Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Система конституционного права. Общие принципы, институты, нормы

--PAGE_BREAK--Основная часть
         1. Конституционное право в системе права Российской Федерации

        

         1.1 Исторические подходы к развитию конституционного права России

        

Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а вхо­дила в состав единой науки «советского государственного права». Все научные разработки государствоведов дооктябрь­ской России были полностью отброшены как несоответствую­щие новой, ставшей господствующей, идеологии марксиз­ма-ленинизма.

В советский период сформировалась наука «социалисти­ческого типа», отправным постулатом которой стали осново­полагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Только в их параметрах допуска­лись, в частности, и конституционно-правовые исследования.

Исходные положения и выводы, которые должны были увенчать любые исследования, заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто мораль­но-политическое единство народа — новой исторической общности, отсутствуют условия для многопартийности, а зако­номерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС — ядра всей поли­тической системы. Все эти и другие идеологические установки марксизма-ленинизма носили директивный характер для госу­дарственно-правовой науки, являлись ее методологической основой [5].

В условиях тоталитарного, репрессивного государства лю­бое отступление от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе. Поэтому для научных исследований в методологическом плане была характерна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов.

Однако, сказанное не дает оснований зачеркнуть все итоги исследований государствоведов того периода. Если снять чисто идеологические, политические оценки, в рамки которых была поставлена наука, то бесспорны большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем отрасли государственного права. Это относится, прежде всего, к обще­теоретическим проблемам отрасли, к исследованию ее спе­цифики, особенностей ее предмета, способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-право­вых отношений, их субъектов и т. д. Имеются серьезные ис­следования по проблемам источников государственного пра­ва, обоснования юридического значения такого акта, как Конституция, ее функций, юридических свойств.

Обстоятельно разработаны проблемы ответственности в государственном праве, санкций, присущих этой отрасли, серьезные исследования проведены по таким узловым концепциям государственно-правовой науки, которые касают­ся сущности государственного суверенитета, общих вопросов народного представительства, форм непосредственной демо­кратии, проблем правового статуса личности.

Большой вклад в науку внесли такие известные государ-ствоведы, как И. П. Трайнин, И.Д. Левин, В.Ф. Коток, А.А. Аскеров, АИ. Лепешкин, И.П. Ильинский, Г.В. Барабашев, М.Г. Кириченко, Б.В. Щетинин, B.C. Основин, Г.И. Петров, В.А. Пертцик и многие другие [3, 7, 13].

Рамки общеидеологических установок оставляли извест­ный простор для дискуссий по государственно-правовым про­блемам, критики действовавшего государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных положений. Наука делала выводы о путях развития государствен­но-правового регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.

Определенный вклад внесла наука в разработку и обосно­вание основных теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и текущее государствен­но-правовое законодательство, научное обоснование их содержания. Научные разработки способствовали практической деятель­ности, связанной с разработкой конфетных законодательных актов, проблем систематизации государственно-правового законодательства, планов законодательных работ. Научные проблемы разрабатывались учеными всех союзных респу­блик, входящих в состав бывшего Союза ССР. К таким про­блемам относились как общетеоретические аспекты государствоведения, так и специфические, присущие каждой данной национальной республике. Научные разработки концентрировались в соответствую­щих институтах союзной и республиканских академий наук, в высших юридических учебных заведениях [6].

Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государ­ственно-правовой науки. В России утверждается ее наименова­ние как науки конституционного права. Ее становление связано с отказом от приоритетов названных выше социалистических принципов, от признания их безусловно истинными и незыб­лемыми.

Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, она осво­бождается от догматического подхода к исследованию про­блем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узко классовая трактовка государственно-правовых институ­тов, характерная для предшествующего этапа, не соответ­ствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, не­обходимости формирования гражданского общества, осво­божденного от глобального огосударствления, присущего «социалистическому» этапу развития страны, отказ от моно­полии одной марксистско-ленинской идеологии, либо любой другой, от принципа однопартийное, становятся отправными принципами конституционно-правовых исследований. Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, признание множествен­ности форм собственности, в том числе, частной собствен­ности, требует новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

Важными задачами науки конституционного права Россий­ской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций новой Российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и об­щества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

Конституционное право является ведущей отраслью права Российской Федерации. Такая его роль обусловлена значени­ем общественных отношений, которые закрепляются и регу­лируются нормами этой отрасли. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми об­щественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных от­ношений [4].

