--PAGE_BREAK--
2.2 Субъект и субъективная сторона контрабанды
В уголовном праве утвердилась позиция, что уголовная ответственность за контрабанду может иметь место только при наличии у виновного прямого умысла. Рассматриваемое преступление может быть совершено умышленно и только с прямым умыслом. Виновный сознает, что нарушает таможенное законодательство, незаконно перемещая товары или иные предметы в крупных размерах (ч. 1), сознает, что перемещает товары или иные предметы, обладающие особыми свойствами (ч. 2), сознает, что перемещение осуществляет указанными в диспозиции статьи способами, т. е. совершает контрабанду, и желает этого. Как справедливо указывает Б. В. Волженкин, “для вменения контрабанды, пре-дусмотренной ч. 2 ст. 188 УК, необходимо, чтобы сознанием виновных охватывались те характеристики предметов контрабанды, которые повышают ответственность за содеянное”. Отстаивая эту позицию, он пишет: “В связи с этим ошибочным является утверждение С. В. Максимова, что отсутствие у виновного осведомленности о включении того или иного товара в перечень стратегически важных сырьевых товаров не является основанием для освобождения его от ответственности за контрабанду такого рода товаров. Нести ответственность такое лицо должно, на мой взгляд, по ч. 1 ст. 188 УК” [2.1 c190].
Мотив и цель совершения преступления значения для квалификации не имеют, но могут учитываться судом при назначении наказания. Однако в юридической литературе встречается и другое мнение. Так, Ю. И. Сучков считает, что “контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, но и обязательный их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена, передачи другим лицам или организациям безвозмездно, использования для удовлетворения личных потребностей и т. д.) либо такой же ввоз с территории иностранного государства на таможенную территорию России для реализации на ее внутреннем рынке. При отсутствии такой цели как промежуточного звена между моментом перемещения предметов через таможенную границу и достижением конечного преступного результата, например, извлечения личной выгоды, названное деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды”. [2.12 c72-73] Данное утверждение противоречит диспозиции ст. 188 УК РФ, из которой следует, что это преступление с формальным составом. Объективная сторона контрабанды включает в себя только деяние в виде перемещения, совершаемого на таможенной границе с использованием одного или нескольких способов, перечисленных в законе. Субъектом контрабанды может быть гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16-ти лет. Однако на практике, в связи с тем, что Таможенный кодекс Российской Федерации знает понятия “лицо, перемещающее товар”, “декларант” и “перевозчик”, а также потому, что в перемещении участвует несколько человек, возникают трудности с определением лица, ответственного за незаконное перемещение. Примером может служить ситуация, когда гражданин России Х. приобретает на территории Турции товары, нанимает для их перевозки гражданина Турции М., владельца грузовика (он же водитель). При этом Х. передает М. товар, сопроводительные документы на него, а сам возвращается в Россию самолетом и встречает товар не на границе, а
по месту нахождения предприятия в Санкт-Петербурге. Установлено, что
товаротранспортные документы содержат недостоверные сведения о
количестве товара, его наименовании (вместо зимних пальто было
указано, что перевозятся мужские пиджаки). М. при пересечении
таможенной границы России представляет декларацию вместе с
вышеназванными документами. Для правильного решения вопроса о субъекте необходимо обратиться к ст. 18 ТК РФ. К лицам, перемещающим товар, относятся собственники товара, его покупатели, владельцы либо лица, выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения от собственного имени с товаром действий, предусмотренных Таможенным кодексом.
2.3 Квалифицированные виды контрабанды
Контрабанда признается неоднократной, если она совершена два и более раза. Причем каждый эпизод должен быть совершен по вновь возникшему умыслу. Контрабанду, совершенную неоднократно, необходимо отграничивать от единого продолжаемого преступления, например, незаконного перемещения товара или иных предметов через таможенную границу РФ, совершенного в несколько приемов, когда все признаки объективной стороны охватываются единым умыслом и действия виновных направлены на достижение единого результата. Примером единой продолжаемой контрабанды может служить ситуация, когда лицо подготовило для перемещения за границу несколько антикварных предметов, а затем вывозило их по одному.
Ранее отмечалось, что таможенное законодательство знает внутреннюю и внешнюю таможенные границы. В связи с этим возникает вопрос о неоднократности, если лицо везет контрабандный товар на свободную экономическую зону, пересекая при этом как внешнюю, так и внутреннюю таможенные границы. Представляется, что в этом случае нет признака неоднократности, поскольку пересечение таможенной границы в нескольких местах при перемещении одного и того же предмета контрабанды с единым умыслом не свидетельствует о совершении двух и более самостоятельных преступлений, что требуется устанавливать при вменении данного квалифицирующего обстоятельства.
