--PAGE_BREAK--предупреждение и пресечение[23] административных правонарушений и преступлений;
раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
Хорошее знание людей, умение расположить их к себе важны для УУМ не менее, чем основная юридическая подготовка. Это позволяет ему полнее контролировать обстановку на административном участке. Орган внутренних дел в лице участкового уполномоченного, тесно взаимодействующего с общественностью, имеет источники ценной информации по самым разнообразным вопросам. Иначе говоря, УУМ — это «глаза и уши» органа внутренних дел.
§3. Государственная инспекция безопасности дорожного движения ГИБДД как орган, с настоящим названием, нормативно оформленный и с отведенной ему функциональной нишей в структуре милиции, возник не в один день[24]. Его деятельность неразрывно связана со все нарастающей автомобилизацией, которая сегодня является важной составной частью прогресса общества. Однако процесс автомобилизации имеет и негативные стороны. Существенным отрицательным последствием автомобилизации является аварийность на автомобильном транспорте. Тяжесть последствий от ДТП[25] в России значительно выше, чем в большинстве стран с высоким уровнем автомобилизации, поэтому обеспечение безопасности дорожного движения[26] стало серьезной государственной проблемой, имеющей огромное социальное и политическое значение. В связи с этим, 22 сентября 2006 года за N 1042 Президентом Российской Федерации был издан Указ «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». В целях повышения безопасности дорожного движения, сокращения количества граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, и снижения тяжести их последствий Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено принять неотложные меры, направленные:
а) на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы безопасности дорожного движения;
б) на улучшение условий дорожного движения, увеличение пропускной способности улиц и дорог, в первую очередь в городах федерального значения и административных центрах субъектов Российской Федерации; на организацию работ по строительству и обустройству достаточного количества мест для парковки транспортных средств, подземных и надземных переходов, созданию безопасных условий для пешеходов;
в) на создание системы образования и информационно-пропагандистского обеспечения в области безопасности дорожного движения;
г) на повышение эффективности и оперативности оказания экстренной помощи гражданам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
д) на реализацию в установленные сроки федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах»;
е) на разработку и реализацию комплекса дополнительных мероприятий по социальной и правовой защищенности сотрудников ГИБДД РФ.
ГИБДД (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения[27]: обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Подразделения ГИБДД отделов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, являются структурными подразделениями указанных управлений (отделов) внутренних дел.
На ГИБДД возлагается значительный объем обязанностей, в том числе:
осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов;
регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
организация и проведение в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
организация и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;
осуществление на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации первой доврачебной помощи пострадавшим, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;
осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, в работе комиссий по открытию маршрутов регулярного движения общественного транспорта, а также в оценке соответствия этих маршрутов установленным требованиям безопасности дорожного движения в процессе их эксплуатации;
разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами и общественными объединениями;
выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
создание, обеспечение функционирования и ведение в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, информационных банков (баз) данных;
осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с последующим уведомлением граждан о принятых решениях в установленный законодательством Российской Федерации срок.
§4. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых В статье 2 Федерального закона РФ от 15.07. 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», дается следующее понятие: подозреваемый и обвиняемый — лица, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Данные категории лиц содержатся под стражей в ИВС ОВД, которые являются подразделениями МОБ. Организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя — начальника МОБ, начальника ИВС.
В ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных УПК РФ[28]. Режим представляет собой порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в ИВС, производится круглосуточно дежурным ИВС или оперативным дежурным по органу внутренних дел, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в ИВС, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в процессуальном документе, послужившем основанием для задержания или взятия под стражу[29] этого лица, а также с документами, удостоверяющими его личность.
§5. Специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке За совершение административных правонарушений может применяться административный арест[30]. Внутренний распорядок спецприемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, регламентируют специальные правила[31]. Режим включает в себя порядок и условия содержания административно — арестованных лиц, их трудоиспользование, обеспечение их прав, исполнение ими своих обязанностей. Правила обязательны для сотрудников специальных приемников, лиц, содержащихся в них, а также иных лиц, посещающих специальные приемники. Нарушение Правил должностными лицами влечет ответственность в дисциплинарном порядке.
Основанием для приема и содержания в специальном приемнике арестованных является постановление уполномоченного должностного лица об административном аресте, оформленное в установленном законодательством порядке и скрепленное соответствующей гербовой печатью. Специальный приемник принимает лиц, арестованных в административном порядке, круглосуточно при наличии копии постановления уполномоченного должностного лица о наложении административного ареста, заверенной его подписью и скрепленной гербовой печатью и документа, удостоверяющего личность арестованного (паспорт, военный билет).
§6. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ЦВСНП свою деятельность осуществляют в рамках «Инструкции по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», которая регулирует деятельность по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и их дальнейшему устройству.
ЦВСНП создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством РФ и находятся в непосредственном подчинении МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. ЦВСНП в своей работе взаимодействуют с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К основным задачам ЦВСНП относятся:
обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявлению среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установлению обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений;
доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания.
