СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Механизмы управления развитием муниципального образования
1.1 Управление как основная функция в социально-экономическом развитии муниципалитета
1.2 Создание механизмов управления через Концепцию развития муниципального образования
1.3 Целевые программы как механизмы управления развитием муниципального образования
2. Опыт муниципальных образований России в создании механизмов управления процессами социально-экономического развития
3. Механизмы управления развитием города Череповца
3.1 Стратегия развития г. Череповца до 2012 г
3.2 Целевые программы и механизмы достижения намеченных целей череповчан
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В случае, если к комплексному социально-экономическому развитию поселения относятся как к управляемому процессу, то можно говорить об управлении этим процессом. В этом случае мы будем говорить о комплексе согласованных программ развития различных сфер деятельности города, увязанных по ресурсам, срокам и в соответствии с приоритетами.
Цель работы: рассмотреть инструменты управления развитием муниципального образования
Поставленные задачи:
Раскрыть понятие «управление развитием» применительно к муниципальному образованию;
Ознакомиться с содержанием и целями создания Концепции развития муниципалитета;
Рассмотреть сущность целевых программ как основных механизмов управления развитием муниципального образования;
Ознакомиться с опытом муниципальных образований России в создании механизмов управления процессами социально-экономического развития;
На примере нашего родного города дать краткое содержание «Стратегии развития города Череповца до 2012 года»;
Познакомиться с действием целевых программ в городе Череповце и последующими результатами от их внедрения.
Объектом работы будет выступать сама экономическая политика региона.
Предмет исследования – инструменты местной экономической политики.
Литература:
В список литературы включены отечественные авторы, предложенные преподавателем, а также изученные самостоятельно. Также в список литературы были включены электронные Интернет-ресурсы, использованные для подготовки работы.
1. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Управление как основная функция в социально-экономическом развитии муниципалитета
Органы власти всех уровней выполняют не только очевидные функции управления, связанные с текущей деятельностью и процессами на территории, но и осуществляют управление, развитием территории. Несмотря на всю важность текущего управления, функция управления социально-экономическим развитием приобретает все большую значимость. Эта значимость особенно велика в условиях рыночных отношений, ибо без стратегического регулирования со стороны государства бессистемная деятельность хозяйствующих субъектов в лучшем случае способна обеспечить стихийное, несбалансированное, неустойчивое развитие, результаты которого, вероятно, современное общество не удовлетворят.
Поэтому соответствующие органы государственного управления на всех уровнях власти должны проводить системное регулирование регионального развития. Целенаправленно оказывать с помощью имеющихся экономических, административных, информационных, правовых механизмов воздействие на условия, приоритеты и ограничения развития определенных территориальных образований с целью воспроизводства потенциала социально-экономической системы территории.
Органы местного самоуправления должны содействовать созданию новых производств на территории муниципального образования в целях укрепления своего экономического потенциала, увеличения налогооблагаемой базы и появления новых рабочих мест.
Необходимо поддерживать уже имеющиеся производства с целью сохранения рабочих мест и обеспечения дальнейшего роста экономического потенциала муниципального образования. Для этого целесообразно проводить мероприятия по рекламе местных производств, создавать местные зоны хозяйственного освоения для оптимального размещения предприятий, оказывать помощь по профессиональной подготовке, обучению, оказывать помощь при управлении, продаже или сдаче в аренду строений, предоставлять гарантии и поручительства по займам и т.п.
Одной из основных целей государственных органов власти и, в особенности, органов местного самоуправления, как власти, наиболее приближенной к гражданам, является обеспечение необходимых условий для жизнедеятельности населения. Набор важнейших типов потребностей граждан любого государства, которые реализуются в процессе их жизнедеятельности, практически не зависит от отраслей специализации территории. Независимо от того, что производится на предприятиях, данный набор остается практически неизменным и включает в себя такие потребности, как питание, жилье, работа, духовное и физическое развитие, воспитание и обучение детей, специальное образование, охрана здоровья, различные материальные блага и услуги, транспортные средства для перемещения, средству связи для передачи и получения информации и т.п.
Каждый тип потребностей населения можно представить в виде подсистемы, функцией которой является удовлетворение соответствующей потребности. Диспропорции в развитии данных подсистем приводят к снижению реализуемости главной цели общества. Нехватку продовольствия нельзя заменить избытком одежды. Соответственно, провал в развитии одной из функций воспринимается обществом как неудачное развитие всего общества.
