--PAGE_BREAK-- на решение; 3. Совет
министров Иностранных Дел (СМИД) – координация внешних политик на основе
решений СГГ И СПГ. Координационно-консультативный комитет – действует
постоянно, 2 чел с каждого гос-ва и Координатор, назначаемый СГГ.
Вырабатывает и вносит предложения. Секритариат находится в Минске. СГГ-
состоит: 1. совет министров обороны; 2. предусматривается создание главное
командывание Объединенных В. С. И группу наблюдателей для обеспечения мира;
Совет командующих пограничными войсками. Экономический суд – обеспечение
выполнение эконом обязательствв СНГ. Коммисия по правам человека –
консультативный орган и наблюдает за обязательствами. Межпарламенская
ассамблея – состоит из парламент. делегаций, расматривает законодательные
вопросы и свои рекомендации направляет СГП. В феврале 99 на СМИД обсудили
вопрос расформирование и проект новой структуры: 1. Экономический союз. 2.
единый исполнительный комитет – координация всех органов СНГ; 3. единый
бюджет СНГ.
9. Архипелажные воды
Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву от 1982 - это воды гос-ва
архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий (не
более 100 миль), соединяющих наиболее выдающиеся в море точкинаиболее
отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Гос-во-архипела – состоит
полностью из архипелпага (ов) и может включать др. острава. Архипелаг –
группа остравов, влючая части остравов, соединяющие их воды и др. природные
образования. Арх.-гос-во составляет коридор прахода судов по водам шириной
в 50 миль и утверждает его в международной морской организации (ММО).
10. Вспомогательные средства для определения правовых норм
Вспомогательные источники представляют собой лишь результат определенных
стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования того
или иного принципа и ли нормы международного права; они выступают как
“вспомогательное средство для определения правовых норм” (ст.38 Статуса
Международного Суда). Такими источниками могут быть:1. постановления
межправительственных организаций; 2. решения международных и арбитражных
судов; 3. нормы национального законодательства и решения национальных
судов, 4. доктрины юристов-международников. Как закреплено в статуте
Международного Суда (ст.38, п.1), Международный суд в качестве
вспомогательных средств для определения правовых норм применяет “судебные
решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному
праву различных наций”. Решения Международного Суда и арбитражных
судов — это акт толкования или применения той или иной нормы международного
права; они не имеют нормообразующей силы, так как не являются результатом
согласования воль суверенных государств и не имеют универсального
характера, ибо они “обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь
по данному вопросу” (ст.59 статута). Международный Суд только применяет
действующие нормы международного права к конкретным случаям. Национальные
законодательные акты выступают в качестве “вспомогательного средства для
определения правовых норм”. Решения национальных судов имеют большое
практическое значение при определении и толковании нормы международного
права в данном государстве. Доктрины ученых МП - личное мнение отдельных
лиц. Но с ее помощью можно установить содержание конкретных принципов или
норм МП, и сформулировать позицию, которая может оказать влияние на
формирование норм МП путем заключения международного договора.
В межгосударственных отношениях кроме правовых норм действуют и другие
социальные нормы. Прежде всего, о нормах международной морали. Мораль, как
особая форма общественного сознания, отлична от права, как продукта
согласования воль государств. Но мораль и право постоянно взаимодействуют
друг с другом, иногда нормы морали превращаются (становятся) в нормы права.
Например, категория “мир” (“международный мир”) пронизывает ныне весь Устав
ООН.
11. Международно-правовой обычай как источник МП
Согласно п. 1 ст. 38 Статута МС ООН – докозательство всеобщей практики,
признаной (кадефикация) в качестве правовой нормы. Ранее опеделялос
продолжительность повторяющихся однородных действий – от 50 до 100 лет,
хотя в настоящее время, с учетом прогресса транспорта и связи фактор
времени сейчас не имеет значения. Пример – запуск в 57 спутника –
иследование космического пространсва. Важно признание гос-вом обычая как
правовая норма.
12.Правовой режим Международного района морского дна
Описан в части XI Конвенции ООН 1982. Морское дно за пределами
континентального шлейфа и его недра, или Район (ст. 1), имеют особый
правовой режим, который установлен Кон. ООН 1982 и Соглашением (1994) об
осуществлении части XI Кон. (вступило в силу 1997). Соглашение изменило в
Кон.: 1. прямое финансирование деятельности в Районе в интересах
развивающихся гос-ств, обязательства по обеспечению передачи технологии и
оказание иной помощи этим странам. Принципы правового режима Района: 1.
