--PAGE_BREAK--Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии. Информация о состоянии здоровья ребенка должна содержаться в специальном медицинском заключении о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданном экспертной медицинской комиссией, которое прилагается к представляемому в суд заключению органов опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка. По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.
СК (п. 4 ст. 124) отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами РФ и проживающим на территории РФ, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями – иностранными гражданами.
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства. Данные ограничения соответствуют ст. 21 Конвенции о правах ребенка.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимся родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено п. 1 ст. 126 СК, учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения. Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» такой учет осуществляется путем формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который состоит из регионального и федерального банков данных.
Отдельные нормы о порядке учета лиц, желающих усыновить детей, содержатся в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение), что в целях обеспечения единства государственной политики в области усыновления детей должно быть принято во внимание органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке (внесении изменений) нормативных правовых актов по данному вопросу. Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в соответствии с разд. II Правил передачи детей на усыновление (удочерение) является заключение органа опеки и попечительства об их возможности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных ст. 127, 128 СК. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства заявления лиц, желающих усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.
Орган опеки и попечительства изучает представленные заявителем документы и проводит детальное обследование условий его жизни. Акт о результатах обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, имеет важное значение как на первоначальной стадии (при решении вопроса о постановке на учет лиц в качестве кандидатов в усыновители), так и последующем. Не случайно, что он включен законом в число документов, подлежащих обязательному изучению судом при рассмотрении дела об усыновлении (ст. 272 ГПК).
На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лица, желающего усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение о его возможности быть усыновителем.
При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого органом опеки и попечительства им предоставляется информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также выдается направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения). Документ о постановке гражданина на учет в качестве кандидата в усыновители в последующем обязательно прилагается к подаваемому в суд заявлению об усыновлении (п. 7 ч. 1 ст. 271 ГПК).
Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 127 СК усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст. 21, 27 ГК), поскольку установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем. Помимо этого усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности. Закон (ст. 127 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица, в возможности которых обеспечить надлежащее воспитание детей имеются по соответствующим причинам серьезные и веские сомнения.
Федеральным законом от 27 июня 1998 г. №94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» для усиления гарантий соблюдения законных прав и интересов усыновляемых детей к лицам, которые не могут быть усыновителями, были также отнесены:
а) лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель).
б) лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Пригодность жилого помещения (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома на праве собственности или на праве найма) для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством;
в) лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. В российском уголовном праве судимость – юридическое последствие осуждения за преступление, один из элементов уголовной ответственности.
Итак, право на усыновление признается за совершеннолетними лицами обоего пола, если они не входят в число лиц, которым запрещено быть усыновителями. Усыновителями могут быть как супруги, так и одно лицо, причем как состоящее в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющееся совершенно посторонним для усыновляемого ребенка. Однако на практике усыновителями чаще всего становятся супружеские пары, лишенные возможности иметь собственных детей.
При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка (п. 3 ст. 127 СК) при условии обязательного соблюдения названных выше требований закона к личности усыновителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенка.
СК не только требует, чтобы усыновители были совершеннолетними дееспособными гражданами, но и устанавливает, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна составлять не менее шестнадцати лет (п. 1 ст. 128 СК). Если ребенка усыновляют оба супруга, то, как следует из п. 1 ст. 128 СК, разница в возрасте между ними и ребенком не имеет значения.
К условиям усыновления ребенка закон относит получение согласия установленного круга лиц:
а) родителей ребенка или лиц, их заменяющих;
б) самого ребенка, достигшего возраста десяти лет;
в) супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.
В ряде случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 130 СК), допускается усыновление детей без согласия их родителей (если родители неизвестны, недееспособны, лишены родительских прав и т.д.)
Согласно ст. 29 ГК недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Именно поэтому их согласия на усыновление ребенка не требуется.
Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они лишены судом родительских прав. Закон допускает усыновление ребенка без согласия родителей в случаях, если они: во-первых, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком; во-вторых, уклоняются от его воспитания и содержания; в-третьих, пренебрегают своими родительскими обязанностями по причинам, признанным судом неуважительными. Все три обстоятельства, как следует из содержания ст. 130 СК, должны быть в совокупности.
Если ребенок находится под опекой (попечительством), на воспитании в приемной семье, то для его усыновления требуется согласие опекуна (попечителя) ребенка, его приемных родителей или руководителя воспитательного учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей (п. 1 ст. 131 СК). Согласие указанных лиц на усыновление ребенка должно быть выражено в письменной форме.
