--PAGE_BREAK-- Все эти компоненты и характеристики объективной стороны присущи международному преступлению, но здесь они обладают существенными особенностями. Что касается преступного действия, то его специфика связана, прежде всего, с масштабами международных преступлений.
Объективная сторона международных преступлений представляет собой не одно действие и даже не серию действий одного лица (продолжаемое преступление), а сложную и разветвленную деятельность многих лиц и организаций, осуществляемую подчас на протяжении нескольких лет и даже десятилетий.
Иначе выглядит применительно к международным преступлениям и такой признак как способы совершения преступления, из которых невозможно выделить какой-то один способ его совершения, так как используется различные методы и подходы, в своей совокупности приводящие к намеченным результатам.
Международные преступления могут быть совершены и путем преступного бездействия. Главным образом это относится к противоправному поведению должностных лиц, которые должны были и могли выполнить какие-то действия, но не совершили их.
Международные преступления могут быть продолжительными и длящимися. Таковы, например, издевательства фашистов над военнопленными в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. или акты разбоя среди мирного населения.
Следующий элемент объективной стороны – вредные последствия (те же трагические события второй мировой войны, унесшей свыше 50 млн. человеческих жизней, но еще более катастрофическими могут быть последствия ядерной войны и даже такие международные преступления как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, посягательства на окружающую среду способны причинить огромный материальный, нравственный, социальный вред. При этом следует принять во внимание, как непосредственный ущерб, так и вред, более отдаленный во времени.
Если говорить о субъективной стороне международного преступления. Этим понятием обозначается психологическое отношение субъекта к своим общественно-опасным действиям и их последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. К субъективной стороне (в качестве факультативных элементов) относятся также цель и мотив преступления.
Субъективная сторона международного преступления, отражая интересы и намерения субъекта, служит внутренним источником поведения, направляет и регулирует объективную сторону поступка.
В нормах международного права форма вины (умысел, неосторожность) обычно не упоминается. Однако сама природа большинства международных преступлений такова, что они могут быть совершены только умышленно и с четко определенными целями.
Еще один компонент – волевой элемент. Он отражает различную степень интенсивности намерений преступника – прямой умысел, при котором субъект желает наступления результата и косвенный, при котором наступление преступных действий допускается как возможное следствие соответствующих действий.[18]
Необходимо добавить, что существенные особенности присущи вине как признаку правонарушения, совершенного не физическим лицом, а государством. Вина государства есть не психологическое, как для человека, а социально-политическое и правовое понятие. По определению В.А.Василенко, — это неправомерно реализуемая воля государства-правонарушителя, проявляющаяся в противоправных деяниях его органов.[19]
Эти соображения не исключают, а, напротив предполагают выявление и психологической вины (в смысле субъективной стороны преступления) тех конкретных групп и физических лиц, которые инспирировали и реализовали международное преступление.
Таким образом, напрашивается вывод, что обстановка совершения международных преступлений имеет не только географическое, но и политическое значение и содержание. Она должна в полной мере учитываться при анализе и оценке опасности совершенного преступления, его тяжести, степени вины субъектов, приниматься во внимание при назначении наказания и решении других вопросов уголовной ответственности.
1.4.Соучастие в международном преступлении
Соучастие в международном преступлении понимается как общее понятие соучастия, сложившегося в уголовно-правовой доктрине, законодательстве и практике многих стран – умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления.
В основе ответственности за соучастие лежит единство двух признаков, которые ему присущи:
Существует различная классификация форм соучастия и видов соучастников. Для международного уголовного права наиболее приемлема следующая:
Простое соучастие имеет место в случае, когда соучастники непосредственно выполняют действия, образующие объективную сторону данного состава преступления. Для международных преступлений простое соучастие не характерно: оно обычно свойственно лишь небольшому числу лиц, договорившихся «работать» вместе,[20] т.е. совершать преступления международного характера.
Международному преступлению гораздо более свойственно соучастие с распределением ролей, так как преступники, действующие в форме соучастия с распределением ролей, несут ответственность не за отдельные действия, которые совершены каждым из них непосредственно, но за всю преступную деятельность, в которой участвовали, включая совместное причинение преступного результата.
Из материалов Нюрнбергского процесса видим, что ст.6 Устава Нюрнбергского трибунала гласит: «Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений (имеются в виду преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности), несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана.»[21]
А.Н.Трайнин писал: Такого рода «деятельность по природе своей и по своим масштабам требует согласованной работы значительного числа лиц. Нужна сложная разветвленная и в то же время сплоченная деятельность многочисленных звеньев и лиц.» [22] В силу этого обстоятельства для самых тяжких международных преступлений характерна третья форма соучастия – преступная организация. Этот термин введен ст.9 Устава Международного военного трибунала. Понятие и признаки преступной организации были достаточно четко сформулированы в речах обвинителей, а затем и в приговоре Нюрнбергского трибунала.
Необходимо заметить, что специфическая форма деятельности преступных организаций осужденных международными трибуналами – заговор. Эта характерная для подготовки, планирования и осуществления самых тяжких международных преступлений форма преступной деятельности, которая в свою очередь рассматривается как самостоятельное преступление.
Виды соучастников применительно к международным преступлениям – это организаторы (руководители), подстрекатели, исполнители и пособники.