Так, по сути дела во всех отраслях получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права и свободы человека и гражданина, государствен­но-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являют­ся высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются устано­вленные нормами конституционного права принципы федера­тивного устройства государства, разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Все отрасли права основываются на закрепленных консти­туционным правом принципах организации системы власти, компетенции и основных началах деятельности всех органов государства, выступающих субъектами всех отраслевых пра­воотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых ак­тов, органы их издающие, соотношение их юридической силы.

Основным источником конституционного права является Конституция — основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей.

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право устанавливает основы для гражданского и хозяйственного права. Определяя основы бюджетной системы Российской Федерации, систему налогов, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права.

Устанавливая систему органов судебной власти, конститу­ционные принципы правосудия, права граждан в сфере судо­производства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, других отраслей судебного права.

Конституционное право, как все право в целом, развивает­ся и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической, экономической жизни общества.

С прекращением существования Союза ССР, становлени­ем входивших в него союзных республик как самостоятельных независимых суверенных государств в них начался сложный процесс формирования собственных правовых систем. На этом переходном этапе шло динамичное развитие законода­тельства, затрагивающего все отрасли права, в том числе, прежде всего конституционного права.

Формирующееся конституционное право Российской Фе­дерации определенный период времени в значительном объ­еме включало в свой состав конституционно-правовые нормы бывшего союзного законодательства. Вычленение отрасли из союзного законодательства происходило постепенно. Началь­ным этапом в этом процессе явилось принятие 12 июня 1990 г. «Декларации о государственном суверенитете РСФСР». В ней было закреплено верховенство Конституции и Законов России на всей ее территории и предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается Респу­бликой на своей территории.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общест­ва, присущих ему деформаций и противоречий.


         1.2 Общая характеристика системы науки конституционного права



Система науки в своей основе соответству­ет системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Конкретный перечень проблем того или иного раздела нау­ки не является раз и навсегда данным. С развитием госу­дарства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, утрачивают актуальность другие [11].

Система науки конституционного права и пред­ставляет собой упорядоченную совокупность относи­тельно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Данная система не формируется произвольно. Ее основу составляет структурность самого предмета научного позна­ния. Поскольку таким предметом является одноименная от­расль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституци­онно-правовой теории. Однако перед наукой стоят задачи бо­лее сложные, чем познание каждой из составных частей от­расли в отдельности. Она должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предме­та, разновидности ее норм, способы их реализации, особен­ности возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, ее источники, систему. Наука должна теоретиче­ски определить и свой собственный предмет, систему, методы исследования, источники.

Наука конституционного права, как и всякая иная, пред­ставляет собой систему знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретиче­ских положений, теорий, представляющих выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью общественных от­ношений.

Комплексы теоретических положений науки конституционного права  связаны между собой в силу единства предмета отрасли и нахо­дятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.



         1.3 Тенденции развития конституционного права России на современном этапе

        

Развитие собственного конституционно-правового законо­дательства Российской Федерации приобретало все на­растающие масштабы.

Стержневым направлением в формировании отрасли рос­сийского конституционного права явилась разработка новой Конституции Российской Федерации.

Можно вы­делить следующие основные направления и тенденции в развивающейся отрасли конституционного права России [9]:

1.    Правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоя­тельного, независимого государства.

2. Деидеологизация конституционно-правового зако­нодательства. В Конституции отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов обществен­ного строя, служащие в прошлых конституциях фиктивным прикрытием тоталитарного государства и в высокой степени огосударствленного общества. Изменено в этом плане назва­ние государства, символы его государственного суверенитета (гимн, флаг, герб). Конституционно закреплен принцип много­партийности и признано идеологическое многообразие.

