--PAGE_BREAK--Печальным итогом являются, два фундаментальных процесса: депопуляция населения (за счет растущего превышения смертности над рождаемостью) и “исключение” (exclusion) массы населения из активной общественной жизни как результат депрофессионализации, деквалификации, маргинализации, алкоголизации, обнищания (в 90-е гг. с доходами ниже прожиточного минимума проживало 21-28% населения), безработицы. Между тем именно “исключенные” (exclusive) составляют основную социальную базу преступности, наркотизма, алкоголизма, суицида.
1.2.Состояние и тенденции развития преступности в современной России.
Наш анализ преступности основывается, прежде всего, на данных официальной милицейской статистики. При этом необходимо учитывать высокую и все возрастающую латентность преступности. Естественная латентность (преступления, которые не известны органам, их регистрирующим) возрастает, поскольку в населении падает доверие к возможностям милиции, и жертвы все реже и реже сообщают о случившемся с ними. Так, по результатам ежегодных виктимологических опросов в Санкт-Петербурге (1998-2001), 69-73% потерпевших от преступлений не сообщают об этом в милицию. Из них 40-42% потому, что “милиция все равно бы ничего не стала делать”. В Волгограде в 2000 г. доля не обратившихся составила 59%. Аналогичные сведения приводились в материалах Научно-исследовательского института МВД РФ (свыше 65% жертв тяжких преступлений не обращаются в милицию). С 1993-1994 гг. очень высока искусственная латентность, когда не регистрируется множество преступлений, известных милиции. Массовое противозаконное сокрытие преступлений от регистрации объясняется стремлением искусственно “снизить” показатели преступности и “повысить” раскрываемость преступлений, по которой руководство страны и МВД оценивает деятельность милиции. О массовом незаконном сокрытии преступлений от регистрации имеется обширная литература. Приведем лишь данные о раскрываемости преступлений в России за последние годы (табл. 1).[2] Реальным является показатель 1992 г., последующий рост вплоть до абсолютно ирреальных 74-75% свидетельствует о том, что регистрируются в основном так называемые “очевидные”, легко раскрываемые преступления (наличие свидетелей, потерпевший называет преступника, задержание подозреваемого на месте преступления и т.п.), тогда как “неочевидные” не регистрируются. Об этом же свидетельствуют данные о динамике зарегистрированных преступлений в 2000-2001 гг. по сравнению с 1999 г.: рост таких тяжких преступлений как убийства, причинение тяжкого вреда здоровью при “сокращении” краж, грабежей, хулиганства, т.е. преступлений, которые легче скрыть от регистрации (см. табл.3)[3]. Эта ситуация хорошо известна и руководству МВД РФ. Летом 2001 г. министр заявил о пересмотре критериев оценки работы милиции, но, судя по данным о раскрываемости в 2001 г. (69,7%), положение дел меняется не существенно.
Общая динамика зарегистрированной преступности в России за 1961- 2001 гг. приводится в табл.2. На основании этих данных можно сделать ряд выводов.
Во-первых, наблюдается снижение числа и уровня (на 100,000 населения) преступлений в периоды хрущевской “оттепели” (1963-1965) и горбачевской “перестройки” (1986-1988).То, что это не случайность, подтверждается позитивной динамикой в те же годы других социальных показателей (снижение уровня самоубийств, смертности, повышение рождаемости и др.).
Во-вторых, тенденция постепенного возрастания числа и уровня преступлений вполне соответствует мировым тенденциям после Второй мировой войны.
В-третьих, наблюдается резкий рост зарегистрированной преступности в 1989-1993 гг. (в 2,3 раза за 5 лет). Это вполне объяснимо для периода бурных социальных, экономических, политических перемен при сохранении глубокого всестороннего кризиса в стране.
В-четвертых, социальный контроль над преступностью, деятельность системы уголовной юстиции “не поспевают” за ростом зарегистрированной преступности. При увеличении числа преступлений с 1970 по 1999 г. в 4,3 раза число выявленных лиц возросло в 2,4 раза, а число осужденных (по 1998 г.) — в 1,9 раза. Если учесть высокую латентность преступности, то разрыв между темпами ее роста и активностью правоохранительных органов окажется значительно больше.
В-пятых, отмечается снижение показателей зарегистрированной преступности в 1994-1997 гг. Это может быть объяснено как реальной стабилизацией ситуации, достижением “порога насыщения” в предшествующие годы (1989-1993), так и политикой руководства страны и Министерства внутренних дел (МВД) по массовому сокрытию преступлений от регистрации.
В-шестых, “стабилизация”, по-видимому, закончилась, и мы наблюдаем дальнейшее возрастание преступности в 1998-2001 гг. Уровень общей преступности вырос с 1759,5 в 1998 г. до 2045,6 в 2001 г., увеличение числа наиболее опасных преступлений (убийства с покушениями – с 29551 в 1998 г. до 33583 в 2001 г., причинение тяжкого вреда здоровья с 45170 до 55739) при “сокращении” высоко латентных (кражи, вымогательство, хулиганство и т.п.).
Поскольку данные о всей зарегистрированной преступности всегда страдают существенной неполнотой и зависят как от активности милиции, так и от законодательных новелл (криминализация новых составов, декриминализация старых), обратимся к сведениям о наиболее опасных или же распространенных преступлениях (табл. 3).
Во-первых, наблюдается интенсивный рост тяжких преступлений в 1989-1994 гг. Так, по сравнению с 1987 г., уровень убийств (с покушениями) к 1994 г. вырос в 3,5 раза, уровень причинения тяжкого вреда здоровью в 3,3 раза (при росте всей преступности за те же годы в 2,2 раза). Уровень грабежей за 1987-1993 гг. вырос в 5,9 раза, разбойных нападений – в 6,9 раза.
