Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Совершенствование государственного управления сферой туризма

--PAGE_BREAK--
1.2.Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации
           Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору  нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014.

         В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах  — 16,4 млн.человек.    

Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд. руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта  составили  6,7%.  Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей — 5,7%,  инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

  Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.

Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Это объясняется, прежде всего, возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы. Нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию.

С целью получения характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования.

 Правовое регулирование  сферы туризма  в  Российской Федерации.

Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями: развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий  и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта,  качества и безопасности туризма; усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение  гражданско–правовых обязательств, а как следствие — повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса; появлением правовых актов, регламентирующих вопросы  классификации и  стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.); развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма; формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций  (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков); комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм»  в смежных  с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее – смежное законодательство); развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией; гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.

Наиболее отчетливо эти тенденции проявились в 2006-2007 годах, когда в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент законодательство  о  туристской деятельности  в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств.

  Законодательство о туристской деятельности

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности) законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности  (далее – законодательство о туристской деятельности) определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов  на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

В целях реализации государственной политики в сфере туризма, координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по формированию конкурентоспособного туристского рынка в интересах социально-экономического развития Российской Федерации Приказом № 51 от 6 мая 2008 года Федеральным агентством по туризму утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года.

         Под Стратегией  развития туризма в Российской Федерации понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в стране. Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить вклад туристской индустрии в решение следующих общенациональных задач современного этапа экономического развития России:

— создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста. Для этого за счет высоких темпов роста туристская индустрия (с учетом сопряженных областей) должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития;

— повышение уровня и качества жизни населения путем  увеличения доступности  туристских услуг, занятости  и доходов жителей нашей страны;

— повышение конкурентоспособности российской экономики путем повышения привлекательности нашей страны как туристского направления;

— обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации за счет увеличения доли туризма в региональном валовом продукте.

Положения Стратегии должны стать основой для общегосударственного понимания места и роли сферы туризма в экономике страны, реализации основных задач развития туризма, стоящих перед органами исполнительной власти всех уровней, а также определить направления и уровень государственной поддержки туристской индустрии.

Основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы  защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения(изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 12-ФЗ от 5 февраля  2007 г.).

С принятием Закона механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993 – 2006 годов, был заменен на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности — единый федеральный реестр туроператоров (далее – реестр).  В связи с  этим основным документом, необходимым предпринимателям для внесения сведений о них в реестр, является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение). С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размер финансового обеспечения не может быть менее 10 млн. рублей, а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом – 500 тыс. рублей.

В свою очередь турагентская деятельность  в настоящий момент  освобождена от какого-либо избыточного административного регулирования. Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 года постановлением Правительством Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений.

Важное место в деятельности федеральных органов исполнительной власти уделяется вопросам безопасности туризма. В январе 2008 года вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания.

В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии  Ростуризмом утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей. В течение трех лет классификация гостиниц осуществляется на основе государственно-частного партнерства, подтверждая оценку качества обслуживания, став своего рода знаком качества. Как показывает международная практика, наличие «звезд» у гостиницы существенно повышает ее привлекательность для потенциальных клиентов. В настоящее время система активно внедряется в российских регионах, особо нуждающихся в доверии потребителей.

Система  классификации пляжей, недавно введенная в действие, получила положительные отзывы российских и международных экспертов, а также руководителей санаторно-курортного комплекса и начала реализовываться. Аналогичная работа ведется по внедрению Системы классификации горнолыжных трасс. Названные системы классификации, призванные существенно повысить уровень безопасности отдыхающих и структурировать российский рынок, включают в себя  порядок проведения оценки соответствия гостиниц (пляжей, трасс) требованиям безопасности, информационному обеспечению, предоставлению дополнительных услуг  для туристов и другие положения.

Значительное внимание в деятельности федеральных органов исполнительной власти отводится вопросам анализа и обобщения правоприменительной практики, на основе которой формируются предложения по совершенствованию законодательства о туристской деятельности. Так, при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма на постоянной основе функционирует межведомственная рабочая группа по мониторингу законодательства о туристской деятельности. Активную роль в  рабочей группе играют представители  гражданского общества (ассоциации туроператоров, ассоциации (союзы) банков и страховщиков).

Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации. В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития  туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма» и т.д.). Наряду с законами в 3 субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма, (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу,  а  в 16  регионах  приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов Российской Федерации.

Смежное законодательство

Сфера туризма представляет собой сложный межотраслевой комплекс. В связи с этим нормативное правовое регулирование отношений в данной сфере включает в себя не только правовые акты законодательства о туристской деятельности, но и акты различных отраслей законодательства Российской Федерации. Так, большое значение для развития туризма в нашей стране имеет Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он сформировал правовую основу для создания и функционирования в России туристско-рекреационных особых экономических зон, а также развития государственно-частного партнерства. В законе впервые дано определение туристско-рекреационной деятельности как деятельности, включающей в себя элементы туристской, санаторно-курортной и инвестиционной деятельности, что  важно для комплексного правового регулирования сферы туризма. В 2006 году в России определены 7 туристско-рекреационных особых экономических зон.

Принятый  в 2005 году Федеральный закон «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, возникающие с реализацией концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. В развитие указанного Закона, подготовлено постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения». С принятием указанных нормативных правовых актов сформированы правовые основы привлечения инвестиций в развитие инженерной, транспортной и иной инфраструктуры туризма, а также обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Значительный социально-экономический эффект получен от реализации  постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов». Данный документ существенно упростил туристские формальности для иностранных туристов, прибывающих в Российскую Федерацию на круизных судах сроком не более чем на 72 часа. Такие туристы могут посещать туристские центры нашей страны без оформления визы, что способствует  получению значительных  выгод для российских  портовых городских и иных поселений  (Санкт-Петербург, Владивосток, Петропавловск-Камчатский и др.).

28 июня 2007 г. принят приказ Минтранса России  №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Правила являются своевременным и актуальным документом в сфере регулирования туристских авиационных перевозок и существенно повышают гарантии защиты прав и законных интересов пассажиров, обеспечивают качество оказываемых услуг.

Нормы законодательства о туристской деятельности тесно переплетаются с правовыми нормами, регулирующими вопросы  правового положения иностранных граждан, миграционного учета, вопросами выезда за пределы территории Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и др. вопросами  государственной миграционной политики. В связи с этим  принятие государством решений в данной сфере должно осуществляться с учетом соблюдения баланса интересов развития въездного туризма, а также интересов обеспечения национальной безопасности  Российской Федерации.

Рассмотрев существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации, можно сделать вывод, что ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз. В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход  к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов  России.


--PAGE_BREAK--
2. Анализ проблем государственного управления в сфере туризма
2.1. Анализ проблем в сфере туризма в Российской Федерации
В практике государственного регулирования существует три основные проблемы, решение которых входит в компетенцию государства:

1)координация межведомственного взаимодействия;

2)определение необходимого уровня децентрализации управления;

3)организация взаимосвязи государственных институтов с частным турбизнесом.

