Реферат по предмету "Разное"


Ix. Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису (XVII – XIX века)

Глава IX. Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису (XVII – XIX века) Капитализм (от позднелат. capitalis от caput – голова) – историко-экономическое, философско-социологическое, социокульту-рологическое понятие, использующееся для обозначения одной из общественно – экономических формаций, основанной на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации наемных работников. Термином «капитал», вошедшим в оборот в XII–XIII вв., обозначилось «запас товаров; ценности; денежная масса; деньги, приносящие процент». На протяжении конца XVII в. и в течение XVIII в. понятие «капитал» в основном вытесняют термины «фонды», «богатство», «ценности», «имущество», «достояние» и т.п., нередко обозначая богатство нации, национальное достояние. Входит в специальный оборот в середине XIX в. (В 1850 г. французский ученый Луи Блан писал: «…То, что я бы назвал «капитализмом», то есть присвоением капитала одними с исключением других»). ^ Новое время, по принятой в современной науке периодизации истории культуры стран Европы и Америки, это историческая эпоха трех столетий (XVII–XVIII–XIX), когда развивается бурный процесс формирования буржуазного общества и начинается активная «капиталистическая эра» (К. Маркс). Условность указанных временных границ вполне естественна, ибо капиталистические производственные отношения складываются задолго до этого, то есть еще в недрах феодального общества, и приобретают довольно прочные позиции до начала буржуазных революций, открывших широкий простор новому общественному укладу – капитализму. А капитализм – качественно новое явление всемирной истории. ^ Новоевропейская культура – феномен буржуазно – капиталистического общества, основанного «на частном владении» (А.Ф. Лосев) XVII–XIX вв. для Европы, с одной стороны, единый пространственно-временной период глубоких качественных (революционных) изменений в политической, экономической, социальной жизни десятков народов, а с другой, – время возникновения и расцвета нового, во многом уникального, типа культуры. Она возникает на едином основании: а) буржуазном способе производства, в основе которого лежит частная собственность. («Определить буржуазную собственность, - считал К. Маркс, - это значит не что иное, как дать описание всех общественных отношений буржуазного производства»)1;б) буржуазной демократии, которая означала огромный прогресс по сравнению с государственно-политической организацией средневекового феодального общества; в) развитии человеческой индивидуальности (субъектности);г) углублении рационализма, утверждавшего определяющую роль разума не только в познании, но и в практической деятельности людей. Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Выдающийся русский (советский) философ и теоретик культуры А.Ф. Лосев (1893-1988), давая обобщенную характеристику феномену культуры буржуазного общества, писал: «А что такое Новоевропейская культура? Это буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном владении. На первом плане здесь выступает индивид, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит здесь над объектом, человек объявлен царем природы»2. Новоевропейская культура буржуазного общества в своем формировании и развитии проходит сложный, насыщенный крупнейшими общественными процессами, исторический путь, среди которых главными, определяющими являются следующие. Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление). В узком смысле Реформация – пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению нового направления христианства – протестантизма (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, меннонитство, англиканство, баптизм, адвентизм и др.). ^ Ш Первое. ирокую дорогу становлению буржуазно-капиталистиче-ского общества открыла Реформация, охватившая в XVI–XVII вв. большинство стран Западной и Центральной Европы, своим острием была направлена против средневековой католической церкви, как «наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя»3. Вместе с тем это широкое, хотя и разнородное, социально-политическое и идеологическое движение явилось первым решительным выступлением нового общественного класса – буржуазии – против средневековых феодальных устоев во всем: экономике, политике, идеологии, культуре. Как уже отмечалось выше, реформация способствовала: а) появлению человека буржуазного общества – автономного индивида, гражданина – нового субъекта культуры; б) через раскрепощение человека – становлению рыночной экономики;в) формированию гражданского (демократического) общества; г) возникновению «целой эпохи протестантской культуры» (М. Вебер) с ее новыми ценностно-смысловыми ориентациями. Второе. Продолжением Реформации стали буржуазные революции, которых в Европе в XVII–XIX вв. было немало: в Нидерландах (1566-1609 гг.); в Англии (1640-1689 гг.); три революции во Франции (1789-1794 гг., 1830 г. и 1848 г.); пять революций в Испании (1808-1814, 1820-1823, 1834-1843, 1854-1856, 1868-1874 гг.), революция в Бельгии (1830 г.); две революции в Италии (1848-1849, 1859-1860 гг.); в Германии, Австрии, Венгрии, Чехии (все в 1848 – 1849 гг.). В ряде европейских стран революции происходили в начале XX века. Они были необходимым историческим условием перехода от феодализма к капитализму, развития буржуазного общества во всей полноте общественных отношений этой новой, более прогрессивной экономической, политической и социокультурной системы. Буржуазные революции начинались обычно при наличии более или менее готовых форм капиталистического уклада, возникших и развившихся в недрах феодального общества. Господствовавшие феодальные производственные отношения и вся политическая, правовая и идеологическая надстройка феодального общества становилась оковами для дальнейшего развития производительных сил. Конфликт между развивавшимися в недрах феодализма производительными силами и устаревшими производственными отношениями разрешался посредством буржуазных революций, приводивших к смене феодализма капитализмом. А установление буржуазно-капиталистического строя имело огромные прогрессивные последствия для общества, в том числе вело к развитию буржуазной демократии и к радикальным изменениям во всех сферах культуры. Мощный толчок этим процессам дала Великая французская революция XVIII в. Она подняла знамя свободы, провозгласила принципы буржуазной демократии и дала замечательные примеры героической борьбы за эти принципы. Эта революция сыграла крупнейшую прогрессивную роль не только для Франции, но и для развития всей Европы. 26 августа 1789 года Учредительное собрание торжественно приняло «Декларацию прав человека и гражданина», состоявшую из 17 статей. ^ Краткое содержание Декларации Содержание статей Статья 1. «Люди рождаются и остаются свободными и равноправными в правах». Статья 2. «Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода и безопасность, сопротивление угнетению». Статья 3. «Источник всей верховной власти всегда находится в нации». В дополнении 1793 г. провозглашаются обязанности общества искать работу для неимущих, обеспечивать средствами существования нетрудоспособных, заботиться о просвещении граждан. ^ Статьи 7, 8, 11. Провозглашают свободу личности, свободу совести, слова и печати. В век господства феодальных отношений, действий католической инквизиции, боровшейся с научным свободомыслием, принципы равенства, свободы, братства, суверенитета народа, провозглашенные Декларацией, производили огромное впечатление на людей той эпохи, они оказывали активное воздействие на перемены в ценностно-смысловом ядре культуры как Франции, так и всей Европы. Третье. Крупные качественные изменения происходят в хозяйственно-экономической жизни Европы. Они связаны с первоначальным накоплением капитала, развитием капиталистических отношений. За счет разорения мелких собственников, захвата и грабежа колоний, работорговли создается крупная частная собственность. Складывается новая модель экономики. Ее фундаментом стал механизм товарного производства и рыночного обмена, базирующийся на непрерывном движении капитала. Под его влиянием формируется единое общеевропейское экономическое пространство. Западная экономика отличалась необыкновенной подвижностью и гибкостью. Капитал, непрерывно вращаясь, подталкивал рост производства, стимулировал развитие техники, регулировал распределение и, как следствие, поддерживал определенный уровень благосостояния. Становление нового хозяйственного уклада привело к радикальному переосмыслению всех ценностных установок, прямо или косвенно связанных с экономической деятельностью. В их основе лежало стремление к получению дохода, вокруг которого строилась система буржуазных ценностей. Важнейшим элементом новоевропейской символики становятся деньги. В обществе свободно распространялись новые знания, порождая изобретательность и установки на принятие инноваций. Так возникла капиталистическая система хозяйства, еще одна автономная область культуры, живущая по своим собственным законам. Четвертое. Изменяется и усложняется социальная структура европейского общества, происходит экономический процесс раскрепощения индивидов, возникают новые взгляды на человека. В ходе революционных сдвигов в Европе резко активизируется третье сословие, из которого выделяется пролетариат, объединяющий в своих рядах крестьян и безработную бедноту. Именно народные массы придавали революциям ту силу и размах, которые обеспечили победу буржуазии. Но и сама буржуазия в тех исторических условиях была смелым, революционным классом. Выйдя на авансцену широкой общественной жизни, буржуазия стала новым историческим субъектом культуры и сыграла огромную прогрессивную роль: а) в становлении совершенно нового мировоззрения и мироощущения, главными чертами которого стали установка на свободу самовыражения и деятельности; б) в утверждении буржуазной морали и прежде всего таких ее ценностей как бережливость, сдержанность, культ домашнего очага; в) в ниспровержении феодально-сословных представлений о человеке;г) в разрушении средневекового уклада жизни, пронизанного нормами сложнейшей регламентации; д) в развитии крупного машинного производства и росте производительности труда; е) в активном и заинтересованном подъеме науки и техники, широком внедрении научных результатов во все сферы жизни общества.