Во-вторых, сам уровень (на 100,000 населения) убийств (около 20 в 1993, 1996, 1997 гг. и свыше 20 в 1994-1995, 1998-2001 гг.) очень высок. Для сравнения приведем сведения по некоторым другим странам (табл.4)[4]. При этом данные милицейской статистики (табл. 3) далеко не полны. По данным медицинской статистики, уровень смертей от убийств составил: в 1992 г. – 22,9 (по милицейской статистике – 15,5), в 1993 г. – 30,4 (по милицейской статистике – 19,6), в 1994 г. – 32,3 (вместо 21,8). К 1994 г. Россия выходит на одно из первых мест в мире по уровню смертей от убийств среди стран, представляющих сведения о причинах смертности в ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения – World Health Organization). При этом не учитывается количество убитых среди “пропавших без вести” и не обнаруженных, а эта цифра составляла в середине и конце 90-х гг. более 25 тысяч ежегодно.
Наконец, приведем сравнительные усредненные данные за 1998-2000 гг. по ряду стран (уровень убийств на 100000 жителей): Австралия – 1,9; Австрия – 0,9; Англия с Уэльсом – 1,5; Бельгия – 1,8; Венгрия – 2,5; Германия – 1,2; Дания – 1,0; Испания – 2,7; Италия – 1,5; Канада – 1,8; Нидерланды – 1,4; Норвегия – 0,9; Польша – 2,0; Россия – 20,5; США – 5,9; Финляндия – 2,6; Франция – 1,7; Швейцария – 1,1; Швеция – 2,0; Южная Африка – 54,2; Япония – 1,0.Согласно официальным данным, в России резко возрастает наркотизация населения (табл. 5, 6).[5] и, соответственно, число преступлений, связанных с наркотиками (табл. 7). Рост наркотизма действительно имеет место. Официальные сведения, конечно же, неполны. Например, если сравнить статистику потребителей наркотиков и наркозависимых в Санкт-Петербурге с результатами наших исследований, то реальное количество потребителей и наркоманов в сто раз выше, чем по официальной статистике. Аналогичные результаты получены московскими исследователями. Регистрируются также далеко не все преступления, связанные с наркотиками. При этом наблюдается одна особенность: милиция выявляет и регистрирует большое количество преступлений, связанных с наркотиками, совершаемых наркоманами, больными людьми, “поймать” которых не представляет больших трудностей.
Вместе с тем ни один “наркоделец” (“наркобарон”) не был выявлен милицией. Сведения о некоторых социально-демографических характеристиках выявленных лиц, совершивших преступления, приводятся в табл. 8. Наибольший интерес представляет постоянный и значительный рост удельного веса лиц, не имеющих постоянного источника доходов (с 11,8% 1987 г. до 55,6% в 1999 г., т.е. в 4,7 раза за 12 лет), и безработных (с 2,9% в 1993 г. до 9,8% в 1999 г., т.е. в 3,4 раза за 6 лет). Это еще раз свидетельствует о возрастании роли “исключенных” (exclusive) как социальной базы преступности. Это же может служить подтверждением селективного подхода милиции и уголовной юстиции к правонарушителям. Другой интересный факт – устойчивое снижение доли преступности несовершеннолетних: с 17,7% в 1989 г. до 10,2% в 2000 г. — в 1,7 раза за 11 лет. Это может объясняться несколькими причинами: постепенно более терпимым отношением милиции к преступлениям (особенно незначительным), совершаемым подростками, а также относительно лучшей их адаптацией к новым социально-экономическим условиям по сравнению со взрослыми людьми. Однако тогда возникает вопрос: какими средствами происходит адаптация подростков – путем ухода в наркотики? Или — в преступные сообщества?..
Особая тема – организованная преступность в России. Наша точка зрения отражена в ряде публикаций, и здесь мы ограничимся лишь некоторыми выводами. Организованная преступность – сложный социальный феномен, выражающийся в функционировании устойчивых управляемых сообществ, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции. Рост организованной преступности – естественный, закономерный глобальный процесс. Организованная преступность как социальный феномен “встроена” в систему общественных отношений и оказывает существенное влияние на экономику и политику. Во многих странах, включая Россию, организованная преступность сложилась как социальный институт (в России с конца 70-х – начала 80-х годов минувшего столетия). Об этом свидетельствуют такие признаки социального института как длительность существования, регулярность функционирования, выполнение определенных социальных функций (обеспечение заинтересованных групп населения товарами и услугами, предоставление рабочих мест, перераспределение средств и др.), наличие “профессиональных” норм, символов, языка (сленг), распределение ролей. Криминальный бизнес возникает, существует и развивается при наличии ряда условий:
спрос на нелегальные товары (наркотики, оружие и др.) и услуги (сексуальные и др.);
неудовлетворенный спрос на легальные товары и услуги (например, тотальный “дефицит” при “социалистической” экономике);
рынок труда, безработица, незанятость подростков и молодежи;
недостатки налоговой, таможенной, экономической политики государства, а также коррупция, препятствующие нормальному развитию легальной экономики.
Преступные организации (“организации преступного предпринимательства”) – социальные организации типа трудовых коллективов. Их цель – извлечение максимальной прибыли посредством производства и распределения товаров и услуг с использованием как легальных, так и преступных методов.
Преступные организации стремятся к монополизации своей деятельности в определенных сферах (наркобизнес, торговля оружием, контроль над игорным бизнесом и др.) или на определенной территории. Так, 3-4 крупных преступных сообщества “поделили” сферы влияния на территории Санкт-Петербурга; Азербайджанское сообщество контролирует все рынки города; Комаровская группировка контролирует Курортный район города и трассу Санкт-Петербург – Выборг.
