деятельностиколлектива.
5.Постепенный выкуп предприятия, в том числе только за счет средств коллектива(как общих, так и личных средств работников) и результатов его экономическойдеятельности (для арендного коллектива с акционерной  собственностью  закрытого типа и «народного предприятия»),а также за счет свободной продажи акций предприятия и их реализации черезфондовую биржу.
6.Коллегиальность управления производством. Для арендных коллективов сакционерной собственностью закрытого типа и долевой собственностью высшиморганом управления является общее собрание их членов. Руководство текущейдеятельностью осуществляет избранный коллективом руководитель. Для арендногоколлектива с акционерной собственностью  открытого  типа характерен  коллегиально-акционерный принцип управления — сочетание воли трудового коллектива с волей акционеров, собственниковконтрольного пакета акций с постепенным смещением реальных функций управления впользу последних.
7.Выпуск акций для арендных коллективов с акционерной собственностью:
а)закрытого типа — акций трудового коллектива только для работников данногопредприятия (включая пенсионеров, студентов вузов, военнослужащих, работавшихна предприятии и др.);
б)открытого типа — акций предприятия, которые могут приобрести как физические(рабочие предприятия, отдельные граждане), так и юридические лица (предприятия,холдинги и т, д.). В этом случае члены трудового коллектива имеют возможностьприобрести часть акций по их номинальной стоимости, а не по курсу фондовойбиржи. Общим для обеих организационных форм признаком является начислениедивидендов как на акции трудового коллектива, так и на акции предприятия.
Длятак называемого «народного предприятия» характерным является долевойпринцип приватизации имущества, под которым подразумевается внесение каждымчленом трудового (арендного) коллектива установленной доли и определение егопая в общей собственности коллектива (в зависимости от трудового вкладаработника). В результате по итогам хозяйственной деятельности каждый пайщикполучает в виде выплат часть чистого дохода на пай.
Привыборе любой из рассмотренных организацнонно-экономических форм приватизациипутем аренды  необходимо учитывать: общимдля всех этих форм является тот факт, что во всех случаях наблюдаетсяограничение экономической самостоятельности арендных коллективов по договоруаренды: каждая из указанных форм (через аренду) имеет различную степеньэффективности. Наибольшее преимущество по объективным показателям имеетарендный коллектив с акционерной собственностью открытого типа, котораяхарактеризуется: низким уровнем коллективного владения  и управления (хотя теоретически управлениехозяйственной деятельностью предприятия осуществляет общее собрание членовколлектива, фактически же права управления переходят к акционерам, имеющимконтрольный пакет акций предприятия); средней степенью эффективности инвестиций  физическими лицами; средней возможностьюбыстрого повышения эффективности производства; высоким уровнем экономическойответственности и заинтересованности коллектива собственников в результатахфункционирования предприятия (как его работников, так и акционеров — не работников);большой возможностью быстрого выкупа предприятия (в наименьшие сроки, посравнению с другими формами).
Дляарендного коллектива с акционерной собственностью закрытого типа характерны:средний уровень коллективного владения и управления (возможен конфликтарендодателя и арендатора по поводу права распоряжения коллективнойсобственностью); низкая эффективность вложений в производство (средства рабочихдовольно незначительны); низкая возможность быстрого и значительного повышенияпроизводства (в основном из-за нехватки средств); средний уровень экономическойответственности и заинтересованности коллектива собственников; более длительныесроки выкупа предприятия.
Наименьшуюстепень эффективности имеет арендное предприятие с долевой собственностью(«народное предприятие»), которому присущи, кроме высокого уровняколлективного владения и управления (все «равны» и условиемдостижения благосостояния каждым является только личный труд): низкаяэффективность инвестиций в производство, низкая возможность быстрого повышенияэффективности производства, самый низкий уровень экономической ответственностии заинтересованности коллектива, наиболее длительные сроки выкупа предприятия.
Следует,однако, заметить, что  Государственнаяпрограмма  приватизации за 1992 г. вУкраине по аренде полностью не выполнена, возможно, в связи с новизной исложностью проблемы Возможно невыполнение Программы приватизации и  в 1993 г. — именно из-за ограничений,введенных Кабинетом Министров для аренды с выкупом — единого способаприватизации, который реально действует и ведет к определенному повышениюэффективности производства.
ДекретомПравительства Украины о приватизации  целостныхимущественных комплексов госпредприятий и других структурных подразделений,сданных в аренду от 13 мая 1993 г., признается аренда с выкупом по договорам,заключенным до ввода в действие Декрета «О дополнительном регулированииарендных отношений». Однако им выдвинуты условия, делающие аренду свыкупом практически невозможной. Так, необходимо в «старые» договоры арендыс выкупом внести дополнение, в котором обязательно указать квоту использованияимущественных приватизационных сертификатов организаций арендаторов. Апоскольку квоту будет в прямом понимании навязывать Фонд государственногоимущества, то он будет стремиться поднять ее вплоть до 70%, и в таком случаевозможности для выкупа предприятия просто не остается. А это — опять-такифактический запрет аренды с выкупом.
Отприватизации государственного предприятия через аренду его трудовым коллективомсущественно отличается приватизация путем выкупа. Прежде всего это касаетсясроков приватизации (при выкупе-мгновенная), а такжеорганизационно-экономических форм, которыми при выкупе являются:
1.Создание акционерного общества (как открытого, так и закрытого типа).
