--PAGE_BREAK--3. Социальное обслуживание.
Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов. Источниками финансирования обычно бывают бюджетные и внебюджетные. Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные пополняются за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.
Социальная политика обладает рядом функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции: компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений; элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся; кумулятивную, накапливающую социальный потенциал государства, выражающийся в степени зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства. Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.
Итак, под социальной защитой мы понимаем политику государства по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других подобных обстоятельств, а основными направлениями социальной защиты населения являются:
1. Внедрение современных методов социальной защиты, основанных на сочетании социального инвестирования и адресной поддержки населения;
2. Способствование повышению эффективности управления и внедрению современных управленческих технологий в социальную сферу;
3. Объединение потенциала государственной власти, местного самоуправления, деловых кругов и общественности для решения социальных проблем.
1.2 Система органов управления социальной защиты населения (на примере федерального и местного уровня) Государство формирует федеральную систему органов в системе защиты прав потребителей в целях осуществления определенного вида государственной деятельности — проведения политики по содействию формированию рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей. Необходимость этого прямо вытекает из Конституции РФ[11], содержащей обязательство государства по поддержке конкуренции, недопущении и пресечении любой деятельности, нарушающей базовые принципы (единство экономического пространства, свобода предпринимательской деятельности и перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.).
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.[12]
Согласно постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.[13]
Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:
а) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;
б) предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;
г) осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
д) осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;
е) осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
ж) организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.
Внутренняя организация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.[14] Согласно данному Положению, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В своей деятельности Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Также, она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определены во второй главе настоящего положения:
Ø осуществляет:
o надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
o государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
o государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
o контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
o санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
Ø выдает лицензии на осуществление:
o деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
o деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;
Ø регистрирует:
o впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
o отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
o отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
o лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
Ø устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
Ø информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Ø готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Ø организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
Ø организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
Ø осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
Ø осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
Ø обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
Ø организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
Ø обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
Ø организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
Ø осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
Ø взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
Ø проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
Ø осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
Ø организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
Ø давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
Ø запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
Ø привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
Ø пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
Ø осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
Ø создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
Ø разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, управление государственным имуществом, оказание платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Защита прав потребителей в РФ регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей», в связи с тем, что марте 2004 года в структуре органов исполнительной власти произошли изменения, согласно указу Президента РФ[15], в настоящий Закон были внесены изменения.[16] Так, в соответствии со ст. 40 Закона, государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Сюда входит:
— проведение мероприятий, связанных с контролем: проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);
— выдача в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);
— принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям и информирование об этом потребителей;
— направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;
продолжение
--PAGE_BREAK-- — обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
Органы местного самоуправления являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
После образования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на муниципальном уровне были созданы территориальные управления Роспотребнадзора.
Органы местного самоуправления вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:
- при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;
- по утвержденному плану работы;
- по поручениям руководства органа местного самоуправления как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;
- совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Несмотря на то, что потребительские интересы связаны с широкой областью взаимоотношений, и их защита должна являться одной из составляющих социальной политики на местах, в последние годы наблюдается сокращение числа специалистов по защите прав потребителей в органах местного самоуправления.
Практика показывает, что деятельность органов местного самоуправления по защите прав потребителей повышает активность населения в этой сфере.
Местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных структур не наделены контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить, — право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности. Но отсутствие у местных органов по защите прав потребителей права привлекать нарушителей к административной ответственности отнюдь не означает их слабости или ненужности[17].
Эти органы могут применять к нарушителям закона достаточно эффективные меры. Во многих отделах по защите прав потребителей создаются списки хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих права потребителей. Эта информация публикуется в средствах массовой информации. Специалисты органов местного самоуправления направляют информацию о нарушениях прав потребителей в соответствующие федеральные органы, передают материалы в суд.
1.3. Правовые основы защиты прав потребителей Правовую основу защиты прав потребителей составляют законодательные акты, регламентирующие общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав потребителей.
В соответствии со статьей 1 Закона «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации,[18] Законом «О защите прав потребителей»,[19] а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.
Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.
Поправки в Закон «О защите прав потребителей», 21 декабря 2004 г. были подписаны Президентом РФ, и после опубликования в «Российской газете» вступили в действие. Союзу потребителей России удалось через своих представителей в рабочей группе по подготовке законопроекта ко второму чтению провести целый ряд норм, существенно улучшающих защиту потребителей и укрепляющих позицию общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов.
Так, получилось противостоять правительству, обусловить право потребителей на расторжение договора в случае приобретения технически сложных и дорогостоящих товаров ненадлежащего качества с наличием в них существенных недостатков.
Теперь в законе в число обязательной информации об изготовителе, исполнителе, продавце в тех случаях, когда их деятельность подлежит лицензированию или государственной аккредитации, включено требование о представлении потребителю данных о номерах лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, сроках их действия, а также информация об органе, их выдавшем. Это особенно важно для потребителей образовательных услуг, поскольку от наличия лицензии и аккредитации зависит качество образования, статус диплома об окончании вуза, право на отсрочку от призыва в армию.
