Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Управление в различных сферах жизнедеятельности человека

--PAGE_BREAK--1.2. Основные сферы жизнедеятельности человека


Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему и обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. Общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно объективно стремится к достижению определенной цели, состоящей из множества подцелей.

В обществе субъект управления на основе имеющейся у него информации о состоянии окружающей среды и самого общества формулирует команды объекту управления, обязательные к исполнению, о дальнейших его взаимодействиях с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью. В управленческой цепочке существует также и обратная связь – информация о полученных результатах и степени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления. От того, насколько верной окажется корректировка им целей и практических действий, будет зависеть в конечном счете судьба общества как системы.

Общественный человек осваивает окружающую действительность тремя возможными способами: посредством чувственно-практического освоения, теоретического освоения и, наконец, ценностного освоения. Все эти три способа обретают свой истинный смысл и свое назначение, когда общество функционирует, действует, преследует вполне конкретные цели.

Важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы является сфера материального производства. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание может приобретать самую разную форму – существовать в виде науки, магии, традиций, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц – жрецов, деятелей церкви, ученых.

Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются прежде всего философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет представления о значимости, ценности тех процессов, явлений или предметов для жизни общества, его собственной жизни, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.

Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем способам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на наличие еще одной всеобщей сферы – сферы управления общественными процессами, т. е. управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом, несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма.

И, наконец, последней (пятой) всеобщей сферой жизнедеятельности людей является собственно социальная сфера. В этой сфере происходит потребление человеком того, что создается людьми в производственной сфере – в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа[5].

Таковы пять основных сфер жизнедеятельности людей в обществе:

1) материальное производство;

2) сфера производства теоретического знания (наука);

3) сфера оценивающей деятельности;

4) управление общественными процессами (политическая сфера)

5) социальная сфера.

И в каждой из этих сфер управление осуществляется со своими особенностями, рассмотрим их в следующей главе.

Глава 2. Управление в различных сферах жизнедеятельности человека
2.1. Особенности управления в сфере материального производства
Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Хотя точнее было бы сказать, что производственные отношения между людьми выступают той социальной формой, которая и делает возможным сам процесс их совместной трудовой деятельности. Наконец, труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм реализации человеком своих жизненных сил и способностей.

Для управления производственной сферой наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе такого управления, зависят от типа производственной организации и её размеров организации, от сферы деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

Управление в производственной сфере предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию различных ресурсов для достижения ею своих целей. Управление здесь не эквивалентно всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри производственной организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т. п[6].

Финансовый механизм в управлении производственной сферой является наиболее действенным рычагом стимулирования её развития. Элементами финансового механизма является: бюджетное, налоговое регулирование, а также стимулирование эффективной занятости посредством заработной платы. Ведь при совместной работе ассоциированных собственников возможность выработки управленческих команд и готовность их выполнения проистекает из потребности специализированных производителей координировать свои действия с целью наиболее эффективного достижения результатов  этой деятельности. В данном случае отношения управления базируются на заинтересованности участников производственного процесса, являющихся одновременно собственниками средств производства, в получении оптимального конечного результата совместной трудовой деятельности.

Из сказанного следует, что в условиях общественной собственности на средства производства не управление должно стимулировать появление у участников производственного процесса заинтересованности в высоких конечных результатах, а наоборот, заинтересованность в конечных результатах является основой возможности управления. И если этого нет, то причины отсутствия следует искать, в первую очередь, в отношениях собственности. В этом случае противоречие между субъектом и объектом управления находит разрешение в выработке механизма мотивирования, в котором находят отражение потребности субъекта и объекта управления и который является формой воплощения и практической реализации возможностей субъекта управления. При этом для анализа сущности управления исключительно важным является то, что противоречие между субъектом и объектом управления разрешается с установлением механизма мотивирования (вознаграждения) до того, как происходит процесс реализации управленческих команд. Поэтому для субъекта управления исключительно важно найти и применить такой механизм мотивирования, который приведет, в конечном счете, к достижению поставленных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. В то же время следует отметить, что отсутствуют универсальные средства (по-видимому, их и не может быть в принципе), которые могут давать эффективные результаты во всех случаях жизни. Поэтому формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

В том случае, когда объект управления является собственником, возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют над интересами производителя.

Следует отметить, что для того, чтобы экономисты и менеджеры в необходимых структурах находили пути повышения качества и экономии ресурсов, им нужны не общие рассуждения и ориентировочные матрицы, а конкретные формулы зависимости, методы и приемы анализа, прогнозирования и оптимизации. То есть нужно воедино соединить достижения конкурентоспособности объектов.

Таким образом, управление в материально-производственной сфере может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью производственной сферы, ее действиями осуществляется управление, и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же, как систему управления.

