Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Предупреждение преступности среди несовершеннолетних на примере Новосибирской области

--PAGE_BREAK--1.2 Ответственность несовершеннолетних по уголовному законодательству советского периода
ОднимизпервыхдекретовСоветскойвласти(от17 января1918 г. «О комиссияхдлянесовершеннолетних») былиупразднены«судыитюремное заключениедлямалолетнихинесовершеннолетнихдо17-летнеговозраста», что привелокосвобождениюизтюремидругихместзаключениявсех содержащихсявнихнесовершеннолетнихипереносуцентратяжестинамеры воспитательногоипредупредительногохарактеравборьбеспреступностью срединесовершеннолетних.Чтокасаетсяпреступниковизчисламолодежиот17 летистарше, осужденныхклишениюсвободы, тоИнструкциейнародного комиссариатаюстицииот23 июля1918 г. «Олишениисвободы, какмере наказания, иопорядкеотбываниятакового»предусматривалосьдляих содержаниясозданиереформаториевиземледельческихколоний. Такие учреждения, хотяинеповсеместно, нокое-гдепоявилисьинекотороевремя функционировали.

Однакопрактикапоказала, чтореформаториикактипучреждениядля лишениясвободынесовершеннолетнихнесоответствовалиразвивающемуся уголовномузаконодательствуввидунеопределенностиприговоровисроков наказания, смешенияпреступников-правонарушителейибеспризорников, группированиявоспитанниковвтакназываемые«семьи»исоответствующейим флигельнойсистемыразмещения.

Принятымив1919 г. «Руководящиминачаламипоуголовномуправу РСФСР», ДекретомСоветаНародныхКомиссаровРСФСРот4 марта1920 г. «О делахнесовершеннолетних, обвиняемыхвобщественноопасныхдействиях»и постановлениемНКПроса, НКЗдрава, НКЮРСФСРот1920 г. (объявившего инструкциюкомиссиямподеламнесовершеннолетних) былопредусмотрено привлечениекуголовнойответственностинесовершеннолетнихввозрастеот14 до18 летвслучаенеэффективностиприменяющихсякниммервоспитательного характеракомиссиямиподеламнесовершеннолетних. Известноеучастиев решенииэтоговопросапринималВ.И. Ленин. На ПервомВсероссийскомсъезде заведующихкарательнымиотделамиНКЮРСФСРвсентябре1920 г. были принятыспециальныетезисы«Отрудовыхдомахиколонияхдля несовершеннолетних, лишенныхсвободы». Материалысъездапослужили основойдляпринятияНКЮРСФСР«Положенияотрудовыхдомахдля несовершеннолетних», гдебылизакрепленыосновныепринципыих деятельности: трудовойдомкаквоспитательно-исправительноеимедико-педагогическоезаведениесустановленнымрежимом, поддерживаемым педагогическицелесообразнойсистемойнаказанийипоощрений, распределениемвоспитанниковпоразделамспостепеннымвосхождениемихиз низшегоразрядаввысший, школьнымобучением, атакжеобучением квалифицированнымвидамремесленническоготруда, физическимвоспитанием, развитиемразличныхформсамодеятельности, попечениемовышедшихизэтих заведенийвоспитанникахидр. /Втожевремяотмечалось, что несовершеннолетниедо14 летнеподлежатсудуинаказанию. Кним применяютсялишьвоспитательныемеры. Такиежемерыприменяютсяв отношениилицпереходноговозраста14-18 лет, действующихбезразумения (ст. 13 Руководящихначал…).

УголовныйкодексРСФСРот1 июня1922 г. несколькоизменилстатью13 Руководящихначал...., объявивотом, чтонаказаниенеприменяетсяк малолетнимдо14 лет, атакжековсемнесовершеннолетнимот14 до16 лет, в отношениикоторыхпризнановозможнымограничитьсямерамимедико-педагогическоговоздействия(ст. 18). Втожевремястатья56 этогокодекса предписываетраспределительнымкомиссиямвходитьспредставлениемв народныйсудопродлениинесовершеннолетнему, которыйнеобнаружил достаточногоисправлениякконцуотбытияимназначенногосудомсрока наказания, срокапребываниявисправительно-трудовомучреждениивпредьдо исправления, нонасрокнесвышеполовиныпервоначальноопределенного судомсроканаказания.

Постановление4-йсессииВЦИК9 созываот11 ноября1922 г. «Об измененияхидополненияхУголовногокодексаРСФСР»ввелонорму, согласно которойдлянесовершеннолетнихот14 до16 летналагаемоесудомнаказание подлежитобязательномусмягчениюнаполовину(1/2) противнаивысшего установленногосоответствующимистатьямипредела(ст.18а), аст. 186 гласит, чтодлянесовершеннолетнихот16 до18 летналагаемоесудомнаказание подлежитобязательномусмягчениюнаоднутреть(1/3)

Исправительно-трудовойкодексРСФСР1924 г. внесизменениявсистему исправительныхучрежденийдлянесовершеннолетних, предусмотрев разновидноститрудовыхдомоввзависимостиотвозраста, социальной характеристикиосужденногоиспецификипреступления: обычнотрудовыедома дляввозрастеот14 до16 летсвозможностьюихсодержаниямаксимумдо20 летитрудовыедомадлянесовершеннолетнихизрабоче-крестьянскоймолодежи ввозрастеот16 до20 лет, еслиони, небудучинарушителями— рецидивистами, совершалималозначительныепреступленияилисовершалипреступления случайно.

Втечение1924-1927 гг. вРСФСРимелось10 трудовыхдомовобычного (общего) типаивсего2 трудовыхдомадлянесовершеннолетнихизчисла рабоче-крестьянскоймолодежи, чтодалеконеудовлетворялофактические потребности, ипоэтомучастьосужденныхподростковот16 до18 лет содержалисьвособыхотделенияхдлянесовершеннолетнихприобщихместах заключения. Вэтожевремявпорядкеэксперимента, непредусмотренного законом, былосозданонесколькотрудовыхкоммунОПТУдлянаиболеетрудно поддающихсявоспитаниюмолодыхрецидивистовввозрастеот16 до21 года. Деятельностькоммуннебыласвязанакакими-либоюридическимирамкамии приговорами, внихотбиралисьлицаиздругихместзаключения, апополнение шлопринепосредственномучастиисамихкоммунаров, даваласьвозможность добровольнопокинутькоммунувлюбоевремя(коммунывБолшевоМосковской областиивКуряжеХарьковскойобласти, которойруководилА.С. Макаренко). Основойфункционированиякоммунявлялись: болееквалифицированныйтруд, широкоесамоуправлениеисамообслуживание, внутреннийпорядок, основанныйнаподдержаниистрогойдисциплины[25. C.39-57].

Однакокоммунынесталиосновнымтипомучреждениядлялишения свободынесовершеннолетних, ужевполнетрудоспособных.

В1930 г. всоответствиеспостановлением    продолжение
--PAGE_BREAK--СНКРСФСРот14 апреля1928 г. трудовыедомабылиорганизованывшколыфабрично-заводскогоученичества особоготипа, переданныесначалавведениеНКЮ(заобразецбылавзятауже существовавшаяшколаФЗУвсистемеподготовкитрудовыхресурсов), ав1934 г. — введениеНКВД(всегоимелось26 такихучреждений).

