--PAGE_BREAK--
Постановления суда 2-ой инстанции называются апелляционным постановлением, оно вступает в законную силу немедленно, и не может быть обжаловано.
Отличие суда 1-ой инстанции от суда 2-ой инстанции:
Цели: суд 1-ой инстанции рассматривает дела по существу. Суд 2-ой ставит перед собой цель проверить законность и обоснованность судебных актов.
Судебный состав: суд 1-ой инстанции рассматривает гражданские дела единолично одним судьёй. Уголовные дела рассматриваются единолично судьёй или в составе трёх профессиональных судей. Суд 2-ой инстанции всегда в составе трёх профессиональных судей.
По исследованию обстоятельств дела: суд 1-ой инстанции непосредственно исследует обстоятельства дела. Суд 2-ой проверяет законность и обоснованность судебных актов на основе имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, которые не исследовались или не могли быть представлены в суде 1-ой инстанции.
По кругу лиц, участвующих в деле: в суд 2-ой инстанции более узкий круг лиц, по сравнению с 1-ой инстанцией, свидетели, как правило, не вызываются. Неявка лиц, своевременно извещенных о месте и времени апелляционного заседания, не препятствует рассмотрению дела.
По порядку вступления в законную силу: в суде 1-ой инстанции судебные акты вступают в законную силу по истечении срока на обжалование. В судах апелляционной инстанции постановление вступает в законную силу немедленно. В этой инстанции не ведётся протокол.
Судебные инстанции, рассматривающие дела в порядке надзора. Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть рассмотрены в порядке надзора, и по вновь открывшимся обстоятельствам. Конституционное право РК. Учебник. /Сост. д. ю. н., проф. А.Т. Ащеулов. — Алматы: Каз ГЮА, 2001
В порядке надзора рассматриваются лишь вступившие в законную силу судебные акты.
Судебные постановления проверяются на основании протестов (представлений) уполномоченных на то законом правовых лиц.
В порядке надзора протесты могут рассматривать суды, указанные в законе.
Под надзорной инстанцией понимается суд, рассматривающий дела по протестам должностных лиц на судебные постановления, вступившие в законную силу.
Отличие апелляционной и надзорной инстанции:
По объекту: суды надзорной инстанции проверяют судебные постановления, вступившие в законную силу. Суды 2-ой инстанции — не вступившие в законную силу. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных постановлений (предмет пересмотра дела в порядке надзора — решения суда 1-ой, 2-ой инстанции). При рассмотрении дела по второй инстанции проверяются судебные акты суда 1-ой инстанции.
По субъектам опротестования: протест в порядке надзора могут приносить только должностные лица. Апелляционные жалобы могут приносить лица, участвующие в деле, а также прокурор.
При рассмотрении дела в порядке надзора соблюдаются определённые правила:
Не допускается пересмотр дела одним и тем же органом дважды по протестам (представлениям) различных лиц.
Дело, рассмотренное в порядке надзора в Верховном суде РК, не может быть рассмотрено в областном суде и равном ему органе.
Протест (представление) в порядке надзора на решение, приговор, определение районного суда и на апелляционное постановление областного и равного ему суда не приносится в вышестоящие надзорные инстанции (Верховный суд РК), минуя надзорную коллегию областного и приравненного ему суда.
Решение надзорной инстанции принимается в форме постановления:
Постановления выносит надзорная коллегия областного суда и равного ему, коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного суда РК и надзорная коллегия Верховного суда РК.
Надзорная коллегия может рассматривать дело при наличии не менее трех судей. Решения принимаются открытым голосованием большинством судей, при равенстве голосов протест считается отклонённым, как не собравший большинство голосов. Член надзорной коллегии может быть не согласен, тогда он имеет право высказать своё особое мнение.
Рассмотрение дела по вновь открывшимся обстоятельствам — исключительная стадия рассмотрения дела, в которой суд проводит проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в связи с обнаружением обстоятельств, которые были неизвестны при рассмотрении дела.
Вновь открывшиеся обстоятельства — это обстоятельства: которые существовали в момент разрешения дела; обстоятельства должны быть существенными; эти обстоятельства не могли быть известны суду при рассмотрении дела.
Областные и приравненные к ним им суды являются нижестоящими судами по отношению к Верховному суду РК и вышестоящими судами для районных судов. Полномочия областного и приравненные к н им судов:
Областной суд по 1-ой инстанции рассматривает уголовные дела о преступлениях по тем категориям, которые прямо указаны в законе. Дела о особо опасных преступлениях против государства, кроме шпионажа. Государственные преступления бывают двух видов: особо опасные и иные. Областной суд рассматривает 1-ую группу, также рассматривает дела о особо тяжких преступлениях (убийство, изнасилование с отягчающими обстоятельствами, угон воздушного судна…). Областной суд рассматривает дела о преступлениях, по которым законом предусматривается смертная казнь. Областной суд вправе принять к своему рассмотрению любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при ходатайстве обвиняемого. Уголовные дела в областном суде могут быть рассмотрены в традиционном составе: судей единолично или в составе трех постоянных судей, один из которых является председательствующим.