Район и его ресурсы является наследием чел-ва; 2. Никто не претиндует на
северинитет и суверенные права в Районе; 3. Все права в Районе преданлежат
чел-ву от имени которого действует Междунар. Орган по морскому дну (Орган);
4. Гос-ва, физ. и юр. лица могут претендовать на права Района и его
ресурсов; 5. Гос-ва несут ответственность за невыполнение обязательств в
Районе; 6. Используется в мирных целях; 7. Иследования только в мирных
целях и на бляго человечества. Архиологические и исторические находки
принадлежат человечеству. Гос-во осуществляет работу в Районе согласно
плану, утвержденному Органом, который создан в соответствии Кон. ООН 1982 и
начал деятельность 1996 г. Штабквартира Кингстон (Ямайка). Члены – все гос-
ва участники Кон 1982. Наделен правосубъектностью. Его органы: 1. Ассамблея
– состоит из все членов органа. Собирается 1 раз в год и избирает членов
Совета, ген. Секретаря, ген директора и членов правления Предприятия,
учреждает вспомогательные органы, устанавливает взносы и бюджет. 2. Совет –
из 36членов, избирается Ассамблеей, 18 членов по географическому принципу,
остальные в зависимости от потребления ресурсов добываемые в Районе и т. д.
Собирается 3 раза в год. Функция в контроле положений Конвенции 1982 –
исполнительный орган. 3. Секретариат – ген.сек. (избирается 4 года, может
переизбраться) и персонал. Предприятие - международное промышленное и
коммерческое подразделение Органа, функция – разведка, разработка,
транспорт, переработка и сбыт ресурсов Района.
13. Процесс создания норм международного права
Нормы МП создаются как соглашение между субъектами МП. Паритет – основной
принцип, корреспондировать обязанность уважать аналогичное право партнера.
Нормообразование в МП началось с образованием обычаев – правило поведение,
за которым субъекты признают юридически обязательный характер. В случи
разногласия используется труды ученных, решения судов и резолюции ООН т. д.
Бывает обычай универсальный и локальный (рег.). Формирование обычаев в виде
письменных правил – кодификация – систематизация международно-правовых
норм, осуществляемая субъектами МП. Официальная – межд. договора и т. д.
Неофициальная – работа ученых. Коллективов, межд. НГО (Институт МП). ООН
имеет право не только кодифицировать но и создавать новые нормы. Не путать
с международным обыкновением – международная практика, за которой не
признается юридически обязательной нормой (обмен визитами). В н. в.
Развивается «мягкое право» - международные акты не имеющие характера
договора, но обладающие морально-полит. силой (резолюции, декларации).
14. Правовой режим Арктики
К артическому бассейну относятся Россия, Канада, Норвегия США, Швеция,
Финляндия и Исландия (последние 3 незначительные сухопутные пространства).
В начале 19 века Канада (1925), Россия (1916) объявили о своих правах на
арктическиесектора до самого полюся. Сухопутные образования в Арктике
подчинены власти – суверенитету гос-тв, граничащих с Северным Ледовитым
океаном. Юр.статус морских пространств Арктики в целом определяется
принципами и нормами МП, относящимися к Мировому океану и закреплен в
Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП 1982. Характерны
для мор.внтур.вод приполярных стран статус исторических вод (к ним
относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную ширину тер.моря
– 24 мор.мили (РФ, Канада, Норвегия). Особыми правами наделены МП
прибрежные гос-ва в области управления различными видами морепользования
(предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения
окр.среды с судов (ст.234 Конвенции 1982)). Дания актическое гос-во
благодаря – Гренландии, Норвегия — Шпицбергенскому архипелагу (все члены
могут заниматься рыболовством 1920). Но данные сектора не считаются гос.
границами, как объявил СССР в 1926, что вся территория в секторе является
его собственностью, и что сектор расматривается как зона своих особых
интересов, что дает право России принимать необходимые меры для обеспечения
б/о, вплоть до запрещения появления военных кораблей и самолетов др. гос-
ств. Северный морской путь – национ.транспортная коммуникаци РФ. Статус
регламентируется Правилами СССР 69 портов открыты для захода
иностр.грузовых судов.(данный путь – расположенный во внутренних морских
водах, тер-ном море или исключ.экономич.зоне СССР его национальная
транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов
трассы – Постановление министров СССР 1990). Не допускается плаванье судов
не имеющих на борту свид-тва о надлежащем фин.обеспечении гражд.ответ-сти
владельца судна за ущерб от загразнения морской среды). Решения по всем
вопросам касающихся «пути» в компитенции спец. гос. органа – Администрации
Северного морского пути. Интернационализация Арктики – имеет большие шансы
на успех, так как многим арктическим странам это выгодно. В частности США
в 1970 г. Пыталать созвать международную конференцию в целях выработки меж-
прав. режима Арктики, которая провалилась. С отдной стороны концепция
интернац. Считают, что на арктические водные пространства должны поностью
распростроняться универсальные нормы. Другие – региональное решение. Третьи
– частичная интернационализация – 200 миль исключительной экономической
зоны. Процессу интернац Арктики может способствовать Арктический Совет (г.