В системе можно выделить два вида материальных ресурсов: неперемещаемые (природные ресурсы, основные фонды, стационарная инфраструктура и т.п.) и мобильные (капитал, оборудование, технологии и т.п.), а также человеческие (не просто трудовые ресурсы, но лица, сознательно действующие в рамках установленных социально-хозяйственных механизмов). Для эффективного функционирования системы необходима сбалансированность данных трех факторов.
Так, избыток неперемещаемых ресурсов и трудовых ресурсов при нехватке необходимого оборудования, технологий, финансовых ресурсов, не только не будет способствовать развитию, но, наоборот, будет препятствовать эффективному функционированию системы. В частности, возникнет безработица, производственные фонды будут загружены не полностью, что увеличит расходы общества на ликвидацию данных диспропорций. Аналогично нехватку квалифицированных кадров практически невозможно восполнить избытком материальных ресурсов.
Развитие системы осуществляется как количественно, так и качественно. При количественном развитии происходит простое воспроизводство существующих элементов и объектов системы, например, строительство однотипных двухэтажных домов. После определенного накопления количественных изменений в системе возникает потребность в качественном развитии, в переходе на новый уровень. Так, когда двухэтажные дома перестают обеспечивать необходимую концентрацию населения, или свободного места для их строительства не осталось, возникает либо остановка в развитии поселения, либо начинается строительство многоэтажных домов, которые представляют качественно новый этап в развитии.
Развитие должно быть устойчивым, что подразумевает длительность сохранения основных условий для сбалансированного воспроизводства многостороннего потенциала территории. Недопустимо, чтобы развитие осуществлялось за счет невосполняемой эксплуатации какого-либо из основных факторов — природных ресурсов, населения, существующих производственных фондов. В противном случае исчерпание данного фактора приведет к кризису развития с непредсказуемыми социально-экономическими последствиями.
Научно обоснованное развитие требует осмысленного подхода к решению проблем, существующих на определенной территории. Долгосрочный план развития любой территориальной социально-экономической системы оформляется в виде концепции развития, содержащей стратегии, т.е. совокупность принципиальных направлений долгосрочного развития.
1.2 Создание механизмов управления через Концепцию развития муниципального образования
Целью создания концепции развития является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, то есть стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям. развития.
Анализ проблем:
выявление системных диспропорций и вызывающих их факторов;
анализ механизмов возникновения и воспроизводства диспропорций;
установление связей и взаимозависимостей между проблемами территории;
выявление ключевых проблем, деление проблем на внешние, характерные для всей страны, и внутренние, присущие только данной конкретной территории;
сформулировать границы возможного вмешательства властей данного уровня управления для решения возникших проблем;
определить факторы, воздействуя на которые можно разрешить проблемы;
установить время, необходимое для решения той или иной проблемы;
если в результате анализа выявлены проблемы, возникшие из-за диспропорций во внешних по отношению к данному территориальному уровню механизмах, то они фиксируются и с кратким анализом передаются на вышестоящие уровни, вместе со своим видением оптимального разрешения.
Формулирование целей и стратегий:
на основе произведенного анализа внутренних проблем производится формирование множества целей развития;
осуществляется проверка сформулированных целей на предмет непротиворечивости друг другу, а также целям развития вышестоящих уровней;
производится выработка максимального числа направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;
осуществляется анализ альтернативных источников ресурсов, хозяйственных рычагов, структурных сдвигов, экономических и иных стимулов и т.д., их возможное комбинирование и последовательность использования для достижения целей.
Таким образом, одновременно с разработкой возможных направлений достижения каждой цели формируются и обосновываются требования к ее реализационным механизмам. Общая цель данного этапа — выделение наиболее существенных мер и обеспечение достаточной концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, предотвращение их распыления.--PAGE_BREAK--
Оценка возможных последствий
На данном этапе производится анализ стратегий с позиции:
достижения ранее сформулированных целей;
изменения состояния решаемых проблем территории;
возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.
Оценка последствий предполагает выявление возможной реакции всех элементов системы данного уровня на оказываемые стратегические воздействия. Данный процесс может быть оптимизирован с помощью всестороннего моделирования последствий реализации различных стратегий. При моделировании ситуации целесообразно учитывать возможную реакцию не только внутренних элементов системы, но и возможную реакцию вышестоящих и соседних органов управления. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы, нужно уточнить поставленные цели, решаемые проблемы, изменить стратегии или изменить сроки достижения поставленных целей. В результате из множества допустимых стратегий отбираются только те, которые удовлетворяют целям по качеству последствий.
Выбор оптимальной стратегии
Производится сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий.
Выбор осуществляется с помощью системы критериев, отражающих:
эффективность использования ресурсов;
универсальность стратегии, т. е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде;
комплексность развития;
реализуемость основных функций данного уровня.
