Т
ема: «
Уголовная ответственность военнослужащих за воинские преступления».
Понятие уголовной ответственности и основания привлечения к уголовной ответственности.
Особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности.
Привлечение военнослужащих к уголовной ответственности за преступления против порядка прохождения военной службы.
Конституция Республики Беларусь определяет, что «защита Республики Беларусь – это обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от военной службы или замена ее альтернативной определяются Законом». (Ст. 57 Конституции Республики Беларусь.)
«Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования конфликтов, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.
Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». (Ст. 18 Конституции Республики Беларусь.)
Долг каждого военнослужащего – быть мужественным, верным и самоотверженным защитником своего народа, что закреплено в военной присяге.
Конституция Республики Беларусь определяет всеобщее равенство перед Законом. Наряду с этим государство предъявляет к военнослужащим особые, повышенные требования. Это обусловлено тем, что на Вооруженные Силы возложено выполнение ответственной и почетной задачи – защиты Отечества, что является важнейшей функцией государства.
1. Понятие уголовной ответственности и основания привлечения к уголовной ответственности
Уголовная ответственность – это обязанность лица, совершившего общественно-опасное деяние, претерпеть установленные уголовным законодательством меры воздействия.
«Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на его основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом» (ч.1 ст. 44 УК РБ).
В соответствии с ч.2 ст.3 УК РБ «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Нормы Кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается».
Уголовная ответственность, в том числе и для военнослужащих, возникает в момент совершения преступления, и прекращается в момент погашения (снятия) судимости.
Формы реализации уголовной ответственности предусмотрены ст. 46 УК РБ:
c применением назначенного наказания;
c отсрочкой исполнения назначенного наказания;
c условным неприменением назначенного наказания;
без назначения наказания;
с применением в отношении несовершеннолетних
принудительных мер воспитательного характера.
В соответствии со ст. 56 УК РБ к военнослужащим срочной службы может быть применено наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую часть на срок от 3 месяцев до 2 лет, либо в случаях, когда суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, найдет целесообразным вместо лишения свободы на срок до 2 лет применить направление в дисциплинарную воинскую часть на тот же срок.
Направление в дисциплинарную воинскую часть вместо лишения свободы не применяется:
в отношении лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и имеющих судимость;
в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления;.
К военнослужащим не применяются такие виды наказаний, как общественные и исправительные работы, а также ограничение свободы.
Исправительные работы заменяются офицерам и военнослужащим по контракту на другой вид наказания – ограничение по военной службе, которое назначается на срок от 3месяцев до 2 лет и состоит в удержании из денежного содержания осужденного в доход государства сумм в размере, установленном приговором суда в пределах от десяти до 25 процентов. Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. (ст. 53 УК РБ,).
Военнослужащим, проходящим срочную службу, вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев (ст. 52 УК РБ).
Военнослужащие, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, при осуждении могут быть лишены воинского или специального звания по приговору суда. (ст.60 УК РБ)
Основанием наступления уголовной ответственности необходимо считать: совокупность предусмотренных уголовным законодательством объективных и субъективных признаков. Только наличие совокупности всех признаков состава преступления позволяет утверждать, что имеется необходимое и достаточное основание для привлечения лица к уголовной ответственности.
К объективным признакам состава преступления относятся:
объект преступления;
объективная сторона.
К субъективным признакам состава преступления относятся:
субъективная сторона;
субъект преступления.
2.Особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности
Ч. 1. Примечания к гл. 37 УК РБ дает понятие воинского преступления:
«Воинскими признаются предусмотренные настоящим Кодексом преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а также военнообязанными во время прохождения сборов».
Понятие воинского преступления основано на общем определении преступления, сформированного в ст. 11 УК РБ.
Порядок несения военной службы (воинский порядок) устанавливается Конституцией и законами Республики Беларусь, воинскими уставами, приказами и директивами Министерства обороны Республики Беларусь, соответствующих начальников и командиров.
Виды воинских преступлений:
Преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (ст. ст. 438-444 УК РБ).
Преступления против порядка прохождения военной службы (ст. ст. 445-449 УК РБ).
Преступления против порядка несения специальных служб (ст. ст.450-454 УК РБ).
Преступления против порядка деятельности органов военного управления (ст. ст.455-456 УК РБ).
Преступления против порядка хранения военной тайны (ст. ст. 457-458 УК РБ).
Преступления против порядка пользования военным имуществом и эксплуатации военной техники (ст. ст. 4590465 УК РБ).