 Несомненно,  имеются определенные границы, дальше которых процесс децентрализации и деконцентрации деятельности в сфере туризма идти не может. Вместе с тем, без механизма государственного регулирования, обеспечивающего проведение единой туристической политики на национальном и региональном уровнях не обойтись.

 Положение о том, что внутренний туризм должен составлять часть комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными отраслями экономики, относится к числу наиболее важных решений межпарламентской туристской конференции в Гааге. Это значит, что проблемы развития внутреннего и въездного туризма должны рассматриваться в контексте общенациональной государственной политики.

 Сегодня государственная политика в области туризма в нашей стране достаточно многогранна, хотя и несовершенна.

 С целью получения комплексного анализа проблем государственного управления сферой туризма рассмотрим направленность организационно-правовой базы, состояние и тенденции развития туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристического направления на внутреннем и международном туристических рынках.

 В советское время государство в нашей стране осуществляло свою регулирующую роль в туризме через три организации: Госкоминтурист, ЦСТЭ ВЦСПС и бюро международного молодежного туризма «Спутник», хотя, конечно, формально последние две организации числились общественными. Они практически монополизировали туристский рынок страны. Становление рыночных отношений страны обусловило необходимость кардинальных изменений в структуре управления туризмом. На рубеже 90-х годов все эти организации как органы государственного управления прекратили свое существование. На протяжении долгого времени оставался нерешенным главный вопрос: в структуре федеральных органов исполнительной власти страны не было ведомства, ответственного за развитие сферы туризма. Без надлежащего государственного внимания и поддержки, необходимой юридической базы в туризме было много разрушено и безвозвратно потеряно.  С 1999 года организационная структура высшего исполнительного органа в области туризма менялась несколько раз.

 Сегодня, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по развитию туризма является федеральное агентство по туризму, входящее в состав Министерства спорта, туризма и молодежной политики. 

 На мой взгляд, наличие министерства, которое одновременно занимается проблемами спорта, туризма и молодежной политики  сегодня не достаточно для решения комплексного развития туризма в России.

 В этой связи, стоит прислушаться  к рекомендациям Всемирной туристической организации: «… министерство должно заниматься только туризмом… если в компетенцию ведомства будет входить только туризм, то это повысит приоритетность задач и значимость данного сектора в государственной структуре».  Еще в Гаагской декларации по туризму отмечалось, что необходимо «расширять во всех странах права и обязанности национальных туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, который имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические сектора». Сегодня вопросы инвестирования, кредитования, бюджетного финансирования проектов и другие значимые для туристской отрасли проблемы, не относятся напрямую к компетенции ныне действующего министерства, а рассеяны по разным министерствам. В связи с этим министерство практически лишено  возможности оказывать существенное влияние на решение макроэкономических проблем, имеющих большое значение для развития туризма.  Поэтому было бы уместным пересмотреть организационную структуру федерального органа управления  в области туризма.

 Государственная политика в сфере туризма при всей ее многогранности должна основываться на принципе строгого разделения функций и координации деятельности всех ответственных структур. Важнейшим инструментом влияния государства на развитие туризма является его правовое регулирование. Туризм в стране не может существовать вне правовых норм. Во многих странах мира (более чем в 100), приняты законодательные акты, регулирующие развитие туризма. Они и составляют  основу, на которой базируется цивилизованная система управления туризмом в стране. В зависимости от развитости стран и значимости для них туризма данное законодательство может весьма значительно различаться.

 В России туризм развивался в определенной степени в правовом вакууме, практически без законодательной базы. И лишь 3 декабря 1996 г. вступил в силу федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Впервые в истории развития российского туризма его правовое регулирование было определено актом, обладающим высшей юридической силой — федеральным законом. Именно он и стал базовым для развития индустрии туризма в новых экономических условиях России. Закон провозгласил туристскую деятельность приоритетной отраслью экономики России; установил принципы и государственного регулирования туристской деятельности; определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристских услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов.

 Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» был принят 12 лет назад, с тех пор многое изменилось, и законодательство потребовало серьезной корректировки.  В связи с этим, с 1 июня 2007 года вступил в силу закон «О внесении изменении в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный закон разработан в целях совершенствования действующего законодательства в сфере туризма и формирования механизма экономической ответственности туроператоров перед потребителями туристских услуг. Как упоминалось выше, Закон направлен на изменение методов государственного влияния на туристский бизнес и обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. Законом предусмотрено введение в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понятия «финансовая гарантия», определяемого как гарантия возмещения убытков, возникающих вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств туроператора перед потребителем туристских услуг. Размеры финансовых гарантий дифференцированы в зависимости от вида туроператорской деятельности. Для обеспечения реализации механизма финансовой гарантии Законом предусматривается введение федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма Единого федерального реестра туроператоров.

 Несмотря на то, что закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» был ожидаем и необходим, с его появлением возникло много спорных вопросов и противоречий. Так для получения свидетельства о включении в Единый федеральный реестр туроператорам даже с наиболее отдаленных территорий ежегодно придется ездить в Москву. Также необходимо отметить, что в этом вопросе нельзя равнять мелкий и крупный бизнес, а столичный с региональным, тем более в вопросах внутреннего туризма. Регионы предлагают снизить в несколько раз финансовые гарантии в сфере внутреннего туризма, иначе малый бизнес просто «погибнет».

 Кроме того, новый закон никаким образом не ставит вопрос контроля и защиты бизнеса от недобросовестных конкурентов, которые как работали без лицензии, так и будут работать после ее отмены, нанося тем самым вред репутации всего бизнес-сообщества.

Переход к рыночной экономике в России сопровождался радикальными структурными изменениями, что привело к смещению акцентов с социального на коммерческий аспект развития туризма. Но даже в условиях рынка не все должно измеряться прибылью. Здоровье нации – это дело государственной важности. Мотив рекреации как основной в удовлетворении потребности на внутреннем сегменте туристского рынка, имеет важное социальное значение, так как из удовлетворения туристских потребностей отдельных граждан складывается благосостояние общества, его социальная стабильность.

 Поэтому объективно возникла необходимость создания базы правового регулирования отдыха социально незащищенных слоев населения. Был разработан проект закона «О социальном туризме». Разработчики закона считают, что его принятие позволит увеличить объемы внутреннего туризма, возродить большое число пансионатов, домов отдыха, гостиниц и турбаз, обеспечить новые рабочие места. Обрисованные перспективы достаточно заманчивы. Но реальные экономические возможности, механизм достижения данных показателей  в законопроекте просматривается очень слабо.

 Совершенно очевидно, что дальнейшее развитие правовой базы туристской деятельности  должно пойти по пути разработки подзаконных актов, касающихся  всех секторов развития индустрии туризма. К ним относятся вопросы совершенствования федерального и регионального законодательства, стимулирования инвестиционной активности, повышения качества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего туризма.  Это позволит создать соответствующие инструменты практической реализации концепции стратегического развития сферы туризма в нашей стране.