В ст. 10 Закона[20] теперь особо оговорено, что информация о товарах, работах, услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях. В настоящее время сплошь и рядом можно наблюдать указание цены только в так называемых «у.е.». А что скрывается за у.е. — доллары, евро или что-то совсем условное, покупатель узнает только при оплате товара, и перевод у.е. в российские рубли зачастую оказывается для него весьма неожиданным и неприятным. При этом надо понимать, что данная норма не запрещает указывать цену на товары и услуги в других единицах помимо рубля. Такую возможность продавцам предоставляет ст. 317 ГК РФ.[21] Однако отсутствие на ценнике рублевого эквивалента теперь попадает под действие п. 1 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ[22] и предусматривает, что «нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда».
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ[23] расширен перечень судов, куда может обращаться потребитель в случае нарушения его прав. К судам, находящимся по месту жительства истца, причинению ему вреда или месту нахождения ответчика, добавлены также суды, находящиеся по месту пребывания истца, а также по месту жительства индивидуального предпринимателя, месту заключения договора либо месту нахождения представительства или филиала организации, допустившего нарушение.
Теперь в ситуации, когда потребитель не имеет возможности обменять товар надлежащего качества из-за отсутствия в продаже аналогичного товара на день обращения к продавцу, и он пользуется своим правом отказаться от исполнения договора купли-продажи, его требование о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. В ранее действующей редакции статьи этот срок не был определен, и добиваться возврата денег потребителю приходилось иногда месяцами. В соответствии с новой редакцией п. 6 ст. 13[24] при удовлетворении законных требований потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.[25]
В закон добавлена статья о полномочиях высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей. В прежней редакции закона были определены полномочия и права федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей, что позволяло большинству органов власти субъектов РФ самоустраниться от такой важной социальной и экономической функции, как защита прав потребителей.
Удалось внести определенные изменения и добавления в ст. 45 и 46 Закона,[26] касающиеся прав общественных объединений потребителей. Теперь закон устанавливает, что публикация результатов сравнительных испытаний качества товаров, работ, услуг не является рекламой. Более четким и объемлющим стало определение о возмещении общественным объединениям потребителей расходов, понесенных ими по делам в интересах неопределенного круга потребителей, через суд. В эти расходы теперь включены судебные издержки, а также иные необходимые, возникшие до обращения в суд и связанные с рассмотрением дела расходы, в том числе на проведение независимой экспертизы, в случае выявления в результате такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Данная норма теперь также распространяется и на органы местного самоуправления, которые будут выступать в судах с исками в защиту неопределенного круга потребителей.
Немного внимания следует уделить также и тем изменениям в законе, которые изначально были внесены правительством в Государственную Думу. Эти изменения предусматривают ответственность импортеров, обязательное требование информировать потребителя о наличии генно-инженерно-модифицированных добавок в продуктах питания, определяют порядок организации дистанционной продажи товаров и содержат ряд других очень важных для потребителя требований. Во-первых, преамбула закона дополнена определением уполномоченной организации. В ней четко прописывается, что такая организация, созданная на территории Российской Федерации на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (продавцом), наделяется полномочиями на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества. В преамбулу также вводится понятие об импортере. По всему тексту закона, наряду с продавцом, изготовителем и исполнителем, теперь прописана ответственность уполномоченных организаций и импортеров. Данные изменения в законе должны существенно облегчить защиту нарушенных прав и, в первую очередь, прав потребителей импортных товаров, поскольку, кроме продавцов (часто исчезающих с рынка), зарубежных изготовителей (к которым практически невозможно подступиться), теперь образована цепочка из уполномоченных организаций и импортеров, к которым можно будет предъявить законные претензии. Во-вторых, как нам кажется, удалось преодолеть коллизию, возникшую после изменений в Законе «О защите прав потребителей»,[27] внесенных в 1999 г. и отменивших норму установления шестимесячного гарантийного срока в тех случаях, когда изготовитель его не устанавливал. Введение нормы о возможности предъявления претензий к продавцу (изготовителю) товара на обнаруженные недостатки по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, не вполне компенсировало отмененную норму, поскольку потребитель получал право предъявить требования к изготовителю (продавцу), если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Теперь закон ввел, наряду с гарантийным сроком, понятие «дополнительное обязательство». В новой редакции закона записано, что изготовитель вправе принять дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока; содержание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем. Дополнительное обязательство может установить и продавец. В этом случае содержание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом. То есть за пределами гарантийного срока изготовитель и продавец могут установить дополнительные гарантии на товар, но при этом удовлетворение претензий потребителя в случае обнаружения им недостатков товара, ограничить одним или несколькими из предусмотренных ст. 18 Закона[28] требований. Например, по истечении шестимесячного гарантийного срока, еще в течение года безвозмездно устранять недостатки товара. По нашему мнению, введение этой нормы будет усиливать конкуренцию, стимулировать предоставление потребителю, пусть и не в полном объеме, как во время гарантийного срока, но вполне определенных дополнительных обязательств. В-третьих, в законе появилась новая очень важная статья, определяющая права и ответственность потребителя и продавца при дистанционном способе продажи товаров. Статья обязывает продавца до заключения договора представить потребителю:
