Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Гражданские правоотношения 6

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный институт трудовых и социальных отношений
Курсовая работа
По дисциплине: «Гражданское право»

На тему: «Гражданские правоотношения
Минск, 2010


Содержание

Введение……………………………………………………………….3 стр.

Раздел 1. Современное состояние хозяйственного права в Республике Беларусь…………………………………………

Глава 1
. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство

Глава 2
. Состав и структура хозяйственного законодательства ....

Глава 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности

Глава 4. Граждане как субъекты хозяйственной деятельности

Глава 5. Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования.
Раздел 2. Перспективы развития хозяйственного права в Республике Беларусь …………………………………………………............18 стр.

Глава 1. Формирование хозяйственного законодательства….

Глава 2. Основы развития и совершенствования хозяйственного законодательства

Глава 3.Основы необходимые для дальнейшего совершенствования хозяйственного законодательства

Глава 4 Проблемы систематизации хозяйственного законодательства

Глава 5 Тенденции современного хозяйственного права


Заключение…………………………………………………...28 стр.

Список литературы………………………………………….29 стр


ВВЕДЕНИЕ

Становление эффективной экономики в настоящее время неразрывно связано с процессами формирования различных сфер и видов хозяйственной деятельности. Процесс трансформации собственности за последнее время определил основные сектора экономической жизни и фундамент для дальнейшего экономического развития. Сегодня появилось множество хозяйствующих субъектов частной формы собственности. Многие граждане стали осуществлять предпринимательскую деятельность в различных ее видах и формах.

Вместе с тем, развитие предпринимательской деятельности на протяжении истории обеспечило ряду стран экономическое могущество и силу, и напротив, «отказавшись» от частной собственности, экономическое развитие стран бывшего СССР приобрело иную направленность и, в конечном счете, реформы, произошедшие в конце 80-х годов «взяли курс» на развитие рыночной среды, разнообразие форм собственности, признав административно-командную систему неэффективной. Поэтому становление и поддержка предпринимательства является одной из важнейших задач в современной Беларуси.

Мировая экономическая мысль на протяжении продолжительного периода времени активно занималась теорией и практикой предпринимательства.

Сегодня остро стоит проблема теоретического осмысления сущности, организационных форм и дальнейших ориентиров развития предпринимательства, появляется необходимость их исследования. Развитие мировой экономики показало, что предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования.

Для широкомасштабного становления сегодня срочно надо создать соответствующие правовые и другие условия. Беларуси не выйти из такого количества экономических проблем и не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса, не войти в мировую экономику в качестве равного субъекта международных отношений без развитого предпринимательства.

Раздел 1. Современное состояние хозяйственного права

Глава 1
.Хозяйственное право и хозяйственное законодательство
Хозяйственное право– это совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Хозяйственное право в теории хозяйственного права рассматривается в нескольких аспектах:

– как самостоятельная отрасль права, имеющая свой самостоятельный предмет и метод правового регулирования;

– как система законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность;

– как учебная дисциплина.

Особенности хозяйственного права: по субъектному составу, так как в качестве субъектов выступают юридические лица, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность; по сфере правового регулирования, так как распространяется только на область производства товаров, продукции, работ, услуг, а также коммерческого оборота и регулируется особым видом хозяйственного законодательства. Отсюда вытекают и свои специфические вопросы прав и обязанностей.

Для хозяйственного права, в отличие от гражданского права, характерен императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Хозяйственное законодательство включает законы, постановления и другие нормативные акты, являющиеся источником хозяйственного права. Хозяйственное законодательство, таким образом, представляет собой совокупность нормативных актов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения с участием юридических и физических лиц.

Особенностью хозяйственного законодательства является не только особая сфера его применения, но и то, что оно включает в себя достаточно много правовых актов, принятых на уровне министерств и ведомств. Обязательными в хозяйственной деятельности являются Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, что вызвано динамикой развития хозяйственных отношений.

Наиболее часто применяемые на практике нормы хозяйственного права закреплены в следующих актах законодательства:

– Гражданском кодексе Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. ;

– Инвестиционном кодексе Республики Беларусь от 22 июня 2001 г.;

– Законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г.;

– Законе Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25 октября 2004 г.;

– Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 г.

Глава 2 Состав и структура хозяйственного законодательства

Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права.

Если хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию хозяйственных отношений, то хозяйственное законодательство — совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы хозяйственного права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах хозяйственного законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты хозяйственного законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.

Выражая содержание хозяйственного права как отрасли права, хозяйственное законодательство является его внешней формой и характеризуется теми же признаками, что и хозяйственное право.

Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.

Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 85 Конституции РБ приравнивает к конституционным законам декреты Президента.

Переход к законодательству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно, следует отнести к положительному явлению в жизни страны. Достоинство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и принятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссылаться на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации экономического строительства. Именно закон регламентирует исходные позиции рыночной экономики.

Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Республики Беларусь. Главным источником безусловно является Конституция Республики Беларусь. Для хозяйственного права центральное значение имеют нормы ст. 13, определяющие равенство форм собственности. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость использовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм собственности: государственной, частной и иных форм собственности.

Будучи Основным законом нашей страны, Конституция РБ содержит в себе нормы различных отраслей права.

Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются прежде всего базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Республики Беларусь.

В принятом в 1999 г. Гражданском кодексе РБ предмет хозяйственного права вошел в предмет гражданского права. Авторы Гражданского кодекса часть хозяйственных отношений по горизонтали отнесли к сфере гражданского законодательства, а хозяйственные отношения по вертикали, не вошедшие в эту сферу и не регулируемые комплексно административным правом, оставили не урегулированными. Учитывая сложность и многоуровневость хозяйственно-правовых отношений, а также объективно оценивая социально-экономическую обстановку в Республике Беларусь в настоящее время и необходимость скорейшего создания основ нормативно-правовой базы рыночной экономики, позиция авторов Кодекса вполне объяснима.

Представляется, что высказываемые предложения о проведении кодификации хозяйственного законодательства путем издания единого закона типа Хозяйственного кодекса РБ, который установит общие правила и основные положения регулирования хозяйственных отношений во всех отраслях экономики и по всем видам хозяйственной деятельности, приведет хозяйственное законодательство в единую систему.

Среди подзаконных, регулирующих хозяйственные отношения нормативных актов большой массив составляют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РБ. В соответствии со ст. 85 Конституции РБ Указы Президента не могут противоречить Конституции РБ. В случае их противоречия действует норма Конституции. Указы и Декреты Президента как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного принятия законодательных решений.

Постановления Правительства РБ, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками хозяйственного права. Постановления Правительства РБ не должны противоречить Конституции РБ, республиканским законам и Указам (Декретам) Президента РБ. В противном случае постановление Правительства РБ может быть отменено Президентом в соответствии с п. 25 ст. 84 Конституции РБ. Акты правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и исполнение законов.

В ряде источников хозяйственного права стоят акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (например, антимонопольных органов и др.).

Местные органы власти и управления также могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь на Конституцию РБ и соответствующие законы.

Главные регулирующие возможности территориальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды. Так, например, район вправе определить правила пользования природными ресурсами, правила пользования водозаборными сооружениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации предприятий и имущества, принадлежащего административным образованиям (Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь») и др.

Советское и современное белорусское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано.

В настоящее время основной массив нормативных актов составляют акты министерств и ведомств, а законами и указами урегулированы далеко не все хозяйственные вопросы.


Глава 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
Основными субъектами хозяйственной деятельности являются хозяйственные (коммерческие) организации и индивидуальные предприниматели. Статус юридического лица предприятия и организации приобретают только после соблюдения установленной законом правовой процедуры – регистрации в соответствующих органах государственного управления или совершения иных действий.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно ст. 46 ГК, некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность и всю полученную прибыль могут направлять на цели своей деятельности.

Коммерческие организации создаются в форме:

хозяйственных товариществ:

а) полного товарищества;

б) коммандитного товарищества;

хозяйственных обществ:

а) акционерного общества (ОАО, ЗАО);

б) общества с ограниченной ответственностью (ООО);

в) общества с дополнительной ответственностью (ОДО);

производственных кооперативов;

унитарных предприятий:

а) государственных;

б) частных.

Некоммерческие организации создаются в виде:

потребительских кооперативов;

общественных или религиозных организаций (объединений);

учреждений, организаций, созданных собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых им полностью или частично (например, институты, в том числе ЧИУиП, детсад, школа, поликлиника);

благотворительных и иных фондов;

объединений юридических лиц (ассоциации, союзы)

Глава 4. Граждане как субъекты хозяйственной деятельности


ГК Республики Беларусь предоставляет гражданам, обладающим правоспособностью (способность иметь гражданские права и обязанности) (ст.16) и дееспособностью (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) (ст.20 ГК) право заниматься предпринимательской деятельностью.

В соответствие с нормами ГК Республики Беларусь, несовершеннолетние граждане в возрасте от 16-ти лет получили право заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью. Ч.1 ст.26 ГК республики Беларусь установила, что несовершеннолетний, достигший 16-ти лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту), или с согласия родителей (усыновителей) или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя. Если эти лица не дают такого согласия и в случае отказа органов опеки и попечительства объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным, решение об эмансипации несовершеннолетнего принимает суд (ч.2 п.1 ст.26 ГК и ч.2 ст.377 ГПК).