Важнейшим результатом этих революционных изменений в Европе стало нарастание исторической тенденции, возникшей еще в эпоху Ренессанса, к секуляризации (обмирщению) культуры и созданию широкой системы чисто светских ценностей. Ослабление, а затем и отрицание религиозных традиций привело к тому, что сознание отдельного человека стало постепенно освобождаться от влияния общины, и «последним источником авторитета» (Гадамер) стал рассматриваться человеческий разум. Распадение привычного жизненного уклада и традиционных ценностей, изменение норм и обычаев, с одной стороны, создавали людям трудности ориентации в окружающем мире, а с другой, открывали новые возможности для самопознания и самореализации человека, для творения культуры. Созерцательное отношение к миру утрачивает свои позиции, открывая простор созидательным способностям человека. Усложняется ценностная картина мира Нового времени. Она наполняется «личным» содержанием с неотъемлемыми правами и свободами, среди которых основополагающей стала свобода совести. Человеку приходится уже самостоятельно делать свой жизненный выбор и избирать круг ценностей наиболее созвучных собственной индивидуальности. Свобода открывала большой простор для движения человеческой мысли: была провозглашена идея равенства людей не только перед Богом, но и перед законом; крепло оптимистическое миропонимание, основанное на идеях возможного переустройства общества на разумных началах, увеличилась власть человека над природой.Все эти процессы имели общеевропейский характер, отражая рождение новой Европы и «единой» европейской культуры буржуазного общества. Но данный тип культуры, сохраняя на всех этапах Нового времени свою качественную определенность и основные черты внутренней структуры, вместе с тем под воздействием меняющейся материальной жизни общества и собственных, относительно самостоятельных процессов, постоянно изменялся и усложнялся от столетия к столетию, от одного состояния капиталистического общества к другому. Поэтому было бы правильнее сделать вывод: культура буржуазного общества – исторический феномен, представляющий собой единую и одновременно сложную, противоречивую, развивающуюся систему. Она проходит не простой путь – от рождения, расцвета – к «усталости» и кризису. ^ XVII век – эпоха рационализма, барокко, классицизма Испытав небывалый взлет в эпоху Возрождения, западноевропейская культура в середине XVI в. вступила в полосу перманентного кризиса, который углублялся с каждым десятилетием. К мыслителям-гуманистам, прославлявшим ранее человеческую личность как «венец творения равный Богу разуменьем», считавшим ее доброй от природы, приходит разочарование. Число сторонников гуманизма уменьшается, а их идеи уже не вызывали энтузиазма. Трактаты мыслителей Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолы, Томаса Мора и других представителей гуманистической мысли стали рассматриваться как социальные утопии, а великие творения гениев Возрождения сознательно замалчивались или переосмысливались, приобретая религиозное толкование. Кризис гуманизма становится реальностью, и культура XVII в. начинается с осознания кризиса ренессансной веры в гармонию бытия, трагического переживания несовершенства мира и человека. Но процесс социально-экономических и социально-культурных преобразований, возникший в недрах европейского общества, уже нельзя было приостановить и даже затормозить. XVII век в истории Западной Европы был временем дальнейшего роста и укрепления национальных государств и обретения народными массами национального самосознания. Переход западноевропейского общества к новым буржуазно-капиталистическим отношениям сопровождался острыми социальными столкновениями, которые вынуждена была преодолевать культура. Дворянство и нарождавшаяся буржуазия противостояли друг другу и боролись за политическое господство. Католическая церковь, сумевшая устоять под натиском протестантизма, перешла в контрнаступление. Используя орудие инквизиции, она вела жестокую борьбу со всеми проявлениями свободомыслия. Выдающийся английский физик и социолог науки, профессор Кембриджского университета, автор фундаментальных работ о значении науки в жизни общества Дж. Бернал (1901-1971) отмечал: «Резко изменяется отношение католической церкви ко всему, в чем можно усмотреть хоть тень свободы мысли. Повсюду свирепствует инквизиция. А исправленная реформированная церковь оказывается такой же нетерпимой и беспощадной к инакомыслящим, как и старая, неисправленная. В эпоху процесса над Галилеем, почти тридцатилетнего заточения Кампанеллы, казни Бруно и Ванини, конфликт между философией и религией, между знанием и верой