--PAGE_BREAK--Если в сельскохозяйственном предприятии не введена общая додр.
вая собственность, то за ним сохраняется право бессрочного (постоян.
ного) пользования землей, находящейся в государственной собственнос-
ти. В настоящее время новые колхозы, совхозы, другие сельскохозяйст-
венные предприятия практически не возникают, если не считать преоб
разования одних форм хозяйствования в другие. При создании всяких
новых предприятий земельные участки могут либо вноситься в качестве
вклада учредителями хозяйственного общества, либо приобретаться в
общем порядке в соответствии с требованиями земельного законодатель-
ства (путем предоставления, покупки, аренды).
Сельскохозяйственные предприятия теоретически могут полностью
базироваться на арендованной земле, однако на практике аренда земли
носит вспомогательный характер. Земельные участки на началах аренды
могут предоставляться как гражданам, так и юридическим лицам. Арен-
додателями земельных участков выступают местные органы власти (ад-
министрация) или органы местного самоуправления. Аренда земли
может быть краткосрочной (до 5 лет) или долгосрочной (до 50 лет). Сель-
скохозяйственные предприятия могут выступать в качестве как аренда-
торов, так и арендодателей (если они являются собственниками земли).
Временно неиспользуемые сельскохозяйственные угодья, находящиеся
в собственности сельскохозяйственных предприятий, в том числе акци-
онерных обществ, могут быть переданы в аренду для сельскохозяйствен-
ного использования. Сейчас отменено имевшееся в законодательстве по-
ложение о том. что срок аренды не может превышать пяти лет, а пре-
дельный размер арендной платы — суммы земельного налога с арендуе-
мых земельных участков. Последнее ограничение сводило на нет аренду
и не могло соблюдаться.
4. Аренда земельных участков сельскохозяйственными коммерческими организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В ходе осуществления земельной и аграрной реформ в Российски
Федерации бывшие члены колхозов и работники совхозов, преобрази.
вавшие свои хозяйства в новые организационно-правовые формы, име
нуемые сельскохозяйственные коммерческие организации, получили
право на земельную долю в общем массиве сельскохозяйственных зе-
мель, на которых они сообща ведут производство.
Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. №337
“О реализации конституционных прав граждан на землю” значительно
расширены права собственников земельных долей, в том числе по пере-
даче их в аренду другим лицам. Так, собственник земельной доли без со-
гласия других участников долевой собственности вправе передать зе-
мельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду
крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным органи-
зациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
Выделяемые в натуре в счет земельных долей земельные участки
могут использоваться только для производства сельскохозяйственной
продукции. Целевое назначение этих участков может быть изменено
лишь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Передача земельных долей в аренду сельскохозяйственным органи-
зациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также передача зе-
мельных долей или права пользования ими в уставный капитал сельско-
хозяйственных организаций осуществляется на основании договоров
между собственниками долей и сельскохозяйственными организациями
и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Эти договоры заключают-
ся на основе примерных форм, утвержденных Правительством Россий-
ской Федерации.
Договоры аренды земельных долей заключаются на срок не менее
трех лет. Площадь земель сельскохозяйственного назначения, арендую
мыхдля производства сельскохозяйственной продукции, не ограничива-
ется. Арендодателями могут выступать как отдельный собственник, так
и группа собственников земельных долей.
Дополнительные правила аренды земельных долей изложены так”
в особом правовом акте — Рекомендациях о порядке распоряжения зе-
мельными долями и имущественными паями, одобренных постановлен
ем Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 96.
Договоры аренды земельных долей регистрируются в установлен-
порядке на местах в комитетах по земельным ресурсам и землеу-
стройству. По желанию сторон данный договор может быть заверен но-
тариально. К договору аренду прилагается план арендуемого земельного
участка, выполненный в масштабе имеющегося планово-картографичес-
кого материала, который выдается арендодателю (одному из арендода-
телей) и арендатору.
В названных Рекомендациях имеется Приложение № 1. Оно содер-
жит тексты Примерного договора аренды земельной доли и Примерного
[постороннего договора аренды земельных долей. Последний отлича-
ли от первого лишь числом договаривающихся сторон. К многосторон-
нему договору прилагаются также Примерная форма списка арендодате-
ли и Примерное дополнительное соглашение об условиях внесения
яенднои платы.
Сроки аренды земельной доли и условия ее оплаты определяются до-
даром. Действие договора автоматически продлевается на год до тех
пор, пока одна из сторон не позднее чем за число месяцев, указанных в
даоворе, до истечения срока его действия не уведомит в письменной
форме другую сторону о его расторжении. Письменное уведомление о
эасторжении договора направляется также в райкомзем. При многосто-
данем договоре каждый арендодатель имеет право выйти из подписан-
ного договора, уведомив об этом арендатора до указанной в договоре
даты. Арендатор вправе расторгнуть подписанный договор частично в от-
ношении одного или нескольких арендодателей, уведомив их об этом до
указанной в договоре даты.
