--PAGE_BREAK--
Глава
2
. Психологические и этические основы допроса
несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.
2.1. Психологические основы допроса.
Допрос является одним из психологизированных действий, связанных с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психологическим воздействием между ними. Природа этого взаимного воздействия является информационной: допрашиваемый в этом процессе выступает источником информации, а допрашивающий — ее «заказчиком» и получателем.2
Отсюда необходимость использования данных психологии при производстве допроса. Без знания психологии потерпевших и свидетелей, закономерностей, проявляющихся при восприятии ими события преступления и в процессе расследования, без психологического подхода и влияния на всех участников следственных действий повседневная работа следователя невозможна. Работа с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями в процессе расследования преступления требует от следователя умения разбираться в психологии подростков, владения психологическим подходом к несовершеннолетним, умело и в рамках доступности психологически воздействовать на них. К сожалению, надо отметить отрицательные моменты, присутствующие в следственной практике относительно этого вопроса. По данным анкетирования, проведенного Шепитько В.Ю., свидетельствуют о том, что 67,3% опрошенных следователей не имеют в своем распоряжении необходимой литературы по психологии несовершеннолетних, а 72%
опрошенных не смогли даже указать какую — либо литературу по данной
проблеме.
1 Еникеев М.Н. Основы общей и юридической психологии./ Отв. ред. Еникеев М.Н. - М.: Изд. Юрист, 1996. – С.145
2Питерцев С.К., Степанов А. А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. – М.: Изд. СПб., 2001. — С.14.
Типологические особенности психологии связаны в первую очередь с процессуальным положением лица, его правами и обязанностями, его взаимоотношениями с другими участниками следственных действий. Несовершеннолетий свидетель старается иногда, не имея личной заинтересованности, определить линию поведения следователя и «угодить» ему своими показаниями, которые в этом случае оказываются не всегда объективными. Законных представителей и близких родственников такого свидетеля (до 16 лет), если они присутствуют при допросе, беспокоит, прежде всего, вопрос, не будет ли каких-либо неприятностей по поводу даваемых показаний. Этим и определяется их психологическая линия. Для педагога участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля равносильно исполнению своих обязанностей. Поэтому и психологический настрой его, как правило, вполне благоприятен для целей допроса.
Что касается потерпевшего несовершеннолетнего, то здесь объективность потерпевшего иногда осложняется тем, что подростки склонны бессознательно или с умыслом преувеличивать грозившую им опасность при совершении преступления. Если при допросе участвует его законный представитель, то типологические черты его психологии подобны чертам самого потерпевшего. Во многих случаях они еще более эмоционально выражены и отличаются большей активностью, если потерпевший малолетний.
Знание следователем психологических основ допроса такой категории лиц имеет большую практическую значимость потому, что оно в значительной степени позволяет добиться управляемости процесса получения показаний,устранить факторы и условия, отрицательно влияющие на формирование
полных и правдивых показаний, тем самым получить наибольшую информацию об известных такому лицу и интересующих следствие фактах и обстоятельствах.
Из всей совокупности характеристик структуры личности несовершеннолетнего необходимо выделить социально — психологическую характеристику, которая включает в себя многообразные возрастно-психологические особенности, черты, свойства, тенденции и противоречия, присущие подросткам.
Некоторые авторы, например Корнеева Л.М. считают, что допрос несовершеннолетних и малолетних свидетелей имеет специфические особенности, обусловливаемые индивидуальными свойствами и уровнем развития этих свидетелей. По мнению автора, довольно распространенная ошибка следователей заключается в том, что они не видят различия между допросом взрослых и несовершеннолетних, а тем более, малолетних свидетелей. Корнеева Л.М. отмечает, что в качестве свидетеля могут допрашиваться не только совершеннолетние, но и малолетние, то есть дети до 12 лет1.
С мнением нельзя не согласиться, однако, представляется, что специфика допроса несовершеннолетних в большей степени зависит от психолого-возрастного критерия, нежели от каких-то иных особенностей.