Основные сферы деятельности преступных организаций в России традиционны: нелегальный оборот наркотиков, торговля оружием, рэкет, нелегальная продажа цветных металлов, кража и продажа автомобилей, финансовое мошенничество, включая использование современных электронных средств, изготовление и продажа фальсифицированных продуктов – прежде всего алкоголя, контроль над проституцией и порнобизнес, контроль над игорным бизнесом. Организованная преступность интернациональна, российские преступные сообщества сотрудничают (и конкурируют) с “коллегами” из других стран. Основные тенденции современной организованной преступности в России: стремление к легализации свое деятельности, отмывание денег, вхождение со своим капиталом и кадрами в легальный бизнес, проникновение во властные структуры. В результате — политизация организованной преступности и криминализация политики, экономики, общества и государства; образование криминально- предпринимательской- властной “элиты”, правящей страной.
Ослаблению контроля над преступностью, селективности полиции и уголовной юстиции, развитию организованной преступности способствует коррупция. Она существует во всех странах, различия – в масштабах и, соответственно, в последствиях для общества.
В России коррупция – традиционное зло. В настоящее время она приняла тотальный характер, охватив все ветви и уровни власти, давно превратившись в социальный институт. По данным Фонда ИНДЕМ, в стране сформированы коррупционные сети, охватывающие высшие эшелоны власти, в рамках которых (сетей) и решаются все принципиальные вопросы российской экономики и политики…
Как отмечалось, преступность, и ее виды существенно зависят от социально-экономических, политических, демографических факторов. Поскольку не наблюдается реальных позитивных изменений в России с начала 90-х годов и не предвидит их в ближайшие годы, постольку и наш прогноз пессимистичен.
Нельзя ожидать сокращения коррупции и организованной преступности. Бедность и нищета в огромной части населения будет порождать имущественные преступления. Зависть, как результат поляризации населения на очень богатых (причем, по мнению большинства, несправедливо богатых, за счет финансовых, экономических махинаций, присвоений, взяточничества) и массу бедных, вражда, недоверие, беззащитность перед преступниками и властью (как образно сказала олимпийская чемпионка Л. Лазутина, “все мы бесправны перед законом”) будут способствовать насильственным преступлениям.
Наибольшую криминогенную опасность представляют два контингента: растущая масса “исключенных”, маргиналов и развращенная, коррумпированная властная элита.
Аналогичны предположения Лунеева, который, в частности, подчеркивает: “Главной опасностью была и остается преступность высокого должностного положения, интеллекта и богатства. «Респектабельная преступность белых и перламутровых воротничков», срастаясь с продажными представителями политической и правящей элиты, законодательных, исполнительных и судебных властей, не только успешно использует имеющиеся возможности для своей преступной деятельности, но и по своему усмотрению формирует их путем многообразных воздействий на политическую, экономическую и управленческую ситуацию в стране или регионе”.[6]
Е. Сторубленкова не исключает, что “стабилизация «преступной деградации»… грозит перерасти в будущем в «поголовную криминализацию населения» страны”.
И, наконец, еще одна цитата: “Происходит громадный шаг вперед по пути криминализации государства… То есть государство начинает функционировать не как организм, в который проникли разные мафии, а как самая крупная мафия, которая хочет уничтожить мелкие, навести порядок и пополнить «общаг»… Государство преобразуется в соответствии с суровыми законами мафии”.[7]
При всем этом важно отметить: констатация тяжелой социально-экономической ситуации, пессимистическая оценка перспектив не является “тоской по социалистическому прошлому”. Советский тоталитаризм был ужасен. К сожалению, современные властные структуры делают значительный шаг назад, по сравнению с реформами периода М. Горбачева.
1.3.Причины и условия преступности в сфере экономической деятельности.
Преступления, совершаемые в сфере экономики, - одна из составных частей преступных деяний, выделяемых при их криминалистической классификации. В эту группу включаются преступления, подпадающие при уголовно-правовой квалификации под признаки самых различных статей УК (приписки, должностные хищения, выпуск недоброкачественной продукции и т.д.). Однако сходство по ряду признаков, существенных с точки зрения методики расследования, позволяет рассматривать все их множество в качестве криминалистически однородной группы преступлений. Имеются в виду следующие признаки: 1) субъектами рассматриваемых преступлений являются работники управленческих, производственных, коммерческих и иных структур, реализующие свои функции в сфере экономики (прежде всего - это должностные и материально-ответственные лица); 2) преступления ими совершаются в связи с выполнением своих профессиональных функций в процессе производства, хранения, сбыта, обеспечения сохранности изготовляемой и выпускаемой продукции, осуществления контроля качеством, правильностью финансовых операций, оказания материальных и иных услуг населению и других видов деятельности; 3) в основе преступлений лежит нарушение правил нормативного характера, определяющих направленность, регулирующих порядок и условия осуществления соответствующей деятельности, регламентирующих права и обязанности ее участников (законов, ГОСТа, инструкций, приказов и т.д.).[8]
продолжение
--PAGE_BREAK--Сказанному не противоречит то, что в ряде диспозиций статей УК, применяемых при их уголовно-правовой квалификации, непосредственного указания на нарушение тех или иных правил не содержится. В таких случаях указанное обстоятельство предполагается в качестве необходимого элемента преступного деяния. Так, состав выпуска недоброкачественной продукции предполагает нарушение ГОСТа, ОСТа, РТУ и других нормативов, а состав загрязнения водоемов и воздуха, например ядовитыми промышленными стоками и выбросами, - нарушение законов об охране атмосферного воздуха, природы, Основ законодательства о здравоохранении, ведомственных нормативных актов и т.д.