Областной суд рассматривает по 1-ой инстанции гражданские дела, которые прямо указаны в законе ст. 28 ГПК РК.
Областной суд рассматривает дела об оспаривании решений и действий областной избирательной комиссии по подготовке и проведении выборов и референдума.
Областной суд рассматривает дела в качестве суда 2-ой инстанции, то есть по апелляционным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу решения, приговоры районных судов.
Областной суд рассматривает дела по протестам (представлениям) на вступившие в законную силу решения, приговоры, постановления районных судов, а также на апелляционные постановления областного и приравненного к нему суда.
Районный суд является основным звеном судебной системы РК, поскольку его доля составляет 95-97% всех дел по 1-ой инстанции. Полномочия:
Районные суды рассматривают дела по 1-ой инстанции, за небольшим исключением, практически все гражданские дела в составе судьи единолично. Виды гражданских дел:
Дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных правоотношений. Исковое судопроизводство направленно на разрешение конфликта между сторонами. Истец представляет в суд исковое заявление. Дела искового судопроизводства характеризуются исковым равенством субъекта.
Дела особого производства. Здесь нет спора о праве, рассматриваются дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов, или обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Пример, об установлении юридического факта: о родстве; факт смерти лица; факт регистрации рождения; брака, дела о признании гражданина умершим, дела о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, удочерение или усыновление.
Дела, возникшие из административно-правовых отношений. Спор между гражданином и административным органом или должностным лицом. При рассмотрении дел этой категории суд контролирует законность деятельности должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. Пример, дела об исправлении в списках избирателей, жалобы о наложении административных взысканий, дела об обжаловании решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц, нарушении прав и интересов граждан.
Рассматриваются все уголовные дела по 1-ой инстанции, за исключением дел, подсудным вышестоящим судам и военным судам, в составе судьи единолично.
Районные суды рассматривают и разрешают дела об административных правонарушениях.
Районные суды рассматривают жалобы, которые подают в ходе расследования уголовного дела (незаконный арест, задержание, прекращение уголовного дела).
Районные суды рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговора по уголовному делу. Например, амнистия, перевод несовершеннолетнего из колонии в тюрьму, о снятии судимости, об изменении режима содержания заключённого.
Районные суды рассматривают вопросы, связанные с исполнением судебного решения. Например, о немедленном исполнении судебного решения, об отсрочке исполнения решения.
Районный суд рассматривает гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Районный суд занимается обобщением судебной практики и анализом судебной статистики.
В нашей стране создана судебная система, способная обеспечить эффективную защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц. Одним из результатов проводимой в республике правовой реформы стало утверждение судебной власти в системе государственного механизма и реальная независимость судов от исполнительных органов.
Вместе с тем, в обществе нет объективного и полного представления о проводимой судебной реформе, ее конкретных результатах, имеющихся проблемах в деятельности судов, работе по искоренению нарушений норм судейской этики, борьбы с коррупцией. Остаются нереализованными конституционные положения об участии в уголовном судопроизводстве присяжных заседателей, об усилении судебного контроля по обеспечению защиты прав граждан на личную свободу, судебного санкционирования ареста и других процессуальных действий. Имеются проблемы по реальному исполнению судебных решений. Широко распространены факты публичной критики законно принятых судебных решений, вступивших в силу. Не в полной мере обеспечивается действительное равенство сторон и состязательность в судебном процессе. В этой связи становится очевидным, что без улучшения качества и содержания работы самих судов повышение имиджа судебной системы невозможно.
Население нуждается в квалифицированной юридической помощи, особенно в отдаленных сельских районах. Не решены вопросы кадрового обеспечения деятельности судов. Остается низким уровень профессиональной подготовки юристов, участвующих в конкурсе на занятие должности судьи. Стажировка кандидатов в судьи проводится формально.
Продолжает иметь место неисполнение конституционных требований по обеспечению судей жильем, недостаточна материально-техническая оснащенность судов залами судебных заседаний, техническими средствами, транспортом.
3. Конституционные принципы деятельности органов правосудия РК
3.1 Принцип законности
Законность — общегосударственный, общеправовой, действующий во всех областях государственной и общественной жизни ведущий принцип всех отраслей права. Сагиндыкова А.Н. Конституционное право Республики Казахстан 1999
Статья 34 Конституции обязывает каждого гражданина соблюдать законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.
