Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Права человека и их обеспечение обществом

--PAGE_BREAK--Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, или льгот. Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции. Во-первых, они могут быть средством достижения социального равенства в обществе. Именно в этом заключается смысл льгот многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам. Во-вторых, они могут быть способом поощрения граждан за особые заслуги перед государ­ством и обществом. К таким относятся, например: льготы рабочим, служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые
обязанности, льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для семей погиб­ших военнослужащих, льготы для воинов-интернационалистов. В-третьих, льготы могут быть установлены как компенсация за особые условия деятельно­сти в интересах государства и общества. Это льготы, устанавливаемые шахте­рам, металлургам, железнодорожникам, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы для военнослужащих, лиц уволенных с воинской службы, и их семей и др. В-четвертых, льготы могут быть средством стимулирования вида деятельности, в котором заинтересовано общество и государство. Например, льготы для совмещающих работу с обуче­нием и др.[25,41].
Глубокое изучение и прочные знания нормативно-правовых актов по вопросам социального развития, социальной защиты и помощи населению явля­ются непременным условием юридически грамотного осуществления социаль­ной работы по полноценной реализации личных прав граждан. С расширением в обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Только за последние годы принят целый ряд законов, имеющих основопола­гающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности социальных служб и других учреждений социальной защиты населения, особенно в условиях распространения рыночных отношений в экономике [37,106]. Так, с 14.02.2003 года вступил в силу Федеральный закон РФ «О внесении дополнений и изменений в закон «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 от 24.11.1995 г., Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195 от 10.12.1995 г., Постановление правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», 15.12.2001г. вступил в силу новый Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», 17.12.2001 г. был принят новый Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [28,1] и др. Однако процесс норматив­но-правового обеспечения системы социальной защиты и организации социаль­ной работы с населением еще далек от завершения. Это обстоятельство нацели­вает практиков и ученых на необходимость усиления исследовательского аспек­та в социальной работе, на всестороннюю апробацию имеющейся нормативно-правовой основы и активное ее совершенствование и развитие [37,106].
Важнейшими общими личными правами и необходимой предпосылкой, из которых вытекают все другие права и обязанности личности, является правосубъектность граждан. «Каждый человек, констатирует статья о Всеобщей дек­ларации прав человека, — где бы он ни находился, имеет право на признание его – правосубъектности». Это положение имеет принципиальное значение, как для правоохранительных органов, так и для специалистов социальной работы.
Правосубъектность — это социально-правовое состояние человека, кото­рое характеризует официально признанную способность лица быть субъектом права. Иными словами, правосубъектность — это право чело­века иметь права и выполнять юридические обязанности. Следовательно, пра­восубъектность является важнейшим компонентом правового статуса гражда­нина [1,81].
В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособностъ.
Правоспособность — это способность иметь права и обязанности, преду­смотренные нормами права. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди.
Дееспособность — это способность гражданина своими действиями при­обретать права и создавать для себя юридические, обязанности, нести ответст­венность за противоправные действия или бездействие. Такими качествами мо­гут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания, способные дейст­вовать разумно. Лица же, не способные в силу своего возраста или в силу пси­хических недостатков действовать осознанно, признаются недееспособными или ограниченно дееспособными.
Гражданская дееспособность в полном объёме возникает с наступлени­ем совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. С этого возраста лицо признается законом способным самостоятельно осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. Права и охраняемые законом ин­тересы несовершеннолетних в возрасте с 15 до 18 лет защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями с применением самих несовер­шеннолетних. Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет считаются полностью не дееспособными и их права в суде защищаются их представителями [1,81].
В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст.63) заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет; в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет; с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения [35,41]. Поэтому закон признает работающих несовершеннолетних дееспособными по делам, возникающим из трудовых право­отношений [24,73].
Есть некоторые особенности и в брачно-семейных правоотношениях. По Семейному кодексу Российской Федерации вступать в брак разрешается по достижении 18-летнего возраста. Однако при наличии уважительных
причин органы местного самоуправления по месту жительства, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет [29,309], поэтому дееспособность граждан по брачно-семейным правоотношениям наступает в полном объеме со времени вступления брак.
