Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Права работника на безопасные условия труда

Министерство образования РеспубликиБеларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Юридический факультет
Кафедра государственного, трудового исельскохозяйственного права
ПРАВА РАБОТНИКА НА ЗДОРОВЫЕ ИБЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И ЕГО ГАРАНТИИ

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Общая характеристика законодательства об охране трудаработника
1.1  Понятие, система и задачи охранытруда работника
1.2  Конституционные начала охраны труда
1.3 Основныезаконодательные акты Республики Беларусь в области охраны труда
Глава 2Понятие права работника на здоровые ибезопасные условия труда
2.1 Условия возникновения права работника на охрану труда
2.2 Понятие права работника на здоровые и безопасные условияруда
2.3 Обязанности нанимателя при реализации права работника наздоровые и безопасные условия труда
Глава 3Гарантии прав работника на здоровые ибезопасные условия труда
3.1  Понятие здоровыхи безопасных условий труда
3.2  Гарантии работникав области труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
 
В настоящее время вопросыпо охране труда имеют огромную актуальность. Этот факт обосновывается тем, чтов современном мире в трудовой сфере происходит более 2,2 млн. несчастныхслучаев на производствах, увеличивается процент профессиональных заболеваний уработников и многое другое. В большинстве случаев это происходит именно из-занесоблюдения правил по охране труда на производстве, из-за нарушениязаконодательства по охране труда, недостаточно серьезного отношения к правиламохраны труда не только нанимателя или работника, но и органов, которыеосуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда.
 Нельзя не заметить того,что государство создает все условия для того, чтобы вопрос охраны труда имелполную научную и правовую разработку. На данный момент разработано множествонормативных актов по охране труда работника, издана масса научной иметодической литературы для возможности изучения этого аспекта в области трудавсеми субъектами трудовых отношений. Также созданы специальные государственныеорганы для контроля за исполнением норм по охране труда, чего буквально несколькодесятков лет назад не наблюдалось. Ввиду этого становится ясно, чтозаконодатели уделяют ему массу внимания и времени. И это также обуславливаетактуальность вопроса охраны труда.
 Тема данной курсовойработы: «Право работника на здоровые и безопасные условия труда и егогарантии». Чтобы более точно рассмотреть этот вопрос, определим цель и задачи. Цельработы заключается в исследовании имеющихся прав и гарантий работника вобласти охраны труда. А задачами:
– определить понятие,задачи и содержание охраны труда работника;
– дать общуюхарактеристику законодательства об охране труда работника;
– рассмотреть основныеправа работника на охрану труда;
– рассмотреть основныегарантии прав работника на здоровые и безопасные условия труда.
 Основными методамирассмотрения охране труда будут обработка и изучение имеющейсялитературы, которая раскрывает вопросы охраны труда, сравнения взглядовразличных ученых-юристов, выявление разногласий по данному вопросу итакже самостоятельное обнаружение существующих проблем охраны труда.Следовательно, будет применен научно-практический, сравнительный методы и методанализа. При их использовании будет наиболее досконально изучен и рассмотренматериал по вопросу охраны труда.
 Структура работывключает три главы:
глава 1: общая характеристика законодательстваоб охране труда работника. В ее разделы включены следующие проблемы: а) понятие и системаохраны труда работников; б) правовая охрана труда и ее содержание; в)задачи охраны труда.
глава 2: понятие права работника на здоровые ибезопасные условия труда. Ее разделы: а) понятие права работника на охрану труда; б) условиявозникновения права работника на охрану труда;в) обязанности нанимателяпри организации охраны труда работника на предприятии;
глава 3: гарантии прав работника на здоровые ибезопасные условия труда.
а) понятие гарантий здоровых условийтруда; б) понятие гарантий безопасных условий труда; в) гарантииправ работника в области охраны труда.
 При просмотре работыбудет видно, что главы разделены именно на такие разделы потому, что ониявляются важнейшими пунктами того или иного вопроса, и при их изучении сложитсяполная и четкая картина, например о гарантиях прав работника на здоровые ибезопасные условия труда.
 В учебниках, пособиях ииной литературе охрана труда рассматривается двояко: как один из принциповтрудового права и как самостоятельный институт этой отрасли права. Естественноавторами уделяется больше внимания к охране труда – как к самостоятельномуинституту отрасли, поскольку она является системой нормативного обеспеченияорганизационных, санитарно-гигиенических и иных мер и средств, направленных напредупреждение травматизма и заболеваемости в процессе трудовой деятельности.Важным является и факт того, что противоречий по данному вопросу практически неимеется. Большинство ученых-юристов высказывает единое мнение по охране труда.Это объясняется тем, что все правовые нормы и требования, предусмотренныеинститутом охраны труда сгруппированы в Государственный реестр действующих вреспублике Беларусь нормативно-правовых актов по охране труда и являютсястрогими для исполнения. Например такие заслуженные юристы Республики Беларуськак доктор юридических наук, профессор Семенков В.И, доктор юридических наукКеник К.И., Василевич Г.И. в своих трудах четко и логично обосновывают именноту проблему, которая волнует именно сегодня. Например в учебнике по трудовомуправу В.И.Семенкова ясно выявлена одна из причин, почему же при такомколичестве принятых нормативных правовых актов, при таком скрупулезном изученииучеными-юристами вопроса охраны труда, все равно происходит масса несчастныхслучаев и профессиональных заболеваний на производствах. В.И.Семенковобосновывает это тем, что нет четкой системы, программы по охране труда именнов практике, в жизни. Нет четкой структуры применения законодательства об охранетруда на производствах, предприятиях, организациях.
 Таким образом, приизучении данной темы будут рассмотрены основные проблемы в области охраны трудаработника, а также будет выявлено место и степень отношения работника к этомувопросу. Будет уделяться масса внимания уже изученных вопросов охраны труда,имеющейся литературе, которая рассматривает охрану труда.
 