Учет всей совокупности вышеуказанных признаков позволяет отграничивать данные преступления от сходных с ними по отдельным признакам, но не входящих в рассматриваемую группу деяний (например, от преступлений, совершаемых членами трудовых коллективов в сфере быта: от преступлений, которые совершаются в сфере экономики, но не в связи с выполнением профессиональных обязанностей). Важное значение для выявления и раскрытия экономических преступлений имеет учет того, что все они сходны в основных принципиальных чертах и с точки зрения механизма ледообразования, круга и характера носителей и источников информации, необходимой для установления истины по уголовным делам. Это сходство обусловлено в первую очередь таким фактором, как закономерная связь преступлений с профессиональной деятельностью, а также теми закономерностями, которые лежат в ее основе: она возникает, осуществляется, изменяется и прекращается на нормативной основе. Данное обстоятельство выступает в качестве важнейшей из детерминант этой деятельности, предопределяющих ее стабильность, устойчивость, необходимость, повторяемость всех основных ее сторон. Функционирование в процессе профессиональной деятельности орудий труда, средств производства, контрольной аппаратуры, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, других предметов, отражение этой деятельности в специальных финансовых, технологических, бухгалтерских и иных документах также оказывают существенное влияние на механизм отражения преступлений и формирование информации как о самой деятельности, так и о преступлениях, связанных с ней.
Не случайно поэтому типичными носителями и источника ми информации, собираемой при выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, являются:
1) финансовая, оперативная, техническая, технологическая и иная документация предприятий организаций, учреждений, а также предприятий, состоящих с ними в договорных отношениях, документы их вышестоящих организаций, государственных и общественных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции на предприятиях, в организациях, учреждениях;
2) субъекты всех видов указанной деятельности;
3) различные материальные объекты, функционирующие в ходе подготовки и осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности (орудия труда, технические средства, продукты деятельности и т.д.), реализации ее результатов, контроля качества, проверки ее правильности и эффективности. С точки зрения мотивов одна часть рассматриваемых преступлений характеризуется корыстными побуждениями (должностные хищения, взяточничество и т.д.), другая - мотивами иного плана: карьеристскими соображениями, нежеланием перетруждать себя излишними, с точки зрения преступников, заботами и т. п. Последняя группа преступлений (преступная халатность, нарушение правил техники безопасности и т.д.) являет собой пример уголовно наказуемого, небрежного, безответственного, недобросовестного поведения субъектов в сфере их трудовой деятельности. Преступления того и другого плана совершаются в сфере производства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.), а также в сфере обслуживания населения. В свою очередь, в каждой из таких подсистем преступлений (например, преступлений, совершаемых в сфере промышленного производства) могут быть выделены их составные части, исходя из учета отдельных видов преступлений, характера нарушенных правил (например, преступления в сфере экономики, связанные с нарушением правил техники безопасности, преступления, связанные с нарушением правил торговли), внутривидовой специфики профессиональной деятельности, своеобразия предмета, способов преступных посягательств, характера и особенностей, обусловленных преступными действиями (бездействием), наступлением тех или иных вредных последствий. Основная цель таких классификаций - получение и использование в научных и практических целях дополнительных знаний о специфике соответствующих подгрупп, видов и разновидностей преступлений, совершаемых в сфере экономики.
Экономическая преступность все больше и больше заявляет о себе, становясь распространенным и надежно скрываемым источником обогащения. Эволюционный процесс смены социально-экономической формации в республике, осуществляемый фактически при отсутствии правовой основы или при значительном запаздывании принятия законодательства, регулирующего переход к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального элемента, направленную прежде всего на изыскание надежных возможностей беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых. Не последним фактором в появлении целого ряда экономических преступлений явилось тяжелое материальное положение, в котором оказалось большинство граждан, отсутствие перспектив его улучшения. Как следствие экономической неустроенности стала формироваться криминальная идеология с лозунгом «богатство любым путем». Все это не могло не вызвать многообразия криминальной деятельности определенной категории лиц, использующих сложившуюся обстановку в своих целях. Все более квалифицированными становятся способы уклонения от налогов, извлечения незаконных доходов в банковской системе, развивается подпольное предпринимательство, базирующееся на незаконной деятельности, под прицел преступного элемента все более попадает природное богатство страны, осваивается компьютерная техника в преступных целях и т.д.
Наконец, участились самые типичные формы корыстных посягательств на собственность, стимулируемые неэффективной деятельностью правоохранительных органов по ее защите. Резко увеличилось количество и корыстно-насильственных преступлений, объект посягательства которых расширяется за счет жизни и здоровья людей. Такие преступления составляют особую группу и выходят за рамки понятия экономического преступления.
Современная экономическая преступность в России является отчасти порождением просчетов управленческого характера при переходе государства к рынку, отчасти недостатками нормативно-правового регулирования общественных экономических отношении пореформенного периодам
Управленческие просчеты повлияли на «вектор», направленность стратегии экономических реформа породили их криминальный характер. К числу наиболее крупных управленческих ошибок можно отнести:
а) отсутствие четкой концепции экономических реформ;
б) стремительность реформирования собственности еще до создания необходимых концептуальных, психологических; правовых и иных общественных предпосылок;
в) наделение широкими; почти не контролируемыми полномочиями должностных лиц; иных служащих государственного управления при приватизации собственности; иных видов экономической «реформаторской» деятельности.
Нормативно-правовые просчеты повлияли на тактику экономических реформ; они не позволили создать эффективный правовой механизм реформированиям В России с большим опозданием сформировалась потребность отлаженного правового механизма реформ; только недавно приступили к разработке целого ряда «рыночных» отраслей права: финансового; банковского; страхового; таможенного; налогового и ряда других. В правовой сфере общества продолжают иметь место старые традиции «фискального фундамента реформ»; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и административное право; которые носят при реформировании экономических отношении вспомогательную (охранительную; превентивную; карательную); а отнюдь не созидательную роль.