Для усыновления детей, которые находятся в приемных семьях, необходимо получить согласие приемных родителей, которые несут ответственность за воспитание ребенка (ст. 151, 152 СК). Причем если усыновление состоится, то по инициативе органа опеки и попечительства договор о передаче ребенка в приемную семью досрочно расторгается (п. 2 ст. 152 СК).
В случае нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в воспитательном, лечебно-профилактическом или другом детском учреждении (независимо от его ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), на усыновление ребенка требуется согласие руководителя (т.е. администрации) указанного учреждения. Это связано с тем, что согласно ст. 147 СК и п. 4 ст. 35 ГК администрацией указанных учреждений выполняются обязанности опекуна (попечителя) ребенка. Такое согласие должно быть основано на детальном ознакомлении администрации воспитательного учреждения с личностью и документами усыновителя, выяснением отсутствия противопоказаний к усыновлению.
Во избежание возможных споров согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, на усыновление детей должно быть дано в письменной форме (без нотариального удостоверения).
Необходимым условием усыновления является получение согласия на усыновление ребенка, достигшего десятилетнего возраста (ст. 132 СК). При отсутствии согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет, усыновление против его воли является недопустимым.
При усыновлении на территории РФ гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином, документ о согласии ребенка на усыновление необходимо представить в суд только в том случае, если это требуется в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является ребенок, и (или) международным договором РФ (п. 1 ст. 165 СК; ч. 3 ст. 271 ГПК).
В соответствии со ст. 125 СК усыновление детей производится в судебном порядке. Судебный порядок усыновления является новеллой семейного законодательства. Он введен в целях усиления гарантий прав детей, оставшихся без попечения родителей, и соответствует мировой практике судебного порядка усыновления. Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, так как суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.
После принятия заявления об усыновлении ребенка судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка (п. 2 ст. 125 СК, ч. 1 ст. 272 ГПК). Такое заключение дается по результатам проведенного органом опеки и попечительства обследования, в ходе которого выясняются мотивы усыновления детей, имеющих родителей, причины дачи родителями согласия на усыновление, возможность передачи детей на воспитание усыновителям с учетом индивидуальных особенностей последних (дедушке и бабушке; семьям, имеющим своих детей; родственникам, ранее не осуществлявшим воспитание и содержание усыновляемого и не проявлявшим заботы о нем и т.п.).
Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган загса по месту принятия решения для государственной регистрации усыновления ребенка (п. 3 ст. 125 СК, ч. 3 ст. 274 ГПК), которая является обязательной и имеет существенное значение для охраны его прав и интересов, юридически подтверждая факт усыновления.
В соответствии с п. 1 ст. 134 СК за усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия. Отсюда следует, что удовлетворение судом просьбы усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка не влечет обязательное изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка. При этом правовое положение усыновленного ребенка, сохранившего свою фамилию, имя, отчество, не отличается от правового положения усыновленного, которому присвоена фамилия усыновителя, изменены отчество или имя.
Вопрос об изменении ребенку имени, отчества и фамилии решается судом согласно п. 2 ст. 134 СК по просьбе усыновителей при рассмотрении дела об усыновлении. Такая просьба усыновителей, как правило, вызвана их стремлением сохранить тайну усыновления и желанием, чтобы ребенок, который принимается в семью как родной, носил их фамилию, отчество по имени усыновителя и имя, выбранное усыновителями.
Просьба усыновителей об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка указывается в заявлении в суд об усыновлении ребенка (ст. 270 ГПК). Как следует из содержания п. 2 и 4 ст. 134 СК суд должен удовлетворить соответствующие просьбы усыновителей, если только против изменения фамилии, имени, отчества не возражает усыновляемый ребенок, достигший возраста десяти лет.
По просьбе усыновителя может быть изменена дата рождения усыновленного ребенка. Время рождения усыновленного ребенка может быть указано ранее или позднее его действительного рождения, но в пределах трехмесячного срока.
Изменение даты рождения ребенка производится только:
а) в целях обеспечения тайны усыновления;
б) при усыновлении ребенка в возрасте до одного года.
В частности, возраст усыновляемого ребенка может бытьизменен: в случае имитации усыновительницей беременности; при наличии в семье ребенка, возраст которого отличается отвозраста усыновленного менее чем на девять-десять месяцев; при желании сохранить дату рождения умершего кровного ребенка путем изменения даты рождения усыновленного ребенка в пределах установленного трехмесячного срока.