На данном этапе необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые применяются в зависимости от прогнозируемых изменений внешних условий в тех или иных границах. Следует провести оценку вероятности и размера подобных изменений во внешней среде и соответственно предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе ее реализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется в действительности.
Соответственно, необходимо наметить и оценить резервы, обеспечивающие достижение сформулированных целей, несмотря на возможные неблагоприятные изменения внешней среды. Кроме того, следует сформулировать возможные события, наступление которых будет означать необходимость полного пересмотра концепции развития.
Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению развитием территории. Поэтому должны быть сформулированы сроки этапов ее реализации и основные параметры, которые необходимо достичь на каждом этапе.
В целом, концепция развития должна содержать стратегию долгосрочного развития и ее краткое обоснование. эффективность их функционирования, этапы реализации стратегии.
По действующему законодательству план развития муниципального сектора экономики должен включать:
перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;
перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
программу приватизации муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут определять дополнительные составляющие и дополнительные требования к плану развития государственного или муниципального сектора экономики. Исполнительные органы местного самоуправления могут разрабатывать долгосрочные целевые программы, которые подлежат утверждению соответствующим представительным органом местного самоуправления. Перечень долгосрочных целевых программ формируется в соответствии с приоритетами, определяемыми прогнозами социально-экономического развития.
Долгосрочная целевая муниципальная программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств, должна содержать технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов реализации программы, наименование органа местного самоуправления — заказчика указанной программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, а также другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.
1.3 Целевые программы как механизмы управления развитием муниципального образования
Грамотно разработанная концепция развития существенно облегчает разработку и принятие конкретных целевых программ развития муниципального образования, которые являются важнейшим механизмом реализации задач социально-экономического развития. Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации. По статусу целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные.
По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные.
Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:
создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
нормативно-правовые преобразования;
формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;
содействие реформированию промышленности;
развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;
развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т.п.
Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий). Программы нормативно-правовых преобразований подразумевают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Социальные программы могут включать: развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т. д.
Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду. Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера. При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т. д.
По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3— 5 лет) и долгосрочные (10-15 и более лет) целевые программы. По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические и иные целевые программы. По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные, когда исполнители выбирают комиссией после утверждения программы и объемов ее финансирования. Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития.
Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие организации различных форм собственности, базовым принципом построения механизма их реализации является принцип «баланса интересов», подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников.
Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий.
При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:
средства федерального и регионального бюджетов;
средства местного бюджета;
собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, боты, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т.п.)
средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а так же под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
другие внебюджетные источники финансирования.
Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы.
2. Опыт муниципальных образований России в создании механизмов управления процессами социально-экономического развития
Программные положения в сфере экономики и финансов предусматривают: реформу местного самоуправления, бюджетную реформу, налоговую реформу, совершенствование финансовой политики. продолжение
--PAGE_BREAK--
Рассмотрим приоритеты и отдельные результаты осуществления таких реформ на примере ряда регионов и муниципальных образований страны. Следует отметить, что при проведении названных реформ органы государственной власти и местного самоуправления делают акцент на эффективное использование муниципальной собственности и на бюджетирование, ориентированное на результат. При этом в каждом регионе фокусируют внимание на ограниченном перечне направлений развития и составляющих механизма управления процессами социально-экономического развития муниципальных образований.
Так, в Иркутской и Мурманской областях развитие муниципальных образований связывается с разработкой программы государственной поддержки развития муниципальных образований.
В Ставропольском крае заметное внимание уделено механизму управления комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, обеспечивающим, в том числе, привлечение ресурсов к работе по развитию территорий. В качестве основного механизма позиционированы среднесрочные программы муниципалитетов, которые рассматриваются в качестве составной части региональной программы, являющейся основой взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления для решения общей цели — повышения качества жизни населения.
Ключевыми задачами политики развития города Южно-Сахалинска определены: наращивание собственных источников формирования местного бюджета за счёт развития малого бизнеса, эффективного использования муниципальной собственности и земельных участков, размещения муниципального заказа, активизация инвестиционной деятельности частных предпринимателей, в том числе, иностранных.
Администрация города Владимира разработала и внедрила модель анализа бюджетных показателей и информационной прозрачности. Ее использование даёт возможность работникам администрации составлять прогнозы, основываясь на данных за предыдущие периоды, а так же анализировать ежемесячные бюджетные показатели. С помощью данной модели можно также анализировать различные долговые показатели и оценить возможность муниципального образования обслуживать и погашать долги. Эта модель даёт возможность группировать налоговые поступления, делать поправки на инфляцию, рассчитывать различные подушевые показатели, а так же процентные изменения за различные годы.