3.   Гуманизация всех институтов государства и об­щества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность. Это означало пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина. Вместо призна­ваемого приоритета общественных, государственных интере­сов над личными, в основу кладется концепция приоритета интересов личности, взаимной ответственности государства и личности.

4.  Реализация принципа разделения властей. Она по­лучила свое выражение в признании этого принципа в ка­честве одной из основ конституционного строя, в тех много­численных  положениях  Конституции,   которые  закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий.

5.  Существенная    реорганизация    федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституцион­но-правового законодательства связана с преодолением мно­гочисленных трудностей, согласованием многих противоречивых интересов. Россия, которая за всю историю ее существования как советской республики до создания Союза ССР и в составе Союза конституционно определялась Федерацией, но факти­чески таковой никогда не была. Поэтому вырабатываются и законодательно закрепляются новые принципы федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно — необходимый уровень са­мостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;

6.  Переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреп­лено многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.

В основных направлениях развития конституционного пра­ва на современном этапе реализуется задача формирования правового государства.

Наука конституционного права является составной час­тью всей правовой, юридической науки, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.








            2. Система науки конституционного права: структура, предмет, источники, принципы, институты, нормы



2.1 Структура науки конституционного права



Совокупность теоретических выводов, положений по всем на­званным выше проблемам и составляет первый раздел в си­стеме науки, посвященный характеристике конституци­онного права и одноименной науки. Этот раздел занимает первое место в системе, в силу того, что без познания охваты­ваемых им проблем нельзя правильно понять связи, существую­щие между отдельными конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначе­ние, роль в общей системе правового регулирования [8].

Поскольку наука конституционного права является отрас­левой, поэтому ее задачей является познание сущности, юри­дических свойств, функций основного источника отрасли, ко­торый занимает особое место во всей правовой системе. Таким источником является Конституция. Второй раздел системы науки и составляют положения, обосновы­вающие теорию Конституции, дающие анализ консти­туционного развития государства.

Следующая составная часть системы науки пред­ставляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституцион­но-правового института «Основы конституционного строя». Она охватывает большое количество теорий, кон­цепций, связанных с исследованием проблем сущности Россий­ского государства, суверенитета, народовластия, формы правле­ния, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах граж­данского общества, экономических отношениях, принципах хо­зяйствования, роли государства в условиях рыночной экономики.

Относительно самостоятельной честью науки явля­ются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса че­ловека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанно­стей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим поня­тием — «Основы правового статуса человека и гражданина».

Поскольку Россия является федерацией, и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в науке также выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические исследования, связанные с познанием систем государственной власти, местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе.

Шестой раздел, выделяемый в системе науки конститу­ционного права, объединяет исследования по проблемам ор­ганизации и функционирования систем государствен­ной власти и местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конфетные формы реали­зации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представи­тельных органов, избирательную систему, законодательный про­цесс и иные аспекты деятельности органов, связанных с консти­туционно-правовым регулированием [14].



2.2 Предмет науки конституционного права



Изучение правовых явлений входит в задачи различных ветвей юридической науки. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту, различна сте­пень абстрактности, уровень познания закономерностей на основе исторического анализа, метод изучения. У каждой из наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают среди юридических наук: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится к числу отрас­левых наук, основной отличительный признак которых состо­ит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочислен­ную часть в системе юридических наук, равную количеству отраслей права [7].

Наука конституционного права имеет своим пред­метом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует дей­ствующее конституционно-правовое законодательство, анали­зирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. По­этому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия право­вых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих конституцион­но-правовому регулированию.

На основе их анализа наука должна давать теоретические обоснования необходимых пределов их правового регулиро­вания, с тем, чтобы оно не было ни чрезмерным, не оправды­ваемым потребностями жизни, ни слишком узким, оставляю­щим без правового воздействия те общественные отношения, которые в этом нуждаются [13].

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки.

К ним относятся такие крупные комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность государственного, национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства.