так остер, как никогда раньше. В Риме и в Париже, в Лондоне и в Женеве пылают костры: людей сжигают живьем за их веру или за их научные взгляды. В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии, рождается скептицизм»4. Скептицизм (франц. scepticisme от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надежного критерия. Ужасы религиозных войн, падение нравов, нарастающий фанатизм и нетерпимость к инакомыслящим вошли в повседневную жизнь Европы. Основная идея «Левиафана» Т. Гоббса – «война против всех» выражает доминанту мироощущения этого столетия. Религия и церковь в XVII в. продолжали играть ведущую роль в жизни европейских народов, однако все ощутимее становились импульсы светских элементов. Протестантская доктрина самостоятельного постижения Бога предполагала знакомство с книгами Священного Писания, что требовало определенного уровня грамотности населения. Поэтому в странах Северной Европы, где укоренилась протестантская церковь, в городах и сельской местности в большом количестве стали открываться школы. Все большую независимость от религии приобретает общественная мысль. В ходе эволюции культуры эстетико-гносеологические вопросы, стоявшие в центре общественного внимания Ренессанса, уступают место этико-эстетической проблематике. Отражая изменения в социальной и духовной жизни европейского человека, культура XVII в. носит противоречивый характер. Старые религиозные истины перестают отвечать на растущие запросы большинства европейцев, а новая идеология еще не сформировалась. Отсюда берет свое начало активный поиск новых идей, отвечающих духу времени, порождая, в свою очередь, новые открытия, изобретения и мысли, а также их чрезвычайное разнообразие. В этот период происходит смещение акцентов интеллектуального общения: из клерикальных центров оно начинает перемещаться в пространство аристократических салонов и гостиных. Особую популярность приобретают литературно-философские салоны в Англии, Франции. В них собираются аристократы и буржуа, философы и писатели, художники и музыканты. Их встречи в гостиных способствовали не только общению, но и расширению горизонтов познания мира.XVII столетие – время великих мыслителей и ученых, писателей и художников. Заложенные ими принципы научного исследования, художественного творчества, философского знания, политических учений найдут свое воплощение в широких культурных движениях, но уже в XVIII в. В XVII–XVIII вв. в центре внимания передовых людей своего времени находится человек, его возможности, предназначение, приобретенные и врожденные качества. Провозглашая свободу человека, мыслители приходят к пониманию, что судьба индивида определяется не только его желанием и активностью, она находится в прямой зависимости от природных и социальных условий существования.Одной из основных новаций в духовной культуре XVII в. стало стремительное разворачивание научной революции. Отражением духа новой эпохи стал девиз: «Знание – сила», провозглашенный Ф. Бэконом. Научная революция проявила себя в механике, математике, естествознании. Творившие в XVII в. философы и ученые – Ф. Бэкон (1561-1626), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704) в Англии, Р. Декарт (1596-1650), П. Гассенди (1592-1655) во Франции, Б. Спиноза (1632-1677) в Нидерландах, Г. Лейбниц (1646-1716) в Германии и др., пытались создать единую непротиворечивую модель мира. ^ Асмус Валентин Фердинандович – известный советский философ, специалист в области истории философии, теории и истории логики, эстетики и литературоведения. Автор трудов: «Диалектика Канта». «Декарт», «Демокрит», «Немецкая эстетика XVIII века», «Проблема интуиции в философии и математике», «Платон» и др. На протяжении XVII в. наука и философия находились в оживленном диалоге друг с другом. В отличие от эпохи Возрождения, когда философией занимались рафинированные аристократы, в Новое время большинство философов были учеными. В Новое время, как афористично заметил В.Ф. Асмус (1894-1975), философия хотела быть научной, а наука – философичной. Новоевропейские ученые отказались от средневекового универсального критерия знания, основанного на божественном откровении, и, опираясь на целый комплекс научных достижений, провозгласили: научная истина есть результат соединения понятий разума с данными опыта;единственным источником знания в науке может быть только опыт, научный эксперимент;методом познания является опыт, индукция.