Нижний Новгород является одним из первых городов, в котором используется компьютерная система анализа финансового состояния местных органов власти, ранее уже применявшаяся администрациями многих городов США и адаптированная для использования в российских экономических условиях. Она связывает центральный финансовый департамент с финансовыми департаментами восьми районов.
В администрации города Смоленска ведутся работы по совершенствованию муниципальной геоинформационной системы (МГИС.) Она выступает эффективным средством автоматизации всех задач, оперирующих пространственной (географической) информацией. К ним относятся: ведение земельного кадастра, градостроительного кадастра, планирование индивидуального и централизованного жилищного строительства, размещение промышленных предприятий, торговых точек, развитие и оптимизация транспортной сети, экологический мониторинг и др..
Заметим, что целесообразность ведения электронных реестров и кадастров неоднократно отмечалась федеральными органами власти, существует ряд соответствующих федеральных программ, утвержденных Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства. Экономическую целесообразность применения МГИС в задачах управления территорией подтверждает опыт многих городов и регионов России — Новгорода, Сургута, Обнинска, Таганрога и др.
Применение современных компьютерных технологий и методов анализа информации позволит повысить степень вовлечённости граждан в процесс принятия решений по управлению городом и реализовать свое право на получение достоверной информации со всех уровней государственной и муниципальной власти, что в полной мере соответствует Федеральному закону от 20.02.95 № 24-ФЗ (ред. 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» и Постановлению Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства РФ и Федеральных органов исполнительной власти», «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», введенной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р.
3. Механизмы управления развитием города Череповца
«Город Череповец мы считаем экономическим форпостом и Вологодского региона, и Северо-Запада России. Сейчас Череповец — это очень экономически мощный город, инвестиционно привлекательный, виден динамизм, присущий нашему городу. В развитии города много таких значимых дат, которые говорят о заботе городских и областных властей как раз о развитии социальной инфраструктуры, о том, чтобы жизнь в Череповце становилась все более комфортной. И мы неуклонно будем продолжать двигаться в этом направлении».
Кувшинников Олег Александрович, мэр города.
Череповец – наш родной город, в котором живем мы, и предстоит жить в будущем нашим детям и внукам. Без преувеличения можно сказать, что практически каждому горожанину небезразлично будущее города. Каким Череповец в действительности станет в перспективе, во многом зависит от горожан, органов городского самоуправления, предприятий и организаций. Их согласованные действия, направленные на формирование будущего облика города, — условие поступательного и сбалансированного развития Череповца. В связи с этим органы городского самоуправления рассматривают в качестве важнейшей задачи построение механизма стратегического партнерства горожан, органов власти, предприятий, организаций и общественных объединений в управлении городом.
3.1 Стратегия развития г. Череповца до 2012 года
Поскольку город уже давно столкнулся с тем, что решать возникающие проблемы приходится ограниченными ресурсами, то был сделан вывод о необходимости разработки долгосрочной стратегии устойчивого развития.
На состоявшейся с 29 сентября по 3 октября 2003 года общегородской конференции «Стратегия развития города Череповца до 2012 года» прошло обсуждение возможных стратегических направлений развития города и выбран генеральный сценарий развития. Главной целью развития города до 2012 года является: Устойчивое развитие города Череповца на основе лидерских позиций бизнеса, созданных условий для реализации лидерских качеств горожан, а также лидерства в городском управлении. Повышение качества жизни горожан как результат такого развития.
Развитие должно быть устойчивым. Это означает, что городская система должна улучшаться не только в ближайшее время, но и в более длительной перспективе. Ресурсы города должны быть использованы так, чтобы город постоянно сохранял потенциал своего развития. Будущие поколения череповчан должны получить из наших рук город, способный к дальнейшему развитию. Развитие города должно основываться на устойчивом положении городского бизнеса, которое в свою очередь берет свои корни в лидирующих позициях предприятий Череповца. Именно от бизнеса по всему городу будут распространяться инновации, импульсы развития.
Другим важным источником развития предприятий является человеческий капитал. Только люди, обладающие чертами лидеров, смогут сохранить и упрочить лидирующее положение бизнеса. Городская власть в свою очередь должна создавать благоприятные условия для проживания. При этом условия проживания должны быть конкурентоспособными по сравнению с другими городами. Это потребует проявления лидерских качеств и в области городского управления. Для успешного развития города необходимо устойчивое партнерство власти, бизнеса и общества. Поэтому механизм социального партнерства должен быть важным элементом будущего развития города.