Указанные и иные предпосылки существенно влияют на состояние; структуру; динамику современной экономической преступности в России.
Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.
В работе Генеральной прокуратуры РФ по координации усилий правоохранительных органов в борьбе с экономическими и служебными преступлениями можно выделить три основных направления.
1.Борьба с коррупцией. В прошлом году проведено несколько обобщений следственной и судебной практики по уголовным делам о корыстных злоупотреблениях должностных лиц. Результаты обобщений обсуждены на расширенной коллегии Генпрокуратуры.
2.В соответствии с решением координационного совещания руководителей правоохранительных органов Генеральная прокуратура при активном участии МВД, ФСБ, ФСНП и ГТК подготовила проект Федеральной программы по усилению борьбы с коррупцией на 1996-1997 годы, которой недавно в несколько обновленном виде повторно направлен Президенту РФ (экземпляр проекта находится в оргкомитете конференции).
3.Борьба с разбазариванием бюджетных средств. Генпрокуратурой разработан план по реализации Указа Президента РФ «Об усилении контроля за использование средств федерального бюджета»
К числу наиболее важных мероприятий следует отнести направление указания «Об обеспечении действенности прокурорского надзора за законностью использования средств федерального бюджета: выделяемых на заработную плату и социальные выплаты».
Следует подчеркнуть, что, несмотря на исключение из законодательства нормы об уголовной ответственности за задержку выплаты заработной платы, и ныне имеются уголовно- правовые средства борьбы с этими нарушениями. Как представляется в целом ряде случаев в рассматриваемых ситуациях вполне применима ст. 201 УК РФ, предусматривающая, в частности, ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан.
4. Организация надзора за исполнением законодательства об ответственности за совершение хищений посредством использования так называемых «финансовых пирамид» и совершенствование порядка возмещения ущерба, причиненного финансовыми структурами значительному числу российских граждан.
Генпрокуратура является ответственной за исполнение соответствующего поручения Президента РФ, работает в тесном взаимодействии с МВД РФ.
Одной из главных задач видится скорейшее разрешение множества уголовных дел данной категории путем применения статьи 26 УПК РСФСР в новой редакции.
Региональные особенности преступности в сфере экономической деятельности.
В настоящее время традиционно распространена экономическая преступность. Преступления против собственности составляют 2/3 всех зарегистрированных преступлений. «Ведущими» внутри данной категории являются посягательства на личную собственность.
К традиционно высокой по объективным основаниям латентной экономической преступности в последние годы добавилась искусственная латентность вследствие того, что частные собственники, в т. ч. коммерческие банки, не сообщают правоохранительным органам об известных им преступлениях, даже когда они оказываются потерпевшими от них. Правоохранительные органы пополняют искусственную латентность, не возбуждая дела о заведомых преступлениях, а оценивая их как гражданско-правовые деликты или административные правонарушения. Например, за десять последних лет в 3 раза снизилось число выявленных лиц, совершивших должностные преступления. В 1995 г. на Алтае зарегистрирован один (!) факт взятничества, в Москве - 337, в 1996 г. по всей России выявлено всего 5453 случая взятничества.
Наказуемость взяткополучателей, являющихся ответственными должностными лицами, сократилась за десятилетие более чем в 12 раз. За нарушения налогового законодательства осуждаются несколько сот виновных лиц при том, что уклонение от уплаты налогов исчисляется многими триллионами рублей.
Мощный процесс криминализации экономики в России продолжается и в первую очередь в таких ее отраслей, как бюджетно-финансовая, топливно-энергетическая, сырьевая, внешне-экономическая.
Одной из составляющей структуры российской преступности является организованная преступность. Только в 1996 г. раскрыто 26. 4 тыс. преступлений, совершенными организованными группами. Более всего их в контрабанде, незаконных сделках с валютными ценностями и т.д.
Применительно к территориальному распределению преступности по субъектам РФ отмечены значительные перепады ее уровня. Например, к регионам с относительно низкой криминальностью в 1996 г. относилась Москва, Московская обл., Башкортостан и др. (коэффициент преступности на 100 тыс. населения с 14 лет - от 1209). К регионам с высоким коэффициентом преступности относились Еврейская автономная обл., Тува и Сахалинская обл. (коэффициент 3826) и др. Тува более двух десятков последних лет стабильно относится к регионам с наиболее высоким уровнем преступности.
1.4.Профилактика преступности.
Специалисты лондонской компании Volterra Consulting, изучавшие криминальную статистику, обнаружили любопытную особенность. Оказывается, статистические описания для законопослушных граждан и для преступников не совсем одинаковы. Сдвиг в статистическом поведении происходит один раз — в тот момент, когда человек первый раз в своей жизни пересекает границу дозволенного. С точки зрения математической статистики, с момента совершения первого в жизни правонарушения вероятность совершения новых систематических правонарушений стремительно возрастает.
Этот вывод позволил ученым выработать принципиально новые рекомендации по профилактике первого в жизни человека правонарушения — то есть того, после совершения, которого человек попадает в «другой мир». В частности, показана неэффективность распространенной в Великобритании методики ликвидации ключевых преступников в деле профилактики преступлений. Подобный метод борьбы может быть ограниченно применим в борьбе с крупномасштабной организованной преступностью, однако не влияет на случайную (спорадическую, немотивированную) преступность, характерную для не знающих чем себя занять или неуверенных в себе юных лоботрясов. Это наиболее распространенный вид правонарушений, пристрастившись к которым, человек попадает под статистическое описание, характерное для всей преступности вообще — в том числе, и организованной.
Гораздо большее значение для снижения числа правонарушений имеет воспитание, имеющее целью не допустить совершения первого в его жизни преступления. Перейдя черту даже в мелочи, человек попадает в мир, где царят совершенно иные законы. Даже математические.