— информацию об основных потребительских свойствах товара;
— об адресе (месте нахождения) продавца;
— о месте изготовления товара;
— о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);
— о цене и об условиях приобретения товара;
— о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
— о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В момент доставки продавец в письменной форме должен представить всю необходимую информацию о товаре, предусмотренную настоящим законом, а также информацию о порядке и сроках возврата товара. Также потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была представлена в письменном виде в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Прописанный в законе так называемый период охлаждения — то есть право возврата купленного дистанционным способом товара без объяснения причин, пожалуй, наиболее принципиальное завоевание защитников потребителей. Ведь, к сожалению, практика показывает, как часто под прессом психологической обработки ведущих телешопов, магазинов на диване, навязчивой рекламы через почтовые ящики люди приобретают совершенно бесполезные для них вещи. Чаще всего, скажем так, на эту удочку попадаются престарелые и подростки. Причем мы не говорим о некачественных или опасных товарах, о фактах откровенного мошенничества — это другая история и, соответственно, другие статьи КоАП и УК РФ.[29] Речь идет о вполне доброкачественных товарах, но приобретенных вопреки реальной необходимости, медицинским показаниям или денежным возможностям. Теперь если, скажем, чья-нибудь бабушка закажет предлагаемый по телевидению медицинский магнитотерапевтический прибор, который ей не только не принесет пользу, но и противопоказан, по закону, ее семья сможет этот прибор вернуть, оплатив лишь его доставку.
Статья защищает также и интересы продавца. Так, возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Например, если заказан протез или специальная футболка с изображением имеющих отношение только к заказчику лиц или объектов.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
По мнению автора, в целом принятие изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей» — это еще один большой шаг на пути к цивилизованному потребительскому рынку.
Как известно, особо болезненной является сфера отношений возникающих при продаже пищевых продуктов. Потребитель не всегда защищен от реализации пищевых продуктов ненадлежащего качества, хотя Федеральным законом определены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозках и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.[30]
продолжение
--PAGE_BREAK--Реализацией товара непосредственно потребителю занимается продавец, значит и он несет ответственность за реализацию некачественного товара. Поэтому автор считает, что п. 4 ст. 20 «Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их реализации» настоящего Закона нужно дополнить «в том числе индивидуальные предприниматели и продавцы».
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения мы понимаем — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Для нормативного обеспечения данных требований 30 марта 1999 года был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,[31] который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 февраля 2006 г. № 35[32], в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»,[33] в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.00 N 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий»,[34] постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. N 262 «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации»[35] и улучшения организации и осуществления государственной регистрации продукции, веществ, препаратов, с 15 мая 2006 г. на территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложена государственная регистрация пищевых добавок (в том числе комплексных, технологических вспомогательных средств, обогащающих добавок, вкусовых и вкусоароматических добавок (основ), ароматизаторов, заквасок).
Федеральным государственным учреждениям здравоохранения – на центры гигиены и эпидемиологии возложена задача проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых добавок в целях их государственной регистрации в соответствующих территориальных управлениях.
Также установлено, что:
Государственная регистрация продукции, поступающей для таможенного оформления в субъект Российской Федерации либо производимой на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, либо Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Свидетельства о государственной регистрации продукции, выданные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами по субъектам Российской Федерации, действительны на всей территории Российской Федерации.
ВЫВОД: Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. провозгласила развитие личности как базовую предпосылку для решения основных экономических и социальных проблем. Выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.
С другой стороны, построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях. Практическое претворение этого направления должно преследовать цель приобретения потребителями и предпринимательским корпусом определенных навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, что в результате способствовало бы самостоятельному разрешению ими возникающих проблем. Решение поставленных вопросов позволит на качественно новом уровне обеспечение защиты прав потребителей и повышение жизненного уровня населения.
ГЛАВА 2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЛАНГЕПАС 2.1. Отдел территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО в г. Лангепас и система учреждений социальной защиты Полномочия органов местного самоуправления в области защиты законных интересов и прав потребителей — граждан в муниципальных образованиях определены ст. 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»[36], Кодексом об административных правонарушениях РФ,[37] Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[38].