Стратегическое направление 1- Лидеры в бизнесе
Цель стратегического направления – формирование условий для устойчивого развития бизнеса города, сохранения лидирующих позиций предприятий города на соответствующих рынках.
Направление 1.1. — Кадровый потенциал XXI века
Цель направления – формирование кадрового потенциала, соответствующего требованиям нового тысячелетия, а также потребностям бизнеса города. Создание системы прогнозирования потребности в кадрах и информирования населения. Организация подготовки кадров под конкретные рабочие места по заявкам работодателей. Формирование единой городской системы образования. Улучшение связей между работодателями и учебными заведениями города. Проведение профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений. Привлечение мигрантов, в особенности квалифицированных работников, извне. Работа над внешним имиджем города.
Направление 1.2. — Благоприятная деловая среда для малого бизнеса
Цель направления – создание условий для количественного и качественного развития малого бизнеса города. Формирование механизма финансово-кредитной и инвестиционной поддержки. Формирование условий имущественной поддержки малого предпринимательства. Развитие системы консалтинговых, юридических и бухгалтерских услуг. Поддержка начинающих предпринимателей Поддержка создания и последующего развития Череповецкой торгово-промышленной палаты.
Направление 1.3. — Новая экономика
Цель направления – создание условий для диверсификации экономики города, создания новых отраслей. Поиск и поддержка новых направлений экономической деятельности. Адаптация молодых менеджеров на новых направлениях деятельности
Направление 1.4. — Проектная работа с бизнесом
Цель направления – адресная поддержка отдельных проектов бизнеса.
Направление 1.5. – Туризм
Цель направления – количественное и качественное развитие въездного туризма. Изучение спроса со стороны туристов и разработка мероприятий по обеспечению их объектами показа. Создание привлекательного для туристов образа, имиджа города.
Развитие инфраструктуры приема иногородних туристов. Повышение квалификации туристических кадров. Стратегическое направление 2 — Активное местное сообщество, обладающее лидерскими качествами. Цель стратегического направления – создание условий для реализации лидерских качеств горожан, формирования активного местного сообщества.
Направление 2.1. — Череповец — здоровый город
Цель направления – повышение ожидаемой продолжительности жизни горожан. Приоритетное развитие профилактической медицины и оздоровления населения посредством физкультуры и спорта. Пропаганда здорового образа жизни. Формирование у населения потребности в здоровом образе жизни. Охрана материнства и детства. Разработка и внедрение программ оздоровления детей и подростков. Профилактика заболеваний, имеющих наибольшую долю в структуре смертности жителей города (болезни системы кровообращения, травмы и другие последствия внешних воздействий, новообразования). Профилактика инфекционных и социально значимых заболеваний. Оптимизация мощности и сети ЛПУ.
Направление 2.2. – Человеческий потенциал
Цель направления – содействие реализации человеческого потенциала (непрерывное образование, культурное развитие). Организация работы с детьми и подростками по воспитанию правовой, экономической, экологической, культуры, культуры поведения, целенаправленное развитие качеств личности, способствующих адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Развитие информационных и управленческих технологий в экономике, бизнесе, образовании, здравоохранении и т.п. Развитие досуговой деятельности для детей и подростков. Создание системы поддержки одаренных детей и подростков. Уход от знаниевой направленности выпускников путем формирования социальной, информационной, предметно-деятельной компетенции выпускника школы. Создание условий для развития непрерывного образования. Реализация программ, направленных на сохранение наиболее ценных памятников истории и культуры, и включение их в активный оборот.
Направление 2.3. — Молодежная политика
Цель направления – стимулирование активного участия молодежи в социальной и экономической жизни города. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание молодежи. Поддержка молодой семьи. Содействие экономической самостоятельности, занятости и профориентации молодежи. Стратегическое направление 3 – Эффективная власть, лидеры в городском управлении. Цель стратегического направления – осуществление эффективного управления городом. продолжение
--PAGE_BREAK--
Направление 3.1. — Землепользование
Цель направления – эффективное землепользование за счет рациональной планировки. Расширение городской черты. Корректировка генерального плана города. Разработка проектов детальной планировки.
Направление 3.2. — Финансовое здоровье города
Цель направления – оптимизация процесса планирования и исполнения бюджета. Повышение обоснованности и точности бюджетного планирования. Проведение инвентаризации бюджетной сети с оценкой эффективности её использования, проведение инвентаризации обоснованности созданных муниципальных учреждений. Привлечение средств федерального, регионального бюджетов и других источников для долевого финансирования.
