--PAGE_BREAK--Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.
Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.
Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.
Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более).
Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации — се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.
Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности — русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве — Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что Конституция принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом. Российская Федерация — это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов, народностей.
5. Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется:
в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;
в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;
в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.
Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.
В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.
Задание №3 Используя полученные знания, дайте определение понятия права и его сущности. Раскройте структуру, источники, нормы и систему права. Назовите отличие норм права от норм морали и других социальных отношений общества.
Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Регулирование и охрана общественных отношений осуществляется с помощью социальных норм. В системе таких норм право занимает ведущее место. В юридической литературе право рассматривается как общесоциальное явление и как волеизъявление государства (юридическое право).
Как общесоциальное явление право характеризуется определенной свободой и обоснованностью поведения людей, то есть соответствующими возможностями субъектов общественной жизни, которые объективно обусловлены развитием общества, должны быть общими и равными для всех одноименных субъектов. Исходя из этого, право подразделяют на: права человека, права объединений, групп, слоев; права нации, народа; права человека.
Юридическое право – это свобода и обоснованность поведения людей, задекларированная государством в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и другими источниками права.
Утверждение о том, что право оторвано от государства, привело к возникновению различных концепций право понимания: естественного права, положительного права, права реалистического, психологического и т.п.
Юридическое (положительное) право в свою очередь подразделяют на объективное и субъективное.
Юридическим объективным правом называют систему всех правовых предписаний, установленных (санкционированных), охраняющихся и находящихся под защитой государства, имеющих общеобязательный характер, являющихся критерием правомерного или неправомерного поведения и существующих независимо от индивидуального сознания субъекта права.
Юридическим субъективное правом называют определенные возможности, меру свободы, принадлежащую субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет.
К основным признакам права в его положительном (нормативном) понимании в качестве волеизъявления государства можно отнести следующие:
а) право – это система правовых норм;
б) это правила поведения общего характера;
в) эти правила имеют общеобязательный характер;
г) они тесно связаны между собой, действуют в единстве, объединяются в правовые институты, правовые отрасли и другие части системы права;
д) формально определены и закреплены в нормативно-правовых актах и другие источники права;
е) устанавливаются, санкционируются, гарантируются (обеспечиваются) государством и его органами;
ж) в своей совокупности регулируют социальные отношения между людьми;
з) правила поведения должны устанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости, гуманизма и милосердия.
Каждое право как элемент правовой системы состоит из множества правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную норму, необходимо знать, что они объединяются не по случайным признакам, между ними имеются конкретное сходство и различия. Благодаря этой объективной обусловленности и характерным признакам сходства и различия между правовыми нормами все право можно представить как определенную систему.
Оно является системой правил общего характера. Это означает, что право имеет социальное назначение по регулированию поведения не только конкретного лица, но и кого-либо, кто вступает в отношения, которые им регулируются.
Право имеет общеобязательный характер. Его положения, содержащиеся в системе правовых норм, должны восприниматься как безусловное руководство к действию, которое исходит от государственных структур и не подвергается обсуждению или оценке с точки зрения их целесообразности, рациональности, желания или нежелания осуществлять.
Право характеризуется внутренней формой, то есть объединением правовых норм в институты, под отрасли права и отдельные правовые комплексы.
Формальная определенность права характеризуется тем, что поведение субъектов в виде нормативной модели закрепляется в нормах права как права и обязанности участников общественных отношений, а также как вид и мера реакции государства (санкции), применяемые в случае нарушения велений, содержащихся в нормативных предписаниях. Эти предписания должны исполняться именно в таком объеме и в тех случаях, в которых они нашли своё формальное закрепление в тексте правовой нормы.
Право становится обязательным лишь тогда, когда оно представляется или санкционируется уполномоченным на то субъектом, в пределах его компетенции и в порядке, предусмотренном устанавливаемой процедурой, то есть с соблюдением необходимых требований, поступающих в разработку, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение и отмену действия правовых предписаний.
Установление права означает подготовку и принятие органами государства правовых норм. Санкционирование права – это утверждение, регистрация, предоставление разрешения на общеобязательность уже существующих социальных норм.
