--PAGE_BREAK--Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.
Метод, свойственный правовому регулированию той или иной отрасли позитивного права, обычно определяется в современной литературе по теории права как обусловленные предметом правового регулирования различные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения.[3] Это определение во многом основывается на советской правовой доктрине, принципиальные взгляды которой на метод правового регулирования в основном оформились в 30-е — 50-е годы XX столетия.
Если предмет правового регулирования, о котором мы говорили выше, имеет объективное содержание, предопределенное самим характером общественных отношений, метод служит дополнительным, юридическим критерием дифференциации отраслей. Достаточно удачно квинтэссенция приведенных взглядов иллюстрируется известным высказыванием: если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует.
Методы правового регулирования принято классифицировать по разным критериям. Наиболее распространенной является классификация проводимая по характеру воздействия права на регулируемые общественные отношения. По этому основанию выделяются два метода: императивный и диспозитивный. Императивный метод, как отмечается в общей теории права, применяется для воздействия на отношения, строящиеся на началах власти и подчинения их субъектов, он характерен для публичных отраслей например, административного и уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в сфере действия отраслей частного права (гражданского, семейного и пр.).[4]
Фактически та же классификация, но выраженная в иной терминологии, имеет место в случае выделения метода субординации и метода координации. В частности, метод субординации, который, как утверждается в теории права, свойственен административному, уголовному и государственному праву, также как и императивный метод, характеризуется подчинением одного субъекта отношений другому. Метод координации, присущий гражданскому и семейному праву, так же как диспозитивный метод, проявляется в равенстве сторон правового отношения и в предоставлении им возможности самостоятельно избирать предусмотренную правом модель поведения.[5]
Помимо двух названных, существует и третий вариант терминологического обозначения по сути тех же двух методов правового регулирования. В литературе по теории права выделяется метод автономии, который, по мнению сторонников этой терминологии, применяется главным образом в сфере действия частного права, и авторитарный метод, который имеет сферу применения в публичном праве. При этом сущность метода автономии характеризуется тем, что при помощи его самим участникам регулируемых правом общественных отношений предоставляется возможность самостоятельно определять свое поведение во взаимоотношениях друг с другом в рамках закона. В отличие от него авторитарный метод базируется на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания и порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений.[6]
Императивный и диспозитивный методы, также как и методы субординации и координации (автономии и авторитарности) нередко обозначаются в качестве первичных, или исходных, методов, представляющих собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие основную специфику правового положения субъектов соответствующих отношений. При этом императивный метод (он же метод субординации, или авторитаризма) относится к сфере централизованного и тем самым государственно-нормативного регулирования, а диспозитивный метод (метод координации или автономии) — к области децентрализованного и, как правило, договорного регулирования.7
Следует обратить внимание на то, что в сфере конкретных отраслей позитивного права, к каковым относится, к примеру, трудовое право, практически невозможно провести четкую грань между централизованно-нормативным и децентрализованно-договорным регулированием. Это объясняется тем, что среди источников трудового права имеется достаточно большое число правовых актов, сочетающих признаки и нормативных правовых, и договорных источников права, как централизованных, так и децентрализованных. К числу таковых, например, можно отнести локальные нормативные акты, которые, несомненно, являются способом императивного, но одновременно и децентрализованного, правового регулирования отношений, входящих в предмет трудового права. Наряду с ними к источникам трудового права относятся и так называемые «нормативные» соглашения и коллективные договоры. Данные соглашения, заключаемые на уровне федерации в целом или на уровне отдельного субъекта федерации, можно и нужно рассматривать как своеобразные централизованные источники трудового права, которые, так же как и коллективные договоры, одновременно имеют диспозитивные начала в своем создании и императивные характеристики в правоприменении. В зарубежном трудовом праве последних лет выделяется такой источник, как согласовательное законодательство, представляющее собой результат синтезного законотворчества, в котором сливаются воедино политическая власть и частный интерес как два исторических русла легитимизации социально-трудовых отношений.[7]
Следовательно, особенности правового регулирования отношений, составляющих предмет такой жизненно важной для общества и экономики отрасли, как трудовое право, не дают оснований для признания универсальной (а в силу этого и научно безупречной) концепции, выделяющей только два метода правового регулирования.