Оттава 1996) цели: 1. Сотрудничество Арктических стран; 2. охрана
окружающей среды; 3. Определение круга ведения программы устойчивого
развития, ее контроль и координация; Распространение информации по Арктике.
В настоящее время очень остро стоит вопрос Делимитаризации Арктики – США
против.
продолжение
--PAGE_BREAK--
15. Взаимодествие международного и внутригосударственного права.
Национальная правовая система оказывает влияние на формирование МП –
двусторонние соглашения о режиме гос границы отражает нац. закон о гос.
границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние все ростет –
обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во обязуется
выполнение его на свей своей территории, всеми органами и лицами –
имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно –
то есть п. ст. 4 Конст. РФ - МП часть нац. правовой системы РФ, МП
преимущественнней. Трансформация – если это не указанно в конституции
страны то обязательно указывается в законе. Гос-во не может сылаться на
свое нац. законодательство при международном споре. Существует 2 теории
соотношения МП и Нац.Пр.: 1. Монистическая – единство 2-х правовых систем;
2. Дуалистическая – 2 самостоятельные правовые системы, которые развиваются
на параллельных курсах, нигде не пересекаясь. Истина находится посередине.
В аспекте нормообразования – самостоятельные. В аспекте правоприменения –
неразрывно взаимосвязаны.
16. Виды территорий в МП и их правовой статус
Terra (лат.) – земля. Существует 3 теории прововой природы территории: 1.
Объективная теория – земля объект частной собственности, гос-во имеет
обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно
преимущественней права собственника. Изжила себя так как появились др. виды
тер. (вод. Воздушные тер.); 2. Теория компетенции (предела) – тер. Это
сфера валидарности (юрид. деятельности). Отвергается современным МП. 3.
Пространственная теория (укр. Юрист Назабитовский) – сфера гос.
властвования, тер-ного верховенства, суверенитета, осуществляемого в тех
приделах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных
участвов, данного гос-ва как страны в целом. Категории тер. по видам
правового режима: 1. Гос. тер. – принадлежность определенному гос-ву; 2.
Межд. тер. Общего пользования – открытое море, воздушное прастранство над
ним, международ. Район морского дна, Антарктика, космос (Луна и др.
небесные тела). 3. Тер. со смешанным режимом – находится за пределами гос.
территории. Но действуют как МП так и Нац. право. Делится: 1. Прилежащая –
таможня, фискальная, иммиграционная и санитарная. – зона морского района не
шире 24 миль. 2. Исключительная экономическая зона - прибрежное гос-во
имеет исключительное право разведка, разработка естественных ресурсов и др.
вид деятельности, сохранение природных ресурсов, использование энергии воды
и ветра. В пределах 200 миль. 3. Континентальные шельф (1982 – максимум
350миль) — прибрежное гос-во может делать раздетку и разработку природных
ресурсови недр морского дна. Терр. Межд. пользования: Мед. реки, пролива,
каналы, а также острова – спец межд. договора – Шпицберген.
17. Понятие и произнаки субъектов МП.
СМП – участники межд. отношений, которые обладают правами и обязанностями,
непосредственно вытекающими из МП. Международная правосубъектность =
международной дееспособности. Категории СМП: 1. Первичные – это гос-ва, а
при определенных обстоятельствах народы и нации, которые самостоятельно
участвуют в межд. отношениях, и направлены на приобретение гос-ственности.
Это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые уже своим
существованием являются СМП (ipso facto). 2. производных (вторичных СМП) –
образования, источником правосубъектности которых является соглашение или
др. договоренности первичных СМП. Действуют ыв межд. отношениях не привышая
полномочия указанные в учредительных док-тах. Признаки: участвуют в
становлении и поддержании Межд. правопорядка; создают и реализуют нормы МП,
а также осуществляют меры по принуждению к их выполнению. Межд.
правосубъектность гос-ва – универсальна – полномоштабное его участие в
Межд. правоотношениях. Делятся: 1. Простые (унитарные) – имеет единое гос.