В целях обеспечения тайны усыновления может быть изменено и место рождения усыновленного ребенка
При вынесении решения об усыновлении суд одновременно должен принять положительное или отрицательное решение по просьбе усыновителей (усыновителя) об изменении даты и места рождения ребенка (п. 2 ст. 135 СК), о чем указывается в резолютивной части решения об усыновлении.
На основании полученной копии решения суда об усыновлении ребенка и соответственно об изменении даты и (или) места рождения усыновленного ребенка орган загса вносит необходимые изменения в актовую запись о рождении ребенка и выдает новое свидетельство о его рождении.
Усыновители, по их просьбе, могут быть записаны в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (п. 1 ст. 136 СК). В отдельных случаях судом может быть отказано усыновителям в такой просьбе.
Приравнивание законом усыновленного ребенка к родным детям усыновителя означает, что усыновители, как и родители, имеют право и обязаны заботиться о воспитании и всестороннем развитии усыновленного ребенка (ст. 63 СК). Усыновители также обязаны содержать своих усыновленных детей (ст. 80, 85 СК), что предполагает возможность взыскания с усыновителей алиментов на усыновленных детей в случае неисполнения ими этой обязанности. Соответственно трудоспособные совершеннолетние усыновленные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи усыновителей и заботиться о них (ст. 87 СК).
Как законные представители несовершеннолетних усыновленных детей усыновители совершают гражданско-правовые сделки от имени усыновленных детей, не достигших возраста четырнадцати лет (малолетних), или дают согласие на совершение сделок усыновленными детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26, 28 ГК). Усыновители в установленном законом порядке несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним усыновленным ребенком в возрасте до четырнадцати лет (ст. 28, 1073 ГК), если не докажут, что вред причинен не по их вине. Если же вред причинен усыновленным ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то его усыновители несут субсидиарную (дополнительную) ответственность при отсутствии у усыновленного ребенка доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 26, 1074 ГК).
продолжение
--PAGE_BREAK--Правомочия усыновителей по управлению имуществом усыновленного ребенка такие же, как у родителей, и регламентируются ст. 60 СК, ст. 37 ГК.
В соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленный и его потомство, с одной стороны, и усыновитель и его родственники – с другой, приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам). Таким образом, усыновленные дети после смерти усыновителей, а усыновители после смерти усыновленных детей являются наследниками первой очереди. С другой стороны, усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства. Из этого правила есть исключение: если усыновленный сохраняет по решению суда отношения с одним из родителей или другими родственниками по происхождению, то усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти этих родственников, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства. При этом ГК не исключается право наследования по закону у усыновленного и его потомства после смерти усыновителя и его родственников, а у усыновителя и его родственников после смерти усыновленного и его потомства (п. 1 ст. 1142, ст. 1147 ГК).
Усыновитель вправе вселить в жилое помещение усыновленного ребенка. Усыновленные дети имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца (усыновителя) наравне с родными детьми, а усыновители – наравне с родителями без каких-либо дополнительных условий, тогда как отчим и мачеха имеют право на такую пенсию только в тех случаях, если они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.
С вступлением решения суда об усыновлении ребенка в силу усыновители приобретают право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Так, работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения семидесяти календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка (а при усыновлении двух и более детей – ста десяти дней со дня их рождения) и, по их желанию, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В случае усыновления ребенка обоими супругами указанный отпуск предоставляется одному из супругов по их усмотрению (ст. 257 ТК). Отпуск по уходу за усыновленным ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован полностью либо по частям также бабушкой, дедушкой или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком (ст. 256 ТК). За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы (должность).
Усыновители (один из них) также имеют право на единовременное пособие при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев в размере, установленном федеральным законом. В случае усыновления двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.
Усыновители имеют право и на другие виды пособий на усыновленных детей (на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за усыновленным ребенком до достижения им возраста полутора лет, на ежемесячное пособие на ребенка до достижения им шестнадцати лет, а на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не позднее чем до достижения им восемнадцати лет, в размере, установленном федеральным законом.
На одиноких усыновителей (мужчин, женщин) распространяются все гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством
СК предусматривает установление правоотношений не только между усыновленным ребенком (и его потомством) и усыновителями, но также между усыновленным ребенком (и его потомством) и родственниками усыновителей. По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 137 СК, усыновленные дети утрачивают все личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и иным родственникам по происхождению. Такое правовое последствие наступает во всех случаях, когда ребенка усыновляют супруги, и он приобретает как отца, так и мать.
Дела об отмене усыновления рассматриваются судом в порядке искового производства (ст. 275 ГПК). Обязательное участие в рассмотрении таких дел должен принимать орган опеки и попечительства, так как они относятся к категории споров, связанных с воспитанием детей (п. 2 ст. 140 СК).