В уголовном и административном законодательстве дееспособность рассматривается как способность правонарушителя понимать общественную опасность содеянного, отдавать себе отчёт за совершённые действия и способность нести за них юридическую ответственность. К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которым до совершения престу­пления исполнилось 16 лет.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет подлежат уголовной ответственности лишь за совершение особо тяжких пре­ступлений, указанных в ст. 10 УК РСФСР: убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, особо злостное или злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного или личного имущества граждан, повлекшие тяжкие последствия хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда [24,45].
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. К несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет меры воздействия применяются комиссиями по делам несовершеннолетних, кроме особых случаев, предусмотренных законом [26,6].
Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании», «О трудовых пенсиях» предусмотрен переход на принципиально новый механизм
назначения и выплаты различных видов пенсий. Проводится разделение пенсий, выплачиваемых по государственному пенсионному обеспечению, и трудовых пенсий [35].
Федеральный закон «О трудовых пенсиях» устанавливает новый порядок расчета выплаты трудовых пенсий. По ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» будет рассчитываться пенсионное обеспечение граждан, военнослужащих, инвалидов, получивших увечье в горячих точках, участников ВОВ и др.
Главный положительный момент закона о трудовых пенсиях в том, что работающие пенсионеры стали получать пенсию в полном объеме и что повысился размер социальных пенсий отдельным категориям пенсионеров (инвалиды 1 группы и дети-инвалиды).
В старой схеме начисления пенсии существовал простой принцип распределения: все пенсионеры получали свое содержание поровну. Главное отличие новой пенсионной системы от старой в том, что новая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть – это отправная точка, страховая — это денежное возмещение по достижении пенсионного возраста, накопительная – это те средства, которые поступают на лицевой счет человека в течение всей его трудовой карьеры.
Преимущества пенсионной реформы – каждый гражданин сможет проследить поступления своих денежных средств на индивидуальные пенсионные лицевые счета, т.е. платит за работника работодатель или нет [9,2].
§2 Специфика социальных проблем людей, проживающих в Норильском регионе.
Норильский промышленный (НПР), включающий города-спутники Но­рильск, Талнах, Кайеркан, Оганер — территориально расположен на севере Красноярского края, на юге Таймырского полуострова. Граница городов при­ближается к 70-му градусу северной широты. Норильск входит в пятерку самых се­верных городов на планете.
Климатические особенности Крайнего Севера характеризуются суровой зимой, длящейся 268 суток, низким температурным режимом (среднегодовая температура — 9,6°С), продолжительной полярной зимой — 45 суток, частыми магнитными бурями резкими перепадами атмосферного давления, жестким космическим излучением.
НПР — комплекс городов с 219,05 тысяч человек (данные на 01.01.2003 г.), представляющих более 90 национальностей.
Основной вид деятельности – горно-металлургическое производство. По данным статистического управления единого муниципального образования «город Норильск» на 01.01.2003 год численность детей до 18 лет составляет 60,07 тысяч человек: из них до 7 лет – 18,522 тысяч, от 7 лет до 16 лет – 30,035 тысяч, от 16 лет до 18 лет – 11,513 тысяч; пенсионеров — 28,615 тысяч, инвалидов (старше 18 лет) — 3,996 тысяч, рабочих и служащих — 61,6%, студен­тов — 1,8 %, безработных — 0,4 %.[17,1].
Необходимо отметить довольно высокий образовательный ценз норильчан, во многом превышающий общероссийский показатель.
Налицо тенденция занятости инженерно-технических работников на рабочих местах. Причин тому несколько. Во-первых, приезжающие в регион специалисты не всегда могут получить работу согласно своему образованию, во-вторых, приоритетность нелепых установок на обеспечение материальных благ для себя и своей семьи заставляет многих выбирать более высокооплачиваемые в сравнении с инженерными рабочие специальности [17,1].