образование; 2.сложные – федерации. Где субъекты в определенной степени
могут участвовать в межд.отношениях. Они делятся на унии: 1. реальные –
слияние нескольких гос-ств; 2. Личные – союз 2 и > гос-ств связанные с
монархической формой правления. Каждое гос-во – СМП. Конфедерация –
постоянный союз суверенных гос-ств. Выступает как СМП но органиченно.
Только межд. межправительственные организации относятся к СМП. НПО – такими
не являются. Физ и Юр лица как и транснациональные компании СМП не
являются.
18. Международно-правовые средства мирового разрешения споров.
В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о принципах МП 1970
г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-
твами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе мир и
безопасность и справедливость”. Межд.спор - специфическое политико-
правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов МП
и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. Спор
имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по
поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда,
когда столкновение интересов гос-ств не сопровождается взаимным
предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. “Ситуация” -
более широкое понятие. Мирное разрешение в виде: - переговоры; -
консультации сторон; - обследование (используется в тех случаях, когда
спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или
приведших к спору. В этом случае назначается на паритетных началах
межд.следственная комиссия иногда во главе с представителем третьего гос-
тва); — примирение; - добрые услуги (действия не участвующей в споре
стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами);
- посредничество (непосредственное участие третьей стороны в мирном
разрешении спора для содействия); - межд.арбитраж (добровольно выраженное
согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны
(третейское разбирательство), решение которой является обязательным для
сторон в споре); — судебное разбирательство (главное сходство с арбитражем
— в обязательности выносимых решений, различия касаются главным образом
порядка образования, способа формирования, численного и персонального
состава, функционирования и т.д. Основной суд - МС ООН). Важную роль в
урегулировании международных споров играют международные организации,
прежде всего ООН по сердством: — миротворчество (действия, направленные на
то, чтобы склонить спорящих к: оглашению с помощью мирных средств); -
поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в районе международного
конфликта, которое может быть связано с развертыванием военного,
полицейского или гражданского персонала ООН); - постконфликтное
миростоительство (предупреждение рецидива подобного спора); - превентивная
дипломатия (действия, направленные на предупреждение споров между
сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и ограничение масштабов
возникших конфликтов); — использование в случае возникновение юр.споров МС
ООН.
19. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт,
которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-
прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным
и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может
быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных
требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва
затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях
может быть предоставлено признание временное, ограниченное — признание “де-
факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр
оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой
практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь
возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность,
без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить
какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного
взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании -
признании ад хок (ad hoc) — в данной ситуации, по конкретному делу: России
в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного
гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании
правительства возникает в случае создания правительства неконституционным
путем, в результате революции, переворота. Признание правительства
означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и
единственным представителем гос-ва в межд отношениях.
20. правовой режим международных проливов и каналов. Проливы - естественные
морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или
отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во
внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не
используются для межд.судоходства и в силу исторической традиции составляют
внутренние морские пути, не относятся к международным. Их правовой режим
определяется законами и правилами прибрежного гос-ства. Межд.считаются все
проливы, используемые для межд.судоходства и соединяющие между собой:-
части открытого моря (или экономических зон); - части открытого моря
(экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких гос-
ств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым
главным принципом для межд.проливов является принцип разумного сочетания
интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего
это означает свободный транзитный проход через международные морские
проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым
для межд.судоходства между частью открытого моря (исключительной
экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив Тирана),
а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с проливом и
его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же
удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив).
В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности
прибрежному гос-тву его остановить. Правовой статус и режим отдельных
наиболее важных межд.поливов регламентирован спец.конвенциями (Черноморские
поливы: Босфор — Мраморное море — Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и
Малый Бельты, Зунд).