Управление, хотя и играет вполне определенную роль в производственной сфере, тем не менее, как бы пронизывает её всю, касаясь и затрагивая практически все аспекты материально-производственной сферы. Однако при всем многообразии управленческих процессов можно достаточно четко установить границы деятельности, которая составляет содержание управления, а также достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности – менеджеров.

Составляющими элементами управляющей подсистемы явля­ются информационное обеспечение, организация выполнения решений (формирование организационной структуры), провер­ка и контроль их исполнения.

Организация управления производственными системами вклю­чает следующие этапы:

•   постановка целей управления, ранжирование их по значи­мости, построение дерева целей;

•   определение функций управления, направленных на реа­лизацию целей;

•   выделение структурных подразделений, реализующих фун­кции управления;

•   формирование управленческих задач, стоящих перед каж­дым структурным подразделением;

•   установление содержания входной и выходной информа­ции для каждого структурного подразделения;

•   оценка трудоемкости сбора, обработки и передачи инфор­мации в каждом структурном подразделении;

•   проектирование системы управления;

•   разработка программы реализации проекта системы управ­ления[7].
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2.  Особенности управления в сфере производства теоретического знания (наука)
Коренное изменение положения науки в современном обществе делает не только возможной, но и практически актуальной постановку вопроса о науке как особой всеобщей сфере жизнедеятельности общества. Ранее уже отмечалось, что научное знание и оценочное знание принципиально отличны друг от друга. Научное знание отображает объективно существующие закономерности реальной действительности. Оно выполняет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое знание. Оценивающая деятельность имеет своей целью определение значимости тех или иных явлений действительности, в том числе научных теорий, для удовлетворения потребностей человека, для реализации его жизненных сил и собственных устремлений.

Тенденции развития современного общества ведут, с одной стороны, ко все большему взаимопроникновению науки и ценностей, а с другой – к признанию за ними права на самостоятельное существование. Наука все очевиднее утверждает себя в качестве самостоятельной сферы общественной жизни, что открывает перед ней неограниченные возможности для свободного развития. Следовательно, все актуальней становится вопрос об управлении в этой сфере жизнедеятельности человека.
Основные принципы управления в научной сфере:

-       определение приоритетных направлений научно-технической деятельности;

-       разработка научно-технических программ по решению проблем в рамках приоритетных направлений;

-       выделение гарантированной доли финансирования на научную деятельность в интересах той или страны или организации;

-       распределение этих средств по научным программам и проектам на основе конкурсов;

-       управление научной деятельностью со стороны органов государственной власти законодательными и экономическими методами без вмешательства в научную работу;

-       концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;

-       стабильность финансирования определенных научно-технических программ и проектов;

-       привлечение научной общественности к решению проблем управления научной деятельностью;

-       гласность и открытость информации в расходовании средств, выделяемых на научную деятельность;

-       поддержка предпринимательства и конкуренции в сфере науки, противодействие недобросовестной конкуренции;

-       сохранение научного потенциала при конверсии;

-       стимулирование научной деятельности через систему налоговых, кредитных, амортизационных, таможенных и других экономических льгот;

-       ответственность субъектов научно-технической политики за принятые решения, за их несвоевременное принятие или непринятие;

-       ответственность органов управления научной деятельностью за нарушение прав субъектов научной деятельности;

-       разделение функций по принятию решений, их исполнению, экспертизе и контролю за их выполнением;

-       право налогоплательщиков знать, как расходуются бюджетные средства, выделяемые на научную деятельность[8].

Занятия наукой во всех развитых странах стали массовой профессией. Миллионы людей заняты производством и передачей знаний посредством информационных сетей к месту потребления – в университеты, производственные объединения, фирмы, государственные учреждения. Постиндустриальное общество – это общество, основанное на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого развития экономики и всего общества. Между тем, в России в 1992 г. государство отказалось от функций управления наукой, предприняв кардинальный шаг по самой жесткой из возможных схем реформ. Финансирование прикладной, ведомственной науки, в связи с ликвидацией самих ведомств, было прекращено, а большинство ведомственных НИИ были или акционированы и пытались выжить самостоятельно, частью распавшись на малые предприятия и т.п., или были ликвидированы.

И лишь в последние годы в России были сделаны попытки найти новые формы управления и финансирования науки. Так, управление научно-технической деятельностью в нашей стране базируется на следующих принципах:

1. На совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов общих вопросов науки, их реализации путем разделения компетенции и ответственности в сфере науки и научной деятельности между Российской Федерацией и регионами и направлено на сохранение и развитие научно-технического потенциала регионов в их интересах и интересах Российской Федерации.

2. Управление научной деятельностью осуществляется на основе принципа государственного областного регулирования, составляющего основу региональной научно-технической политики, разрабатываемой с учетом предложений научной общественности.