Этот вывод в принципе можно адресовать любой разновидности концепции двувидовой классификации отраслевых методов правового регулирования, в силу чего все они теряют свою теоретическую и практическую ценность для многих отраслей права, которым свойственен комплексный характер отношений, составляющих их предмет. Одна часть таких отношений нередко обладает качеством равенства сторон и потому регулируется в договорно-правовом порядке, а другая — властью одной стороны и подчинением другой и потому регулируется в централизованно-нормативном порядке. Если же принять тезис о том, что метод правового регулирования определяется его предметом, то неизбежно придется прийти к тривиальному выводу о диспозитивно-императивной, координационно-субординационной, автономно-авторитарной, централизованно-децентрализованной, нормативно-договорной и тем самым смешанной природе методов целого ряда отраслей российского права.
Такой вывод, в свою очередь, является по большей части как теоретически, так и практически бесполезным, в том числе и для определения места конкретной отрасли права в системе российского права. Его бесполезность состоит в том, что, фактически являясь смесью частноправовых и публично-правовых приемов регулирования, он сам не может служить хотя бы сколько-нибудь четким, надежным и эффективным критерием для отграничения предмета одной отрасли права от смежных общественных отношений, включаемых в предмет правового регулирования частных или публичных отраслей права.
Таким образом, рассматривая основное служебное назначение метода правового регулирования под углом зрения исполнения им функции дополнительного критерия деления системы позитивного права на самостоятельные отрасли, приходится признавать, что эту функцию он не в состоянии выполнить по отношению ко многим отраслям права, предметы которых характеризуются комплексностью, или неоднородностью, включаемых в них отношений. Значит, все варианты концепции двувидовой классификации отраслевых методов оказываются практически и теоретически бесполезными, по крайней мере, для сферы действия норм этих отраслей права.
Данный вывод не является принципиально новым: в отечественной теории права неоднократно и совершенно справедливо выражалось сомнение относительно реальности исполнения методом функции, пусть даже и дополнительного, критерия деления права на отрасли. Такое сомнение основано главным образом на том, что метод, по общему признанию, произволен от предмета и не имеет в этом смысле самостоятельного значения.[8]Другими словами, он всецело определяется предметом (к слову, не только в юриспруденции) и потому представляет собой лишь юридическое выражение его, предмета, особенностей.
Коль скоро нельзя признать безупречным тезис о том, что правовому регулированию самостоятельной отрасли права в принципе присущи только два метода — диспозитивный или императивный (координации или субординации, авторитарности или автономии), то вряд ли может быть признана абсолютно верной и формула: «один метод — одна отрасль права». Практически она также не находит своего подтверждения, поскольку в любой отрасли права в большей или меньшей степени всегда используются оба метода. Иначе говоря, в действительности каждая отрасль права фактически использует оба метода. Тем самым всегда имеет место их сочетание, которое, правда, характеризуется преобладанием императивных или диспозитивных начал, обусловленных природой регулируемых отношений. Однако ни одна отрасль не обладает единственным, неповторимым, абсолютно «чистым» и в этом смысле подлинно собственным методом, например, только координации или только субординации.
В итоге, применительно к рассмотренной теоретической конструкции двувидового метода можно говорить лишь о том, что она способна относительно хорошо «работать» в сфере весьма ограниченного числа так называемых «основных», или «профилирующих», отраслей права, к которым, с известными оговорками, относят гражданское, уголовное и административное право. Однако она мало применима к тем отраслям, предметы которых носят комплексный характер и не обладают ярко выраженной доминантой имущественных отношений, как в гражданском праве, управленческих, как в административном праве или охранительных, как в уголовном праве. Кстати сказать, нормы этих комплексных отраслей составляют наибольший массив позитивного права, деление которого на отрасли по двум одновременно используемым методам оказывается невозможным.
3. К числу устоявшихся, общепризнанных отраслей относятся конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, трудовое, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право[9].
