--PAGE_BREAK--1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ, ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ 1.1. Понятие и виды мобильности, факторы территориальной мобильности
Под социальной мобильностью понимаются такие перемещения индивидов или целых социальных групп, которые приводят к изменению их места в социальной структуре общества. Термин «Социальная мобильность» введен в западную социологию П. Сорокиным, им же разработана типология социальных перемещений, досконально проанализированы каналы вертикальной циркуляции и механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных социальных страт. П. Сорокин выделил два основных типа социальной мобильности:
- горизонтальную, когда речь идет о переходе индивида в группу, расположенную на том же самом социальном уровне;
- вертикальную, когда индивид или даже группа перемещаются в другой социальный пласт.
В зависимости от направления перемещения П. Сорокин выделил два подтипа вертикальной мобильности: восходящую и нисходящую, то есть социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт (вплоть до создания такими индивидами новой группы) и проникновение всей группы в более высокий пласт [3, c.25].
Существуют социальные процессы, изменяющие место индивида или группы в пространстве или социальной структуре трудового коллектива. Это стихийные процессы текучести кадров и управляемые процессы трудовой мобильности, в первую очередь социальные перемещения внутри социальных групп трудового коллектива и между ними.
Трудовая мобильность (перемещения) — это одна из форм социальной мобильности, которая представляет собой процесс смены места приложения труда работниками, изменяющий место работника в системе общественного разделения труда. А поскольку место в общественной организации труда и характер выполняемого труда — важнейшие признаки социального положения работника, трудовая мобильность является основой социальной мобильности, влияет на изменение социальной структуры общества и подчиняется ее закономерностям.
В основе трудовой мобильности лежат законы разделения и перемены труда, воспроизводства рабочей силы, возвышения потребностей, а также такие закономерности группового и общественного сознания, как нормы и ценности, мотивы поведения и потребности. Действие законов и закономерностей проявляется в изменениях в общественном производстве, требованиях к качествам работников, в изменениях социальных условий жизни и, соответственно, структуры потребностей и мотивов поведения работников.
Таким образом, непрерывно меняются как характеристики отдельного работника и трудовых ресурсов в целом, так и параметры системы мест применения труда. Это нарушает соответствие между работником и рабочим местом и создает предпосылки трудовых перемещений (мобильности).
Роль трудовой мобильности в обществе обусловлена двумя основными ее функциями.
1. Экономическая функция состоит в содействии обеспечению экономики рабочей силой и повышению эффективности производства.
2. Социальная функция реализуется через совершенствование социальной структуры общества, более полное удовлетворение потребностей работников в трудовой сфере, создание условий для самореализации и развития личности работника.
Трудовая мобильность бывает разных видов и реализуется в различных формах. Важнейшим критерием классификации трудовой мобильности является ее содержание, сущностные особенности.
По содержанию трудовая мобильность делится на следующие виды:
- профессионально-квалификационная;
- территориальная;
- отраслевая (межотраслевая);
- внутриорганизационная (внутризаводская).
Диапазон профессионально-квалификационной трудовой мобильности определяется у рабочих дифференциацией профессий труда разной степени квалификации, у специалистов и служащих — дифференциацией профессий и должностей. Перемещения могут быть межпрофессиональными, междолжностными, перемещениями из одной категории персонала в другую. Сюда же относятся и внутрипрофессиональные, или квалификационные, перемещения, хотя они не всегда влекут за собой смену места приложения труда, но изменяют позицию работника в иерархии рабочих мест.
Специфическими функциями профессионально-квалификационной мобильности являются: ее более тесная связь с социальной мобильностью, ее влияние на совершенствование социальной структуры общества, вследствие того, что принадлежность к определенной профессии обуславливает, как правило, и принадлежность к определенному социальному строю.
Ведущей тенденцией этого вида мобильности является переход от профессий менее сложных к более сложным, от выполнения менее квалифицированных работ к выполнению более квалифицированных работ. Это и влияет на совершенствование социальной структуры общества.
В основе территориальной трудовой мобильности лежит объективный процесс развития производительных сил общества и интересы развития личности, семейные мотивы. Территориальные перемещения происходят между экономическими районами, населенными пунктами и внутри них. Эта мобильность выполняет функции роста подвижности, перераспределения и селекции населения.
Смысл перераспределительной функции территориальной мобильности состоит в повышении эффективности производства. Селективная функция позволяет более полно использовать профессиональные навыки и специальную подготовку работников, направлять квалифицированную рабочую силу туда, где в ней есть потребность, а также способствует изменению социального положения работников.
Отраслевая трудовая мобильность вызывается к жизни обособлением отдельных сфер и отраслей общественного производства, их спецификой, выражающейся в особенностях процесса труд: интенсивности, сложности, важности продукта труда отрасли для удовлетворения различных общественных потребностей. Основой отраслевых перемещений является разный «потребительский» и «социальный» потенциал совокупности рабочих мест различных отраслей. Функции отраслевой мобильности особенно противоречивы. С одной стороны, она обеспечивает рабочей силой прогрессивную перестройку отраслевой структуры производства, с другой — может усиливать явления несбалансированности в развитии производства.
Внутриорганизационная (внутризаводская) мобильность обусловлена тем, что каждая организация представляет собой сложную социо-технико-экономическую систему рабочих мест, постоянно изменяющуюся под влиянием научно-технического прогресса.
Внутризаводские перемещения осуществляются между подразделениями (цехами, участками), внутри подразделений между рабочими местами, между профессиями, должностями, категориями работников. Специфической функцией внутризаводской мобильности является ее воздействие на перемещение работников за пределы предприятия: чем больше масштабы и выше уровень организации внутризаводской мобильности, тем меньше внешняя текучесть кадров [4, c.53].
Мобильность обусловлена потребностями экономики в труде определенного содержания и места приложения, а также способностью и готовностью личности к изменениям в существенных характеристиках труда.
Трудовая мобильность или мобильность рабочей силы подразделяется на социально-профессиональную и территориальную.
Социально-профессиональная мобильность — это процесс изменения содержания трудовой деятельности, вызванный различными причинами. Она непосредственно связана с текучестью рабочей силы.
Территориальная мобильность — это миграция, под которой понимается именно пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы.