ГЛАВА 1 ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТНИКА
 
1.1 Понятие, система изадачи охраны труда работника
 
Охрана труда – это система обеспечения безопасностижизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающаяправовые, социально-экономические, организационные, технические,психофизиологические, реабилитационные, санитарно-гигиенические,лечебно-профилактические и иные мероприятия и средства [12, 456].
 Понятие «охрана труда»следует рассматривать как комплексную систему. Правовые нормы, предусмотренныеинститутом охраны труда в отрасли трудового права включает в себя:
1)        правила и нормыпо охране и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые);
2)        санитарные нормы,правила и гигиенические нормативы;
3)        государственныестандарты системы безопасности труда (ССБТ);
4)        строительныенормы и правила;
5)        специальные нормыи правила по охране труда женщин, молодежи, инвалидов;
6)        нормы,регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественногоконтроля в области охраны труда работающих;
7)        положения иинструкции;
Все эти нормы и правиланаправлены на предупреждение травматизма и заболеваемости на производстве.
Основными задачами охранытруда работника являются:
·         создание здоровойпроизводственной обстановки;
·         привлечениеобщественного внимания к сокращению, вплоть до устранения несчастных случаев напроизводстве и профессиональной заболеваемости;
·         усилениеответственности за нарушение требований правил и норм по охране труда,безопасности и производственной санитарии;
·         укрепление связивсех субъектов хозяйствования с государственными и профсоюзными органами;
·         повышениепрофессионализма лиц, осуществляющих надзор и контроль за соблюдениемзаконодательства об охране труда;
 Таким образом, охранатруда определяет систему организационно-правовых мер (средств), обязательныхдля исполнения нанимателями, руководителями и специалистами субъектов вэкономической деятельности[12, 489]. Эти меры способствуют полной или частичнойнейтрализации воздействия на человека в процессе трудовой деятельности вредныхпроизводственных факторов, профилактике травматизма и профессиональныхзаболеваний, предусматривают со стороны государства и объединений профсоюзаконтроль за соблюдением требований законодательства и нормативных актов поохране труда.
1.2 Конституционныеначала охраны труда
Высшее место в иерархиинормативных актов, в том числе и законодательных, занимает Конституция, котораяявляется Основным Законом нашего государства и в соответствии со ст. 137обладает высшей юридической силой. При этом законы и иные акты государственныхорганов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Конституция – база всеготекущего законодательства. Ее положения являются привычными, учредительными.Все остальные акты могут лишь развивать и конкретизировать ее положения, но нестоять выше.
Не остался без внимания ивопрос охраны труда. Конституция гарантирует право граждан на охрану здоровья.Оно обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды, совершенствованиюправил и норм охраны труда и др.
В период становления вреспублике рыночной экономики вопросы охраны труда приобретают особуюзначимость. Применение наемного труда в организационно-правовых формах создаетопасность пренебрежения к требованиям охраны труда, сокращения вложения средствименно в эту область.
Жизнь подтверждает, чтомногие предприниматели и предприятия в погоне за прибылью и высокими доходамине вкладывают средства даже в развитие производства, не говоря уже омероприятиях по улучшению условий труда и его охране. Таким образом, создаетсяреальная угроза жизни и здоровью трудящихся.
И становится понятно, чтобыло необходимо закрепить единые для всех правила и нормы охраны труда. Исходяиз ст. 2 Конституции Республики Беларусь, признающей человека высшей ценностьюгосударства, вытекает приоритет жизни и здоровья работника по отношению крезультатам производственной деятельности предприятия.
В свою очередьгосударственные органы должны тщательно контролировать с точки зрения охранытруда создаваемое новое оборудование и прежде всего – в процессе егопроектирования и испытания. Это позволит пресечь ввод в эксплуатацию новых иреконструкцию существующих объектов, не отвечающих требованиям техникибезопасности.
В борьбе спроизводственным травматизмом необходимо переходить от чисто формальных формнадзора и контроля к более углубленной работе – детально изучать причиныкаждого отдельного несчастного случая, внимательно анализировать конкретныепроизводственные моменты с точки зрения их опасности, творчески подходить кпланированию мероприятий, направленных на ликвидацию причин, порождающихнесчастные случаи.
Охрана труда – это область общественных отношений,которая должна всегда находиться под контролем государства, независимо откаких-либо преобразований в методах регулирования хозяйственной деятельностипредприятий, предпринимателей, форм собственности и трудовых отношений.
Таким образом, улучшениюусловий труда работников непосредственно связано с обеспечением ихконституционного права на здоровые и безопасные условия труда.
1.3 Основныезаконодательные акты Республики Беларусь в области охраны труда
 