«Положениевшколефабрично-заводскогоученичества»НКЮРСФСР предусматривало3 типатакихшкол:

— закрытые— дляособозапущенныхнесовершеннолетних правонарушителей;

— полуоткрытые— длянесовершеннолетнихсменьшейстепенью социальнойзапущенности, атакжепереведенныхизшколзакрытоготипа;

— открытые— длялицснезначительнойсоциальнойзапущенностьюили переведенныхизшколдругихвидовипризнанныхвзначительноймере освоеннымивпримененыкнимвоспитательныхмер.

Курсобучениявнихсоставлялот2 до3 лет. Еслисрокнаказанияпо приговоруоканчивалсяранееокончанияобучениявшколе, топорешению педагогическогосоветаустанавливалсяобязательныйсрокобучениянезависимо отсрокаприговора, стемчтобывсевремяобучениянепревышало3 лет(в редакцииИТКРСФСР1933г.)

ПослепринятияпостановленияЦИКиСНКРСФСРот7 апреля1935 года «Омерахборьбыспреступностьюсрединесовершеннолетних», установившего уголовнуюответственностьзанекоторыепреступления, начинаяс12-летнего возраста, практикаприменениялишениясвободыкнесовершеннолетнимбыла значительнорасширена, чтообусловилосозданиеновоготипаучреждениядля осужденныхподростков— трудовойколониидлянесовершеннолетних. Этимже постановлениемотменяласьст. 8 Основныхначалуголовногозаконодательства СоюзаССРисоюзныхреспубликот31 октября1924 г., вкоторой предписывалось, чтомеройсоциальнойзащитымедико-педагогического характераподлежатобязательномуприменениюкмалолетним, авотношении несовершеннолетнихониподлежалиприменениювтехслучаях, когда соответствующиеорганысчиталиэтоцелесообразным(п.3 постановления).ПостановлениемСНКСССРиЦКВКП(б) от31 мая1935 г. всистемеНКВД СССРбылисозданыследующиеучреждениядлянесовершеннолетних: изоляторыкакместапредварительногозаключения, трудовыеколониикакместа лишениясвободыиприемники– распределители. ПостановлениемЦИКиСНК СССРот7 апреля1935 г. «Омерахборьбыспреступностьюсреди несовершеннолетних»былоустановлено, чтонесовершеннолетние, начинаяс 12-летнеговозраста, уличенныевсовершениикраж, применениинасилия, нанесениителесныхповреждений, увечий, вубийствеиливпопыткахк убийствупривлекаютсякуголовномусудусприменениемвсехмеруголовного наказания. АпостановлениеВЦИКиСНКот25 ноября1935 года«Об изменениидействующегозаконодательстваРСФСРомерахборьбыс преступностьюсрединесовершеннолетних, сдетскойбеспризорностьюи безнадзорностью»ст. 12 УголовногокодексаРСФСРизлагаетвинойредакции: «Несовершеннолетние, достигшие12-летнеговозраста, уличенныевсовершении краж, впричинениинасилия, телесныхповреждений, увечий, вубийствеили попыткекубийству, привлекаютсякуголовномусудусприменениемвсехмер наказания. Этимжепостановлениемотменяетсяст.50 УКРСФСРредакции1926 г. отом, чтоподлежитобязательномууменьшениюсрокнаказаниялишением свободыдлянесовершеннолетнихот14 до16 лет— наполовину, адля несовершеннолетнихот16 до18 лет— наоднутреть.

УказомПВССССРот10 декабря1940 г. «Обуголовнойответственности несовершеннолетнихзадействия, могущиевызватькрушениепоездов» (развинчиваниерельсов, подкладываниенарельсыразличныхпредметовитому подобное) определенауголовнаяответственностьнесовершеннолетнихс применениемвсехмеруголовногонаказания, начинаяс12-летнеговозраста.

«Передвижениевозрастнойграницыуголовнойответственности несовершеннолетнихсразуна4 годавниз, с16 до12 лет, нельзябылообъяснить никакимиобъективнымиисубъективнымиусловиями». (ПозднееУказомПВС СССРот31 мая1941 г. «Обуголовнойответственностинесовершеннолетних» внесеноизменениеотом, чтозаупомянутыевышепреступления несовершеннолетниепривлекаютсякуголовнойответственностис14-летнего возраста).

Возможностьпривлечениянесовершеннолетнихк»уголовной ответственности, начинаяс12-летнеговозраста, быларасширенаУказомПВС СССРот28 декабря1940 г. «Обответственностиучащихсяремесленных, железнодорожныхучилищишколФЗОзанарушениедисциплиныиза самовольныйуходизучилища(школы)». Несовершеннолетниемоглибыть подвергнутыпоприговорусудазаключениювтрудовыеколониисрокомдо1 года.

УказПВССССРот26 июня1940 г. «Опереходенавосьмичасовойрабочий день, на— семидневнуюрабочуюнеделюиозапрещениисамовольногоухода рабочихислужащихпредприятийиучреждений»устанавливаетуголовную ответственностьдлялицс16 лет(тюремноезаключениеот2 до4 месяцев).

УказПВССССРот26 декабря1941 г. «Обответственностирабочихи служащихпредприятийвоеннойпромышленностизасамовольныйуходс предприятий»устанавливаетуголовнуюответственностьрабочихислужащих (тюремноезаключениесрокомот5 до8 лет).

УказПВССССРот7 июля1941 г. разъяснилпорядокприменения постановленияЦИКиСНКСССРот7 апреля1935 г. всвязиспредставлением прокуратурыСССРипостановлениемПленумаВерховногоСудаСССРот20 марта1941 г. оказываетсяВерховныйСудСССРприрассмотрениидело преступленияхнесовершеннолетнихисходилизтого, чтонесовершеннолетние подлежатсудебнойответственностилишьвтехслучаях, когдаонисовершили преступлениеумышленно. АПрезидиумВерховногоСоветаСССР«поправил» ВерховныйСудвтом, чтоуголовнаяответственностьвотношении несовершеннолетнихдолжнанаступатьвслучаяхсовершенияимипреступления какумышленно, такипонеосторожности. Далеебылоупомянуто, что«не отменяетсяустановленныйдлянесовершеннолетнихпорядокотбыванияв детскихисправительно-трудовыхколониях». (ВИТКРСФСР, утвержденном постановлениемВЦИКиСНК1 августа1933г., былоустановлено, чтовместах лишениясвободынесовершеннолетниеразмещаютсяотдельноотвзрослых).

Но, каквидноизуказанияначальникаГУЛАГаНКВДСССРот20 сентября 1943 г., требованиезаконаораздельномсодержаниинесовершеннолетнихи взрослыхневыполнялось. Вэтомуказанииотмечалось, чтовисправительно-трудовыхлагеряхиколонияхобщего типаГУЛАГаНКВДСССРсодержится некотороеколичествозаключенныхподростковввозрастеот12 до16 лет. ПредлагалосьначальникамлагерейиколонийвыслатьвГУЛАГточныеданные околичествезаключенныхподростков, родившихсясянваря1926 г. ипозже; всехнесовершеннолетнихзаключенныхввозрастеот16 до18 лет(за исключениемосужденныхпоУказуот28.12.1940г.) ивзрослыхзаключенных, содержащихсявтрудовыхколонияхдлянесовершеннолетнихинеиспользуемых дляихобслуживания, немедленновывезтивисправительно-трудовыелагеря.

ЭтимжеуказаниемпредлагалосьначальникамотделовНКВД(УНКВД) по борьбесдетскойбеспризорностьюибезнадзорностьюдоговоритьсяс начальникамилагерейиколонийопорядкеприемавтрудовыеколониидля несовершеннолетнихподростковот12 до16 летивыводанесовершеннолетних от16 до18 летиизлишнейподсобнойрабочейсилыизчиславзрослых заключенныхвисправительно-трудовыелагеряиколонии. НачальникамУИТЛК иОИТКвпредьзапрещалосьнаправлениеосужденныхподростковдо16 летв лагеряиколонииобщеготипа.