 К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению со стороны органов государственной власти, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

 После распада СССР и краха системы социального туризма большинство россиян оказались не в состоянии самостоятельно оплачивать отдых, другая, меньшая часть населения, уровень доходов которой позволял оплатить туристскую поездку, переориентировались на отдых за границей. Падение внутренних туристских потоков привело к простаиванию, а затем и к постепенному разрушению и закрытию большего числа средств размещения. Хотя санаторно-курортный комплекс России включает в себя 5,5 тыс. лечебно-оздоровительных предприятий, но, по мнению туроператоров, на сегодняшний день лишь 10% из сохранившихся предприятий размещения способны обеспечить европейский уровень комфорта. В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относится к некатегорийным. Основные недостатки российского гостиничного фонда: маленькие номера, большое количество многоместных номеров (4 и более мест в номере), отсутствие сантехнических удобств в номерах, примитивное качество отделки помещений, хамство обслуживающего персонала.

 Вместе с тем предложения по развитию инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения – наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.  С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный и научный и др.).

 Для внутреннего туризма особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм. Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Однако отсутствие гостиничной и иной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние прибрежной полосы (загрязненность) являются сдерживающими факторами для успешного развития данного вида туризма.

 Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

 Недостаточный уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. В отличие от многих зарубежных стран  в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

 Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездов на ряде направлений, расширение туристского предложения и др.), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, завышенные цены.

 На протяжении многих лет большой популярностью у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва-Санкт-Петербург, а также Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Россия в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной России. Изношена инфраструктура круизного туризма – морские и речные вокзалы, причалы и др.

 Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

 По подсчетам специалистов Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов, Россия ежегодно теряет не менее 70 млн. долл., которые вывозят из страны так называемые «зимние» туристы. В эту сумму входят деньги, уплаченные за путевки в страны с развитой инфраструктурой зимнего, прежде всего горнолыжного отдыха (Австрия, Швейцария и др.), а также средства, которые тратятся  на абонирование подъемников, прокат и покупку инвентаря. Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития. Однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме того, сложен механизм предоставления в  аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

 Существенной проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

 Главными препятствиями для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли.

 В последние годы потребность в статистических данных о сфере туризма значительно выросла. Это связано, прежде всего, с бурным развитием индустрии туризма, повышением его роли в экономике и социальной сфере. Наличие полноценной статистической информации создает условия для выработки эффективной государственной политики в сфере туризма, принятия адекватных решений в сфере туристского и гостиничного бизнеса, усиления инвестиционной привлекательности регионов страны. Источником официальных данных по статистике туризма является Росстат. До настоящего времени наиболее полная информация от Росстата поступает только по показателям въездного и выездного туризма, а также по данным об объеме платных услуг, оказываемых турфирмами и гостиницами. Внутренний поток не является предметом статистической отчетности Росстата, так же, как и данные по туристским расходам и показателям оценки роли туризма в экономике страны. Отсутствие перечисленных полноценных данных уже много лет является проблемой для планирования направленной деятельности как для органов исполнительной власти в сфере туризма, так и для турбизнеса.

 Для сферы туризма одной из наиболее острых проблем является нехватка профессиональных квалифицированных кадров. В настоящее время кадры для туризма готовят более 300 высших и средних учебных заведений в стране. Вместе с тем разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным. Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний и нехватка средних специальных учебных заведений, готовящих работников гостиниц. Проблема качественного сервиса недостаточно решается не только в рамках подготовки работников гостиничного и туристского бизнеса, но и специалистов смежных отраслей, обслуживающих туристов.

  

Анализ проблем государственного управления сферой туризма на федеральном уровне приводит нас к выводу о том, что для полноценного развития индустрии туризма нужны активные действия, прежде всего со стороны государства, направленные на создание условий для устойчивого развития туризма в России.
2.2. Анализ проблем в сфере туризма в Самарской области
Туризм и туристские ресурсы пребывают в постоянном развитии и при этом имеют ярко выраженные локальные характеристики. В новых экономических условиях появилась необходимость перенести центр экономической ответственности в решении проблем развития туризма на региональный и местный уровень, то есть туда, где эти проблемы наполняются реальным содержанием и привязаны к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения. Это в свою очередь, требует предоставления регионам соответствующих прав в области формирования принципов, функций и методов управления экономическими и социальными процессами в локальных системах, способных обеспечивать реальную экономическую устойчивость на местах.

 Есть регионы, страны, города, историко-культурные и природные комплексы, упоминание о которых вызывает ассоциации, связанные, прежде всего, с туризмом и отдыхом. Таковыми, к примеру, являются Канарские о-ва и о. Кипр, Турция и Египет, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России. К сожалению, Самара и Самарская область – регион уникальный с точки зрения географического, природного и историко-культурного потенциала – на протяжении многих десятилетий таких ассоциаций не вызывали. И на то были объективные причины. Главная состояла в том, что в годы Великой Отечественной войны Куйбышев стал «запасной» столицей, куда были стянуты производственные ресурсы оборонного комплекса. Позднее, в 50-70 гг. XX века здесь создается система базовых предприятий ракетно-космического комплекса.

 Самарская область только начинает интегрироваться в сферу всероссийского и мирового туризма. Как туристическое направление Самарская губерния не пользуется широкой популярностью, у  потенциальных туристов Самара вызывает три ассоциации: песня «Ах, Самара-городок», ВАЗ и утверждение Никиты Михалкова о том, что в Самаре самые красивые девушки. Удивление у москвичей, петербуржцев и жителей других регионов России вызывает тот факт, что в Самарской области есть единственные в Поволжье горы Жигули и горнолыжные комплексы, уникальное мировое природное достояние Самарская Лука и др. Очевидно, что в Самарской области существуют как возможности для развития туристической индустрии, так и определенные проблемы в этой сфере.

  В отчетном докладе за 2004 г. министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Г. Р. Хасаева были выделены приоритеты развития туристической отрасли. Главной целью развития было заявлено создание в области современного высокоэффективного конкурентоспособного туристского комплекса. Для достижения поставленной цели Законом Самарской области №30 – ГД от 12.03.2004 г. была утверждена областная целевая программа «Развитие туризма в Самарской области на 2004-2008 гг.» Основными направлениями данной программы стали: регулирование туристской деятельности и управление развитием туризма; рекламно- информационное обеспечение, развитие регионального, межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма; создание современного, высокоэффективного конкурентоспособного туристического комплекса, подготовка специалистов и научное обеспечение туристской деятельности.

 Помимо описанной программы туристская сфера в Самарской области законодательно не подкрепляется никакими правовыми актами.  