Исходя из положения ч. 1 ст. 16 УК РФ о том, что неоднократностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи, следует, что только по п. “а” ч. 3 ст. 188 УК РФ возможно квалифицировать совершение самостоятельных эпизодов, подпадающей под ч. 1 либо под ч. 2 ст. 188 УК РФ. Если же лицо вначале совершает деяние, образующее признаки ч. 1, а затем — ч. 2 ст. 188 УК РФ, то в соответствии со ст. 17 УК РФ это совокупность, и каждый эпизод требует самостоятельной квалификации, причем при квалификации второго преступления следует вменять признак неоднократности [24 c. 3](97). Совершенно очевидно, что такой подход противоречит принципу
справедливости, закрепленному в ст. 6 УК РФ 1996 г. Исследуя данное обстоятельство, Б. В. Волженкин отмечает, что “при совокупности преступлений наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление. Когда при смешанной неоднократности наказание за второе преступление будет определено с учетом квалифицирующего признака “неоднократно”, получается, что за первое преступление виновный как бы несет ответственность дважды”.
Необходима самостоятельная квалификация и тогда, когда имеет место оконченный эпизод, а затем покушение на контрабанду, поскольку правила квалификации требуют отражения юридически значимых обстоятельств.
Нельзя квалифицировать контрабанду как совершенную неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности, например, за истечением сроков давности, либо судимость была погашена или снята.
Для квалификации контрабанды по признаку совершения ее должностным лицом с использованием своего служебного положения в обязательном порядке следует установить, что лицо использовало для совершения преступления должностное положение.
Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК РФ, в соответствии с которым к таковым относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хо-зяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных
силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. К ним должны быть отнесены работники таможенной службы: начальники таможни, их заместители, инспекторы, а также должностные лица вышестоящих таможенных учреждений; начальники погранично-контрольных пропускных пунктов, пограничных застав и другие лица, осуществляющие контроль на границе [3.1 c. 141]. Не признаются должностными лицами и поэтому не могут привлекаться к ответственности за контрабанду по п. “б” ч. 3 ст. 188 УК РФ лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации независимо от форм собственности, а также в некоммерческой организации, являющейся государственным органом,
органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. “Так, не является должностным лицом специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат и действующий от имени таможенного брокера, поскольку таможенным брокером является коммерческая организация” [26 c. 190]. Специалисты таможенного перевозчика не могут быть субъектом рассматриваемого преступления по тем же основаниям — они работники коммерческой организации.
Старший инспектор Московской региональной таможни Ш. лично принял участие в оформлении грузовой таможенной декларации на спирт, который был обозначен в самой декларации и товаросопроводительных документах как сок. В указанных документах Ш. также поставил оттиск своей личной печати, штамп Московской региональной таможни “выпуск разрешен”, число и свою подпись. Автомашина была задержана при досмотре в г. Бресте[26 c141-142].
Давая оценку данному делу, автор пишет: “Должностные лица, пособствующие совершению контрабанды, несут ответственность не как пособники, а как соисполнители, независимо от того, что товар, перемещаемый через таможенную границу, им не принадлежит” [26 c141]
Представляется, что Ш. будет отвечать как соисполнитель прежде всего потому, что он допустил нарушение правил перемещения, выразившееся в обманном использовании документов, необходимых для
таможенных целей. Тот факт, что товар ему не принадлежит, значения не имеет. Ш. принял участие в выполнении объективной стороны контрабанды, нарушив правила перемещения. Поэтому решение суда о квалификации действий Ш. как покушение на контрабанду, совершенное с использованием своего служебного положения, соответствует закону.
Должностные лица не таможенных или пограничных органов также могут быть субъектами рассматриваемого преступления, если они, используя свое служебное положение, своими действиями участвовали или способствовали перемещению товаров помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженному с недекларированием или недостоверным декларированием. Речь идет прежде всего о лицах, указанных в ст. 188 ТК РФ. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации, вице-президента Российской Федерации. Личный багаж народных депутатов и членов правительства России освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу Российской Федерации в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.
На основании ст. 183 ТК РФ таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Полагаем, что “содействие в проведении таможенного контроля” нельзя расценивать как его проведение, поэтому вышеназванные специалисты не могут быть ризнаны
потерпевшими по данному составу.