Специалисты компании Volterra Consulting проанализировали результаты двух различных исследований преступности.
В первом из них (Cambridge Study in Delinquent Development) собрана статистика преступлений, совершенных выборкой из 400 юношей в северных районах Лондона на протяжении более чем двадцатилетнего периода, начиная с 1961 года, когда им было еще по восемь-девять лет. В другом исследовании (Pittsburgh Youth Study) 1500 учащихся школ города Питтсбурга систематически опрашивались в период с 1986 по 2001 год. Они должны были сообщить, сколько преступлений (правонарушений) было совершено ими за период, прошедший после предыдущего опроса. [9]
Изначально ученые ожидали, что статистика по числу преступлений (правонарушений) в расчете на одного человека будет описываться характерным «колоколообразным» распределением (т.н. кривой Гаусса), которой описывается статистика правонарушений для произвольной выборки людей. Она предполагает, что крайние случаи (абсолютная законопослушность, с одной стороны, и аномальное большое число правонарушений, с другой) будут относительно редки, а основная масса опрашиваемых будет совершать некое среднее число актов правонарушений.
Математики были посрамлены в своих ожиданиях. Оказалось, что статистика правонарушений описывается степенной зависимостью, подразумевающей, что наиболее характерными являются как раз не относительно редкие правонарушения, тяготеющие к математическому среднему — а, наоборот, очень значительные отклонения от нормального поведения. В обоих исследованиях большая часть мальчиков не совершала преступлений вообще. Однако, к примеру, если в Питтсбургском исследовании среднее количество правонарушений на одного человека за исследуемый период составляло 90, весьма немногочисленная группа мальчиков умудрилась совершить более тысячи преступлений на человека, внеся решающий вклад в полученный результат.
продолжение
--PAGE_BREAK--С точки зрения естественных наук, статистическое распределение, описываемое степенным законом, характерно для систем, состоящих из многочисленных, взаимодействующих друг с другом элементов. Применительно к детской преступности это может означать, что дети не «самопроизвольно» реализуют встречающиеся им на пути шансы совершить правонарушение — на принимаемое решение оказывают сильное влияние их взаимоотношения друг с другом и сильное давление со стороны сверстников.
Результаты анализа показывают, что нормальные люди и закоренелые преступники живут в двух различных мирах, даже статистическое описание которых разительно контрастирует друг с другом. А, следовательно, для профилактики появления новых преступников главное — даже не борьба с «главарями мафии». Главное — не допустить первый шаг за черту дозволенного даже в мелочах. Поведение, единожды став девиантным, стремится максимально дистанцироваться от общепринятых в социуме правил.
ГЛАВА 2.Состояние преступности в городе Новочеркасске.
При изучении материалов о состоянии преступности в городе Новочеркасске мною было проведено интервью с начальником отдела милиции № 1 УВД г. Новочеркасска Ростовской области, по делам несовершеннолетних правонарушителей Дудник О.И. и старшим инспектором АПК ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска старшим лейтенантом милиции С. Ю. Лукьяновым.
По ходу беседы было указано, что наиболее распространенными в городе Новочеркасске являются имущественные преступления, кражи(158 УК РФ) и грабежи (СТ161), 70 % из них это кражи сотовых телефонов. Основными причинами преступности было названо: низкий материальный уровень населения; миграционные процессы среди студентов и военнослужащих. Особенно увеличивается преступность в период осенней и весенней демобилизации, среди которых кражи и грабежи. В городе много «болтающейся» молодежи, которой негде себя проявить. Все преступления такого характера, в основном происходя в период с 18-24 часов. Было замечено, что большинство преступлений основном грабежи совершают лица в возрасте 18-24 лет, имущественные до14 лет, кражи в возрасте из дома 30-45лет. Преступлений связанных с наркотиками среди подростков в текущем году зарегистрировано не было, так как было изменено законодательство РФ, среди взрослых наблюдаются тенденции прошлых лет. Говоря о прогнозе состояния преступности, было отмечено, что идет рост, так как много безработных и это состояние характерно как для области, так и для Новочеркасска. Поэтому воплощаются в жизнь такие программы как «Борьба с безнадзорностью и беспризорностью» совместно с администрацией города и учреждениями профилактики. А также программа «По борьбе с уличной преступностью». Результатом проводимой профилактической работы стало снижение роста подростковой преступности и выведение уличной преступности на уровень 2004 гг.
2.2.Анализ криминальной обстановки в городе Новочеркасске на основании результатов работы отдела милиции № 1 УВД г. Новочеркасска Ростовской области за 2001 год.
Большая плотность населения в городе и высокий уровень миграции населения (особенно из Северо-Кавказского региона, Таджикистана) обуславливает определенную напряженность в отношениях между «вынужденными переселенцами» и местным населением. Для города характерно противостояние между преступными группами, состоящими из местных жителей славянской национальности и этническими преступными группировками, состоящими из жителей Закавказья, лиц цыганской национальности. В целом ситуация в сфере межнациональных отношений оценивается как стабильная. Произошедшие в т.г. случаи конфликтов с «этническими меньшинствами» имели своей причиной не «межнациональные разногласия», а столкновение криминальных интересов.
На фоне вышеизложенного отделом милиции № 1 УВД г. Новочеркасска в течении отчетного периода 2001 года выполнен планируемый объем оперативно-служебных задач, контроль за оперативной обстановкой на обслуживаемой территории сохранялся. Проводилась работа по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения различного рода общественно-массовых мероприятий, а так же выполняются в полном объеме оперативно профилактические мероприятия по недопущению на территории обслуживания ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска террористических актов предусмотренные планом Вихрь Антитеррор-9.
