Реферат по предмету "Культура и искусство"


Готика. Застывшая эпоха ушедших времен

Готика

Содержание
Введение
1. Готический стиль
1.1 Архитектура
1.2 Живопись
1.3 Скульптура
2. Архитектурный рисунок. Мои цели изадачи
3. Средства и техника исполнения
3.1 Масляная живопись
3.2 Акварель
3.3 Графика
4. О своих итоговых работах
Заключение
Список используемой литературы

… Готическаяархитектура, которая образовалась в конце средних веков, есть явление такое,какого еще никогда не изводил вкус и воображение человека….
Эта архитектура необыкновенная…..
М.В.Гоголь
Я хочу представитьвашему вниманию свою дипломную работу, которая включает в себя практическуючасть – композицию и теоретическую часть – пояснительную записку. Тема моейитоговой работы «Застывшая музыка ушедших эпох….».
Меня всегда увлекала архитектура.Каждая эпоха – своя ценность. За всю историю человечества у всехнародов архитектура имела свой уникальный стиль. Вот как характеризует средниевека русский классик — М.В.Гоголь: «… величественные, как колоссальныйготический храм, темные,  как его пересекаемые один за другим своды, пестрые,как разноцветные его окна возвышенные, исполненные порывов, как его летящие кнебу столпы и стены, оканчивающиеся мелькающим в облаках шпицем». «Застывшаямузыка», как говорил Гете о готическом соборе.
Трудно найти подходящие слова, чтобыописать впечатления от готического собора. Благодаря своей архитектуре с каждойточки собор смотрится по-новому.
В отличие от романской церкви с еечеткими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, частоасимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своимпорталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи,башни, громадные окна, все дальше и дальше — бесконечно сложная, ажурная играажурных форм. И все это пространство обитаемо — собор и внутри и снаружинаселен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можнонайти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах,возникают на водосточных трубах, на консолях.
Словом, готический собор — это целыймир.
Вообще, если говорить о символах прошлогов истории, то готика является некой визитной карточкой могучей средневековойЕвропы, воплотившей в себе всю мощь веры и безграничную силу зараждающегосясамобытного искусства Западной Европы. Готика повергает сегодняшних людейсвоими задумками, масштабностью и долговечием.
Впервые понятие в современном смыслеприменил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса отСредневековья.
Готическое искусство было культовым поназначению и религиозным по тематике.
Готика в своем развитии подразделяетсяна Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

1.1 Архитектура
Готический стиль восновном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Дляготики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны,богато украшенный фасад с резными деталями (вымперги, тимпаны, архивольты) имногоцветные витражные стрельчатые окна.
Первый готический собор– монастырь Сен-Дени, созданный по проекту Аббата Сугерия во Франции. ИзФранции готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю иЮжную Европу — в Германию, Англию и т. д.
Наиболее известныеготические соборы Франции – Сен-Дени, Шартрский, Амьенский, Руанский, Реймсскийи, конечно, Нотр-Дам-де-Пари.
Собор ПарижскойБогоматери – настоящая визитная карточка готической архитектуры. Этоневероятное по своей красоте сооружение, возвышающееся над берегом сены,окруженное благоухающими розовыми садами, покорило сердце не одного гения.
В XIIIв.Готический стиль позаимствовали у французов архитекторы других стран, в томчисле и Германии. Любопытно, что, копируя французские соборы, немецкиеархитекторы так хорошо усвоили стиль, что долгое время искусствоведы считалиименно Германию родиной готики.
Наиболее яркий,живописный пример немецкой готики – Кельнский собор.
Готический стиль былкрайне популярен в Англии, лучшим доказательством тому служит тот факт, чтопозднее, в XVIII-XIXвв.многие архитекторы стали копировать его, называя этот новый стильнеоготическими.
В Италию готика пришланамного позже, только к XVв. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.
Миланский собор,1386-1418гг. Изначально был задуман такого огромного размера (в нем помещается40 тысяч человек), что с большими трудностями смог быть частично завершентолько к концу XVI в. Более пятивеков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурныхстилей, от барокко до неоготики.
