Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Общественная палата структура, функции

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра международных экономических отношений и права
РЕФЕРАТ

по курсу «Правоведение»

на тему:

Общественная палата: структура, функции.
Выполнил:

Студент гр. 061100-11

А.С. Никифорова
Проверил:

Ст. преподаватель

Н.В. Боталова


Ижевск, 2009
Содержание


Введение
1 июля 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 04 апреля 2005 года №32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», который является правовой основой деятельности Общественной палаты.

Общественная палата Российской Федерации является органом гражданского общества, призванным обеспечивать взаимодействие граждан России с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан России, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также осуществлять общественный контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Согласно закону, Общественная палата избирается на два года. Общественная палата РФ первого состава (2006-2007 гг.), впервые начиная деятельность подобного рода, стала поддержкой и опорой для некоммерческих организаций России. При активном участии палаты общественные организации страны получили государственную финансовую поддержку.

В первые годы своего существования Общественная палата содействовала формированию и становлению региональных общественных палат, общественных советов и аналогичных структур. Ее члены вошли в 35 вновь сформированных общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах.

Цель реферата: определить правовую характеристику Общественной палаты Российской Федерации.

Для успешной реализации цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие и функции Общественной палаты РФ;

рассмотреть принцип формирования Общественной палаты РФ;

рассмотреть структуру Общественной палаты РФ.

1. ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

7) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

8) осуществления международного сотрудничества и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях. [1.]

Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

Пленарные заседания Общественной палаты проводятся не реже двух раз в год. По решению совета Общественной палаты может быть проведено внеочередное пленарное заседание.

В целях реализации функций, возложенных на Общественную палату Федеральным законом, Общественная палата вправе:

1) проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам;

2) давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;

5) направлять членов Общественной палаты, уполномоченных советом Общественной палаты, для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти;

6) направлять запросы Общественной палаты. В период между пленарными заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной палаты направляются по решению совета Общественной палаты;

7) вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве, направлять членов Общественной палаты для участия в работе международных конференций, совещаний и в других мероприятиях;

8) участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации, а также направлять членов Общественной палаты для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями;

9) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии;

10) оказывать общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации, содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставлять документы и материалы, находящиеся в распоряжении Общественной палаты, а также проводить семинары в целях совершенствования деятельности указанных общественных палат и общественных объединений.[1.]

Решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер.
2. СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ
Формирование Общественной палаты осуществляется на основе добровольного участия в её деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. Инициатива формирования Общественной палаты принадлежит Президенту Российской Федерации.

Общественная палата состоит из 126 членов. При этом 42 члена предлагаются Президентом РФ, 42 – представителями общероссийских общественных объединений и 42 – представителями межрегиональных и региональных общественных объединений.

Членом Общественной палаты может быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет.

Членами Общественной палаты не могут быть:

1) Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

2) лица, признанные недееспособными на основании решения суда;

3) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

4) лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено на основании грубого нарушения ими Кодекса этики. В этом случае запрет на членство в Общественной палате относится только к работе Общественной палаты следующего состава.[1.]

Политические партии к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты не допускаются. Утвержденный (избранный) в члены Палаты член политической партии обязан приостановить своё членство в партии на срок осуществления полномочий члена Общественной палаты. Кроме этого не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты следующие общественные объединения: 1) объединения, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава; 2) объединения, деятельность которых приостановлена в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Также не допускается объединение членов Общественной палаты по принципу национальной, религиозной, региональной или партийной принадлежности.

Общественная палата правомочна, если в её состав вошло более трёх четвёртых от установленного законом числа членов.

Первое пленарное заседание Общественной палаты проводится не позднее чем через 30 дней со дня сформирования правомочного состава Общественной палаты. Срок полномочий членов Палаты истекает через два года со дня первого пленарного заседания.[2.]
3. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ
Для эффективности работы Общественной палаты на первом пленарном заседании, которое состоялось 22 января 2006 года, была сформирована ее структура.

Члены Палаты приняли решение, что наиболее удобной формой работы станут профильные комиссии, которые были сформированы в соответствии с наиболее важными направлениями общественной жизни.