Втрудовыеколониинаправлялисьподросткинетолькопоприговорусуда, ноивадминистративномпорядке, ввозрастеот12 до16 лет(сперерывомс1940 по1942 гг., когдавнихнаправлялисьнесовершеннолетниедо18-летнего возраста). Несовершеннолетниеввозрастеот16 до18 летвплотьдо1948 г. отбывалинаказаниевобщихместахзаключения. Изсохранившихсяматериалов судебнойстатисткиследует, чтов1937 г. былоосужденоклишениюсвободы 8891, в1938 г. — 8574 подростка. Втечение1942-1944 гг. клишениюсвободы былоосуждено25778 подростков.

УказаниемгенеральногоПрокурораСССРот25.12.1952 г. №21/337 «О соблюдениитребованийзаконавточномсоблюдениивозрастаобвиняемыхпри расследованииделонесовершеннолетних»отмечаютсяфакты, когдавзрослые преступники-рецидивисты, бежавшиеизместзаключения, призадержанииихза новыепреступленияухитрялисьскрыватьсвоеуголовноепрошлое. Онидавалио себеследственныморганаминасудевымышленныесведенияипроходилипо деламкакнесовершеннолетние, ранеенесудимые, инаправлялисьдля отбываниянаказаниявдетскиетрудовыеколонии. Находясьвэтихколониях являлисьзачинщикамивсевозможныхотрицательныхявлений, группировали вокругсебянаиболеенеустойчивыхвоспитанников, нарушалирежимколонии, дезорганизовываликоллективподростковизатруднялипроведениесними воспитательнойработы.

ВсоответствиисприказомМВДСССРот30 мая1952 г. «Опорядке направленияисодержанияосужденныхнесовершеннолетних», наосновании решенияколлегииМВДСССРот14 апреля1952 г. «Обупорядочении содержанияосужденныхнесовершеннолетних»былпринятрядмер. Основные изнихследующие:

— впредьвсехвновьосужденныхнесовершеннолетних, недостигших18-летнеговозраста, направлятьизтюремдляотбываниясроканаказанияв трудовыеколониидляосужденныхнесовершеннолетнихотделадетских колонийМВДСССР, заисключениемлиц, достигших17-летнеговозраста, осужденных:

а) запреступления, совершенныевместахзаключения; нарушителей тюремногорежима; преступников-рецидивистов; неоднократносудимых независимоотсоставапреступленияисроковнаказания;

б) законтрреволюционныепреступления, бандитизм, разбой, умышленное убийствоиумышленноенанесениетяжкихтелесныхповреждений;

— всехлиц, перечисленныхвыше, направлятьдляотбываниянаказанияв исправительно-трудовыеколонииУИТЛК-ОИТКМВД-УВД, гдесодержатьих наобщихоснованиях.

ПредписывалосьвИТКнаправлятьтакжевсехлиц, систематически нарушающихрежимидезорганизующихработутрудовыхколонийотдела детскихколоний. Несовершеннолетнихособоопасныхгосударственных преступниковнаправлятьпоперсональнымнарядамГУЛАГаМВДСССРдля содержаниявособыйлагерь№3 МВДСССР.

Количествотрудовыхколонийвразныегодыколебалосьот56 в1952 г. (в нихсодержалось20,8 тысяччеловек) до76 в1968 г. (содержалось29,0 тысяч человек).

ПоложениеотрудовыхколонияхМВДСССРдлянесовершеннолетних осужденных, объявленноеприказомМВДСССРот23 сентября1948 г., следовалочитатьутратившимсилу.

Основнаязадача, поставленнаяэтимприказом(от19.07.1956 г.), -коммунистическоевоспитаниенесовершеннолетнихосужденных, подготовкак полезнойтрудовойдеятельности. Далеевэтомприказеотмечалось, чтовцелях закреплениярезультатоввоспитания, завершенияшкольногои профессиональногообученияразрешаетсяпослеисполнения18 летосужденных, твердовставшихнапутьисправления, оставлятьвдетскихтрудовыхколониях доконцасроканаказания.

В1963 г. ЦККПССбылиразработаныспециальныемеры, направленныена искоренениебезнадзорностиипреступностинесовершеннолетних. Однаизмерразграничениефункцийпоорганизациииосуществлениюисправленияи перевоспитаниянесовершеннолетнихправонарушителейразныхкатегорий междуразличнымиведомствами, втомчислевозложениеобязанностив отношении       перевоспитанияосужденныхнесовершеннолетних правонарушителейнаорганынародногообразованияипрофтехобразования, в ведениекоторыхвсвязисэтимпоследовалапередачарядавоспитательных колонийдлянесовершеннолетнихсихпереименованиемвспециальныешколыи специальные профтехучилища. Вэтиучрежденияпередавалисьвсе несовершеннолетние, которыебылинаправленыввоспитательныеколониив порядкепримененияпринудительныхмервоспитательногохарактера, не являющихсяуголовнымнаказанием. Втовремябылоорганизованооколо100 спецшколиспецучилищ, вкоторыхсодержалосьсвыше10 тысячподростков.

УказомПрезидиумаВерховногоСудаСССРот3.06.1969 г. трудовые колониидлянесовершеннолетнихпереименованыввоспитательно-трудовые колонии.

ДирективаМВДСССР«Обосновныхзадачахоргановвнутреннихделпо улучшениюдеятельностиИТУна1969 г.»от2 января1969 г. предписывает:

— исправительно-воспитательнуюработусредиосужденныхпроводить дифференцированно, сучетомвозрастныхипсихологическихособенностей несовершеннолетних;

— вреспубликах, краяхиобластях, гденеттрудовыхколонийдля несовершеннолетних, атакжеихналичиенеобеспечиваетимеющуюся потребность, открытьв1960-1970 гг. новыеколониинабазедругихИТУ;

— провестиподготовкукпостепенному(2-3 года) переводутрудовых колонийдлянесовершеннолетнихсдеревообрабатывающимпрофилем производстванаметаллообработку, дающуювозможностьобеспечит осужденныхнесовершеннолетнихспециальностью, необходимойвотраслях народногохозяйства.

УказаниемГосударственногокомитетаСоветаМинистровСССРпо профессионально-техническомуобразованиюот10 мая1972 г. ПТУ воспитательно-трудовыхколонийпередаютсявведениеуказанногокомитета. УказПВССССРот15.02.1977 г. дополняетОсновыуголовного законодательстваСССРисоюзныхреспубликот25.12.1958 г. ст.39(1) «Отсрочка исполненияприговора». Согласноэтойстатьеприназначениинаказания несовершеннолетнему, впервыеосужденномуклишениюсвободынасрокдо трехлет, судомсучетомхарактераистепениобщественнойопасности совершенногопреступления, личностивиновногоииныхобстоятельствдела, а такжевозможностиегоисправленияиперевоспитаниябезизоляцииот общества, исполнениеприговораклишениюсвободывотношениитакоголица можетбытьотсроченонасрокот6 месяцевдо2 лет. Судможетвэтихслучаях отсрочитьисполнениеидополнительныхнаказании.

Кпреобладающейчастинесовершеннолетнихсудыприменяютмеры наказанияусловно(втомчислеиотсрочкуисполненияприговора). Так, вобщей структуремернаказания, применяемыхкосужденнымвСССРввозрасте14-17 лет(1985-1989 гг.), отсрочкаисполненияприговорасоставилаот46,2 % (51015 человекв1985 г.) до50% (44750 человекв1989 г.). ВРоссииэтадолястала снижатьсяив1992 г. составила45,9 % (41762 человека).