Ее предметом является также изучение конституционных основ местного самоуправления. То есть изучение указанных выше проблем составляет предмет науки. Сами же выводы и теоретические положения составляют ее со­держание.



2.3 Источники науки конституционного права



Формулируя теоретические выводы, наука конституционно­го права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, фило­софские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки [4].

Концепции, отраженные в них, очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критиче­ское осмысление составляет важный этап в процессе научно­го познания, является необходимой предпосылкой обогаще­ния науки достижениями всего мирового опыта развития человеческой цивилизации.

Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в консти­туционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои зада­чи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов.

В общей теории права принято различать понятия источ­ника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права пони­маются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рас­сматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты. В данном смысле и рассматривается вопрос об источниках конституционного права.

Поэто­му в качестве источников науки выступает и конкретная прак­тическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституци­онного права вся общественно-политическая деятельность [7, 12].

Источниками конституционного права являются действующие правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-право­вые нормы.

Для источников права установлен не только особый поря­док их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источ­ником действующего права.

Система правовых актов, являющихся источниками кон­ституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов.

Установление нормы в том или ином виде акта не произ­вольно, а подчинено необходимым объективным условиям. В зависимости от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, условий территориального масштаба ее действия, установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конститу­ционно-правовые нормы, последние формулируются, в раз­личных видах источников.

Характеризуя их, следует, прежде всего, выделить право­вые акты, действующие на всей территории Российской Феде­рации, и акты, имеющие сферу действия только на террито­рии конкретного субъекта федерации или территории, в которых осуществляется местное самоуправление [8].

Основным источником отрасли является Конституция Рос­сийской Федерации. Ее роль обусловлена следующими факторами: в Конституции Российской Федерации устанавливаются правовые нормы об­щего характера, являющиеся основополагающими для все­го текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения; Конституция Российской Федерации как источник права характеризуется и ши­ротой содержания установленных в ней норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех иных видов источников кон­ституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений; Конституция Российской Федерации по сравнению с другими источниками имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской  Федерации, не должны противоречить Конституции России (ст. 15); в Конституции Российской Федерации определяются многие другие виды ис­точников отрасли права. В ней устанавливаются наимено­вания правовых актов, их юридическая сила, порядок приня­тия, отмены и опубликования; значение Конституции как основного источника отрасли определяется и тем, что установленные в ней нормы высту­пают как форма воплощения государственной воли на­рода. В ней в юридически значимой форме устанавливаются цели, которые общество перед собой ставит, и принципы его организации и жизнедеятельности;  Конституция по сравнению с другими источниками яв­ляется актом не только наивысшего правового значения, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности [1].

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, осно­ву всего конституционно-правового регулирования обще­ственных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавли­вающих нормы общефедерального значения, относятся зако­ны Российской Федерации — федеральные законы. Закон — наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституцион­но-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие кон­ституционных положений и принципов. В соответствии с Кон­ституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и фе­деральных законов. Они различаются: по юридической силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятия; по возможности применения в отношении их отлага­тельного вето Президентом Российской Федерации. К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как «Закон о гражданстве Российской Федерации», «Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Со­брания Российской Федерации», а также многие другие [6].

В качестве источников выступают и содержащие конститу­ционно-правовые нормы, правовые акты, принимаемые Пре­зидентом Российской Федерации, Советом Федерации, Госу­дарственной Думой, Правительством Российской Федерации. Это Указы и другие нормативные акты Президента, по­становления палат Федерального Собрания, поста­новления Правительства [11].

Источником отрасли являются Регламенты Палат Феде­рального Собрания, Положения о различных вспомогатель­ных органах, образуемых органами законодательной и испол­нительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации: «Декларация о государственном суве­ренитете», «Декларация о языках народов России», «Декларация прав и свобод человека и гражданина». Такого рода декларации имеют правовое значение. В них формулируются принципы, которые являются обязательными для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государственности, провоз­глашаются принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее законодательство [9].