Прием несовершеннолетних центрами временного содержания осуществляется круглосуточно.
ЦВСНП в установленном для подразделений милиции общественной безопасности порядке обеспечиваются оперативно-техническими средствами, автомобилями, мебелью, инвентарем, одеждой, продовольственными товарами и другим имуществом.
§7. Подразделения дознания В числе основных функций подразделений дознания: анализ и прогнозирование результатов оперативно-служебной деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно; организация производства дознания в рамках уголовных дел, отнесенным в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности дознавателей органов внутренних дел[32]; выявление причин и условий, способствовавших совершению расследуемых преступлений и принятие предусмотренных законодательством РФ мер по их устранению, восстановлению нарушенных прав граждан и организаций, интересов общества и государства.
§8. Подразделения патрульно-постовой службы милиции Важная роль в охране порядка и борьбе с преступностью на улицах, в парках, скверах и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов принадлежит патрульно-постовой службе милиции общественной безопасности Российской Федерации. ППС входит в состав милиции общественной безопасности органов внутренних дел и является основным средством охраны общественного порядка. Она создается в республиканских, краевых и областных центрах, в городах и иных населенных пунктах, а также на крупных транспортных узлах для охраны общественного порядка на улицах, площадях, в парках, скверах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта (вокзалах, аэропортах, портах) и в других общественных местах.
Главная особенность патрульно-постовой службы милиции состоит в том, что, в отличие от других служб, выполняющих ограниченный круг специальных функций, она в известной мере принимает участие в решении практически всех задач, возложенных на милицию.
В целях совершенствования деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, повышения их роли в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности разработан Устав патрульно-постовой службы МОБ[33].
Основными задачамипатрульно-постовой службы являются:
обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;
обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования;
выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда;
продолжение
--PAGE_BREAK--оказание содействия подразделениям криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Строевые подразделения ППСМ выполняют следующие функции:
защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств;
оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья;
пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по «горячим следам». Активное предотвращение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своей компетенции принятие мер к устранению данных обстоятельств;
обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, своевременное реагирование и пресечение попыток нарушений установленного порядка их проведения;
совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах;
взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти;
участие в пределах своих полномочий в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных обстоятельствах;
участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.
Во время пресечения преступлений и административных правонарушений сотрудники милиции наделены правом применения мер административного принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
§9. Подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью Основной задачей таких подразделений является организация и осуществление контроля за оборотом гражданского[34] и служебного[35] оружия, взрывчатых веществ и изделий их содержащих, организация и осуществление контроля за негосударственной (частной) охранной деятельностью и негосударственной (частной) сыскной деятельностью, в пределах полномочий предоставленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Правовое регулирование оборота оружия[36] в Российской Федерации и деятельность органов внутренних дел в сфере оборота оружия и специальных средств, регламентируется Федеральным законом «Об оружии» от 13 октября 1996 г. № 150-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», приказом МВД России «Об утверждении Норм обеспеченности оружием и патронов к нему для органов и организаций, указанных в статье 12 Федерального закона „Об оружии“, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами» от 13 апреля 2005 г. № 275, другими нормативно-правовыми актами, которыми формируются административно-правовые режимы различных стадий оборота оружия.
Оружие относится к той категории предметов, свободный, неконтролируемый оборот которых недопустим из-за повышенной общественной опасности их бесконтрольного использования. Поэтому построение нормативно-правового материала, регулирующего оборот оружия и его стадии возможно только в виде административно-правовых режимов, позволяющих добиться неотвратимого достижения поставленной законотворческим органом цели — обеспечения общественной безопасности в сфере оборота оружия.
Задачи органов внутренних дел в области осуществления лицензионно-разрешительной работы вытекают из общих задач милиции. Это предупреждение случаев утери предметов (веществ), подпадающих под действие лицензионно-разрешительной системы, и недопущение их использования при совершении проступков или преступлений либо не по назначению; пресечение нарушений правил изготовления, приобретения[37], перевозки[38], хранения[39] и использования предметов (веществ) данной категории; выявление и устранение причин и условий, способствующих наступлению вредных последствий, принятие к нарушителям правил лицензионно-разрешительной системы мер, предусмотренных законом; выдача лицензий, разрешений и сертификатов в соответствии с установленным порядком и т.п.
В системе органов внутренних дел контрольные функции по соблюдению правил оборота оружия возложены прежде всего на подразделения лицензионно-разрешительной работы, а также службу участковых уполномоченных милиции, паспортно-визовые подразделения, информационные центры и другие службы. В этой связи важное значение приобретает обеспечение согласованных действий указанных служб в осуществлении контроля за оружием, а также нормативно-правовое обеспечение их деятельности.