ПриказамиМВДСССРот3.02.1989 г. и25.04.1989 г. вМВД, ГУВДиУВД былиорганизованыуправления, отделыпрофилактическойслужбы(УПС, ОПС), вкоторыевошлисоставнойчастьювоспитательно-трудовыеколонииикоторые просуществовалидо1990 г. В1990 г. образовалосьМВДРФ, всоставеГлавного управленияпоисполнениюнаказанийкоторогобылобразованотдел воспитательно-трудовыхколоний, впоследствиипереименованныйвотдел воспитательныхколоний. [11, C. 43-51].


    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2.

Анализ причин детской преступности
2.1 Состояние преступности несовершеннолетних
Преступность — наиболее опасная форма отклоняющегося поведения молодежи. Так, начиная с 1987 г. в России фиксируется непрерывный рост числа несовершеннолетних преступников. Если в 1996 г. их было 202877, то в 2000 году на 26% больше. При этом показатель преступности 14-15-летних вырос в 3,1 раза, а у 16-17-летних в 2,8 раза. В целом лицами 14-18 лет совершается более 50% всех преступлений, а с учетом латентности — в 1,5-2 раза больше. В любом случае каждое третье имущественное преступление совершается несовершеннолетними.

Значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет — свыше 150 тыс. общественно опасных деяний в год. В несколько раз увеличилось число подростков, которые нигде не работают и не учатся. Продолжает оставаться высоким и уровень групповой молодежной преступности, а число участников банд (только за последние 3 года) возросло с 1,7% до 2,4%, т.е. почти в полтора раза [13, C. 29 ] .

На 45% по отношению к 1989 г. возросло число лиц женского пола, вовлеченных в преступную деятельность.

Меняется и сам характер преступности несовершеннолетних и молодежи. Появились и активно развиваются такие ее виды, как торговля наркотиками и оружием, притоносодержательство и сутенерство, разбойные нападения, рэкет, похищение заложников, применение пыток к своим жертвам, мошеннические действия с валютой и ценными бумагами, компьютерные преступления и т. д. Все больше совершается тяжких преступлений: убийств, изнасилований, тяжких телесных повреждений, в том числе с применением оружия, включая огнестрельное. Одновременно увеличилось количество преступлений в отношении самих несовершеннолетних (в 2,4 раза), а также фактов жестокого обращения с детьми и подростками в семье. Почти вдвое выросло число удовлетворенных исков о лишении родительских прав (В России примерно 400 тыс. семей, где дети с одним отцом, примерно 5 млн. семей – с матерью без отца (всего семей в стране порядка 12 млн.); около 300 тыс. детей рождается вне брака; 35 – 40 тыс. детей и подростков ежегодно бегут из дома).

Переполнены детские дома и школы-интернаты для детей, лишившихся родительского попечения. В то же время отмечается рост доли их воспитанников среди осужденных, бомжей и попрошаек. Кроме того, наблюдается рост суицидов и повторной преступности несовершеннолетних.

В повседневной воспитательной и профилактической деятельности нужно учитывать и специфику объекта (преступность несовершеннолетних отличается от преступности взрослых по ряду параметров). При ее анализе и оценке необходимо иметь в виду следующее:

Значительное число подобных преступлений остается вне регистрации и учета в органах внутренних дел, так как они совершаются либо в семьях, а члены семьи по различным мотивам о них не сообщают, либо по месту учебы, где принимаются «свои» меры или случившееся игнорируется, прикрывается, либо в кругу сверстников. Отметим, что окружающие, не всегда обладая соответствующими знаниями, а нередко и по другим причинам, часто не воспринимают и не оценивают соответствующее поведение и действия подростков как преступные.

Определенная часть уголовных дел по таким преступлениям либо не возбуждается, либо возбуждается, но прекращается с передачей на рассмотрение межведомственных комиссий по профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних (таких дел в среднем 30-50% от общего числа).

Проведенные исследования показывают, а практика подтверждает, что основа будущего возможного антиобщественного поведения закладывается, как правило, в возрасте до 14 лет.

На учет, состояние, структуру и динамику преступности несовершеннолетних влияют изменение законодательства, уровень и степень организации предупредительно-профилактической работы, а главное — резкие изменения в социально-экономическом и культурном развитии государства и нравственности общества. Например, возросшие цены сделали недоступными для многих детей и подростков не только самые необходимые потребительские товары, но и занятия в спортивных секциях, посещение зрелищных мероприятий. Закрываются подростковые клубы, кружки технического и художественного творчества и т. д.

На состояние подростково-молодежной преступности крайне негативно влияет обострение проблемы трудоустройства. В этой связи многие молодые люди оказались вовлечены в незаконный бизнес, проституцию, рэкет и т. п.

В настоящее время лицами в возрасте до 18 лет совершается в среднем каждое пятое-шестое из всех зарегистрированных по линии уголовного розыска преступлений, при этом краж, грабежей, разбоев — каждое третье.

В последние годы отмечаются также следующие тревожные тенденции:

1. Снижение возрастного порога преступной активности подростков — почти каждый третий из них ставится на учет в ПППН (ИДН) в связи с освобождением от уголовной ответственности по недостижению возраста. Во многих регионах страны этой категорией населения совершается 33-55% от числа всех зарегистрированных преступлений несовершеннолетних.

2. Рост преступности среди лиц женского пола — его темп в среднем в 1,5-2 раза выше, чем у юношей.

3. Значительный рост наркомании и токсикомании, пьянства и половой распущенности молодежи.

4. Увеличение или стабильно высокий уровень групповой преступности несовершеннолетних, в том числе так называемых «неформальных» объединений антиобщественной направленности.

5. Вовлечение молодежи в межнациональные и этнические конфликты, политическую борьбу, а главное — в различные формы организованной преступности и незаконной предпринимательской деятельности.

6. Увеличение удельного веса тяжких, в том числе заранее подготовленных и продуманных преступлений, а также рост повторной преступности.

7. Рост числа случаев садизма и насилия, вандализма в целом как одной из форм проведения свободного времени.

8. Снижение пропорции ситуативных и спонтанных преступлений: наоборот, более 60% из них совершается по таким мотивам, как «не хотел отставать от товарищей», «хотел показаться смелым, крутым», «не хотел, чтобы считали трусом», «думал, что не наказуем», «от нечего делать», «не думал...» и т. п.

Многие, прежде всего корыстные, преступления совершаются с конкретной целью приобретения дорогой, престижной вещи, денег для развлечений, покупки наркотиков, токсинов, алкогольных напитков и т. д. Одновременно возросло число подобных преступлений, вызванных как относительной, так и абсолютной бедностью семей подростков.

Примерно 60-80% преступлений несовершеннолетних носят групповой характер.

Большинство преступных групп состоит из двух-трех, максимум пяти-шести человек. Группы обычно нестойкие и в среднем существуют от одного до трех месяцев. Чаще всего они формируются по территориальному принципу, т. е. по месту жительства. Иногда подросток входит в несколько различных по своей направленности неформальных объединений и преступных группировок.

Следует учитывать, что примерно каждая третья из них имеет достаточно жесткое распределение ролей, особенно в тех случаях, когда ею руководит, обычно скрытно, взрослый преступник или несовершеннолетний, уже имевший опыт преступной деятельности. Каждое пятое преступление совершается подростками вместе со взрослыми (хотя это усиленно скрывается и редко выявляется).

