--PAGE_BREAK--Глава 1. Основания уголовной ответственности за вымогательство
Уголовный кодекс Российской Федерации относит вымогательство к преступлениям против собственности (глава 21).
Расположение данной главы в особенной части Уголовного кодекса отвечает современным представлениям о месте собственности в системе социальных ценностей, поскольку право собственности принадлежит к числу важнейших социальных благ личности. Поэтому преступление против собственности по степени их опасности для общества следуют непосредственно за преступлениями против личности.
Ответственность за указанное посягательство предусмотрена нормами гл. 21, которая входит в раздел VIII УК.
Основания уголовной ответственности, вытекают из диспозиций статей уголовного закона. Единственным и достаточным основанием уголовной ответственности является состав преступления.
Состав преступления – это совокупность объективных и субъективных признаков, предусмотренных в уголовном законе, характеризующих общественно-опасное деяние как преступление или наличие преступного деяния, а это значит необходимо наличие состава преступления, квалифицированного как вымогательство, согласно ст. 163 УК РФ.
Вымогательство определяется как требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
1.1 Объективная сторона
Объективная сторона вымогательства заключается в действиях вымогателя, направленных на то, чтобы вынудить лицо передать виновному или представляемым им лицам требуемое имущество или право на него или совершить в интересах виновного или представляемых им лиц какие-то иные действия имущественного характера. В отличие от хищения, при котором виновный сам, помимо собственника или владельца имущества, завладевает им, вымогательство характеризуется тем, что потерпевший лично передает виновному имущество или право на него либо совершает имущественные действия в пользу вымогателя, будучи вынужден к этому угрозой насилия, уничтожения или повреждения имущества, либо распространения нежелательных сведений.
Состав вымогательства формальный. Данное преступление считается оконченным с момента предъявления требования, сопровождающегося угрозой, независимо от достижения виновным поставленной цели.
Требование передачи имущества может быть предъявлено любым способом: устно, письменно, по телефону, факсу, почте. Способ передачи требования значения не имеет. Требование может быть предъявлено собственнику имущества, лицу, который является законным владельцем имущества, либо лицу, под охраной которого находится данное имущество. При вымогательстве требование передачи имущества или права на имущество либо совершения действий имущественного характера, как правило, направлено в будущее. Умысел виновного направлен на получение имущества или права на имущество не сейчас, в настоящий момент, а в будущем. Именно по данному признаку, как будет указано далее, вымогательство отграничивается от хищений, в частности от грабежа и разбоя. В то же время в некоторых ситуациях требование передачи имущества может быть удовлетворено в настоящий момент, сразу же после предъявления требования.
Психическое насилие при вымогательстве выражается в угрозах. Характер угроз может быть различный. В законе выделяются три формы угроз: угроза применения насилия; угроза уничтожения или повреждения чужого имущества; угроза распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. Рассмотрим подробнее конкретные виды угроз.
Угрозу применения насилия следует понимать как угрозу применения физического насилия к потерпевшему или его близким, т. е. как угрозу противоправного воздействия на тело другого человека, совершенные помимо либо вопреки его воли.
Угроза применения насилия должна быть направлена в будущее, немедленная реализация данной угрозы не предполагается. Немедленная реализация угрозы применения насилия превращает психическое насилие в физическое, а вымогательство — в грабеж или разбой.
Угроза уничтожения или повреждения имущества. Под уничтожением имущества понимается такое внешнее воздействие на имущество, в результате которого оно либо вообще прекращает свое физическое существование, либо приводится в полную негодность, исключающую возможность использования его по назначению. Повреждением признается такое изменение свойств предмета, которое влечет лишь ухудшение предмета, но не исключает возможности использования его по целевому назначению. При повреждении имущество подлежит ремонту, реставрации.
Угроза распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких. Подобного рода угрозы называют шантажом. Позорящие сведения — это любая информация, распространение которой способно нарушить честь и достоинство личности. Позорящими можно считать сведения о совершенном потерпевшим или его близкими правонарушении, наличии определенных болезней, супружеской измене и т. д. Закон не оговаривает, должны ли эти сведения быть истинными или правдивыми.
Чаще всего вымогатели используют правдивую информацию, т. е. сведения о поведении человека, которое действительно имело место. То, насколько сведения являются позорящими и в какой степени их разглашение способно причинить вред чести и достоинству личности, зависит от субъективного восприятия потерпевшего. Не имеет значения, являются ли данные сведения истинными или ложными. Под распространением сведений понимается сообщение этих сведений третьим лицам, причем, эти лица не обязательно должны быть посторонними для потерпевшего. Нередко большую эффективность составляют угрозы сообщения информации близким потерпевшего (жене, детям, родителям, партнерам по бизнесу).
Угроза распространения иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. Речь идет о сведениях, которые с точки зрения господствующей в обществе морали не могут быть признаны позорящими, не унижают честь и достоинство потерпевшего, но разглашение которых нежелательно для потерпевшего и способно причинить существенный вред законным правам и интересам его самого или его близких. В качестве примера таких сведений можно привести информацию о факте усыновления ребенка, о наличии тех или иных заболеваний.
Для признания вымогательства оконченным составом преступления не имеет значение факт передачи имущества или права на имущество. Однако если потерпевший выполнил требования вымогателя, в некоторых случаях возникает проблема уголовно-правовой оценки действий потерпевшего. При этом могут возникнуть различные ситуации:
1. Требование передачи имущества удовлетворяется собственником данного имущества. Поскольку собственник имущества имеет все правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом, он может принять решение о передаче его вымогателям. В таком случае действия потерпевшего, передавшего вымогателям имущество, не образуют состава преступления.
2. Требование передачи имущества удовлетворяется лицом, который не является собственником данного имущества, но которому данное имущество было вверено (продавец, реализатор, кассир, экспедитор и т. п.) либо находилось под охраной (сторож, охранник). Удовлетворение требований вымогателя при этом связано с изъятием чужого имущества. В зависимости от наличия или отсутствия у лица полномочий по отношению к изъятому имуществу действия образуют либо присвоение, растрату (если имущество вверено), либо кражу (если имущество не вверено). Подлежат ли в данном случае указанные лица привлечению к уголовной ответственности? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Прежде всего следует иметь в виду, что примененное к лицу в процессе вымогательства физическое или психическое насилие может в соответствии со ст. 40 и 39 УК РФ служить обстоятельством, исключающим преступность деяния, и виновные не будут нести ответственность за изъятие чужого имущества и передачу его в пользу других лиц. Во всех остальных случаях насилие не исключает ответственности лиц, совершивших изъятие чужого имущества, но рассматривается в качестве смягчающего обстоятельства. По нашему мнению, за совершенное в целях удовлетворения требований вымогателей изъятие чужого имущества лицо должно привлекаться к уголовной ответственности только в том случае, если на этом настаивает собственник имущества. Во всяком случае это касается всех форм и разновидностей частной собственности. Хотя хищения не отнесены законом к делам частного обвинения, игнорировать то обстоятельство, что собственник не считает необходимым привлекать к уголовной ответственности лиц, передавших вымогателям его имущество без его согласия, было бы несправедливо. Примечание к ст. 201 УК РФ, согласно которому лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, за злоупотребления по службе привлекается к уголовной ответственности только по заявлению собственников данного предприятия, также служит аргументом в пользу высказанного мнения.
продолжение
--PAGE_BREAK--