В Главе 1. «Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей» приведена классификация несовершеннолетних, предложенная Кобцовой Т.С. и Кузнецовой СВ… Однако, заслуживает особого внимания классификация, которою предлагает Порубов Н.И.:
- младенческий возраст (от рождения до года);
- раннее детство (от года до 3 лет);
-дошкольный возраст (от 3 до 7);
- младший школьный возраст (от 7 до 11);
- подростки (от 11 до 14-15 лет);
- старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет)2.
1Карнеева Л.М., Ордынский С.С, Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. - М.: Изд. Дело, 1962. — С.73.
2Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие: / Отв. ред. Порубов Н.И. — М.: Изд. БЕК, 1998. — С.145.
--PAGE_BREAK--
Одним из условий допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, обеспечивающих получение полных и достоверных показаний служит установление психологического контакта между следователем и допрашиваемым. Предпосылки для установления такого контакта создаются при помощи разнообразных, сочетающихся между собой тактических приемов. Недостаточно рассматривать действия следователя лишь в плане психологического контакта, оставляя без внимания их этическую сторону. Крайне важно, чтобы несовершеннолетний свидетель (потерпевший) увидел в лице следователя не только специалиста высокой квалификации, но и человека широкой эрудиции, разбирающегося в тех областях человеческой деятельности, которые близки допрашиваемому (музыка или спорт, к примеру).
Однако, установление общности станет возможным, если следователь
действительно заинтересован в какой — то проблеме, разбирается в ней. Целесообразней проявить интерес к той области, о которой говорит сам несовершеннолетний и, если следователь не знаком с ней (недостаточно глубоко ее знает), сказать об этом допрашиваемому. Такое поведение следователя может расцениваться допрашиваемым как заботливое, вдумчивое отношение к жизни подростка, его занятиям, что скорее позволит установить с ним контакт.
Следователю важно помнить, что человек ищет в другом то, чего ему самому не хватает. Поэтому желательно, чтобы следователь обладал способностью непосредственного положительного эмоционально — волевого влияния на несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего и стал на этой основе своего рода авторитетом для него.
С точки зрения норм высоконравственного поведения следователем в ходе допроса несовершеннолетнего недопустимы действия, преследующие целью унижение его чести и достоинства.
«Соблюдение принципа уважения чести и достоинства личности, — пишет Яшин А.А., — особенно актуален при производстве одного из самых распространенных следственных действий -допроса. Однако, судебно — следственная практика свидетельствует, что причинение физического, морального или иного ущерба, унижения человеческого достоинства могут иметь место при проведении обысков, личных обысков, экспертиз, освидетельствований, а также допросов и очных ставок».1
Действия следователя не должны характеризоваться неглубоким продумыванием вопросов, скоропалительными выводами, поспешностью принятия решений, небрежностью, формализмом и другими отрицательными моментами. По мнению Кузнецовой СВ. и Кобцовой Т.С., с которым нельзя несогласиться, этика допроса включает в себя следующие нравственные
правила: непримиримое отношение к любым фактам нарушения требований закона, относящихся к допросу; объективность; принципиальность; отсутствие предвзятости, недоверия и подозрительности; запрет ставить наводящие вопросы; соблюдение чувства такта при допросе; постановка вопросов в спокойном тоне; запрет в ходе допроса комментировать, оценивать показания допрашиваемого2.
Запрещение использования в ходе допроса наводящих вопросов — одно из правовых и нравственных требований, обращенных к следователю. Наводящие вопросы действуют внушающе на допрашиваемого, так как уже в своей формулировке содержат желательный для следователя ответ. А поскольку несовершеннолетние наиболее подвержены внушающему воздействию со стороны взрослых, запрет использования наводящих вопросов в ходе их допроса особенно актуален.
1Яшин А.А. Особенности реализации конституционного принципа уважения чести и достоинства личности при производстве отдельных следственных действий.// Следователь. — 2003. — №7. — С.35.
2Кузнецова СВ., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних: Практическое пособие. - М.: Изд. Юрист, 2004. — С.31.