В ходе проведенных нами исследований выявлено, что в последние годы лидером в группе является не столько самый физически сильный, сколько «деловой» или «крутой» несовершеннолетний. Нередко интеллектуальный и культурный уровень лидера выше, чем у остальных членов группы.

Так, анкетирование учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов, учителей, анализ материалов ПППН (ИДИ), КПДН, уголовных дел и т. д. показали, что ведущими мотивами, определяющими участие подростков в группировках являются: сплоченность, возможность защитить своих — 52% учащихся ПТУ, 20% школьников; независимость от взрослых (родителей, педагогов и т. д.) — соответственно, 48 и 25,5%; возможность проявить себя (т. е. самоутвердиться или самореализоваться) — 30 и 24%; независимость от учебного коллектива, общественных организаций — 24,3 и 11,5%. Основаниями для объединения подростков в различные группировки стали: одинаковые возможности для проведения свободного времени — 78 и 36%; наличие общих интересов — 59 и 51 %.

Более подробно группы, банды (или гэнги) несовершеннолетних изучены в развитых зарубежных странах — США, Японии, ФРГ, Великобритании и др.

Известные американские криминологи Клоуард и Оулин полагают, что основная проблема, с которой сталкиваются тинэйджеры из низших слоев, состоит в расхождении между тем, чему их призывает общество, и тем, что оно дает реально, отсюда — наступление состояния фрустрации, т. е. чувства безысходности, отчаяния, крушения надежд, планов и т. д. Авторы выделили три основных типа групп: 1) преступные (созданные для воровства); 2) конфликтные (совершающие акты агрессии и вандализма); 3) ретристские (члены которых принимают наркотики, алкогольные напитки, занимаются групповым сексом и т. д.).

Повторность совершения преступлений среди несовершеннолетних, по официальным данным, составляет в среднем 8-9%. Авторы считают, что рецидив реально в 1,5-2 раза выше, особенно с учетом роста его среди лиц, имеющих отсрочку исполнения наказания или условно осужденных.

Несовершеннолетние, как правило, совершают преступления в «неорганизованное» свободное время, чаще всего с 17.00 до 23.00 часов, за исключением квартирных краж (с 9.00 до 17.00). Однако в связи с увеличением числа молодых людей, которые нигде не работают и не учатся эти границы расширяются.

В ряде регионов страны данными лицами совершается 50 % и более от всех зарегистрированных преступлений. На втором месте работающие подростки (у них выше удельный вес преступлений против здоровья граждан и общественного порядка), на третьем учащиеся ПТУ (и подобных им учреждений), на четвертом — учащиеся школ, гимназий, лицеев. Однако в последние годы преступность растет среди этой категории – самой многочисленной среди молодежи в возрасте до 18 лет.
2.2 Основные факторы, определяющие преступность несовершеннолетних
В целом преступность несовершеннолетних и молодежи составляет собой результат ошибок, упущений и недостатков в воспитании подрастающего поколения: в семье, дошкольных учебных заведениях, по месту жительства и работы; просчетов в деятельности соответствующих государственных учреждений, общественных институтов; недостаточной, а главное малоэффективной координацией их усилий при осуществлении деятельности по профилактике правонарушений.

Конкретные же причины преступности несовершеннолетних и молодежи следует искать в окружающей их микросреде, важнейшее звено которой — семья.

По образному выражению В. А. Сухомлинского, трудный ребенок — это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом. Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей.

Исследования показывают, что в последние годы неуклонно снижается авторитет родителей, что в определенной степени обусловлено неправильным поведением последних по отношению к своим детям и к окружающим, а также «неумением» жить (с точки зрения подростков).

Ученые-педагоги, психологи и социологи утверждают: в впервые три—пять лет жизни, главным образом из материнских и отцовских уст, из их поведения, ребенок получает до 80% всего того, что требуется для формирования человека как личности, особенно для развития ее нравственно-психологических качеств. Недаром еще Л. Н. Толстой подчеркивал, что «от пятилетнего ребенка до меня — только один шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние». При этом нередко деформируется важнейшая функция семьи —психологическая защита ребенка. С. Долецкий даже ввёл в научный оборот соответствующий термин: СООД, т. е. синдром опасного обращения с детьми. Отсюда — отчуждение от родителей, неприятие их жизненных стандартов и, как результат, переход на преступный путь. Семейное неблагополучие способствует возникновению и развитию нервно-психических аномалий у детей (до 40 % случаев), которые, в свою очередь, порождают дефекты их эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферы, затрудняют адаптацию к жизни, учебе, работе в коллективе и т. д.

В понятие семейного неблагополучия также входят: а) нарушение структуры семьи (неполная, формально полная, когда детьми занимается лишь один из родителей). Следует иметь в виду, что появление отчима или мачехи далеко не всегда решает проблему «полноты» семьи; б) ущербность моральной позиции ее членов; в) недостатки и искаженность педагогических знаний родителей, отсутствие навыков воспитания детей; г) нарушение эмоционально-психологической общности.Указанный подход предложен В.Д. Ермаковым[5, C. 174].

В семьях правонарушителей действия родителей по воспитанию своих детей чаще всего несогласованны и непоследовательны. Наши исследования показывают, что в 3/4 случаев преобладает «потребительское» воспитание, а в 3/5 — господствует атмосфера безнаказанности, попустительства, игнорирования своего ребенка. Отмечено, что в таких семьях случайные связи родителей (измены) встречаются в 10 раз чаще, чем в тех, где подростки не нарушают закон.

Опасность несет дух стяжательства, способствующий формированию людей нравственно ущербных, не различающих, что преступно, безнравственно, а что — нет. Особую опасность — атмосфера насилия, как психологического, так и физического, что отмечается примерно в каждой четвертой — пятой семье.

Изучение психических отклонений у подростков-правонарушителей показало, что неблагополучная семья служила основным источником антиобщественного воздействия в 70-80% случаев.

Многочисленные исследования подтверждают особую пагубность семейных скандалов и сцен, которые калечат душу ребенка с первых лет его жизни.

В условиях двуличия, лицемерия старших особенно интенсивно работает механизм отчуждения и негативизма детей и подростков, быстрее прививаются стереотипы аморального и противоправного поведения.

В настоящее время разработан ряд типологий семей, согласно которым существуют, например, семьи: не умеющие (в силу различных обстоятельств) воспитывать своих детей; не желающие воспитывать; не умеющие и не желающие воспитывать.

В теории и на практике выделяют также три основных типа семьи (хотя любое жесткое деление условно, так как в реальной действительности все явления переплетены и тесно взаимосвязаны).


    продолжение
--PAGE_BREAK--


При этом следует иметь в виду, что в неблагоприятных семьях большинство преступников были нежеланными детьми; в таких семьях отсутствует эмоциональный контакт ребенка с одним, но чаще всего с обоими родителями; особенно острое состояние неопределенности своего положения (бытия) и ближайшего будущего отмечается у тех детей, которые росли без отца; важным признаком того, что ребенок не чувствует себя защищенным (при отрыве от матери) является боязнь, неприятие чужих. Это относится к раннему детству — до 5 лет, но может наблюдаться и в более старшем возрасте; группы, в которые уходит подросток или ребенок, играют, в основном, роль эквивалента семьи, а старший в группе (лидер, вожак, главарь) как бы заменяет отца или, в крайнем случае, старшего брата.





Из подобных семей чаще всего выходят люди, хорошо адаптированные к преступной среде.