 2008 год – год окончания реализации областной целевой программы развития туризма, но, по сути, за прошедшие четыре года туризм в Самарской области так и не стал конкурентоспособной отраслью экономики. И это объяснимо: подобная программа на областном уровне была принята впервые, она не смогла в полном объеме охватить все аспекты правового регулирования сферы туризма в регионе. К их числу можно отнести:

— не отработаны механизмы защиты прав и законных интересов туристов в субъекте, обеспечения их безопасности;

— содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории области;

— еще не в полной мере выявлены и оценены туристские ресурсы, не установлены режимы их охраны, порядок сохранения целостности и реализация мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;

— содействия кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;

— отсутствие целенаправленной программы по предоставлению туристских предложений в периоды «мертвого сезона» (самыми популярными для поездок являются летние месяцы, а самым низко посещаемым периодом является январь-март);

—  отсутствие программы по развитию туристской инфраструктуры;

— отсутствие программы поддержки туристских фирм, занимающихся въездным и социальным туризмом;

— отсутствие достоверных статистических данных по всем видам туризма (туристские прибытия, сроки пребывания, показатели влияния на экономику региона).

  Еще одной существенной проблемой в ходе реализации целевой программы «Развитие туризма в Самарской области на 2004-2008 гг.» стало недостаточное финансирование. По словам Юрия Антимонова, руководителя департамента развития туризма Самарской области, « Самара сегодня только на развитие Турции тратит около 60 миллионов долларов в год. Перед нашим департаментом губернатор поставил другую задачу – развивать внутренний туризм. Многие страны делают миллиарды долларов на туризме, существенно пополняя за счет этой отрасли свои бюджеты. Но, сначала, конечно, нужно вложиться. Сегодня же из федерального бюджета на развитие туризма выделяется около трех миллионов  евро в год. Это не та сумма, которая должна фигурировать на федеральном уровне. Я считаю, что столько должны вкладывать регионы, а не вся страна».

  Существенной проблемой, сдерживающей развитие отрасли туризма в регионе, является неразвитость инфраструктуры гостинично-туристского комплекса, состояние которого еще не соответствует мировым стандартам. Остается актуальной проблема нехватки гостиничных номеров среднего класса, категории 2-3 звезды, дешевых гостиниц для молодежного туризма.  Вызывает беспокойство массовое ветшание и разрушение памятников старины.

  Актуальными вопросами на сегодняшний день являются состояние  окружающей природной среды в регионе, криминогенная обстановка, состояние транспортного сектора.

 На сегодняшний день пока не сформирован механизм взаимодействия туризма и органов регионального управления, туризма и органов местной власти, а также единая система взаимодействия между туристическими объектами.

 В целом, по славам руководителя департамента развития туризма Самарской области Юрия Антимонова, несмотря на многочисленные проблемы в последнее время фиксируется стабильный рост внутреннего туризма. Мы безусловно, заинтересованы в развитии туризма – экспортного направления экономики области». Задача государства заключается в создании благоприятных условий для развития туристического бизнеса. Частному бизнесу, в свою очередь, необходимо, воспользовавшись подготовленной базой, дать развитие разработанным проектам, применяя мировой опыт и современные технологии.

 

     продолжение
--PAGE_BREAK--
3. Совершенствование государственного управления сферой туризма.
3.1. Пути и методы совершенствования государственного управления

сферой туризма в Российской Федерации
Поскольку развитие туризма  России во многом объективно зависит от многочисленных факторов экзогенного и эндогенного характера, но и способов национального контроля над этой отраслью, то формирование системы управления туризмом закономерно требует поиска новых форм государственного регулирования и поддержки развития национального туристского комплекса. Следует также иметь в виду, что туризм, как наиболее динамичная отрасль национальной экономики предъявляет особые требования к государственному регулированию. Механизм регулирования должен основываться на первичности рыночных отношений в туризме как объективной реальности. Это означает, что во взаимодействии государственное регулирование – рынок первичным звеном должен быть рынок, а государственное регулирование должно выступать как вспомогательный инструмент, обеспечивающий выравнивание его негативных действий. Отдав полностью туризм на откуп действию рыночных факторов, невозможно обеспечить его устойчивое развитие, не наносящее ущерба природным, культурным и общечеловеческим ценностям национальной экономики, а также выполнение туризмом своей социальной функции по оздоровлению нации. Именно поэтому государство должно предусмотреть механизмы, сдерживающие стихийное развитие отрасли и направляющие его в цивилизованное русло. Международный форум, проходивший в марте 1995 г. в Кадиссе (Испания), констатировал, что государство должно отвечать за следующие сферы, имеющие важное отношение для внутреннего туризма:

1) развитие туристской инфраструктуры;

2) обеспечение льготного налогового и административного режима для туристских фирм;

3)внедрение экономических и статистических механизмов, которые позволят вести объективный статистический учет и контроль за состоянием и развитием туризма.

Анализ конкурентных преимуществ и слабостей Российской Федерации на рынке въездного и внутреннего туризма показывает на необходимость  обеспечения стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

1)совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;

2)развитие и совершенствование туристской инфраструктуры,  том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и т.д.);

3)создание новых приоритетных туристских центров;

4)рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;

5)повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

6)совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;

7)обеспечение условий для личной безопасности туристов.

Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась в руках не социального, а полностью коммерческого туризма. В итоге исчез дешевый туристский продукт. Для 90 миллионов российских граждан отдыхать у себя в стране стало недоступным. Базовое конституционное положение о том, что Российская Федерация – социальное государство, зависло, не поддается реализации, если рассматривать права граждан, гарантированно относящиеся к сфере туризма.

Возрождению социального туризма может способствовать принятие закона «О социальном туризме», нацеленного на то, чтобы заложить надежный правовой фундамент для возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма: детско-юношеского, самодеятельного, лечебно-оздоровительного, экологического и культурно-познавательного, семейных путешествий и туризма для молодежи, ветеранов, инвалидов. 

Также в целях совершенствования законодательства о туризме требуют рассмотрения вопросы  повышения юридической ответственности  лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма; принятие комплекса мер в части создания в местах активного отдыха и туризма условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а также страхование рисков, связанных с прохождением туристами и экскурсантами маршрутов повышенной опасности.

В современных условиях государство призвано выполнять свою регулирующую и стимулирующую функцию развития туризма через механизмы косвенной поддержки. В частности, представляется важным оказание финансовой помощи предприятиям за счет оптимизации ставок импортных пошлин на оборудование, без которого цивилизованный туризм невозможен. Речь идет о туристских автобусах, некоторых видах гостиничного оборудования, товарно-материальных ценностей, которые в РФ не производятся или производятся в незначительных объемах. С другой стороны, следует оказывать всемерную государственную поддержку отечественным производителям соответствующего оборудования для туриндустрии.