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органа­ми субъекта федерации, они обладают более высокой юриди­ческой силой. Формами установления правовых норм, дей­ствующих только на территории конкретного субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановле­ния, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституцион­но-правовые нормы, в частности их Уставы (Положения) [3].

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такую специфическую форму, также обус­ловленную федеративным устройством государства, как до­говоры. В их числе можно назвать «Федеративный Договор», охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992г. между федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между Россий­ской Федерацией и Татарстаном, Башкортастаном и др. рес­публиками. Такие договоры о разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть заключены с любым субъектом федерации [9].

Виды источников отрасли, как правило, достаточно ста­бильны, многие из них определены в Конституции. Однако на данном этапе конкретные правовые акты, содержащие кон­ституционно-правовые нормы, мобильны, часто изменяются, отменяются. Нормы из одного акта переходят в другой, при этом первый утрачивает силу. Такая нестабильность консти­туционно-правового законодательства в определенной мере объяснима сложностями происходящего процесса формирования российской государственности [13].

Последним объясняется и то обстоятельство, что значи­тельная часть норм, которые требуют законодательной фор­мы, устанавливалась указами Президента Российской Феде­рации. Особенно широко эта практика применялась после роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Так, указами Президента были утверждены такие акты, как Положение о федеральных орга­нах власти на переходный период, Положение о выборах в Государственную Думу в 1993 г. и многие другие[10].

Незавершенность процесса формирования на основе но­вой Конституции правовой системы России объясняет и такую особенность системы источников конституционного права, как включение в нее некоторых законов бывшего Союза ССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и ее законам.



2.4 Правовые нормы конституционного права



Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования; компетенцию; формы деятельности; издаваемые ими акты, систему местного самоуправления [5].

Посредством такой правовой регламентации обеспечи­вается система управления обществом, определяются основ­ные организационные структуры, задействованные в процессе реализации социально значимых функций общества.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, на­до прежде всего отметить, что им свойственны общие признаки. По сравнению с нормами других отраслей права они отли­чаются: сферой общественных отно­шении, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены. Основопо­лагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей право­вой системе — в Конституции Российской Федерации; своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегу­лятивного, а не конкретно регулирующего характера. К таким нормам относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нор­мы-задачи и т. п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, адми­нистративно-правовых, трудовых и др.); учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы пер­вично устанавливают обязательный для создания всех право­вых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых   актов,   порядок   их   принятия   и   опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотвор­чества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти; особым механизмом реализации. Многие конституци­онно-правовые нормы в своей реализации связаны не с воз­никновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); специфическим характером субъектов, на регули­рование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы;  особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция. Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми   нормами   других   отраслей   права,   конституцион­но-правовые нормы сами по себе очень многообразны [1, 6].

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, другие — с закреплением основ правового статуса человека и гражда­нина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержанию выделяются в свою очередь и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важным условием является устано­вление всех этих взаимосвязей, определение их места в си­стеме других норм, регулирующих данную сферу обществен­ных отношений. Только при этом условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное их толкование и применение, выявлены все нюансы ее регулирующего воз­действия, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной.

Ни одна правовая норма не может противоречить консти­туции. Среди других правовых актов, содержащих конституци­онно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обла­дают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит та юридическая ба­за, на основе которой формируется ее содержание. Этот же фактор определяет и порядок отмены нормы, линии ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.



2.5 Институты конституционного права



В системе конституционного права принято выделять сле­дующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы закрепляющие:

1.  Основы конституционного строя.

2.  Основы правового статуса человека и гражданина.

3.  Федеративное устройство государства.

4.  Систему государственной  власти  и  систему местного самоуправления.

Такое строение конституционного права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений — по объекту отношений, по субъекту, необходимой мере и форме должного правового воздействия, его характера [5].

Все эти особенности регулируемых нормами права обще­ственных отношений предопределяют систему отрасли, одна­ко не выступают как ее основа.