Несмотря на проводимые мероприятия криминальная ситуация на обслуживаемой территории остаётся сложной. Так же за отчетный период ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска на территории обслуживания зарегистрировано 1490 преступлений ( 2000г — 1730), раскрыто 1097 ( 2000г.-1290), область зарегистрировано 77511 (2000г.-74917), раскрыто 55964 (200г.-63735). Раскрываемость преступлений за двенадцать месяцев 2001 года составила 71,3 % ( 2000г — 76,2 %), область 2001г.- 71,3 % (2000г.-78,7%).
С начала 2001 года в ОМ-1 УВД г.Новочеркасска проводилась определенная работа по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины. Данному направлению деятельности отдела милиции уделяется особое внимание со стороны руководителей отдела и его структурных подразделений. С целью недопущения нарушения сроков рассмотрения материалов по ст. 109 УПК РСФСР ежедневно на утренних совещаниях с личным составом отдела милиции осуществляется контроль за своевременностью рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, зарегистрированных в журналах учета преступлений и происшествий ОМ-1 Ф-1 и Ф-2. При подведении итогов работы в конце рабочего дня сотрудники отчитываются о проделанной работе по вышеуказанным материалам.
Основным направлением работы отдела милиции № 1 УВД г. Новочеркасска является работа по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, так за отчетный период 2001 года зарегистрировано 869 тяжких и особо тяжких преступлений ( 2000г.- 982 ), раскрыто 543 (2000г. — 632), процент раскрываемости составляет 59,3 % (2000г.- 63,7 %), область 61,3 %. Нераскрытыми остались 373 преступления (2000 г.-360). Снижение процента раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений обусловлено главным образом тем, что в подразделении уголовного розыска ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска произошли большие кадровые перестановки. На работу принято много молодых сотрудников, которые не имеют достаточного опыта работы и допуска к секретным документам, не у всех имеются служебные удостоверения. Так же долгое время в подразделении сохранялся некомплект личного состава. В настоящее время кадровые вопросы по комплектованию ОУР ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска решены полностью. Молодые сотрудники, прибывшие в подразделение УР ОМ 1 приказом начальника ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска закреплены за наставниками из числа опытных офицеров уголовного розыска.
За отчетный период 2001 года на ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска возбуждено 974 уголовных дел. Большое внимание руководство ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска уделяет работе по раскрытию фактовых преступлений, по которым проводятся оперативно-розыскные мероприятия с целью установления лиц совершивших преступления в тесном взаимодействии со следственными подразделениями.
Из общего числа зарегистрированных на территории ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска преступлений: убийств — зарегистрировано — 15 (2000 г.-25), раскрыто 12 (2000г. — 12) раскрываемость 80 % ( 2000г.- 52,2 %), область 77,9 %; за прошедший период на территории обслуживания ОМ № 1 совершено 94 грабежа (2000г.- 112), из них раскрыто 51 преступление (2000г.- 72), процент раскрываемости 48,1% (2000г.-63,7%), область 51,1%. Анализ совершенных преступлений показывает, что преступления данного вида совершаются в основном в темное время суток. Субъектами данного вида преступлений являются в основном лица нигде не работающие, злоупотребляющие спиртными напитками, а так же употребляющие наркотические вещества. Объектами таких преступлений являются во многих случаях учащиеся вузов и других учебных заведений, только в одном ЮРГТУ обучается свыше 10 тыс. студентов. Большое количество общежитий и слабый контроль со стороны преподавателей и воспитателей за поведением учащихся в свободное время отрицательно влияет на криминогенную обстановку на территории обслуживания. В зимний период увеличиваются данного вида преступления, в основном доминируют рывки зимних шапок. Одной из важных причин создавшегося положения является отсутствие на территории города необходимого количества патрульных нарядов милиции, в связи с большим некомплектом в ОР ППС УВД г. Новочеркасска ( фактически 30 человек ).
За истекший период на территории обслуживания ОМ № 1 было зарегистрировано 563 (2000 г.-540) краж, из которых раскрыто — 352 (2000 г.- 301 ), нераскрыто 235 краж (2000 г.- 249 ). Процент раскрываемости краж составил 60,0% (2000 г.-54,7% ), область 59,3%. Анализ времени совершения краж показывает что, кражи совершаются в основном в ночное время. Выявлены преступления связанные с кражами цветных металлов, многочисленные факты обрезания проводов электропередач. В настоящее время проводятся оперативные мероприятия с целью установления, задержания и привлечения к уголовной ответственности лиц совершающих преступления данного вида. Достигнуты определенные результаты в работе по раскрытию преступлений связанных с хищениями проводов и цветных металлов. В отношении ряда лиц возбуждены уголовные дела. проводимые оперативно-профилактические мероприятия на территории обслуживания ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска позволили снизить рост такого вида преступлений и повысить их раскрываемость. Приемные пункты, осуществляющие заготовку металлолома не имеющие лицензии на данный вид деятельности закрыты, приняты меры к привлечению к ответственности лиц нелегально занимающихся заготовкой лома цветных и черных металлов.
Не последнее место занимает в деятельности сотрудников ОМ №1 раскрытие преступлений экономической направленности. За прошедший период на территории обслуживания совершено-302 преступления (2000г.-376) экономической направленности из них раскрыто 236 преступлений (2000г.- 344), по которым возбуждено 195 уголовных дел, не раскрытыми остались 27 преступлений ( 2000 г. — 15).
В отчетном периоде несколько возрос уровень рецидивной преступности. Так за прошедший период 2001г. лицами ранее совершившими преступления было совершено 312 преступлений, за аналогичный период 2000 года — 268, удельный вес составил 28,4% против 20,8 % в 2000 году. В 2001 году из мест лишения свободы освободилось, и встали на учет в ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска 82 человека, из них формально подпадают под административный надзор 62 человека, прибыли с надзором из ИТУ 4 человека. Мужчин-70, женщин-12, по амнистии-27 человек, условно-досрочно освободилось 37 человек.