В счет арендной платы арендодатель (арендодатели) может полу-
чать деньги, продукцию и услуги. Продукция и услуги, выдаваемые сель-
скохозяйственными коммерческими организациями в счет арендной
платы, могут относиться к затратам этих организаций.
Арендная плата за земельную долю определяется в рублях за год,
жлючая оплату продуктами, услугами, налоговые и иные платежи. При
многостороннем договоре арендодатель имеет право на получение аренд-
ной платы в размере указанной в договоре суммы или любой ее части в
натуре в соответствии с прейскурантом, который может прилагаться к
договору и содержит наименование товаров, услуг и их стоимость. Кон-
фетные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем
По договору арендодатель поручает, а арендатор принимает на себя
обязательства перечислить налоговые и иные платежи за землю в счет арендной платы. Налоговые и иные платежи за земельный участок, на-
ходящийся в общей долевой собственности, вносят собственники участка,
если иное не предусмотрено соответствующим договором аренды зе-
мельной доли.
Арендатор вправе использовать земельный участок, соответствую
щий арендованной им земельной доле, только в сельскохозяйственных
целях и не имеет права продавать, закладывать или отчуждать иным об-
разом указанный участок или земельную долю.
После прекращения действия подписанного сторонами договора все
права, относящиеся к земельной доле и соответствующему ей земельно-
му участку, переходят к арендодателю. Арендодателю (арендодателям)
прекратившему арендные отношения с прежним арендатором, может по
его желанию выделяться в натуре земельный участок (участки) для рас-
поряжения им (ими) в соответствии с законодательством.
При заключении названных договоров в свидетельство на право соб-
ственности на земельную долю каждого арендодателя вносится соответ-
ствующая запись о передаче доли в аренду. Когда заключается многосто-
ронний договор аренды, земельные участки в натуре каждому арендода-
телю могут не выдаваться.
5. Использование земли: права и обязанности пользователей. В ст. 52 Земельного кодекса 1991 г. формулируется в обобщенной
виде права собственников земельных участков, землепользователей и
арендаторов. В условиях свободы хозяйственной деятельности на первое
место поставлено право самостоятельно хозяйствовать на земле. Это оз-
начает, что никто не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность
собственника или землепользователя, поскольку он не нарушает дейст-
вующее земельное законодательство. Как и прежде, собственникам и
землепользователям разрешается использовать в установленном поряд-
ке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспро-
страненные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объек-
ты, пресные подземные воды. Для промышленного использования требу-
ются соответствующие разрешения.
Собственнику и землепользователю предоставлено право возводить
жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и соорУ'
жения. За ними закрепляется право собственности на посевы и посадки
сельскохозяйственных культур и насаждений, право в установленном
порядке проводить оросительные, осушительные, культур-технические
„другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы.
Собственник получает стоимость земельного участка в случае его
выкупа при предоставлении для государственных или муниципальных
нужд и на возмещение убытков, а также может отчуждать земельные
участки, передавать в аренду, дополнительно покупать земельные участ-
ки. Согласно ст. 54 ЗК РСФСР 1991 г., нарушенные земельные права
подлежат восстановлению. Специальная статья Земельного кодекса
(ст. 55) посвящена гарантиям прав собственников земельных участков,
землепользователей и арендаторов. В частности, в ней установлено, что
изъятие для государственных или общественных нужд земель колхозов,
совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских учрежде-
ний и учебных хозяйств, других государственных, кооперативных, обще-
ственных сельскохозяйственных предприятий может производиться при
условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных
построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других
убытков.
Земельный кодекс РСФСР (ст. 39) содержал 11 оснований прекра-
щения прав на землю. Указом Президента Российской Федерации от
24 декабря 1993 г. № 2287 эта статья отменена, видимо, в силу того, что
данные основания требуют пересмотра. Однако есть безусловные осно-
вания, при наступлении которых право на землю (полностью или частич-
но) подлежит обязательному прекращению. К ним относятся:
добровольный отказ от земельного участка или его части;
продажа участка;
истечение срока, на который был предоставлен земельный участок;
прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации;
выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земель-
ных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства граж-
данам, выходящим из состава этих предприятий;
изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных
нужд, а также с целью предоставления их гражданам.
Многие из перечисленных в ст. 39 Земельного кодекса оснований
прекращения права на землю носят условный характер, т.е. прекраще-
ние права может иметь место, но если условие отпадает, то прекращать
право на землю нельзя. Например, основанием для прекращения прав на
землю является использование земли не по целевому назначению. Если
же собственник или пользователь приступил к использованию земель-
ного участка по целевому назначению, то вопрос о прекращении прав на
Этот участок отпадает. От некоторых оснований прекращения прав на
землю можно вполне отказаться и предусмотреть другие меры воздейст-
вия в отношении владельцев земли. Речь идет о таких основаниях, как
иррациональное использование земли; использование участка способа-
wh, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологичес-
ки обстановки; систематическая неуплата земельного налога; неис-
пользование в течение определенного периода участка.