Критерием систематизации конституционно-правовых норм могут выступать лишь факторы, которые свойственны самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям и свойствам. Эти факторы, естественно, вытекают из содержа­ния самих регулируемых этими нормами общественных отно­шений, предопределяющих особенности правового воздей­ствия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый элемент системы отрасли конституцион­ного права, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых, имеющих правовую природу черт, которые свойственны нормам данного института, отличают их качественно от норм других институтов.

Признаки, по которым можно проводить различия, отра­жающие специфику каждого из институтов, многообразны. К ним можно отнести различия: по специфике правового воздействия на соответ­ствующую сферу общественных отношений. Такое воздей­ствие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т. д.; по особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реа­лизовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера; по степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь прин­ципы правового воздействия на обширные сферы обществен­ных отношений, другие — конкретно регулируют; по субъектному составу. Нормы одних институтов ад­ресованы к конкретным субъектам, либо типовому виду субъ­ектов, других — ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. Различен в связи с этим и правовой статус субъектов провоотношений, конкретное выражение их правообязанности; по способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в дру­гих — конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответ­ствующих неправомерных актов и действий; по специфике форм выражения, охватываемых дан­ным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других — преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве; по видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нор­мы-дефиниции, в других нормы конкретного регулирующего действия; по степени и масштабам включенности других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат уста­новления, которые не могут быть претворены в жизнь в рам­ках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках; по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права каждая часть его системы отграничивается качественно осо­быми характеристиками правового регулирования, в котором отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность правового регулирования опре­деляется закономерностями развития той стороны социаль­ной действительности, правовое воздействие на которую ока­зывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта прямо не формулируется в общей форме правом, однако она составляет реальность не только в социальной, но и в право­вой сфере и пронизывает все правовые нормы, выступает как важное начало, интегрирующее их в определенное единство; по функциям, присущим каждому институту. Они определяют место его в системе отрасли в целом, характер связи части и целого, его роль во взаимодействии с другими институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования; по принципам, свойственным каждому из институ­тов, тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм [11].

Указанные выше специфические особенности в своей со­вокупности и определяют характер каждого из институтов кон­ституционного права как относительно самостоятельного эле­мента, составной части отрасли. Так, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Его нормы: воздействуют на общественные отношения путем закрепления, установления опре­деленных начал устройства общества и государства; как правило, не порождают конкретные правоотношения; опре­деляют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социаль­ной реальности; адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам; имеют способом своей за­щиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции; устанавливаются по преимуществу в консти­туционной форме; по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормамицелями;  предполагают для практической и право­вой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства, всех отраслей права; по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства. Совокупность норм данного института по своим функциям является определяющей для всех других институтов конституционного права. Они играют направляющую роль для всего конституционно-правового ре­гулирования.

Институту «Основы правового статуса человека и гражданина» также присущи свои особые черты как относи­тельно самостоятельной части системы конституционного права. Его нормы: осуществляют правовое воздействие на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека; реализуются по преимуществу вне конкрет­ных правоотношений; относятся к сфере взаимоотношений государства и личности; в качестве субъекта права в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне свя­зи с каким-либо особым правовым статусом; предусматри­вают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции; предполагают для своей практической реализации подключение многих других от­раслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.) [9].

Институт, объединяющий нормы, регулирующие федера­тивное устройство России, отличается характером субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Эти нормы в части установления пра­вового статуса субъектов имеют не только конституционный, но и договорный характер. В Федеративном Договоре фиксируется разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами. Следовательно, нормы этого института закреп­ляются не только в Конституции, но и в особых договорах, соглашениях. Для этих норм предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизии, возникающих в процессе применения норм — путем согласования или процесса кон­ституционного судопроизводства через Конституционный Суд Российской Федерации [3].

Применительно к институту, нормы которого определяют системы государственной власти и местного само­управления, можно указать на следующие особенности: это нормы по преимуществу прямого регулирующего дей­ствия; реализуются в конкретных правоотношениях; в ка­честве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправ­ления в их статусе органов народовластия; преобладающая по количеству часть норм устанавливается на основе Консти­туции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок их образования, компетенцию, формы деятельности; для норм этого института характерно специ­фическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление [12].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.