Рассматривая основания к отмене усыновления ребенка, необходимо подчеркнуть, что отмена усыновления допускается СК лишь тогда, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. Эти основания указаны в п. 1 ст. 141 СК (уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них родительских обязанностей; жестокое обращение с усыновленным ребенком, и т.д.). Названные обстоятельства являются основаниями и для лишения родительских прав.
Суд, исходя из п. 2 ст. 141 СК, вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка (отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного; умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка; восстановление дееспособности родителей ребенка, и т.п.) Суд вправе отменить в указанных случаях усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет.
К лицам, имеющим право требовать отмены усыновления, относятся: родители ребенка; усыновители ребенка; усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет; орган опеки и попечительства; прокурор.
Отмена судом усыновления в соответствии с п. 1 ст. 143 СК влечет за собой прекращение взаимных личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителя) и восстановление взаимных прав и обязанностей ребенка и его родителей (родственников родителей). Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления (п. 3 ст. 140 СК), т.е. на будущее время.
3. Опека и попечительство над детьми
Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123, 145 СК, п. 1 ст. 35 ГК, ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т.е. по своей сути является комплексным. В ГК (гражданском кодексе) нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В СК нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В СК соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:
а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, т.е. детьми, не достигшими четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 32 ГК), а попечительство – над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 33 ГК). Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан.
Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются ГК и в соответствии с его п. 1 ст. 35 относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения не входящие в систему органов, государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК).
Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК). Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение граждан к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике такое согласие выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства.
В СК и ГК установлены определенные требования к лицам, назначаемым опекунами или попечителями. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане (п. 1 ст. 146 СК, п. 2 ст. 35 ГК). Закон запрещает быть опекунами (попечителями) по причине неспособности надлежащим образом обеспечить семейное воспитание ребенка:
а) несовершеннолетним лицам независимо от приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия;
б) недееспособным лицам;
в) лицам, лишенным родительских прав;
г) лицам, страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией;
д) лицам, ранее отстраненным от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;
е) лицам, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченным в родительских правах;
ж) бывшим усыновителям, если усыновление было отменено по их вине;
з) лицам, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка (п. 3 ст. 146 СК).
Орган опеки и попечительства не вправе назначить опекуном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Требования к состоянию здоровья опекунов (попечителей) не отличаются от соответствующих требований, предъявляемых к лицам, желающим стать усыновителями. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать опекунами (попечителями), определен Министерством здравоохранения РФ.
При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства:
а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя);
б) его личные и нравственные качества;
в) отношения между ним иребенком, нуждающимся в опеке или попечительстве;
г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);
д) если это возможно, желание самого ребенка.
Соблюдение предусмотренных ГК и СК требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи.
На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т.п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка. Однако и в этом случае закон неделает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.
Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т.п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечительства кандидатуру опекуна (попечителя).
Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.
Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ст. 39 и 40 ГК. Опека над малолетним подопечным автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного, решения об этом (п. 2 ст. 40 ГК).
Без особого решения прекращается попечительство над несовершеннолетними по достижении ими возраста восемнадцати лет (п. 3 ст. 40 ГК). Другими основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними могут являться вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21 ГК) или его эмансипация (ст. 27 ГК), т.е. объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.
Опека и попечительство могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение (организацию) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК). При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (п. 2 ст. 39 ГК).
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким обращением с ребенком, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
продолжение
--PAGE_BREAK--Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153СК).
Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
В соответствии с п. 1 ст. 123 СК одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дом ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
К образовательным (воспитательным) учреждениям, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся такие учреждения, как детский дом для детей раннего, т.е. с полутора до трех лет возраста, дошкольного возраста, школьного возраста, смешанный; детский дом – школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии; а также санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в том числе в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением) в случаях отклонения от норм или общественно опасного поведения, включая совершение правонарушения. При этом на них распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что около 60% детей с отклонениями (в 1999 г. – 201,1 тыс. человек) проживают именно в специальных воспитательных (коррекционных) учреждениях различного типа.
Если ребенок отказывается проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то он может быть помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, – социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (далее – воспитательные учреждения), опекуны (попечители) не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК, п. 1 ст. 147 СК). Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а именно на администрацию этих учреждений. Разграничить функции воспитательного учреждения по воспитанию, образованию ребенка и осуществлению над ним опеки (попечительства) весьма сложно.
