Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Понятие государственного управления

--PAGE_BREAK--
№7.

Административно-правовая норма — установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся в сферу функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления и прекращающихся (по мере необходимости).


Структура административно-правовой нормы —это внутреннее строение нормы, способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присущ и такой элемент, как поощрение.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные административно-правовые отношения. По существу это юридические факты, порождающие правоотношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

Диспозиция — правило поведения сторон, предписываемое нормой. Она предполагает неразрывность, взаимосвязь прав и обязанностей участников административного правоотношения, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. При этом важно иметь в виду, что санкция указывает не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Поэтому административно-предупредительные меры (установление карантина, закрытие границы, оцепление места наводнения, землетрясения, а также реквизиция) не могут быть отнесены к санкциям, поскольку они не связаны с совершением правонарушения. Подобные меры указываются не в санкции, а в диспозиции нормы права.

Поощрениекак элемент правовой нормы есть публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы. Основанием для поощрения являются указанные в норме административного права действия, поведение, которое стимулируется государством. Так, основанием для поощрения может служить образцовое исполнение служебных обязанностей. Мерами поощрения могут быть: объявление благодарности, денежная премия, ценный подарок и др.

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды.

·              По предмету правового регулирования

o                  нормы, регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий, называются материальными нормами;

o                  нормы, регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения, называются административно-процессуальными нормами.

·              По методу воздействия на поведение субъектов

o                  обязывающие — содержат юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;

o                  уполномочивающие (правонаделительные) — уполномочивают или наделяют правами субъектов административного права совершать определенные юридические действия;

o                  запрещающие — запрещают совершение определенных действий;

o                  стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений с помощью средств материального или морального поощрения или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), что также косвенно стимулирует законопослушность граждан.

·              По форме предписанияадминистративно-правовые нормы бывают:

o                  императивные(категорические);

o                  рекомендательные(решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.);

o                  диспозитивные(регулирующие права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права).

·              По пределу действия в пространстве

o                  федеральные или общероссийские;

o                  региональные, действующие в пределах субъектов РФ;

o                  местные;

o                  локальные, действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п.

·              По пределу действия во времениадминистративно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными конфликтами и другими факторами, предусмотренными законодательством о чрезвычайном положении.

·              По пределу действия по субъектам (адресатам) регулированияв сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.
№8.                                                 

Предмет правового регулирования, будучи главнейшим критерием разграничения отраслей права, вместе с тем не позволяет провести окончательного разделения системы права на отдельные отрасли. Поэтому механизм правового регулирования включает в себя и методы правового регулирования, которые в совокупности с предметом правового регулирования обеспечивают более точное разграничение отраслей права, регламентирующих сходные общественные отношения.

Методы административного права — это совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный.

Диспозитивный методоснован на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права.

Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участником которых в большинстве случаев выступает орган (должное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников.

Административное право использует три юридических возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определенных условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определенных условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определенные действия, либо не совершать их по своему усмотрению).

Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты.
№ 9.


Реализация административно-правовых норм — практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.

Реализация административно-правовых норм — это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

Формами (способами) реализациинорм административного права являются:

1) соблюдение;

2) исполнение;

3) использование;

4) применение.

Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.

Использованиекак форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления..

В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.
№10.

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

-субъекты (участники);

-объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

-содержание

Субъекты административно-правовых отношений— это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение

-гр-не; -ин.гр-не; -лица без гражд-ва; -гос. орг. и их стр-ры подраздел-ся; -служащие гос. орг. и организ-й;

-представители О-х формирований надел-ми пр. и обяз-ми.

Под объектом административно-правовых отношений-то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

-общий об-т (О-ые отн-я)

-непосредственный об-т ( действия и деят-ть поведения людей в сфере управления)

Под юридическими фактамипринято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

-действия (происходят по воле людей, явл-ся результатом их поведения);

-события  (происходят не по воле людей и влекут за собой прав-е последствия)
№11.

   Виды:

·        по целям;

·        по составу участников;

·        по направлению деятельности и др.

·         по содержанию;

·        по соотношению прав и обязанностей участников отношений

·         по характеру порождающих их юридических фактов.
1.По целямадминистративно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные.

2.По составу участниковадминистративно-правовые отношения классифицируются на отношения:

·              участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);

·              между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

·              между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;

·              между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;

·              между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

3.По направлению деятельностивыделяются:

·              административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции. По всем вопросам жизнедеятельности — Правительство Российской Федерации, субъектов РФ; правительство (администрации) краев, областей; городская, районная, сельская администрации;

·              административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

·              административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции подведомственного характера, по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

·              административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

4.По своему содержаниюадминистративно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

Материальными административно-правовыми отношенияминазываются также общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

Процессуальные административно-правовые отношения — отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

5.По соотношению прав и обязанностей участниковадминистративно-правовые отношения делятся на две группы:

1) отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

2) отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношенияскладываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Они характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. Например, между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления.