Особенности воинского преступления:
— специфический характер объекта преступного посягательства. Порядок несения воинской службы выступает родовым объектом всех воинских преступлений. Общественно опасное деяние, совершенное военнослужащим, но не посягающее на порядок несения воинской службы (кража, мошенничество) не признается воинским преступлением;
— наличие специального субъекта преступления. Субъектами воинских преступлений в соответствии с ч.1 примечаний к гл. 37 УК РБ являются военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а также военнообязанные во время прохождения сборов.
В соответствии с ч.2 гл. 37 УК РБ лица, не упомянутые в части первой настоящих примечаний, несут ответственность за соучастие в совершении воинских преступлений в качестве организаторов, подстрекателей и пособников.
Поскольку субъектом преступлений против военной службы являются военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения военных сборов, при возбуждении уголовного дела должна иметься достоверная и достаточная информация о том, относится ли виновный к категории лиц, перечисленных в ч.1 примечаний к гл. 37 УК РБ.
Момент начала и окончания состояния военнослужащего на военной службе определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».
Время принятия военнослужащим присяги не является моментом начала военной службы, так как принимается лицом, уже находящимся на военной службе.
На практике встречаются ситуации, когда установленный Законом срок службы по призыву истек, а приказ по части об увольнении в запас, по вине должностных лиц, издан с опозданием. В подобных случаях военнослужащий считается субъектом преступления против военной службы до момента фактического издания приказа об увольнении.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь, не может проходить службу в Вооруженных Силах, поэтому такие лица не могут быть признаны субъектами преступлений против военной службы, так как приняты на военную службу без законных к тому оснований.
В равной степени это относится к лицам, негодным по состоянию здоровья к прохождению службы в Вооруженных Силах и незаконно призванным.
Лица, незаконно находящиеся на военной службе, не являются субъектами преступлений против военной службы и поэтому несут уголовную ответственность не по нормам гл. 37 УК РБ, а по нормам других разделов УК.
Преступления против порядка прохождения военной службы не имеют аналогов в других разделах УК и поэтому при совершении их лицами, незаконно находящимися на военной службе, виновные освобождаются от уголовной ответственности в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом.
Привлечение военнослужащих к уголовной
ответственности за преступления против порядка
прохождения военной службы
Статья 445 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы военнослужащим срочной службы, либо его неявку без уважительных причин при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения в срок продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток, либо за уклонение от военной службы на тот же срок путем подлога документов или иного обмана.
Преступление считается оконченным, если виновный находился вне части свыше 2 суток, но не более 10 суток (ч. ст. 445 УК РБ).
Субъект преступления по ч. 1 данной статьи – военнослужащие срочной службы.
По ч. 2 и 3 ст. 445 УК РБ кроме военнослужащих срочной службы, к уголовной ответственности привлекаются также офицеры, прапорщики и военнослужащие контрактной службы, если самовольное оставление части продолжалось свыше 10 суток, либо свыше месяца. При этом фактическое нахождение вне части влияет на то, по какой именно части статьи 445 наступает ответственность.
В тех случаях, когда лицо оставило часть с намерением уклониться от военной службы на срок свыше 2 суток, но не более 10 суток, либо свыше 10 суток, но не более 1 месяца, либо свыше 1 месяца, однако было задержано до истечения этих сроков, его действия следует квалифицировать как покушение на преступление, предусмотренное ст. 445 УК РБ.
Субъектами указанных преступлений могут быть и военнообязанные во время прохождения учебных сборов.
Местом преступления - место расположения воинской части или место службы, где виновный должен выполнять свои обязанности по военной службе.
Субъективная сторона данного преступления: намерение виновного лишь временно уклониться от военной службы с последующим возвращением в часть.
При подлоге документов – военнослужащий предоставляет соответствующему командиру подделанный им самим или по его просьбе другим лицом документ и на этом основании получает постоянное или временное освобождение от обязанностей по военной службе.
Иной обман — сообщение заведомо ложных сведений о фактах, которые служат основанием для освобождения от исполнения служебных обязанностей, случаи подкупа должностного лица (при этом наступает совокупность преступления). По ч. 4 настоящей статьи уголовная ответственность наступает, если действия, предусмотренные ч.1, 2,3 ст. 445 УК РБ совершены в военное время.
Ст. 446 УК РБ предусматривает ответственность военнослужащих за дезертирство, т.е. оставление части или места службы с целью вовсе уклониться от военной службы.
В этом случае виновный совершает указанные действия с целью навсегда уклониться от прохождения военной службы, при этом время фактического нахождения вне части на квалификацию в данном случае не влияет.