В случае временного помещения ребенка, уже находящегося под опекой или попечительством, в воспитательное учреждение права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка не прекращаются (ч. 2 п. 1 ст. 147 СК).
Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 147 СК). Формы такого контроля законом прямо не определены и на практике могут выражаться в посещении работниками органа опеки и попечительства воспитательных учреждений в ознакомительных целях, обследовании условий жизни и быта воспитанников, разрешении жалоб и заявлений, составлении в необходимых случаях актов, направлении запросов о представлении сведений о деятельности учреждения и т.п.
Особенности создания и функционирования детского дома семейного типа определяются Правилами организации детского дома семейного типа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №195.
Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 147 СК). Под выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Законодательством РФ предусмотрены меры по социальной адаптации и материальному обеспечению выпускников воспитательных учреждений. В частности, при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования им выдается воспитательным учреждением комплект сезонной одежды и обуви по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременное денежное пособие в размере, установленном Федеральным законом (п. 4 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В случае трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности они обеспечиваются за счет средств воспитательных учреждений одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере, установленном Федеральным законом. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Администрации воспитательного учреждения предоставлено право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Кроме того, выпускники воспитательного учреждения, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждения в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению Совета воспитательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном учреждении (п. 7 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Вопрос о бытовом устройстве, определении на работу или учебу (исходя из образования и возраста) выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением может быть решен органом местного самоуправления и комиссией по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника с учетом конкретных жизненных обстоятельств.
Защита прав выпускников воспитательных учреждений органом опеки и попечительства включает не только проверку выполнения администрацией воспитательного учреждения обязанностей по материальному обеспечению выпускников и по выдаче им необходимых документов, но и принятие мер по их трудоустройству, обеспечению жильем, выплате положенных пенсий, пособий и т.п. Если выпускнику не исполнилось восемнадцать лет, то орган опеки и попечительства может назначить ему попечителя. В том случае, когда попечитель не подыскан, функции попечителя возлагаются на орган опеки и попечительства. По достижении выпускником учреждения совершеннолетия орган опеки и попечительства должен оказывать ему помощь в реализации и защите прав, предоставляемых законом лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения совершеннолетия, а потому имеют прямое отношение и к выпускникам воспитательных учреждений. В основном эти льготы касаются поступления и обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Во время обучения во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими образовательного учреждения (п. 3 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). При условии успешной сдачи всех экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии студентам образовательных учреждений из числа данной категории лиц в обязательном порядке назначается государственная (муниципальная) социальная стипендия. С 1 января 1998 г. размер стипендии, выплачиваемой обучающимся из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), увеличен не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. Кроме того, им также должно выплачиваться 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует их лечению (п. 9 ст. 6 Закона о дополнительных гарантия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае расторжения заключенного контракта с образовательным учреждением они освобождаются от возмещения причиненных учебному заведению и работодателю до получения диплома затрат, связанных с установлением им государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот на условиях и в порядке, определенных контрактом.
Права детей, находящихся под опекой (попечительтвом)
Перечень прав детей, находящихся под опекой (попечительством), дан в ст. 148 СК и включает в себя права как личного, неимущественного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в ст. 148 СК лишь конкретизируются положения гл. 11 СК о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). В то же время специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
а) воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
б) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
в) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
г) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
д) защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя);
е) обладание правами, предусмотренными ст. 55 и 57 СК (т.е. правом на общение с родителями и другими родственниками, правом выражать свое мнение).
Предусмотренное ст. 148 СК право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной ГК (п. 3 ст. 36) обязанностью опекунов (попечителей) заботиться о содержании своих подопечных. Для исполнения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без предварительного разрешения, органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 1 ст. 37 ГК). Распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспечивает ему необходимые условия для содержания. В свою очередь, государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, и тем самым создает необходимые условия для их содержания.
Отдельно в ст. 148 СК выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Норма СК о сохранении за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение базируется на положениях гражданского и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК, ст. 3 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации). Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего ребенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.
Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены семьи (п. 3 ст. 60 ЖК). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнадцати лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Финансирование расходов на оформление договора передачи в собственность жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние, осуществляется за счет средств местных бюджетов (п. 3 ст. 60 ЖК; п. 5 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).
В ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного жилого помещения, они имеют право по окончании пребывания в соответствующем воспитательном учреждении, у опекунов или попечителей получить его в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК вне очереди. Закон об дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 8), уточняя, это правило, устанавливает, что органы исполнительной власти по месту жительства обязаны предоставить таким детям жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
продолжение
--PAGE_BREAK--