Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.
В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).
Право в целом представляет собой систему норм, установленных и обеспечиваемых государством. Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на регулирование общественных отношений путем установления прав и обязанностей участников. Норма права регулирует поведение людей в типичных ситуациях. Одно из значений нормы права состоит в том, что она формирует у каждого участника общественных отношений ожидание соответствующего поведения от других индивидов, позволяя ему соотносить с ними свое поведение. Так формируется социально предсказуемое поведение, обеспечивая социально устойчивое общественное состояние. Особенность транспортного права в том, что оно сочетает в себе властно-организационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Регулируя общественные отношения – упорядочивая их, устанавливая, изменяя и прекращая, наделяя их участников юридическими правами и обязанностями, право превращает их в правовые отношения. Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права. Правоотношению присуща своя структура, в которую входят субъекты, объекты правоотношений, субъективные юридические права и обязанности. Субъекты правоотношения – это его участники. К ним относятся юридические и физические лица.
Для того, чтобы быть стороной правоотношения, его участники должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность представляет собой способность субъекта иметь юридические права и нести обязанности. Для физических лиц правоспособность возникает с рождением и заканчивается смертью. Дееспособность – это способность субъекта своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность человека связана с его возрастными и психическими свойствами. Полная дееспособность наступает с 18 лет.
В отличие от физических лиц, правоспособность и дееспособность юридических лиц ограничивается теми целями и задачами, для выполнения которых они созданы и функционируют. Для юридических лиц эти понятия совпадают, объединяясь в категорию правосубъектности, и возникают с момента государственной регистрации юридического лица.
Объект правоотношения – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения, по поводу чего они вступают в юридические связи. Объектами могут являться: материальные блага (вещи, ценности, имущество); нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и т.п.); результаты творчества, интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы); результаты действий участников правоотношений (например, правоотношений, возникающих на основании договора перевозки, подряда и др.).
Значение субъективных прав и обязанностей в структуре правоотношения состоит в том, что именно через них осуществляется юридическая связь их участников. Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять свои интересы. Субъективное право предоставляет его обладателю четыре возможности: возможность определенного поведения его самого; возможность требования соответствующего поведения от другой стороны отношения, выступающей должником по отношению к обладателю субъективного права; возможность обращаться за защитой права в случае его нарушения; возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью.
Транспортное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, а также между самими предприятиями как одного, так и разных видов транспорта.
Транспортное право не может быть выделено в самостоятельную отрасль, несмотря на наличие уставов и кодексов на транспорте, а также большого количество нормативного материала, регулирующего отношения в этой сфере. Появление новой отрасли права возможно лишь там, где созданы положения, отражающие общие принципы и методы регулирования для всех норм. Если это невозможно, то нельзя полагать наличие самостоятельной отрасли права. Имущественные отношения, возникающие в связи с деятельностью транспортных предприятий (они и являются объектом транспортного права), подчинены общим началам гражданского законодательства, а важнейший раздел транспортного права — договор перевозки — представляет собой институт гражданского права. Транспортное право определяется предметом и методом, характерными в своем большинстве для гражданского, административного, трудового права, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. Основным предметом гражданского права, определяющим его природу, назначение и правовые особенности, являются имущественные отношения, которые в законодательстве и литературе именуются также экономическими и предпринимательскими. Административно-правовому же регулированию подлежат общественные отношения в таких областях государственного управления, как организация и функционирование исполнительной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, государственная служба, административная ответственность и административно-процессуальная деятельность, обеспечение законности в государственном управлении, установление организационно-правовых основ управления в административно-политической, экономической и социально-культурной сферах. То есть с точки зрения принципов построения российской системы права транспортное право не является самостоятельной отраслью, как, например, административное, гражданское, трудовое, уголовное право. Это комплексная отрасль, поскольку в транспортном праве имеются нормы, которые по своей природе являются административными, гражданскими, трудовыми и т.д., что объясняется спецификой регулируемых транспортным правом общественных отношений. Нормы, входящие в транспортное право, не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они имеют прописку в основных отраслях. Вместе с тем в качестве учебной дисциплины российское транспортное право обладает вполне самостоятельным предметом, содержащим большой правовой массив, который отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм. Предметом транспортного права являются общественные отношения, связанные с транспортировкой грузов, пассажиров, багажа и возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, а также между самими перевозчиками как одного, так и разных видов транспорта при осуществлении перевозочного процесса. Также в сферу транспортного права входят вопросы планирования и организации перевозок, порядок расчётов по перевозкам и взыскания имущественных санкций за нарушение соответствующих плановых и договорных обязательств, отношения по использованию транспортных средств для иных (не связанных с договором перевозки) целей (например, рыбный промысел, добыча полезных ископаемых, буксирные, ледокольные и спасательные работы). В Транспортное право включают и отношения по использованию трубопроводов (хотя перекачка газа, нефти и т.п. оформляется не перевозочным, а специальным договором на снабжение).
Субъектами регулируемых Транспортное право отношений являются перевозчики (железные дороги, морские и речные пароходства, воздушнои автотранспортные предприятия), другие административно-хозяйственные подразделения транспорта (станции, порты, пристани), клиентура (отправители, получатели грузов и почты, пассажиры), органы управления транспортом (министерства, управления).