3. Участие регионов в разработке перспектив научно-технического развития Российской Федерации, составлении и реализации соответствующих федеральных и региональных программ, образовании на добровольной основе совместно с другими субъектами Федерации фондов регионального развития, инновационного, природоохранного и других фондов для финансирования федеральных и региональных научно-технических программ; участия органов власти регионов в разработке законодательства Российской Федерации о научной деятельности и федеральной научно-технической политике, разработке федерального бюджета в части финансирования научной деятельности и реализации их на территории субъектов Российской Федерации.

4. Регионы на своей территории в пределах своей компетенции устанавливают порядок осуществления научно-технических программ и привлечения инвестиций для научной деятельности и инновационных проектов и обеспечивает их защиту.

5. Принятие управленческих решений осуществляется в рамках своей компетенции субъектами научной деятельности и научно-технической политики и предусматривает ответственность с учетом специфики форм риска в научной деятельности: финансового, связанного с непредсказуемостью результатов научной деятельности; профессионального, требующего квалификации; социального, связанного с возможностью влияния результатов научной деятельности на экономическое, социальное, культурное, духовное состояние общества и на среду обитания.

6. Проекты законодательных актов и управляющие решения в сфере науки области принимаются с привлечением научного сообщества для их независимой экспертизы и предварительного обсуждения.

Но, по существу, единственным принципиальным шагом по реформированию сферы науки за прошедшие годы было учреждение государственных научных фондов, осуществляющих конкурсное финансирование научных разработок (Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и других).
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3.  Особенности управления в сфере оценивающей деятельности
Можно без преувеличения сказать, что научное знание стремительно проникает во все стороны жизни и общества, и самого человека. Но это «онаучивание» не должно порождать веры в способность науки решить в будущем все сложнейшие проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. Наука не всемогуща не только потому, что она не разрешила еще множества загадок природы. Ведь далеко не все смысложизненные для человека проблемы могут вообще быть предметом бесстрастного интеллектуального анализа. Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.

Оценочное суждение приводит в конечном счете к рождению ценности, которая может оказаться как с положительным знаком, так и с отрицательным. В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной. С одной стороны – идеология, с другой – философия, искусство. Особняком стоит религия, которая может становиться на ту или иную сторону.

Идеология есть совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп лиц – слоев, сословий, классов, профессий или всего общества. В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически. Миллионные массы людей сознательно, а чаще всего неосознанно руководствуются в своей жизни идеологическими оценками. Это тот привычный мир жизненных смыслов и оценок (моральных, политических и экономических), в который погружено бытие отдельного человека. Поэтому управление в данной сфере может играть поистине смыслоопределяющую роль в жизни человека. Управление в ценностной сфере также может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Как организуется этот процесс, описал бывший президент Кении Джомо Кениате: «Когда прибыли миссионеры, у африканцев была земля, а у миссионеров – Библия. Они научили нас молиться, закрыв глаза. Когда мы открыли глаза, земля оказалась у них, а Библия -  у нас»[9]. Аналогичный сценарий, с использованием мифа о демократии, использовался во время перестройки в СССР. Еще более яркий пример управления идеологией является само существование СССР. Когда управляющий аппарат смог не только внедрить новую идеологию, но с помощью неё управлять целой страной. Вообще отвечая на вопрос, зачем нужна идеология можно сказать, что она позволяет достигать большей управляемости меньшими усилиями. 

«Доктрина борьбы и обещание спасения». Это одно из очень точных политологических определений идеологии, как механизма. Из него вытекает необходимость определения двух вещей: идеального будущего и доктрины борьбы за достижение этого будущего.

Если рассматривать идеологию в рамках государства, то она определяет с кем бороться (образ Врага) и какими способами.  Следовательно, идеология предполагает непременное наличие Врага — если врага нет, его нужно придумать. Враг может быть внешним – какое либо государство или внутренним – предатели. Естественно каждый из списков может ранжироваться – т.е. есть враги. Образ врага является одним из ключевых понятий в идеологии, но для того чтобы он работал,  требуется также приложить немало усилий.

Во-первых, образ Врага должен быть ярким и вызывать искренние негативные эмоции, а возможные его положительные, нейтральные стороны должны списываться на его коварство и хитрость.

Во-вторых, люди должны верить, что Враг действительно опасен и при его победе каждый может пострадать лично. А также что угроза реальна и близка (Враг у ворот).

В-третьих, должен быть соблюден баланс между абстрактностью и конкретностью Врага, плюс по возможности представители Врага должен быть персонифицированы в конкретных людях. 

В-четвертых, нельзя допускать ситуации, когда все враги побеждены или по каким-то причинам перестали быть врагами – это расслабляет. Ситуация может быть проиллюстрирована ситуацией развала Советского Союза, потерявшего в результате перестройки и гласности своего основного врага США, и наоборот США удачно переключившегося вначале на Ирак, а потом на неуловимых террористов-смертников. 

