Некоторые проблемы преступности на Государственных границах РФ (по данным 1994-95 гг.)
Некоторые проблемы преступности на Государственной границе Российской Федерации (по данным 1994-1995 года) Криминологическую характеристику конкретных видов преступности (государственной, воинской, транснациональной и иной) мы будем анализировать при изучении прикладной части нашего спецкурса. Сегодня же рассмотрим только общие проблемы Государственной Границы, прямо или косвенно связанные с негативным социально-правовым явлением — преступностью. На их (проблем) существование, в 1994 году, оказывали влияние следующие факторы:
— усиление военно-политической напряженности в ряде регионов (в прибалтийском направлении, закавказском и северокавказском регионе, а также в Республике Таджикистан);
— стремление преступных группировок превратить Государственную границу в устойчивый канал незаконной миграции граждан третьих стран, вывозу из России стратегического сырья, промышленной продукции и других материальных ценностей, контрабанды оружия, боеприпасов и наркотиков; создать вокруг пограничных соединений и частей обстановку с повышенной криминогенностью. Всего в течение 1994 года в отношении военнослужащих ПВ РФ и объектов ПВ совершено свыше 700 противоправных акций;
— активизация националистических и реваншистских сил, требующих пересмотра прохождения линии Государственной границы РФ, особенно на карельском, прибалтийском направлениях, а также активным формированием японской стороной выгодных для себя ситуаций для решения вопросов, связанных с «северными территориями»;
— стремление отдельных государств и особенно Китая осуществить «тихую экспансию» в Дальневосточном регионе посредством оседания китайских граждан в российском приграничье;
— сохранение напряженной обстановки на морской границе РФ и в исключительных экономических зонах Балтийского, Японского, Охотского и Берингова морей;
— дальнейшее становление Государственной границы РФ на новых рубежах при отсутствии необходимых межгосударственных договоров и пограничной инфраструктуры. Создание новых пограничных объединений в арктическом, закавказском, центрально-азиатском и дальневосточном регионах России; нарастание внутренних проблем ПВ, связанных с комплектованием соединений и частей офицерскими кадрами, призывным контингентом, укреплением законности и правопорядка, обустройством войск, финансированием и обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия.
Эти проблемы продолжают оставаться насущными и в этом 1995 году.
За 1994 год военнослужащие ПВ во взаимодействии с другими правоохранительными органами обеспечивая выполнение стоящих перед ними задач:
— задержали около 5 тысяч нарушителей границы, среди которых выявлены 9 членов террористических организаций, 6 агентов спецслужб сопредельных государств;
— изъяли контрабанды на сумму 11,1 млрд. рублей, около 2-х тонн наркотических веществ и свыше 1.5 тысячи единиц огнестрельного и холодного оружия.
Да, цифры впечатляющие, но никто не может посчитать латентной части: государственных преступлений; контрабанды; преступлений, которые не могут обойтись без организованной преступности — связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия, торговли машинами, людьми и пр. Если бы мы могли их получить, то, думается, результаты нас не порадовали…
Проанализировав аналитические справки и обзоры главного штаба и Управления воспитательной работы о состоянии законности и правопорядка в Пограничных войсках можно сделать несколько основных выводов по их содержанию:
— все негативные процессы, связанные с преступностью, происходящие в обществе, практически по всем основным направлениям повторяют свои тенденции и в пограничных войсках;
— между специальными службами ПВ, на которые возложена профилактика правонарушении, как внутри системы, так и в сфере выполнения одной из основных функций ФПС — защиты интересов России на государственной границе, нет единого методологического подхода к изучению этих проблем. Поиск решения проблем законности и правопорядка невозможен без научного подхода, отработанных методик и т.д.
Если учитывать, что эти справки и анализ готовили не профессиональные криминологи, а люди, имеющие смутное представление об основах криминологического анализа, то мы должны сказать им спасибо уже за то, что они хоть как-то сравнили данные статистики и попытались объяснить полученные результаты. Однако Вы уже не будете иметь право проводить такую примитивную экспертизу…
Характеризуя состояние законности, правопорядка и воинской дисциплины в ПВ РФ (по имеющимся у автора данным) можно привести следующие данные:
1. Сравнивая 1994 и 1995 годы: обстановка сложная, количественно-качественные характеристики — динамика состояния характеризуется увеличением; по уровню (на 1.000 человек) сравнить не могу (нет данных за 94 год), но сравнивая 93 и 95 годы эта динамика имеет обратный характер — соответственно 12,8 и 8.7 (по другой таблице у меня получилось 7.1).
Как бы не хотелось об этом еще раз говорить, но ни о какой криминологической интерпретации этих данных не может быть и речи.
Теперь поговорим о структуре преступлений, то есть о ее внутреннем содержании в ПВ РФ. Опять же по «куцым» данным в сравнении (1-ых полугодий 94 и 95 годов):
1. доля тяжких преступлений — +107%; из них: умышленных убийств — +200%; -ТТП — +250%; (лидерами являются ЗабПО — 37.9% и КОПО — 12.6%). Приведя эти цифры, авторы справки сделали вывод о том, что они свидетельствуют «о профессионализации криминальной деятельности пограничных войск». Вы меня извините, но что такое профессиональная преступность… и свидетельствуют ли эти цифры об этом… и о чем они свидетельствуют??? Надо быть осторожнее с такими выводами…
2. Динамика роста самовольных оставлений части — +92%, а в структуре воинских преступлений — 70% (основная их доля: 45% в учебных частях и центрах и 35% в отпусках). Лидеры — КОПО и ГПВ РФ в РТ;
3. Совершаемые в состоянии алкогольного и наркотического опьянения 115 (+180%), из них 60 (52.2%) в ГПВ РТ. Задайте себе вопрос это много или мало и почему… какова латентная часть… и какова цена латентной части и зарегистрированной???..
4. Рост преступлений, совершаемых на службе по охране ГГ, в караулах и внутренних нарядах:
— нарушений правил несения пограничной службы 37(+311%);
— уставных правил караульной и внутренней службы 37(+640%);
— халатное отношение к службе -67, из них 60 в ГПВ РТ. Опять вопрос — а на всей остальной границе все такие добросовестные, не допускают халатного отношения к службе?..
5. увеличение качественного состава субъектов преступлений в ПВ, т.е. лиц, проходящих службу на профессиональной основе: офицеров — 38 (+100%); -прапорщиков — 24 (140%); -военнослужащих по контракту — 35 (+192%) и так далее… А теперь вернемся и сравним явные основания для беспокойства на уровнях всего государства и пограничных войск… Как видите — они практически идентичны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Те фактические данные, которые мы сегодня рассмотрели, естественно, не будут аналогичными после окончания Вами института Пограничных войск РФ. Они должны стать для Вас отправной точкой для понимания проблемы правонарушений, с которыми сталкиваются пограничники как граждане России, при охране границы и при решении внутренних вопросов в своих будущих подразделениях, а также на обслуживаемых участках. В процессе дальнейшего курса мы научимся прогнозировать, планировать саму преступность и осуществлять меры по ее предупреждению.