Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Обеспечение безопасности участников уголовного процесса становление правового института

Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: становление правового института

Меры безопасности участников уголовного судопроизводства предусмотрены положениями ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПК РФ. Действительность этих мер покажет практика. Данная работа посвящена «новейшей истории» становленнм в российском законодательстве института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязонностью государства Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную нерикосновенность является обеспечение безопасности гражданина в остроконфликтной сфере уголовного судопроизводства.

С начала 90-х годов проблема противоправного воздействия н а свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобретала особую остроту Для усиления государственной защиты этих лиц был принят ряд специальных правовых норм.

Так, п. 24 ст. 10 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. О милиции" установил обязанность милиции принимать меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находится в опасности.

Концепцией судебной реформы 1991 года предусмотрена необходимость «определить эффективные меры защиты лиц, сотрудничающих с правосудием, включая возможность смены их места жительства и смены документов».

Пункт 5 СТ. 7 Заона РФ от 13 февраля 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Россиийской Федерации» предусматривает одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Пункт 6 ст. 14 названного Закона предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности имущества участников уголовного судопроизводства, членов их семой, близких от преступных и иных противоправных посягательств.

6 мая 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Указам Президента РФ от 10 июля 1996 г. «О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностыо в г. Москве и Московской области правительству г. Москвы и администрации Московской области было поручено в месячный срок разработать систему мер социальной защиты и материального стимулирования граждан, спобоствовавшнх раскрытию преступлений', совершенных организованными преступными группами, и создать специальные обменные жилищные фонды для обеспечения этим гражданам смены места жительства и работы. Во исполнгение данного поручения 28 августа 1996 г. правительством г. Москвы издано распоряжение „Об утверждении Положения о мерах социальной защиты и материального стимулирования граждан, способствовавших раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами“. Положение устанавливает, что социальной защите и материальному вознаграждению подлежат граждане, принимавшие участие в выявлении, предупреждении преступлений, установлении лиц, их совершивших, а также скрывшихся от суда и следствия, негласно оказывающие содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью, свидетели преступления, потерпевшие от преступных посягательств, их родственники и близкие. Пунктом 3 Положения установлено, что для обеспечения защиты жизни и здоровья указанных лиц, с учетом их волеизъявления и конкретных обстоятельств, могут применяться следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача в установленном законодательством порядке оружия, специальных средств индивидуальной защиты; временное (от месяца до года) помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах в информационных системах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы или учебы; предоставление другого места жительства; замена в установленном порядке документов, изменение внешности. Пунктом 4 Положения предусмотрено, что обеспечение защиты и безопасности возлагается на специальное подразделение ГУВД Москвы (действует с ноября 2001 г.).

В 1997 году принятый Государственной Думой Закон „О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству“ был одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом РФ.

Итогом всей предыдущей законотворческой деятельности стало введение в УПК РФ института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: свидетелей, потерпевших, иных участников уголовного процесса, а также их близких родственников, родственников и близких лиц.

В УПК РФ предусмотрены меры безопасности, принимаемые судом, прокурором, следователем, органом. дознания, дознавателем в пределах их компетенции при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участником уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам иди близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или по-вреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ч. 3 ст. 11). Меры безопасности таковы:

— для обеспечения безопасности указанных лиц по решению счедозателя данные о них могут не приводиться в протоколе следственного действия, проведенного с их участием, в этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагает причины принятия такого решения, указывает псевдоним участника следственного действия и образец его подписи, используемые в протоколах следственных действий с его участием; постановление хранится в опечатанном конверте, приобщаемойм к уголовному делу (ч. 9 ст. 166 УПК);

— при наличии угрозы насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении указанных лиц допустимы контроль и запись их телефонных и иных переговоров — либо по их письменному заявлению, либо, при отсутсвии такого заявления, на основании судебного решения (ч. 2 ст. 186 УПК);

— для обеспечения безопасности опознающего опознание может быть проведено таким образом, чтобы опознаваемый не мог видеть опознающего. Понятые присутствуют в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК);

— для обеспечения безопасности указанных лиц на основании определения или постановления суда допускается проведение закрытого судебного разбирательства — всего либо соответствующей его части (п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 241 УПК);

— для обеспечения безопасности свидетеля, его родственников и близких лиц суд вправе не оглашать подлинных данных о свидетеле и провести его допрос таким образом, чтобы другие участники судебного разбирательства не могли видетъ этого свидетеля (ч. 5 ст. 278 УПК).

Указанные меры безопасности — не только один из способов осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.

Следующим: шагом должна стать ратификация Россией Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. Ее ст. 24 „Защита свидетелей“ предписывает каждому государству-участнику принимать, в пределах своих возможностей, надлежащие меры, направленные на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести или запугивании в отношении участвующих в уголовном производстве свидетелей (и потерпевших, поскольку они являются свидетелями), которые дают показания в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией, и в надлежащих случаях в отношении их родственников и других близких им лиц.

Сегодня можно утверждать, что в российском законодательстве создан полноценный институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Уже высказываются мнения как „за“, так и „против“ предусмотренных УПК мер безопасности. Но несомненно одно — эти нормы помогут лучшему исполнению Российской Федерацией конституционной обязанности правового государства — признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Список литературы

А. Антошина, аспирант Института государства и права РАН. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: становление правового института.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Информационные технологии в швейной промышленности
Реферат Аргументирование и правила доказательства
Реферат Методология и методы политических исследований
Реферат Моделі демократії
Реферат Правила ведения делового спора. Условия рационального спора
Реферат Порядок формирования в бухгалтерском учете показателей характеризующих изменение собственного
Реферат Многопартийность в Украине
Реферат Організація технічного обслуговування автомобіля ГАЗ-3307
Реферат Основы новообразования личности подростка
Реферат Основные правовые характеристики Монголии
Реферат Основные фонды судостроительного предприятия и расчет себестоимости изготовления поперечной переборки
Реферат Подготовка запасных питательных процессов для использования их в процессе дыхания. Особенности водообмена у ксерофитов
Реферат Народовластие как идея политической социализации
Реферат Місце особистості в політиці
Реферат Методология составления PR-текстов