Реферат по предмету "География"


Подходы к изучению экономических районов

НОВЫЕ ПОДХОДЫ КИЗУЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГОГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Симферополь - 1989Современное высшее образование в СССР очень инертно. Оно с большимопозданием отражает изменения, происходящие в науке. Оно с большим опозданиемотражает изменения, произошедшие в науке. Несмотря на то, что длягеографа-профессионала на современном этапе основным является умениеисследовать

пространственные системы и отношения, а описательное знание,которое необходимо держать в памяти, сводится к минимуму, последнему уделяетсянеоправданно большое внимание, а первому малое. В результате такого обученияформируется установка на географию как на описательную область. На этофактически работает вся существующая система географического образования всредней и высшей школе. Образуется разрыв между географом как исследователем игеографом, как знатоком того, что и где находится.

Из этого вытекает и то, чтодостижения географической науки часто не находят отражения в практике. Большоеколичество людей мыслит по образцу географии как описания Волга впадает вКаспийское море . Есть фиксированный образ географической науки. Проанализируем курс экономической географии СССР, изучение которогопредусмотрено для студентов географического факультета всей специальностей. Дляэтого курса характерно следующее 1.

Реализованное стремление равномерно охватить всютерриторию страны экономико-географическим описанием.2. Применение типового плана характеристики районов иотраслей во всех без исключения случаях. Не учитывается, что через короткоевремя он становится жесткой фиксированной установкой, мешающей адекватномувосприятию информации.3. Изучаемая информация не ориентирует студентов наисследования. Не понятно, что делать с полученным знанием и где его можноприменять, исключая преподавание в средней

школе.4. Доминирует идеографический подход в изложенииматериала. 5. Не используются современные достижения картографии.6. Дублируется отраслевая и районная части.7. Происходит путаница с характеристикой в отраслевомплане и по методу ЭПЦ.8. Отсутствует обоснованное выделение мезо и микрорайонов. Это объективно ведет к представлению у студентов, что экономическоерайонирование основано на поверхностных

обобщениях и всегда совпадает ссуществующими административно-территориальными границами.9. Даже спорные версии ответов на теоретические иметодологические проблемы излагаются как аксиомы. В рамках советскойсоциально-экономической географии якобы нет различных подходов. Реализуетсяотождествление единой марксистской основы с конкретными частнымиисследовательскими установками. В итоге армейское единодушие в географическойнауке.

10. Фактически опущены социальные и культурологическиегеографические проблемы. Конкретно не отражена связь социального и экономическогоуровней в развитии производительных сил страны. О географии человека нетмалейшего представления.11. Не учитываются особенности восприятия учебныхгеографических текстов студентами и специфика подготовки студентов-географов кзанятиям в частности.12. Нет четкой географической позиции.

Не ясно, какиепроблемы может решать географ и каким образом. Профессиональная позициясовершенно неопределенная. Более разумно построение курса экономической географии СССР попринципам и требованиям теоретического подхода. Среди них мы выделяемследующие Не следуетизучать все районы страны, тем более не следует этого делать

по типовому плану.Нужно отработать методику импровизированных характеристик. Необходим алгоритм,соответствующий статистический материал и карты. Это позволит географу в каждомконкретном случае быстро получать необходимые характеристики, а не заучиватьих. Четко определятьиспользуемую методологическую основу. Это важно, чтобы не было разрыва междуметодологией вообще и конкретными географическими описаниями.

Не стремиться коднозначности постановки и решения проблем на методологическом, теоретическом ипрактическом уровнях. Нужно проводить вероятностный альтернативный подход ипоказывать, что он является основой разумного решения проблем. Четкаягеографическая позиция. Всетеоретические проблемы и фактический материал рассматривать с географическойточки зрения, а не некой абстрактной точки зрения. Номотетическаяориентация. Необходим поиск и изложение закономерностей, построение моделейконкретных

районов и т.п. нужно искать пространственную гармонию. Ориентация надальнейшие географические исследования в целом и по рассматриваемомурайону или отрасли в частности. Дляэтого следует особо подчеркивать относительность современного уровня решения рассматриваемых проблем. Необходимоподвести психолого-педагогические основания под изучение географическогоматериала студентами. Например, изучить особенности восприятия определенныхтипов текстов студентами и довести

это до уровня изложения конкретногоматериала по данному курсу, а не оставлять их только достоянием работ попедагогике высшей школы. Широкоиспользовать не только традиционные, но и новые картографические изображения картоиды, когнитивные, ментальные, анаморфированные карты . В целях экономииучебного времени представляется разумным избавление курса от дублированиярайонной и отраслевой частей. Их соотношение можно переосмыслить на основаниивведения новых теоретических и методологических

принципов рассмотренияматериала. Реальная возможностьпринципиально альтернативного построения курса по экономической географии СССРбыла уже в конце 1920-х годов. Опыт физически уничтоженной школы номографовимеет очень большое значение. Создать новыеподходы к характеристике районов. Существующий стандарт характеристики сложилсяв двадцатые годы, хотя корни его уходят в более далекие времена.

Дляопределенного этапа развития географической науки и географии как учебногопредмета, вероятно, он был приемлем, но с середины XX века вступил в сильное противоречие с реальнымразвитием географической науки. Этот стандарт приемлем лишь в школьном курсегеографии. Стоит ли ориентироваться на столь незначительный уровень? Доведение доинженерного уровня автоматических типологий геосистем позволяет создатьвозможность динамического

подхода к изучению экономических районов в системевысшего географического образования. При наличии персональных компьютеров,программного обеспечения и соответствующей информационной базы можно изучатьструктурные изменения районов в динамике. К этому принципиальных препятствийтеоретического характера нет. Это может стать важным элементом компьютеризациивысшего географического образования в

СССР, перехода к новому его образу.Аналогично могут быть построенывсе региональные экономико-географические курсы.Изложенные положения легли в основание семинарских занятий по курсуэкономической и социальной географии СССР, на географическом факультете СГУ им. М.В. Фрунзе. В полном объеме их реализоватьне удалось. Основные причины в бюрократическо-организационных преградах ислабости технической базы.

Автор Д.В. Николаенко



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.