6. Охрана окружающей природной среды
в связи с использованием земли. В цепи экологических отношений определяющее место занимар
земля. По утверждению великого русского почвоведа В.В. Докучаев;^
почвенный слой земли является отражением природы. Ухудшение каче^
ства почв — свидетельство общего экологического ухудшения. Иначе
говоря, все природные объекты взаимосвязаны, но цементирующим зве-
ном в этой взаимосвязи является земля.
Земельное законодательство уделяет охране земель особое внима-
ние. Согласно ст. 101 ЗК РСФСР 1991 г. на собственников земли, зем-
лепользователей и арендаторов возлагаются обязанности осуществлять
рациональную организацию территории, восстанавливать и повышать
плодородие почв, а также других полезных свойств земли; проводить ме-
роприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, загрязнения
от других процессов разрушения; осуществлять защиту от заражения
сельскохозяйственных угодий и других земель вредителями и болезнями
растений и т.д. Общеизвестно, что от правильной организации террито-
рии зависит качество использования земли. Рациональная организация
территории обеспечивается путем проведения внутрихозяйственного
землеустройства в сельскохозяйственных предприятиях (ст. 112,114 ЗК
РСФСР 1991 г.). Она осуществляется за счет бюджета, из фондов от
платы за землю и из средств самих землевладельцев.
Важное значение имеет борьба с водной и ветровой эрозией почв.
По этому вопросу принималось немало специальных нормативных
актов, среди которых следует особо выделить Федеральную целевую
программу стабилизации и развития агропромышленного производства
в Российской Федерации на 1996—2000 гг. Она предусматривает пере-
ход на системы земледелия нового поколения (ландшафтные и другие),
технологии возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечиваю-
щие предотвращение деградации и эрозии почв, экологическую сбалан-
сированность и безопасность применения минеральных удобрений и хи-
мических средств защиты растений.
В случае невозможности в ближайшее время восстановить плодоро-
дие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, за-
грязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допус-
тимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями
растений предусматривается консервация земель (т.е. прекращение на
них всякой хозяйственной деятельности). Огромный ущерб земле нано-
сится вследствие загрязнения почв различными химическими, бактери-
альными, паразитарно-бактериальными и радиоактивными веществами.
Вред земле могут причинить обычные минеральные удобрения в случае
нарушения технологии их применения. Особую опасность представляют
химические средства борьбы с сорняками, вредителями и болезням
сельхозкультур и т.д. Согласно ст. 102 Земельного кодекса .1991 г., в >№
тересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки с
стояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактери-
льных и радиоактивных веществ в почве. Перечень этих вредных ве-
йств весьма широк.
Минеральные удобрения, средства борьбы с сорняками, вредителя-
„ц и болезнями сельскохозяйственных культур, регуляторы роста рас-
тений должны применяться с соблюдением научно обоснованной техно-
логии с целью обеспечения правильного положительного эффекта, с уче-
, ди возможных отрицательных последствий. Перечень химических и
биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, со-
рняками, регуляторами роста растений, разрешенных для применения в
сельском хозяйстве, устанавливается Министерством сельского хозяй-
ства и продовольствия, Министерством здравоохранения, Министерст-
вом природных ресурсов Российской Федерации. Этот перечень посто-
янно пересматривается и либо уменьшается за счет запрета ряда ве-
ществ, либо увеличивается за счет разрешения новых. Для указанных
веществ устанавливаются соответствующие нормы и правила их приме-
нения: порядок транспортировки, хранения, сроки внесения и дозировка
и т.д. При соблюдении необходимых условий указанные вещества если
и приносят вред земле и окружающей природной среде в целом, то он не
превышает соответствующего уровня, т.е. является минимальным. До-
пущенные к применению вещества проходят испытания и подлежат ре-
гистрации. Перечисленные процедуры должны обеспечить экологичес-
кую безопасность при применении агрохимикатов,
В списки веществ, запрещенных к применению, входят те из них,
которые вызывают крайне отрицательные последствия. В качестве при-
мера можно привести препарат ДДТ, который практически не подверга-
ется распаду и представляет огромную опасность для всех живых орга-
низмов, поскольку он почти не выводится из них и имеет свойство на-
капливаться. За использование запрещенных веществ предусмотрена от-
ветственность. Применение бактериальных и паразитарно-бактериаль-
ных веществ регулируется прежде всего Министерством здравоохране-
ния Российской Федерации, поскольку эти вещества затрагивают не
только сугубо природоохранный аспект, но и здоровье населения. К
числу исключительно вредных относятся радиоактивные вещества как
особо опасные для загрязнения окружающей природной среды.
продолжение
--PAGE_BREAK--