В основе государственной политики в сфере внутреннего туризма должна лежать идея защиты прав человека и его интересов как потребителя. Поэтому не случайно во многих странах для решения проблем, связанных с защитой прав потребителей, введена система нормативного регулирования, которая основывается на стандартизации, сертификации и лицензировании. Действующий ныне закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливает,  что туристическую деятельность вправе осуществлять юридические лица, внесенные в Единый федеральный реестр туроператоров при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Отказ туроператора о предоставлении финансового обеспечения влечет за собой приостановление или прекращение туристской деятельности. Однако сам факт внесения в реестр, еще не означает полной надежности фирмы. В связи с этим необходимо активизировать работу налоговых служб по отношению к тем фирмам, которые работают без договора страхования гражданской ответственности или банковской гарантии. Министерству спорта, туризма и молодежной политики разработать механизм совместного контроля за их деятельностью. Работа данных фирм должна прекращаться незамедлительно и с тяжелыми последствиями для нарушителя.

 Важным моментом для развития туризма является политика государства в области поддержки и развития малого предпринимательства. Из всего числа действующих туристических фирм на российском рынке, 70% являются предприятиями малого бизнеса, которые, как правило, очень малы по штатам, но, с другой стороны, коллективы малых предприятий проявляют много изобретательности, работают более рентабельно и реализуют содержательные программы отдыха. Кроме того, малый бизнес в конкурентной борьбе благодаря опережающей реакции на изменение рыночной конъюнктуры, достаточно оперативно заполняют ниши, возникающие в результате сдвигов в потребностях населения. Конечно, успехи малого предпринимательства зависят прежде всего от самих предпринимателей, их инициативы и предприимчивости, разумного коммерческого риска. Но государственная поддержка должна помочь им выработать своего рода «иммунитет выживаемости» в условиях конкуренции и рынка.

Государство в этой связи призвано определять приоритеты и формы поддержки малого предпринимательства, начиная от условий их создания и заканчивая налоговыми, кредитными и другими льготами. Например, в Турции доходы туроператора от туристской деятельности облагаются корпоративным налогом лишь на 1/5. 20% доходов от туризма, полученных в иностранной валюте и проконвертируемых в турецкие лиры, освобождаются то налогообложения в течение 10 лет со дня создания предприятия. И эти примеры неединичны: в большинстве стран мира развитие малого предпринимательства в туризме — неуклонная забота государства. Сегодня в России условия для развития малого бизнеса в туризме малоблагоприятные. Согласно закону «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором определены основные категории субъектов малого предпринимательства, пользующихся государственной поддержкой, туризму места не нашлось. Между тем именно государство в состоянии оказать реальную помощь и поддержку предприятиям сферы туризма и в первую очередь тем, которые функционируют на внутреннем сегменте рынка. Эта поддержка может выражаться в: 1)освобождении предприятий сферы туризма (гостиниц, санаториев, кемпингов и т.п.) от уплаты таможенных пошлин за оборудование, стройматериалы, ввозимые из-за рубежа для ремонта и строительных работ на туристских объектах; 2)освобождении от уплаты части федеральных налогов с объемом капитальных вложений, инвестируемых в материальную базу туристско-санаторных комплексов; 3)предоставлении льготных кредитов (под 7-10% годовых) на совершенствование и развитие материально-технической базы туристских объектов с отсрочкой платежей по ним на срок от 2 до 10 лет.

Широкое развитие малого бизнеса в туризме вообще предполагает определенную специфику налогообложения. Сложившиеся в настоящее время система налогообложения недостаточно четко регламентирует порядок налогообложения туристской деятельности. Национальный туристский комплекс не должен рассматриваться как источник пополнения федерального и местного бюджета за счет усиления налогового режима отрасли. Совершенно очевидно, что должны быть приняты конкретные предложения, направленные на совершенствование налоговой политики применительно к рынку туристских услуг. Среди основных из них, на мой взгляд, следующие:

1)снижение приблизительно на четверть налогового давления на налогоплательщика;

2) изменение структуры налоговой системы, усиления ее регулирующего аспекта;

3)упрощение исчисляемой базы налогообложения;

4)дифференциация принципов налогообложения по видам туризма: выездного, внутреннего и въездного.

Важное место в системе мер по развитию туристского бизнеса в России отводится обеспечению продвижения отечественного туристского продукта на мировом рынке. Этот процесс не может быть сведен к рекламным компаниям отдельных туристских фирм. Должна быть четко продуманная концепция на государственном уровне. Государственный уровень – это не сумма усилий частных фирм, а комплекс общегосударственных мероприятий, направленных на создание образа страны, благоприятной для туризма, отдыха и санаторно-курортного лечения. Вот почему важной функцией любой государственной администрации по туризму является рекламирование отечественного туристского продукта за рубежом. Все уважающие себя страны выделяют огромные деньги на пропаганду своих красот. Учитывая ограниченные возможности российского бюджета, следует более тщательно подходить к рекламе российского турпродукта. Необходимо отказаться от стандартного набора рекламы объектов Москвы и Петербурга и организовать целевые рекламные кампании по пропаганде новых перспективных регионов и маршрутов. Необходимо отработать схему сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики с частным турбизнесом, использовать возможности региональных представительств министерства. По мнению, первого вице-президента Академии туризма В. Азара, «на содержание региональных представительств государство тратит ежегодно около 1,5 тыс. долл. При этом ни одной копейки не идет на продвижение собственного продукта».

Возрастает роль национальных туристских администраций и в укрепление безопасности путешествий и защиты туристов. Следует подчеркнуть, что меры обеспечения безопасности нельзя сводить только к охране туристских объектов и маршрутов или круглосуточной    охране в гостиницах. Вопрос ставится гораздо шире – речь идет о комплексной системе мер по безопасности, которая должна включать:

1)выпуск информационных материалов о России, разъясняющих социально-культурные и национальные особенности страны, где кроме этого будут обозначены места повышенной криминогенной обстановки;

2)принятие законодательных и иных нормативных актов по ужесточению мер наказания за обман туристов к водителям транспортных средств, служащим отелей, ресторанов и других предприятий национального туристского комплекса;

3)создание «туристской полиции» — специальной мобильной полицейской службы по оказанию срочной помощи туристам.

От гибкости и эффективности инвестиционной политики государства по отношению к экономическим субъектам зависит интенсивность их функционирования. Продуманная система привлечения капитала на отечественный туристский рынок оздоровляет его, мобилизует внутренние резервы предприятий сферы туризма, дает возможность противостоять конкуренции зарубежных фирм, гораздо более «продвинутых» с точки зрения технологий обслуживания и качества сервиса. Источники, которые государство может использовать для инвестирования в сферу туризма, хорошо известны в мировой практике хозяйствования. Это доходы госбюджета; гранты, создаваемые государством; госзаймы, получаемые специально под конкретные туристские проекты; программы помощи экономическому развитию от международных организаций и финансовых институтов, а также частные финансовые вложения. Сейчас в стране, наверное, нет ни одной отрасли, представители которой не требовали бы государственной поддержки, под которой обычно понимается бюджетное финансирование. В то же время, очевидно, что туризм в списке получателей бюджетных денег всегда будет стоять ближе к концу. Попытки перехода государства к реализации механизма конкурсного инвестирования не дали заметного эффекта. Реального продвижения на этом пути достичь не удалось. Недофинансирование запланированных инвестиционных расходов, к сожалению, стало нормой. Российские банки в большинстве своем сейчас не готовы кредитовать строительство объектов туристской инфраструктуры. Более того, при действующих в России процентных ставках ни одна гостиница российской провинции не сможет рассчитаться с банком в приемлемые сроки. При таком положении дел государство должно взять на себя кредитование отдельных предприятий сферы туризма, особенно социальной направленности, с меньшей процентной ставкой. Государственный орган по управлению туризмом мог бы возглавить работу по привлечению финансовых ресурсов на строительство объектов туристской инфраструктуры. Для этого нужно научить местные органы управления составлять грамотные бизнес-планы с учетом специфики гостиничного и туристского бизнеса.