Исходя из определения предпринимательской деятельности, гражданин может ее осуществлять с образованием юридического лица либо без образования юридического лица. Осуществляя предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, гражданин вступает в различные договоры, принимает на себя гражданско-правовые обязательства, совершает другие юридические факты, предъявляет от своего имени иски и т.д.

Деятельность гражданина, как субъекта хозяйствования (индивидуального предпринимателя) без государственной регистрации либо на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, как и осуществление им деятельности, не указанной в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от этой деятельности, взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК Республики Беларусь, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения (п.2 ст.22 ГК).

Предприятие и иное имущество, находящееся в собственности гражданина, предпринимательская деятельность которого в указанном порядке ограничена, может быть использовано им в период действия ограничения для предпринимательской деятельности исключительно путем передачи этого имущества в доверительное управление (ч.3 ст.31 ГК).

Индивидуальный предприниматель может быть признан экономически несостоятельным (банкротом), если он не в состоянии по своему имущественному положению удовлетворить требования кредиторов (п.1 ст.24 ГК).

Индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом судом либо может сам объявить о своем банкротстве (ст.24 ГК).

Деятельность индивидуального предпринимателя считается прекращенной с даты внесения записи об этом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.66 Положения от 17 декабря 2002 г.).

Глава 5. Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования.


Осуществление предпринимательской деятельности субъектов хозяйственных отношений осуществляется на определенной материальной базе, которая позволяет выполнить соответствующие производственные и иные процессы, обеспечивающие достижение поставленных целей в предпринимательстве.

Основу имущества субъектов хозяйствования составляет право собственности, содержание которого закреплено в ст.210 ГК Республики Беларусь, оно представляет собой право владения, пользования и распоряжения. Правовой режим этого имущества целиком зависит от того, на каком основании это имущество ему принадлежит, а также от его целевого назначения. В состав имущества принадлежащего субъекту хозяйствования, на основе которого он осуществляет свою предпринимательскую деятельность, могут входить: здания, сооружения, оборудование, машины, земельные участки, иные вещи, используемые в производственном процессе и в предпринимательской деятельности, а также деньги, ценные бумаги, различные имущественные права, в том числе нематериальные объекты (промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, фирменные наименования и др.).

Все это имущество в зависимости от его состава и назначения согласно ст.130 ГК Республики Беларусь подразделяется на: движимое и недвижимое. К недвижимому имущество относится то имущество, которое прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К движимому имуществу относится все остальное имущество, перемещение которого возможно, без ущерба для него.

Право собственности позволяет собственнику в соответствии с нормами этой статьи: самостоятельно совершать в отношении принадлежащего ему имуществу любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

Именно всем этим выше перечисленным, право собственности отличается от других вещных прав. Согласно ст.13 Конституции Республики Беларусь, право собственности у нас закреплено в двух формах – это право государственной и частной собственности. В соответствие со ст.215 ГК Республики Беларусь государственная собственность выступает в виде республиканской (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). Частная собственность представлена в виде собственности граждан и юридических лиц. Государство гарантирует равные возможности свободного использования имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (ч.4 ст.13 Конституции Республики Беларусь).

В предпринимательской деятельности право собственности реализуется по-разному. Так, республиканские и местные административно-территориальные единицы могут предоставлять принадлежащее им на праве собственности имущество другим субъектам хозяйствования на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо передавать его в аренду. При этом собственник может оставить за собой ряд правомочий по распоряжению этим имуществом, вплоть до возможности его отобрания и перераспределения между другими субъектами хозяйствования, в случае если это имущество будет ненадлежащим образом использоваться или не использоваться вообще.

Право частной собственности реализуется обычно самим собственником или группой собственников. Например, когда граждане решают организовать товарищество или акционерное общество, в этом случае управление имуществом осуществляется либо собранием собственников, либо специально созданным органом.

Раздел 2. Перспективы развития хозяйственного права в Республике Беларусь

Глава 1. Формирование хозяйственного законодательства

В настоящее время в Республике Беларусь формируется качественно новое законодательство, происходит обновление нормативного массива, создание новых и качественное изменение существующих отраслей и институтов права, осуществляется систематизация законодательства. Отличительной чертой законодательства Республики Беларусь является стремление к активной

кодификации и консолидации нормативных правовых актов, что свидетельствует о тенденции к системному нормотворчеству. Однако этот процесс протекает недостаточно эффективно, в первую очередь из-за неполной проработки научно обоснованной концепции кодификации нормативных правовых актов в период социальных преобразований.