Конституционное (государственное) право представляет собой систему юридических норм, закрепляющих экономический, политический и социально-культурный фундамент общества и государства, а также регулирующих порядок формирования высших органов соответствующих ветвей государственной власти, особенно представительных и законодательных органов Российской Федерации, их отношения между собой, с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами.
Метод правового регулирования конституционного (государственного) права преимущественно императивный и направлен на обеспечение стабильности в обществе и предсказуемости социально-политических процессов. Соответственно данная отрасль права выполняет в основном регулятивно-статическую функцию и закрепляет то, «что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития»[10], а именно: гражданство и общий правовой статус гражданина в государстве, приоритет прав и свобод человека и гражданина во взаимоотношениях с государством, формирование социального правового государства, республиканскую форму правления, естественно-правовую основу позитивного права, суверенитет народа, разделение властей, демократические средства и способы осуществления политической власти, основные функции государства, горизонтальную и вертикальную, в том числе федеративную структуру механизма Российского государства.
Регулятивно-динамическая функция конституционного (государственного) права направлена на формирование и установление компетенции высших органов различных ветвей государственной власти, осуществление политической власти президентом и представительными органами государства, разграничение компетенции между органами власти РФ и ее субъектов, между органами государственной власти и местного самоуправления.
Административное право – это система юридических норм, регулирующих формирование и функционирование исполнительных органов государственной власти, их отношения между собой, с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами в процессе государственного управления, т.е. осуществления конкретных задач и функций государства на основе и во исполнение законов.
Государственное управление осуществляется в различных сферах жизнедеятельности: оборона, образование, наука, культура, здравоохранение, строительство и др. Соответственно этим сферам регулирования образуются укрупненные институты (подотрасли) административного права. Соответственно к предмету административного права относятся общественные отношения, интересы субъектов которых направлены на организацию государственного управления, осуществление (процесс) управления, а также отношения в сфере управления и по поводу осуществления управления между субъектами управления с одной стороны и иными участниками отношений, деятельность которых составляет объект управления – с другой.
В административном праве преобладающее место принадлежит императивному методу со свойственной ему субординацией субъектов управленческих отношений.
Гражданское право – это система юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и охраняющих личные права субъектов путем создания условий для оценки и возмещения причиненного вреда в имущественном эквиваленте.
Имущественными признаются отношения по поводу владения, пользования и распоряжения вещами, а также иные отношения, связанные с принадлежностью либо передачей материальных благ. Специфическим признаком имущественных отношений, входящих в предмет регулирования гражданского права, признается их стоимостный характер, связанный с имущественным обособлением участников отношений и предполагающий взаимную оценку ими количества и качества труда, воплощенного в том материальном благе, по поводу которого эти отношения складываются.
Личные неимущественные отношения представляют собой «возникающие по поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивидуализация личности гражданина или организации посредством выявления и оценки их нравственных и иных социальных качеств». Объектами этих отношений являются различные нематериальные блага, в том числе честь, деловая репутация, тот или иной продукт духовного творчества, документ и т.д.
По отношению к материальным благам гражданское право выполняет регулятивно-динамическую функцию, связанную с владением, пользованием и распоряжением вещами, относительно любых нематериальных благ оно осуществляет регулятивно-охранительную функцию.
Гражданскому праву свойствен специфический диспозитивный метод регулирования или метод правовой автономии. Суть его в том, что сторонам (участникам) гражданского правоотношения дозволяется свободно, по своему усмотрению договориться о взаимных правах и обязанностях. Если же они сами не приходят к соглашению, их отношения регулируются посредством императивного метода.
Диспозитивный (дозволительный) метод регулирования характеризуется наделением субъектов юридическим равенством, самостоятельностью, способностью к правообладанию, инициативой и применением специфических способов защиты нарушенных или оспариваемых субъективных прав.
Одним из основных следствий действия гражданско-правового метода регулирования является то, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования «выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами» (ст. 124 ГК РФ).
Трудовое право – это система юридических норм, регулирующих отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности, а также отношения, непосредственно связанные с трудовыми[11].
Особенности метода регулирования трудового права в литературе связываются с уровнем регулирования (сочетание централизованного и локального) и характером (сочетание государственного и договорного регулирования).
продолжение
--PAGE_BREAK--