Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


по Трудовому праву 2

--PAGE_BREAK--

Правоотношения длятся до окончания срока действия соглашения. Эти правоотношения могут возобновиться, если кто-то из партнеров проявит инициативу по ведению новых коллективных переговоров, по заключению нового соглашения или возобновлению старого.

Началом коллективных переговоров считается момент письменного уведомления другой стороны о начале переговоров. Другая же сторона в течение семи календарных дней обязана начать переговоры. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению соглашения вправе выступить любая из сторон.
Трудовой кодекс предусматривает порядок ведения коллективных переговоров, разрешения разногласий, возникающих в ходе переговоров, порядок и сроки разработки и заключения соглашений, их содержание. Установленный законом, указанный порядок, права и обязанности в нем партнеров относятся к содержанию социально-партнерских правоотношений.

Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве могут быть двух видов: по ученическому договору работника для повышения его квалификации, переобучения, обучению смежным профессиям; по руководству обучением на производстве.

Основанием для возникновения ученического правоотношения является заключение ученического договора между работников и работодателем. Прекращается ученическое правоотношение с окончанием обучения и сдачей учеником квалификационного экзамена, после чего ученическое правоотношение трансформируется в обычное трудовое более высокой квалификации.

Содержанием ученического правоотношения являются обязанность работника-ученика овладеть в установленный в соответствии с договором срок (обычно не более шести месяцев) оговоренной специальностью, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка, и обязанность работодателя организовать его, оплачивать время обучения в установленном договором размере, соблюдать трудовое законодательство и по окончании обучения обеспечить его работой по полученной специальности. На ученика в период обучения распространяется трудовое законодательство как на работника данного производства.

Договор об ученичестве может быть заключен и с работником, намеченным к высвобождению. Тогда ученическое правоотношение возникает в дополнение к его трудовому. Но оно может быть и самостоятельным, если обучение вышло за пределы предупредительного срока. Основной рабочей функцией ученика является освоение им специальности не только теоретически, но и практически — для приобретения навыков.
Ученическое правоотношение по повышению квалификации, переобучению, обучению смежным профессиям непосредственно на производстве возникает у работника, имеющего трудовой договор и трудовое правоотношение, в дополнение к ним. Например, работник наряду со своей работой по специальности осваивает вторую специальность, чтобы затем совмещать эти профессии, или работник два-три месяца проходит в организованной на производстве форме повышение своей квалификации, обучаясь работе на компьютере и т.п.

Основанием возникновения такого сопутствующего трудовому правоотношения является направление работника по соглашению с работодателем на данную форму обучения — повышение квалификации на определенный срок и заключение с ним ученического договора.

Правоотношение по руководству обучением на производстве возникает. Между обучающим лицом и работодателем. Как правило1 таким обучающим лицом является высококвалифицированный работник данной организации, к которому прикрепляют для обучения учеников. Поэтому для обучающего данное правоотношение возникает также как дополнительное к его трудовому правоотношению с момента такого прикрепления и оканчивается сдачей учеником (учениками) квалификационных экзаменов. Но данное правоотношение по обучению может возникнуть у обучающего лица и как разновидность трудового правоотношения, если он занят только обучением учеников.

Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства. Субъектами данных правоотношений являются, с одной стороны, Федеральная инспекция труда и специализированные государственные или профсоюзные инспекции, осуществляющие надзор и профсоюзный контроль за охраной труда, за соблюдением трудового законодательства, а с другой — должностные лица администрации, работодатели, которые обязаны обеспечить охрану труда и соблюдать трудовое законодательство.

Эти правоотношения возникают с момента начала работы организации. До того у данных органов надзора и контроля есть соответствующие правоотношения по предупредительному надзору с проектно-строительными организациями по соблюдению уже в проектах оборудования, механизмов, промышленных зданий и сооружений, а также при сдаче их в эксплуатацию правил техники безопасности и производственной санитарии. Прекращаются эти правоотношения с ликвидацией данного производства.

Содержанием названных правоотношений является обязанность органов надзора и контроля осуществлять надзор и контроль за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и обязанность работодателей, должностных лиц администрации обеспечить условия для осуществления прав этих органов по надзору и профсоюзному контролю и нести перед ними соответствующую правовую ответственность за трудовые правонарушения, несоблюдение правил охраны труда.

Трудовая правосубъектность органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства возникает с момента их образования. Задачи, права и обязанности соответствующих органов надзора и контроля регламентируются положениями о них.

Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора. Эти правоотношения возможны двух видов в зависимости от того, какая сторона нанесла вред другой стороне трудового договора: правоотношения по ответственности работодателя за вред, причиненный работнику; правоотношения по материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю.

Субъекты данных правоотношений — стороны трудового договора, т.е. субъекты трудовых правоотношений.