2.Организация хозяйственных обществ с определенной наперед ответственностью:ограниченной, дополнительной, полное и коммандитное общества.
3.Приобретение (покупка) предприятия физическим лицом или группой лиц (частноепредприятие).
Факторы,влияющие на выбор организационно-экономических форм предприятий,приватизируемых путем выкупа, в основном аналогичны арендным.
Характернымипризнаками акционерного общества являются:
-наличие акционерной собственности (собственность общества состоит изсобственности его членов, вложивших средства в приобретение акций). Вакционерном обществе открытого типа происходит свободная реализация акцийпредприятия через фондовую биржу (до 75 % акций) по рыночному курсу (толькоучредители и члены трудового коллектива имеют возможность приобрести акции пономинальной стоимости). В закрытом акционерном обществе реализация акцийосуществляется внутри предприятия без реализации на сторону;
-начисление дивидендов. Чем выше эффективность предприятия, тем больше размерчистой прибыли, идущей на выплату дивидендов, и тем выше заинтересованностьакционеров;
-определение рыночной стоимости акций (курса акций): для открытого общества — покурсу фондовой биржи; для закрытого — по номинальной стоимости;
-акционерный тип управления: несмотря на видимость коллегиального управления(экономическую политику проводит общее собрание) фактически обществом руководитсобственник контрольного пакета акций (до 51 % их общего количества). Длязакрытого акционерного общества характерно обязательное трудовое участиеакционеров в деятельности предприятия (исключение может быть сделано только дляпенсионеров и других бывших работников  предприятия,пожелавших  приобрести акции);
-применение наемного труда (в обществе могут работать люди по контрактам, которыене желают становиться акционерами и покупать акции, а получают толькозаработок);
-существует возможность (угроза) смены собственника, который скупает акцииобщества.
Здесьнеобходимо учитывать еще и тот факт, что в соответствии с утвержденным в ноябре1992 г. Фондом государственного имущества Положением о плане приватизации можетбыть принято решение Комиссии по вопросам приватизации о том, что контрольныйпакет акций (паев) хозяйственного общества остается в распоряжении фондагосударственного имущества Украины. Этот факт как раз и говорит онежелании   государства отдавать своюсобственность, ибо владелец контрольного пакета акций — фактический собственникпредприятия, со всеми надлежащими юридическими  правами, а также правом управления и распоряжения имуществом. Крометого, это свидетельствует о потенциальной возможности оставления всобственности государства стабильных предприятий, которые приносят значительныйдоход.
На арендных предприятиях уровень показателейвоспроизводства ОПФ практически не отличается от уровня государственныхпредприятий, что обусловлено, главным образом, экономической ситуацией,сложившейся на данный момент. Отсутствие рынка конкуренции, монополизмпроизводителя, дефицитность его продукции позволяют арендному предприятию (как,между прочим, и предприятиям других организационно-правовых формхозяйствования) вести себя по-другому: не желать высокой эффективностипроизводства, не думать о перспективах развития предприятия,«проедать» полученную прибыль. Так, например, Днепропетровский иНовомосковский трубные заводы, которые работают на аренде, в  1992 г. направили на развитие иусовершенствование производства по 14% полученной прибыли, тогда как на оплатутруда — соответственно, 57 и 62%.
Значительный интерес вызывает сравнительный анализэффективности функционирования промышленных предприятий разных формсобственности. Он показывает, что в условиях формирования рыночных отношений ипроявления кризисных явлений в экономике, предприятия рыночного сектора лучшеприспосабливаются к условиям, которые сложились. Так, если в государственномсекторе экономики объем производства в 1993 г. сократился (сравнительно с1992г.) на 10.5%, то на негосударственных предприятиях он вырос чуть ли не на7%, то есть государственные предприятия, будучи наиболее техническивооруженными, откровенно проигрывают предприятиям негосударственного сектора поуровню использования ОПФ.
Среди предприятий негосударственного сектора экономикинаибольшей отдачей ОПФ и уровнем продуктивности труда характеризуютсяхозяйственные товарищества.
Проведенный анализ свидетельствует, что в условияхобострения экономического кризиса наиболее уязвимой сферой деятельностипредприятия является воспроизводство  производственного аппарата. Этот процесс ухудшился как в   государственном секторе, так и напредприятиях негосударственных форм собственности. Однако, у последнихвыявилось больше возможностей для приспособления к ситуации, которая сложилась.Особенно это касается акционерных обществ, которые значительную   часть прибыли направляли на целипроизводства. Вместе с тем эта прогрессивная форма хозяйствования не смогла вполной мере проявить свои позитивные возможности. Что касается аренды, то ееследует рассматривать как способ постепенной приватизации, с формированием производствана основе собственности работников (персонифицированной собственности) сдовольно высоким уровнем мотивации к труду. Необходимо создать аренднымколлективам более благоприятствующие условия для функционирования (преждевсего, это касается права выкупа и размера арендной платы).
Для осуществления мониторинга процессов преобразованияотношений собственности и эффективного функционирования предприятий впостприватизационный период важно усовершенствовать классификацию формхозяйствования и расширить государственную статистическую отчетность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.