Переходный период обострил криминогенную роль семейного неблагополучия, прежде всего, в силу того, что государство, призванное осуществлять социальную защиту материнства, детства и семьи (ст.38, Конституции РФ), ставит последнюю во все более тяжелое положение, ограничивая ее функции социализации. В отличие от практики зарубежных стран, где ответственность за содержание и здоровье детей и подростков принимает на себя государство, в России основная тяжесть материального обеспечения несовершеннолетних ложится на семью, которая весьма чувствительна ко всем общесоциальным процессам.

Кризисное состояние нашего общества в период его кардинального преобразования привело к активному росту экономической несостоятельности российских семей и пагубно отразилось на возможностях большинства семей, не сумевших приспособиться к новым условиям жизни, выполнять эту функцию. Уже сейчас 22 млн. семей с детьми считаются бедными [30, C.10] и неспособными обеспечить должный уровень социализации детей. Основную их массу составляют семьи с одним-двумя детьми и двумя родителями в трудоспособном возрасте, традиционно причисляемые к среднедоходным слоям населения. При этом 10% самых бедных семей — это неполные семьи с детьми, многодетные семьи, семьи с безработными родителями, в которых отмечается более сложная психологическая обстановка.

С ростом материальных трудностей семьи резко снижаются возможности родителей по целенаправленному воспитанию своих детей и противодействию негативным влияниям социальной среды, проявляются серьезные симптомы ее неустойчивости и дезорганизации, наблюдается прогрессирующая тенденция разрушения ее нравственных устоев, эмоциональных связей. Поэтому на повышение воспитательного потенциала российской семьи в ближайшее время можно рассчитывать лишь при наличии реальных перспектив улучшения социально-экономического положения.

Рассогласование традиционных функций семьи как социального института может достаточно свободно трансформироваться в различные негативные явления, связанные с ее жизнедеятельностью. В последнее десятилетие отмечается повышенная интенсивность процессов в родительской семье, противодействующих полноценному воспитанию и содержанию детей. К их числу относятся: рост доли неполных семей, семей, отягощенных пьянством, наркотизмом, проституцией, жестоким обращением одних членов семьи с другими, непосредственно криминальным поведением, в силу чего родители не исполняют надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних.

Выделенные криминогенные детерминанты, присущие семейной среде, представляется целесообразным классифицировать на две основные группы:

• дезадаптированные или проблемные семьи (не имеющие возможности в полной мере реализовать свои функции воспитания и противодействия безнадзорности; не умеющие или не желающие воспитывать; не обращающие внимания на последствия родительских конфликтов для детей; не обращающие внимания на последствия для детей своей корыстно-эгоистической и(или) престижно-потребительской ориентации):

• дезорганизованные семьи (люмпенизированные и (или) с криминальными, предкриминальными, иными правонарушающими ориентациями).

Для выделенных групп семей условно можно выделить соответствующие формы воспитания детей: а) воспитание в условиях эмоционального отвержения, что фрустрирует потребность в близких отношениях и эмоциональной привязанности, которая компенсируется вне семьи; б) воспитание асоциальной направленности (том числе в насильственных формах), при котором усвоение подростком деликтно-девиантных форм поведения происходит непосредственно в семье.

Значительная часть криминальных влияний в семейно-бытовой среде приходится на долю бытового окружения. В одних случаях они борются с позитивной внутрисемейной атмосферой, в других — взаимодействуют с негативной. Речь идет о влияниях, которые в основном ограничиваются рамками совместного проживания или проживания лиц, не являющихся членами семей и не находящихся в иных отношениях родства, а объединенных, как правило, общностью коммунально-бытовых интересов, неформальным общением, проведением досуга, т.е. устойчивыми коммуникативными связями и интересами их участников, возникающими в процессе межличностного общения.

К факторам, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести:

1. Безнадзорность, (и, как ее крайняя степень — беспризорность, включающая в себя в последние годы во все большем количестве такое явление, как бродяжничество, т.е. прямой путь на дно жизни) понимаемая, в первую очередь, как отсутствие контроля за детьми со стороны родителей и лиц, их заменяющих (по выборочным данным, это имеет место в 90% случаев совершения преступлений и правонарушений).

2. Безнаказанность. Практика свидетельствует, что нередко путь к преступлению как бы ступенчат: отсутствие должного и своевременного реагирования на нарушения формирует у подростков чувство вседозволенности, вследствие чего могут совершаться более тяжкие проступки, включая преступления. По данным наших исследований, более 65% несовершеннолетних преступников надеялись на безнаказанность.

Из-за организации досуга молодежи, а также в деятельности учреждений, ведущих борьбу с преступностью и осуществляющих профилактическую работу. Существуют пробелы в правовом воспитании у значительной части подростков и молодых взрослых, а главное — правовой нигилизм в целом, отсутствие веры в справедливость, законность и т. д. Особенно это присуще для детей «богатых», «власть имущих». Из-за недостаточной эффективности всех видов наказаний, особенно применения института отсрочки исполнения приговора, условного осуждения. Статистика последних лет показывает, что примерно каждый пятый-седьмой несовершеннолетний в период отсрочки или условного осуждения вновь совершает преступления, причем нередко более тяжкие.

Вследствие происходит отставание в физическом, а главное — умственном развитии, наличие полуграмотности или «функциональной»

Отрицательные последствия экологических проблем, включая несбалансированность питания и его явный дефицит у отдельных категорий граждан. В итоге в нашем регионе, например, практически каждая общеобразовательная школа вынуждена создавать классы коррекции.

Одновременно следует учитывать этнический фактор: если сегодня на территории России каждый пятый-шестой — это лицо «некоренной русской национальности», то через десять-пятнадцать лет таким будет уже каждое третье-четвертое лицо, если не больше (миграция, экспансия народов Кавказа, Средней Азии, Китая и т.д.). Кроме того, уже сегодня по различным данным одна из четырех девушек в возрасте семнадцати лет и старше не способна родить здоровое потомство или вообще рожать.

Особенности личности несовершеннолетних, совершающих преступления.

Личность несовершеннолетнего представляет собой еще не полностью сформировавшееся, крайне подвижное и изменчивое системное образование, в котором можно выделить:

— не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся социальную направленность. В этом возрасте человек, как правило, еще не успел достаточно глубоко и четко определить отношение к окружающему миру и свое место в нем. Поэтому не всякое отклонение от принятых норм поведения, особенно у несовершеннолетнего, можно и нужно истолковывать как антиобщественную направленность личности или соответствующую деятельность;

— недостаточно развитые волю и чувства. Однако чаще отмечается не отсутствие силы воли, а ослабление самоконтроля, завышение или занижение самооценки, уровня самокритичности, неумение обдумывать поступки, а тем более — их последствия;

— неспособность контролировать свое поведение и эмоции в различных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение.

С социально-демографической точки зрения важно отметить следующее:

— основную массу преступлений, особенно тяжких, совершают лица мужского пола в возрасте 16-17 лет;

— на втором месте — лица мужского пола в возрасте 14-15 лет;

— на третьем — лица женского пола;

— более половины несовершеннолетних — выходцы из неблагополучных семей, около 40% — имеют только одного из родителей, а около 3 % — сироты.

С точки зрения социального положения — несколько больше выходцев из семей, в которых родители заняты малоквалифицированным и неквалифицированным трудом, работают в сфере обслуживания (особенно в торговле), но немало (до 38%) и из числа семей внешне благополучных, где взрослые занимают достаточно высокое положение. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы на первый план выходит не само по себе социальное положение родителей, их статус, а уровень культуры, нравственности и духовности;

— по-прежнему выше уровень преступности среди подростков, проживающих в городах — особенно крупных, курортных, «молодых». При этом следует учитывать возросшие миграционные процессы в целом, рост «маятниковой» и обычной миграции.