Принцип законности означает строгое соблюдение государственными органами, должностными лицами и отдельными гражданами законов, правил общественного порядка, а также охрану прав граждан, недопущение каких бы то ни было проявлений произвола.
Этот принцип обязывает правильно применять законы. Применительно к деятельности суда следует отметить, что этот принцип заключается в обязанности суда, прокуратуры и органов дознания и следствия быстро и полно раскрывать преступления, изобличать виновных и обеспечивать их справедливое наказание, не допуская в то же время привлечения к ответственности невиновных. В соответствии с этим принципом борьба с преступностью реализуется путем точного и неуклонного исполнения закона, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, а также исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Отступления от требований правовых норм в интересах «целесообразности», по другим мотивам не должны допускаться.
3.2 Принцип осуществление правосудия только судом
Осуществление правосудия только судом — этот принцип закреплен в статье 75 Конституции Республики Казахстан и статье 1 Указа Президента Республики Казахстан «О судах и статусе судей Республики Казахстан». В указанной статье Конституции и статье 2 Указа определены суды судебной системы Республики, которые правомочны осуществлять правосудие. Следовательно, только Верховный Суд, областные и приравненные к ним суды, районные (городские) суды могут рассматривать гражданские дела и хозяйственные споры, относящиеся к компетенции судов, а также уголовные дела. Никакой иной орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции суда. Именно суду принадлежит исключительное право признать лицо виновным в совершении преступления и назначить наказание.
В содержание рассматриваемого принципа входит осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. как разрешение дел по существу в суде первой инстанции, так и разбирательство их в апелляционном (кассационном), надзорном Порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только эти формы судебной деятельности составляют содержание правосудия, являются функциями судов и никаких других органов или общественных организаций.
Данный принцип имеет большое значение не только в юридическом аспекте, но и в политическом. Он исключает возможность внесудебного применения государственного принуждения, гарантирует законные права, свободы и интересы привлеченных к ответственности. Этот принцип выражает демократизм правосудия, так как деятельность суда построена на демократических началах. Он служит обеспечению законности в судопроизводстве, которое подробно регулируется законом, создающим необходимые гарантии законного и обоснованного разрешения дела.
3.3 Образование судов Республики на началах выборности и назначаемости судей
Данный принцип является одним из основных в организации суда. С реформированием судебной системы в содержание этого принципа внесены принципиально новые положения, отличающиеся от предыдущего принципа выборности судей и народных заседателей. Этот принцип получил свою правовую регламентацию впервые в Конституции Республики Казахстан 1995 г. и в Указе Президента от 20 декабря 1995 г. В статье 82 Конституции Республики Казахстан закреплен принцип избираемости председателя Верховного Суда, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда. Они избираются Сенатом Парламента по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета Республики Казахстан. Согласно Конституции этот принцип применителен только в отношении членов Верховного Суда как высшего органа судебной власти Республики.
Далее в этой же статье Конституции (пп. 2 и 3) говорится, что председатели областных и приравненных к ним судов, председатели коллегий и судьи областных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики по представлению Министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции. Это положение свое детальное регулирование получило в статьях 10, 15, 24, 25 и 27 Указа Президента Республики Казахстан от 20 декабря 1995 г.
С принципом избираемости и назначаемости судей тесно связан принцип осуществления правосудия независимым и беспристрастным судом, что соответствует положениям статьи 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о том, что каждый человек для обоснованности предъявленного ему обвинения имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
3.4 Принцип независимости судьи
О принципе независимости судьи говорится в статье 77 Конституции Республики Казахстан. Судьи независимы, подчиняются только Конституции и закону; обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Не допускается какое-либо вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия. Соблюдение этого принципа необходимо для справедливого, законного правосудия. Судьи не просто независимы, они выполняют свои функции не по произволу, а подчиняясь закону. Разрешая вопрос о виновности или невиновности подсудимого, о применении или неприменении к нему наказания, судьи обязаны руководствоваться только Конституцией, законом. Они не вправе выполнять указания кого бы то ни было по поводу того или иного разрешения дела, а также порядка совершения процессуальных действий. Без независимости суда не может быть правосудия, следовательно, государство должно создать гарантии независимости судей.
Гарантии независимости судей установлены в Конституции и действующем законодательстве. Важнейшая из них — несменяемость судьи. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены исключительно по основаниям, установленным законом. Полномочия судьи в Казахстане не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и др. законами. Гарантиями независимости судей являются предусмотренные законом процедуры осуществления правосудия, то есть процессуальный порядок деятельности суда, особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.
Независимость судей и подчинение их только закону обеспечиваются тайной совещания судей, правилами об оценке ими доказательств по своему внутреннему убеждению, запретом вышестоящим судам давать указания нижестоящим по вопросам, касающимся внутреннего убеждения судьи, и др. процессуальными установлениями.