На сегодняшний день ограничивается механический приростнаселения. Из других регионов в НПР приехали в 2001-м году 4807 человек (в 2000 году – 3038), в том числе из стран СНГ – 266 (это лишь те, кто по закону оформил свое проживание в Норильске). В 2000-м году из стран содружеств к нам приехали 712 человек.
Покинули город в 2001 году 4747 жителей (в 2000-м – 6500).
Браков зарегистрировано в 2001 году 2045 (в 2000-м – 1908), разводов – 1989 (в 2000-м – 1539).
В 2001 году умерли 1719 человек.
К концу 2000-го года средний доход норильчан равнялся 14 тысячам 725 рублям. В 2001-м – доход вырос до 15556 рублей. В Красноярском крае доход равняется 4100 рублям.
В 2001 году родились 2500 младенцев (на 251 больше, чем в 2000-м) [6,1].
Единственный регион в России, где рождаемость превышает смертность, — Таймырский АО. За последние годы рождаемость на Таймыре постоянно растет. По качеству обслуживания Норильский родильный дом не идет ни в какое сравнение с роддомами на «материке». И все это бесплатно [10,2].
НПР входит в число самых экологически неблагополучных районов России. По данным Центра социологических исследованийзначительная доля вредных выбросов в атмосферу – почти 99% — приходится на Норильскую горную компанию (комбинат).
Зона гибели окружающей среды в НПР растянулась уже до двухсот километров. Объем расположенных вокруг Большого Норильска свалок, которые не соответствуют нормам эксплуатации, в 8 раз превышает площадь селитебной зоны.
На здоровье населения более всего сказывается влияние загрязненного воздуха. В год в атмосферу выбрасывается почти 2 млн. тонн вредных веществ, среди которых преобладают оксид азота, никель, кобальт, фенол и прочие ингредиенты. Причем прослеживается тенденция к их увеличению. А с ней – и возрастание заболеваний, прежде всего, легочных, сердечно-сосудистых органов, эндокринной системы, кожи.
Экологическая программа ЕМО «Город Норильск» была разработана в 2001 году. Но по ряду причин большинство пунктов так и не были реализованы, хотя деньги на это имелись.
Депутаты оценили работу МУ «Экология» как «неудовлетворительную».
На 2002 год под программу было выделено 800 млн. рублей.
Проект программы, рассчитанной на 5 лет, представили и сотрудники НТУ ГМК. Специалисты подсчитали, что предотвращение загрязнений для ГМК более выгодно, нежели борьба с ними. Начавшаяся реконструкция производства позволит ликвидировать наиболее устаревшие и экологически опасные объекты и внедрить самые современные технологии добычи руды, обогащения и металлургии, с исключением или утилизацией вредных отходов. Кроме того, программа включает блок вопросов и по другим проблемам – улавливанию серы, реконструкции очистных сооружений, мусоропереработки и т.д.[7,2].
Согласно диагностическим, психолого-педагогическим исследованиям, проведенным Заполярным центром социальной педагогики и коллективами экспериментальных площадок (исследования проводились в ноябре-декабре 1993 года, влияние полярной ночи ощущают 33% опрошенных, раздражение, сонливость она вызывает у 35%, лили» у 8% опрошенных в возрасте от 20 лет и выше (до 50 лет), полярная ночь не вызывает отрицательных эмоций.[17,2]
Медики отмечают, что первые необратимые изменения в состоянии здо­ровья, выражающиеся в основном в форме метеопатии, возникают при среднем сроке 8-9 лет, нарушения интеллекта -12-13 лег, необратимые процессы в орга­низме 17-21 год [17,2].
В первые 3-5 лет проживания на Севере наблюдается превалирование острых заболеваний и патологий, связанной с психоэмоциональным напряже­нием (острые и инфекционно-воспалительные, инсульты, алкогольные отравле­ния, травмы), в последующие годы отмечается рост хронических процессов. 49% респондентов отметили в семье наличие хронических больных.