Дезертирство считается оконченным уже с момента оставления части или места службы, но оно является длящимся преступлением, длится в течение всего времени, пока не будет прекращено самим виновным, либо с его задержанием.
Добровольный отказ от дезертирства возможен только до момента оставления части.
Дезертирство совершается только с прямым умыслом и с целью уклониться от службы.
Побег с гауптвахты военнослужащего, в отношении которого применена мера пресечения в виде ареста, с целью избежать как содержания под стражей, так и дальнейшего прохождения службы, следует квалифицировать только по ст. 413 УК РБ, т.е. как побег.
Те же действия военнослужащего, содержащегося на гауптвахте в дисциплинарном порядке, перед отправкой в дисциплинарный батальон, либо для отбывания наказания по приговору в виде ареста, в зависимости от направленности умысла — по ст. ст. 445, 446 УК РБ.
Ст. 447 УК РБ «Уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом».
Членовредительство: это искусственное повреждение различных органов или тканей тела. Может осуществляться различными способами: огнестрельным или холодным оружием, путем использования транспортных средств и других механизмов, путем принятия вовнутрь лекарственных или ядовитых веществ. Вред здоровью может причиняться как самим виновным, так по его просьбе и другими лицами.
Симуляция — заключается в приписывании себе несуществующих заболеваний или физических недостатков.
Иной обман – сообщение заведомо ложных сведений о фактах, которые служат основанием для освобождения от исполнения служебных обязанностей, случаи подкупа должностного лица.
Отказ от осуществления обязанностей военной службы заключается в открытом заявлении или иным способом выраженном нежелании осуществлять обязанности военной службы и фактическом прекращении их выполнения.
Уклонение признается оконченным с момента фактического невыполнения всех или некоторых обязанностей по службе.
Субъективная сторона преступления: прямой умысел.
Ст. 448 УК РБ предусматривает ответственность за самовольное оставление части или места службы в боевой обстановке независимо от продолжительности.
Неявка в срок на службу без уважительных причин в часть военнослужащих, находящихся в боевой обстановке, квалифицируется по ст.ст. 445, 446 УК РБ.
Необходимый элемент :сознание виновным того, что самовольное оставление части или места службы происходит в боевой обстановке.
Ст. 449 УК РБ «самовольное оставление поля боя либо отказ действовать оружием». Виновное лицо наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.
Примечания к ст. 445 УК РБ гласят, что военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные ч. 1, 2, 3 ст. 445 и ч. 1 ст. 446 УК РБ, может быть освобожден от уголовной ответственности, если содеянное явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Ч.4 ст. 445, ч.2 ст. ст. 446, 447 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за уклонение военнослужащего от несения обязанностей военной службы, совершенное в военное время или в боевой обстановке.
Военное время – период фактического нахождения Вооруженных Сил Республики Беларусь в состоянии войны с иностранным государством.
Боевая обстановка — нахождение воинской части или подразделения в непосредственном соприкосновении с противником. Воинская часть может находиться в боевой обстановке и в мирное время: при отражении нападения на воинскую часть, перехвате нарушителя границы Республики Беларусь
В современных условиях, когда армия оснащена коллективными видами оружия и боевой техники, сложными боевыми комплексами, поддержание которых в постоянной боевой готовности зависит от умных и согласованных действий многих людей и, когда даже единичные случаи беспечности и недисциплинированности могут привести к тяжелым последствиям, командиры и начальники всех уровней, военные прокуроры, следователи и судьи обязаны активно вести правовую пропаганду, уделять больше внимания предупреждению нарушений воинской дисциплины и уставного порядка, быть нетерпимыми к ним и строго пресекать правонарушения. В данных условиях уголовный кодекс и ответственность за нарушение его норм приобретают особую значимость, что говорит об актуальности рассмотренной темы лекции.
Существующая правовая система вполне может обеспечить строгий уставной порядок и воинскую дисциплину в Вооруженных Силах Республики Беларусь, однако не следует ориентироваться прежде всего на карательные, репрессивные меры со стороны уголовного законодательства, нельзя воспринимать каждое правонарушение как факт, который влечет за собой уголовно-правовые последствия. Необходимо глубже вникать в саму суть, природу преступлений в армейской среде и применять активные меры по их профилактике и предупреждению. Формализм же в профилактической работе влечет за собой рост преступности.
В активе командиров, начальников имеется богатый арсенал мер воздействия (поощрения, взыскания), умело его применять и не допускать правонарушений – вот наша задача.