С точки зрения культурно-образовательного уровня необходимо иметь в виду, что:

— несовершеннолетние преступники, как правило, отстают в развитии от сверстников на два-четыре года, плохо учатся, чаще нарушают дисциплину, отчуждаются от коллектива; утрата интереса к учебе отмечается у них в пять раз чаще, а неуспевающих — в семь раз больше, чем среди законопослушных подростков;

— для данной категории лиц характерна ограниченность духовных запросов: они, как правило, не посещают выставок, театров, библиотек, мало или совсем не читают, предпочитают «легкие» фильмы — боевики, «ужастики», фантастику и эротику (по возможности — и порнографию), развлекательные передачи;

— для них свойственны праздное времяпрепровождение, бесцельные прогулки «стаями» или «семьями» по улицам и скверам, сборы в укромных местах (в подвалах, на чердаках, крышах и т.д.), совместное распитие спиртного, употребление токсинов или наркотиков, групповой секс, драки, издевательства над младшими и слабыми;

— несовершеннолетние предпочитают свои каналы информации, значимые в их микросреде (неформальных референтных группах, объединениях). Однако эти каналы часто искажают потребляемую ими информацию.

В эмоционально-волевой сфере, как правило, преобладают:

— ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к чувствам и переживаниям окружающих, не входящих в свой круг, эмоциональная холодность, эгоцентризм, несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие достаточного уровня самокритичности;

— эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость и подозрительность, дерзость, упрямство, тщеславие;

— разрыв между уровнем требований к себе и к окружающим, завышенная самооценка;

— ослабление волевых качеств (констатируется в 15-20% случаев), но главное при этом — отрицательная направленность воли, т. е. «злая» воля;

— нервно-психические аномалии, в основном в границе вменяемости, встречаются в 35-40 % случаев.

С точки зрения нравственного уровня, уровня правосознания и ценностных ориентации:

— наблюдается значительный разрыв («ножницы») между общепризнанными ценностями, известными несовершеннолетним в принципе и иногда ими разделяемыми на вербальном уровне, и теми, которыми они руководствуются повседневно. По образному выражению А. Макаренко, — это своеобразная «канавка» между нравственным сознанием и реальным поведением, что, в первую очередь, характерно для малолетних правонарушителей;

— выше всего, как правило, ими ставятся интересы своего круга — это отражение псевдосолидарности, ложно понимаемого чувства товарищества, долга, совести, чести и порядочности;

— жизненные цели у таких лиц заменены стремлением к достижению психологического комфорта в референтной группе, получению сиюминутного удовольствия от жизни;

— несовершеннолетним в большей степени, чем законопослушным подросткам, свойственно желание облагородить в собственных глазах свои действия, поступки, что обусловливает искажение оценки поведения окружающих, особенно потерпевших (жертв);

— нередко допустимым в их среде признается любое нарушение, включая и противоправное, если «очень нужно»;

— характерен низкий уровень правосознания, не одобряется и позиция содействия правоохранительным органам.

Профессор К. Е. Игошев отмечал также склонность подростков предаваться мечтам, что уводит их от реальной действительности и создает дополнительный барьер в отношениях со взрослыми. Они боятся быть непонятыми или неправильно понятыми. Отсюда — излишняя замкнутость, повышенная недоверчивость к окружающим, стремление уйти в себя. Иногда могут возникнуть раздражительность и озлобление, проявляющиеся в вспышках агрессивности и жестокости[5, C. 34-47].

Следует подчеркнуть, что суть, ядро внутренних побуждений несовершеннолетних — стремление к взрослости и самостоятельности, желание самоутвердиться любым путем. При этом они ждут от взрослых (нередко подсознательно) помощи, взаимопонимания, эмоциональной близости и поддержки.

При этом часто вместо смелости у них наблюдаются наглость и нахальство, вместо настойчивости в достижении цели — упрямство и самодовольство, вместо самостоятельности — неуважение к старшим и их требованиям, даже справедливым и законным.

Взрывчато-конфликтные черты личности особенно ярко проявляются в переходном возрасте, в период так называемого пубертатного криза и сопровождающих его резких переломов в психике. В это время самолюбие подростков становится особенно ранимым, отмечаются: резкая смена настроения, нетерпимость не только к нравоучениям, но и любым, порою нейтральным замечаниям со стороны. Могут возникнуть неприятные физиологические явления — повышенная потливость, слезливость, прыщавость, внезапные приливы и отливы крови, сердцебиение и т. д. Подростку то весело, то грустно — «хоть плачь или вешайся», причем нередко внешне беспричинно [5, C. 96-132].

Дополнительную информацию об особенностях личности и внутреннего мира несовершеннолетних правонарушителей дают результаты исследований в местах лишения свободы.

Так, большинство воспитанников колонии ответили, что курить они начали в третьем—пятом классах, каждый седьмой — в первом или втором, употреблять спиртное (как правило, пиво и вино) — чуть позже, через два-три года, причем в 67% случаев — дома, в кругу семьи, родственников.

Помогали по дому, в хозяйстве — единицы, от случая к случаю. Многие признались, что до колонии не знали цену труду, а главное — свободе, что только в ее стенах впервые задумались о себе, смысле жизни, научились обдумывать свои действия. Почти каждый третий осужденный сетовал на то, что родители (или один из них, большей частью — мать) давали им слишком много воли, не контролировали свободное время. Характерны и такие высказывания — упреки: «Они (родители) от нас чаще откупаются: деньгами, тряпками, предоставлением свободы, чтобы жить для себя: развлекаться, пьянствовать, заниматься любовью, покупать все новые и новые вещи...»

Отцов, судя по ответам, хорошо понимают и любят — единицы, а матерей — почти все. Многие опрошенные тепло отзывались о своих младших братьях и сестрах, жалели, что мало играли с ними, обижали или просто игнорировали.

У значительно части правонарушителей отсутствует вера в настоящую дружбу, любовь: «Все это вранье, все девушки неверны, только мамы хорошие».

Их представление о счастье: «Когда у меня все есть и нет проблем».

Важная деталь — почти треть опрошенных связывает свое понятие о счастье с тем периодом времени, когда они были маленькими и родители уделяли им больше своего внимания (например, вместе читали, куда-то ходили, мастерили и т.д.).

Таким образом, несовершеннолетние правонарушители имеют специфические (но не столько врожденные, сколько приобретенные) личностные особенности. Многие из этих особенностей — результат внутрисемейных проблем и ошибок в воспитании детей, прежде всего — со стороны родителей и лиц, их заменяющих.

Психологические проблемы несовершеннолетних преступников.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности; самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков — правонарушителей характерен низкий уровень развития: познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков, в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители [8. C. 34-43].

Подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным, главным образом, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста — школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств — чувство взрослости — представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически — это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступает в него уже постпубертатными, однако на его долю выпадает, задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Потребность подростка в общении и самоутверждении должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально значимой полезной деятельности. Если это по каким-то причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курение, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным криминализирующим фактором [15, C. 189-194].

В настоящее время внимание, как практикующих врачей-психиатров, так и ученых-медиков стали привлекать пограничные явления, проявляющиеся у детей с асоциальным поведением. Психиатрами, в частности Личко, достаточно глубоко изучалась акцентуация характера подростков, т.е. крайние проявления нормы, за которыми начинаются патологические явления, психопатии. Автор определяет акцентуацию характера как «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная, уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим»[8, C.383 – 400].