1.2 Живопись
Готическое направлениев живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементовстиля в архитектуре и скульптуре. Одним из основных направлений готическойживописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись.
Техника витражаосталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздобогаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозныхсюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того, в витражах сталииспользовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
1.3 Скульптура
Скульптура игралаогромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла восновном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей,населяют собор зрелой готики.
Взаимоотношениескульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве — готическаяскульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степениплоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. Вготику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этомготическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — частьархитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражаетдвижение здания ввысь, его тектонический смысл.
Пространство собора — смногочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимсясквозь стекла витражей, — создавало образ небесного мира, воплощало мечту очуде.
Арка, как и куполсредокрестия символизирует небесный свод. Дверной проём символизирует землю. Всоединении арки с дверным проёмом заложена идея земли и неба.
Сумрак собора – символпещеры, где родился Бог.
Свет от свечей и изузких окон – божественный свет. Контраст тьмы нефов и света перед алтарём –победа божественного света над мраком греховной жизни.
Лиризм образов ижизненная правдоподобность в скульптуре. В то же время сохранялась вера вчудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаютсяв готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в видескульптур — химер или скульптур-водостоков — горгулей.

2. Архитектурныйрисунок. Мои цели и задачи
При взгляде на здания уменя возникает непонятный трепет и волнение, дома «оживают» и ввоображении представляется, как он возникал в фантазии архитектора, потомсоздавался сначала на бумаге, а потом рос от основания до верхушки.
Мне очень нравится придумать эскизы необычныхдомов, но в тоже время, я хотела бы воплотить их в реальность. У будущего архитекторавсегда существует стимул самосовершенствоваться, познавать новое, и участвоватьво всех этапах, от создания проекта до реализации. Ведь всегда интересноувидеть окончательный результат кропотливой работы, и сравнить его сизначальной задумкой.
Нельзя стать мастером, непочувствовав и не познав по-настоящему творческую лабораторию художника,архитектора. Замечательны во всех отношениях рисунки Леонардо да Винчи,Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Веронезе, Рубенса, Дюрера, Рембрандта, Пуссена,Иванова, Брюлова, Сурикова и многих других выдающихся художников.Исключительный интерес вызывают и рисунки таких мастеров архитектуры, какБаженов, Казаков, Кваренги, Камерон, Тома де Томон, Воронихин, Захаров, Фомин,Щусев, Щуко, Жолтовский и др. Нельзя пройти мимо художников, выбравших цельюизображения архитектурный пейзаж, интерьер и экстерьер. Велико в этом жанремастерство Гонзаго, Пиранези, Тьеполо, Гварди, Каналетто, С. Щедрина, Воробьеваи др.
Изучая и рисуя архитектуру, мыпознаём композиционно художественные закономерности, ее стилевые особенности,конструктивно художественную логику построения частей, деталей и целогоархитектурного организма. В процессе рисования архитектуры происходитнакопление художественных и технических способов и приемов изображения.
Рисование архитектурных сооруженийкак моделей, являющихся особенно интересным, всесторонне развиваетобъемно-пространственное мышление.
Архитектурный рисунок имеет своюспецифику, вытекающую из его назначения и рода деятельности, он индивидуален иместо его в творческом процессе каждого мастера свое. Он — продукт творческой,мыслительной работы архитектора, наглядное выражение его идей. По своему характеру— это наброски, эскизы, выполненные на бумаге или кальке, т. е.предварительный, поисковый материал.
Главной и конечной целью является нетолько умение изображать архитектуру с натуры, но и умение рисовать ее попамяти и, главное, по воображению, т. е. сочинять и уметь изобразить своесочинение.
Рисуя архитектурные детали, мыосваиваем перспективное построение формы, в основе которой лежат геометрическиефигуры и тела, осваиваем и совершенствуем технику рисунка, изучаем и познаемхудожественную и конструктивную сущность детали, расширяем свой диапазонизобразительных средств.
