Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности и охрана труда"


Методы оценки напряженности труда



2

Федеральное агентство по образованию РФ

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

РЕФЕРАТ

По психологии труда

На тему: «Методы оценки напряженности труда».

Выполнила

Крахмалёва Елена

Саратов 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие положения

Методы определения факторов напряженности трудового процесса

Общая оценка факторов напряженности трудового процесса

Использованная литература

Введение

Содержание методических рекомендаций охватывает вопросы гигиенической оценки трудовых процессов с точки зрения их тяжести и напряженности. В нем рассмативаются методы оценки отдельных факторов труда и принципы установления степени его тяжести и напряженности.

Методические рекомендации разработаны для специалистов учреждений госсанэпиднадзора и испытательных лабораторий, предприятий и огранизаций, выполняющих исследования по оценке тяжести и напряженности труда для целей:

1. Разработки комплексов мероприятий по оптимизации трудовых процессов.

2. Установления уровней профессионального риска для разработки профилактических мероприятий и обоснования мер социальной защиты работающих по методике, разработанной ЦГСЭН в Санкт-Петербурге и ИМОПЭРЗ и утвержденной ЦГСЭН в Санкт-Петербурге 26.10.97 г.

3. Сопоставления состояния здоровья работника с условиями его труда при проведении периодических медицинских осмотров.

4. Составления санитарно-гигиенических характеристик условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний.

5. При выполнении научно-практических работ.

6. Аттестации рабочих мест.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Измерение и оценка факторов трудового процесса выполняется с помощью методик, разработанных НИИ Медицины труда России. Их следует разделить на количественные, требующие для выполнения специальных приборов, и описательные - экспертные.

Методы определения факторов напряженности трудового процесса

1. Интеллектуальные нагрузки.

Интеллектуальные нагрузки рассматривают трудовой процесс с точки зрения его мыслительной деятельности. Они имеют экспертные оценки, которые исследователь устанавливает на основе изучения функциональных обязанностей работников, техрегламентов работы, наблюдения алгоритма деятельности.

1.1. Содержание работы связано со сложностью задач, решаемых по известным, алгоритмам простым или сложным, (ручной, механизированный, автомати-зированный, диспетчерский труд и многое другое). Для творческого труда характерна поисковая работа, создание нового алгоритма, что является наиболее сложным в умственном труде (труд композитора, поэта, художника, архитектора, технолога и т.п.). Целый ряд трудовых процессов следует отнести к смешанным по характеру их алгоритмизации (медицина, педагогика и т.п.).

1.2. Восприятие сигналов отражает необходимость получения информации сенсорными системами организма и реагирования на нее в различных по сложности условиях ( автоматизированный, диспетчерский труд).

1.3. Сложность работы возрастает от простого исполнения задания с контролем собственной деятельности до контроля работы, выполненной другими лицами и распределения работы целому подразделению (инженерно-технический персонал, руководители, заведующие подразделениями организаций различного профиля).

1.4. Характер работы может быть обусловлен деятельностью по свободному плану ( бизнес, творчество, надомный труд) или по графику (большинство профессий в организациях , на предприятиях). Работа в условиях дефицита времени свойственна диспетчерским службам, многим профессиям на транспорте, в медицине.

2. Сенсорные нагрузки.

Напряжение сенсорных систем, к которым относят зрение, слух, речь характерно для любого вида труда и особенно для умственного.

Блок сенсорных характеристик, включающий: длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов за 1 час, число объектов одновременного наблюдения условно характеризует произвольное, волевое внимание, направленное на предмет деятельности.

2.1 При определении времени сосредоточенного наблюдения ( в процентах к продолжительности смены) следует выполнить хронометраж технологических периодов, требующих продолжительной фиксации взгляда ( работа с экраном ПВМ, точная сборка на конвейере, корректорские работы, роспись фарфора и т.п.).

2.2 При определении плотности потока воспринимаемой информации сигналом следует считать звуковое, световое или цветовое, цифровое, визуальное сообщение, требующее дифференцированного восприятия и ответа.

Количество всех сигналов, принимаемых работающим за один час определяется путем их прямого подсчета за час, либо за технологический период с последующим пересчетом на один час.

2.3 Объектом наблюдения следует считать предмет, находящийся в центральном или периферическом поле зрения, а также и вне его, однако, требующий напряжения внимания и являющийся источником любого вида сигналов для работающего.

При определении числа объектов одновременного наблюдения необходимо учесть все объекты, находящиеся в поле зрения.

2.4 (2.5., 2.6.) Напряжение зрительного анализатора характеризуется размерами рассматриваемого объекта, работой с оптическими приборами и экранами видеотерминалов. Все эти факторы имеют временные характеристики как в процентах от общей продолжительности смены, так и непосредственно в часах работы. Поэтому при их определении следует воспользоваться методом хронометража.

Время сосредоточенного, наблюдения за объектом зрительной работы ( п.2.4.) должно, соответствовать, времени , указанному в п. 2.1.

Размер объекта и расстояние до него измеряют линейкой, рулеткой или оценивают визуально. Целесообразно использовать для этой цели данные техрегламента.

2.7. При определении величины нагрузки на органы слуха следует исходить из таких уточняющих обстоятельств, как "помехи", на фоне которых речь должна быть расслышана с того или иного расстояния. Когда их нет, разборчивость слов принимается за 100%. По мере усиления помех эта разборчивость уменьшается.

По одной из методичек НИИ Медицины труда РАМН разборчивость слов зависит от отношения громкости речи и фонового уровня шума, который и является "помехой":

- 1 класс - помех нет, разборчивость слов - 100%;

- 2 класс - громкость речи больше уровня шума на 10 - 16 Дб;

- 3.1. класс - громкость речи равна уровню шума;

- 3.2. класс - уровень шума больше громкости речи на 5 Дб.