Направление 3.3. — Муниципальное имущество
Цель направления – оптимизация использования городского земельно-имущественного комплекса. Проведение анализа эффективности использования муниципальной собственности и совершенствование механизмов эффективного управления муниципальным имуществом. Продажа зданий, сооружений и оборудования, высвобождаемого в связи с рационализацией деятельности муниципальных предприятий, учреждений и органов управления. Приватизация муниципальных предприятий, деятельность которых непосредственно не связана с исполнением полномочий органами местного самоуправления. Создание условий для выкупа владельцами зданий, сооружений, предприятий, земельных участков, на которых расположены указанные объекты. Формирование и продажа в собственность земельных участков для строительства под конкретную цель.
Направление 3.4. — Внедрение системы управления городом на основе сбалансированных целевых показателей
Цель направления – создание условий и механизмов реализации стратегии. Формирование карт стратегии. Внедрение сбалансированных целевых показателей. Реструктуризация системы управления.
Направление 3.5. – Гражданское общество
Цель направления – создание условий для участия общества в управлении городом, а также реализации инициатив активных граждан. Развитие механизмов социального партнерства. Участие городского сообщества в управлении городом (развитие местного самоуправления).
Направление 3.6. – Кадры для бюджетной сферы
Цель направления – создание условий для обеспечения кадрами бюджетной сферы города. Повышение квалификации. Создание условий для жилищного обеспечения работников бюджетной сферы. Создание механизма пенсионного обеспечению работников бюджетной сферы.
Направление 3.7. – Реструктуризация сфер
Цель направления – создание условий для повышения эффективности муниципального сектора городского хозяйства. Создание информационных ресурсов и информационно-коммуникационной системы органов местного самоуправления, обеспечивающей подготовку и принятие решений в сфере управления городом. Создание механизма формирования социального заказа на услуги сфер. Повышение качества услуг. Внедрение новых технологий управления. Взаимодействие учреждений с общественностью города. Поэтапный перевод на целевое финансирование по результатам деятельности.
Стратегическое направление 4 — Благоприятная среда проживания
Цель стратегического направления – формирование условий для комфортного проживания в городе.
Направление 4.1. — Экология
Цель направления – минимизация неблагоприятного влияния среды обитания на здоровье жителей города, обеспечение комфортных условий проживания, деятельности, отдыха. Создание эффективной городской системы управления окружающей природной средой для достижения устойчивого развития города. Разработка и внедрение механизмов для привлечения и распределения ресурсов, направленных на улучшение качества окружающей среды. Снижение загрязнения воздуха (в том числе стационарными и мобильными источниками). Обеспечение безопасной среды в детских, подростковых учреждениях и предприятиях (учреждениях) города. Повышение экологической образованности и гражданской ответственности населения.
Направление 4.2. — Архитектура и градостроительство
Цель направления – обеспечение комфортности проживания. Создание эстетически полноценной среды города. Создание условий инвестиционной привлекательности (Формирование местной нормативно-правовой базы, регулирующей градостроительную деятельность). Развитие инженерной инфраструктуры. Формирование облика застройки города (формирование программы «Фасад» и долгосрочных поэтапных дизайн-программ). Создание условий для индивидуального жилищного строительства.
Направление 4.3. – Жилье.
Цель направления – создание условий для обеспечения жильем различных категорий граждан. Создание условий для дальнейшего развития ипотечного кредитования как основного инструмента решения жилищных вопросов. Создание условий для развития строительной базы города. Создание условий для развития конкурентной среды в области строительства. Обеспечение достаточного маневренного фонда для переселения граждан на период капитального ремонта их дома. Ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда. Расселение жителей аварийных и ветхих домов.
Направление 4.4. — Транспорт
Цель направления – повышение эффективности и безопасности функционирования городского пассажирского транспорта. Решение кадровой проблемы. Воспроизводство подвижного состава. Переход на конкурсную систему распределения муниципального заказа на перевозку пассажиров. Оптимизация транспортных потоков.