Подразделения ЛЛР осуществляют лицензирование и выдачу лицензий:
на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами нему (юридическим лицам[40]);
на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему (юридическим лицам с особыми уставными задачами, организациям, занимающимися испытанием изделий на пулестойкость, юридическим лицам, осуществляющим коллекционирование оружия и патронов, спортивным организациям и учреждениям);
на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного[41] бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия гражданам РФ;
на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданам РФ;
на негосударственную (частную) охранную деятельность и негосударственную (частную) сыскную деятельность.
Частная детективная и охранная деятельность с каждым годом занимает все большее место в охране общественного порядка, ежегодно увеличивается количество частных охранных структур. Соответственно усиливается роль органов внутренних дел по осуществлению контроля в данной сфере. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью регламентирован широким кругом нормативно-правовых актов, в том числе: — законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1; Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, постановлением Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 г. № 587; постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности» от 14 августа 2002 года № 600, приказом МВД РФ «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» от 31 декабря 1999 г. № 1105; приказом МВД РФ «Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации» от 19 июня 2006 г. № 447; приказом МВД РФ «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами» от 15 июля 2005 г. № 568; приказом МВД РФ «О мерах по обеспечению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» от 15 июля 2005 г. № 569.
Уполномоченные органы внутренних дел в соответствии указанными нормативными документами осуществляют следующие мероприятия:
представляют лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной или (и) сыскной (детективной) деятельности, оформляют и переоформляют документы, подтверждающие их наличие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
согласовывают уставы служб безопасности юридических лиц;
выдают, продлевают срок действия удостоверений охранника;
организуют контрольные мероприятия, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими негосударственную (частную) охранную или (и) сыскную (детективную) деятельность и оборот оружия, патронов к нему и специальных средств;
приостанавливают, возобновляют и аннулируют действие лицензий и аннулируют удостоверения частного охранника;
ведут реестры лицензий, а также предоставляют в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестра лицензий и иной информации о лицензировании.
§10. Подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Основными функциями данных подразделений являются: охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых во время принятия судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, стационарного лечения в медицинских учреждениях (кроме применения принудительных мер медицинского характера), производства следственных действий и уголовного судопроизводства; конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования, экспертиз), санпропускники (бани общего пользования) и обратно, из отделов внутренних дел в ИВС[42]; конвоирование из ИВС, СИЗО в окружные и районные (городские, межрайонные) суды, на их выездные сессии и обратно; охрана конвоируемых во время заседаний этих судов; охрана заключенных под стражу лиц во время судебного заседания, обеспечение безопасности состава суда, свидетелей и присутствующих в зале граждан; предупреждение чрезвычайных происшествий (побегов, нападений на охрану, самоубийств) со стороны задержанных и заключенных под стражу лиц.
§11. Подразделения по делам несовершеннолетних Большое влияние на состояние преступности в стране оказывает работа органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, в том числе, совершаемых несовершеннолетними. Снижение роста правонарушений несовершеннолетних является важной составной частью общей проблемы искоренения правонарушений. В структуре подростковой преступности преобладают преступления корыстно-насильственной направленности[43]. Это обусловлено, прежде всего, тем фактом, что более 60% участников преступлений проживают в семьях с крайне низким уровнем доходов. Особое беспокойство вызывают факты вовлечения несовершеннолетних в деятельность преступных групп.
Несовершеннолетними также совершается большое количество административных правонарушений. Пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция — эти негативные явления в среде несовершеннолетних достаточно распространены. Практически каждый год в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тысяч подростков-правонарушителей и более 100 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Одной из основных причин совершения несовершеннолетними правонарушений является их безнадзорность, то есть отсутствие или значительное ослабление наблюдения или контроля за формированием личности и поведением несовершеннолетних со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и, в частности, определяет систему субъектов, осуществляющих эту деятельность. Одним из таких субъектов являются органы внутренних дел. Практика показывает, что основная тяжесть профилактической работы лежит именно на сотрудниках ОВД. Основная роль в ОВД по осуществлению деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности, выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений принадлежит подразделениям по делам несовершеннолетних. Их деятельность регламентирует «Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД»[44].
ПДН ОВД:
1) проводят индивидуальную профилактическую работу;
2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних; участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в ЦВСНП ОВД в отношении несовершеннолетних: направляемых по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; временно ожидающих рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
5) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
6) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
7) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;
8) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий;
9) в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.
В последние годы получило распространение закрепление инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел за образовательным учреждением (школьного инспектора), который является штатным сотрудником ПДН МОБ. Как правило, штатная единица школьного инспектора закрепляется за средним образовательным учреждением численностью не менее 500 учащихся с учетом оперативной обстановки на территории муниципального образования.
Школьный инспектор:
участвует в мероприятиях по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся;
проводит индивидуально-профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в образовательном учреждении либо в ПДН, КДН, и родителями или иными законными представителями названных учащихся, принимает меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних;
осуществляет меры по предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий, в том числе экстремистской направленности, со стороны учащихся образовательного учреждения либо в отношении них;
участвует в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в зоне обслуживания;
продолжение
--PAGE_BREAK--