Основанием возникновения правоотношений является противоправное виновное причинение ущерба другой стороне трудового договора. Прекращаются правоотношения окончанием выплаты причитающихся в соответствии с трудовым законодательством сумм в возмещение ущерба потерпевшей стороне.

Содержанием правоотношений является обязанность виновной стороны возместить причиненный ею вред другой стороне трудового договора в соответствии с законодательством.
Эти правоотношения носят охранительный характер. Они охраняют право работника на безопасные и здоровые условия труда и его право на труд, с одной стороны, и имущество работодателя от небрежного к нему отношения — с другой.

Правоотношения по разрешению трудовых споров. Правоотношения по разрешению трудовых споров — это процессуальные правоотношения охранительного характера в отличие от иных, материальных. Но в них применяются для решения спора нормы материального трудового права. Между их субъектами возникает процессуальная связь, т.е. по процессу разрешения индивидуального или коллективного трудового спора. При обращении с трудовым спором в соответствующий юрисдикционный орган у этого органа возникают процессуальные правоотношения с каждой из спорящих сторон, а также с другими возможными участниками разрешения трудового спора (свидетелями, экспертами и др.).

Основанием возникновения названных правоотношений является поступившее в данный орган заявление о разрешении трудового спора. Прекращаются процессуальные правоотношения вынесением юрисдикционным органом решения по трудовому спору.

Содержание правоотношений по разрешению трудовых споров определяется трудовым законодательством, а при рассмотрении спора в суде — еще и гражданским процессуальным законодательством. При рассмотрении спора вышестоящим органом возникают административно-процессуальные правоотношения. Следовательно, правоотношения по рассмотрению трудовых споров в зависимости от того, нормами какой отрасли права регулируются данные процессуальные отношения, возможны трех видов:

· трудовые процессуальные правоотношения — в КТС, примирительной комиссии, с посредником, в трудовом арбитраже;

· гражданские процессуальные правоотношения — в суде;

· административно-процессуальные правоотношения — в вышестоящем органе.
Все они представляют процесс разрешения спора в его динамике. Сам процесс — особая форма применения норм трудового права уполномоченным на то юрисдикционным органом, когда он может к обязанному субъекту, нарушившему свою трудовую обязанность и права другого субъекта трудового права, применять принудительную силу государства для выполнения этой обязанности.
3.Стороны и роль коллективного договора в условиях перехода к рынку.

      Становление  рыночной  экономики  в  нашей  стране  связано  с   целым

комплексом   социальных   преобразований,   появлением    новых    субъектов экономических отношений, развитием социальных институтов, представляющих  их интересы  в  экономической  и  политической   сферах   общественной   жизни. Кардинальные преобразования произошли и в сфере трудовых отношений.      На протяжении десятилетий тоталитарное  государство,  контролировавшее все стороны общественной жизни,  монопольно  устанавливавшее  условия  найма рабочей силы – уровень тарифной заработной платы, сроки и размеры  повышения ставок и должностных окладов, величину и условия выплаты доплат, надбавок  и

премий, продолжительность рабочего времени и отпусков и т.д.

      Современное положение в экономике, отказ от государства от  детального регламентирования  общественных  отношений,   признание  и   государственная защита  частной  собственности  коренным   образом   изменили   характер   и содержание трудовых отношений. Формирование ключевых  фигур  рынка  труда  – работодателя и наемного работника – повлекло за  собой  развитие  социальных институтов, способных адекватно отразить и представить их интересы  во  всех сферах общественной жизни. Эффективное функционирование рынка труда  требует согласования  интересов,   разрешения   назревающих   конфликтов   субъектов производства,  вступающих  в  трудовые  отношения  на  основе  купли-продажи рабочей силы.

      Именно  поэтому  в  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  прочно

утвердился  институт,  получивший  название  коллективно-договорной  системы

регулирования  трудовых  отношений  между  работодателем  и  работником   на индивидуальной основе, регулированием трудовых  отношений  государством  или третьим субъектом. Соотношение между этими субъектами  на  различных  рынках труда различно. В США и Канаде, например, государство  устанавливает  только минимум законодательных  норм  относительно  условий  занятости;  социальное законодательство во многих европейских  странах  охватывает  широкий  спектр вопросов,   которые   могут   являться   предметом    коллективно-договорной системы. В любом случае законодательные нормы, определяемые  государством служат отправной  точкой  для  заключения  соглашений,  минимальным  уровнем повышения которого является  целью  проведения  коллективных  переговоров  и заключения коллективных договоров как закономерного следствия  последних.  В этом смысле коллективно-договорная система играет на рынке труда роль  более активную, чем государственное  регулирование.  Именно  в  этом  направлении, начиная с 1991 г. осуществляется развитие коллективно-договорной  системы  в нашей стране.