На основе комплексного, многомерного анализа экспертных данных были выделены симптомокомплексы, определяющие индивидуально-типологические, психологические и социально-психологические факторы, способствующие формированию антиобщественного поступка.

У 40% подростков первой группы наблюдались выраженные признаки преждевременного полового созревания, что проявлялось в раннем пробуждении сексуальности. Во второй группе это наблюдалось только у 30% обследуемых, причем все они были лидерами преступных групп.

Анализ индивидуально-типологических характеристик выявил у подростков первой группы выраженную несбалансированность нервных процессов— 64%, высокий показатель агрессивных тенденций — 71 %, высокую эмотивность — 57%, сексуальную напряженность— 71%. Во второй группе насильников эти показатели были достоверно ниже. Несбалансированность нервных процессов наблюдалась у 42%, агрессивные тенденции у 45%, эмотивность у 28%, напряженность сексуальных влечений у 38%.

В структуре личности у большинства подростков обеих групп диагносцировались акцентуации характера. Однако в первой группе преобладали: эпилептоидный тип — 64%, шизоидный — 12%, неустойчивый — 11%. Во второй группе у 14% диагносцировался гипертимный тип, 13% — неустойчивый тип и 10% — конформный тип. У подростков обеих групп наблюдалась неадекватная самооценка.

Существенное влияние на содержательную характеристику ситуации деликта оказали особенности межличностного общения подростков и их жертв.

В первой группе только 30% имели тесные межличностные контакты с жертвами (вместе учились в классе, общались во дворе и пр.), 60% — знали жертв в лицо, но никогда с ними не дружили, и только 10% совсем не были знакомы с жертвой. Их поведение в ситуации деликта отличалось выраженной импульсивностью, а жертвами в основном были малолетние девочки. Подростки второй группы в подавляющем большинстве случаев были лично знакомы с жертвами или слышали о них. Поведение самой жертвы в изучаемых ситуациях групповых насилий отличалось выраженной виктимностью, причем 65% жертв имели сексуальные контакты с одним из членов группы.

Анализ показал, что в обеих группах подростков-насильников нравственно-ценностная ориентация личности представляла собой неустойчивую систему, особенно это проявлялось во второй группе. Их представления о морали и моральных ценностях носили ярко выраженный неадекватный характер. Особенности преступлений определялись также ранней, сексуальной стимуляцией при просмотре видеопорнографии.

Комплексный психологический анализ сексуальных преступлений несовершеннолетних позволяет оптимизировать процесс расследования и профилактики преступлений, а также разработать криминалистически значимые критерии данной категории преступлений с учетом психологических факторов.

Причины, приводящие к психологическим расстройствам, акцентуациям характера, связывают как с органическим повреждением мозга (асфиксия при рождении, черепно-мозговые травмы, тяжелые интоксикации), так и с социальными факторами, среди которых на первом месте стоят условия семейного воспитания. Чаще всего эти факторы настолько тесно связаны, что вызывают серьезные затруднения) у исследователей при определении первопричины психологических отклонений подростка.

Поэтому эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних предполагает комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и; медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Рост потребностей многих современных подростков значительно опережает рост возможностей их удовлетворения.

Мода, зрелища, туризм (особенно заграничные путешествия), компьютеры, машины, сигареты и нередко спиртные напитки — все это входит сейчас в круг потребностей пятнадцатилетних, шестнадцатилетних и определяется единственным лозунгом — «я этого хочу». При этом совершенно игнорируется другая сторона решения этой проблемы, которую можно сформулировать следующим образом: «Я этого пока не могу себе позволить, потому что у меня нет денег и я не научился их зарабатывать».

Важное значение для нормального развития подростка имеет установление гармонических отношений между тем, чего он хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.

Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают некоторые авторы, дети с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.

Как отмечают некоторые исследователи, в ряде случаев антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы, явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими чертами личности. Эти подростки отличаются большей степенью внушаемости, не критичностью поступков, а их влечения принимают нередко извращенный характер (садистский оттенок агрессии и т. д.).

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего обусловлено влиянием факторов в первую очередь внешней социальной среды (в особенности микро-, среды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные различия, но и статусные. Понятие «старшинство» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие «младший» указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус. Так что возрастные различия оборачиваются социальным неравенством. И в российском обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от непонятности или же репрессивных мер «воспитания», но и от неравенства положения, неравенства шансов по сравнению со взрослыми получить соответствующее жилье, работу, вознаграждение за нее; сегодня молодые люди — первые кандидаты в безработные.

Во-вторых, противоречия между постоянно растущими потребностями людей и относительно неравными возможностями их удовлетворения приобретают применительно к молодежи особенно острый характер в силу противоречия между, повышенным энергетическим потенциалом молодых, бурным развитием их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, недостаточным профессиональным и жизненным опытом, а следовательно, и сравнительно невысоким (неопределенным, маргинальным) социальным статусом.

В-третьих, применительно к молодым остро стоит проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом, допустимом направлении, ибо молодежь особенно нуждается в социальном признании и самоутверждении, а неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках, преступлениях («комплекс Герострата») или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) как форме пассивного протеста.

Если для одной части подростков и молодежи средством активного самоутверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого мира в алкоголь, наркотики или же добровольный уход из жизни. Потребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение — это формы ухода как результата неприятия (сознательного или несознательного) социальной действительности, неумения (нежелания) приспособиться к ней одобряемыми обществом способами.

Согласно концепции «двойной неудачи» американского социолога Р. Мертона, ретристские формы поведения возникают при наличии двух обстоятельств: 1) длительной неудачи в достижении разделяемых обществом целей легальными средствами и 2) неспособности прибегнуть к незаконным (преступным) способам достижения этих целей. «Двойная неудача» ведет как к индивидуальному ретризму, так и к формированию ретристских субкультур.

Примерная типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием следующая:

1. Случайная группа — например, затевающая драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность «отпустить тормоза». Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.

2. Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности — это суицид). Обычное занятие ретристских групп — бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания.

3. Агрессивная группа — основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивной группы являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: «мы—они».

Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда — примитивный уровень мышления.

В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют молодежными бандами.

У нас довольно длительное время массовые драки подростков, их жестокость и вандализм наивно считали «мальчишескими» шалостями, принимали за этакую молодецкую забаву, которой будто бы издавна «славилась» Русь. В результате жестко организованные уголовниками группировки называли группами «трудных подростков», которые «сегодня подерутся, а завтра помирятся». Но сегодня нередко эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют.

Структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Для нее характерно резкое возрастание удельного веса преступлений имущественных и сопряженных с насилием. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних втрое выше, чем в структуре общей преступности. Кражи, грабежи, разбои и хулиганство составляют 76% всех дел несовершеннолетних из числа направленных в суд, а вместе с убийствами, изнасилованиями и тяжкими телесными повреждениями — 90%.

Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе. Если из всех преступников по линии уголовного розыска совершили преступления в группах 38%, то из несовершеннолетних — 70%.

Специфической особенностью насильственных преступлений несовершеннолетних, в том числе убийств и тяжких телесных повреждений, является резко неадекватная, лежащая в истоках мотивации таких преступлений реакция на действия, которые воспринимаются ими как оскорбление. Психологическое объяснение этого феномена связано с двумя мотивами: недоверие к взрослым из-за необоснованного обобщения собственных ненормальных отношений и переноса этих взаимоотношений на других людей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.