Государственное регулирование, представляя собой достаточно сложный процесс экономических взаимоотношений, тесно связано с собственностью самого государства. Возникшая сегодня в туризме многоукладность форм собственности должна заставить государство вплотную заняться этими проблемами. С одной стороны, нерегулируемая продажа государственной собственности в сфере внутреннего туризма в ходе обвальной приватизации не решила главной задачи – создание реального хозяина. К сожалению, в большинстве своем новые собственники оказались не в состоянии обеспечить предприятия отечественного туризма инвестициями для реконструкции и модернизации с целью дальнейшего их развития и повышения конкурентоспособности. С другой стороны, процесс поспешного разгосударствления привел к многочисленным арбитражным спорам по правам собственности на тот или иной объект туризма между федеральными и региональными властями. Не разрешило назревших проблем и постановление правительства РФ №426 от 27 апреля 1995 г. «Об упорядочении использования федеральной собственности в сфере туризма». По сей день продолжается работа в части закрепления в федеральной собственности пакетов обыкновенных акций на предприятиях и объектах туризма, а также по разграничению собственности на федеральную, собственность субъектов Федерации и муниципальную. Между тем оставшаяся у государства собственность предопределяет необходимость выполнения им определенных функций по ее эффективному использованию. В этой связи следует составить общероссийский реестр предприятий сферы туризма, основная доля акций в которых находится в федеральной (муниципальной) собственности, и разработать стратегию управления этими предприятиями.

Еще одной важной и довольно срочной задачей, которой, на мой взгляд, следовало бы заняться Министерству спорта, туризма и молодежной политики, является составление перечня земельных участков, перспективных с точки зрения развития туризма (для строительства гостиниц, тематических парков, курортных зон, прокладки маршрутов экологического и приключенческого туризма и т.п.). Эти участки должны быть запрещены для продажи в частную собственность. Логика рыночных реформ, несомненно, рано или поздно приведет к тому, что частная собственность на землю в России войдет в практику. И нужно заранее к этому готовиться. Иначе в будущем для создания новых туристских объектов землю под них придется выкупать у собственников, что приведет к их значительному удорожанию (такую ситуацию сейчас можно наблюдать в г. Сочи – столице зимней Олимпиады-2014). Следует учитывать опыт европейских стран, в которых государство в целях развития туризма выкупает у владельцев участки земли и затем отдает их в льготную аренду под строительство гостиниц и других объектов туриндустрии.

 Уже сегодня государственная политика в сфере внутреннего туризма должна быть направлена на поддержание добросовестной конкуренции. В этой связи необходим упреждающий контроль со стороны государства за слиянием предприятий, пытающихся занять доминирующее положение на рынке, а в последующем осуществление комплексных мер, предотвращающих всевластие монополий и олигополии.

 Окружающая среда, природная и искусственная, является наиболее фундаментальной составляющей внутреннего туристского продукта. Тем не менее, как только начинает разворачиваться туристская деятельность, окружающая среда неизбежно подвергается изменениям либо для обеспечения туристкой деятельности, либо вследствие нее. Эти воздействия могут быть как положительными (это отличает туристские проекты от большинства инвестиционных проектов в других отраслях промышленности), так и отрицательными. Развитие внутреннего туризма невозможно без воздействия на окружающую среду, однако, за счет рационального планирования этого воздействия можно минимизировать его негативные последствия и поддерживать положительные эффекты. Необходимо определять возможное воздействие развития внутреннего туризма на окружающую среду уже на ранней его стадии, поскольку легче и дешевле избежать ущерба для окружающей среды путем корректировки или отклонения планов развития, чем устранить ущерб, причиненный в случае осуществления проекта.

 Таким образом,  для эффективного управления сферой туризма государство должно выполнять следующие функции:

1) общая организация и правовая регламентация туристской деятельности;

2)планирование развития туризма;

3)регулирование отдельных видов деятельности;

4)обеспечение безопасности туризма;

5)кадровое обеспечение туризма;

6)обеспечение научных исследований туристского рынка;

7)поддержка внешнеэкономической деятельности турфирм;

8)обеспечение охраны окружающей среды;

9)создание благоприятного имиджа страны;

10)контроль и надзор.
3.2. Предложения по оптимизации государственного управления

                       сферой туризма в Самарской области
Развитие туризма в последние годы показывает, как меняются приоритеты человека, отправляющегося в путешествие.  Большинство потенциальных туристов живут в густонаселенных урбанизированных районах. Это в свою очередь формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями и д.р.

Наиболее характерной тенденцией туризма в настоящее время является диверсификация туристского продукта, поиск новых направлений. Если раньше многочисленные клиенты турфирм отдавали предпочтение посещению крупных городов и ознакомлению с мегаполисами,  такими как Москва и Петербург, то в настоящее время наблюдается тенденция обращения спроса на региональный продукт, так называемую «глубинку» России.

По словам президента межрегиональной туристической компании «Большая Волга» Михаила Сегала, «если областные и городские власти будут нам помогать, то туризм, конечно, будет развиваться. Но конкуренция среди регионов на этом рынке сильна, и если все будет развиваться, как сейчас, то основной поток уйдет в те регионы, где туризму уделяется большое внимание. Благополучие региона и туризма сильно связаны. У нас не все так плохо, но мы не конкурентоспособны с теми регионами, где проблемы отрасли решаются на уровне областной администрации».  

Таким образом, надеяться на то, что туристский региональный продукт будет развивать частный бизнес нецелесообразно, так как любая коммерческая структура ориентирована на получение прибыли. Поэтому, прежде всего, необходимо внимание со стороны Правительства области, городских, районных и местных администраций к проблемам и нуждам отрасли.
Основные направления развития туризма в Самарской области.

1. Развитие туристской инфраструктуры.  С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры.

