Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Принципы права 4

--PAGE_BREAK--Вполне очевидно различие принципов, например, современного романо-германского права, охватывающего собой страны, в которых юридическая наука и практика сложились исключительно на основе римского права и мусульманского права, сложившегося на основе мусульманской религии. Принципы права не всегда лежат на поверхности. Однако они присущи праву любой страны. Как правило, они или же закрепляются прямо в законодательных актах (статьях, преамбулах конституционных и обычных законов) или же вытекают из содержания конкретных правовых норм. В качестве одного из примеров прямого закрепления принципов права в законодательстве можно сослаться на провозглашение принципа народовластия в конституциях многих современных стран. Так, Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. провозглашает, что власть в стране «принадлежит народу… Народ в соответствии с полномочиями закона различными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами» (ст. 2). Конституция Швеции 1974 г. закрепляет, что «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системах, и посредством коммунального самоуправления» (т. I, 1). Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режимов, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества. 1.1  Принципы права как источник права В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда принципы права могут выступать в роли источников права. Тогда дело может быть разрешено на основе принципов права — общих начал права, отражающих его подчинение «велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент»[2]. Признание и рассмотрение принципов права в теме «Источники права» не характерно для отечественной теоретической науки, однако в отдельных учебных изданиях это упущение поправляется[3] Принципы права могут находить выражение в законодательстве[4]. Однако в этом случае не вполне правомерно указывать на нормативный акт как на источник права, не признавая данное качество за принципами права. Последние не поглощаются нормативными актами. Впрочем, в литературе отмечается различное понимание принципов права, равно как и невозможность дать их четкий перечень. В последнее время некоторые авторы говорят о том, что принципы права начинают приобретать универсальное значение и рассматриваться как своего рода «высшее право», особенно в области обеспечения прав человека. Проблема значения принципов права в качестве источников права нуждается в дополнительных исследованиях. Глава 2. Классификация принципов права. 2.1. Общеправовые принципы.
Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки,

которые составляют нравственную и организационную основу возникновения,

развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны

формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу

данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.

С одной стороны, принципы права отражают его объективные свойства, обусловленные

закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих

ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов,

групп и слоев населения. С другой стороны, в принципах права воплощается его

субъективное восприятие членами общества, их нравственные и правовые взгляды,

чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях

правопонимания. Поэтому принципы права должны рассматриваться с учетом, как

единства, так и особенностей обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в

юридической и философской науках общего представления об объективном и

субъективном в праве[5].

Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то,

на что право должно быть ориентировано, устремлено. В сравнении с правовыми

нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому

периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными

в течение длительного времени[6].

В юридической науке сложилось деление принципов права на общие

(общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в целом,

распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют их,

способствуют единству и стабильности действующей системы права.

Вопрос об общеправовых принципах поднимался в отечественной правовой науке

начиная с 40-50-х годов. Однако его разработка с тех нор по существу мало

продвинулась вперед, если не считать замену некоторых принципов, связанных со

спецификой существования советского прошлого (закрепление политической власти

трудящихся во главе с рабочим классом, закрепление общественной собственности

на средства производства; закрепление руководящей роли Коммунистической партии,

пролетарский интернационализм и т. д.), на принципы, отражающие условия

развития современного российского общества. При этом наряду с объективной

обусловленностью в выявлении общеправовых принципов значительная роль

принадлежит субъективному фактору. В результате в подходе к отбору принципов

права сложился определенный стереотип. Особенно наглядно он ощущается в учебной

литературе, где от учебника к учебнику по теории государства и права различными

авторами в качестве общеправовых принципов называются демократизм, гуманизм,

социальная справедливость, законность и т. д[7].

Разумеется, в том нет какой-либо крамолы, ибо данные принципы действительно

важны и в самом деле существуют. Недостаток же такого подхода видится в

известном упрощении вопроса об общеправовых принципах, в том, что его

рассмотрение сводится в основном к перечислению этих принципов без

обоснования их системы, без опоры на определенную концептуальную основу их

выделения. Поэтому представляется необходимым внести в исследование этого

вопроса новый момент, основанный на признании концепции единства и

взаимопроникновения естественного и позитивного права.

Согласно данной концепции общеправовые принципы можно подразделить на

морально-этические, или нравственные, и организационные.              Первые

из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эта группа

принципов непосредственно воздействует на нормативное содержание права.

Вторая группа общих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет

организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его

роли как особого, государственного регулятора общественных отношений,

выполнение правом его специфически юридических функций. Сообразно этому право

любого государства, в том числе нынешней России, отличающееся демократическим

характером, наряду с определенными, конкретно-историческими обусловленными

особенностями (например, в зависимости от унитарного или федерального

устройства государства) характеризуется также общими чертами сходства,

присущими всякому праву, основанному на международно-признанных,

общечеловеческих демократических принципах.