В 2005 году деятельность отдела по защите прав потребителей на территории Ханты-Мансийского автономного округа осуществлялась по следующим направлениям:
— оказание содействия органам местного самоуправления в организации осуществления защиты прав потребителей в муниципальных образованиях, создании и поддержке специальных структур в органах местного самоуправления, занимающихся защитой прав потребителей; осуществление координации их деятельности, оказание помощи в их методическом, информационном, консультационном обеспечении;
— организация на территории автономного округа приема граждан по вопросам защиты прав потребителей и обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
— проведение системного анализа общего состояния защиты прав потребителей в автономном округе, деятельности органов местного самоуправления по защите прав потребителей, обобщение практики применения законодательства о защите прав потребителей на территории автономного округа;
— осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления, общественными организациями по обеспечению защиты прав потребителей на территории автономного округа;
— участие в совершенствовании правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей;
— организация просветительской, профилактической и обучающей работы, направленной на предотвращение нарушений прав потребителей, повышения правовой грамотности населения автономного округа, содействие формированию потребительской культуры поведения.
По состоянию на 01.01.2006 г. все 22 муниципальных образования автономного округа в своей структуре имеют подразделения по защите прав потребителей или специалистов, занимающихся защитой прав потребителей.[39]
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»[40] отделом по защите прав потребителей автономного округа и органами местного самоуправления по защите прав потребителей муниципальных образований автономного округа осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению, реализации и защите прав потребителей на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Важнейшим направлением деятельности органов по защите прав потребителей по-прежнему остается работа с обращениями граждан, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей, оказание практической помощи в предъявлении потребителями законных требований к продавцам (исполнителям) и исковых заявлений в суды.
На территории г. Лангепаса ТУ Роспотребнадзора действует через территориальный отдел в г. Лангепас.
Основными функциональными задачами территориального отдела Роспотребнадзора в г. Лангепас являются:
1. Осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сфере защиты прав потребителей;
2. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
— проведение мероприятий по контролю;
-выдача в пределах полномочий предписаний изготовителям о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам;
— принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям;
-направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов о нарушении прав потребителей;
— направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
-обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными актами РФ прав потребителей;
3. контроль за соблюдением правил продажи отдельных
предусмотренных законодательством Российской Федерации видов
товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
4. на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок выдает санитарно-эпидемиологические заключения;
5. организует и проводит социально-гигиенический мониторинг;
6. подготавливает ежегодные государственные доклады о защите прав потребителей;
7. осуществляет деятельность по:
— ведению государственного учета и статистической отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов территориального управления;
— приему граждан, своевременному и полному рассмотрению обращений, запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
8. получает средства федерального бюджета, предусмотренные на содержание территориального управления и реализует возложенные на него функции;
9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту
сведений, составляющих государственную тайну;
10. обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку территориального управления и федеральных государственных учреждений;
11. организует и осуществляет в установленном порядке мероприятия по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне в территориальном управлении и федеральных государственных учреждениях;
12. осуществляет в соответствии с законодательством
Российский Федерации деятельность по регистрации:
— впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств);
— отдельных видов продукции, представляющей потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
— отдельных видов продукции, в том числе пищевых
продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации;
— лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф инцидентов;
13. организует проведение мероприятий по устранению
причин иусловий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека;
15. организует и проводит мероприятия по санитарной
охране территории Ханты-Мансийского автономного округа от заноса
и распространения инфекционных заболеваний, представляющих
опасность для населения, а также от ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;
16. проводит анализ практики применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и законодательства о защите прав потребителей, направляет обобщенную информацию в Федеральную службу;
17. осуществляет иные функции в сфере деятельности Федеральной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Структура руководства отделом.
Территориальный отдел территориального управления возглавляет начальник, который является заместителем главного государственного санитарного врача по ХМАО на территории г. Лангепаса.
Начальник отдела является государственным гражданским служащим, занимает ведущую должность.
Начальником отдела назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование.
В территориальном отделе имеются:
— заместитель начальника, имеющий высшее медицинское образование, являющийся государственным гражданским служащим, занимающий ведущую должность;
— консультант (государственный гражданский служащий) занимающий старшую должность, имеющий высшее юридическое образование;
— четыре главных специалиста, обладающие высшим профессиональным образованием.
Деятельность отдела регламентируется:
Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 (в ред. от 21.12.2004 года),[41] который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение;
Кодексом об административных правонарушениях РФ[42] – определяет административную ответственность за нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил обслуживания потребителей, обман покупателей и заказчиков и т.д.
Федеральным законом от 21.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[43] определяет требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозках и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года,[44] который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Кроме перечисленных законодательных актов деятельность отдела регламентируется Положением о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу;[45] Положением о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-ЮГРЕ в г. Лангепас и Покачи;[46]
Для достижения наилучших результатов в области защиты прав потребителей ТУ Роспотребнадзора тесно взаимодействует с органами МСУ и структурными подразделениями местного ГОВД, в частности проводит проверки.
В своей деятельности отдел использует различные ресурсы:
— электронная почта;
— местная почта.
Действия ТО Роспотребнадзора и ОМСУ, структурными подразделениями местного ГОВД скоординированы. С каждой службой составляется график совместных проверок. Все возникающие вопросы решаются в рабочем порядке.