Следует отметить еще один важный момент. 4.2 ст. 189 УПК четко указывает на запрет задавать наводящие вопросы. «В остальном, — говорит Закон, — следователь свободен при выборе тактики допроса». Однако данная свобода должна ограничиваться, помимо прочего, требованиями ст. 9, ч.4 ст. 164 УПК; статьей 2 Конституции РФ. Это означает, что применяемые при производстве допроса тактические приемы и рекомендации не должны быть связаны с угрозами, насилием, шантажом, пытками, которые, по мнению Яшина А.А., до сих пор имеют место в нашей следственной практике.
Внушающее воздействие вопроса может проявляться не только в самой форме вопроса, но и в том, как этот вопрос произнесен, каким тоном, с каким
выражением. Доброжелательный тон допроса не исключает, а предполагает
контроль за поведением допрашиваемого, замечания и предупреждения в случае проявлений развязности с его стороны. Следователь может использовать при этом иронию, обычно действующую на несовершеннолетних. К допрашиваемым в возрасте 16-17 лет желательно обращаться на «Вы»1.
Так, тон при допросе имеет нравственное значение не только в том смысле, что, являясь проявлением уважения к личности допрашиваемого несовершеннолетнего, снижает излишнее напряжение и волнение, но и предотвращает возможность внушения.
Помимо наводящих, запрещается задавать улавливающие и безнравственные вопросы. Не следует комментировать вслух ответы допрашиваемого, без надобности перебивать его.
Как нарушение профессиональной этики следует расценивать неуместные шутки следователя в адрес допрашиваемого, фамильярность, использование выражений, употребляемых несовершеннолетними, в целях установления контакта с ним. Следователь не имеет морального права при допросе несовершеннолетнего опускаться до психологии этого лица.
1Найденов В.В., Олейник П.А. Руководство для следователей. Часть 1. — М.: Юридическая литература, 1981. — С. 197.
У некоторых детей присутствуют выраженные дефекты произношения, которых они начинают стыдиться примерно с 5-6 лет. Как правило, такие дети быстро замыкаются, стараются прекратить разговор, если обнаруживают, что их недостаток замечен окружающими. Во время допроса не рекомендуется поправлять их произношение, переспрашивать без крайней необходимости.
Если ребенок заикается, следователь должен избегать распространенной ошибки — договаривать то слово, которое не может выговорить заикающийся ребенок. Это мешает допрашиваемому, подчеркивает его дефект, создает барьер в общении.
Стремясь получить от несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля достоверные показания, следователь обязан сам быть правдивым и честным по отношению к допрашиваемому. Попытки обмана, введения в заблуждение,
предпринятые допрашивающим, только затруднят установление истины по делу, поскольку подростки тонко чувствуют ложь.
На подростка в значительно большей мере, чем на взрослого в процессе общения оказывают влияние не только слова и поступки собеседников, но и их внешний облик. Культура поведения следователя, опрятность, вежливость, внимательность, тактичность и другие качества, которые обычно относятся к эстетике поведения, в ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего имеют немаловажное значение.
Очень важно внимательно и осторожно подходить к организации и проведению допросов несовершеннолетних. Расследование дел с их участием должно быть четко организованным, занимать по возможности минимальный промежуток времени, поручаться опытным и высококвалифицированным специалистам. Необходимо, чтобы от первой беседы или от первого допроса до конца расследования дело находилось в производстве одного следователя, первейшей обязанностью которого было бы обеспечение, насколько это возможно, сокращения числа допросов несовершеннолетнего и их правильное, не травмирующее его психику поведение. Тем не менее, изучение материалов уголовных дел подтвердило факт нарушения данного положения.
В специальной литературе разработке нравственных критериев допустимости использования приемов расследования (и в частности, допроса) уделяется немалое внимание. Так, например, в работе Скичко О.Ю. приведены этические критерии — принципы поведения:
1. Выбирая тактические средства, следователь должен принимать все
зависящие от него меры для того, чтобы средства приводили к достижению
целей предварительного следствия.
2. Он должен в равной мере принимать все зависящие от него меры для
обнаружения у средств побочных свойств, могущих причинить вред
общественным интересам и интересам различных лиц. При их обнаружении он
должен принимать необходимые меры для предотвращения вреда1.
Однако данные критерии дают следователю лишь общее представление о характере и возможностях предстоящих действий и не всегда способствует глубокому осознанию нравственных начал уголовного судопроизводства.