Определив то, чтоКонституция Республики Беларусь является правовой основой организации работы поохране труда, следует рассмотреть и иные законодательные акты государства вобласти охраны труда. Таким является Трудовой кодекс (далее ТК). ТК определяетосновные права и обязанности работников и нанимателей, гарантии правработников, ответственность; предусматривает систему государственного иобщественного контроля и надзора за соблюдением законодательства об охране труда,регламентирует деятельность службы охраны труда.
Также имеется целый ряднормативных документов по охране труда:
Декрет ПрезидентаРеспублики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в рамахвопросов страхования граждан предусматривает также их страхование от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний.
 Закон РеспубликиБеларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23.11.1993 г. №2583-ХИ (в редакции Закона от 23.05.2000 г. №397-З, с изм. и доп. от 29.06.2003г. №217-З) направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторовсреды на здоровье населения, устанавливает государственный санитарный надзор засоблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.
Закон Республики Беларусь«О пожарной безопасности» от 15.06.1993 г. устанавливает государственный надзорза обеспечением пожарной безопасности министерствами, госкомитетами,предприятиями, учреждениями, организациями независимо от того, к какой формесобственности они относятся, а также гражданами. В законе определяется правоваяоснова и принципы организации пожарной безопасности.
Закон Республики Беларусь«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 10.01.2000г. определяет правовые, социальные, экономические основы производственныхобъектов. Закон направлен на предупреждение аварий на них и обеспечениеготовности организаций, которые эксплуатируют опасные производственные объекты,к локализации и ликвидации последствий производственных аварий.
Закон Республики Беларусь«Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов вобласти технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г. №269-Зопределяет правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции,работ и услуг.
Закон Республики Беларусь«О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г. №262-Зрегламентирует правовые отношения в области стандартизации, а такжегосударственный надзор за выполнением требований стандартов и строительныхнорм. Закон определяет нормативные документы по стандартизации: государственныестандарты; государственные строительные нормы; государственные классификаторытехнико-экономической информации; отраслевые нормативные документы постандартизации; стандарты предприятий; предусматривает порядок их разработки,принятия и отмены.
Закон Республики Беларусь«О коллективных договорах и соглашениях» регулирует трудовые исоциально-экономические отношения между нанимателями и работниками. Исполнениезаконов о труде контролируется специальными органами.
Нарушение ихнанимателями, рабочими и служащими считается преступлением.
Важное место в системенормативных документов занимают инструкции по охране труда. Они подразделяютсяна типовые, разработанные научно-исследовательскими,технологическими и другими институтами и организациями, а также предприятиямипо указанию соответствующих министерств; инструкции для работающих, разрабатываемыена каждом предприятии руководителями цехов, участков, отделений и учитывающие,в отличие от типовых, специфику каждого отдельного предприятия и егоподразделения.
 Следовательно охранатруда представляет собой систему обеспечения безопасности жизни и здоровьяработников в процессе трудовой деятельности, которая урегулирована такиминормативными правовыми актами Республики Беларусь как Конституция РеспубликиБеларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь. Также важное значение дляурегулирования системы охраны труда имеют Декреты и Указы президента, ЗаконыРеспублики Беларусь, инструкции по охране труда как типовые, так и дляотдельных организаций. Например Закон «О техническом нормировании истандартизации», «О пожарной безопасности» и др.
Соблюдение основныхтребований и правил по охране труда является одним из важнейших факторовпонижения количества несчастных случаев и профессиональных заболеваний напроизводстве, а также является одним из условий повышения уровняпроизводительности на предприятиях и увеличения качества и количества труда.

ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ ПРАВАРАБОТНИКА НА ЗДОРОВЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА
 