Принципы права выражаются в международных и внутригосударственных

декларациях, получают закрепление в исходных (отправных, учредительных)

нормах конституций и законов демократических государств, но могут также

выводиться из общего содержания и духа права той или иной страны.

Согласно концепции единства естественного и позитивного права морально-

этические (нравственные) принципы современного российского права составляют

естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека

и гражданина, закрепленные в провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10

декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека и развивающих ее

последующих международных и внутригосударственных документах, в том числе в

Конституции РФ 1993 г. К этим принципам относятся: свобода, равенство, право

на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность,

достоинство, справедливость, семья, народ — источник власти, человек- высшая

ценность, охрана прав человека — цель и обязанность государства.

Закрепив основные неотчуждаемые и прирожденные права и свободы  человека и

гражданина, Конституция РФ (гл. 1 и 2) признала и гарантировала также целый ряд

проистекающих из них и их конкретизирующих политических, экономических,

социальных, культурных и иных духовных, а также личных прав граждан согласно

общепризнанным принципам и нормам международного права[8].

Предлагаемое выше понимание общих нравственных принципов права имеет большое

теоретическое и практическое значение. Ибо оно, во-первых, оказывает прямое

воздействие на развитие современного российского права в направлении

углубления и обогащения его нравственных начал, оптимально возможного

сближения права и морали; во-вторых, позволяет определить соответствие

отдельных норм, изданных различными государственными органами праву как

государственной воле общества, Конституции РФ как наиболее общему и, по сути,

высшему критерию такого соответствия; в-третьих, призвано помогать в

деятельности Конституционного Суда РФ по разрешению им дел о соответствии

федерального и регионального законодательства Конституции РФ и при толковании

Конституции РФ; в-четвертых, дает судам общей юрисдикции и арбитражным судам

необходимые ориентиры для неприменения при разрешении конкретных дел норм,

которые, по их убеждению, влекут нарушение прав и свобод граждан, и для

принятия в таких случаях решений на основе непосредственно действующих норм

Конституции РФ.

К организационным принципам российского права относятся: федерализм,

законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в

праве.

Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Основным Законом

государства (ст. 4) закреплено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют

верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко

определены соотношение различных нормативных актов, издаваемых в Российской

Федерации, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.

Согласно ст. 76 Конституции РФ: 1) по предметам ведения Российской Федерации

принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие

прямое действие на всей территории Российской Федерации; 2) по предметам

совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные

нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; 3) федеральные

законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; 4) вне

пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации, республики, края, области, города

федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют

собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных

нормативных правовых актов; 5) законы и иные нормативные правовые акты

субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам,

принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в случае

противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным  в Российской

Федерации, действует федеральный закон; 6) в случае противоречия между

федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской

Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного

ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует

региональный нормативный правовой акт. Упорядочивая соотношение и

взаимодействие федеральных и региональных нормативных актов и содержащихся в

них правовых норм, принцип федерализма служит предупреждению и разрешению

возможных коллизий между ними, преодолению имеющихся в настоящее время

многочисленных расхождений между федеральным (включая Конституцию РФ) и

региональным законодательством, обеспечению стабильного и гармоничного

функционирования единой для всей Федерации системы права.

Закрепленный в Конституции РФ (ст. 15 и др.) принцип законности, утверждающий

всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных

нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед

законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности

любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны жизни,

содержания и действия права, начиная с его формирования в процессе

правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права

[9].

На примере законности особенно наглядно проявляется связь между общими

принципами права и его межотраслевыми и отраслевыми принципами, каждый из

которых, обладая известной самостоятельностью, вместе с тем является

производным от общеправовых принципов, развивает и конкретизирует их

применительно к двум или нескольким отраслям права или к какой-либо одной из

них. Так, например, в УК РФ в качестве отраслевых принципов законности

закреплено, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные

уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» (ч. 1

ст. 3); «применение уголовного закона по аналогии не допускается» (ч. 2 ст.

3); «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной

ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а

также других обстоятельств» (ст. 4). Или другой пример: согласно отраслевым

принципам законности, выраженным в ГПК РФ, всякое заинтересованное лицо

вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой

нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3);

правосудие по гражданским делам осуществляется только судом и на началах

равенства перед законом и судом всех граждан (ст. 5); при осуществлении

правосудия по гражданским делам судьи и народные заседатели независимы и

подчиняются только закону (ст. 7); решение суда должно быть законным и

обоснованным, суд основывает решения лишь на тех доказательствах, которые

были исследованы в судебном заседании (ст. 192), и т. д.

Одним из принципов, фундаментирующих выполнение правом своей специфической

социальной роли, практическую реализацию его функций, является сочетание

убеждения и принуждения.