В 2005 году отделом было проведено 85 проверок предприятий всех форм собственности на соблюдение и выполнение правил предоставления услуг. В результате проверок было выявлено 157 административных правонарушений в сфере санитарного законодательства и в области защиты прав потребителей, по которым должностными лицами составлялись административные протоколы с последующей передачей их для принятия решения уполномоченным на то другим государственным органом.
продолжение
--PAGE_BREAK--Из 157 административных правонарушений на 130 были наложены административные штрафы (полномочными органами). Сумма наложенных штрафов составила 1 353 156, 52 рублей. При этом сумма взысканного штрафа составила 931 200 рублей. 65 лиц привлечены к административной ответственности за правонарушения.
Сведения о выявленных административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства за 2005 год
- административные правонарушения в области предпринимательской деятельности……………………………………………………………………….133
— санитарного законодательства …………………………………………….24
За нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения территориальным органом Роспотребнадзора в г. Лангепас было наложено 398 ед. штрафов, из них взыскано 152 ед., а сумма составила – 199 100 руб. Также было вынесено 4 предупреждения, 11 дел переданы на рассмотрение судьям, 40 человек отстранены от работы, для возбуждения уголовных дел было вынесено 11 постановлений.
За первое полугодие 2006 года за аналогичные нарушения было наложено 387 ед. штрафов, из которых взыскали 112 ед. в сумме –328 694 руб. Было вынесено 74 предупреждений, из которых по 7 приняты решения о привлечении к ответственности и 8 человек были временно отстранены от работы.[47] Основные нарушения значатся за предприятиями торговли продовольственными продуктами.
Мы видим, что нарушения за первое полугодие 2006 года уже составили более 165 % по сравнению с результатами за 2005 год в целом.
Теперь рассмотрим систему учреждений социальной защиты населения в г. Лангепас и их основные направления.
С 1 января 2006 года изменилась структура управления системой социальной защиты населения автономного округа, в соответствии с которой Управление социальной защиты населения является территориальным подразделением Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Однако приоритеты остались прежними. Это реализация государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки региональным и федеральным льготникам, осуществление основных мероприятий в области семейной политики, федеральных социальных программ и социальных программ автономного округа.
Сегодня систему социальной защиты населения на территории города Лангепаса обеспечивают:
Государственное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Данко». В среднем ежегодно Центр обслуживает более 10 тысяч человек, предоставляя им различные виды социальных услуг, как на бесплатной, так и на платной основе. В 2005 году специалистами Центра предоставлено жителям города 82 937 услуг. Центр осуществляет социально-бытовую, психологическую, юридическую, социальную и другую помощь.
Государственное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Бельчонок».
Учреждение было открыто в августе 1997 года как детский дом и социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассчитано на 48 детей. В случае экстремальной ситуации «Бельчонок» может принять и до 56 детей.
С 1 января 2000 года реорганизован в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Бельчонок». В этот период стала проводиться работа по внедрению семейной формы устройства детей, либо оставшихся без попечения родителей, либо попавших в трудную жизненную ситуацию.
В 2004 году «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Бельчонок» был преобразован в «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Бельчонок». В феврале 2005 года была открыта первая стационарная группа с функциями приюта.
Проблема, над которой работает учреждение: Внедрение различных форм устройства детей в зависимости от желания и индивидуальных особенностей воспитанников, социальная защита, медико-психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, как один из путей профилактики социального сиротства.
Цель – создание оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и становления полноценной личности ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Организация социального патроната как системы профилактической и реабилитационной работы с неблагополучными семьями для последующего возвращения или сохранения ребенка в кровной семье.
В Центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные по другим основаниям.
Государственное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия».[48]
Проблемы, над которыми работает Центр, это совершенствование форм и методов работы комплексной реабилитации детей и подростков с различной степенью ограничения здоровья и психофизических возможностей.
Цель – совершенствование форм и методов комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, которые позволяют оптимально решать задачи их развития на индивидуальном уровне и способствуют интеграции в общество.
Специалистами Центра за 2005 год предоставлено 336 860 услуг, обслужено 790 детей.
Наряду с государственными учреждениями оказанием социальной поддержки отдельных категорий граждан города Лангепаса занимается созданный в администрации города отдел социально-трудовых отношений и вопросов малочисленных народов Севера.
Основными задачами отдела являются:
Реализация основных направлений и приоритетов социальной политики в области социально-трудовых отношений, улучшения условий и охраны труда.
Оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Содействие в реализации прав коренных малочисленных народов Севера на социально-экономическое и культурное развитие.
Общий объем выделенных из городского бюджета денежных средств на цели социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2006 году более 6 млн. рублей.[49]
Таким образом, можно отметить, что социальная защита населения на территории муниципального образования г. Лангепас занимает очень важное и значительное место.