Весь процесс рисования можноразделить на два этапа: первый — определение композиции рисунка и знакомство сархитектурным сооружением; второй — непосредственное исполнение рисунка.
При изучении и рисовании архитектурымы должны выяснить для себя множество вопросов: что это за сооружение, егофункциональное назначение, место в окружающей среде, разрезы, фасады этогосооружения, каковы стилевые особенности его, из какого материала оно построено,его конструкции, пропорции и т. д.
Чем больше будет поставлено ивыяснено вопросов, тем глубже будет понимание сути данного сооружения.
Я пришла в художественную школу, чтобынаучиться рисовать.
К настоящему времени это почтиосуществилось благодаря большому опыту преподавательского состава и личномустаранию.
Мое обучение подходит кконцу, и я должна показать чему научилась.
Задачи, которые стоялипередо мной были следующие:
1.    Показатьзнание законов композиции.
2.    Совершенствоватьнавыки работы в выбранных техниках.
3.    Попытатьсяпередать психологическое состояние сюжета.
Работая над композицией,я решила для себя привычные задачи: выбор формата, размещение цвета и цветовыхпятен, заполнение оставшегося пространства, введение подробностей.
В своих композициях ястаралась работать на контрастах, что повышает выразительность и гармоничность,а также целостное изображение.
Работала я поэтапно:
1.    Изучиламатериал по данной теме. Нашла необходимую информацию в различных источниках.
2.    Проработалав эскизах и набросках архитектурные сооружения в разных техниках: карандаш,гелиевая ручка, акварель, гуашь, масло.
3.    Поиски композиционное решение итоговой работы. В разных тональностях.
4.    Проработкафор-эскиза данной композиции.
5.    Построениекарандашом на холсте.
6.    Прорисовкасобора, деревьев, неба.
7.    Цветосмешение,выбор тональности, проработка всех деталей.
8.    Эстетическоеоформление картины.

3. Средства и техникаисполнения
3.1 Масляная живопись
Живопись — это такой вид изобразительногоискусства, в котором цвет играет главную роль. К живописи относятсяпроизведения искусства, выполненные красками, нанесенными на какую-нибудьтвердую поверхность. Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полнои убедительно передавать действительность.
Для написания маслом необходимы масляныекраски, кисти, место для смешивания красок, палитра для смешивания красок, и,собственно, холст.
Вот список предметов, которые яиспользовала в своей работе.
Грунтованный холст.
Щетинные плоские кисти
Палитра
Мастихин
Краски
Разбавитель
Фольга для хранения небольших объемовкраски.
Краски, применяемые в живописи, по цветуразделяют на спектральные, которые составляют солнечный цвет, и простые.
В живописи существует три вида смешениякрасок, что дает возможность получать необходимый цветовой тон или оттенок.Получение нужных цветов и оттенков может достигаться механически. Механическоесмешение масляных красок производят на обычной палитре либо на самой картине.
Беря краски для смешения, следует иметьв виду не только их цвет и насыщенность, но и фактуру мазка. Не нужно смешиватьболее трех красок во избежание загрязнения красочной смеси. При смешении красокследует учитывать процессы, приводящие к изменению цвета, связанные схимическим взаимодействием пигментов при смешивании некоторых красок:потемнение, выцветание, растрескивание красочного слоя
В процессе живописи следует учитыватьотношения цветов" так как расположенные рядом цвета влияют друг на друга.Поэтому, начиная работать над живописью, следует обязательно наносить всеосновные тона сразу, чтобы видеть отношения между ними.
Основа для живописи — это любой физически существующий материал или поверхность, на которую наносятсякраски: металл, дерево, ткань, бумага, кирпич, камень, пластик, веленеваябумага (тонкий пергамент, восковка, калька), пергамент, штукатурка, стекло.Однако лишь немногие из них представляют собой традиционные основы для маслянойживописи; делятся они на две группы: эластичные (гибкие) основы, к которымотносятся холст и бумага, и жесткие, объединяющие дерево, листовой фиброкартон,древесноволокнистую плиту, холст на картоне (доске) и металл. Наиболеепопулярной и широко используемой основой является холст.