2.8. Нагрузка на голосовой аппарат характеризует напряжение органов речи, имеющее место при интенсивной вокальной разговорной деятельности с необходимостью форсирования звука. Она определяется с помощью хронометражного метода. Для получения суммарной нагрузки за неделю следует воспользоваться графиками радио или телепередач , лекций, репетиций, спектаклей и т.п., в течение недели. Нагрузки на слуховой и голосовой аппарат характерны для профессий вокально-речевого жанра ( артистов, педагогов, диспетчеров, телефонистов, сферы обслуживания, руководителей и служащих различных ведомств).

3. Эмоциональные нагрузки.

Эмоциональные нагрузки в трудовом процессе обусловлены разнообразными причинами.

3.1. Ответственность различной степени за результат собственной деятельности может иметь моральный, материальный, административный, уголовный аспекты.

3.2. Наиболее существенным из всех показателей напряжённости является риск для здоровья и жизни (своей и других лиц) безотносительно к степени его вероятности.

Отрицательные эмоциональные нагрузки, будучи проявление профессионального стресса, сопровождаются напряжением вегетативных функций (повышение уровней пульса и кровяного давления, усилением потоотделения, изменением температурной реакции кожи).

В дальнейшем это может привести к негативным последствиям со стороны сердечно-сосудистой системы.

Эмоциональные нагрузки часто встречаются в профессиях связанных с медициной, педагогикой, вождением транспорта, сферой обслуживания, бизнесом. Они характерны также для диспетчеров различных служб, спасателей, пожарных, милиции и т. п.

4. Монотонность нагрузок.

4.1. и 4.2. Число элементов в операции и их продолжительность в секунду являются характеристиками сенсомоторной (рукотворной) деятельности. Эти показатели можно исследовать хронометражным методам на примере любых работ локального, локально-регионального и регионального типа, выполняемых на конвейере с непрерывным или прерывистым тактом.

4.3. и 4.4. Время активных действий и время пассивного наблюдения это проявления монотонности сенсорного типа, свойственной диспетчерским видам труда, вождению транспорта, работе в охране. Они также определяются путем хронометрических исследований. Величина этих периодов высчитывается в процентах к общей продолжительности смены.

5. Режим работы

Продолжительность рабочего дня (5.1.), сменность (5.2.) и регламентация внутрисменного отдыха (5.3.) должны быть отражены фактически. ту информацию следует получить в отделе кадров, у руководителей предприятий и его подразделений, у самих работающих, а также путем хронометражных наблюдений.

При оценке показателей режима труда рабочий период в 24 часа, суточные и вахтовые смены, ненормированный рабочий день должны быть отнесены в класс 3.2.

Учитывая особенности труда, в котором преобладают интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, при оценке этих факторов следует подробно изучить функциональные обязанности работающих, технологические инструкции и при необходимости прибегнуть к опросу и интервьюированию работников.

При оценке сенсорных нагрузок, монотонности, режимов труда наиболее приемлемыми следует считать хронометражные методы.

Общая оценка факторов напряженности трудового процесса

- Количественное значение, либо подробная экспертная характеристика каждого фактора соотносится с таблицей 4.9. ГК Р.2.2.755-99 и получает соответствующий балл; данные вносятся в итоговый протокол (приложение 4).

- Факторы, отсутствующие в трудовом процессе, получают балл 1 (графа1) с пометкой "не характерно для профессии" (графа 2 протокола). Например, "работа с оптикой " у директора предприятия, " время сосредоточенного наблюдения" у грузчика.

- Суммарная оценка напряженности проводится в соответствии с принципами, изложенными в ГК Р.2.2.755-99.:

- 1-й класс устанавливается, когда 17 и более из 22 показателей имеют балл 1, а остальные - 2 ( 3-го класса нет);

- 2-й класс устанавливается когда:

а) 6 показателей имеют оценку 2, остальные - 1;

б) от 1 до 5 показателей имеют оценку 3.1. и/или 3.2, а остальные - оценку 1 и/или 2;

3.1 класс устанавливается, когда:

а) 6 показателей имеют оценку 3.1., остальные 1 и/или 2;

б) от 3 до 5 показателей имеют оценку 3.1., а от 1 до 3 - оценку 3.2.

3.2. класс устанавливается, когда:

а) 6 показателей относятся к классу 3.2.;

б) более 6 показателей относятся к классу 3.1.;

в) от 1 до 5 показателей имеют оценку 3.1., а от 4 до 5 показателей относятся к классу 3.2;

г) 6 показателей имеют оценку 3.1. и от 1 до 5 показателей - оценку 3.2.;

3.3. класс устанавливается, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2;

- Наименование степеней напряженности трудового процесса:

1-й класс - труд ненапряженный ( легкой степени напряженности);

2-й класс - труд допустимый по напряженности;

3.1. класс - труд средней степени напряженности;

3.2. класс - труд напряженный;

3.3. класс - труд очень напряженный.

Использованная литература

1. Аруин С.А. <Эргономическая биомеханика>, М., 1989 .

2. Методические рекомендации АМН СССР <Производственная эргономика>, М., 1979 .

3. ГОСТ 12.2.049-80

4. <Принципы комплексной оценки напряженности труда и рабочего напряжения при умственных видах деятельности>М., НИИ Медицины труда РФ, 1986.

5. ГОСТ 12.2.033-78 <Рабочее место при выполнении работ стоя>

6. ГОСТ 12.2.049-80 ССБТ "Оборудование производственное. Общие эргономические требования".

7. Принципы комплексной оценки напряженности труда и рабочего напряжения при умственных видах деятельности, М., НИИ Медицины труда России 1986 г.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.