Важными особенностями развития системы права и законодательства Республики Беларусь можно считать:

восприятие передовых научных конструкций современных правовых систем;

сохранение отдельных исторически оправдавших себя положений системы права СССР;

поиск новых критериев формирования системы права с учетом приоритета общепризнанных принципов международного права, интеграционных процессов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а также процессов глобализации всемирной экономики;

увеличение роли и объемов общедозволительного типа правового регулирования;

оптимизацию на центральном уровне соотношения нормативных правовых актов Главы государства, Парламента, Правительства и республиканских органов государственного управления в общей системе нормотворчества.



Глава 2. Основы развития и совершенствования хозяйственного законодательства
Процесс развития и совершенствования законодательства

Республики Беларусь определяют:

тенденции развития общественных отношений и их влияние на нормотворчество;

принципы права;

принципы формирования законодательства;

адекватный научно-практический анализ позитивных и негативных тенденций развития законодательства;

оптимальное сочетание индивидуальных, общественных и государственных интересов;

критерии включения норм международного права в национальное законодательство;

перспективное и текущее планирование нормотворчества.

Процесс развития и совершенствования законодательства во

многом зависит от создания внутренне согласованной, научно и

логически обоснованной системы законодательства. Для ее формирования

необходимо:

детально установить условия и порядок принятия различных видов нормативных правовых актов;

четко обозначить компетенцию нормотворческого органа, регламентация которой связана с принятием (изданием) нормативных правовых актов;

разрешить проблемы иерархического соподчинения нормативных правовых актов, в первую очередь законодательных;

законодательно закрепить место общепризнанных принципов международного права и норм международных договоров в системе права, установить порядок их применения.

Основными задачами нормотворческого процесса
являются

определение степени востребованности обществом того или иного акта

законодательства, оценка социальной базы будущего акта

законодательства и степени охвата правовым регулированием

общественных отношений, а также поиск оптимальных вариантов

регулирования возникших общественных отношений.

В процессе правового регулирования в первую очередь необходимо

решить следующие задачи:

дать характеристику общественных отношений, подлежащих правовому регулированию;

определить правовой режим в конкретной сфере правового регулирования;

установить средства, способы и приемы обозначения требуемого правового режима.

Необходимым условием формирования оптимальной системы

законодательства является четкая иерархия нормативных правовых

актов. Каждый вид актов должен занимать строго установленное место в системе законодательства, соответствующее его юридической силе.


Глава 3.Основы необходимые для дальнейшего совершенствования хозяйственного законодательства

В целях правового урегулирования преобразований, проводимых

в экономической сфере, следует:

создать эффективную систему государственной поддержки

предпринимательства в сочетании с оптимальной системой

государственного регулирования, обеспечить наиболее благоприятные

организационно-правовые условия для развития предпринимательства; принять в развитие положений Гражданского кодекса Республики Беларусь законодательные акты, направленные на упорядочение и упрощение процедуры лицензирования отдельных видов деятельности, государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

развить нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь в

части более полной регламентации договора комплексной

предпринимательской лицензии (договора франчайзинга);

создать условия для дальнейшего формирования

законодательства, регулирующего отношения в сферах страховой,

аудиторской, рекламной, оценочной, концессионной, лизинговой,

ипотечной и биржевой деятельности, обращения ценных бумаг,

ценообразования, а также государственной антимонопольной политики;

обеспечить наиболее полное регулирование отношений

собственности, приватизации, строительства.

В сфере международного частного права необходимо:

разработать и принять комплексный закон, регламентирующий

порядок государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности, заключения и совершения внешнеэкономических сделок;

обеспечить создание на внутреннем рынке равных прав для

субъектов предпринимательской деятельности, условий для справедливой

конкуренции с участием иностранных инвесторов путем приведения

законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями

международных соглашений, заключенных в рамках Всемирной торговой

организации (ВТО), посредством отказа от использования нетарифного

регулирования в качестве инструмента поддержки отечественных

товаропроизводителей;

разработать новые нормативные правовые акты,

регламентирующие концессионные отношения, правовое положение

иностранных юридических лиц, режим имущества, принадлежащего

иностранным лицам.