21. Правопреемство в МП. Правопреемство — это переход прав и обязанностей
в результате смены одного гос-ва другим в несении ответственности за
межд.отношения какой-либо тер-рии. Правопреемство касается нескольких
аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство в отношении
гос.собственности; правопреемство в отношении гос архивов; правопреемство продолжение
--PAGE_BREAK--в
отношении гос долгов. Правопреемство имеет место при обстоятельствах: а)
при смене гос-ного политического строя в результате гос-ного переворота
(например, правопреемство Советского гос-тва); б) при появлении в
результате национально-освободительного движения новых независимых гос-тв
(скажем, приобретение независимости бывшей колонией); в) при образовании
нескольких государств на территории их предшественника; г) при объединении
двух или более государств в одно (федеративное или унитарное); д) при
переходе части одного государства к другому. Венская конвенция о
правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года (далее по тексту -
Конвенция 1978 года) представляет собой многостороннее соглашение,
совершенное 23 августа на диплома-кой конференции в Вене. Конвенция 1978
года имеет своей целью регулирование последствий правопреемства гос-тв в
отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей между
гос-вами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых
территориальных режимов. Конвенция 1978 года содержит положения,
формулировки и терминологию Венской конвенции о праве межд.договоров 1969
года, которые были использованы Комиссией международного права при
разработке текста Конвенции 1978 года в качестве основы. Вместе с тем
указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП и являются
самостоятельными документами, о чем свидетельстует статья 73 Конвенции 1969
года, где указывается, что положения конвенции не предрешают ни одного из
вопросов, которые могут возникнуть в отношении договора из правопреемства
государств. Следует отметить, что Конвенция 1978 года применяется к
последствиям правопреемтсва государств в отношении международных
соглашений, заключенных только между государствами и только в письменной
форме. Однако это правило не затрагивает применение между гос-твами норм
указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками которых могут
быть также другие субъекты МП, а также применение норм настоящей Конвенции
к случаям, которые подпадают под действие таких норм в силу МП независимо
от указанной Конвенции
22. Понятие международного экологического права, источника и принципы.
Предмет – международные отношения по поводу охраны Окружающей среды (ООС)
либо рационального использования. Предметные области Медж. ООС: 1.
ограничение воздействия на ОС; 2. Установление эколог. Целесообразного
(рационального) режима использования природных ресурсов; 3. охрана
природных памятников и резерватов; 4. регулирование НТ сотрудничества гос-
ств по ООС. Объекты входящие в ООС: 1. объекты естественной среды- флора и
фауна; 2. неживой среды – гидросфера, атмосфера, литосфера (почва), космос;
3. Объекты искусственной среды – созданной человеком. Источники: 1.
Стокгольмская конференция ООН по ОС 1972 (приняты декларация принципов,
план мер-тий, рекомендации по созданию UNEP); 2. К-ция ООН по ОС и развитию
(1992 Рио-де-Жанейро) – (Рамочная К-ция об изменении климата и К-ция о
биологическом разнообразии, Декларация по окружающей среде и развитию,
Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития
и сохранения всех форм жизни, и повестку дня на XXI век). Кроме основных
принципов МП как 1. уважение гос. суверинитета; 2. Суверенного равенство
гос-ств; 3. территориальная целостность и неприкосновенность; 4. Мирное
разрешение споров; 5. Добросовестное выпоснение обязательств. Экологисеское
право руководствуется специфическими принцапами: 1. Пр-п ООС на блао
нынешнего и бубущего поколений; 2. Пр-п международного
природоохранительного сотрудничествава 3. Пр-п предотвращение
транцграничного ущербы ОС; 4. Пр-п ответственности за ущерб ОС; 5. Пр-п
предварительной оценки воздействия природную среду; 6. Пр-п обмена инфо об
экологической ситуации на нац и региональном уровнях; 7. Пр-п оценки
трансграничных экологических последствий планируемой деятельности
(разработана ЮНЕП); 8. Пр-п запрета военного или любого враждебного
использования средств воздействия на природную среду. 9. Пр-п Экологической
Безопасности (недопущение экоспазма) 10. Пр-п контроля за соблюдением
межд. договоров по ООС;
23. Понятие и основные принципы МП
Основные принципы МП являются универсальными и не включают отраслевых
принципов; ОПМП имеют характер общепризнанных; ОПМП являютмя принципами jus
cogens. 1970 г. Ген Ассомблея ООН приняла Декларацию о принципах МП (7 пр-
п). А в 1975 г. Совещание по безопасности и сотруд-ва в Европе в
Заключительном акте сформулировало Декларацию принципов, которыми гос-ва
будут руководствоваться во взаимных отношениях. и уже не 7, а 10. ОПМП –
это концентрированно выраженные и обращенные общепризнанные нормы поведения
субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов
международной жизни. Принципы: 1. Пр-п неприменения силы и угрозы силой; 2.
Пр-п разрешения межд. споров мирными средствами; 3. Пр-п невмешательства во
внутренние дела гос-ва; 4. Пр-п обязанности гос-ств сотрудничать друг с
другом; 5. Пр-п равноправия и самоопределения народов; 6. Пр-п суверенного
равенства; 7. Пр-п добросовестное выполнение обязательств по МП – этому пр-
пу предшествовал пр-п соблюдения Межд. договоров (pacta sunt servanda); 8.
Пр-п нерушимости гос. границ; 9. Пр-п территориальной целостности гос-ств;
10Пр-п уважения прав человека и основных свобод.