Следует, однако, иметь в виду, что сами убеждение и принуждение, равно как и

их сочетание, не являются специфически юридическими явлениями и категориями.

Убеждение и принуждение — универсальные методы функционирования любой

разновидности общественной власти, осуществления всякого социального

управления. Их использование свойственно всем известным разновидностям

социальных регуляторов — обычаям, нравственным, корпоративным, религиозным и

другим социальным нормам.

Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочетания в праве состоит

в том, что они связаны с регламентируемой правовыми нормами деятельностью

государства, правовыми формами выполнения им своих функций. Лишь тогда

убеждение и принуждение становятся государственными, т. е. такими, за которыми

стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер,

когда они используются в качестве средства, метода осуществления правом своей

роли официально-властного регулятора общественных отношений[10].

В этой ипостаси убеждение и принуждение выступают как двуединый метод,

основное средство охраны норм права от нарушений, достижения поставленных

перед ними целей — не в отдельности, не порознь, не в случайной, произвольной

связке, а в органическом, внутренне согласованном, разумном сочетании. Только

в этом случае они будут действенными, эффективными.

Трудно согласиться с давно бытующим мнением некоторых ученых, согласно которому

правовые нормы «охраняются силою общественного убеждения и мерами

государственного принуждения»[11].

Приведенное утверждение исходит из предположения, будто в средствах, способах

охраны права существует некое искусственное разграничение прерогатив: убеждение

— компетенция лишь общественных организаций, принуждение — только государства.

В действительности же меры убеждения, воспитания, организации так же, как и

меры принуждения, применяются в целях охраны норм права от нарушений и

государственными органами, и общественными организациями.

Однако различие состоит в том, что в первом случае убеждение и принуждение

выступают как принципы права, специфически-юридические методы правового

регулирования, а во втором — как общесоциальные, моральное этические,

корпоративные и т. п. методы (способы, приемы) регулирования общественных

отношений.

Особенность государственного принуждения в отличие от принуждения,

осуществляемого той или иной общественной организацией, состоит в том,

последнее не нуждается в правовом урегулировании и включает в себя, различные

меры общественного воздействия, тогда как первое осуществляется на основе

соответствующих юридических норм специально управомоченным на то

государственным аппаратом.

В различных по характеру государствах (демократических или тоталитарных) и

соответствующих правовых системах соотношение между убеждением и принуждением

в праве существенно различается. В различной исторической обстановке данное

соотношение может быть не вполне одинаковым и у демократических государств.

Для права современной России, развивающейся в направлении формирования

цивилизованного гражданского общества и правового государства,  характерны, с

одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с  другой некоторое сужение

сферы применения государственного принуждения. Однако это ни в коей мере не

означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве, ни

какого-либо сокращения сферы правового регулирования вообще. Напротив, как

показывает опыт последнего времени, круг общественных отношений (в частности,

имущественных, финансово-налоговых, жилищных, семейных, экологических и др.),

охватываемых регулирующим воздействием юридических норм, возрастает. Сообразно

этому повышается роль права в реформировании различных сторон жизни общества,

особенно в сферах развития и охраны прав и свобод граждан, рыночных отношений и

другом[12].

Тесно связанным с рассмотренным выше и столь же распространенным в праве

является принцип сочетания стимулирования и ограничений. Этот принцип

ориентирует на парное использование для обеспечения действия («работы»)

права, достижения целей правового регулирования таких специфически-

юридических средств, как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые

законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т. д., с другой -

ограничения, запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической

ответственности. Данный принцип пронизывает всю правовую материю.

Как справедливо замечено, «правовые стимулы должны разумно сочетаться с

правовыми ограничениями, ведь для законодателя важно не только побуждать к

социально-полезному поведению, но и сдерживать поведение социально-вредное,

которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства,

общества»[13].

Проблема правовых стимулов и правовых ограничений в виде парных юридических

категорий — сравнительно новое и перспективное направление в юридической

науке. Один из важных и вместе с тем на сегодня наименее исследованных

аспектов этой проблемы — сочетание стимулирования и ограничений в праве как

общий организационный правовой принцип.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Poverty Essay Research Paper Compare and Contrast
Реферат История развития Internet 2
Реферат Аллергические стоматиты
Реферат Побудова діаграм в Microsoft Exsel
Реферат Податкова система та вплив на економику краини
Реферат Bringing Down The Mending Wall Essay Research
Реферат Социально-экономические аспекты развития предприятий и воздействие на них изменений налогообложения малого бизнеса
Реферат Соціальний психолог як учасник соціальних змін
Реферат Роман-трагедия, пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени"
Реферат Расчет экономической эффективности улучшения условий труда на ОАО Птицефабрика Медновская
Реферат Scarface Essay Research Paper The September 2000
Реферат История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)
Реферат «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
Реферат Концепции физики
Реферат Понятие и порядок заключения коллективного договора