2.1 Условиявозникновения права работника на охрану труда
 
 Условием возникновения права наохрану труда является вступление в трудовые, ученические правоотношения, причемнезависимо от будущей специальности работника. Свое право на охрану трудаработник не может не использовать. Охрана труда в коллективе не может зависетьот желания отдельных лиц, поскольку соблюдение требований правил и норм охранытруда конкретным работникам может существенно влиять на безопасность других.Именно этот момент является очень важным, и строго регулируетсягосударственными надзорными органами по охране труда. Любое самостоятельноенеобоснованное изменение в инструкциях и положениях по охране труда являетсянаказуемым.
 Требование обиспользовании субъективных прав в соответствии с их социальным назначениемприменительно к данному праву может быть дополнено и требованием об обязанностииспользования своего субъективного права, закреплением соответствующейюридической обязанности вступления в правоотношения по охране труда. Такоеположение не является чем-то необычным для нормотворческой практики. Известны идругие субъективные права, дополненные соответствующей юридическойобязанностью.
 Итак, каждый работникобладает субъективным правом на охрану своего труда. Вопрос же об условияхвозникновения этого права, его содержании, порядке реализации и о профилактикевредных последствий влияния производства решается по-разному, применительно ккаждой категории работающих, каждой отрасли экономической деятельности. Нообладатель субъективного права на охрану труда не может самостоятельноопределять место, время, форму и последовательность его реализации. Все этимоменты в общем виде предусмотрены законодательством и не могут быть измененыодносторонним волеизъявлением работника или соглашением сторон (нанимателя иработника).
2.2 Понятие праваработника на здоровые и безопасные условия труда
Исследуя сущность праваработника на охрану своего здоровья в труде, считается, что этот вопросупирается в проблему понятия и классификации субъективных прав, от правильногоразрешения которой во многом зависит механизм удовлетворения материальных идуховных потребностей граждан, всестороннего развития личности.
Право работника набезопасные и здоровые условия труда может быть рассмотрено в различныхаспектах. Это, прежде всего, право работника на охрану труда, установленнуюи гарантированную государством, т.е. элемент правового статуса граждан. Крометого, право работника на безопасные и здоровые условия труда может выступатьв качестве правомочия, требовать от соответствующих органов и должностных лицнеобходимой организации труда и его охраны, т.е. предстает в качествеэлемента конкретного трудового правоотношения [15, 186].Разумеется,обе эти формы связаны между собой, взаимообусловлены и взаимозависимы.
Рассмотрим правоработника на здоровые и безопасные условия труда в качестве элементаконкретного трудового правоотношения, т.е. во втором случае.
Создание здоровых и безопасныхусловий труда на рабочих местах обеспечивается комплексом мер, которыенаниматель обязан выполнять с учетом требований нормативных правовых актов(документов) по охране труда. К этим актам согласно постановлению Министерстватруда Республики Беларусь от 15 октября 1996 г. № 76 относятся:
– правила охраны ибезопасности труда (межотраслевые и отраслевые);
– Государственныестандарты системы безопасности труда (межотраслевые – ГОСТ ССБТ и отраслевые — ОСТ).
– строительные нормы иправила (СНиП и СНБ).
– санитарные нормы,правила и гигиенические нормативы (СаНПиН).
– другие акты, документы(инструкции, сертификаты соответствия, паспорта и т.д.).
Каждое рабочее местодолжно быть обустроено с учетом требований соответствующих нормативных актов изащищено от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
·         Обучение,инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда являютсяважным элементом системы мер по предупреждению аварий и травматизма напроизводстве, обеспечению конституционного права граждан на здоровые ибезопасные условия труда и носят бесперебойный многоуровневый характер [16,254].
Порядок проведения этойработы закреплен в Типовом положении об обучении, инструктаже и проверке знанийработников по охране труда, утвержденном постановлением Министерства трудаРеспублики Беларусь от 29 августа 1996 г. № 62 [10, 21]. В его основу заложенытакже требования, вытекающие из Положения о беспрерывном профессиональномобучении руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлениемКабинетом Министров Республики Беларусь от 11 января 1995 г. № 20, и Типовогоположения о беспрерывном профессиональном обучении рабочих, утвержденногоприказом-постановлением Министерства образования и Министерства труда РеспубликиБеларусь от 2 июня 1995 г. № 201/51 [11, 16].
·         Работник, занятыйна работах с вредными и (или) опасными производственными факторами условийтруда, должен быть защищен от воздействия их на человека. В этих целях, приневозможности устранения этих факторов, наниматель обязан обеспечиватьработников средствами индивидуальной защиты или при технологическойнеобходимости коллективной защиты.
·         При заключениитрудового договора, а также в процессе трудовой деятельности наниматель обязанинформировать работника о состоянии условий труда и техники безопасности на егорабочем месте, о мерах, принимаемых по защите работника от воздействия вредныхи (или) опасных производственных факторов, если таковые имеются. Кроме того,работник вправе получать информацию по этим вопросам не только от нанимателя,но и общественных органов, владеющих данными по охране и безопасности труда.
·         Проведениепроверок по охране труда на рабочем месте в Республике Беларусь осуществляютспециально уполномоченные государственные органы и профсоюзы – в порядке,установленном Правительством Республики Беларусь (приложение А). Координациюдеятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроляосуществляет республиканский орган государственного управления в сфере труда.
Проверки могутпроводиться как плановые, так и внеплановые, а также по запросу работника приего участии. Непосредственно на рабочих местах эти функции обязаны выполнятьруководители работ и специалисты по охране труда предприятия, объединения,отрасли.
Из вышесказанного мывидим, что второй аспект тесно взаимосвязан с первым. Рассматривая правоработника на охрану труда как элемент конкретного трудового правоотношениявидно, что вся деятельность должностных лиц обеспечивается и проверяетсягосударством, что относится к первому аспекту.
 Таким образом понятие правана здоровые и безопасные условия труда отражает не только интересы работника,но и интересы нанимателя, государства и всего общества. Ведь последовательное инаиболее полное его осуществление в итоге ведет к сокращению производственноготравматизма и профессиональных заболеваний, росту производительности труда,улучшению качества продукции и т.д.
2.3 Обязанностинанимателя при реализации права работника на здоровые и безопасные условиятруда
 При реализациинанимателем права работника на здоровые и безопасные условия труда наниматель обязан:
– обеспечивать здоровые ибезопасные условия труда на каждом рабочем месте;
– соблюдать установленныенормативными правовыми актами требования по охране труда и предоставлятьгарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда. При отсутствии внормативных правовых актах требований об обеспечении безопасных условий трудананиматель принимает меры по их обеспечению;
– принимать необходимыемеры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и другихзаболеваний работников;
– обеспечивать работниковсредствами индивидуальной защиты;
– проводить инструктажи;
– требовать обязательнопри поступлении на работу справку о прохождении медицинского осмотра;
– не допускать ввод вэксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначениябез разрешения компетентных государственных органов [12, 498].
Наниматель обязанобеспечивать охрану труда работников, в том числе:
1)        безопасность при эксплуатациипроизводственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов иприменяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективнуюэксплуатацию средств защиты;
2)        условия труда накаждом рабочем месте, соответствующие требованиям техники безопасности ипроизводственной санитарии;
3)        организацию всоответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения,медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;
4)        режим труда иотдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором,соглашением, трудовым договором;
5)        выдачуработникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиямитруда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых внеблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви идругих необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающихсредств в соответствии с установленными нормами;
6)        постоянныйконтроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда;
7)        постоянныйконтроль за уровнями опасных и вре6дных производственных факторов;
8)        проведениеаттестации рабочих мест по условиям труда;
9)        подготовку(обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников повопросам охраны труда;
10)     проведениеобязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических втечении трудовой деятельности медицинских осмотров работников;
11)     информированиеработников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующемриске повреждения здоровья и полагающих средствах индивидуальной защиты,компенсациях по условиям труда;
12)     расследование иучет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий,разработку и реализацию мер по их профилактике;
13)     организовыватьпроведение заседаний комиссий по охране труда с обязательным ведениемпротоколов заседаний (приложение А);
14)     возмещение вреда,причиненного жизни и здоровью работников, в том числе выплату единовременнойматериальной помощи работнику, утратившему трудоспособность;
15)     пропаганду ивнедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничествос работниками, их полномочными представителями в сфере охраны труда;
16)     выделение внеобходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов дляосуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениямимероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональныхзаболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинскогои лечебно-профилактического обслуживания работников;
17)     назначениедолжностных лиц, ответственных за организацию охраны труда [15, 198].
Итак, при невыполненииэтих требований и несоблюдении требований нормативных актов по охране трудананимателем, которые могут привести к возникновению опасности для жизни издоровья работника и окружающих, работник имеет право на отказ от выполненияпорученной работы до устранения этой опасности. При этом ему должна бытьпредоставлена другая работа, соответствующая его компетенции, либо, с егосогласия, работа не ниже среднего заработка по прежней работе на срок до одногомесяца (ст. 223 ТК Республики Беларусь).
 Следовательно понятиемправа работника на здоровые и безопасные условия труда является гарантиявыполнения этих условий нанимателем и гарантия не нарушения со сторонынанимателя и других госорганов установленных государством прав и правил охранытруда.

ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРАВРАБОТНИКА НА ЗДОРОВЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА
 
3.1 Понятие здоровых ибезопасных условий труда
 Согласно ст.45Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрануздоровья, которое обеспечивается, в том числе совершенствованием охраны труда.
 Создание здоровых ибезопасных условий труда достигается через осуществление комплекса мер пособлюдению законодательства области охраны труда, выполнениюсоциально-экономических, технических и организационных мероприятий,направленных на обеспечение требований стандартов безопасности трудасанитарно-гигиенических, психофизиологических и эргономических норм, нормативови правил по охране труда.
 Здоровые условиятруда – это такиеусловия труда, которые соответствуют санитарно-гигиеническим,психофизиологическим и социально-экономическим нормам, нормативам и правилам,обеспечивающим сохранение в процессе трудовой деятельности здоровья иработоспособности.
Обязанность нанимателявнедрять современные средства техники безопасности, предупреждатьпроизводственный травматизм, предотвращать возникновение профессиональныхзаболеваний работающих детализируется в Типовых правилах внутреннего распорядка(ПВТР), в Законе «О предприятиях» Республики Беларусь, в коллективном договореи других нормативных актах.
Таким образом,обеспечение здоровых условий труда является одной из важнейших задач любогосубъекта трудовых отношений.
 Безопасные условиятруда – это условия, обеспечивающие недопущение травматизма или иных резкихповреждений здоровья в процессе труда (повреждение отдельных частей тела,отключение сознания и т.д.) [12, 423].
Материальной основойклассификации гарантий в сфере охраны труда служат определенные группыобщественных отношений – отношения по применению мероприятий производственнойсанитарии и т.д. Такая классификация возможна и по характеру возникающихотношений между различными субъектами, дифференцируемыми по половозрастным,профессиональным, отраслевым и тому подобным признакам
Согласно ст. 41Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на здоровые ибезопасные условия труда.
Также ст. 84 Закона опредприятиях гласит: «Предприятие обеспечивает для всех работающих напредприятии безопасные условия труда и несет ответственность в установленномзаконодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью итрудоспособностью».
Следовательно, гарантиябезопасности труда стоит на одном уровне с гарантиями здоровья труда и влечетте же последствия за неисполнение положенных правил по безопасности.
3.2 Гарантии работникав области труда
 