На всех прибывших из мест лишения свободы направлены сообщения в центр занятости населения г. Новочеркасска, о возможности их трудоустройства исх. № 5546 от 29.06.01 г… За отчетный период направлено 82 таких сообщений. При постановке освободившихся на учет, с ними проводится профилактическая беседа, выясняются семейно-бытовые условия, разъясняются правила поведения, время нахождения подученного под надзором органов милиции, оказывается помощь в трудоустройстве согласно с полученной профессией. после проведённой работы НЦЗН обратилось 23 человека, трудоустроено 10 человек.
Каждому вернувшемуся из мест лишения свободы разъясняются его права по оказанию социальной помощи и порядок обращения в органы социального обеспечения г.Новочеркасска. Информация об освободившихся доводится до органов оказания социальной помощи письмом ОМ-1 УВД г. Новочеркасска (1/8349 от 1.11.2001г., 1/9051 от 4.12.2001г., 1/1089 от 26.12.2001г..)
Лицам, не имеющим паспорт, оказывается содействие в его получении, замене старых бланков на новые, помощь в прописке. В этом году такая помощь оказана 21 из числа ранее судимых. 6 человек после освобождения, обратились в лечебные учреждения г. Новочеркасска, в связи с получениями заболеваний в местах лишения свободы, в Новочеркасский тубдиспансер и железнодорожную больницу.
Контроль за поведением освобожденных и проведением профилактической работы осуществляется УУМ. В ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска заводятся учетно-наблюдательные дела.
Личным составом ОМ № 1 № 1 УВД г. Новочеркасска постоянно ведется работа по раскрытию преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств. За период 2001 года на обслуживаемой территории ОМ № 1 зарегистрировано 102 (2000 г.-159) раскрыто 102 (2000г.- 112) преступления связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Выявлено 40 фактов сбыта наркотических средств (2000г.-52 ), всего отделом милиции № 1 возбуждено 102 уголовных дела по ст. 228 ч. 1,2,3 УК РФ.
Преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков раскрыты службами УИМ — 16; ОУР — 44 ; ОДН -5; ОВО — 4 ; ОР ППС — 2; ОМОН — 0; ГИБДД — 1; ПВС — 3; преступления связанное с наркотиками. Проводимые в городе Новочеркасске различные акции и общественные мероприятия направленные против наркотиков, не дают ощутимых результатов. Так как молодое поколение не имеет возможности заполнить свой досуг, в связи с отсутствием или в малом количестве различного рода кружков, секций, спортивных залов и других общественных мест оборудованных необходимыми атрибутами. Отсутствия или деградация у молодого поколения цели в жизни, в корне влияет на их психологическое развитие. Зачастую у молодого поколения желанной целью становится получение большой суммы денег и различного рода материальных ценностей без приложения, какого либо усилия. В основном употреблением наркотических средств занимаются лица, возраст которых колеблется от 17до30 лет.
Из приведенных цифр видно, что уменьшилось количество выявленных фактов сбыта наркотиков. Это обусловлено проводимой работой по искоренению подобного рода бизнеса. Однако факты сбыта наркотиков тяжело поддаются выявлению и документированию, так, как торговцы наркотиками предпринимают разнообразные изощренные меры к обеспечению своей безопасности от сотрудников милиции. Существующий же в нашей стране институт понятых затрудняет многодневную оперативно-розыскную работу по выявлению данного вида преступлений.
Объектом пристального внимания и приоритетным направлением работы личного состава ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска остается раскрытие преступлений связанных с угоном и кражами автомототранспорта. За 2001 год, зарегистрировано 15 (2000г.-24) преступления связанных с незаконным завладением транспортных средств, из них раскрыто 3 (2000г.- 2). Анализ совершенных преступлений показывает, что совершают преступления в основном в вечернее и ночное время. Подвергаются незаконному завладению автомобили не оборудованные средствами противоугонной сигнализацией, нередки факты беспечного отношения хозяина транспортного средства к его сохранности, когда транспорт на длительное время оставляется без присмотра в ночное время на улице в местах без освещения. Совершаются преступления путём похищения автомашины из гаражей, наиболее подвержены угону автомашины моделей ВАЗ -2110: ВАЗ-21099: ВАЗ 21213; иностранные престижные модели. Большая часть автомобилей возвращается владельцам преступниками за вознаграждение, потерпевшие не идут на контакт с правоохранительными органами и не дают каких либо показаний о способе возврата автомашины.
За отчетный период, в соответствии с учетами отдела милиции № 1 УВД г. Новочеркасска, привлечено к административной ответственности 13147 правонарушителей, из них сотрудниками МОБ ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска привлечено к административной ответственности 10725 правонарушителей. Наложено штрафных санкций на сумму 102685 рублей, взыскано 33784 рублей. Процент взыска составил 33 %. Всего руководством отдела милиции № 1 наложено взысканий на 5335 человек, из них оштрафовано 1974 человека, вынесено предупреждений 3361, 268 рассмотрено судом, 620 административных протоколов направленно на рассмотрение административной комиссии, 562 протоколов составлено на несовершеннолетних подростков. Проведенный анализ показывает, что несовершенство административного законодательства не позволяет применять к нарушителям действенных мер наказания. Отсутствие в ИВС УВД г. Новочеркасска условий для содержания административно задержанных не позволяет применять к нарушителям общественного порядка наказание связанное с административным арестом, что пагубно влияет на воспитание правонарушителей. Взимание штрафов в ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска так же находится на низком уровне из за несовершенства механизма оплаты штрафа, в случае если нарушитель не имеет постоянного места работы.
продолжение
--PAGE_BREAK--