Наиболее важными для работы следователя считаются коммуникативные способности, затем — организаторские и на третьем месте — конструктивные.1 Можно выделить следующие личные качества, приобретающие для следователя значение профессиональных:
исключительная честность, предельная объективность, способность принимать решения, соответствующие закону и собственному убеждению;
- чувство ответственности. Без готовности взять на себя ответственность
невозможно проявить инициативу, сметку и оперативность в расследовании;
- умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, сразу
входить в работу, набирать темп;
1Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: дисс. канд. юрид. наук. / Скичко О.Ю. — Саратов, 2005. – с.105.
1Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие. / Отв. ред. Порубов Н.И. — М.: Изд. БЕК, 1998. - С.25.
--PAGE_BREAK--
В то же время малолетние, особенно застенчивые, не хотят
разговаривать с незнакомым им следователем. В таком случае целесообразнее допрашивать несовершеннолетнего с участием родных, людей, кому он доверяет, таким образом, следователю будет проще найти контакт с допрашиваемым.
Что касается педагога, то им должен быть человек с соответствующим образованием и его участие будет более эффективным, если он работает по специальности и достаточно времени занимается преподаванием среди несовершеннолетних одного возраста с допрашиваемым.
По мнению Полстовалова О.В., при выборе кандидатуры педагога, с которым предстоит вести беседу об особенностях психики несовершеннолетнего, следователю необходимо установить характер сложившихся между преподавателем и подростком отношений. Если эти отношения носят излишне доверительный или, напротив, конфронтационный характер, беседа с таким педагогом не даст объективной информации1.
Таким образом, вызов педагога не всегда благотворно может повлиять на ход допроса. В каждом случае должно учитываться мнение самого допрашиваемого о вызове педагога, будет или нет педагог знакомым, предпочтительнее решить несовершеннолетнему.
В литературе и на практике обсуждается вопрос о привлечении к участию в допросе авторитетных для допрашиваемого лиц (старшие товарищи, братья, сестры и т.д.), что не предусмотрено действующим уголовно — процессуальным кодексом. Как верно отметил А.Е. Михальчук, отсутствие законодательной регламентации заставило работников следственного аппарата найти своеобразный «выход» из сложившегося положения: тактический прием-
1Полстовалов О.В. Подготовка к преодолению конфликтов, возникающих при производстве следственных действий // Вестник криминалистики. 2003. Вып.2 (6). С.41.
--PAGE_BREAK--
показаний и за отказ от дачи показаний существует лишь формально.
Несовершеннолетним также разъясняется положение статьи 51 Конституции Российской Федерации — право отказа от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих или близких родственников (об этом отмечается в протоколе допроса).
Устанавливая психологический контакт с допрашиваемым (предварительная стадия допроса), следователю необходимо строить беседу исходя из интересов, поведения и характера несовершеннолетнего. Здесь результат налаживания контакта будет зависеть от того, насколько тщательно была проведена работа следователя по подготовке к допросу1.
Следующая стадия допроса начинается со свободного рассказа, который является наиболее предпочтительным, так как подростки не стойки к внушению. Однако дать развернутые показания они не могут в силу незначительного жизненного опыта, знаний, повышенной склонности к фантазированию, подверженностью внушению, недостаточной развитости логического мышления, в связи, с чем постановка уточняющих вопросов неизбежна. Кроме того, свободный рассказ часто носит отрывочный, сбивчивый, непоследовательный характер. Поэтому следователю очень осторожно необходимо направлять рассказ подростка в нужное русло.
По окончании свободного рассказа и до постановки следователем вопросов имеет смысл предложить несовершеннолетнему свидетелю, потерпевшему вернуться к определенным местам показаний, чтобы они более подробно изложили отдельные обстоятельства, дополнительно осветили связанные с ним события, еще раз переосмыслили какие-то моменты показаний2.
Важную роль в получении от несовершеннолетних правдивых и полных показаний имеет стадия ответов на вопросы. Задавая вопрос, важно убедиться,
1 Об этом в разделе 3.1. «Подготовка к проведению допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей».
2Соловьев А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. М., 1974. С.112.
--PAGE_BREAK--