 Гостиничная инфраструктура области развита недостаточно. Но недостаточность эта носит структурный характер. Здесь преобладает старый фонд, совершенно не отвечающий современным требованиям. Высокий уровень сервиса реально могут предложить только 14 гостиниц, такие как «Ренессанс», «Европа» и т.д. К среднему классу можно отнести 23 гостиницы. Все остальные это гостиницы «эконом-класса». Но, несмотря на это, в период крупных городских мероприятий, выставок и семинаров, а также в разгар туристического сезона, забронировать номер становится практически невозможно из-за отсутствия свободных мест. Один из выходов: строительство сети гостиниц туристического класса, и в частности,  двух-трехзвездночных отелей с доступными ценами, а также развитие пригородных гостиниц-деревень.

 В настоящее время по экспертным оценкам, основанным на действующих расценках по подготовке и разработке инвестиционных проектов, только для осуществления организационно-методического содействия в подготовке бизнес-проектов и дальнейшего их продвижения на внутреннем инвестиционном рынке необходимо выделение средств в ежегодных объемах около 16,5 млн. руб. При ежегодном выделении бюджетных средств на формирование базового пакета инвестиционных проектов в области развития инфраструктуры в указанных объемах проблема разработки необходимого количества инвестиционных проектов может быть решена в течение четырех лет. Необходимый для этого объем инвестиций может быть рассчитан на основе потребностей региона в современных средствах размещения туристов и соответствующей туристской инфраструктуре (дороги, инженерные сети и др.). Например, существует реальная потребность в 12-15 гостиницах туристского класса (2-3 звезды) общей вместимостью 2250 номеров. Объем инвестиций на их строительство составит 1,3 млрд. рублей (расчеты произведены исходя из стоимости одного номера строящейся гостиницы «под ключ» ориентировочно 15-20 тыс. у.е.).

 Россия находится в таком состоянии, когда Москва и Петербург инвестициями в основном насытились. Инвесторы приглядываются к регионам, и не в последнюю очередь к Самарской области. Инвесторы поняли, что сегодня инвестиционные проекты гостиниц в регионах – это будущий источник неплохой и, главное, стабильной прибыли. В особенности если такие проектные комплексы изначально будут ориентироваться не только на традиционные гостиничные услуги, а еще, например, на офисные и культурно-развлекательные, в том числе местному населению. 

  Модернизация построенной еще при советской власти инфраструктуры туризма, осуществление крупных проектов  возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе ГЧП (государсвенно-частного партнерства). Другого рационального и к тому же хорошо проверенного в международной практике решения этой проблемы просто не найти.

   Я считаю, что в областную Программу развития туризма могут быть внесены дополнения в части, касающейся развития гостиничной инфраструктуры. Следует разработать пакет предложений по созданию механизма привлечения инвестиций для реконструкции гостиниц, обновления их номерного фонда, и строительства новых объектов. Одним из таких предложений могла бы быть схема инвестиционного сотрудничества, когда за определенными турфирмами на долгосрочный период закрепляются блоки номеров в реконструируемой гостинице по льготной цене при условии авансирования ими инвестиционных ресурсов в реконструкцию и развитие соответствующей гостиницы.

Новацией и одной из перспективных форм поддержки предприятий на ближайшую перспективу должны стать подбор и оснащение площадок, планируемых под строительство производственных объектов, инженерной инфраструктурой, сетями общего пользования и подъездными автодорогами.  Как показывает мировая практика, когда определяется площадка под строительство, например, гостиницы, к ней заранее подводятся все коммуникации. На торги этот участок выставляется с учетом затраченных средств, а инвестор сразу получает и участок, и все необходимые коммуникации. Таким образом, чтобы реализация проекта шла хорошими темпами, все коммуникации необходимо подвести за счет бюджета, а потом продавать их инвесторам вместе с площадкой под строительство со строгим договором о ее целевом использовании.

Эффективной формой государственной поддержки инвесторов является предоставление субсидий на развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования,  компенсация части процентной ставки по кредитам, полученным в финансовых и кредитных учреждениях.

 Еще одним существенным условием для успешной реализации инфраструктурных проектов, обладающих мультипликативным эффектом должны стать средства, привлеченные из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Бюджет области не в состоянии покрыть все расходы по возведению крупномасштабных проектов.

  В Самаре вполне возможен пляжный отдых, но здесь опять заявляет о себе проблема с гостиницами: необходимо наличие комфортабельных отелей недалеко от набережной.  У нас же там пока строят только жилые дома. По словам Юрия Антимонова, «у нас получить разрешение на строительство, к тому же в хорошем месте, очень сложно. Мне в этом плане импонирует политика, которую ведет Казань. В центре города множество незастроенных площадок, которые не отдают под возведение жилья. Эти площадки отведены и ждут своего инвестора, который будет строить объекты инфраструктуры».

 Неудовлетворительное состояние пляжей требует государственной поддержки при проведении мероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы,  повышению качества услуг и экологической безопасности.

  Для  решения проблемы с нехваткой комфортабельных автобусов туристического класса также необходимы средства частного инвестора. Хороший автобус туристско-экскурсионного типа стоит сегодня 300-500 тысяч долларов, и, конечно, ни одна туристическая фирма не в состоянии купить такой автобус. Но здесь необходима и помощь областных властей.

  В Самарской области много красивых мест. Главное – это видовые площадки, которые всегда пользуются популярностью среди туристов. У нас же состояние видовых площадок крайне неудовлетворительное.  Так что сначала нужно их в порядок привести, мусор и грязь убрать, а потом о туристах думать», — заявил  в одном из интервью Юрий Антимонов.

   Для благополучного развития инфраструктуры туризма и отдыха необходима помощь коммунальных служб города и области, ведь пока мы ездим по плохим дорогам, ходим по неухоженным улицам и дышим пылью, гости к нам не поедут.  Дороги в Самаре оставляют желать лучшего. Хотя их и начали ремонтировать в последнее время, по большому счету, это в основном лишь локальный ямочный ремонт. В целях устранения инфраструктурных ограничений роста экономики региона, развития автодорожной сети, важно осуществлять проектирование, реконструкцию существующих и строительство новых автомобильных дорог. Актуальной остается строительство дорог к местам туристского показа, особенно  труднодоступным и находящимся на территории муниципальных районов.

 2. Продвижение Самарской области как туристского направления.

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий  по развитию инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики Самарской области.С этой целью необходима имиджевая рекламно-информационная компания в СМИ, как в Росси, Самарской области, так и за рубежом, участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентация туристских возможностей Самарской области. Для повышения конкурентоспособности самарского туристского продукта  и создания благоприятного имиджа региона необходима организация выпуска рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках. Многое из этого уже осуществляется. Вместе с тем при существующем в настоящее время бюджетном финансировании деятельность по продвижению регионального турпродукта может лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную компанию  всего региона, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа Самарской области как региона, благоприятного для туризма, является исключительно государственной задачей.

  Опыт реализации государственных рекламно-информационных стратегий указывает на необходимость диверсификации туристского продукта: наряду с традиционными туристскими предложениями следует обеспечить показ новых туристских продуктов, распространение более широкой информации о национальных традициях в регионе, промыслах и ремеслах, новых музеев и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах.Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа региона в целях содействия развитию въездного и внутреннего туризма.