В результате уже в XVII в. возникает уникальный феномен культуры Нового времени – рационализм, утверждавший определенную роль разума не только в познании, но и деятельности людей. Ученые-мыслители понимали разум как прирожденную познавательную способность, присущую всем людям в равной мере. Разум, считали они, обладает единообразием: его законы и правила являются всеобщими и универсальными для всех людей и во все времена. Рационализм основывался на сложившемся представлении о том, что мироздание строится по определенным законам, доступным человеческому разуму. Соответственно, познавая законы природы, общественного устройства, можно создать государство, регулировать общественную мораль и свою собственную жизнь, исходя из разумных, рациональных оснований, соответствующих естественному порядку. На социальную, культурную, духовную сущность человека переносятся свойства и структуры материальных объектов, в том числе технических, машинных и даже биологических («человек человеку – волк»). Г. Лейбниц считал, что «процессы в теле человека и каждого живого существа являются такими же механическими, как и процессы в часах». И. Ньютон и его последователи выводили из новой картины мира идеи о «естественном» (природном) характере конституции, что должна ограничить власть монарха («ведь Солнце подчиняется закону гравитации»), либеральные концепции свобод, прав, разделения властей. Ученый и философ Томас Гоббс развил главный и поныне для буржуазного общества миф о человеке как эгоистическом и одиноком атоме, ведущим «войну всех против всех» – bellum omnium contra omnes. Таким образом, по словам немецкого философа-экзистенциалиста, одного из крупнейших мыслителей ХХ в. ^ М. Хайдеггера (1889-1976), в Новое время картина мира означает, по существу, не картину, изображающую мир, а мир, понимаемый как картину, что характеризует сущность этой эпохи. Она состоит в том, что принцип рационализма рассматривался учеными-философами в качестве универсального ключа, открывающего как тайны природы, так и тайны человеческой культуры.^ Выдающиеся ученые XVII века, заложившие основы рационализма в Новое время Писал об огромной роли науки в жизни человечества; разработал подробную классификацию наук; дал типологию заблуждений человеческого ума (идолы разума); обосновал эмпирический метод и описал различные виды опытного познания («плодоносные» и «светоносные» опыты, разные способы и модификации эксперимента). Родоначальник рационализма. Создал рационалистическую теорию о познании, считал, что критерием истины является разум. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятие переменной величины в функции, дал понятие импульса силы. Философские взгляды формировались под влиянием воззрений Бруно, Декарта, Гоббса. Утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в разной степени. Однако основное свойство бесконечного разума – «познавать всегда все ясно и отчетливо» – у Спинозы относилось лишь к человеку. Рационализм ученого с наибольшей силой проявился в противопоставлении им понимания (intellecto) как единственного источника достоверных истин – чувственному познанию. Понимание выступает как второй род познания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intellectus). Третий род познания, по его мнению, составляет интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Его философская система сложилась к 1685 г. как итог двадцатилетней эволюции, в ходе которой он критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Декарта, Гоббса, Спинозы. Лейбниц стремился синтезировать все рациональное в предшествующей философии с новейшим научным знанием на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений. В духе рационализма XVII в. он различал мир умопостигаемый, или мир чувственный, или только являющийся (феноменальный) физический мир. В логике Лейбниц развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания, ему принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества. Им предвосхищены некоторые моменты современной математической логики. Заложил основы классической физики. Сформулировал основы классической механики, в том числе открыл закон всемирного тяготения и дал им математическое обоснование, для чего разработал независимо от Лейбница дифференциальное и интегральное исчисления. Заложил основы небесной механики, построил зеркальный телескоп. Один из основоположников волновой теории света. Изобрел маятниковые часы, установил колебания физического маятника. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп, открыл кольцо Сатурна Титан. Автор одной из первых работ по теории вероятности. Гносеология (от греч. gnosis – знание) – теория познания. Рационализм, как ценностная система гносеологических воззрений, начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. Но он вышел за их пределы и нашел свое проявление в различных сферах культуры той эпохи: а) в повседневной жизни здравый смысл возобладал над прежним догматизмом и мистицизмом; б) в экономике выразился в точном расчете и планомерном стремлении к поставленной цели; Утилитарный (от лат. utilitas – польза) – узкопрактический, прикладной. в) в политике – в становлении гражданского общества и подчинении его утилитарным принципам. Все это стало основой выработки нового буржуазного мировоззрения, создания целостных картин мироустройства. Важнейшей среди них были теории Естественного права и Общественного договора, у истоков которых стояли Т. Гоббс и Дж. Локк – великие английские мыслители своего времени.