Кисть предоставляет рисовальщикубольшие возможности работать по-разному и почти на всех сортах бумаги.Длительные рисунки и большого размера целесообразнее вести на более прочнойбумаге, кратковременные наброски с натуры и эскизы малого размера к композициямживее и свободнее получаются на более дешевых, тонких и менее прочных сортахбумаги. Чаще всего в рисунке применяются круглые кисти с мягким волосом. Онидают тонкую линию и широкий мазок. Это позволяет совмещать тональную широту стонкой прорисовкой. Для фактурных мазков иногда применяют плоские кисти сщетинистым волосом. Кистью можно также работать штрихами и линиями.
Экспромт и импровизация исполнения,умение сохранить творческий запал на протяжении всей работы требуютдосконального знания возможностей каждой техники и в то же время уверенноговладения всеми разновидностями рисунка, особенно наброском. Научиться быстрорисовать и срисовывать здесь необходимо. Но не следует тупо копировать все,надо научиться выделять самое главное саму суть.
Выборизобразительных средств находится в прямой зависимости от замысла и художественнойзадачи. Уместно сказать о том, что сам материал, в свою очередь, активно влияетна замысел. Следуетнаучиться вырабатывать в себе интуитивное представление о том, как будетвыглядеть изображение на листе, научиться видеть свое произведение заранее вовсей его полноте — ценнейшее свойство художника.
Не давать угаснуть воображению, неусыпить любовь к наблюдению — вот в чем главные предпосылки и стимулы,побуждающие к созиданию, к творческому восприятию мира и способности научитсяимпровизации в рисунке.
Палитры бывают для работы маслянымикрасками, для акварели в темперы.
Изготовляют палитры из дерева,металла, фаянса, эмалированной жести и пластмассы. Для масляных красок палитрыделают деревянные и пластмассовые.
По форме палитры бывают овальные,квадратные, прямоугольные и фигурные.
При работе краски кладутся на верхнийкрай палитры, чтобы вся остальная ее поверхность оставалась свободной длясмешивания красок.
На палитре краски надо размещать в строгом порядке: определенное место должнобыть для зелено-синих, оранжево-красных, коричневых и сине-фиолетовых красок.Всегда придерживайтесь излюбленного порядка размещения красок, чтобы брать ихавтоматически, не отвлекаясь специально каждый раз на разыскивание нужнойкраски.
Лак сохраняет блеск и защищает Вашеполотно. Существует дамарский лак и его более тонкая версия – лак для ретуши.
Живопись, покрытая лаком, увеличиваетяркость и светлоту цвета, а матовая в результате многократного преломления иотражения света от живописной поверхности, наоборот, уменьшает светлоту цвета иувеличивает его насыщенность
3.2 Акварель
Акварель — один из самых поэтичных видов живописи. Акварели доступны и произведениякапитальные, графические и животные, камерные и монументальные, пейзажи инатюрморты, портреты и сложные композиции.
С ней сравнивают имузыкальное сочинение, чарующее нежными, прозрачными мелодиями. Акварелью можнопередать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Онапозволяет запечатлеть кратковременные явления природы.
Можно писать по сухойили сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в многослойнойтехнике, постепенно уточняя цветовое состояние, каждую частность. Можно избратьсмешанную технику: идти от общего к детали или, напротив, от детали к общему,целому. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место:акварель не выносит малейшей затертости, замученности, неясности. Прозрачностьи блеск придает ей бумага белой и чистой. Белила акварелиста, как правило, ненужны.
Одними из первых ееоценили английские живописцы в 19 веке. Особенно прославился своими акварелямиУ. Тернер, певец лондонских туманов и пенистых волн, сумрачных скал исолнечного света.
В России прошлого векабыло немало выдающихся акварелистов К. П. Брюллов доводил листы с жанровымисценами, портретами и пейзажами до филигранной завершенности. А.А.Иванов писалпросто и легко, соединяя живой безупречный рисунок с чистыми сочными красками.