Физическое развитие детей замедленно, массово проявляется отставание от норм интеллектуального развития детей к школьному возрасту. До 80% и более рожденных здесь детей имеют отклонения в развитии или предрасположен­ность к хроническим заболеваниям [27,5]. 79% опрошенных родителей отмечают жалобы ребенка (детей) на свое здоровье. 72% связывает ухудшение здоровья ребенка с жизнью на Севере, свое здоровье как «плохое» оценивают 10% детей [24,3].
Заметно «помолодели» взрослые болезни: гипертония, сердечная недостаточность, которые все чаще встречаются у детей.
И здесь не только сказывается влияние климатических и экологических факторов. По данным исследований Заполярного Центра социальной педагогики норильская школа не сориентирована на специфику Заполярья. Программы, курсы, разрабатываемые на «материке» автоматически переносятся в практику учебно-воспитательной работой образовательных учреждений без обоснованной корректировки и адаптации в соответствии со спецификой региональных условий.
Зачастую происходит количественное расширение учебных курсов в лицеях, гимназиях, колледжах экспериментальных школах и классах, приводящие в условиях 5-дневной учебной недели к увеличению количества уроков в 1-4 классах до 6, 4-9-х — до 7 и в старших классах до 8 и более [34,5].
С учетом домашних заданий, занятий в Учебно-производственном комбинате, в спецклассах, на факультативах и кружках рабочая неделя для начальной школы доходи до 30-40 часов, в среднем звене 35-45 часов, а для старшекласс­ников 42-50 часов.
Если учесть, что рабочая неделя взрослого человека по закону составляет 40 часов, а для женщин, работающих на Севере — 36 часов, то, несомненно, подобное увеличение нагрузки для школьников чревато серьезны­ми нарушениями здоровья, психотравмирующими ситуациями, быстрой утомляемостью и снижением интереса к учебе [17,3].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Годовой, недельный и дневной школьный режим разрабатывается без учета влияния переходных периодов к полярной ночи и полярному дню, преобладанию магнитных бурь и резких перепадов атмосферного давления, напря­мую влияющих на работоспособность учеников.
Значительное число актированных дней, в среднем колеблющееся в пределах пятидесяти в год, безусловно, сказывается на психофизическом состоянии детей.
Норильские педагоги не нацелены на приоритет здоровья школьников. Большинство успехов достигается за счет интенсификации учебно-воспитательного воздей­ствия на ребенка в ущерб его здоровью [34,15].
Несмотря на рекомендации медиков, качество питания (недостаточное количество витаминов, пищи, богатой клетчаткой и т.п.) не отвечает требованиям. «Плохим» школьное питание считают 52% родителей. Такая оценка является одной из причин отказа детей от обедов и завтраков. Отсутствие необходимого диетического питания для хронически больных детей, особенно в периоды обострений и невозможности обеспечения всех нуждающихся минеральной водой еще более усугубляет эту проблем [17,3].
Из 175 учебных дней 45 дней приходится на полярную ночь, 67 дней с ог­раниченным световым режимом. В таких условиях особенно важно компенсировать недостаток солнечного света достаточным освещением в классах и учеб­ных аудиториях.
В то время, как нарушения зрения: миопия, косоглазие, близорукость -являются распространенными дефектами здоровья у норильских школьников, -нельзя сказать, что проблема успешно решена. Только среди старшеклассников более 50% имеют миопию 1-2 степени [33,11].
Очевидно, что не случайно почти половина родителей ответили, что шко­ла оказывает скорее отрицательное, чем положительное влияние на физическое здоровье и самочувствие детей [17,3].
Географическая удаленность «материка» и суровые климатические усло­вия объективно предполагают формирования у населения региона устойчивой установки «временного жителя».
По данным исследований Заполярного отделения Ассоциации социаль­ных педагогов и социальных работников, проведенного в 1995 году, 77% севе­рян хотят выехать на «большую землю» на постоянное место жительства, 65% из них не знают, как скоро они смогут это сделать, а 17% — выезжать некуда. Отсутствие жилья на «материке» — важнейшая причина, годами удерживающая северян в Заполярье. Снижение жизненного уровня жителей северных регионов, сведение на нет социальных гарантий и льгот, растущая инфляция, не позволяющая формировать долгосрочные сбережения, сокращение производства цветных металлов на Норильском горно-металлургическом комбинате подорвали социально-экономический престиж жителя Крайнего Севера[17, 3].