Направление 4.5. — Благоприятная социальная среда
Цель направления – обеспечение социальной адаптации объектов социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям с использованием передовых социальных технологий. Формирование единого информационного пространства. Разработка и внедрение «Социального паспорта» и организация приема граждан по принципу «одного окна». Увеличение качества, доступности и объема предоставления социальных услуг семьям с детьми. Организация системы профилактики детской безнадзорности и бродяжничества. Улучшение качества, доступности и объема социальных услуг пенсионерам по возрасту и инвалидности. Организация системы профилактических мероприятий по обеспечению безопасных условий труда. Формирование условий для полноценного участия инвалидов в жизни города. Формирование системы социальных технологий на базе МУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» на условиях выполнения встречных обязательств со стороны граждан, которым оказывается помощь. Развитие комплексной системы социального патронажа. Внедрение на конкурсной основе механизма социального партнерства с негосударственным сектором социального обслуживания. Создание рынка социальных услуг. Усиление адресной социальной помощи. Поэтапная замена отдельных льгот денежными компенсациями.
Направление 4.6. – Безопасный город
Цель направления – повышение безопасности проживания в городе. Развитие и совершенствование деятельности общественных пунктов охраны порядка как центров профилактической работы в микрорайоне, связи с населением, общественностью, занимающейся вопросами охраны общественного порядка, жилищными предприятиями, участковыми уполномоченными милиции, инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних; Организация работы старших по домам, подъездам, дворам. Создание условий для решения кадровой проблемы. Завершение создания единой информационной сети в УВД города. Проведение информационно-разъяснительной работы с населением. Ужесточение контроля за безопасностью движения. Развитие службы криминалистической и судебно-медицинской экспертизы.
Направление 4.7. – ЖКХ
Цель направления – создание благоприятных условий проживания и обслуживания жилищного фонда. Переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Создание конкурентной среды в жилищной сфере (создание эффективных структур управления собственностью в жилищном фонде; создание акционерных компаний по управлению и содержанию жилищного фонда). Повышение контроля за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг со стороны жильцов-собственников. Изменение системы управления жильем. Повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства города за счет эффективного регулирования предприятий отрасли. Внедрение конкурсного отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию земель общего пользования. Применение новых материалов и технологий при производстве капитальных ремонтов и реконструкции. Разработка и внедрение мониторинга деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Направление 4.8. – Имидж города
Цель направления – разработка и реализация имиджевой политики города
3.2 Целевые программы — механизмы достижения намеченных целей череповчан
Управление изменением на практике осуществляется путем реализации определенного набора проектов (в нашем городе — целевых программ). Такой комплекс целевых программ позволяет скоординировать и направить на достижение конкретных целей усилия большого числа участников процесса преобразований. Кроме того, объединение целей их деятельности позволяет сконцентрировать ограниченные ресурсы для достижения запланированных результатов и избежать дублирования функций. Образно говоря, вместо “броуновского”, хаотичного движения, появляется направленный вектор преобразований, который позволит реально изменить ситуацию.
Целевые программы стали не просто дополнительным источником финансирования сфер, а проработанным механизмом межведомственного подхода к решению задач, широкого вовлечения общественности, достижения поставленных целей развития города, включающим в себя прозрачный бюджет, дающий понимание, почему именно эти ресурсы необходимы, систему индикаторов — целевых показателей, по которым в оперативном режиме можно отслеживать эффективность реализации программ. В настоящее время в городе действует несколько программ, имеющих статус городской целевой программы. Среди них: “Развитие туристской отрасли", «Информатизация и развитие телекоммуникаций», «Развитие и совершенствование сферы потребительского рынка города», несколько целевых программ Череповецкого межрайонного Центра Госсанэпиднадзора, множество программ, направленных на развитие сферы культуры, и целый ряд локальных программ. Начата разработка целого ряда целевых программ для создания устойчивой социальной среды, благоприятной городской среды, городского самоуправления и общественного согласия, развитие экономики, в том числе, программа «Здоровый город», главными целями которой является повышение качества и уровня жизни горожан. Со временем эта программа станет своеобразным «зонтиком» для многих программ социальной направленности.
Одним из примеров успешной реализации программы развития города является решение вопроса с обеспеченностью жителей города общественным транспортом. В 1995 году были большие очереди на остановках из-за нехватки автобусов, их большого износа, малого количества маршрутов. Городской Администрацией было принято решение участвовать в конкурсе на получение займа Международного банка реконструкции и развития на проект «Городской общественный транспорт». Кроме решения задачи с обеспеченностью транспортом, были достигнуты и другие цели: развитие конкуренции в этой сфере, повышение уровня качества обслуживания пассажиров, разветвленность маршрутной сети. В дополнение к существующему было создано новое пассажирское транспортное предприятие, закуплены новые автобусы для этих предприятий.
Работа в этом направлении не прекращается. НП “”Агентство развития бизнеса" в 2000-2001 г.г. была проведена работа по проекту повышения эффективности работы муниципальных автоколонн, где рассматривались вопросы о внедрении автоматизированной системы “Луч”, об оптимизации загруженности рейсов, о целесообразности перехода на газовое топливо, разрабатывались варианты сокращения издержек и т.п. был подготовлен первый вариант стратегии развития транспорта.