П.А. Федотов, И.Н.Крамской, Н.А. Ярошенко, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.И. Суриков… Каждый из нихвнес богатейший вклад в русскую акварельную школу. Советские живописцы,продолжая традиции этой школы, дали акварели новое название. Это А.П.Остроумова — Лебедева, П.П. Кончаловский, СВ. Герасимова, А.А. Дейнека, Н.А.Тыреа, А.В. Фонвизин и многие другие.
Нередко художникииспользуют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем.Но в этом случае теряются главные ее качества — насыщенность, прозрачность, тоесть то, что отличает акварель от любой другой техники.
Наиболее распространенныедля акварели кисти — беличьи. Их ворс мягок, хорошо вбирает воду, позволяетнаносить сочные мазки и, если нужно, прорабатывать мельчайшие детали. Используятакже колоновые и собольи кисти, эластичные и прочные, щетинные кисти, какправило, не применяются.
Более мелкие кистиудобны для акварельных миниатюр, а также для проработки деталей. Однаконекоторые акварелисты годами пишут всего одной кистью большого размера.
Не желательно писать натолько что купленной бумаге. Она должна несколько недель «отстояться».
Для живописи акварельюнаиболее удобна металлическая коробка — палитра, покрытая внутри белой эмалью,на которой удобно пробирать нужные цвета. Если краски в чашечках — закрепите ихна определенных местах, чтобы они не выпадали из коробки. Лучше всего этосделать с помощью резинового клея. При отсутствии специальной палитры ее можноизготовить самому из метала или пластмассы, а то и просто использовать «этюдник-мольберт», предназначенный для живописи маслом. Можно приспособить и обычныйэтюдник, прикрепив к его нижней стороне три складные ножки из металла илидерева.
Для палитры достаточно отобратьвосемь-десять проверенных красок. Это кадмий красный, охра красная, краплакфиолетовый, кобальт синий, ультрамарин, изумрудно — зеленая, кадмий желтый,охра желтая, сиена, черная нейтральная. Не следует смешивать более двух — трехкрасок: далеко не всегда пигменты уживаются друг с другом, что приводит кскорому изменению цвета.
3.3 Графика
Рисунки и гравюры,представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства.Шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки,журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразныхтоваров, различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знакии даже деловые бланки учреждений — это все произведения станковой и прикладнойграфики.
Что же такое графика?Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу»,«рисую».
Итак, графика — это,прежде всего рисунок, искусство линейное, острое, основное на сочетании черногои белого, причем белым является сама бумага, а черным — карандаш, и уголь илидругой «сухой» красящий материал.
Графику можно разделитьна два вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика.
Как самостоятельный видискусства рисунок существует с конца 15 — начала 16 веков. Ранее к немуотносились как к подсобному, подготовительному материалу при работе надкартинкой, скульптурой, фреской, гобеленом. Затем он приобрел самостоятельноехудожественное значение, как и другие станковые виды искусства.
В процессеисторического развития в рисунок (так же как и печатную графику) активно сталпроникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками — пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками — акварель и гуашь.

4. О своих итоговыхработах
Процесс ТворческогоСозидания — это непостижимый до конца процесс.
Бывает он протекаетвдохновенно, быстро, с полным ощущением «полета  души», а бывает, застывает,замирает.
Виктор Гюго о готическом соборе писал «.чудесный результат соединения всех сил целой эпохи… это творение рукчеловеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно какбудто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность».
Готический собор — главное в моейкомпозиции, а совокупность других деталей как бы подчинена этому главному.
Этот высоко возносящийся над головоюлес сводов, огромные окна, узкие, с бесчисленными изменениями и переплетами,эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своею сетью, обвивающая его до концашпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь ипростота, тяжесть и легкость одновременно.
Во всех композиционных решениях я использовалаготические элементы.