2.2. Проблемы в работе отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО г. Лангепас Несмотря на то, что были разработаны и приняты правовые акты, регулирующие деятельность территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека существуют некоторые проблемы. В отделе территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу в г. Лангепас существуют следующие проблемы:
1. Кадровые – недостаточно специалистов имеющих высшее юридическое образование, в штате имеется только один консультант (государственный гражданский служащий) занимающий старшую должность, с высшим юридическим образованием;
2. Недостаточные полномочия для эффективного решения некоторых вопросов (например, органы Федеральной службы неправомочны приостанавливать деятельность организаций, нарушающих законодательство);
3. Слабая организация взаимодействия с другими подразделениями филиала ФСУ;
4. Отсутствие методики проведения мероприятий по выявлению нарушений в области интеллектуальной собственности и авторских прав;
5. Сложности определения отделом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъектов, нарушающих права потребителей.
Увеличивается количество обращений по вопросам защиты прав потребителей, что связано как с положительным (насыщенностью потребительского рынка товарами и услугами, повышением платежеспособности населения), так и отрицательными факторами (продажа некачественных товаров, ненадлежащее и несвоевременное оказание услуг, правовая неграмотность продавцов, исполнителей). Рост обращений свидетельствует также и о повышении активности граждан в отстаивании своих прав и востребованности у населения органов по защите прав потребителей, предоставляемых правовую помощь бесплатно, что особенно важно для малообеспеченных слоев населения с низким уровнем дохода (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, студентов).
Наиболее часто поступают обращения граждан по вопросам и спорным ситуациям, возникающим в сфере розничной торговли, их доля составила 76 % от всех обращений потребителей.
В сфере розничной торговли 90 % обращений жалоб связано с покупкой непродовольственных товаров, 9 % — продовольственных, 1 % — лекарственных. Среди обращений по непродовольственным товарам лидируют обращения по технически сложным товарам (электробытовым машинам и приборам, радиоэлектронной аппаратуре, компьютерной технике), их доля составила 33%.
В числе основных причин, вызвавших жалобы потребителей выделяются следующие: отказ со стороны продавцов или исполнителей удовлетворить законные требования потребителей при обнаружении ими недостатков в товаре (услуге, работе), непредставление потребителю полной и достоверной информации о товаре (услуге), продавце (исполнителе), ненадлежащее качество приобретенного товара (услуги, работы), нарушение сроков оказания услуги, работы.
С целью профилактики нарушений прав потребителей специалистами ТУ Роспотребнадзора даются консультации и разъяснения продавцам (изготовителям, исполнителям) по законодательству о защите прав потребителей.
Деятельность органов по защите прав потребителей способствует приобретению у граждан навыков правильного выбора товаров, услуг, формированию грамотного поведения потребителя на потребительском рынке и негативного отношения к некачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на формирование цивилизованного потребительского рынка и социально-экономическую ситуацию на территории муниципального образования.
В целях обеспечения равноценной защиты прав и законных интересов потребителей повсеместно отделом по защите прав потребителей систематически осуществляется сбор, обобщение и анализ информации о состоянии защиты прав потребителей в муниципальном образовании.
В целях создания и обеспечения равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав на территории муниципального образования, Ханты-Мансийским отделом Роспотребнадзора постоянно оказывается организационная, методическая и консультационная помощь органам местного самоуправления по защите прав потребителей, выявляется состояние дел по обеспечению защиты потребителей на потребительском рынке товаров, услуг и работ, наличие информации для населения о предоставляемых услугах, отсутствии необходимых услуг, выявляются проблемы, возникающие при решении вопросов по восстановлению нарушенных прав. Специалистам по защите прав потребителей предоставляются консультации и разъяснения в рассмотрении жалоб потребителей в конкретной ситуации, рекомендации по ведению дел по защите прав потребителей, оказание практической помощи в подборке необходимых нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей, оказывается содействие в организации и осуществлении деятельности органов по защите прав потребителей.
Отделом постоянно проводится работа с обращениями, заявлениями граждан по вопросам защиты прав потребителей, поступающими в отдел.
При рассмотрении заявлений (жалоб) потребителей в каждом случае оказывается консультационная и практическая помощь. Для рассмотрения письменных обращений по существу поставленных в обращении вопросов проводится проверка фактов, изложенных в заявлении, направляются запросы в соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления.
2.3. Совершенствование защиты прав потребителей в г.Лангепас В целях обеспечения равноценной защиты прав и законных интересов потребителей ТУ Роспотребнадзора необходимо систематически осуществлять сбор, обобщение и анализ информации о работе по защите прав потребителей и ежеквартально составлять сводные отчеты по следующим направлениям:
- по рассмотрению жалоб потребителей и консультированию по вопросам защиты прав потребителей;
- по результатам проверок соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства о защите прав потребителей;
- о нарушениях законодательства о защите прав потребителей на потребительском рынке по сферам деятельности;
- по обращениям в суды в защиту прав потребителей.
Для обеспечения единого понимания и проведения в жизнь региональной государственной политики по вопросам защиты прав потребителей ТУ Роспотребнадзора необходимо проводить семинары, совещания по вопросам состояния потребительского рынка и защиты потребительских прав жителей города.