В связи с этим вероятность обмена норильских квартир на «материковские» практически неосуществима. Политика сдерживания миграционных про­цессов, с одной стороны, привила к сокращению числа выезжающих и прекра­щения приема на работу, повышению требований к здоровью для работы в условиях Крайнего Севера, с другой стороны к сокращению стоимости жилья на норильском рынке. При значительном увеличении себестоимости норильских квартир, их продажная цена в 4-5 раз ниже аналогичных «материковских», по­этому, продав 3-4-х комнатную приватизированную квартиру в Норильске, се­мья может приобрести лишь 1- комнатную в средней полосе России или в Си­бири.
И если 7 и более лет назад для большинства работающих Север давал возможность, приобретения квартиры или дома на «материке», то существую­щая финансово-экономическая ситуация полностью исключили такую возмож­ность для среднестатистической норильской семьи, Не случайно 98% семей, имеющих жилье на «материке», ответили, что они прожили на Севере 10 или более лет [17,4].
Надо отметить, что наличие собственного жилья на «материке» является одной из более дешевых возможностей для семейного отдыха, оздоровления детей в период летних каникул и отпусков. Особенно для семей имеющих 2 и более детей, из-за постоянно возрастающих расходов на авиабилеты, отдых на море, в санаториях становится несбыточной мечтой, (стоимость авиабилета до Москвы на 1 взрослого равняется в среднем его зарплате) [34,7].
По данным управления образования около 15% детей летом 1997 г. не выезжало на «материк», что по прогнозам врачей дает рост заболеваний, в том числе и хронических [17,4].
Несмотря на то, что обеспеченность жильем жителей региона выше общероссийских показателей, 70% опрошенных остаются недовольны условиями своего быта.
При этом необходимо учитывать, что часть семейного бюджета норилъчане вынуждены тратить на приобретение дорогостоящей теплой одежды и обуви, которые изнашиваются за 1-2 зимних (9 месячных) сезона. В условиях Севера увеличиваются энергетические затраты человека, восполнить которые можно за счет регулярного потребления белковой пищи  (мясо, рыба).
Процессы быстрого расслоения российского общества за последние годы естественно обнажили проблемы стратификации не только в России, но и в ре­гионе [15,34].
Особенно остро это проявляется в подростковой среде и приводит к росту асоциальных поступков и преступлений. По статистике УВД г. Норильска каж­дое второе преступление совершается несовершеннолетними. Мотивировки квартирных краж, уличных грабежей, вымогательств до страшного просты: не имея возможности зарабатывать самим или получить от родителей требуемые блага, они предпочитают отобрать это у других [16,5].
Исследование показало, что решение выявленных проблем, осложненных суровыми климатическими условиями проживания возможно при условии госу­дарственного вмешательства по выполнению гарантий жителей Севера.
Выводы по первой главе.
В условиях перехода к рынку, безработицы, происходит резкий рост социальной дифференциации, ставятся под угрозу социальные права граж­дан.
Как известно, социальная справедливость – это один из главных критериев жизнеобеспеченности экономической системы. Поэтому основным направлением социально-экономической политики государства является достижение социальной справедливости и социального равенства. А это значит предотвращение дальнейшего снижения жизненного уровня россиян вследствие введения системы регулярного определения расценок оплаты труда, пенсионного обеспечения и на этой основе – размеров заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. А для того, чтобы дальнейшее развитие рыночных отношений не вызвало снижения социальной защищенности граждан, необходимо на уровне государства проводить упреждающие меры, направленные на смягчение этой ситуации, создание системы социальной защищенности граждан, обеспечение их прав.

ГЛАВА II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РЕГИОНЕ.