Гарантии – это условия, которые обеспечиваютработнику в случае ухудшения здоровья, обусловленного условиями труда потеритрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве илипрофессиональным заболеванием полную защиту его прав на другую работу,обеспеченную не за счет средств работника, либо помощь в выздоровлении илипредотвращений последствий несчастного случая.
К гарантиям в областитруда относятся:
а) гарантии охраны труда припоступлении на работу (заключение трудового, ученического договора). Это меры,обеспечивающие, закрепляющую трудовую или учебно-трудовую функцию с учетомособенностей организма (физиологии и психики, темперамента и пр.), а такжемероприятия по предварительному ознакомлению с правилами поведения и обращенияс инструментом, оборудованием, машинами;
б) гарантии охраны труда в процессепроизводственно-технического обучения. К ним следует отнести меры, закрепляющиеправовые формы обучения работников знаниям и навыкам ведения безопасной работы,обращения с машинами, механизмами, агрегатами и т.д. Такие знанияпредусматриваются обычно программами подготовки или повышения квалификациикадров на производстве и имеют большое значение в совершенствовании мер поохране труда;
в) гарантии охраны труда в ходевозникновения самостоятельных заданий (работ). Этот вид гарантий составляютмероприятия по проведению инструктажей по технике безопасности, медицинскихосмотров (для соответствующих групп работников), правила проверки квалификацииработника, которая определяет и значение вопросов охраны труда;
г) гарантии охраны труда приперемещении рабочей силы. Согласно законодательству о труде (ст. 226)необходимым условием допуска работника к новой работе являются обучение,инструктаж работника безопасным методам труда, которые гарантируют его отслучайных трав и т.д.
д) гарантии охраны труда, направленныена создание и поддержание безопасного режима их трудовой деятельности. К нимможно отнести гарантии, закрепляющие меры контроля и надзора компетентныхгосударственных и общественных органов за состоянием охраны труда, выполнениемдолжностными лицами обязанностей по совершенствованию охраны труда и т.д.
е) последнюю группу гарантий охранытруда составляют средства, которые предусматривают право работника подаватьжалобы, когда есть препятствия к осуществлению его субъективного права насоздание безопасных условий труда.
 Таким образомгосударство обеспечивает организацию охраны труда, осуществлениегосударственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охранетруда и ответственность за нарушение требований законодательства.
В случае причиненияздоровью работника вреда или его гибели на производстве наниматель несетответственность за вред, причиненный увечьем, профессиональным заболеваниемлибо иным повреждением здоровья и произошедшими на территории нанимателя или заее пределами, во время следования работника к месту работы или с работы натранспорте, предоставленном нанимателем.
Следовательно, каждомуработнику в обязательном порядке гарантируется право на здоровые и безопасныеусловия труда. И действительно, жизнь и здоровье человека превыше всего, и еслине придерживаться установленных государством стандартов по охране труда, еслипросто игнорировать правила, условия правильного поведения на рабочем месте нетолько работником, но и самим нанимателем, то естественно никакого порядка,никакой организации безопасности на производстве не будет. А поэтому будетувеличиваться количество несчастных случаев на производстве, профессиональныхзаболеваний, и конечно же тогда не будет совершенно никакой эффективностипроизводства.
Все недостатки надоустранять на корню, а соответственно, чтобы обеспечить эффективность нашегопроизводства в самой начальной стадии нужно обеспечить здоровые и безопасныеусловия труда работникам.
Таким образом гарантиямиправ работника на здоровые и безопасные условия труда являются определенныеусловия, которые полностью обеспечивают защиту прав работника при несчастномслучае или профессиональном заболевании на производстве. Эти праваобеспечиваются самим государством и органами, которые следят за исполнениемзаконодательства об охране труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Охраной труда являетсясистема обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессетрудовой деятельности. Очень важным является то, что наше государствоприкладывает немало усилий и средств на развитие этого института охраны труда.Созданы специальные государственные органы для надзора за исполнениеминструкций, правил и иных нормативных актов по охране труда.
Не только у работника, нои у нанимателя существуют определенные обязанности для обеспечения безопасных издоровых условий труда. Следует отметить, что большая ответственность забезопасность работника лежит на нанимателе. Это объясняется тем, что именнонаниматель принимает на работу, именно наниматель регулирует исполнение иобеспечение необходимых условий для работы на предприятии, учреждении,организации, именно наниматель организует производство определенного труда ворганизации и т.д. Поэтому наниматель будет нести большую ответственность закакие-либо нарушения охраны труда.
 Ответственность такжележит и на органах надзора и контроля за соблюдением условий охраны труда. Онив пределах своей компетенции должны тщательно регулировать исполнениепредписаний государства по охране труда.
 Государствопредоставляет работникам немало прав и немало гарантий в области охраны труда,но нельзя не заметить, что все равно это полностью не предотвращает несчастныхслучаев на производстве.
 Необходимо переходить отчисто формальных форм надзора и контроля к более углубленной работе – детальноизучать причины каждого отдельного несчастного случая, внимательноанализировать конкретные производственные моменты с точки зрения их опасности,творчески подходить к планированию мероприятий, направленных на ликвидациюпричин, порождающих несчастные случаи. А соответственно, чтобы это имелобольшую эффективность, нужно создавать кадры более узкой специализации.
Наличие самих гарантий иправ просто необходимо. Они являются фундаментом всех отношений в сфере охранытруда. Но максимальный эффект будет достигнут в том случае, когда эти гарантиии права будут строго и целиком исполняться, когда каждой мелочи будет уделятьсямаксимум внимания, когда не будут упускаться и «оставляться на завтра» любаядеталь в этой сфере.
 Права и гарантииработника являются фундаментом, базой, на которой строятся отношения междуработником, нанимателем, государственными органами и самим государством вобласти охраны труда. А также основной гарантией защиты работника от незаконныхдействий нанимателя в сфере труда, например, незаконного увольнения,необеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты на производстве свредными условиями труда, выплата обязательных пособий при утратетрудоспособности на производстве и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
 