      Для того чтобы понять причины  коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений, необходимо четко представлять  себе  роль,  которую  оно выполняет в практике функционирования рынка труда

      Важнейшим  преимуществом  подобного  регулирования  является  гибкость принятия решений, не сравнимая ни с законодательными, ни с судебными,  ни  с административными  методами.  «Содержание,  методы  и  процедуры  заключения коллективных договоров различны не только между  странами,  но  и  в  рамках каждой  из  них,  поскольку  отражают   конкретное   содержание   требований работников различных отраслей и предприятий».

       Другой   причиной   превалирования   коллективных   договоров   между

работниками и работодателями на рынке труда является то, что  этот  институт соответствует широко распространенным представлениям о реализации  принципов равенства и социальной справедливости в сфере рыночных отношений.  Отдельный работник не может индивидуально противостоять эксплуатации со стороны  более сильного субъекта – работодателя.
       В  то  же  время,  важнейшее  значение,  как  уже  отмечалось,  имеет

реализация  стабильности  в  трудовых  отношениях.   «Коллективно-договорная система сама  по  себе  не  может  устранить  конфликт  во  взаимоотношениях субъектов рынка труда,  поскольку  конфликт  основывается  на  существовании различных   социальных   интересов,   целей,    субъективных    устремлений, требований.   Однако,   система    коллективных    договоров    способствует согласованию интересов, взаимообразному учету проблем обеих  сторон». Не существует  гарантий  безусловного  согласия   и   моментальной   ликвидации конфликта, но процесс переговоров создает  возможность  достижения  наиболее приемлемого результата.

       Кроме  того,  достигнутые  соглашения,  приобретая  форму   договора,

обязывают обе стороны действовать  в  соответствии  с  этими  условиями,  не прибегая к крайним мерам – забастовкам  или  увольнениям,  что  обеспечивает социальную  и  экономическую  стабильность.  В  этом   смысле   коллективные переговоры  представляют  собой  созидательный   процесс,   выгодный   обеим сторонам.

        Далее,   современный    коллективный    договор    является    актом

непосредственного участия  трудовых  коллективов  в  правовом  регулировании труда  работников  конкретного  предприятия,  в  создании   локальных   норм трудового права с одной стороны, а с другой  –  он  является  актом  участия работников, их трудового коллектива  в  управлении  предприятием,  поскольку может развивать производственную демократию, участие работников в  локальном правотворчестве.

       В  изложенном   заключается   правовая,   социально-экономическая   и

политическая роль коллективного договора.

      Наконец, коллективный  договор  «  …  выступает  в  качестве  средства

воспитания   дисциплины   труда,   добросовестного   отношения   к    труду,

предусматривая     меры     материального     и     морального     поощрения

высококачественного  труда  и  меры  воздействия   на   недисциплинированных

работников  –  нарушителей  коллективного  договора». Производственное,

народнохозяйственное  значение  коллективного  договора  в   том,   что   он

направлен на совершенствование производства,  организации  труда,  улучшения качества продукции, повышения производительности труда.

      В силу  этого  одной  из  своих  функций  многие  государства  считают

установление и поддержание равенства  субъектов  трудовых  отношений,  иными словами осуществляют регулирование трудовых  отношений  исходя  из  принципа социального партнерства между  трудящимися  и  работодателями.  Причем,  как неоднократно отмечалось выше, это не означает веры в гармоничную  социальную утопию, но  признание  интересов  у  этих  групп  людей  не  должно  снимать стремления к социальному равновесию. Социальное партнерство должно  строится на  обоюдной  заинтересованности  в  развитии  производства,   экономическом прогрессе.

      Как показывает опыт зарубежных стран и  небольшой  опыт  существования коллективно-договорной   системы,   основанной   на   принципе   социального партнерства в нашей  стране,  многие  вопросы  общественной  жизни  решаются легче, если стороны изначально ориентируются  на  сотрудничество,  а  не  на конфронтацию.  Отказ  от  взаимных  уступок  лишает   общество   перспективы позитивных перемен, и другого  способа  достичь  согласия  и  экономического возрождения  общества нет.

    Из понятия коллективного договора вытекает его двусторонний  характер.

Одной его стороной является коллектив работников в лице его  представителей.

Представителями работников согласно ст. 2 Закона 1992 г. являются:

 1) Органы профессиональных союзов, уполномоченные на  представительство  в

    соответствии с их уставом;

 2) Органы общественной самодеятельности, образованные  на  общем  собрании

    (конференции) работников предприятия и уполномоченные ими.

      Если  со   стороны   работников   выступают   одновременно   несколько

представителей,  то  в  течение  5  календарных  дней   формируется   единый

представительный орган для ведения переговоров, разработки  единого  проекта и заключения единого  коллективного  договора.  Порядок  образования  такого органа,  нормы  представительства  различных  органов   устанавливаются   по договоренности  между  органами,  имеющими  право  на  ведение  переговоров. «Создание  вышеназванного  органа  целесообразно  оформить  протоколом   или специальным  решением,  подписанным  всеми  его      продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.