--PAGE_BREAK--выравнивания статуса субъектов федерации с ограниченностью их суверенитета. В США, Германии и в ряде других федеральных государств не существует различий в конституционном статусе субъектов федерации. Законодательством членов федерации (штатов, земель и др.) устанавливается не их особый статус в составе федерации, а различие в правовом регулировании разных сфер деятельности субъектов федерации. При этом федеральные органы обладают общей компетенцией по осуществлению государственной власти на территории всего государства, а субъекты
1 Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право, 1998, №12, с. 24.
федерации – ограниченной юрисдикцией на своей территории. Федерации строятся на отношениях «власть – подчинение» между органами федеральной власти и субъектов федерации.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации не ведет к национальному неравноправию.
В настоящее же время идет усиленный процесс подрыва суверенных прав Российской Федерации путем одностороннего их присвоения субъектами Федерации, посредством закрепления права объявления военного положения (Республика Тыва), принятия республиканских законов о воинской службе (Республика Башкортостан, Саха (Якутия), Тыва), решения вопросов обороны, безопасности и судоустройства (Адыгея), отнесения к компетенции президента республики установления порядка образования территориальных воинских и иных формирований (Саха (Якутия)), отнесения всех природных ресурсов, находящихся на территории субъекта, к его исключительной собственности (Тыва, Ингушетия, Саха (Якутия)), и др. Конституции республик в составе Российской Федерации, как правило, подчеркивают национальный характер своей государственности. Закрепляется главенствующая роль титульной нации в политике государства, ей же отдается предпочтение в процессах принятия решений по общереспубликанским вопросам (Коми, Удмуртия, Бурятия, Башкортостан).
Поскольку в Российской Федерации нет многонациональных территориальных образований, указанный подход не учитывает фактического многонационального состава любой республики и нарушает ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, устанавливающую принцип равноправия и самоопределения народов.
2.3 Государственная целостность
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.
Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».
А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …».
Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации.
Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не противоположно федерализму. Такой противоположностью является абсолютно единое государство. Унитаризм и федерализм есть те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарное начало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое.
Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст. 8
Конституции РФ); верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.
Здесь следует привести следующий правовой акт.
ФКЗ от 17.12.2001 «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. В нем сказано, что «при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности» (п. 1 ст. 3).
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций.
«Активизация деятельности России в области международного сотрудничества и партнерства, важные шаги, предпринятые Россией для ядерного разоружения мирового сообщества»1, другие активные действия на пользу мира и безопасности свидетельствуют о новых приоритетах в военной доктрине Российской Федерации. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на нашу страну другого государства (или группы государств), Россия вынуждена будет поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории.
1 Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
Российская Федерация располагает для этого всеми необходимыми силами и средствами: Вооруженными Силами, которые согласно приоритетам военной политики России должны быть предназначены исключительно для защиты независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также для выполнения ее международных обязательств; федеральными органами внешней разведки и контрразведки; пограничными, железнодорожными и другими войсками.
Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.
2.4 Единство системы государственной власти
Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти.
«Федеративное устройство Российской Федерации основано на … единстве системы государственной власти» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).
Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.
Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. «Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации»1.
Единство системы государственной власти выражается в наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).
«Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации»,– утверждает Барциц И. Н. Следует также сказать, что государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой
1 Бахлов И. В. Современное федеративное государство. Саранск, 1999, с. 54.
системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.
Местная государственная власть является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации. Она осуществляется представительными, исполнительными и судебными органами, созданными в городах и районах, а также иных административно-территориальных единицах, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации, и распространяется на территорию городов и районов, а также иных административно-территориальных единиц, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации.
Местная государственная власть взаимодействует с местным самоуправлением в формах, определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления по вопросам обеспечения законности и правопорядка, а также использования материальных и финансовых средств, выделяемых местному самоуправлению в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов государственной власти.
Единство государственной власти в системе представительных и законодательных органов государственной власти обеспечивается:
1 Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, №9, с. 20.
· правом участия представительных и законодательных органов
субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе;
· правом участия местных представительных органов в
законодательном процессе субъектов Российской Федерации;
· правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению
Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации;
· правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.
Единство государственной власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается:
· подчинением органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации;
· подчинением местных органов исполнительной власти решениям
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) субъектов Российской Федерации могут быть отстранены от занимаемой должности за неоднократное грубое нарушение Конституции и законов Российской Федерации, а также иные действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) отстраняются от должности указом Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ.
Представительные и законодательные органы субъектов Российской Федерации могут быть распущены за неоднократное грубое нарушение Конституции и законов Российской Федерации, принятие законов и иных нормативно-правовых актов, подрывающих суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, наносящих ущерб обороноспособности государства и разрушающих единую денежную и бюджетно-финансовую систему Российской Федерации. Представительные и законодательные органы субъектов Российской Федерации распускаются указом Президента РФ по представлению Федерального Собрания РФ и на основе заключения Конституционного Суда РФ.
Местные органы государственной власти несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности местных органов государственной власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Ответственность властей субъекта Федерации за нарушение федеральной Конституции и федерального законодательства надлежит определить как «последствия нарушения федеративной дисциплины»1. Это – ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти. Очевидно, что при систематическом и грубом нарушении органами государственной власти и управления субъектов Федерации требований федеральной Конституции и федерального законодательства в отношении них должны быть применены соответствующие меры ответственности. Отличительной чертой мер ответственности властей субъектов Федерации является то обстоятельство, что она может применяться как за совершение конституционного правонарушения, так и в том случае, когда невыполнение субъектом Федерации, его органами и должностными лицами своих обязанностей обуславливается неспособностью обеспечить стабильность в субъекте Федерации, выполнить все федеральные предписания, реализовать политический курс на укрепление государственно-правового единства страны.
Как показывает практика государственно-правового развития России, договорные, согласительные, координационные и иные механизмы, направленные на достижение взаимопонимания между Федерацией и ее субъектами, далеко не всегда достигают поставленных целей. В условиях игнорирования властями ряда субъектов Федерации требований и законных интересов Федерации последняя вынуждена прибегать к принудительным мерам обеспечения государственного и правового единства страны. Подобное обращение к мерам федерального принуждения вполне допустимо и является нормальным правовым инструментом в том случае, если меры подобного принуждения предварительно прописаны в конституционном законодательстве, и все субъекты федеративных правоотношений осведомлены о возможных инструментах правового воздействия. Барциц И. Н. считает, что «несовершенство системы государственного управления, прежде всего институциональных структур, призванных обеспечить однородность правового пространства, представляет собой одну из фундаментальных проблем современного российского государства»1. По его мнению, данное утверждение объясняется следующими причинами:
продолжение
--PAGE_BREAK--