Горизонтальные административно-правовые отношениявозникают между субъектами, которые не связаны с подчиненностью. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Субъекты этих правоотношений не связаны с подчиненностью.

6.По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.

Административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.
№12

НАУКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА-система научных взглядов, представлений, знаний и теоре­тических положений о закономерностях, существующих в сфере административного права.

Предметом науки являются:

-сущность и структура исполнитель­ной власти

-отношения, регулируемые нормами административного права

-виды административно-правовых норм

-источники административного права

-система административного права

-правовой статус субъектов

-правовые формы и методы осуществ­ления государственного управления

-административная ответственность

— способы обеспечения законности в сфере государственного управления

Наука административного права в России возникла в первой половине XVIII в. Первоначально она была наукой о полиции и именовалась наукой полицейского права.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Наука административного права имеет тесную связь и взаимообусловленность не только с наукой управления, но с другими науками, изучающими управленческие процессы (психология управления, социология управления, информация и управление, информатика, финансовый контроль), а также со многими отраслями юридической науки (теория государства и права, конституционное право, гражданское право, муниципальное, финансовое, экологическое, трудовое, уголовное и уголовно-процессуальное право).
№13.

Административно
-
правовой

статус

граж­данина

РФ
—этоправовоеположениеграж­данинавотношенияхссубъектамиисполни­тельнойвласти, урегулированноенормами государственногоиадминистративногоправа; являетсясоставнойчастьюобщегоправового статусагражданина. Этокомплексправиобя­занностей, гарантииихреализации, закреп­ленныенормамиадминистративногоправа. Административно-правовойстатусграждани­наРФ—частьобщеправовогостатуса, уста­новленногоКонституциейРФифедеральны­мизаконами.

Административно
-
правовой

статус

граж
д
анина
состоитизадминистративнойправо­субъектностиикомплексаправисвобод. Пра­вовоеположениегражданРФопределяется объемомадминистративнойправосубъектно­сти(административнаяправоспособностьи административнаядееспособность). Админи­стративнаядееспособностьможетбытьпол­ная; ограниченная; частичная. Гражданин можетбытьограниченвдееспособностиили признаннедееспособнымприналичииопре­деленныхзаболеваний.

Структураадминистративно-правовогостатуса может быть представлена элементами:

1)административная

правоспособность— возможностьобладатьопределеннымиправа­миинестиобязанности; пообщемуправилу длягражданРоссиивозникаетсрождения; ипрекращаетсясосмертью;

2)административная

дееспособность— способностьсвоимидействиямиприобретать изменятьиотчуждатьсвоиправа; полнаяна­ступаетв18 лет; дееспособностьюридическо­голицасовпадаетсегоправоспособностью;

3)совокупностьправиобязанностей;

4)ответственность;

5)гарантияреализацииправиобязанностей.
№14.

Права граждан в государственном управлении:

1. Право граждан участвовать в управлении государством.

2.Право граждан на объединение.

3.Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции).

4.Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

5.Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. (

6. Неприкосновенность жилища

7.Право на передвижение

8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция РФ акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан.

Административно-правовые обязанности граждан подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные— возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата налогов и т.д.).

Относительные— возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги).
Обязанности граждан в государственном управлении:

1. Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов.

2.Соблюдение административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Видное место среди них занимают нормы, касающиеся ООП и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

3. Обязанность платить налоги и сборы.

4. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

5. Защищать Отечество и т.д.

Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.

Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечет возможность применения мер правового воздействия (например, привлечение граждан к уголовной или административной ответственности).
№15.

Правовоеположениеиностранныхграждан натерриторииРФрегулируется
российским законодательством
(КонституцияРФифеде­ральныезаконы) имеждународными

догово­рами
.

Иностранныегражданеилицабезграждан­ствавРоссиипользуютсяправамиинесутобязанностинаравне  сгражданамиРФ, кромеслу­чаев, установленныхфедеральнымзаконом илимеждународнымдоговором. Иностран­ные

граждане

могут

быть
: а) постояннопро­живающие(имеющиеразрешениеивидна жительство, выданныйОВД); б) временнопре— бывающие.

Отличия

административно
-
правового ' статуса

гражданина

России
,
иностранных граждан

и

лиц

без

гражданства
. 1) Уино­странныхгражданприполученииразрешения навъезднаступаетограниченнаяправоспо­собность, смоментаприбытиянатерриторию РФ—полная. 2) Существуетрядограничений правиобязанностейиностранныхграждан  (немогутизбиратьибытьизбранными, немо— гутпосещатьопределенныетерриторииРФ ит. д.). 3) Толькокиностраннымгражданами  лицамбезгражданстваможетбытьпримененотакоевзыскание, какадминистративное выдворение. Ещеодинвидвоздействия— сокращениесрокапребывания.