Мобильность рабочей силы характеризуется факторами, сгруппированными в четыре группы (см. табл. 1) [9].
Первая группа предусматривает настоятельность изменений в мобильности рабочей силы (настоятельность перемещения).
Вторая группа отражает желательность мобильности в силу ряда социально-экономических обстоятельств (желательность нового места работы, жительства).
Третья группа оценивает легкость мобильности через систему характеристик, которые могут способствовать либо препятствовать ей (легкость мобильности).
Четвертая группа отражает информированность человека о возможных вариантах мобильности, что крайне важно в условиях перехода к рынку (информированность) [9].
Таблица 1
Факторы мобильности рабочей силы
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Миграция рабочей силы, ее причины и управление
Как уже отмечалось, миграция рабочей силы — это пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования
В последние годы роль миграции в формировании численности и состава населения России значительно возросла. Наблюдение за перемещением населения между административно-территориальными образованиями и анализ его миграции осуществляют по следующим признакам:
- по характеру пересекаемых границ (внешняя и внутренняя миграция населения);
- в зависимости от времени совершения — постоянная (безвозвратная), временная, сезонная и маятниковая;
- по экономическим, социальным, политическим, военным причинам,
- по формам реализации (общественно-организованная и неорганизованная);
- в зависимости от фактора, побуждающего к перемещению — по их собственному решению или независимо от него (добровольная и принудительная миграция).
Внешняя миграция имеет место, когда происходит пересечение государственной границы. В ней выделяют два потока эмиграцию и иммиграцию.
Эмиграция — это отток населения за пределы данного государства. В России в 1993 г был введен Закон о свободном въезде-выезде. С 1995 года ежегодная эмиграция из России составляет (по данным МВД) 100 тыс. чел Направление эмиграции весьма стабильно две трети или несколько более эмигрантов выезжают в Германию, далее — в Израиль и США Основу эмиграции составляет этническая эмиграция половина потока немцы, примерно 30% русские, 12% евреи [9].
Иммиграция — это приток на территорию данного государства.
Вообще, все большую силу обретает в настоящее время международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.
Другими словами, международный рынок труда — это сложный социальный механизм, охватывающий различные сферы жизнедеятельности людей, социальных групп и общественных классов, наконец, общества в целом. Приведенное деление лишь подтверждает это. Но в любом случае в международной рабочей силе всегда можно выделить наиболее крупные, базовые ее сегменты. Это, прежде всего, те категории работников, которые имеют постоянную работу в межстрановых хозяйственных структурах, а также те работники, которые, включившись в миграционные потоки, выступают по существу в качестве резерва международного рынка труда, либо же они заняты поиском работы на международном рынке труда и национальных рынках рабочей силы различных стран.
Разумеется, международный рынок рабочей силы остается сферой купли-продажи рабочей силы, аналогичной другим сферам рыночных отношений. Вместе с тем международный рынок есть результат общих усилий международного сообщества по снижению ее стоимости, выработки более эффективных путей воспроизводства рабочей силы.
На международном рынке рабочей силы к живому труду предъявляются самые высокие требования, особенно к его общеобразовательной и специальной подготовке и квалификации, поскольку действующие на этом рынке условия найма обусловлены интересами повышения общего уровня наукоемкости мирового общественного производства на базе использования творческого созидательного потенциала современного работника.
Возникает новое понимание трудового потенциала общества — не как массы находящегося в его распоряжении труда, не как общей численности трудовых ресурсов мирового хозяйства. Речь идет о новых измерителях развития трудового потенциала личности, включенной в мирохозяйственные отношения. Теперь главным критерием является качество труда, определяемое квалификацией и способностями работника, его отношением к труду, уровнем его социального и экономического мышления.
Говоря о важнейших качественных характеристиках международной рабочей силы, и, прежде всего, о ее профессионально-квалификационной структуре, надо учитывать следующие возможные моменты. Качество рабочей силы, выступающей на международном рынке, включает в себя такие характеристики, которые в меньшей мере присутствуют в характеристиках национальных отрядов рабочей силы, а именно, освоение международного опыта, национальных особенностей, значение культуры международного общения и т.д.
Всеобщая отличительная черта международной рабочей силы — это функциональные особенности труда международных работников, обусловленные их включенностью в международные, политические, экономические и общественные структуры, их тесная связь с мировой экономикой, общечеловеческими социальными задачами развития человечества в целом.
Здесь следует учитывать и другой важный момент. В последние годы многие страны, независимо от уровня их экономического развития, столкнулись с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Во многом это объясняется значительными изменениями в требованиях, предъявляемых ныне к содержанию и объему профессиональных знаний многих инженерно-технических работников в связи с бурным развитием микроэлектроники, информационной технологии в целом.
Дефицит персонала нужной квалификации покрывается сегодня за счет найма специалистов на временной основе из других стран, активизации территориальной мобильности квалифицированной рабочей силы, диверсификации условий найма, и организация труда этих категорий работников.
В процессе формирования международного рынка труда участвуют не только политические, социально-экономические, но и социально-психологические и идеологические факторы (состояние общественного массового сознания, влияние на него различных идеологий, предрассудков и т.п.). Например, сегодня дальнейшее развитие международного рынка труда натолкнулось на такие препятствия, как усиление негативного отношения общественного сознания к представителям других народов, что, естественно, сдерживает свободное перемещение трудовых ресурсов, препятствует его территориальной мобильности.
В составе международной рабочей силы формируется особый слой работников неквалифицированного труда, который становится объектом эксплуатации со стороны различных международных структур.
Западные страны с их растущим богатством как магнит притягивают малоимущие слои из Африки, Азии, Латинской Америки, из стран бывшего СССР, ибо в развитых странах у этих людей могут быть лучшие экономические перспективы, чем дома. В то же время использование иностранной рабочей силы — важное условие развития экономики западных стран. Развитые страны поощряют приток иностранных работников, чтобы поддержать свой экономический рост, компенсировать низкий уровень рождаемости. Вместе с тем они встревожены усилением нестабильности социального климата в их странах из-за конфликтов, связанных с расовыми и религиозными различиями пришлых работников и местного населения [12].
К основным тенденциям развития современного международного рынка труда можно отнести следующие процессы:
- рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и Республик бывшего СССР;
- повышаются входные барьеры проникновения на международный рынок рабочей силы;
- усиливается конкуренция между продавцами рабочей силы;
- продолжает существовать дискриминация мигрантов;
- активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.
Таким образом, становление и развитие международного рынка рабочей силы — процесс сложный и многообразный. Ему обычно предшествуют, с одной стороны, постепенное образование региональных рынков труда, с другой стороны, — формирование отдельных специализированных сегментов мирового рынка труда, в которых выступают специфические виды рабочей силы — мигранты, высококвалифицированные специалисты информатизированной экономики и т.д.
Но, главное, международный рынок формирует и шлифует особый тип универсальной и гибкой рабочей силы, сферой приложения которой становится уже все мировое хозяйство. Эта рабочая сила выступает как бы двойственным образом: в качестве носителя общечеловеческих норм жизни и носителя национальных культур и традиций.
Если же говорить о России, то проблема занятости не может решаться в отрыве от общемировых процессов труда. Вхождение России в мировой рынок может смягчить удары безработицы в России. Кроме того, обмен трудовыми ресурсами России с другими странами мира может стать эффективным способом подъема страны до уровня самых развитых стран мира. Однако, присоединение к мировому рынку труда потребует преодолеть своего рода «барьер вхождения», чтобы сделать российских работников конкурентоспособными на мировом рынке труда. Но для этого придется сформировать полноценный рынок труда в пределах самой России, который обеспечит необходимую мобильность рабочей силы [12].
Внутренняя миграция — это миграция внутри страны. В зависимости от действия различных факторов и условий миграция населения может быть различных видов. Рассмотрим некоторые из них.
1. Если миграция рабочей силы происходит в пределах какого-либо определенного региона или между регионами различного ранга, то говорят о внутрирайонной и межрайонной, внутриобластной и межобластной миграции.
2. В зависимости от времени, на которое перемещается рабочая сила, выделяют безвозвратную (постоянную) и возвратную (временную) миграцию населения.
3. Миграция населения по причинам, ее обусловившим, подразделяется на добровольную и вынужденную. Последняя обусловлена не зависящими от мигрантов причинами (например, военные действия, экологические катастрофы, политические и этнические конфликты).
4. По характеру подвижности рабочей силы миграция подразделяется на сезонную и маятниковую. Сезонная работа связана с расширением фронта работ, например, в сельском хозяйстве, а маятниковая работа включает регулярные передвижения рабочей силы из одного населенного пункта в другой — на работу и обратно.
5. С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства, миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства).
6. По способу реализации миграция делится на самостоятельную, которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов, и организованную, осуществляемую с помощью государственных или общественных органов, предприятий.
7. Миграция населения, обусловленная трудовой деятельностью, называется трудовой миграцией.
Вышеприведенная структура миграции населения не является исчерпывающей и может быть расширена за счет использования иных критериев оценки и факторов, ее обусловливающих. Изучение миграции населения по выделенным миграционным потокам (совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени) позволяет системно, всесторонне и во взаимосвязи рассмотреть данное явление в экономике отдельного региона и страны в целом.
Для анализа миграции рабочей силы применяются прямые и косвенные методы, включая различные показатели и коэффициенты, которые рассчитываются на 1000 человек населения, т.е. в промилле (‰). Основными из них являются: число прибывших (Пм), число выбывших (Вм), сальдо миграции (разность между числом прибывших и выбывших (Пм — Вм).
Абсолютные показатели миграции имеют ограниченные аналитические возможности, так как не показывают изменения процесса миграции, поэтому исчисляются относительные величины- показатели интенсивности миграции. Они позволяют оценить интенсивность миграционных процессов для отдельных территорий и являются показателями, пригодными для временных пространственных сопоставлений.
Коэффициент прибытия (Кп) – отношение числа прибывших за год(П) к среднегодовой численности населения (Sг):
Кп = П: Sг. (1)
Коэффициент выбытия (Кв)- отношение числа выбывших за год (В) к среднегодовой численности (Sг):
Кв = В: Sг. (2)
Коэффициент миграционного прироста населения (Кмп) – может быть положительным (означает приток населения) или отрицательным (отток):
продолжение
--PAGE_BREAK--Кмп = Кп – Кв. (3)
Однако в приведенных коэффициентах не учитываются различия в составе населения мест прибытия и выбытия, особенности структуры мигрантов. Для этого рассчитываются повозрастные коэффициенты интенсивности прибытия, выбытия, сальдо миграции [9].
Важным является выяснение причины миграции, т.е. какие факторы способствуют усилению или снижению данного процесса. Обычно выделяют несколько групп факторов: природно-климатические, демографические, этнические, социальные, экономические и др.
Природно-климатические факторы включают, как правило, экологические условия и экологические катастрофы. На отдельные группы мигрантов оказывает влияние привлекательность районов проживания с благоприятными климатическими условиями и т.д.
Наиболее важное значение имеют социально-экономические причины миграции населения, которые характеризуют:
- размещение производства на территории того или иного региона;
- уровень экономического развития;
- размеры инвестиций;
- уровень развития инфраструктуры;
- возможность трудоустройства;
- возможность получения образования, жилья и т.д.
Будучи сложным по природе процессом, миграция населения оказывает противоречивое влияние на социально-экономическое развитие страны. Это относится, прежде всего, к положению мигрантов, уровень безработицы среди которых выше, чем у коренных жителей того или иного региона. Приток мигрантов сопровождается увеличением нагрузки на социальную инфраструктуру, особенно городов, что приводит к значительному повышению цен на жилье. По некоторым оценкам, переход мигрантов в состав постоянного населения длится не менее 10 лет.
В этой связи необходимо выделить меры, которые государство разрабатывает для снижения отрицательного воздействия миграционных процессов и их регулирования. Государственная политика включает прямые и косвенные методы регулирования. Прямые — субсидирование перемещения мигрантов, обеспечение их необходимой информацией. Косвенные — развитие инфраструктуры, строительство промышленных предприятий и т.д.
К основным принципам миграционной политики относятся:
- дифференцированный подход к различным категориям мигрантов;
- введение квотирования и ужесточение контроля за — иммиграцией иностранных граждан в Россию;
- ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы.
Для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, трудовое законодательство предусматривает дополнительные специальные гарантии обеспечения занятости, трудоустройства, реализации ими права на труд. Производится квотирование рабочих мест, при помощи которого определяется минимальная численность работников, подлежащих устройству в данной организации.
Так, для трудоустройства инвалидов устанавливаются квоты (бронь) для государственных и муниципальных предприятий органами местного самоуправления со службой занятости, а для других предприятий трудоустройство осуществляется по специальным договорам, заключаемым с ними органами местного самоуправления [6, c.40].
Механизм введения квоты и ее размер определяются Правительством РФ. Для инвалидов размер квоты устанавливается, с учетом ранее принятых на работу инвалидов, не менее 5% от среднесписочной численности работников.
Работодателям, создающим рабочие места за счет собственных средств, предоставляются льготы по налогообложению, по тарифам на оплату коммунальных, транспортных и других услуг и по платежам из прибыли. Финансовая помощь может оказываться и в виде прямого финансирования для частичного возмещения затрат, а также в виде возвратного кредита с льготной ставкой за кредит при условии трудоустройства безработных и особо нуждающихся граждан на срок не менее 6 месяцев.
Среди основных мер миграционной политики и механизмов по ее реализации следует отметить:
- прием и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в адаптации к новым условиям проживания и работы;
- оказание государственной поддержки в обустройстве социально слабозащищенных вынужденных переселенцев; помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов;
- дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения, и стимулирование притока мигрантов в них с учетом интересов государства и населения;
- регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья, применение системы санкций за нарушение иммиграционного законодательства;
- государственная поддержка таких категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители Крайнего Севера, нуждающиеся в переезде, лица, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах [6, c.41].
Управление трудовой мобильностью должно способствовать более полной реализации ее функций. Цель управления — расширение планомерности в трудовых перемещениях. Объектом социального управления служат не сами трудовые перемещения, а те социально-экономические условия, в которых этот процесс реализуется.
Проблемы, которые приходится решать, практически одни и те же на всех уровнях управления: народное хозяйство, регион, отрасль, предприятие. Но их масштаб, специфика, методы управления целиком определяются конкретным уровнем. На уровне народного хозяйства используются такие методы централизованного прямого воздействия, как планирование распределения и перераспределения трудовых ресурсов, планомерное размещение производства, планирование капитальных вложений в развитие различных отраслей.
Используются и косвенные методы управления через стимулирование того или иного вида перемещения путем установления более высоких тарифных ставок и окладов в наиболее важных отраслях и различных коэффициентов к ставкам и окладам для работающих в сложных условиях, расширение социальных гарантий для работников, высвобождаемых с предприятий.
На региональном уровне стратегия и тактика управления трудовыми перемещениями формируется органами власти при посредничестве хозрасчетных центров по трудоустройству, переоборудованию и профориентации населения. Работая под руководством местных властей, эти организации в совокупности образуют общегосударственную службу занятости. Их задача — поддерживание соответствия между количеством рабочих мест в регионах и наличными трудовыми ресурсами.
Управление трудовыми перемещениями на уровне предприятий означает подбор и расстановку кадров, которые сводятся к нахождению оптимального размещения работников в структуре производственного коллектива. Профессионально-квалификационное продвижение рабочих может осуществляться с перемещениями между рабочими местами и без перемещений. Оно включает повышение профессионального мастерства, перевод на другое рабочее место внутри цеха без повышения разряда и изменения профессии, повышение квалификации, обучение новой, более квалифицированной специальности, переход на новое место работы внутри завода и т.д.
Управление перемещением внутри предприятия не ограничивается созданием системы профессионального продвижения. Оно может быть эффективным, когда эта система является частью целостной системы мер по оптимизации перемещения рабочей силы. Среди них совершенствование техники и технологии, сокращение более тяжелого ручного труда, улучшение условий труда и быта работников, совершенствование стимулирования труда. Лишь комплекс мер может быть эффективным, когда речь идет об управлении трудовым поведением индивида.
1.3. Трудовая карьера как форма трудовой мобильности, принятие решения о смене рабочего места
Причиной мобильности как внутри, так и между предприятиями является, прежде всего, производственная необходимость. За пределами предприятия такие перемещения организуются на основе личной материальной заинтересованности. И внешняя, и внутризаводская текучесть кадров — результат взаимодействия экономических, социальных, социально-психологических, демографических и других факторов. Имея общую природу, они различаются структурой мотивов, степенью информированности о новом месте работы, величиной перерыва в работе в связи с переходом с одного рабочего места на другое и, в конечном счете, разной степенью удовлетворенности работников новым рабочим местом.
Процесс трудовой мобильности для каждого отдельного работника воплощается в форме трудовой карьеры. В социологии под карьерой понимают модель, сферу перемещения индивида с нижестоящих общественных позиций на вышестоящие. Трудовая карьера, как разновидность этого понятия, отражает обычно продвижение вверх в сфере трудовой деятельности. Трудовая карьера — это история трудовой жизни индивида. Рабочая история может быть стабильной в пределах одного рабочего места и динамичной — со сменой рабочих мест; в зависимости от направлений переходов — горизонтальной и вертикальной (собственно трудовая карьера).
Трудовая карьера индивида обусловлена существующим разделением труда и находится под определенным воздействием образования, квалификации, стажа работы, социального происхождения, места рождения (город, село), социальной активности. Пределы и скорость продвижения работника определены возможностями развития его способностей и ценностными ориентирами на трудовую карьеру. Выделяются четыре типа карьеры:
— стабильная трудовая карьера;
— нестабильная трудовая карьера;
— прекращенная или прекращающаяся карьера;
— учебная карьера.
Одной из отличительных черт как прекращающейся, так и нестабильной карьеры является безработица, что актуально для российской социальной жизни при переходе к рыночным отношениям.
Процесс карьеры представляет собой единство двух направлений: горизонтального (накопление знаний, умений, опыта, повышение квалификации и образования, которые позволяют выполнять более сложную и ответственную работу, завоевать авторитет среди товарищей, повысить доверие и расширить самостоятельность) и вертикального (продвижение в должности). Единство этих двух направлений карьеры обусловлено общим механизмом производственной адаптации, лежащим в основе как горизонтальной, так и вертикальной карьеры. В обоих случаях развивающееся несоответствие между рабочим местом и требованиями к нему работника приводит к нарастанию дезадаптации и принятию решения о смене рабочего места.
Потенциальная мобильность превращается в реальную, работник переходит на новую работу (в широком понимании этого термина), где устанавливается новое соотношение между ее возможностями и требованиями к ней работника.
Многообразие направленностей личности работника оказывает влияние на многообразие мотивов продвижения в трудовой сфере. Их можно сгруппировать в такие виды:
— мотивы обусловленного долга;
— мотивы самовыражения;
— мотивы достижения большей свободы, самовыражения;
— профессиональные мотивы;
— мотивы честолюбия;
— материальные мотивы.
Исследования показали, что принятие решения о перемещении в карьере не происходят под влиянием одного какого-то мотива, а являются результатом действия совокупности мотивов.
Для общества небезразлична личная карьера работника, так как она не должна противодействовать коллективным целям, а наоборот соответствовать им. То есть личная карьера имеет социальную значимость. Однако эффективность продвижения у разных людей различна, как различны их стремления к продвижению. Социологи выявляют наличие у людей трех основных типов жизненных устремлений:
- ориентировка на работу как выполнение трудового долга, общественной пользы;
- работа как возможность добиться материальной независимости, признания и уважения окружающих;
- работа — тяжелая повинность, мешающая самореализации в воспитании детей, укреплении здоровья, разнообразных хобби.
Процесс продвижения в трудовой сфере многообразен, проявляется во всех сторонах жизнедеятельности работника, так как его постоянное развитие, продвижение всесторонне. Совокупность притязаний работника к своему рабочему месту не является чем-то застывшим на всем протяжении его карьеры, поэтому и направленность карьеры — горизонтальная или вертикальная — может чередоваться, сменяя друг друга в различных вариантах, сочетаниях [2, c.38].
2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В РОССИИ
2.1. Анализ территориальной мобильности в России
Территориальная мобильность населения важна как с экономической, так и социальной и политической точек зрения. Так как в России до сих пор не развит рынок капитала, исправление унаследованных структурных деформаций происходит в основном за счет межсекторных (а, в силу географической концентрации производства и трудовых ресурсов и межрегиональных, в том числе международных) перетоков трудовых ресурсов.
По всей видимости, в ближайшем будущем Россию ожидает острый дефицит трудовых ресурсов; долгосрочные демографические прогнозы предсказывают сокращение населения на величину порядка 20% в 2010-2050 гг. Предприятия в растущих регионах уже сталкиваются с нехваткой рабочей силы, но в тоже время в других регионах квалифицированные рабочие не могут найти работу. Низкая мобильность также увеличивает социальные издержки при интеграции в глобальную экономику. Наконец, низкая мобильность ограничивает конкуренцию между региональными властями, что снижает стимулы к эффективному, управлению на региональном уровне.
Межрегиональная мобильность в современной России действительно ниже, чем в странах с развитой экономикой и чем в СССР до начала реформ, хотя и несколько выше, чем в других странах с переходной экономикой. Вследствие низкой мобильности населения в стране сохраняется высокий уровень межрегиональной дифференциации доходов и безработицы населения. При текущих темпах выравнивания, различия в уровне жизни населения в регионах России могут сохраниться на долгие десятилетия.
Трудно переоценить важность мобильности трудовых ресурсов в современной российской экономике. Так как рынок капитала неразвит, именно мобильность трудовых ресурсов может помочь увеличить конкурентоспособность экономики и сгладить социальные различия между регионами по мере встраивания России в глобальную экономику.
Кроме того, мобильность населения необходима и для предоставления адекватных стимулов региональным и местным властям. Мобильность обеспечивает наличие конкуренции между регионами и между муниципалитетами. Только в результате такой конкуренции предоставление общественных благ будет наиболее точно соответствовать потребностям жителей данной территории. Далее мы подробнее обсудим причины и следствия низкой мобильности населения в России, мотивацию перемещения населения, барьеры на пути свободной мобильности и способы их устранения.
Россия унаследовала от СССР серьезные искажения в географической структуре расселения населения и концентрации промышленности. Геополитические и идеологические соображения обусловили экономически необоснованные решения по переселению слоев населения и даже целых народов в отдаленные слабозаселенные регионы. Помимо насильственного перемещения для привлечения трудовых ресурсов к освоению новых территорий использовались и пропаганда, и материальные стимулы, например, северные надбавки — высокие зарплаты по сравнению с фиксированной оплатой труда в остальной экономике.
Эти усилия достигли цели — в непригодных для жизни районах был построен ряд средних и крупных городов, в результате чего в неблагоприятных районах оказалась неоправданно большая доля населения с точки зрения рыночной экономики. За годы Советской власти средний житель страны стал жить в климате, на 4 градуса более холодном, тогда как за то же время для среднего жителя США температура, напротив, «повысилась» на 1 градус.
Насколько неустойчивой оказалась построенная модель советской экономики, стало ясно только с началом рыночных отношений. Разрушение неэффективной плановой системы с фиксированными зарплатами и ценами, также как и государственной программы поддержки отдаленных от центра регионов, привело к стремительному обратному оттоку населения в центральные и южные регионы страны, о чем красноречиво свидетельствует карта итогов внутренней миграции в России за 10 лет.
Второй основной фактор, определяющий географическую мобильность населения в 1990-е годы — разрушение «железного занавеса», приведшем к эмиграции хорошо образованной части населения, в основном этнических немцев и евреев в США, Израиль и Германию, а также мощный приток населения из бывших республик Советского Союза, в основном высококвалифицированных и образованных специалистов русской национальности, вызванный более сильным экономическим упадком и конфликтами на национальной почве [1].
В последнее время страны бывшего СССР стали основными поставщиками трудовых мигрантов, как этнических русских, так и представителей титульных национальностей. Основные причины трудовой миграции — такие же, как и везде в мире: невозможность найти хорошо оплачиваемую работу у себя на родине и привлекательность рынка труда в России, включая знание языка, культуры и традиций.
Миграция населения, так же как и перемещение капитала, служат естественным рыночным механизмом сглаживания экономических различий между регионами страны. Как бизнес решает, в каком месте ему наиболее выгодно организовать производство (т.е. принимает в расчет развитость инфраструктуры, рынка сырья, рынка сбыта, дешевизну рабочей силы), так и работник решает, где его труд принесет ему больше пользы, а жизнь будет наиболее комфортной.