В целях совершенствования правового регулирования аграрных

отношений следует:

установить правовой статус сельскохозяйственных

производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов

(перерабатывающих, сбытовых (торговых), обслуживающих,

снабженческих, садоводческих, огороднических, животноводческих,

кредитных и иных), а также определить правовой режим имущества

крестьянского (фермерского) хозяйства как организационно-правовой

формы юридического лица;

подготовить и принять законодательные акты в области

государственного регулирования агропромышленного производства,

сохранения и повышения плодородия почв, защиты растений;

определить правила заключения и выполнения договоров

поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд,

контрактации, финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной

техники;

урегулировать отношения в области страхования имущества

сельскохозяйственных организаций;

Данные основы помогут повысить эффективность правового регулирования общественных отношений в области хозяйственного права и создать наиболее благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, которой должно способствовать законодательство Республики Беларусь.


Глава 4. Проблемы систематизации хозяйственного законодательства

Многообразие нормативных актов, издаваемых в области хозяйственных отношений, большое число органов, имеющих право издавать нормативные акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта.

Системообразующий акт необходим, чтобы:

сделать законодательство этой сферы обозримым и удобным для практического применения;

создать стройную и взаимоувязанную иерархию актов, в которой можно было бы, исходя из основных решений, получить точные данные об окончательном, детальном решении вопроса в подзаконном нормировании;

в иерархии нормативного регулирования выдерживать требования последовательного соответствия актов нижестоящего ранга актам вышестоящих органов;

за счет создания общей части хозяйственного законодательства обеспечить не только единство правового регулирования в его особенных ответвлениях, но сэкономить нормотворческий материал, в котором принципиальные положения не нуждались бы в повторении в каждом подразделении особенных частей хозяйственного законодательства.

Такие проблемы, естественно, могут быть решены только на основе кодификации хозяйственного законодательства, создания Хозяйственного кодекса РБ.

Сегодня, на мой взгляд нет причин, которые давали бы основания настаивать на дуализме регулирования. Необходим единый подход к хозяйствованию и в горизонтальных, и в вертикальных отношениях воздействия государства на рынок. Поэтому нужно преодолеть наследие прошлого в этой области и сосредоточить усилия не на расщепленном варианте регулирования, а на создании единого системообразующего акта — Кодекса.

Глава 5. Тенденции современного хозяйственного законодательства

Многие предписания законодательства не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Сами по себе правильные слова ничего в экономике страны изменить не могут. Для их реализациинеобходимо создание конкретных юридически закрепленных правил поведения и контроль со стороны исполнительной власти за их осуществлением.

В законодательстве существует часто употребляющийся термин «ответственность». Можно назвать три значения этого термина: а) как синоним обязанности; б) сознание долга перед обществом, государством, людьми, побуждающее выполнить возложенные на хозяйственный орган или должностное лицо обязанности; в) юридическую ответственность, основанием возникновения которой является правонарушение. Однако разработчики проектов законодательных и других нормативных актов не заинтересованы в установлении за уклонение от предписанных правовыми нормами правил юридической ответственности. Как правило, фигурирует декларация о «персональной ответственности».

Значительное число актов хозяйственного законодательства, хотя и содержит слова «право» и «обязанность», но создает лишь видимость правового регулирования. Если акт не обеспечен механизмом его реализации, то на практике его применить затруднительно.

Если при подготовке законопроектов ведомственные интересы сказываются на качестве разрабатываемых документов, то ведомственное засилье в подготовке решений Правительства РБ проявляется и в других формах. Например, просматривается тенденция к неоправданному сокращению нормативно-правового регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства РБ с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждения и организации которых являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.

Не только наличие правового регулирования, но в ряде случаев и его отсутствие могут дать определенную информацию. Дело в том, что просматривается тенденция к затягиванию выполнения поручения о подготовке некоторых правовых актов.

Для хозяйственного законодательства, как и для всего современного белорусского законодательства, характерна декларативность. Между тем, все зарубежные страны перешли от абстрактной формы права к более казуистичной.

Девальвация законов РБ, регулирующих хозяйственную деятельность, происходит из-за наличия в них большого количества отсылочных и бланкетных норм.


[1] Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн. М., 1993. С.19.

2 Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. М., 1993. С.15.16.

3 Подробнее о правовом положении подразделений предприятий см. Мартемьянов B. C. Хозяйственное право: Курс лекций. T.I. M., 1994. С. 131-134.

4 О субъектах предпринимательской деятельности, имеющих особый правовой статус, деятельности инвестиционных компаний и фондов, см. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право: Курс лекций. Т. 1. М., 1994. С. 92-113.

5 Мартемьянов B. C. Хозяйственное право: Курс лекций. Т. 1. М., 1994. С.

5 Как заключить надежный договор // Законодательство и экономика. 1995. N39.

6 Более подробно о консорциуме см. Хозяйственное право: Курс лекций. Т.2 / Отв. ред. В. С. Мартемьянов. М..1994.С.350-352.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.