24. Окончание войны и его правовые последствия
Формы окончания: Перемирие – временное прекращение воен.действий, на основе
взаимного соглашения между участниками вооруж. конфликта. Виды: местное и
общее. Местное перемирие - цель приостановить воен.действия между
отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных
действий; направлено на решение частных задач (подбор раненных, погребение
мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского
населения, посылка парламентеров и т.д.). В случае общего перемирия
воен.действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий;
общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в
конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними)
способно не только приостановить военные действия, но и привести к их
прекращению.Специфической формой приостановления военных действий является
выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета
Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН “о временных мерах”,
которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на
заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и
т.д.).Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны
1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает
право другой стороне отказаться от него и даже в крайнем случае возобновить
военные действия (ст. 40). Однако нарушение перемирия отдельными лицами,
действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания
виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст.
41).Капитуляция – это прекращение сопротивления вооруженных сил или их
части. Виды: почетная (капитуляция по договоренности сторон, при которой
капит-щая сторона может покинуть свои позиции); простая (прекращение
воен.действий на отдельном участке); общая (общее прекращение боевых
действий, признание поражения с возможностью наложения полит. и матер-ной
ответ-сти, разоружение); безоговорочная (повсеместно прекращение воен.
действий, разоружение, сдача всех вооруженных сил побежденного гос-тва).
Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные
корабли и самолеты переходят к противнику. Капитуляция отличается от
перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального
равенства с победителем. Основным международно-правовым средством
прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение
мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов,
касающихся урегулирования полит., эконом., тер-ных и других проблем в связи
с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими. Последствия:
(для воюющих сторон) прекращают действовать законы и обычаи войны, у
станавливаются мирные отношения, возобновляется действие межд.договоров,
вывод войск, репортация гражданского населения, возврат военно пленных;
(для нейтральных гос-тв) прекращается состояние нейтралитета в войне;
ликвидируется режим соблюдения зон веденя войны, возврат воен.техники и
граждан воюющих сторон оказавших на тер-рии и т.д.
25. Ответственность в международном праве Комиссия МП по поручению ГА ООН
занимается кодификацией с 1956 г. Но еще не закончила. Международно-
правовая ответ-сть — это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя
ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту МП в
результате совершенного правонарушения МП. Виды: Полит. ответственность –
за сам факт нарушения. Действия (бездействия), выразившиеся в несоблюдении
нормы права, считается международным деликтом, а соответствующий субъект
делинквентом. Материальная ответственность – за нанесенный ущерб или
материальное возмещение предусмотрено договором. Объективная
ответственность – самостятельный комплекс м-п отношений, где обязует гос-
во, спец соглашениями, возместить ущерб, возникший при правомерных
действиях. Условия возникновения объективной ответственности: 1. М-П
норма, где предусмотрена она; 2. события вызвавшее ущерб (землятресение и
т. д.); 3. Связь между событием и ущербом. Формы реализации М-П
ответственности: А. Политическая ответ-ность: 1. Сатисфакция – публичное
извинение; 2. Репрессалия – ответные насильственные действия; 3. Реторсии
ответная акция не насильственная (отзыв посла); Коллективная санкция – на
основании решения СБ ООН. Б. Материальная отв-ность: 1. Реституция –
восстановление мат. положения; 2. Репарация – мат. компенсация; 3.
Субституция – передача объектов, равнозначных утраченным. Контребуция –
возмещение победителю военных издержек, в настоящее время не выплачивается.
26. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (ВК) является
одним из принцыпов МГП – это система М-П принципов и норм, регулирующих
отношение воюющих гос-ств, с целью ограницениеприменения средств и методов
ведения войны, защиты ее жертв и установлевающих ответственность за
нарущения. Принципы: 1. гуманизация ВК; 2. М-П защита жертв ВК; орнаничение
воюющих в выборе методов и средств; охрана гражданских объектов и
культурных ценностей; Защита интересов нетральных гос-ств. продолжение
--PAGE_BREAK--Нормами МП
являются 4 (четыре) Женевских Конвенций 1946 г. и дополнительные
протоколы I и II 1977 г. Направлено на категории лиц: раненным, больным,
лицам петерпевшим караблекрушение, военнопленным и гражданскому населению.
МГП обязывает нетральные страны помогать этим лицам. Обеспечивать правовой
режим военнопленных. Только комбатанты – могут стать военнопленными,
Некомбатанты такими не являются. Гражданское население – лица не
предадлежащие к участникам войны и не принимающие участия. Если существует
сомнения о принадлежнсти лица – то оно считается гражданским.