Среди соучастников международного преступления на первый план выступает фигура организатора (руководителя). Именно организаторы международного преступления несут главную ответственность за общую политику преступной организации, за все те деяния, которые совершены ее членами.[23]
Фигура исполнителя международных преступлений сложна и многообразна, как сама международная преступность. «Особенность роли исполнителя международного преступления заключается в том, что он действует не только сам, но и при помощи сложного исполнительного аппарата… Возникает своеобразная правовая ситуация: основной исполнитель преступления действует при помощи лиц, которые сами также выступают в роли исполнителей.»[24]
Связь исполнителя с руководителями (организаторами) международного преступления имеет двоякое юридическое значение. С одной стороны, исполнители несут ответственность за выполнение распоряжений, руководителей, направленных на совершение преступлений. С другой стороны, и самим руководителям могут и должны быть вменены те преступления, которые были совершены исполнителями в рамках единого плана.
Поскольку основа соучастия – умышленная совместная деятельность, а при эксцессе исполнителя ее нет, то соучастники не могут нести ответственность за такие действия исполнителя, о которых они не знали и не давали на них согласия. Общий принцип – виновный несет ответственность за свои преступления, обеспечивая справедливое наказание каждого преступника в соответствии с тяжестью совершенного преступления и степенью его вины.
Однако, помимо соучастия конкретных физических лиц и организаций – субъектов международного уголовного права – в международных преступлениях встречается и соучастие государства. Такова во время второй мировой войны была преступная деятельность так называемой оси Рим-Берлин, а затем и стран тройственного пакта – Германии, Италии и Японии. В послевоенные годы неоднократно имело место такое сотрудничество ряда держав, которое международная демократическая общественность с полным основанием расценивала как подстрекательство и пособничество в международных преступлениях. Это можно было отнести, в свое время, к помощи ЮАР, другим реакционным режимам, совершавшим тяжкие преступления против собственного и других народов.[25]
Таким образом, мы установили, что понятийный аппарат в науке международного уголовного права разработан недостаточно. Это касается и самого понятия «международное преступление», и отграничения его от прочих международных правонарушений, и определения конкретных составов международных преступлений и других вопросов. До конца нерешенным остается вопрос правосубъектности физических лиц, совершивших международное преступление. Вокруг этого вопроса в научной среде активно ведутся дискуссии.
Тем не менее, анализ различных правовых источников и научных трудов позволяет придерживаться точки зрения, что международное преступление представляет собой наиболее опасный международно-правовой деликт, где в качестве объекта посягательства выступают мир и безопасность человечества. В качестве субъектов международного преступления могут выступать государства, отдельные органы государства, организации и физические лица. При этом физические лица выступают как должностные лица государства-правонарушителя, лица, выступающие от имени этого государства и конкретно осуществляющие эти преступления. В современном международном праве признается принцип индивидуальной ответственности за преступления против мира, военные преступления против человечества.
К тягчайшим международно-правовым деяниям относятся международные преступления, которые посягают на основы существования государств и народов, подрывают принципы международного права, угрожают международному миру и безопасности. Объектом международного преступления могут быть всеобщий мир и международная безопасность, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны.
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1. Международно-правовая ответственность государства за
международные преступления
Ответственность – один из древнейших институтов международного права. История международных отношений свидетельствует о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.
Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность ликвидировать последствия вреда, причиненного субъектом – правонарушителем другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.
Обычно под видом ответственности понимается общее содержание последствий международного правонарушения, их юридический характер. Формы ответственности, как пишет Ю.В.Петровский, — это способы осуществления ответственности в пределах данного вида.[26]
Критерии установления видов и форм ответственности государств – характер и объем ущерба, наносимого противоправным поведением государства.
Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.
С 1972 года действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Участники Конвенции обязались возмещать ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в полете и космическому объекту другого субъекта международного права.
В международном праве большое место занимают вопросы ответственности физических лиц, выступающих от имени государства и совершающие действия, которые квалифицируются как военные преступления и преступления против человечности.
Генеральная Ассамблея ООН устанавливает, что агрессивная война является преступлением против мира, а агрессия влечет за собой международную ответственность. Агрессия наносит тяжелейший материальный ущерб и повышенный урон международному правопорядку. Это должно учитываться при определении государству-правонарушителю соответствующих видов и форм ответственности за его преступное поведение.
Государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случае, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности.
Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление таких прерогатив.
Существует два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб, что может реализовываться в форме реституции или репарации.
Реституция – это возмещение государством-правонарушителем материального ущерба в натуре.
Широкое применение получили в международной практике ирепарации, т.е. возмещение причиненного материального ущерба ценностями, товарами, услугами.[27]
Также следует упомянуть такую форму ответственности, как политическая ответственность, которая может выражаться в ответных насильственных действиях, осуществляемых пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями[28].
Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы.
Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, были применены после второй мировой войны в отношении Германии и Японии (оккупационный режим, ограничение права иметь вооруженные силы). В 1993 году Совет безопасности ООН постановил учредить Международный трибунал для суда над лицами, совершившими военные преступления на территории бывшей Югославии[29].
Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкции не относится.
Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права. В случае совершения международного преступления претензии к правонарушителю могут быть предъявлены любым государством или группой государств. Претензия может быть выражена в заявлении официального органа или лица в дипломатическом обращении, в ином письменном обращении правительственных органов потерпевшего субъекта. Важна доказанность вины правонарушителя, иначе при недостаточно обоснованных претензиях возникают международные споры.
продолжение
--PAGE_BREAK--