Цвет крыши и тени на соборе увязываютсяс тональным решением деревьев, неба. Поскольку деревья находятся на переднемплане, поэтому они имеют именно данное тональное решение. А в глубинепространства — собор. Это создаёт иллюзию глубины.
Виднеется башня со шпилем, а стены иокна собора декорированы деталями. Последовательность выполнения этой картины:эскиз, пометка крупных объемов первого плана, пометка фона, тональнаяпроработка с выявлением глубины пространства.
Во время эскизирования прорабатывалисьотдельные элементы, включаемые в композицию рисунка в нашем случае – этодеревья, небо, кустарники.
Собор как бы находится в тесной связис окружающей средой растительным миром, воздухом. Введение в картину деревьев сголыми ветвями передаёт дух времени и, главное, выражает масштабную характеристикусооружения и пространства.
Как ветви тянутся вместе со стволомввысь, к небу и солнцу, так и готический собор – к Богу.
Гёте сказал о готическом соборе «Застывшаямузыка ушедших эпох». И действительно, всё замерло во времени, в том далёком ушедшемвремени: кроны и ветви деревьев, неподвижное небо, собор…..
Я считаю, что работаполучилась. Мне было интересно работать, самостоятельно искать композиционноерешение, искать материал и фотографии. Эта итоговая работа дала интересныеидеи, которые в следующих композициях обязательно осуществлю.

Заключение
Эта дипломная работа помогла мненаучиться самостоятельности, подобный труд обогащает знания, позволяет сделатьмножество творческих открытий, что немаловажно и в будущем мне обязательнопоможет.
В композиции мне удалось передать красотуи своеобразность готической архитектуры. Я более осознанно и целенаправленностала использовать законы композиции и перспективы. А также научиласьэффективнее анализировать свою работу, критически к ней подходить, а значитвидеть и исправлять ошибки, подчинять второстепенное главному.
Я думаю, что мне не стоитостанавливаться на этом этапе своего творческого пути, необходимо расти исовершенствоваться.
На всем своём творческом пути, с началаобучения ДХШ, и до завершения итоговой работы, меня сопровождали преподаватели,чей богатый профессиональный опыт мне дал очень многое: Лузина ВалерияМихайловна, Ромахина Наталья Владимировна, Графеев Анатолий Григорьевич.
Также мне хочется выразить ОСОБУЮ БЛАГОДАРНОСТЬза обучение, воспитание, внимание и оказанную поддержку в процессе выполнениясвоей работы Марине Владимировне Редозубовой.
Спасибо моей маме и одноклассникам задружеские отношения, понимание и соучастие.
Без сомнения мне в жизни пригодятсязнания, опыт, полученные в ДХШ.
В художественной школе мы познакомилисьс историей развития культур в разных странах, философией конструкции и приёмамив живописи, скульптуре и архитектуре. Нам привили художественный вкус, развиликругозор и эрудицию.
Я благодарна всем, кто меня поддержал ввыбранной мною теме.

Список используемой литературы
1.     Большаяхудожественная энциклопедия.
2.     Википедия(Готика).
3.     Краткийсловарь художественных терминов. Н.М. Сокольникова. Обнинск. Из-во «Титул».2000г.
4.     АфонькинС.Ю. История архитектурных стилей.-СПб.: «БКК», 2009г.
5.     БригиттаКурманн-Шварц. Готические витражи.
6.     ВоронцовА.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.
7.     ДжоФрэнсис Дауден. Как создать красивую картину.- М., 2006г.
8.     ДьяковЛ.А. 20 век: страны, мастера. — М., 2003 г.
9.     МартиндейлЭ. Готика – М., 2001.
10.  НикодемиГ.Б… Масляная живопись.-М., 2004г.
11.  РостовцевН.Н… Академический рисунок.-М., 1995г.
12.  СокольниковаН.М… Основы композиции. Обнинск. Из-во «Титул». 2000г.
13.  СтенСмит. Рисунок.-М.,2001г.
14.  Курслекций по предмету «История искусств» ДХШ -г.Ишим. 2005 2010гг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.