Необходимо расширить компетентность органов ТУ Роспотребнадзора в решении некоторых вопросов, а именно при обнаружении нарушений в сфере защиты прав потребителей не только принимать меры по приостановлению производства и реализации товаров, а иметь право хотя бы временно закрывать такие объекты до выяснения причин. Необходимо организовать обучение специалистов ТУ Роспотребнадзора на территории муниципального образования г. Лангепас на курсах повышения квалификации на базе Уральской академии государственной службы в г.Лангепас. В целях повышения уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, товаропроизводителей и снижения в результате этого социальной напряженности необходимо проводить конкурсы профессионального мастерства среди продавцов, поваров, кондитеров, парикмахеров, смотр рынков.
В числе основных направлений деятельности — меры по реализации прав потребителей на просвещение. Ежегодно проводить мероприятия в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей. Средствам массовой информации большое внимание уделять просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. В общеобразовательных учреждениях необходимо проводить работу по обучению школьников в рамках отдельного курса «Основы потребительских знаний».
В то же время, поскольку ситуация на потребительском рынке постоянно находится в динамике, остается немало нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера.
Ориентация системы защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного человека, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Необходим поиск и применение новых подходов на основе баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке.
Построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и обеспечения адекватного поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных потребительских прав и обязанностей. Информационно — просветительская работа становится одним из основных элементов потребительской политики и должна включать:
- пропаганду правовых знаний через средства массовой информации;
- издание специальной и популярной литературы;
- максимально возможное вовлечение в образовательный процесс различных групп потребителей. Особое внимание должно быть уделено социально незащищенным, малообеспеченным, проживающим в отдаленных районах и в сельской местности потребителям;
- организацию системного обучения детей и молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности с приоритетом обучения основам потребительских знаний в общеобразовательных школах;
- обучение предпринимателей, специалистов органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей. В результате субъекты предпринимательской деятельности должны приобрести определенные навыки и стереотипы поведения в условиях рыночной экономики, что способствовало бы добровольному разрешению возникающих споров, а специалисты — профессиональные знания в области защиты прав потребителей, которые позволят более эффективно отстаивать законные интересы потребителей.
продолжение
--PAGE_BREAK--Для обеспечения действенности государственной потребительской политики требуется поддержание старых и разработка новых организационных подходов, объединение усилий и финансовых ресурсов администрации области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, обществ потребителей и других заинтересованных структур.
Методика проведения мероприятий по выявлению нарушений в области интеллектуальной собственности и авторских прав должна быть разработана на федеральном уровне, особенности и замечания должны разрабатываться законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об авторском праве и смежных правах».[50]
Для того чтобы не возникали сложности определения отделом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъектов, нарушающих права потребителей в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека следует дополнить параграф «Полномочия» указанием субъекта, который нарушил закон. А именно, п. 6.5 дополнить «…и индивидуальными предпринимателями или продавцами…». Или же разграничить ответственность индивидуальных предпринимателей и продавцов, например, за поставку некачественного продукта отвечает индивидуальный предприниматель, а за реализацию продавец. Данные предложения должны рассматриваться как на федеральном, так и на региональном, а также местном уровнях.
Следует постепенно изменить представление об основных и дополнительных способах защиты прав потребителей. Для этого необходимо обеспечить условия и возможность гражданам самостоятельно решать потребительские проблемы. Так, обучение уже в школе навыкам грамотного потребительского поведения более эффективно, чем информирование уже взрослых людей об их потребительских правах, а разрешение споров между потребителем и продавцом на основе посредничества лучше, чем административное или судебное преследование. Таким образом, система защиты прав потребителей должна быть приведена в соответствие с новыми требованиями общества.
ВЫВОДЫ: На территории г. Лангепаса ТУ Роспотребнадзора действует через территориальный отдел в г. Лангепас.
С целью профилактики нарушений прав потребителей специалистами ТУ Роспотребнадзора даются консультации и разъяснения продавцам (изготовителям, исполнителям) по законодательству о защите прав потребителей.
Деятельность органов по защите прав потребителей способствует приобретению у граждан навыков правильного выбора товаров, услуг, формированию грамотного поведения потребителя на потребительском рынке и негативного отношения к некачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на формирование цивилизованного потребительского рынка и социально-экономическую ситуацию на территории муниципального образования.
Для обеспечения единого понимания и проведения в жизнь региональной государственной политики по вопросам защиты прав потребителей отделу необходимо проводить семинары, совещания по вопросам состояния потребительского рынка и защиты потребительских прав жителей города.
