Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Формы государства 2

--PAGE_BREAK--Формально верховная власть в государстве принадлежала двум царям, фактически же она была ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военачальниками, в военное время им принадлежала судебная власть,  они ведали делами культа.
 Законодательную власть осуществлял совет старейшин (герусия). Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета,  избираемых из представителей аристократии  пожизненно.  Высшую  правительственную  власть осуществляла коллегия эфоров, ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль, за деятельностью всех  государственных органов и должностных лиц,  в том числе и царей. Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела, решали вопросы внешней политики, осуществляли набор войск.
Римская аристократическая республика (V — II вв.  до н. э.) Верховной государственной властью в республиканском Риме был — Сенат. Члены сената назначались особо уполномоченными лицами (цензорами), которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Формально  сенат  подчинялся решениям народного собрания,  однако, если решения последнего не соответствовали «интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам,  ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Прерогативой сената являлось  установление  диктатуры,  после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора,  срок полномочий которого, однако,  был  ограничен  шестью месяцам.  Сенат обладал и другими важными полномочиями:  он распоряжался казной и  государственным  имуществом, решал  вопросы войны и мира,  назначал командующих войсками и судебные коллегии.
Заслуга римской государственности состоит в том,  что она оказала большое влияние на характер и структуру  государственной  власти  ряда стран более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского права.  Римские юристы впервые сформулировали важнейший правовой  институт цивилизованного общества — право собственности.
Они подразделяли систему права на две части:  право  частное  и  право публичное. Право включало все те нормы, которые относятся к «положению Римского государства» как целого,  и частное право, регулирующее отношения между отдельными лицами.
По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентскую,    президентскую и  смешанную  (или полупрезидентскую)  республики.
Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским  путем из числа депутатов,  принадлежащих к тем партиям,  которые располагают большинством голосов в парламенте.  Правительство  несет  коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор,  пока располагает поддержкой  парламентского  большинства. В  случае, утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку,  либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.
Как правило,  глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом  парламентского контроля  над  исполнительной властью.  Процедура избрания главы государства в современных парламентарных  республиках  неодинакова.  В Италии, например,  президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании,  но при этом в выборах участвует также  по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании  главы  государства также разделяется с представителями членов федерации.  Так,  в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства.  Выборы главы государства  в  парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права,  что  характерно,  например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике  обладает  довольно обширными полномочиями.  Он обнародует законы,  издает декреты,  имеет  право роспуска парламента,  назначает  главу  правительства,  является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть  и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль, за исполнительной властью.  Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями,  поскольку  он разрабатывает и принимает государственный бюджет,  определяет  перспективы  социально-экономического развития страны,  решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Парламентарная форма  республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает  демократизм общественной жизни,  свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития,  основанного  на началах правовой законности.
Президентская республика -  одна  из  разновидностей  современной формы государственного правления,  которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Перечислим  наиболее  характерные черты президентской республики:
— внепарламентский  метод избрания президента и формирования правительства;
— ответственность  правительства  перед  президентом,  а не перед парламентом;
— более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
 Классическим примером президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с Конституцией США,  в  основе  которой  лежит принцип разделения  властей,  четко  определено,  что  законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — президенту, судебная — Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенных выборов -  через  коллегию  выборщиков.  Количество  выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (Конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием.  Избранным считается кандидат,  получивший абсолютное большинство голосов.
Такой же порядок избрания президента установлен в Российской Федерации с 1991 года.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент,  либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США),  либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании  кабинета или  совета  министров (Франция,  Индия).  Президент наделяется и другими важными полномочиями:  как правило,  он имеет  право  роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение,  утверждает законы путем их подписания, нередко председательствует в правительстве,  назначает членов Верховного суда,  осуществляет право помилования.
В цивилизованных  странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть,  наравне в которой по  принципу  разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек и противовесов,  существующий  в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В современном  цивилизованном  обществе  принципиальных  различий между парламентарной  и президентской формами правления не существует.
Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее  оптимальной  организации общественной  жизни,  гарантированного  свободного  развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.
К числу достоинств президентской республики следует отнести достаточно высокую степень эффективности государственного руководства обществом: ведь президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства.