В системе транспортного права выделяются:
Морское право;
Внутреннее водное (речное) право;
Железнодорожное право;
Автотранспортное право;
Воздушное право; Железнодорожная перевозка. Будучи естественной монополией, железная дорога остаётся единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной собственности. Железные дороги выступают в качестве государственных унитарных предприятий. Управление ими осуществляется федеральными исполнительными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в централизованном порядке, но с использованием рыночных принципов (ст. 11 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Это определяет специфику договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Перевозка на внутреннем водном транспорте. На речном транспорте перевозки отличаются по видам флота – осуществляемые судоходным и несамоходным флотом, а также на судах смешанного плавания «река-море». Выделяются также прямые и местные (осуществляемые портовым флотом) перевозки. При местных перевозках перевозчиком является порт, во всех остальных случаях пароходство.
Морская перевозка. Перевозка морским транспортом классифицируется на:
а) внутренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже);
б) внутренние перевозки между портами разных морей (в большом каботаже);
в) перевозки в заграничном сообщении.
Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).
Воздушная перевозка. Воздушный кодекс разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК РФ). Кроме того, выделяются местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.
В законодательстве о воздушной перевозке выделяются фигуры авиационных предприятий, эксплуатантов и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК РФ).
Авиационное предприятие – это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполнением авиационных работ на основании лицензии.
Эксплуатант – это физическое или юридическое лицо имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и др.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.
Перевозчик – это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании соответствующих договоров.
Автомобильная перевозка. На автомобильном транспорте перевозки различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно:
а) городские (в пределах черты города, другого населенного пункта);
б) пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстоянии до 50км включительно);
в) междугородние (за пределы указанных выше населенных пунктов на расстоянии более 50км);
г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации);
д) международные (ст. 5 Устава автомобильного транспорта РСФСР 1969г.).
Транспортное законодательство РФ включает в себя новые нормативно-правовые акты, принятые в рыночных условиях, и старые — принятые в эпоху существования СССР. Конституция РФ, как Основной закон государства, выступает юридической базой транспортного законодательства. В соответствии с Конституцией РФ федеральный транспорт и пути сообщения относятся к компетенции Российской Федерации. Нормы Транспортное право также содержатся в Основах гражданского законодательства 1961, ГК союзных республик, транспортных уставах (например, в Уставе железных дорог СССР, Уставе внутреннего водного транспорта СССР, Уставе автомобильного транспорта РСФСР) и специальных кодексах (Кодексе торгового мореплавания СССР, Воздушном кодексе СССР), правилах перевозок, тарифах, технических условиях, положениях и др. нормативных актах.--PAGE_BREAK--
Важнейшим источником транспортного права является новый Гражданский кодекс РФ, который закрепил основные положения по перевозкам, в том числе нормы, регулирующие договоры перевозки грузов, пассажиров, багажа, ответственность перевозчика, правила предъявления претензий и исков, отношения по транспортной экспедиции и др.
Специальное правовое регулирование транспортной деятельности детализируется в транспортных кодексах и уставах: 1. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01г. № 24-ФЗ 2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99г. № 81-ФЗ 3. Транспортный устав железных дорог РФ от 08.01.98г4. Воздушный кодекс РФ от 19.02.97г. № 60-ФЗ 5. Устав автомобильного транспорта РСФСР. Утв. постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969г. № 12.
В развитие транспортных уставов и кодексов по каждому виду транспорта принимаются различные Правила перевозок.Среди источников транспортного права важное место занимают подзаконные акты. К ним относятся Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции, правила и положения министерств и ведомств.
К источникам транспортного права принадлежат и правовые обычаи. Правовые обычаи, хотя и не содержатся в нормативно-правовых актах, но санкционированы государством, т.е. государство придает им общеобязательное значение и гарантирует их выполнение принудительной силой. Такими правовыми обычаями, например, являются обычаи морских торговых портов. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность.
Другим источником транспортного права является нормативный договор. Так, например, Федеральным законом от 06.01.99г. Россия присоединилась к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, а Федеральным законом от 17.12.98г. — к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993г. В соответствии с Конституцией РФ (ст.15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Необходимо также учитывать постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и дают руководящие разъяснения судам по вопросам применения транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.
Из сказанного вытекает, что транспортное право (а тем более его части) не является самостоятельной отраслью права. Общая цель объединения в комплексе транспортное право норм различных отраслей права (гражданского, административного, трудового, земельного и т. д.) — регулирование деятельности различных видов транспорта как единой системы. Нормы транспортного права регулируют главным образом отношения между транспортными предприятиями и их клиентурой по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающихся большим многообразием и сложностью, и поэтому изучение их выделяется в самостоятельный курс. В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. Сюда относятся, например, заключение долгосрочных договоров, подача транспортных средств, ответственность за невыполнение обязательств, предъявление претензий и исков и т. д. Специальные части транспортного права — железнодорожное, водное, воздушное, морское и автомобильное право — касаются конкретных вопросов, регулирующих отношения на каждом виде транспорта с учетом его специфики: оформления транспортных документов, порядка лицензирования транспортной деятельности и так далее.
Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т. к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и так далее.
Я считаю, что прежде, чем говорить об одной из видов договоров перевозки, просто необходимо отрегулировать закон в той его части, которая касается именно наказания за неисполнение обязательств по договору.
Договор перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи с этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственностью подходить к выполнению обязательств по перевозке. А наш закон не должен создавать препятствий в этом, как это порой бывает (что и вынуждает людей его обходить), а наоборот, всячески помочь и обеспечить справедливое административное наказание (взыскание и т.п.) в тех случаях, когда это необходимо.