27. Ответственность за преступления М-П характера Международные
преступления – это тягчающие международно-противоправные деяния (для гос-
ств также невыполнение обязательств), которые нарушают основополагающие
нормы МП, имеющие жизненно важное значение для всего международного
сообщества, и угражают международному миру и безопасности. Преступления
относящиеся к данной категории: преступления против мира, военные
преступления и преступления против человечности (Нюрнберге 1945 и Токио
1946 гг.). Квалификацию преступления против человечности получили геноцид
(Конференции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него
1948 г.), расизм и рассовая дискриминация (М/н конференция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации 1965), апартеид (М/н Конвенция пресечении
преступления апартеида и наказании за него 1973), применение ядерного
оружия (Декларация ГА ООН 1961 о запрещении применения ядерного оружия),
колониализм (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным
странам и народам). В 1953 г Комиссия м/н права разработала проект кодекса
преступлений против мира и б/о чел-ва, который не был принят 1954 г. В 1997
г. Комиссия м/н права подготовила новый проект. Кде включены преступления:
агрессия, угроза агрессии, вмешательство во внутренние дела гос-ва,
геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав
человека, исключительно серьезные военные преступления, международный
терроризм, м/н оборот наркотиков, серьезный ущерб окружающей среде. М/н
ответственность физических лиц – при преступлениях, совершаемые отдельными
лицами или группами лиц не от имени гос-ва, но имеющие международные
последствия. считаются преступлениями международного характера. Судят по
нац-ному законодательству (Гаага — Нидерланды). Ответственность гос-ва -
ограничение его юрисдикции в отношении собственных граждан –
непосредственных участников совершения м/н престепления. Их судят суды.
Осуществляющие международную уголовную юрисдикцию.
28. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов (ВК) Средства ведения
войны — это оружие, принимаемое вооруженными силами воюющих для уничтожения
живой силы и военной техники противника; методы ведения войны — это
различные способы использования средств ведения войны в указанных целях.
Цель средств и методов ведения боевых действий одна — “ослабление военных
сил неприятеля; для достижения этой цели достаточно выводить из строя
наибольшее, по возможности, число людей” (Декларация 1868 г.). В ст. 22
Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г указывается – воюющие
не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда
неприятелю. Запрещенные методы: 1. предательское убийство или ранение
неприятеля; 2. Нападение на вышедших из строя; 3. взятие заложников; 4.
Отдать приказ – не оставлять никого в живых; 5. принуждать служить в силах
неприятеля; 6. бомбардировка незащищенных городов; 7. использование не по
назначению отличительные национальные и международные защитные эмблемы.
Запрещенные средства – этопричиняющие излишние страдания своим поражающими
свойствами: 1. взрывчатые и зажигательные, легко разварачивающиеся и
сплющивающиеся пули; 2. снаряды с удушающими или вредоносными газами; 3.
ядовитые, удушающие газы; 4. бактериологическое оружие; 5. средства
воздействия на природу (долгосрочные, широкие поледствия). Запрещается
использование обычного вооружения с неизбирательным действием. В 1993 г.
Удолось запретить применение хим. оружия. В Оттаве подписана 130 гос-вами
Ковенция нераспространении противопихотных мин. ГА ООН запросила М/н Суд о
правомерности использования ядерного оружия. М/н Суд пришел к выводу, что
нет м/н норм запрещающих использование ядерного оружия, но есть
ограничительные нормы. Но любое применение подпадает под действия норм МГП,
из-за поражающего фактора.
29. Международный договор – источник международного права
Венские Конвенции 1969 «О праве м/н договора» и Венская конвенция 1986 г.
«О праве дог-ров между гос-вами и м/н орг.». М/н договор – заключенный
между субъектами МПв письменной форме, не зависимо от того, содержет ли
такое соглашение в одном или более связанных между собой док-тах, а также
независимо от конкретного наименования. Договор может также быть и усным.