^ Томас Гоббс и Джон Локк – первые авторы теорий Естественного права и Общественного договора в Новое время Гоббс определял государство как «искусственное тело», это – человеческое, а не божественное установление. Государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного образования, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя (или госорганы) были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа – высший закон государства. Забота о мире – основа «естественного права». Неизбежность государственной власти Локк определяет с позиций теории естественного права и «общественного договора». В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса правительству, согласно утверждению Локка, передается только некоторая часть «естественных прав» (отправление правосудия, внешних сношений и др.) для эффективной защиты всех остальных – свободы слова, веры и, прежде всего, собственности. Правительство должно подчиняться закону. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство. Барокко (итал. вarocco – причудливый, cтранный) – художественный стиль, возникший в Италии. Барокко – господствующее направление культуры XVII века Новые представления о единстве и многообразии мира, о его драматичной сложности и вечной изменчивости, о борьбе старых и новых тенденций в европейском обществе Нового времени воплотились в художественном стиле «Барокко». Полтора столетия – с 1600 по 1750 гг. – этот стиль определял все виды искусства и архитектуры, воздействовал на многие стороны жизни и быта людей той эпохи, на их чувства и мировоззрение. Барокко – динамичный, патетический стиль, которому были свойственны: а) театральность, б) пышность, в) выразительность, г) динамизм,д) столкновение реальности и фантастики,е) пристрастие к экзотике, ко всему неслыханному и небывалому,ж) патетичность. Патетический – страстный, взволнованный, исполненный пафоса. Внутреннее существо этого стиля заключалось в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением старым и новым: ведь феодализм изживал себя, господствующий класс сходил со сцены, его агония длилась больше столетия, причем, мучительно, кроваво. В этих исторических условиях рождались барочная живопись, скульптура, литература, музыка, архитектура, пронизанные духом эпохи. ^ Идеология культуры барокко Связь с аристократическими кругами и церковью европейских стран, необходимость прославлять и пропагандировать их могущество Антифеодальный протест, связь с освободительными движениями народов против монархической тирании, поддержка бунтарских устремлений Отказ от классических ренессансных представлений о гармонии и строгой закономерности жизни, о безграничных возможностях человека, его воли и разума Человек – многоплановая личность, обладающая сложным внутренним миром, он вовлечен в круговорот событий и конфликтов времени Утверждение новых представлений о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматичной сложности и вечной изменчивости, рост интереса к окружающей человека природной стихии Стремление к контрастности, напряженности, аффектации, величию, пышности и грандиозности. Совмещение реальности и иллюзии. Поиск нового в искусстве, синтез (слияние) искусствУсиление интереса к животрепещущим общественным проблемам, но прежде всего к человеку – главному субъекту нового мировоззрения и новых ценностных ориентаций в культуре, приводит к необычному расцвету портретного искусства, в особенности, развитию психологического портрета. По-прежнему сохраняются великие традиции живописной итальянской школы. В Неаполе, Генуе, Венеции, Болонье работают многие мастера станковой живописи. Наряду с ними возникают в Европе и другие выдающиеся национальные школы живописи: в Нидерландах – фламандская и голландская (эта страна в XVII в. была разделена на Голландию и Фландрию), а также испанская. Они дали европейской и всей мировой культуре великие имена художников и их бессмертные творения. ^ Основные представители фламандской и голландской школ и их великие произведения Полотна: «Портрет герцога Лермы»; «Коронация королевы Марии Медичи»; «Портрет камеристки инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»; «Портрет Елены Фоурмен с детьми»; «Шубка» – одно из лучших изображений нагой фигуры в истории европейского искусства. ^ Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Оставил около 3000 картин и эскизов. Полотна: «Парный портрет маркиза А. Дж. Бриньо-ле-Сале и его жены Паолины Адорно»; «Карл I на коне». Много писал зажиточных антверпенских бюргеров или художников, их жен и детей. ^ Антонис ван Дейк (1599-1641). По общему признанию ему принадлежит второе место после РубенсаХарменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) – величайший голандский живописец и портретист. Полотна: знаменитая картина «Даная», находящаяся в Эрмитаже; «Христос, исцеляющий больных»; портреты Лутмы, Харинты, Сикса; пейзажи «Три дерева», «Поместье весовщика золота» и др. Выдающимися живописцами Фламандской школы были: ^ Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, Ян Фейт, Адриан Брауэр (Броувер). Абсолютизм (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – неограниченная монархия, при которой политическая власть принадлежит всецело одному лицу. Центральной фигурой испанской художественной школы XVII века и, вместе с тем, одним из величайших мастеров мировой живописи был Диего Веласкес (1599-1660). Наделенный редким колористическим дарованием, он создал произведения поразительные по красоте цвета и совершенству техники. Будучи придворным живописцем, при дворе короля Филиппа IV, Веласкес писал только высокопоставленных персон и изображал их в торжественных позах (в соответствии с классицистическими нормами), но лица персонажей выражали жестокость, необузданные или скрытые страсти, а иногда и начавшееся вырождение династии. Не только живопись, скульптура получили р^ Идеологические и эстетические принципы культуры классицизма В государстве – регламентация, строгое подчинение установленным нормам В политике – государственный абсолютизм В обществе – господство высоких нравственных добродетелейКультураклассицизма В искусстве – соблюдение определенных канонов, его метафизичность, нормативность В литературе – обращение к образцам и формам античности как к идеальному художественному эталону В философии – рационализм, приоритет разума, опора на естественные науки В эстетике – идеи строгой математической симметрии, гармонии и единства В культуре – прямое администрирование, вмешательство в деятельность учреждений культуры, в творчество ее выдающихся представителейКлассицизм зародился в Италии в XVI в., а затем получил распространение в других странах Европы. Его возникновение связано с формированием абсолютистских государств этого континента. Классической страной абсолютизма в XVII в. стала Франция, где при короле Людовике XIV установилась неограниченная власть монарха, а он сам говорил: «Государство – это я». В рамках данной монархической идеологии формировались теоретические, ценностно-смысловые принципы классицистического направления в культуре. Абсолютистские власти, признававшие классицизм в качестве единственного «правильного» стиля, вмешивались в деятельность писателей и художников. Так, с этой целью в 1634 году была создана Французская академия, объединившая преимущественно философов, которая была призвана контролировать литературное творчество. Вскоре были организованы Королевская академия живописи и скульптуры, Академия архитектуры. В 1666 г. учреждена Академия наук. Во всех академиях господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства. ^ Кертман Лев Ефимович – известный советский исследователь проблем теории и истории культуры. Его фундаментальный труд «История культуры стран Европы и Америки. 1870 – 1917», изданный в 1987 г., стал учебным пособием для студентов высших учебных заведений СССР. Работа не утратила своего научного значения и в наше время. А многие ее разделы звучат весьма современно и актуально. В диалектическом понимании классицизм есть сложный, внутренне противоречивый художественный метод, в котором переплетались идейно-художественные принципы, соответствующие как системе ценностей господствующего класса, преимущественно придворной аристократии, так и тем идеалам, нравственным нормам, критериям личности, которые были свойственны демократическим слоям общества (Л.Е. Кертман). В начале XVII столетия идейно-художественная система классицизма была воплощением эстетических идей, вкусов и даже политических позиций господствующего класса, преимущественно той его части, которая была ориентирована на укрепление абсолютной монархии, всеобъемлющего контроля над жизнью и сознанием народа в целом и каждого индивида в отдельности. К концу XVII в., когда поддержка абсолютизма уже не отвечала ценностным ориентациям демократических слоев населения, включая и буржуазию, в классической литературе появляются тираноборческие мотивы, что, безусловно, выражало устремления демократической культуры общества (такова, к примеру, трагедия Жана Расина «Британик», в которой император Нерон п


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Военный коммунизм и НЭП
Реферат Управление средствами вычислительной техники
Реферат Использование игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Маркетингові посередники
Реферат Використання методу бесіди як засобу удосконалення навичок естетичного сприймання мистецьких творів
Реферат Анотація до дисципліни «проектне фінансування» для спеціальності 0105 магістри
Реферат Современные методы учета и калькулирования неполной ограниченной себестоимости
Реферат Структура та зміст родового циклу в бойків (XIX - поч. XX ст.)
Реферат Mythology Essay Research Paper History reminds us
Реферат Трагедия Гете Фауст 2
Реферат 2 Советы и рекомендации
Реферат Понятие и система показателей банкротства предприятия
Реферат Установление факторов, оказавших влияние на изменение показателей финансовых результатов рассматриваемого предприятия ОАО "Надежда"
Реферат Рационализация перевозок грузов различными видами транспорта
Реферат Greeks In Art Essay Research Paper Aphrodite