Во многих государствах были предприняты попытки сочетания черт парламентской и президентской республик с тем, чтобы преодолеть недостатки и сохранить достоинства, присущие этим формам правления. Представляется возможным говорить о «промежуточной» форме правления – полупрезидентской республике, в которой в различных сочетаниях используются элементы, характерные для классических форм правления.  В полупрезидентской республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства по сравнению с президентской республикой, где такой должности может и не быть. В литературе говорится о том, что иногда вообще трудно провести грань между парламентской и президентской республикой (Турция, Перу, Россия, Украина и др.).
Таким образом, после рассмотрения различных форм правления, возможно уточнить понимание принципиальных вопросов организации и деятельности государственного аппарата. Проблема формы правления – это прежде всего проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.
Многие мыслители со времен Платона и Аристотеля занимались поиском наилучшей, совершенной формы правления. Существует ли она? В настоящее время представляется возможным оставить этот вопрос открытым. Нет идеальной, пригодной абсолютно для всех государств модели организации высших органов государственной власти.  Обычно та или иная форма правления складывается исторически в процессе борьбы различных политических сил данного общества.  Такой вывод, однако, не устраняет возможность поиска наиболее адекватной формы правления для каждого конкретного государства.
Формы государственного (административного) устройства Форма государственного  устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства,  которое раскрывает  характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.  В отличие  от  формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
— из каких частей состоит внутренняя структура государства;
— каково правовое положение этих частей и каковы  взаимоотношения их органов;
— как строятся отношения между центральными и местными  государственными органами;
— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства  можно  подразделить на три основные группы: унитарные,   федеративные  и  конфедеративные.
Унитарное государство  — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц,  которые починяются центральным  органам  власти  и признаками государственного суверенитета не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1.  Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные,  исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
2. На  территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится осязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции,  графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований,  внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы  в  унитарном  государстве обладают известной,  а  иногда  и значительной самостоятельностью.  По степени их зависимости от центральных органов унитарное  государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным.  Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники,  которым подчинены местные органы самоуправления.  Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом.  В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной  власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в  Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы — Энджомены.
4. Унитарное государство,  на территории которого  проживают  небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.  В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской  национальности.  В  Судане согласно закону  о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону.  Там создан выборный  региональный народный совет, который формирует исполнительный орган — Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.
5. В унитарном государстве все внешние межгосударственные  сношения осуществляют  центральные органы,  которые официально представляют страну на международной арене.
6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми  осуществляется  центральными  органами   государственной власти.
К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания и др.
Федерация - представляет собой добровольное объединение  нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федерации могут быть образованы в результате договора между ранее независимыми государствами, или путем присоединения к государству  территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к обретению государственности в административно-территориальных или автономных единицах унитарных государств. В мире сейчас насчитывается около двадцати федераций. Это в большинстве своем достаточно крупные государства, расположенные на всех материках – ФРГ,  Россия, США, Австрия, Австралия и т.д.
Федеративное государственное устройство неоднородно.  В различных странах оно имеет свои уникальные  особенности,  которые  определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов,  входящих в союзное государство.  Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты,  которые характерны для большинства федеративных государств.
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п. Субъекты, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, одновременно и федерация – единое суверенное государство.  Суверенность власти означает ее верховенство и независимость на какой-либо территории, а в принципе неограниченность и неделимость.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прогнозирование возможной радиационной обстановки и её оценка
Реферат Морфология человека
Реферат Исторический аспект введения нового государственного праздника в Р
Реферат О содержании понятия "мёртвые языки"
Реферат Око, глядящее в окно
Реферат Шпоргалги по литературе
Реферат История развития фотографии и фототехники
Реферат Состояние и развитие агропромышленного комплекса России
Реферат Классификация бухгалтерских балансов организации и порядок их составления и применения в хозяйст
Реферат Оборона Брестской крепости
Реферат Испытание РЭСИ на грибоустойчивость, устойчивость к воздействию термитов, грызунов, сернистого газа, коррозионно-активное воздействие
Реферат 1. Послание -поздравление от высших сил любви, добра и света вселенной и творца первозданного в канун наступающего 2005-го нового года родные наши Ласточки-Спасатели Земные!
Реферат Единый налог на вменённый доход объект применения и порядок налогообложения
Реферат Охрана окружающей среды: атмосфера, гидросфера, литосфера Севастополя
Реферат Анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации