--PAGE_BREAK--2. Понятие и система территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление является формой добровольной самоорганизации граждан по месту их жительства для самостоятельного решения вопросов местного значения. Как показывает практика и история работы органов ТОС – это один из наиболее эффективных инструментов прямого участия граждан в местном самоуправлении, который может оказать большую помощь муниципальной власти в содержании и развитии территории.
Масштабы ТОСов могут быть самые разные: от одного подъезда до сельских населенных пунктов, которые не являются муниципальным образованием. Их границы определяет представительный орган муниципального образования по предложению жителей территории, на которой образуется ТОС.
Система ТОС включает в себя: собрания (конференции) граждан жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территорий, которые являются высшим руководящим органом; постоянно действующий орган территориального общественного самоуправления (орган управления ТОС), являющийся выборным и подотчетным собранию (конференции) граждан жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территорий.
Для того чтобы учредить ТОС, жителям территории необходимо провести собрание либо конференцию, на которой должен быть утвержден устав будущего ТОСа и избраны органы территориального общественного самоуправления. Вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС, единолично исполняющие функции этого органа. По Федеральному закону РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. принимать участие в работе ТОС, в собраниях и конференциях могут все жители территории, достигшие 16 лет.
В уставе ТОСа определяется: территория, на которой он действует, цели, задачи и формы его деятельности, основные направления работы, порядок формирования, права и обязанности, полномочия органов ТОС и сроки их исполнения, порядок принятия решений, приобретения и использования имущества, распоряжения финансовыми средствами, порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Организация подготовки и проведения собраний (конференций) ТОСов та же самая, что и для обычных собраний граждан в муниципальных образованиях. При этом собрания и конференции граждан в вопросах организации и осуществления территориального общественного самоуправления наделены несколькими исключительными полномочиями. К ним относятся: принятие и изменение устава ТОСа; формирование структуры и избрание органов ТОСа; определение основных направлений деятельности ТОСа; утверждение сметы доходов и расходов и отчетов об их исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов органов ТОС. [4]
После принятия на собрании (конференции) устав ТОС должен быть зарегистрирован органом местного самоуправление данного поселения, в компетенцию которого входит регистрация подобных актов. Порядок регистрации утверждается правовым актом представительного органа местного самоуправления. При этом ТОС может являться юридическим лицом, зарегистрированным в форме некоммерческой организации. В этом случае она подлежит государственной регистрации в налоговых органах. ТОСы не входят в систему органов местного самоуправления.
3. Принципы осуществления территориального общественного самоуправления 3.1. Законность, защита прав и законных интересов населения
Территориальное общественное самоуправление это – самостоятельная деятельность граждан, способных к самоорганизации, готовности к самоуправлению, наличие необходимых условий для самоуправления, таких как наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления. ТОС — это и форма прямого участия населения в решении вопросов местного значения на своей территории.
С точки зрения прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной территории.[5]
В проекте Федерального закона «Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления в Российской Федерации», рассмотренном Государственной Думой РФ[6], территориальное общественное самоуправление так и определяется – это форма реализации гражданами Российской Федерации конституционных прав на собрания и объединение для защиты общественных интересов.
ТОС в данном случае выступает как посредник между населением территории и органами власти в решении проблем и вопросов местного значения и защите законных интересов граждан, разрешении конфликтных ситуаций мирным путем.
3.2. Свободное волеизъявление граждан через общие собрания, сходы, конференции, опрос населения
В Конституции Российской Федерации 1993 года сказано, что Россия является демократическим государством и основывается на признании народа в качестве источника власти (демократия в переводе с древнегреческого означает «народовластие»: от «демос» — народ, «кратос» — власть). Граждане осуществляют свою власть непосредственно путем прямого волеизъявления через демократические институты, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия).
В научной литературе непосредственная демократия определяется как «общественные отношения, возникающие в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непосредственно властного волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению (в масштабах решаемого вопроса) и не нуждается в каком-либо утверждении»[7]. Выделяют следующие характерные черты непосредственной демократии[8]:
— прямое волеизъявление граждан;
— единство воли и субъекта ее выражения;
— участие граждан в принятии решений, в осуществлении власти от своего имени;
— право на непосредственное волеизъявление предоставляется каждому гражданину, обладающему правоспособностью, на основании гражданства, проживания на соответствующей территории, членства в трудовом коллективе, общественной организации, достигшему определенного возраста;
— в принятии решений посредством институтов непосредственной демократии могут участвовать лица, входящие в состав субъекта непосредственной демократии, по каждому вопросу, который данный субъект имеет право непосредственно решать или участвовать в его решении.
Непосредственное волеизъявление граждан на местах, связанное с их вступлением в сферу общественно-политической жизни, имеет несколько основных видов. Во-первых, это самозаявление гражданами своих запросов. Во-вторых, — самореализация гражданами собственных запросов, в том числе принятие ими публично-властных решений: нормативных; индивидуальных; кадровых. В-третьих, — участие граждан в отправлении органами местного самоуправления властно-управленческих функций:
— при обсуждении проектов местных планов, программ, проектов нормативных и индивидуальных актов;
— при осуществлении уже принятых планов, программ, актов;
— при оценке итогов деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, общего положения дел в своих муниципальных образованиях, в отдельных отраслях местной жизни.
В-четвертых, — контроль со стороны граждан их объединений за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и депутатов.
Все названные виды волеизъявления нашли свое выражение в ряде муниципально-правовых институтов, закрепленных в Федеральном законе от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данным законом к формам прямого волеизъявления граждан и другим формам осуществления местного самоуправления отнесены: местный референдум (ст. 22); муниципальные выборы (ст.23); голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст.24); сход граждан (ст.25); правотворческая инициатива граждан (ст.26); публичные слушания(ст. 28), собрание граждан (ст. 29), конференция граждан (собрание делегатов) (ст. 30), опрос граждан (ст. 31), обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32).
продолжение
--PAGE_BREAK--