Литература
1 Типовая инструкция о проведении контроля засоблюдением законодательства об охране труда в организации; утвержденапостановлением Министерства и социальной защиты Республики Беларусь от 26декабря 2003г. № 159, зарегистрированная в Национальном реестре правовых актовРеспублики Беларусь.
2 Постановление Совета МинистровРеспубликиБеларусь, О государственных нормативных требованиях охраны труда в РеспубликеБеларусь: 10 февр. 2003 г., № 150 // НРПА. — 2003г. — № 19. — 5/11931.
3 «Межотраслевые общие правила по охране труда»;утверждена Постановлением Министерства труда и социальной защиты РеспубликиБеларусь от 03 июня 2003г. № 70, зарегистрированные в Национальном реестреправовых актов Республики Беларусь.
4 Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля2003г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний».
5 Закон Республики Беларусь «Осанитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23.11.1993г. № 2583-ХИ (вредакции Закона от 23.05.2000г. № 397-З, с изм. и доп. от 29.06.2003г. № 217-З).
6 Закон Республики Беларусь, «О пожарнойбезопасности»: 15 июня 1993г. // Консультант – 2000г.
7 Закон Республики Беларусь, «О техническомнормировании и стандартизации»: 15 янв. 2004г., № 262-З // Консультант – 2004г.
8 Закон Республики Беларусь, «О промышленнойбезопасности опасных производственных объектов»: 10 янв. 2000г. // Консультант– 2000г.
9 Закон Республики Беларусь, «Об оценкесоответствия требованиям технических нормативных правовых актов в областитехнического нормирования и стандартизации»: 05 янв. 2004г., № 269-З //Консультант – 2004г.
 10 Типовое положение об обучении, инструктаже ипроверке знаний работников по охране труда: 29 авг.1996г., №62 // Консультант –2000г.
 11 Типовое положение о беспрерывном профессиональном обучениирабочих: 2 июня 1995г., № 201/51 // Консультант – 2000г.
 12 Комментарий к Трудовому кодексу РеспубликиБеларусь / Г.И.Василевич [ и др.]; под общ. ред. Г.И.Василевича. – Минск:Амалфея, 2000. – 964с.
 13 Кеник, К.И. Судебная практика по трудовым делам /К.И.Кеник. – Минск: 2000. – 235с.
 14 Конституция Республики Беларусь. Минск, 2000г.
 15 Трудовое и социальное право: учебник /В.И.Семенков [ и др.]; под общ. ред. В.И.Семенкова. – Минск: «Книжный Дом»,2006. – 384с.
 16 Трудовое право: учебник / В.И.Семенков [ и др.];под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 1997. – 585с.
 17 Основы права: учебник / Г.Б.Шишко [ и др.]; подобщ. ред. Г.Б.Шишко. – 3-е изд. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 416с.
 18 Трудовой кодекс Республики Беларусь (сизменениями и дополнениями, принятыми в 2005, 2006, 2007гг.) от 26 июля 1999. №296 – З. – Минск: «Амалфея», 2007 – 396с.
 19 Юридический справочник работника по кадрам /Г.Б.Шишко [ и др.]; под общ. ред. Г.Б.Шишко. – Минск: Амалфея, 2001. – 721с.
 20 Крыжановский, И.Ю. Охрана труда /И.Ю.Крыжановский – Минск: 2007 – 218с.
 21 Сокол, Т.С.Охрана труда: учебное пособие /Т.С.Сокол – Минск: 2005 – 425с.