 Совокупность социальных служб, исторически сформировавшаяся в Норильском промышленном регионе, достаточно вариативна и включает несколько десятков профессиональных учреждений, решающих социально-педагогические, медицинские, правовые, психологические, социокультурные и коммуникативные проблемы человека.
 Сферы компетенции каждой структуры четко обозначены и организационно разделены. Однако надо констатировать, что в нашем изолированном от «материка» регионе есть все предпосылки для согласованного их взаимодействия.
И это не случайно, ибо каждый житель региона – реальный или потенциальный клиент социальных служб.
 Перечень социальных услуг постоянно расширяется. Клиентами становятся все новые и новые разводящиеся семьи, беженцы, безработные, вдовы, сироты, малообеспеченные, престарелые, душевнобольные, вернувшиеся из мест заключения, отчаявшиеся подростки и их родители,
инвалиды, алкоголи­ки, наркоманы и другие люди, попавшие в наше трудное время в число соци­альных аутсайдеров.
Мощный накал социальных проблем, кризисные симптомы духовной жизни общества, семьи, отдельного человека объективно стимулируют созда­ние региональной модели социальных служб.
Мировая практика социальной работы подтверждает, что наиболее эф­фективная социальная помощь, которая оказывается не разрозненными учреж­дениями, поэтому при структурировании системы социальных служб в регионе учитывается, прежде всего, межведомственный, целостный подход.

§ 1. Организационная структура служб социальной защиты человека в ЕМО «город Норильск».
В Норильском промышленном регионе существует и развивается сеть со­циальных служб, многие из которых имеют свои филиалы в Талнахе и Кайеркане [2,1].
Координатором всех государственных социальных структур в Нориль­ском промышленном регионе является администрация города. При админист­рации в 2002 году создано 6 Департаментов: 1) по строительству и архитектуре; 2) городскому хозяйству и снабжению; 3) образованию; 4) по вопросам культуры, спорта и молодежной политике; 5) социальной политике и охраны здоровья; 6) лекарственного обеспечения. Эта система полностью себя оправдала, поскольку происходит централизация финансовых потоков бюджета и оптимизация численности управленческого звена. Только при создании в 2001 году Департамента здравоохранения было сокращено 30 управленческих мест [3,2]. Кроме этого, в структуру адми­нистрации включены Центр занятости населения.
Судьбы детей из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, сирот и беспризорных мало кого оставляют равнодушными. Ребятишками занимаются многие городские ведомственные организации. Но в начале 2001 года был создан межведомствееный координационный совет (МКС), который объединил усилия комиссии по делам несовершеннолетних, управлений социальной защиты и образования, молодежных комитетов, центра занятости населения, учреждений здравоохранения и управления внутренних дел Норильска [5, 2].
Помимо этих служб работой с неблагополучными семьями и подростками занимается Центр внешкольной работы.Социальные педагоги Центра внешкольной работызанимаются составлением социальной картины микрорайонов городов НПР, создают условия для досуговой деятельности, оказывают социальную помощь населению, формируют вместе с населением микрорайона социальный заказ для возможного включение его в планы развития города [16,10].
В школах с неблагополучными семьями и подростками занимаются социальные педагоги и психологи.
При администрации города создан Департамент по социальной политике, в который входят: Управление социальной защиты населения, МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения единого муниципального образования «город Норильск», Центр социально-педагогической реабилитации детей и подростков инвалидов «Виктория», которые занимаются вопросами социальной защищенности населения.
Управление социальной защиты населения оказывает материальную поддержку малоимущим гражданам и малообеспе­ченным семьям. Разработанная Администрацией города целевая програм­ма по социальной поддержке малоимущих слоев населения в Норильском промышленном регионе предоставляет ряд льгот для малообеспеченных семей, пенсионеров, инвалидов, воинов-афганцев, матерей-одиночек в медицинском обслуживании, жилищных, коммунальных, транспортных услугах.