Вообще образ Врага (именно образ) создаваемый в рамках идеологической модели показывают реципиентам этой идеологии, какие черты или характеристики считаются неприемлемыми в рамках данной модели (мир наживы и капитала, акулы капитализма). И наоборот образ Героя вбирает в себя все те положительные стороны, которые каждый из потребителей идеологии должен в себе развивать (например, смелость или честность или находчивость). Т.е. образ Врага служит кроме всего прочего отрицательной ролевой моделью[10].

Далее доктрина борьбы определяет допустимые и предпочитаемые средства и правила, по которым ведутся сражения. Конвенциональность средств может определяться законом, некими этическим нормами и правилами, другими критериями.   Некоторые, достаточно эффективные средства ведения бизнеса на основании этих критериев могут исключаться.

Обещание спасения или «светлое будущее» должно быть описано, доступно и понятно большинству людей (для разных слоев может применяться различный язык описания от простого «при коммунизме денег не будет», или «каждой семье отдельную квартиру» до сложных социо-экономических и философских выкладок). Это описание должно мобилизовать людей, должно являться стимулом напряжения сил сейчас при условии что блага и прочие «пряники» во многом будут потом, в этом светлом будущем.

«Требуй невозможного, получишь максимум»[11]. Это также одна из характеристик построения идеального будущего. Т.е. оно в принципе должно быть достижимым лишь при полном напряжении всех сил и ресурсов прямо сейчас (стахановские методы работы, пятилетку в три года).

Ну и конечно должна прослеживаться четкая установка «вот победим врага – тогда заживем». Кстати подобная схема мотивации очень эффективна и известна с древности, когда за морковкой висящей перед носом постоянно приходится тянуться, а удары хлыста подгоняют сзади.
Колоссальную роль в жизни людей играет духовный аспект. Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют критико-рефлексивную функцию в обществе, прежде всего по отношению к государственной идеологии или ее заменителям, хотя их роль в общественной жизни к этой функции не сводится. Идеология, с одной стороны, философия и искусство – с другой, будучи духовно-практическими видами деятельности, как раз и позволяют, каждая по-своему, связать воедино все сферы жизни общества, в том числе науку и материальную практику. По мере развития сфер науки и материального производства роль ценностного освоения мира не только не понижается, но, напротив, возрастает. В этой сфере управление осуществляется на более тонком, культурном, духовном уровне. Хотя также используются средства, влияющие прежде всего на сознание людей.

Особую роль в сфере ценностной деятельности играет религия. Способность человека к трансцендированию приобретает в ней особую форму. Духовность с религиозной точки зрения есть абсолютная, всеобъемлющая, надындивидуальная реальность. Этот мир, составляющий подлинную основу жизни общества, открывается только верующим. В отличие от философии, апеллирующей к разуму, исходное начало религиозного мировоззрения – вера. Что есть религия? Это определенный набор мировоззренческих идей, который формирует характер человека и определяет его поступки. Чем глубже человек верит в свою религию, тем сильнее его сопротивление любым идеям от его отличающихся.Верующий полностью находится внутри этой реальности, которая открывает ему вечные, неизменные нормы индивидуального поведения, принципы организации общественной жизни, т. е. все то, что называется общественно-нравственным идеалом.

В течение многих столетий религия в разных странах стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти. Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию подчас приводило к появлению теократического государства. Религиозные взгляды, которые навязываются силой государства, ведут к дискредитации религии, к отходу от нее широких масс населения. Государству религия нужна для управления массами. И главной особенностью и залогом успеха является следующее: нужно предложить людям что-то, что являлось бы религией, то есть, было бы мировоззренческой системой, которая соответствовала был целям государства и подчинила человека своим идеалам, тогда процесс управления мог бы идти более эффективно.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соціальні ролі та професійні знання соціального педагога. Система цінностей соціального педагога
Реферат Организация производства молока в СПК КОЛОС
Реферат Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно познавательной мотивации младших школьников
Реферат Безналичный денежный оборот: формы и принципы организации
Реферат Основні категорії та принципи державної політики в галузі охорони праці
Реферат «Ярославль красоты неописанной, всюду Волга и всюду история …»
Реферат Банковская система. Регулирование экономики
Реферат Характеристика маркетинговой политики салона красоты Злата
Реферат Марцевич Эдуард Евгеньевич
Реферат Анализ деятельности Сберегательного банка России
Реферат 220 Транспортные услуги
Реферат 1. Предмет и задачи химии. Место химии в системе естественных наук
Реферат Законодательное регулирование деятельности предприятий и предпринимательства /Украина/
Реферат Прокуратура и отрасли прокурорского надзора
Реферат Муніципальні асоціації в Україні