С началом экономических преобразований в России произошла резкая дифференциация в социально-экономическом положении населения: одни территории оказались в бедственном положении из-за неконкурентности в экономике и невозможности государственной поддержки, другие стали процветать благодаря ресурсному сектору.
В результате уровень доходов и доля безработных в регионах стали сильно отличаться. В США при схожих экономических шоках происходит достаточно быстрое выравнивание, основную роль при этом играет внутренняя миграция населения; внутренняя миграция позволяет преодолеть региональные спады в среднем за 7 лет. В России же миграция настолько низка, что выравнивание происходит очень медленно; в лучшем случае речь идет не о семи годах, а о нескольких десятилетиях.
Российский рынок труда менее динамичен, чем рынки труда других посткоммунистических стран. Как показывают расчеты, уровень доходов населения, скорректированный на уровень цен, достаточно быстро начал выравниваться в региональном разрезе страны в 1992-94 гг., когда миграция была на достаточно высоком уровне, но затем процесс выравнивания замедлился вместе с уменьшением мобильности населения (см. Приложение).
В то же время никакого выравнивания в доле безработных не происходило. В результате можно заключить, что при текущих вялых темпах выравнивания, различия в уровне жизни населения в регионах России могут сохраниться на долгие десятилетия.
Другая отличительная черта современной географии расселения населения России — это отклонение от закона Зипфа, наблюдаемого в большинстве стран мира. Согласно этому закону, если пронумеровать города в порядке убывания населения, то точки, соответствующие логарифму населения городов по вертикальной оси и логарифму порядкового номера на горизонтальной оси, должны располагаться вдоль прямой линии с углом наклона, близким к 1.
Наблюдаемое отклонение от прямой для десяти крупнейших городов, следующих за столицами (Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск) говорит о том, что численность населения в них слишком мала и что в нормальной экономике в них жило бы в два-три раза больше населения (см. рис. 1) [1].
Рис. 1. Отклонение от закона Зимпфа в России. Города численностью свыше 50 тысяч чел (перепись 2002 г.)
Стоит заметить, что нарушение общепринятого закона Зипфа было вызвано политикой ограничения миграции в крупные города еще в СССР, в котором все 20 крупнейших городов находились ниже прямой линии, 11 из них были вне территории России, включая 7 столиц союзных республик [1].
Если к эмиграции населения России уже успели привыкнуть, то свободная иммиграция из-за пределов бывшего СССР — явление новое для России. Учет иммигрантов пока не налажен. Законодательство, регламентирующее обязательства России по отношению к иммигрантам разных категорий, пока только разрабатывается. Начинается освоение способов регулирования трудовой иммиграции, общепринятых в развитых странах. Теперь предприятия России могут привлекать иностранную рабочую силу по лицензиям. Для этого больше не требуется разрешения правительства, как прежде.
В настоящее время положительная чистая миграция растет. Общее число прибывших в Россию в 2004-2005 гг. — 2 млн. человек (1 млн. в год против 0,7 — 0,9 млн. ежегодно на протяжении последних 25 лет), выбывших за ее пределы — 0,5 млн. (0,25 млн. в год против обычных 0,5 — 0,7 млн.). Ежегодная чистая миграция составила около 0,8 млн. человек
В последние годы проведены расчеты по прогнозным гипотезам миграции в России (см. табл. 2) [9].
Таблица 2
Различные прогнозные гипотезы годовых объемов чистой миграции в Россию (2007-2015 гг., тыс. чел.)
Автор прогноза
Варианты прогноза
2007
2010
2015
Госкомстат РФ, 1997
верхний
216
109
26
средний
275
114
60
нижний
5
15
17
Госкомстат РФ, 2000
-
113
75
-
Центр демографии и экологии человека, 1998
верхний
515
493
473
средний
313
191
142
нижний
Важна не только количественная, но и качественная сторона миграционного источника пополнения трудового потенциала. В современных условиях благодаря миграции, в том числе и вынужденной, население России пополняется квалифицированной рабочей силой. Две трети общего количества внешних мигрантов находится в трудоспособном возрасте; 17,8% прибывших из ближнего зарубежья имеют высшее и 28,6% — среднее специальное и незаконченное высшее образование, что почти в полтора раза превосходит соответствующие показатели по занятым в экономике страны [9].
2.2. Проблемы низкой мобильности населения в России и факторы, влияющие на решение сменить место работы и жительства
Имеющиеся статистические данные позволяют сопоставить миграцию населения России за годы переходного периода с мобильностью в СССР, а также сравнить с мобильностью населения в других странах. В течение 1990-х годов официальная мобильность населения существенно сократилась по сравнению с 1980-ми: доля населения, сменившего за год место жительства, составляла в СССР 5-6%, постепенно падая до нынешнего уровня 1,4%. Снижение внутренней миграции наблюдалось и в других странах с переходной экономикой (Чехии, Польши, Словакии), причем в этих странах, также как и в Венгрии, Румынии и Франции, население значительно менее мобильно, чем в России.
Данные, представленные в таблице 3, обусловлены следующими тенденциями.
Во-первых, мобильность населения в советское время включала в себя высокую мобильность военнослужащих и учащейся молодежи.
Во-вторых, не произошло роста мобильности после приватизации жилищного фонда из-за большой разницы между регионами в стоимости жилья, экономического спада, финансовых ограничений и неразвитости рынка жилья.
В-третьих, не во всех регионах были отменены административные барьеры («прописка»), это касается, прежде всего, наиболее привлекательных для мигрантов регионов.
В-четвертых, официальная статистика не учитывает неформальную трудовую мобильность населения (работа в других населенных пунктах, регионах, странах), не связанную со сменой места постоянного проживания, как россиян, так и жителей стран бывшего СССР.
По некоторым оценкам трудовая (в том числе временная) мобильность населения в настоящее время составляет около 10%, столько домохозяйств имеют трудового мигранта, а в некоторых городах — до 25% населения. Например, лишь 2-3% населения неформально сменили место жительства в 2004 г.