Комиссии 2008 года:

Комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы

Комиссия Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей

Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести

Комиссия Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации

Комиссия Общественной палаты по образованию и науке

Комиссия Общественной палаты по культуре

Комиссия Общественной палаты по здравоохранению

Комиссия Общественной палаты по формированию здорового образа жизни, спорту и туризму

Комиссия Общественной палаты по экологической политике и охране окружающей среды

Комиссия Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства

Комиссия Общественной палаты по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО

Комиссия Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике

Комиссия Общественной палаты по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению

Комиссия Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества

Комиссия Общественной палаты по социальной и демографической политике

Комиссия Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия

Комиссия Общественной палаты по региональному развитию

В целях оперативного решения наиболее острых, злободневных вопросов одновременно был создан Совет Общественной палаты, в который вошли председатели всех комиссий, председатель Совета и заместитель председателя. Совет Общественной палаты является постоянно действующим органом Общественной палаты.

В действующий состав Совета Общественной палаты Российской Федерации входят:

Велихов Евгений Павлович — председатель Совета ( также секретарь Общественной палаты)

Катырин Сергей Николаевич — заместитель председателя Совета

Бокерия Лео Антонович — член Совета

Глазычев Вячеслав Леонидович — член Совета

Гусев Павел Николаевич — член Совета

Давыдов Леонид Владимирович — член Совета

Захаров Владимир Михайлович — член Совета

Каньшин Александр Николаевич — член Совета

Климент митрополит Калужский и Боровский — член Совета

Ковальчук Михаил Валентинович — член Совета

Кучерена Анатолий Григорьевич — член Совета

Нетеребский Олег Викторович — член Совета

Никонов Вячеслав Алексеевич — член Совета

Очирова Александра Васильевна — член Совета

Потанин Владимир Олегович — член Совета

Рошаль Леонид Михайлович — член Совета

Сванидзе Николай Карлович — член Совета

Слободская Мария Александровна — член Совета

Фадеев Валерий Александрович — член Совета

Шахназаров Карен Георгиевич — член Совета [3.]

Для проведения экспертизы общественно значимых законопроектов, а также решения отдельных актуальных проблем создаются рабочие группы.

Рабочие группы 2008 года:

Рабочая группа Общественной палаты по проблемам информационной целостности государства в условиях реформирования системы подписки на периодическую печать

Рабочая группа Общественной палаты по вопросам развития информационного общества в России

Рабочая группа Общественной палаты по миротворческой деятельности на Северном Кавказе

Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по формированию законодательства в области общественного контроля

Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по защите прав детей

Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по изучению ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения

Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по формированию положительного образа России в стране и за рубежом

Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по разработке предложений по осуществлению гражданского контроля за обеспечением прав детей, оставшихся без попечения родителей в первые годы жизни

Рабочая группа Общественной палаты по культуре и нравственности в средствах массовой информации

Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по подготовке национальной программы «Формирование системы духовно-нравственных ценностей новой России»

Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по формированию основ системного исторического образования в Российской Федерации

Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по состоянию и мерах по совершенствованию реставрационного дела в Российской Федерации

Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по вопросам газификации российских регионов в части реализации муниципальных программ газификации

Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по изучению ситуации, сложившейся вокруг Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО (ДОСААФ)

Рабочая группа Общественной палаты по организации процедуры отбора кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий

Рабочая группа Общественной палаты комплексных проектов по сохранению и эффективному использованию культурного и духовного наследия

Рабочая группа Общественной палаты по техническому регулированию

Рабочая группа Общественной палаты по вопросам развития продовольственного рынка

Рабочая группа Общественной палаты по разработке единой системы социальных стандартов качества жизни

Рабочая группа Общественной палаты по защите прав граждан за рубежом и международному туризму

Рабочая группа Общественной палаты по реализации приоритетных национальных программ

Также были созданы 4 межкомиссионные рабочие группы:

Межкомиссионная рабочая группа по подготовке ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации

Межкомиссионная рабочая группа по организации экспертной деятельности Общественной палаты

Межкомиссионная рабочая группа по международной деятельности Общественной палаты

Межкомиссионная рабочая группа по этике, регламенту и организации работы Общественной палаты [3.]