ПРИЛОЖЕНИЕА
УТВЕРЖДЕРЮ
Постановление
Министерства труда
и социальной защиты
Республики Беларусь
26.12.2003 №159
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
о проведении контроля за соблюдениемзаконодательства
об охране труда в организации
 
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Настоящая Типовая инструкцияо проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации (далее- Типовая инструкция) разработана в соответствии со статьей 226 Трудовогокодекса Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 года«О профессиональных союзах» в редакции Закона Республики Беларусь от 14 января2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., .№23, 2/146), Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О промышленнойбезопасности опасных производственных объектов» (Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь, 2000 г., № 8,2/138) и иными актами законодательства,регулирующими вопросы охраны труда.
2.НастоящаяТиповаяинструкция распространяется на нанимателей всех организационно-правовыхформ независимо от формы собственности и направлена на выполнениенанимателями обязанностей по охране труда, реализацию государственной политикив этой области.
3.Настоящей Типовойинструкцией определены цель, задачи, основные виды и объектыконтроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации(далее — контроль).
4.      Целью контроля являетсясоздание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждениенесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Контроль может осуществляться в формепроверок, обследований, осмотров, систематического учетапоказателей, характеризующих состояние условий и охраны труда,затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контрольпредусматривает выявление причин нарушений, требований охраны труда иразработку мероприятий по их устранению и предупреждению.      
5.      Основными задачамиконтроля являются:
выявление и предупреждение нарушенийгосударственных нормативных требований охраны труда (далее — требования охранытруда);
оценка состояния условий труда работников,безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений,инструмента, сырья и материалов, эффективности применениясредств защиты работниками;
выполнение работниками должностныхобязанностей по охране труда и требований локальных нормативныхактов по охране труда; принятие мер по устранению выявленныхнедостатков.
6.      Основными видамиконтроля являются:
контроль за соблюдением законодательства обохране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации всоответствии с юс должностными обязанностями;
контроль по охране труда, осуществляемыйслужбой охраны труда организации в соответствии с Типовымположением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлениемМинистерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002г. № 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 89,8/8286);
производственный контроль за соблюдениемтребований промышленной безопасности на опасных производственных объектах,осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правиламиорганизации и осуществления производственного контроля засоблюдением требований промышленной безопасности на опасныхпроизводственных объектах, утвержденными постановлением Министерства почрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75,8/3744);
периодический контроль за соблюдениемзаконодательства об охране труда, осуществляемый представителяминанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охранетруда (уполномоченных лиц по охране труда работников);
общественный контроль за соблюдениемзаконодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядкомосуществления профсоюзами общественногоконтроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., .№ 103, 5/4377; 2001 г.,№22, 5/5300; 2003 г., № 1, 5/11685).
7. На основе настоящей Типовойинструкциив организациях с учетом характера их деятельности разрабатываются локальные нормативныеправовые акты, регламентирующие проведениеконтроля за соблюдением законодательства об охране труда.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
 
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОТОКОЛАЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Белорусский профсоюз работников
образования и науки
Брестская городская организация
СШ № 20
Протокол
02.04.2004 № 2
заседания комиссии по охране груда
Председательствующий (фамилия, инициалы)
Присутствовали:
Члены комиссии по охране труда (фамилии,инициалы)
Приглашенные: (фамилии,инициалы, должности)
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. (наименование вопроса)
2,
1.СЛУШАЛИ: (фамилия, инициалы, должность и наименование
вопроса). Текст доклада, информации,сообщения включается в протокол или указывается, что на _ листах прилагается.
ВЫСТУПИЛИ:
1. (фамилия, инициалы, должность, текст выступления дается при
необходимости).
 1 -1. ПОСТАНОВИЛИ: (текст постановлениявключается в протокол или
указывается, что на     листах прилагается).
После голосования постановление принято.
Итоги голосования: за ______
Против ___, воздержались ____________
2.      СЛУШАЛИ: ВЫСТУПИЛИ:
2-2. ПОСТАНОВИЛИ:
Председатель___________ (подпись)___________(инициалы,фамилия)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комплексный анализ повышения эффективности экономической деятельности предприятия на материалах ООО
Реферат Політика США в Азійському регіоні
Реферат Технологія сиру твердого Углічеського проект цеху та аналіз показників якості
Реферат Неметаллические полезные ископаемые. Асбест
Реферат Ценовые маркетинговые исследования
Реферат Внедрение новых технологий Управление персоналом на Российском предприятии
Реферат Обучение понятию функции в основной школе с помощью компьютерных технологий
Реферат Азійська коричнева хмара” – феномен забруднення атмосфери
Реферат Об уплате налоговых и иных обязательных платежей в процессе конкурсного производства при банкрот
Реферат Сантароса, Санторре ди
Реферат Экспертиза безопасности труда
Реферат Teen Suicide Essay Research Paper Suicide of
Реферат Поняття функції та система інвестиційного права
Реферат Інформаційне забезпечення юрбізнесу: автоматизація юридичної діяльності та її довідково-інформаційне забезпечення за допомогою програмного забезпечення І новітніх технології
Реферат Как работать с «трудным» покупателем?