Необходимо организовать обучение специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления на курсах повышения квалификации на базе Уральской академии государственной службы в г.Лангепас. В целях повышения уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, товаропроизводителей и снижения в результате этого социальной напряженности необходимо проводить конкурсы профессионального мастерства среди продавцов, поваров, кондитеров, парикмахеров, смотр рынков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе были проанализированы важнейшие составляющие государственного управления в сфере защиты прав потребителей, а также защиты прав потребителей на территории муниципального образования. В первой главе работы рассмотрена специфика социальной защиты населения и определены ее основные направления, рассмотрена система органов управления социальной защиты населения, также проанализированы правовые основы защиты прав потребителей. Во второй главе работы рассмотрен опыт социальной защиты на территории г. Лангепаса. В ходе исследования были выявлены следующие проблемы:
1. Кадровые – недостаточно специалистов имеющих высшее юридическое образование, в штате имеется только один консультант (государственный гражданский служащий) занимающий старшую должность, с высшим юридическим образованием;
2. Недостаточные полномочия для эффективного решения некоторых вопросов (например, органы Федеральной службы неправомочны приостанавливать деятельность организаций, нарушающих законодательство);
3. Слабая организация взаимодействия с другими подразделениями филиала ФСУ;
4. Отсутствие методики проведения мероприятий по выявлению нарушений в области интеллектуальной собственности и авторских прав;
5. Сложности определения отделом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъектов, нарушающих права потребителей.
Для решения указанных проблем предлагаем внести следующие рекомендации:
1. Необходимо организовать обучение специалистов ТУ Роспотребнадзора на территории муниципального образования г. Лангепас на курсах повышения квалификации на базе Уральской академии государственной службы в г.Лангепас.
2. Необходимо расширить компетентность органов ТУ Роспотребнадзора в решении некоторых вопросов, а именно при обнаружении нарушений в сфере защиты прав потребителей не только принимать меры по приостановлению производства и реализации товаров, а иметь право хотя бы временно закрывать такие объекты до выяснения причин.
3. Для обеспечения действенности государственной потребительской политики требуется поддержание старых и разработка новых организационных подходов, объединение усилий и финансовых ресурсов администрации округа, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, обществ потребителей и других заинтересованных структур.
4. Методика проведения мероприятий по выявлению нарушений в области интеллектуальной собственности и авторских прав должна быть разработана на федеральном уровне, особенности и замечания должны разрабатываться законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об авторском праве и смежных правах».
5. Пункт 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека дополнить «…и индивидуальными предпринимателями или продавцами…». Или же разграничить ответственность индивидуальных предпринимателей и продавцов, например, за поставку некачественного продукта должен отвечать индивидуальный предприниматель, а за реализацию продукта продавец.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нормативно-правовые акты
1.1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993. М.: Юридическая литература, 1993. 62 с.
1.2. Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства РФ от 06.04.04 № 154 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный Закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 109-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации: 21 ныне действующий кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. – С. 17-54.
1.4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный Закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 18.07.2005 года № 89-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации: 21 ныне действующий кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. – С. 54-105.
1.5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 93-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С. 121- 159.
1.6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27.09.2005 № 124-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С. 199-267.
1.7. Меры административного принуждения за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в деятельности территориального органа Роспотребнадзора по ХМАО-ЮГРЕ в г. Лангепас и г. Покачи: отчет территориального органа Роспотребнадзора по ХМАО-ЮГРЕ в г. Лангепас и г. Покачи за 2005 год и за первое полугодие 2006 года // Архив ТУ Роспотребнадзора по ХМАО-ЮГРЕ в г. Лангепас и Покачи.
1.8. Об авторском праве и смежных правах: Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.9. О государственной гражданской службе РФ: Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ // Российская газета. 2004. 2 августа.
1.10. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.11. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377.
1.12. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 6 августа 2003 г. № 131- Ф3//Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822; 2005. № 1. ст. 12; № 17. Ст. 1480; № 27. Ст. 2708; № 30. Ст. 3108.
1.14. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 года (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.15. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря 2002 г.)// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.16. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.04 г № 314 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.17. О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.00 N 988 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.18. О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. N 262 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.19. Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 июня 2005 года № 421 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.20. О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе: Закон ХМАО от 8.05.1998. №26-ОЗ (с посл. изм. и дополн.) // Югорский вестник. 2003. 12 июня.
1.21. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1.22. Положение о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу//www. admkhmao.ru
1.23. Положение о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-ЮГРЕ в г. Лангепас и Покачи //www.admlang.ru
1.24. Устав муниципального образования город окружного значения Лангепас. Принят Думой муниципального образования город окружного значения Лангепас 19 марта 1996 года решением №51 // Звезда Лангепаса. 2003.15 марта.
2. Литература
2.1. Алексеев А. В. Защита прав потребителей в РФ. М., 2003.
2.2. Атаманчук Г. Теория государственного управления, М.: Омега-Л, М. 2004.
2.3. Воронин А.Г. Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1999. 287 с.
2.4. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М.: Финансы и статистика, 2002. 328 с.
2.5. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. Спб., 2003.
3. Периодическая литература
Авдеева Т., Матеюк В. Новый закон: проблемы реализации // Муниципальная власть. 2004. № 4.
Бабичев И. Местное самоуправление в современной России // Муниципальная власть. 2003. № 6.
Деятельность отдела по защите прав потребителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2005 год // Новости Югры. 2006. 5 января.
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--