Осуществление права обеспечивается государством. Это проявляется в том, что государство создает, с одной стороны, реальные условия и способы, оказывающие содействие беспрепятственному добровольному осуществлению соответствующими субъектами сформулированных в правовых нормах образцов поведения, а с другой – соответствующие меры поощрения, убеждения и принуждения к осуществлению желательного поведения, а также применяет эффективные санкции в случае невыполнения требований правовых норм.
Следовательно, право как волеизъявление государства — это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, гарантированных и обеспеченных им правил поведения, тесно связанных между собой и регулирующих общественные отношения между людьми в интересах определенной части (большей или меньшей) населения в социально неоднородном обществе.
Право имеет определенные направления влияния и строится на конкретных правовых и демократических началах.
Функции права – это основные направления его влияния на общественные отношения. Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его влияния на общественные отношения между людьми.
Функции права подразделяются на общесоциальные и специальные юридические.
К общесоциальным относятся функции:
1) гуманистическая – право охраняет и защищает права человечества, народа, человека;
2) организаторско-управленческая – право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем;
3) информационная (коммуникативная) – право информирует людей о свободе законодателя;
4) оценочно-ориентировочная – поведение людей оценивается с учетом законов государства, определяет бесконфликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного поведения;
5) идеологическо-воспитательная – право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает в нем образцы правомерного поведения;
6) гносеологическая (познавательная) – право выступает источником знаний.
К специальным юридическим функциям права относятся регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная.
Регулятивная функция направлена на урегулирование общественных отношений посредством закрепления желательного поведения в тех или иных отраслях и институтах права. Регулятивно-статическая функция – это влияние права на общественные отношения, что укрепляет и регулирует общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая – обеспечивает динамичное развитие гражданского общества; правовое воздействие осуществляется таким образом, что, например, Верховная Рада Украины исключительно законами регулирует права коренных народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права). Или путем принятия государственного бюджета Украины создаются предпосылки для каких-либо расходов государства на общественные потребности (регулятивная динамика).
Охранительная функция направлена на охрану соответствующей системы общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, уменьшение или устранение их из повседневной жизни.
Принципы права – это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, обозначенные в нем закономерности общественной жизни.
Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощающие лучшие, прогрессивные достижения правовой истории человечества, признанные международными нормами права.
Такими принципами являются:
1) закрепление в праве меры свободы человека и обеспечение его основных прав;
2) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях;
3) верховенство закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительного органа государства;
4) взаимосвязь юридических прав и обязанностей;
5) регулирование поведения людей и их объединений по общепринятым типам правового регулирования: «разрешено все, что прямо не запрещено законом»;
6) деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу: «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом»;
7) четкое закрепление правовыми нормами процедурно-процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей;
8) правосудие осуществляется только судами и должно быть самой эффективной гарантией прав человека;
9) юридическую ответственность человек несет за свое виновное противоправное поведение;
10) в обществе должен действовать принцип презумпции невиновности лица.
Типологические принципы определяются как руководящие основы, идеи, свойственные всем правовым системам определенного исторического типа, отражающие его социальную сущность.
Конкретно-исторические принципы права определяют основы, отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях. К ним относятся: принцип демократизма; принцип законности; принцип гуманизма, принцип равенства всех перед законом; принцип взаимной ответственности государства и лица.
Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуются тем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности, относятся принцип гласности судопроизводства и принцип полной материальной ответственности.
Принципы институтов права – это основные идеи, лежащие в основе построения определенного института права.
Социальная ценность и назначение права могут быть охарактеризованы как способность служить способом и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливости, прогрессивных интересов граждан и общества в целом. Социальная ценность и социальное назначение права характеризуются следующими его проявлениями:
право определяется как мера свободы и неприкосновенности человека, очерчивает пределы свободы, направляется на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония;
оно объединяет общую свободу участников социальных отношений, влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов;
ценность и назначение права состоит в том, что оно является выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ, утверждает равенство и правовой статус человека в обществе;
продолжение
--PAGE_BREAK--