В состав комиссий Общественной палаты входят члены Общественной палаты. В состав рабочих групп Общественной палаты могут входить члены Общественной палаты, представители общественных объединений и другие граждане, привлеченные к работе Общественной палаты.

Таким образом, к органам Общественной палаты относятся:

— совет Общественной палаты;

— секретарь Общественной палаты;

— комиссии Общественной палаты;

— рабочие группы Общественной палаты.

Каждый член Общественной палаты является членом одной комиссии с правом решающего голоса, также по своему желанию он может входить в другие комиссии с правом совещательного голоса.
Заключение
В целях проведения общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. В 2006-2007 гг. Общественной палатой была проведена экспертиза свыше 35 законопроектов. Многие рекомендации Палаты были учтены при принятии законов и других нормативных актов. Тем не менее, данная работа требует совершенствования и упорядочения. Поэтому в планах Палаты рекомендовать парламентариям, чтобы все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходили экспертизу в Общественной палате, с тем, чтобы при их принятии учитывалась позиция общественности.

Утверждая свое место на международной арене, Общественная палата РФ стала полноправным членом Международной Ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭССИ), подписала Меморандум с Европейским социально-экономическим комитетом.

В 2006 и в 2007 годах Общественной палатой РФ были подготовлены Доклады о состоянии гражданского общества в России, которые стали своего рода первыми в России полномасштабными исследованиями третьего сектора.

22 декабря 2007 года Общественная палата первого состава РФ завершила свою работу. Подводя итоги деятельности 2006-2007 г.г., секретарь Палаты Евгений Велихов заявил, что: «если раньше гражданские институты представляли собой разрозненную массу в одиночку решающих узкие задачи объединений, мало кому известных, не имевших подлинного авторитета и признания, то теперь их работа — в центре внимания разных заинтересованных слоев населения, они составляют ядро экспертов органов власти, они — тот дозор, в котором нуждается Россия» [3.]

Формирование Общественной палаты второго состава завершилось 24 декабря 2007 года.

23 января 2008 года прошло первое пленарное заседание нового состава Общественной палаты РФ, в ходе которого были избраны Совет Общественной палаты, Секретарь Палаты, а также утверждены заместители секретаря Палаты и внесены изменения в Регламент. В действующий состав Общественной палаты Российской Федерации избрано 126 человек, из них 24 женщины и 102 мужчины. Все члены Общественной палаты имеют высшее или неоконченное высшее образование. По своему основному роду занятий члены Палаты являются: общественными деятелями (46 человек), учеными (34 человека), работниками искусства и культуры (9 человек), юристами (4 человека), журналистами, писателями и политологами (12 человек), религиозными деятелями (7 человек), предпринимателями (9 человек), врачами (5 человек).[3.]

Таким образом, профильные комиссии и рабочие группы Общественной палаты изучают наиболее актуальные социальные и экономические проблемы современного российского общества и определяют стратегию решения этих проблем по своим направлениям.
Список литературы
ФЗ от 04.04.2005 №32-ФЗ «Об Общественной палате РФ»

Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: учебник для вузов, СПб.: Питер, 2006, 512 с.

3. Официальный сайт Общественной палаты РФ ( www
.
oprf
.
ru )


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Повышение уровня и качества жизни населения как социологическая проблема
Реферат Разработка направлений развития детского туризма в Химкинском районе на примере отеля Планерное
Реферат Киргизские революции причины и следствия
Реферат Educational Psychology Essay Research Paper The big
Реферат America Vs Hollywood Essay Research Paper Film
Реферат Бухгалтерская отчетность на примере ООО "Торговая группа "Русский характер"
Реферат Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
Реферат Московское градостроительство.XXI век
Реферат Breastfeeding What
Реферат Некоторые характеристики и свойства микрообъектов
Реферат Звільнення від покарання та його відбування за Кримінальним правом України
Реферат Метод Ньютона и его модификации решения систем нелинейных уравнений
Реферат Томас Джефферсон:политический деятель и просветитель
Реферат Saki
Реферат Образование древнерусского государства 10