Государственные реформы последних лет значительно ухудшили жизнь многих. Но наиболее сильно они ударили по жителям северных регионов. Тарифы на авиаперевозки набирают высоту со скоростью самолетов последнего поколения. Так же стремительно растут цены на продукты и товары первой необходимости. Поездки на солнечный «материк» для неработающих пенсионеров и инвалидов стали неосуществимой мечтой. Федеральный закон «О Северах» гарантирует «дорогу» неработающим северянам, но механизм реализации соответствующих статей до сих пор не разработан.
Пытаясь помочь населению преодолеть трудности социально-экономического характера, норильская администрация всегда выплачивала неработающим пенсионерам материальную помощь, поддерживала малообеспеченные семьи. Но эти эпизодические выплаты не могли изменить ситуацию в целом. Поэтому в 1998 году было решено разработать ряд социальных программ, которые позволяли бы реально влиять на социально-экономическое положение малообеспеченного населения. Первая такая программа заработала в 1999 году. И уже на протяжении четырех лет Норильский Городской Совет по представлению администрации выделяет на социальные нужды малообеспеченных граждан весомую часть бюджетного пирога.
Адресатами программ были и остаются неработающие пенсионеры, инвалиды, ветераны ВОВ, реабилитированные граждане, дети-инвалиды, участники боевых действий члены малообеспеченных семей.
Уровень малообеспеченности, установленный Краевым комитетом по труду в июле 2002 годы составил 3238,1 рублей. Большинство неработающих пенсионеров и малообеспеченных семей Норильска не дотягивают до этой цифры, и нормальные жизненные условия на Крайнем Севере становятся для них недоступными.
В 1999 году были утверждены три социальные программы объемом финансирования 6,4 миллиона рублей, в 2000 году – восемь программ, стоимость которых составляла уже 53,1 миллиона рублей. В 2001 году на семь социальных программ была выделена рекордная сумма – 217,1 миллиона. К сожалению, в связи с бюджетными проблемами в 2002 году все местные социальные программы были объединены в одну, а сумма финансирования составила 116,7 миллиона. Некоторые дорогостоящие мероприятия, например оплата проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха, стали менее масштабными.
На протяжении четырех лет программы претерпевали различные изменения, чаще пополнялись новыми видами социальной помощи, необходимость которых была продиктована изменяющимися условиями жизни. Однако есть и такие виды, что включаются в программу ежегодно, к ним относятся: оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, оплата дорогостоящего лечения, организация оздоровительного отдыха, оказание помощи при выезде на новое место жительства, проведение социально-значимых, реабилитационно-спортивных и культурно-массовых мероприятий.
Необходимо заметить, что даже такая финансовая поддержка местного бюджета не позволяет неработающим пенсионерам и инвалидам преодолеть черту бедности. Все более очевидным становится, что для улучшения социально-экономического положения этих людей необходимо всемерно способствовать им в обустройстве жизни на «материке». Поэтому по сравнению с тем же периодом 2001 года за 6 месяцев 2002-го затраты на оказание помощи при выезде возросли в 2,2 раза. А число покинувших Норильск за счет средств социальной программы увеличилось в 1,5 раза.  Кроме неработающих пенсионеров и инвалидов помощь при выезде оказывается детям-сиротам, выезжающим под опеку родственников, гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, и лицам без определенного места жительства [4,6].
Комплексный центр социального обслуживания населения открылся в городе Талнахе в октябре 2000 года.
На 2003 год в Комплексный центр входят следующие отделения:
1.                   отделение милосердия;
2.                   отделение временного проживания;
3.                   социальный приют для несовершеннолетних;
4.                   отделение социального обслуживания на дому;
5.                 специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому;
6.                   консультативное отделение и срочного социального обслуживания;
7.                   отделение психолого-педагогической помощи;
8.                   организационно-методическое отделение.
Отделение милосердие создано для временного проживания (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, частично или полностью, утратившим способность к самообслуживанию, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью и страдающими тяжелыми заболеваниями.
Одновременно в отделении милосердия могут находится 25 человек. В 2002 году обслужено 44 человека. Из них: инвалидов 1 группы – 26 чел.; инвалидов 2 группы – 9 чел., инвалидов 3 группы – 1 чел., неработающий пенсионеры – 8 чел.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.