Реферат по предмету "Психология"


Понятие «психологической коррекции», ее связь с другими отраслями практической психологии.

Понятие психологической коррекции, ее связь с другими отраслями практической психологии. Психологическая помощь включает в себя психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д мад такую помощь может оказать Психолог-специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами

оценки психических явлений и умения их корректировать Психотерапевт - врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру. Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи психологической коррекции и психотерапии.

Психологическая коррекция. Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Существует несколько точек зрения на соотношение понятий психологическая коррекция и психотерапия. Одна из них заключается в признании полной идентичности этих двух понятий, однако при этом не учитывается, что П.К как направленное психологическое воздействие, реализуется не только в медицине где можно указать

две основные области ее применения психопрофилактика и собственно лечение - психотерапия, но в других сферах человеческой практики, например в педагогике. Другая точка зрения основана на том, что П.К. преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах,особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жестокое ограничение сферы применения

П.К. представляется в определенной степени искусственным. Во, первых, в области неврозов полностью развести понятия психическая коррекция и психотерапия, лечение и профилактика не удается, так как невроз-это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний

все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в-зачительной-бтенеи совпадает с содержанием психотерапии одного-из компонентов лечебного процесса. Определить обитую схему соотношения П.К. и психотерапии вне конкретной нозологии практически

невозможно. Значение психологического факторав этиопатогенезе того или иного заболевания методов П.К. на решение собственно лечебных - психотерапевтических задач и позволяет рассматривать методы П.К. как методы психотерапии. Задачи П.к. могут существенно варьироваться от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возможных в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной их идентичности

задачам психотерапии при неврозах во всяком случае, в рамках различных личностно-ориентированных систем психотерапии. Важно отметить, что как психотерапия, так и психопрофилактика не ограничивает свою практику лишь методами П.к что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов П.к психотерапии и психопрофилактики, которые взаимопересекаются, но полностью не исчерпывают друг друга. Т.о. во-1-х, основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое

развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. Во-2-х психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний расстройств.

Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Обычно людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент-это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы

психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их по причине сформированных закономерностей своего психологического сценария и поэтому нуждается в профессиональном взгляде со стороны человека, способного помочь в изменении травмирующих клиента сформированных закономерностей. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа. Психотерапия в настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических

подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическимиЪкрлогическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения. Психотерапия определяется как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений

психического характера. Бастин-1982 г. Подчеркивается многоплановость представления о психотерапии Ледер 1993 1 как о методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности 2 как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения 3 как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля 4 как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей.

Первое определение основывается на медицинской модели, второе связано с психологическими концепциями, третье-с социологическими, четвертое - с философией. 2.Специфические черты психокоррекционого процесса, отличающие его от психотерапии. 1 Психокррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей,имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы,жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себяхорошо, однако

желающих изменить свою жизнь либо ставящих передсобой цель развития личности. 2 -Коррекция ориентируется на здоровф стороны личности независимо отстепени нарушения. 3 -В психокррекции чаще ориентируется на настоящее и будущее клинтов.у -Психокоррекция обычно оринтируется на среденесрочную помощь в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет помощи при психотерпии.

Клиент-это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их по причине сформированных закономерностей своего психологического сценария и поэтому нуждается в профессиональном взгляде со стороны человека, способного помочь в изменении травмирующих клиента сформированных закономерностей. ч В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Психотерапия в настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическимиЪкрлогическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения. Психотерапия определяется как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается

профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера. Бастин-1982 г. Подчеркивается многоплановость представления о психотерапии Ледер 1993 1 как о методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности 2 как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения 3 как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля 4 как о комплексе

явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей. Первое определение основывается на медицинской модели, второе связано с психологическими концепциями, третье-с социологическими, четвертое - с философией. 2.Специфические черты психокоррекционого процесса, отличающие его от психотерапии. 3 -Психокррекция ориетирована на клинически здоровую личность людей,имеющих в повседневной жизни психологические

трудности, проблемы,жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себяхорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих передсобой цель развития личности. 4 -Коррекция ориентируется на здоровф стороны личности независимо отстепени нарушения. 3 -В психокррекции чаще ориентируется на настоящее и будущее клинтов.у -Психокоррекция обычно оринтируется на среденесрочную помощь в отличие от краткосрочной - до 15 встреч

- помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет помощи при психотерпии короткую быструю - длительную - сверхдлительную. Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким. Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы запускает процесс изменения, который продолжается

и после завершения встреч. Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания - личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер. Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания Щш переживании. Эффект развивается постепенно. Носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию - общую - частную - специальную. Под общей коррекцией подразумевают мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента. Регулирующие психофизическую, эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе

дальнейшего развития. Под частной психокоррекцией понимают набор психолого педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы. Специальная психокоррекция это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования

личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации застен-чивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания,

нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами. Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного

воспитания. 1. Характеристика психокоррекционной ситуации. Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов 1. Человеку который страдает и ищет облегчения своей проблемы.

Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода инуждается в психологической помощи, в психокоррекции это клиент, 2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опытувоспринимается как способный оказывать помощь это психолог,психокорректор. 3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.Психологическая теория включает психодинамику, принципынаучения и другие психические факторы. 4. Набор процедур техник, методов, используемых для решенияпроблем клиента.

Эти процедуры непосредственно связаны с теорией. 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом,которые помогают облегчить проблемы клиента. Психолог создает в работе атмосферу рабочего альянса, позволяющую создавать чувство базовой безопасности, яезволяющоо с оптимшяйй смотреть на решение своих проблем.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.