Перепись населения 2002 г. показала несовершенство отечественной демографической статистики (свойственное даже развитым странам). Было обнаружено дополнительно 1,9 млн. человек, прибывших, как принято считать, из стран бывшего СССР, и постоянно проживающих на территории России. Хотя по переписи была зарегистрирована лишь четверть миллиона временных жителей, по разным оценкам в России находится порядка 2-5 миллионов нелегальных мигрантов.
При таком количестве трудовых мигрантов развитые страны под давлением общественности вынуждены разрабатывать политические меры для легализации мигрантов (программы регуляризации или «иммиграционные амнистии»), сдерживания притока неквалифицированных рабочих, усиление наказания работодателей за нелегальный наем, а также стимулирования иммиграции наиболее квалифицированных специалистов (см. табл. 3) [1].
Таблица 3
Миграция в России, % от населения
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Прибывшие, всего
3,5
3,0
2,7
2,9
2,7
2,4
2,2
2,1
1,9
1,8
1,6
1,5
1,5
1,5
из них
в пределах России
2,5
2,2
2,0
2,0
2,1
2,0
1,8
1,8
1,7
1,6
1,5
1,4
1,4
1,4
из них
внутри регионов
-
1,2
1,0
1,0
1,1
1,1
1,0
1,0
0,9
0,9
0,8
-
-
-
из других регионов России
-
1,0
0,9
1,0
1,0
0,9
0,8
0,8
0,8
0,7
0,6
-
-
-
из других стран
0,7
0,7
0,7
0,8
0,6
0,4
0,4
0,3
0,3
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
не указано
0,1
0,1
0,1
0,1
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Выбывшие, всего
3,2
2,7
2,4
2,3
2,3
2,1
2,0
1,9
1,8
1,7
1,6
1,5
1,5
1,4
из них
в пределах России
2,3
2,1
2,0
2,0
2,1
1,9
1,8
1,7
1,7
1,6
1,5
1,4
1,4
1,4
из них
внутри регионов
1,2
1,0
1,0
1,1
1,1
1,0
1,0
0,9
0,9
0,8
-
-
-
в другие регионы России
1,0
0,9
0,8
0,8
0,8
0,7
0,7
0,6
-
-
-
в другие страны
0,5
0,5
0,3
0,2
0,2
0,2
0,2
0,1
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
не указано
0,4
0,1
0,1
0,1
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
По сравнению с развитыми странами население России может считаться низкомобильным. Официальные данные о миграции населения по разным странам свидетельствуют о том, что население в России меняет место жительства в 2-3 раза реже, чем в большинстве развитых стран. Отчасти такое соотношение вызвано необходимостью перемещаться на значительные расстояния. С другой стороны, необходимо принять во внимание, что российская экономика, безусловно, гораздо дальше от равновесного состояния, чем европейские, в ней гораздо менее развит рынок капитала, и поэтому она нуждается в гораздо более серьезных перетоках трудовых ресурсов (см. табл. 4) [1].
Таблица 4
Внутренняя миграция по странам в 2002 году, % от населения
Страна
%
Республика Корея
11,8
Финляндия
10,0
Австралия
7,9
Норвегия
6,5
Швейцария
6,1
Япония
4,9
Нидерланды
4,0
Венгрия
4,0
Чехия
1,9
Россия
1,8
Прежде, чем перейти к обзору причин и последствий низкой мобильности населения, необходимо подробнее рассмотреть экономические причины, стоящие за решением о смене места жительства.
В советское время мобильность населения на европейской части страны была ограничена системой прописки, не разрешавшей иногородним гражданам обосноваться в желаемом городе. Полная занятость, фиксированная зарплата и одинаковый уровень цен на большей части СССР также подавляли экономическую мотивацию к смене места жительства. Напротив, весомые северные надбавки к доходам и отсутствие барьера прописки на большинстве территорий в восточной части страны являлись серьезными стимулами к переезду для молодежи.
В годы рыночных преобразований произошли серьезные изменения в экономике, уровне жизни и привлекательности, как профессий, так и целых регионов. Так, если сохранилась значительная разница в оплате труда между европейской частью России и северными и приравненными к ним территориями, то соотношение цен, ранее установленное плановой экономикой, претерпело сильное изменение не в пользу труднодоступных районов. Основные две причины тому — это значительное снижение государственной поддержки (дотаций) и опережающий рост транспортных и прочих тарифов.
Переселение зависит не только от индивидуального дохода, но и от количества и качества предоставляемых общественных благ. Каждый человек может стремиться получить хорошее образование, иметь доступ к качественному медицинскому обслуживанию, быть спокойным за жизнь родных и близких и не бояться произвола властей. Понятно, что человек, имеющий выбор, предпочтет то место жительства, где все эти стремления удовлетворены в большей степени.
Большие расстояния представляют собой существенный барьер к решению о смене места жительства. Современные исследователи отмечают, что с расстоянием растут как транспортные расходы и временные затраты на переезд, так и информационные расходы и психологические издержки, связанные с потерей связи с родиной.
Административные барьеры могут сдерживать свободную мобильность не в меньшей степени. Институт прописки, до конца не ликвидированный, до сих пор сдерживает приток населения в центральную европейскую часть и в южные регионы. Приезжающие мигранты в большинстве своем хорошо образованы, активны и профессиональны, что дает региону больше выгод, чем мнимых дополнительных нагрузок на социальную, коммунальную и прочие сферы. К тому же именно мигранты чаще всего занимают невостребованные местным населением рабочие места в этих сферах.
Трудно не согласиться также с тем, что дополнительные барьеры увеличивают коррупционные доходы целых слоев государственных служащих. Если барьеры отменить, то эти средства перетекут на рынок недвижимости, что приведет к повышению арендной платы и росту стоимости жилья, что, в свою очередь, увеличит благосостояние местных жителей — собственников недвижимости и доходы местного бюджета.
Важнейший экономический барьер к мобильности — это финансовые ограничения потенциальных мигрантов. Низкие доходы и стоимость недвижимости в неблагополучных регионах ведут к нехватке средств на переезд и обустройство на новом месте, и в условиях неразвитости рынка жилья это может стать решающим фактором, препятствующим даже выезду жителей из регионов. Как ни парадоксально, в бедных регионах чем выше доход, тем выше вероятность отъезда (при прочих равных) — эффект возможности уехать преобладает над эффектом нежелания уезжать.
Исследования подтверждают экономическую мотивацию населения при выборе места назначения и существование конкуренции между регионами за привлечение лучших трудовых ресурсов. Так, более образованные люди оказываются более мобильными. Население переезжает из бедных в богатые регионы и из регионов, где нет работы, в регионы с низким уровнем безработицы.
Однако, в самых бедных регионах население менее всего мобильно, то есть сказывается эффект ликвидности. Плохая демографическая ситуация, недоразвитость рынка жилья и низкое предоставление локальных общественных благ определяют серьезный стимул населения к переселению из отсталых территорий в более благополучные по этим показателям. Интересно также, что в менее урбанизированных регионах происходит большой отток мигрантов, но и он направляется непропорционально либо в крупные города, либо в самые маленькие городки [4, c.111].
2.3. Пути улучшения мобильности трудовых ресурсов в России
С расстояниями бороться невозможно, поэтому в России в целом и, особенно в отдаленных регионах, государственное регулирование транспортных тарифов представляется важным инструментом, влияющим на мобильность населения. Но совсем не главным. Государственная поддержка жителей отдаленных регионов просто необходима для их выживания, учитывая, что пропасть между экономическим развитием благополучных и отсталых регионов расширяется.
Однако дорогостоящие государственные инвестиции в инфраструктуру и улучшение жизни населения таких регионов могут оказаться экономически необоснованными, так как кратковременный искусственный «рассвет» отсталых регионов, поддержанный государством, но не бизнесом и населением, в конечном итоге может лишь на время отложить их «закат». Гораздо целесообразнее помощь не регионам, а их жителям, например, программы переселения жителей таких территорий.
Наиболее успешным проектом, является, по всей видимости, Проект реструктуризации северных территорий, разработанный специалистами Всемирного банка. В рамках проекта наиболее уязвимые категории населения трех северных регионов (Воркуты, Норильска, Сусуманского района Магаданской области) имеют возможность получить бесплатный жилищный сертификат и найти новое подходящее место жительства в Европейской части.
Кроме выбора программ помощи жителям депрессивных регионов, усилия государства должны быть сконцентрированы на поддержке рыночных институтов — рынка жилья и ипотечного кредитования, а также переподготовка мигрантов и предоставление им информации о возможностях в других регионах. Еще более важно не сохранять и не возводить искусственные преграды на пути свободной мобильности, создающие поле для коррупции. Уничтожение экономических и административных препятствий к мобильности создаст здоровую конкуренцию между регионами и даже муниципалитетами, благодаря которой появятся стимулы для более эффективного предоставления общественных благ региональными и местными органами власти (образование, здравоохранение, правопорядок, инфраструктура и пр.).
Почти треть населения страны живет в бедных регионах, жители которых хотят, но не могут уехать в другие, экономически процветающие регионы. Повышение географической мобильности населения необходимо не только для более эффективного распределения ресурсов и ускорения экономического роста, но и для восстановления гарантированного Конституцией равенства возможностей вне зависимости от места рождения и места жительства.
Основными факторами, сдерживающими мобильность, являются большие расстояния между рынками труда, административные барьеры, низкие доходы населения и финансовые ограничения, включающие неразвитость рынка жилья и ипотечного кредитования. Молодые, более образованные люди традиционно оказываются более мобильными. Поэтому для повышения мобильности необходимы следующие меры:
- отмена административных барьеров,
- развитие рынка ипотечных кредитов,
- переподготовка мигрантов,
- предоставление потенциальным мигрантам информации о рынке жилья и рабочих местах в других регионах [1].
Одним из эффективных путей «прорыва» в сфере трудовых ресурсов может стать экспорт нашей рабочей силы в другие страны.
Главный «плюс» состоит в том, что постоянный поток выезжающих и возвращающихся позволит пропустить наших людей, причем наиболее активную часть, через зарубежные рынки труда. Опыт государств, давно экспортирующих рабочую силу, показывает, что человек, вернувшийся из-за рубежа, обычно уже по-другому смотрит на условия труда, на уровень заработной платы, на профессиональные возможности, на свою карьеру. Он знает себе цену и подыскивает удовлетворяющую его работу.
Экспорт рабочей силы — общепринятое и широко распространенное явление в нынешней мировой практике, один из наиболее действенных факторов формирования мирового рынка труда. Обычно трудовая миграция за пределы страны развивается на основе:
- межправительственных соглашений;
- индивидуальной инициативы самого работника;
- рекомендаций посреднических коммерческих фирм;
- нелегальных каналов.
Однако, процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей — организованно, и, естественно, каждая из этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для их участников, а значит, и разные социальные и социально-психологические последствия.
Сегодня для граждан России западные страны остаются самыми привлекательными для проживания и трудоустройства. Однако, существующее в этих странах законодательство неохотно дает всем иностранцам, в том числе и россиянам, право на жительство и на работу. Такое право пока предоставляется лишь высококвалифицированным специалистам, ученым, артистам и отдельным спортсменам. Представители таких профессий, как программисты, электронщики, врачи, работники культуры и искусства способны, как правило, выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда.
Немаловажную роль здесь играет отсутствие у значительной части российской рабочей силы профессиональной подготовки международного уровня, навыков конкурентной борьбы и, как это не печально, мешает также неудовлетворительное состояние здоровья [12].
Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.
В настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам.
Конкуренцию на мировом рынке выдерживают лишь наиболее квалифицированная часть выходцев из России: талантливые музыканты, ученые, спортсмены, певцы. Массовые профессии по существу неконкурентоспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. Для многих препятствием становится невладение английским языком.
Все эти обстоятельства порождают явление, известное в теории несовершенной конкуренции как барьер вхождения. Суть его заключается в необходимости произвести (не для всех) посильные затраты еще до вступления в реальные рыночные отношения.
Для России таким барьером вхождения является проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера, прежде чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких мероприятий с успехом можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о высшем образовании. Следует отметить, что на практике иерархия дипломов определяется исходя из престижности и репутации учебного заведения, и зависит от того, как зарекомендовал себя его выпускник. Эмигрантам из России предстоит еще затратить немало усилий, чтобы преодолеть этот барьер вхождения, не говоря уже о других, не менее трудных барьерах [12].
продолжение
--PAGE_BREAK--