Классифицируются по кругу участников и объекту. По кругу участников –
двусторонние и многосторонние (универсальные и ограниченным числом
участников). По объекту: по политическим, экономическим, экологическим,
правовым, транспортным вопросам и вопросам связи, и т. д. Закрытые договора
– уставы м/н организаций, двусторонние дог-ра. Участие в таких договорах
третьих гос-ств предполагает согласие участников. Открытые договора –
Венская Конвенция о правопреемственности гос-ва 1983 г. Закон РФ « О
международных договорах» от 1995 г. Классифицирует договора заключаемые от:
1. имени РФ; 2. межправительственные; 3. Межведомственные. Все эти договора
являются договорами России, и в независимости какое ведомство подписало
договор, он создает права и налагает обязанности на РФ в целом. Форма МД:
1. письменный договор; 2. устный - джентельменское соглашение. Структура:
1. Преамбула – формируется цель договора и толкование дог-ра; 2. Основная
часть – делится на статьи и могут быть сгрупированны в разделы (конвенция
ООН по морскому праву 1982 г.), главы (устав ООН), или части (Чикагскоя
конвенция международной гражданской авиации 1944 г.); 3. Заключительная
часть – условия вступления или прекрощения договора, язык; 4. Подписи
сторон. Наименования договоров – конвенция, соглашение, собственно договор,
хартия, устав, пакт, декларация, протокол, без названия и т. д. – не имеет
юридического значения, поскольку понятие «договор» является родовым. Язык
договора определяется сторонами, обычно используется третьий нетральный
язык, который используется для толкования договора.
30. Участники вооруженных конфликтов
В 1977 г. На дип. конференции, принявшие доп протоколы I и II к Женевской
Конвенции «О защите жертв войны» от 1949 г. Впервые было сформулировано
понятие Вооруженные силы и включает наличие: 1. военной организацией, под
командованием лица, ответственным за поведение своих подчиненных; 2.
Внутренней дисциплинарной системой, обеспечивающей соблюдение норм МГП. УВК
делятся на комбатантов – сражающихся и некомбатантов - несражающихся.
Комбатанты являются законными если: 1. имеют лидера; 2. имеют отличительные
знаки; 3. открыто носят оружие; 4. соблюдают правила войны. К некомбатантам
относятся мед. и духовный персонал. Комбатант может использовать высшую
меру насилия, Некомбатант может использовать оружие только при самообороне.
На комбатантов распространяется режим военнопленных. Некомбатанты не
являются военнопленными и при пленении могут оказывать мед. и духовную
помощь. Комбатант в морской войне: 1. экипаж военных кораблей; летчики ВМФ;
экипаж торговых кораблей переоборудованных в военные. Комбатанты воздушной
войны – летчики военных самолетов. Некомбатантами – экипаж санитарных
самолетов. Воздушная война не регламентирована в МП, проект в Гааге 1923 о
воздушной войне не вступил в силу. Главный вопрос бомбардировка с воздуха.
Должны максимально оберегаться гражданские, культурные здания, госпиталя.
Для этого дожны обозначены спец знаками, чтобы были видны с воздуха.
Военный разведчик – это лицо, собирающий сведения в районе действия
противника в форме своей армии. При пленении на него распростроняется режим
военнопленного. Наемник не является участником ВК, на него не
распространяется режим военнопленного и с точки зрения МП являются
уголовными преступниками: 1. завербованный для срожения в ВК; 2. фактически
принимающий участие; 3. Его цель получение выгоды; 4. не являющийся
гражданином и не проживает в гос-ва; 5. не входит в личный состав ВС; 6. Не
направлено гос-вом для выполнения официальных обязанностей. Военный шпион
(лазутчик) – Гаагская конвенция 1907 – лицо которое действуя тайным образом
или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в
районе действия одного из воюющих с намерением сообщить такое противной
стороне. Не имеет статус военнопленного.
31. Заключение Международного Договора: принятие согласованного текста
договора и установление его аутентичности Стадии заключения договора: 1.
подготовка и принятие текстадоговора; 2. установление аутентичноститекстов;
3. выражение соглания сторон по обязательствам договора. Заключению
договора предшествует договорная инициатива. Полномоченные и
уполномоченные. Законодательством гос-ва и правилами м/н оганизации
определяется какие органы могут от их имени заключать договора. А этими
органами уполномочиваются лица для подписания. Подготовка текста договора
осуществляется путем переговоров через дипломатические каналы, на м/н
конференциях и в м/н организациях. В ООН действуе Комиссия МП которая
подготавливает проекты М/Н норм. Принятие текста договора имеет разные
формы — подписание текста или парафирование. В м/н организациях принятие
происходит путем голосования 2/3 голосов если не предусмотрено иное.
Установление аутентичности текста договора – означает, что данный текст
является подленным и достоверным. После чего договор не подлежит изменению,
согласно ст. 10 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг., путем условного
подписания (ad referundum), парафирование илизаключение акта конференции,
где содержитсяданный текст.
32. Правовое регулирование вооруженных конфликтов международного и
немеждународного характера.
Право вооруженных конфликтов (ПВК) — совокупность норм и принципов,
применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных
конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и
методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе
этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность
государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.
Предметом – отношения между воюющими продолжение
--PAGE_BREAK--