В соответствии с Законом РФ от 1.04.93 г. “О Государственной границе Российской Федерации” на пограничные войска возложено осуществление не только пограничного, но и, при необходимости, таможенного и других видов контроля. Поскольку в ч. 3 ст. 188 УК РФ говорится о применении насилия к лицам, осуществляющим таможенный контроль, а такая обязанность возложена и на пограничников (пограничный и таможенный контроль осуществляются именно на границе), а также с учетом того, что внешняя таможенная граница совпадает с Государственной границей, применение насилия к пограничникам при осуществлении ими таможенного контроля следует квалифицировать по указанной статье УК РФ. О возможности квалификации насильственных действий, совершенных в отношении представителей пограничных войск, по п. “в” ч. 3 ст. 188 УК РФ нет единства мнений. Б. В. Волженкин полагает, что “насилие, совершенное при контрабандном перемещении товаров в отношении сотрудников Федеральной пограничной службы, сотрудников правоохранительных органов, других представителей власти, не относящихся к лицам, осуществляющим таможенный контроль, квалифицирующий признак контрабанды не создает” (См.: Волженкин Б. В. Экономические преступления. С. 191). В то же время Ю. И. Сучков считает иначе. Поскольку на пограничные войска возложена обязанность задерживать в отсутствие таможенных органов обнаруженные при пограничном контроле незаконно перемещаемые предметы, должностные лица пограничных войск выполняют функции таможенной службы. Поэтому насилие в отношении этих лиц с целью осуществления контрабанды должно квалифицироваться по ч. 3 ст. 188 УК РФ [2.12 c159] Соглашаясь с мнением о возможности квалификации вышеназванных действий по ч. 3 ст. 188 УК РФ, необходимо еще раз подчеркнуть, что такое решение может иметь место лишь только в тех случаях, когда насилие в отношении должностных лиц пограничных войск. [3.2]
Осуществляется именно в связи с проведением таможенного контроля. Под насилием следует понимать применение физического и психического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Оно может выражаться в угрозе применения насилия, связывании, нанесении побоев, причинении легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, а также в убийстве. В случае причинения тяжкого вреда здоровью и убийства лица, осуществляющего таможенный контроль, действия виновных квалифицируются по п. “в” ч. 3 ст. 188 и соответственно по п. “а” ст. 111 или по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или убийство лица в связи с выполнением им служебной деятельности. Остальные виды последствий, с учетом санкции ч. 3 ст. 188 УК РФ, охватываются данным составом. Одна лишь угроза насилием, не реализовавшаяся в его фактическом применении, не дает оснований для квалификации контрабанды по п. “в” ч. 3 ст. 188 УК РФ.
Особо квалифицированной признается контрабанда, совершенная организованной группой, ответственность за которую предусмотрена ч. 4 ст. 188 УК РФ. Не случайно законодатель установил повышенную ответственность именно за этот вид контрабанды. Практика показывает, что чаще всего для занятия контрабандой объединяются несколько человек, поскольку это облегчает достижение преступного результата. Так, Новаковский, Бобро, Нагаев, а также другие, не установленные следствием лица, объединились для совершения контрабанды цветных металлов за границу Российской Федерации. Новаковским были организованы скупка и складирование в контейнеры цветного металла, Бобро осуществлял прием, сопровождение и погрузку автомашин, прибывших из Финляндии за контрабандным цветным металлом. Нагаев с целью подделки документов, необходимых для таможенных целей, изготовил поддельные печати таможни и различных предприятий, а также осуществил подкуп должностных лиц таможенного поста. Все указанные лица были осуждены за совершение контрабанды организованной группой [3.1 c41-42]. Если преступная деятельность организованной группы подпадает под квалифицирующие признаки ч. 3 ст. 188 УК РФ, то такие действия охватываются только ч. 4 ст. 188 УК РФ, однако все эти признаки должны быть перечислены при предъявлении обвинения. Члены организованной группы контрабандистов могут выполнять различные функции (приобретать, перемещать товар, подделывать документы и т. д.), но независимо от выполняемой роли они привлекаются к ответственности как исполнители преступления. Лицо, создавшее организованную группу для занятия контрабандой и руководившее ею, подлежит уголовной ответственности за все случаи незаконного перемещения товаров, совершенные организованной группой, если они охватывались его умыслом. Другие члены организованной группы отвечают за те преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Часто контрабанда совершается в соучастии двух и более лиц. Исполнителями (соисполнителями) должны признаваться те лица, которые непосредственно участвовали в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу России одним из указанных в ст. 188 УК РФ способов либо совершали это преступление, используя лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости, или пользуясь неосведомленностью других лиц.
Несут уголовную ответственность за соучастие в контрабанде со ссылкой на ст. 33 УК РФ организаторы или подстрекатели преступления, заказчики контрабандного перемещения товаров или иных предметов, лица, содействующие совершению деяния советами, указаниями, предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления
либо устранением препятствий, заранее обещающие сбыть контрабандный
товар и т. д.
Вывод: Подводя итог данной главе можно сказать, что Объективная сторона контрабанды характеризуется деянием, а именно перемещением через таможенную границу предметов контрабанды. Вопрос об объекте контрабанды, как родовом, так и непосредственном, в юридической литературе является дискуссионным. Субъективная сторона характеризуется наличием у виновного прямого умысла. Рассматриваемое преступление может быть совершено умышленно и только с прямым умыслом. Что касается квалифицированных видов контрабанды, то квалифицированная контрабанда является тяжким преступлением. Особо квалифицированной признается контрабанда, совершенная организованной группой.
продолжение
--PAGE_BREAK--