Начата работа по разработке целевой программы “Стратегия развития транспорта”, для чего была создана рабочая группа, в состав которой вошли не только транспортники, но и представители других сфер, что позволило более широко рассматривать различные варианты решения стоящих задач. продолжение
--PAGE_BREAK--
Вторым проектом, реализуемым за счет средств займа МБРР, стал проект “передачи ведомственного жилого фонда”. Проект начал реализовываться с 1997 года. В Череповце на протяжении ряда лет в рамках целевой программы “Информатизация и развитие телекоммуникаций” ведутся работы по созданию автоматизированной информационной системы земельно-имущественного кадастра города (АИС ЗИК). В настоящее время кадастровый план города закончен, создано более 100 тематических слоев и оцифровано более 300 тыс. объектов города. Создается единая городская информационная сеть, объединяющая ресурсы городских учреждений, проложены волоконно-оптические линии передачи данных. Одной из масштабных целевых программ, реализуемых в настоящее время, является развитие туристской отрасли в г. Череповце. Программа реализуется во взаимосвязи со многими городскими предприятиями и ведомствами, что позволяет более успешно добиваться поставленных целей путем координации усилий. Целевая программа получила высокую оценку от Российской ассоциации туристических агентств.
На данный момент мы доросли в своем понимании целей развития системы стратегического управления городом до уровня, чтобы присоединиться к числу городов, подписавших хартию «Города Европы на пути к устойчивому развитию». Политика устойчивого развития нашего города и основные принципы стратегического планирования, которые мы используем, соответствуют идеологии устойчивого развития городов Европы.
Как новая цивилизационная цель, устойчивое развитие становится центром притяжения для всех областей и видов социальной деятельности. Мы понимаем, что будущее Европы и в том числе и нашей страны за гармоничным союзом саморегулирующихся и живущих в согласии с окружающей средой территорий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам работы, посвященной теме «Инструменты местной экономической политики» можно сделать некоторые выводы:
Управление развитием муниципалитета это главная функция местных органов власти.
В Концепции развития, которая является разработкой возможных направлений достижения целей муниципального образования, формируются и обосновываются требования к ее реализационным механизмам:
долгосрочной программе социально-экономического развития;
конкретным целевым программам.
Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования – это управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.
Совершенствования организации муниципального управления в своей основе должно ориентироваться на формирование научно обоснованной стратегии социально-экономического развития муниципального образования и представлять собой комплексную стратегическую программу, реализация которой обеспечит получение наибольшего экономического эффекта при использовании механизмов муниципального управления (целевых программ).
Комплекс целевых программ позволяет скоординировать и направить на достижение конкретных целей усилия большого числа участников процесса преобразований. Кроме того, объединение целей их деятельности позволяет сконцентрировать ограниченные ресурсы для достижения запланированных результатов и избежать дублирования функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кризис Череповца. Официальный интернет сайт мэрии города Череповца (www.cherinfo.ru/decree/5211)
Кириллов Л.Г. Менеджмент для городского хозяйства как политическая стратегия управления муниципальным образованием. // «ЧиновникЪ.uapa.ru, Выпуск № 6'04 (34)
Кириллов Л.Г. Менеджмент для городского хозяйства как политическая стратегия управления муниципальным образованием. // «ЧиновникЪ.uapa.ru, Выпуск № 6'04 (34)
Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008г.
Программа «Социально-экономическое развитие и управление на местном уровне: новое качество роста» Фонд «Институт экономики города» при поддержке Агентства США по международному развитию /www.zone-x.ru
Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. Аналитический доклад Института современного развития
Розанова Н.В. Муниципальное образование «город Южно-Сахалинск» и его роль в укреплении экономики Сахалинской области / Н.В. Розанова // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. -2005. — №10.
Соловьев С.Г. Проблемы функционирования механизма ответственности Глав муниципальных образований // «Академия Тринитаризма», М., публ., 16.07.2003
Смоленск: место и роль в регионе, возможности, перспективы, приоритеты — (http://www.admcity.smolensk.ru).
Храмова Т.В. Приоритеты проведения реформ в регионах / Т.В. Храмова // Финансы. — 2005. — №12.
Черногоров А. Реформа: проверено на себе / А. Черногоров // Муниципальная власть. — 2005. — №3. Ссылки (links):
www.cherinfo.ru/decree/5211www.zone-x.ru/www.admcity.smolensk.ru/