--PAGE_BREAK--I. Понятие правовой системы 1.1. Основные определения. Классификация правовых систем
Каждое из сегодняшних государств имеет свое право, и более того, право может служить признаком некоторых негосударственные образования. У разных стран оно сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями. [14]
То влияние, которое оказывает на жизнь общества отрасль права, не может быть игнорировано, оно многообразно и затрагивает как личную жизнь граждан, так и взаимоотношения государств. Каждое из этих правовых явлений обладает определенными функциональными свойствами. Отсюда возникло, было обосновано и утвердилось понятие «правовая система», охватившее широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты.
Понятие «правовая система в широком смысле» требует за всем разнообразием признаков, отличающих национальное законодательство, видеть черты общего (универсального) права. Эти признаки могут иметь содержательный характер (например, институт прав человека), но могут быть формальными, например, сходство структуры законодательства. Ценность понятия «правовой системы» в широком значении заключается в том, что оно дает дополнительные аналитические возможности для комплексного анализа и характеристики права той или иной конкретной страны.
Понятие «правовая система», используемое в широком значении, тесно связано со сравнительным правоведением. Терминология здесь весьма разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-О. Эберт и М. Рейнстайн – «правовые круги», И. Сабо – «форма правовых систем», С.С. Алексеев – «структурная общность». Наиболее распространен термин «правовая семья»
По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье правовая система – это «вместилище, сосредоточение разнообразных юридических явлений». В.В. Бойцова под категорией правовая система понимает следующее: «категория «правовая система» служит для объединения национального права государств, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об их относительном единстве». На мой взгляд, данное определение не отражает всего смысла, заложенного в этом понятии.
В целом можно сказать, чтоправовая система – это часть целого, часть права, и если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. [12,13]
Право – ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества, а правовая система – вся «правовая действительность» данного государства. [4]
Каждая страна имеет свою, особенную отвечающую ее интересам правовую систему. В условиях разных по своей форме цивилизаций, разных культурных традиций, формируются разные правовые системы. Хотя у всех этих обществ есть один общий элемент: обязательные для выполнения правила поведения и организация общественных отношений.
Различия между правом разных стран значительно уменьшается, если исходить не из содержания конкретных норм, а из более постоянных элементов правовой системы. Например, использование различных словарей у двух данных правовых систем или различия в юридической технике. Нормы права могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи». [5]
Л. Бержель писал: «Многочисленность и разнообразие юридических систем – это очевидность, обусловленная разнообразием человеческих обществ, в рамках которых функционирует и жизнь которых упорядочивает право». [3]
Так Л. Бержель по этому же вопросу пишет: «В зависимости от того, принимаются или нет во внимание все известные правовые системы, и в зависимости от роли, которая принимается тем или иным критерием, классификация правовых систем может проводится по разному. Некоторые авторы ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем: западные системы права; правовые системы советского типа; религиозные правовые системы. Другие авторы, принимая во внимание большое количество критериев насчитывают до 7-8 правовых систем: романистические, нордические, социалистические системы права, группа, объединяющая правовые системы немецкого типа, группа правовых систем, основанных на «обычном праве», системы, базирующиеся на исламской традиции, на индусской традиции и, наконец, правовые системы дальнего востока. Во Франции М. Рене Давид различал пять правовых систем, опираясь в большей мере на их идеологию, чем на арсенал используемых технических средств; позднее, в процессе совершенствования такой классификации он, объединив идеологический и технический критерии изменил конфигурацию своей системы и оставил только четыре больших семейства правовых систем: 1) Романо-германские правовые системы; 2) социалистические системы права; 3) правовые системы, основанные на «обычном праве», а так же 4) религиозные и традиционные правовые системы». [3]
В учебнике И.А. Иванникова основные правовые системы народов мира представлены следующим образом: англосаксонское право, романо-германская правовая семья, мусульманская правовая семья, индусское право, особняком проводятся правовая система Китая и Израиля.
продолжение
--PAGE_BREAK--