  Ни один из крупнейших туристических центров сегодня невозможно представить без каких-либо легко узнаваемых символов, что обычно отражается в сувенирной продукции этих центров. В таких городах как Нижний Новгород, Саратов, Тула, Ярославль, Санкт-Петербург, очень широко налажено производство сувенирной продукции, существуют и открываются новые магазины по ее продаже. В Самаре исторически такого никогда не было. Но и сегодня не наблюдается попыток организовать нечто подобное. Отсутствие сувенирной продукции Самары чувствуется на крупных выставках, особенно  в сравнении с другими регионами. Поэтому необходимо в ближайшее время принять программу развития сувенирного производства и народных промыслов. Сувенирная индустрия долж­на развиваться в русле местных традиций и ремесел. Нет ничего более отталкивающего для поку­пателя, чем «подлинный образец местного гончарного искусства» со штампом «Сделано в Китае». Сувенирная продукция в Самар­ской области может наиболее активно развиваться в центрах традиционных народных худо­жественных ремесел (этничес­кое ковроткачество в Исаклинском районе, изготовление гон­чарных и керамических изде­лий, лозоплетение в Исаклинском, Кинель-Черкасском, Серги­евском муниципальных райо­нах). Перспективно ис­пользование современных брэн­дов при разработке сувенирной продукции, например, сувениров, связанных с аэрокосмической ин­дустрией (макет ракетоносителя).

  В создании благоприятного имиджа региона может помочь установка рекламных щитов, которые будут презентовать прелести нашей области,  как в крупных городах губернии, так и на въездных и выездных трассах. Данный способ не требует больших финансовых затрат, зато яркие и красивые картинки наших достопримечательностей  смогут увидеть миллионы людей, которые впоследствии уже захотят посетить именно нашу область. Данные рекламные щиты на льготных условиях могли бы продаваться или сдаваться в аренду турфирмам, которые специализируются на внутреннем и въездном туризме.

 В мире, да и ряде российских регионов, накоплен опыт совместной работы представителей туристического бизнеса, власти и общественных организаций. Примером может служить софинансирование выставочной деятельности, когда главный орган управления предусматривает средства на оплату выставочных площадей в бюджете, а участники рынка на конкурсной основе получают выставочные места, печатают буклеты, оплачивают свой проезд к месту проведения выставки и проживание сотрудников. Положительным примером в нашем регионе является ежегодная премия «Серебряная чайка».

Повышение качества туристских и сопутствующих услуг.

В настоящее время туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов на сегодняшний день является повышение качества туристских услуг.  С целью повышения качества туристских услуг необходимо проводить стандартизацию (аттестацию) деятельности инструкторов-проводников в области обеспечения безопасности путешествий, связанных с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья, аккредитацию экскурсоводов и гидов.

 Проблема повышения качества туристских услуг является комплексной и должна решаться как за счет мер по совершенствованию системы категорийности гостиниц и других средств размещения, разработки профессиональных стандартов обслуживания, так и путем создания соответствующих требованиям работодателей образовательных стандартов и повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма.

 В целях улучшения организации гостиничных услуг, повышения профессионализма специалистов отрасли туризма в вопросах менеджмента, маркетинга, продвижения новых технологий, повышения качества услуг при Департаменте развития туризма Самарской области  можно было бы создать Координационный совет директоров по гостиницам.

 Академическая база развития кадров для туристической отрасли представлена в Самаре довольно хорошо. На территории области действуют 15 профильных учебных заведений высшего и среднего звена, ведущих подготовку специалистов для отрасли туризма. В то же время остается потребность в расширении и повышении качества обучения. Для совершенствования туристского образования необходима корректировка существующих и создание новых образовательных дисциплин и практических занятий. При этом должен быть существенно изменен состав преподавательских кадров в направлении привлечения практических работников из туристкой индустрии с целью повышения уровня преподавания специализированных дисциплин. Целесообразно широко использовать методический опыт и учебные программы профильных зарубежных учебных заведений.В ближайшие годы основная задача состоит в необходимости совершенствования деятельности существующих учебных заведений в целях создания условий для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса, а также прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности. Кроме этого, данные учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов, начинающих работать в индустрии туризма. Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности, а именно, регулярный внутригостиничный и внутрифирменный тренинг. 

 Кроме этого, одним из необходимых условий успешного развития туристической отрасли является то, что специалисты органов управления, как на региональном, так и на муниципальном уровнях должны иметь туристское образование.

Важным пунктом организации въездного туризма на территории области и обеспечения безопасности туриста могло бы стать создание сервисной службы, организующей в круглосуточном режиме централизованное оказание медицинской, языковой, юридической, транспортной и технической помощи пребывающим гостям. Застрахованный турист, обратившись в данную службу, мог бы получить требуемый вид помощи через базовые городские учреждения в круглосуточном режиме, оперативно и качественно. Сейчас на территории области действует «Туристский информационный центр», но основным направлением его деятельности является оказание информационных услуг.

 Использование в целях туризма национального достояния, включающий искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения требует проведения мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона. При общей сильной степени антропогенной трансформации природного ландшафта в области особое значение имеют особо охраняемые территории, занимающие около 15% ее территории и выступающие своего рода противовесом для предельно нарушенных земель региона. Каждый объект культурного и природного наследия является уникальным, и исчезновение любого такого объекта является невосполнимой утратой и безусловным обеднением этого наследия.

 В целом необходимо отметить, что при надлежащем управлении и планировании такое специфичное направление туризма, как экологический туризм, может содействовать привлечению финансовых средств для организации охраны ценных природных территорий, привлечь финансовые средства для охраны археологических и исторических достопримечательностей, способствовать улучшению качества окружающей среды, так как туристов привлекают, прежде всего, чистые и не подвергшиеся разрушению территории; способствовать экологическому просвещению местных жителей, которые должны отчетливо видеть заинтересованность туристов в процветающей природе их региона.

  Таким образом, в целях совершенствования регионального управления сферой туризма необходимо принятие комплекса мер, направленных на развитие туристской инфраструктуры, продвижение Самарской области как туристского направления, повышение качества туристских и сопутствующих услуг, совершенствование регионального законодательства.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Voice From The South Essay Research
Реферат How To Get Along With Your College
Реферат А. Н. Штин 2010г. Программа
Реферат Философия древнего мира Запада и Востока общие закономерности возникновения и развития
Реферат Разработка ценовой политики предприятия
Реферат 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1
Реферат Анализ нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства
Реферат Родионов, Марк Иванович
Реферат Aboriginal People Essay Research Paper Many of
Реферат Исследование процессов самотестирования компьютерной системы при включении
Реферат Информационная система сравнительного анализа работы компьютера
Реферат Состояние энергетики
Реферат «Консультационная деятельность служб управления персоналом»
Реферат Проблемы и перспективы повышения эффективности разработки нефтяных месторождений
Реферат Гражданское право по судебникам 1497 и 1550 гг