Важнейшей гарантией независимости судей и подчинения их только закону является установление ответственности за неуважение к суду.
Но независимый судья может чинить несправедливость, если будет пристрастным, необъективным. Поэтому закон создает определенные гарантии осуществления правосудия в каждом конкретном случае только теми, чья объективность не может быть поставлена под сомнение. В Конституции (статья 79) и в Указе Президента от 20 декабря 1995 г.(статья 42) установлено, что судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой (кроме научной, преподавательской или другой творческой деятельности).
В соответствии с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством при наличии обстоятельств, могущих вызвать сомнение в беспристрастности судьи, он должен устранить себя от участия в деле или же может быть отведен по инициативе сторон. Требование беспристрастности относится также ко всем участникам процесса, которым также может быть заявлен отвод.
3.5 Неприкосновенность судей
Неприкосновенность судей — один из принципов деятельности суда и судей. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам дисциплинарного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае лишения неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики Казахстан — без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении судей может быть возбуждено только Генеральным Прокурором Республики. Закрепляя данный принцип, законодатель предоставляет определенные гарантии по реализации указанного принципа: судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Правовую регламентацию этот принцип получил в статье 79 Конституции и в статье 41 Указа.
3.6 Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом
В статье 14 Конституции и статье 4 Указа Президента «О судах и статусе судей Республики Казахстан» закреплен принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом. Этот принцип обусловлен общим конституционным равенством всех, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др. обстоятельств.
Осуществление правосудия на основе равенства всех перед законом означает применение судом действующих норм единой системы права одинаково в отношении всех граждан. На равных началах, исходя из обстоятельств конкретного дела, суд определяет как права, так и обязанности заинтересованных лиц. Одинаковая ответственность лиц, подвергаемых на основе закона государственному принуждению за правонарушение, является обязательным правилом. Суд разрешает конкретное дело с учетом того, что все законы и др. нормативные акты в равной степени обязательны для всей судебной системы Республики.
Осуществление правосудия на основе равенства всех перед законом, естественно, неотделимо и от конституционной обязанности самих граждан строго соблюдать Конституцию Республики, все законы и подзаконные акты.
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед судом, т. е. на началах единого для всех суда, означает, что в Республике не существует судов, созданных на основе каких-либо социальных различий граждан и групп населения, а последовательно проводится в жизнь важный принцип судопроизводства — принцип единства судебной системы (статья 3 Указа). Наличие военных судов не нарушает единого для всех суда и равенства перед судом, так как в своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды Республики.
3.7 Право на судебную защиту
С рассмотренным принципом тесно связан конституционный принцип — право на судебную защиту. В соответствии со ст.ст. 13 и 16 Конституции и статьей 15 Указа осуществляется реализация принципа обеспечения обвиняемому права на защиту. Содержание его не исчерпывается только правом обвиняемого использовать услуги защитника. Сущность этого принципа раскрывается во всей полноте процессуальных прав обвиняемого. В соответствии с этим принципом обвиняемому гарантированы все необходимые процессуальные средства защиты от предъявленного обвинения. К их числу относятся, прежде всего, предусмотренные законом права самого обвиняемого, позволяющие ему активно опровергать необоснованные обвинения и доказывать обстоятельства, смягчающие ответственность. Обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется, участвовать в судебном разбирательстве, выступать в суде на своем родном языке и пользоваться услугами переводчика, использовать помощь защитника, предоставлять суду доказательетва, заявлять отвода и различные ходатайства (приобщение к делу документов, вызов свидетелей, назначение экспертизы, приостановление или прекращение дела производством), выступать в прениях, обжаловать приговор или решение суда в вышестоящий суд и т.д.
Этот принцип выражается и в установлении обязанности следователя, прокурора и судьи обеспечить обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами от предъявленного ему обвинения. Они обязаны также обеспечить лечение и имущественные права обвиняемого. В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан закреплена обязанность судьи, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить уличающие и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягощающие его ответственность обстоятельства.
Уголовно-процессуальный кодекс запрещает домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Обеспечение обвиняемому права на защиту является необходимым условием выполнения задач судопроизводства. Только при строгом соблюдении этого принципа можно избежать грубейших нарушений закона, состоящих в осуждении невиновных, а также обеспечить изобличение всех лиц, совершивших преступление, и справедливое наказание виновных.
Для реализации конституционного принципа обвиняемый вправе воспользоваться услугами защитника. Он может заключить договор лично или через своих родственников с коллегией адвокатов и просить предоставить ему в качестве защитника определенного адвоката.
продолжение
--PAGE_BREAK--