Иностранныегражданеподлежатответ­ственностинатехжеоснованиях, чтоиграж­данеРоссии, заисключениемлиц, пользую­щихсяпривилегиямиииммунитетом(чторе­шаетсядипломатическимпутем).

Лица

без

гражданства
. До1938 г. поЗа­конуогражданствегражданамиСССРсчита­лись«всенаходящиесянасоветскойтеррито­рии, вотношениикоторыхнетдоказательств, чтоонигражданедругогоroc-ва». В1938 г. былпринятновыйзакон, покоторому«граж­данамиСССРпризнаются: а) всеподданные Россиина07 Л 1.17 инеутратившиесоветско­гогражданства; б) всевступившиевграждан­ствоназаконныхоснованиях». С1979 г. дей­ствуетправило: еслиребенокродилсяотлица безгражданстванатерриторииСССР, онсчи­таетсягражданиномСССР(России).
№32.

Исполнение

назначенного

администра­тивного

наказания
—последняя, завершающая стадияпроизводстваподеламобадминистра­тивныхправонарушениях, толькосееосуществ­лениемможноговоритьофактическисостояв­шемсяпривлечениилицакадминистративной ответственности. Даннаястадияпроизводства поделамобадминистративныхправонарушени­яхозначаетюридическуюобязательностьпоста­новленияподелуоправонарушениидляиспол­нениявсемиорганамигосударственнойвласти, местногосамоуправления, должностнымилица­ми, гражданамииорганизациями.

Вступившеев
законнуюсилупостановление втечение3 сутокобращаетсякисполнению вынесшимиегоорганом, судьей, должностным лицом, т.е. направляетсяимисубъектам, уполно­моченнымприводитьвисполнениесоответ­ствующийвидадминистративногонаказания. Установленная

давность

исполнения

по­становления
: неподлежитисполнениюпостанов­лениеоналоженииадминистративногонаказания, еслиононебылоприведеновисполнениевтече­ниегодасоднявступленияеговзаконнуюсилу. Исполнениепостановленияоназначенииадми­нистративногонаказаниявозвращаетсявынесше­муегоорганусотметкойобисполнении.

Наиболеесущественныеособенностиис­полнения

административных

наказаний состоятвследующем:

1) предупреждениекакадминистративноенака­заниеисполняетсясамиморганом, егоназначившим, путемврученияилинаправления

копиипостановлениянаказанномулицу;

2) исполнениенаказаниеввидештрафаимеет особенность, заключающуюсявтом, чтоза­конпредоставляетнарушителювозможность уплатитьегодобровольнопутемвнесения илиперечислениявбанкилиинуюкредитную организациювтечение30 днейсоднявступ­лениявзаконнуюсилупостановлениялибо содняистечениясроковотсрочкиилирас­срочки;

3) исполнениеадминистративныхнаказаний ввидевозмездногоизъятияиконфискации производитсяпутемреализацииизъятыхору­дийсовершенияилипредметовадминистра­тивногоправонарушенияспоследующим перечислениемвырученныхденежныхсредств соответственноправонарушителю(привоз-мездомизъятии) иливфедеральныйлибо врегиональныйбюджет(приконфискации);

4)  исполнениепостановленийолишенииспе­циальногоправаотнесеноКодексомкком­петенциидолжностныхлицразличныхорга­новвзависимостиотвидаправоограничений;

5) исполнениепостановленийобадминистра­тивномвыдворенииможетбытьосуществле­новдобровольномпорядкеприконтролируе­момсамостоятельномвыезденаказанного иностранногогражданиналиболицабез гражданства;

6) правилаисполненияпостановленияоназна­чениидисквалификациипреследуютцель исключитьдлянаказанноголицаегоруково­дящуюдеятельностьпоуправлениююриди­ческимлицом.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виды международного маркетинга. Организация и управление коммерческими представительствами предприятий за рубежом
Реферат Геополитика и геоэкономика Норвегии
Реферат Аудиторская Ассоциация «Содружество»
Реферат Заболевания половых органов у мужчин
Реферат Система формирования показателей рентабельности: анализ и оценка факторов их роста на предприятии (на примере ОАО "Дорстройматериалы")
Реферат Города с особым правовым статусом
Реферат "Идеальные типы" как метод исследования культуры по работам М. Вебера в его избранных произведениях
Реферат Проект управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе
Реферат Canadian Constutional Law Supreme Court Reports Essay
Реферат Cоциология девиантного поведения
Реферат Судебная система США
Реферат Информационный стресс, причины возникновения, особенности, преодоление психопрофилактика
Реферат Потребительский кредит, его эволюция и особенности в России
Реферат The Ontological Argument Essay Research Paper The
Реферат Отчет по практике ТРПП