Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Процесс создания и функционирования общественных объединений

--PAGE_BREAK--Регистрация символики

В соответствии с законодательством Республики Беларусь любое общественное объединение вправе иметь символику, зарегистрированную в установленном порядке. Выделяют следующие виды символики: эмблема; флаг; галстук; вымпел; значок; гимн; нагрудный и опознавательный знак.

Символика объединений подлежит:


·                     государственной регистрации по таким видам, как гимн, значок, вымпел, галстук, одновременно с государственной регистрацией объединения или отдельно от нее в порядке, предусмотренном для государственной регистрации объединения;

·                     государственной регистрации по таким видам, как флаг и эмблема, нагрудные и опознавательные знаки в соответствии с законодательством о государственной регистрации официальных геральдических символов.

Таким образом, галстуки, вымпелы, значки, гимны республиканских и международных общественных объединений регистрируются в Министерстве юстиции Республики Беларусь, местных – в Управлениях юстиции областных, Минского городского исполкомов. Эмблемы и флаги общественных объединений регистрируются в Департаменте по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь с получением экспертного заключения Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь.

Символика общественного объединения должна отличаться от символики других общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь либо ликвидированных по решению суда, и не должны противоречить актам законодательства, уставу общественного объединения, а также нарушать права на интеллектуальную собственность.

Использование государственных символов Республики Беларусь и (или) символов иностранного государства либо ранее существовавшего государства в качестве символики общественного объединения не допускается.

Символика общественного объединения не может служить цели насильственного изменения конституционного строя либо пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.


Если заявление о государственной регистрации символики подается в регистрирующий орган не одновременно с заявлением о государственной регистрации объединения, дополнительно в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий полномочия члена объединения представлять интересы объединения в процессе государственной регистрации символики.

·                     При регистрации символики одновременно с регистрацией общественного объединения государственная пошлина за регистрацию символики не взимается. При регистрации символики отдельно от регистрации общественного объединения пошлина за регистрацию символики составляет 50% пошлины за регистрацию общественного объединения (детские, молодежные местные и республиканские общественные объединения, общественные объединения ветеранов ВОВ не уплачивают государственную пошлину). [9]
3. Организационные структуры

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» общественные объединения могут, а международные общественные объединения, обязаны создавать свои организационные структуры. Согласно указанному закону в уставе общественного объединения обязательно должна содержаться запись о наличии организационных структур. В случае если создание организационных структур не планируется, производится запись: «общественное объединение является цельным общественным объединением, без организационных структур». [17]

Под организационными структурами общественного объединения понимаются его структурные подразделения, создаваемые в соответствии с уставом этого общественного объединения по территориальному либо иному принципу и действующие на основании устава того общественного объединения, структурными подразделениями которого они являются.

Организационные структуры общественного объединения в соответствии с уставом общественного объединения, структурными подразделениями которого они являются, могут наделяться правами юридического лица.

Ликвидация общественного объединения влечет за собой ликвидацию организационных структур этого общественного объединения.

Организационные структуры общественного объединения, наделенные правами юридического лица, имеют отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет, а также могут иметь иные счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.

Все создаваемые организационные структуры общественного объединения в зависимости от того, наделены они правами юридического лица либо нет, должны быть зарегистрированы либо поставлены на учет. Организационные структуры, наделенные решением компетентного органа общественного объединения правами юридического лица, подлежат регистрации. Организационные структуры, не наделенные в соответствии с уставом правами юридического лица, подлежат поставке на учет.

Деятельность незарегистрированных либо не поставленных на учет организационных структур общественных объединений на территории Республики Беларусь запрещается.

Высшим органом организационной структуры общественного объединения в соответствии с уставом общественного объединения является конференция, общее собрание или иное собрание.

Высший орган организационной структуры общественного объединения:

·                     избирает в порядке, определенном уставом общественного объединения, руководящий орган организационной структуры, осуществляющий в период между заседаниями (созывами) высшего органа организационной структуры руководство ее деятельностью;

·                     избирает контрольно-ревизионный орган организационной структуры;

·                     принимает решения, обязательные для органов организационной структуры и состоящих в ней членов общественного объединения.

Руководящие и контрольно-ревизионные органы организационных структур общественного объединения являются выборными органами. В выборные органы организационных структур объединения могут быть избраны только члены этого общественного объединения, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Не допускается одновременное занятие членом общественного объединения должностей в руководящем и контрольно-ревизионном органах общественного объединения, его организационных структур.

Помимо руководящих и контрольно-ревизионных органов в организационных структурах могут образовываться иные органы, необходимые для осуществления уставной деятельности объединения (например, исполнительные органы). Порядок образования таких органов, их компетенция и порядок принятия ими решений определяются Уставом общественного объединения.

Название организационной структуры общественного объединения должно содержать указание на название общественного объединения, структурным подразделением которого она является.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об общественных объединениях» государственная регистрация, постановка на учет организационных структур общественного объединения осуществляются управлением юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета, районным, городским исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения руководящего органа этой организационной структуры.

Для государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры общественного объединения руководящим органом этого общественного объединения в месячный срок со дня принятия компетентным органом решения о создании организационной структуры в соответствующее управление юстиции, исполнительный и распорядительный орган представляются:

·                     заявление о государственной регистрации, постановке на учет организационной структуры общественного объединения, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа общественного объединения;

·                     копии устава общественного объединения и свидетельства о государственной регистрации общественного объединения;

·                     списки членов выборных органов организационной структуры общественного объединения, в которых указаны их должности в этих выборных органах;

·                     документ, подтверждающий наличие юридического адреса организационной структуры общественного объединения (места нахождения руководящего органа этой организационной структуры);

За постановку на учет организационных структур общественных объединений взимается пошлина в размере10 процентов базовой величины. За государственную регистрацию организационных структур взимается пошлина в размере 20 процентов базовой величины. [9]

В случае непредставления общественным объединением всех документов, необходимых для регистрации (постановки на учет) организационной структуры, соответствующее управление юстиции, исполнительный и распорядительный орган вправе отказать в приеме заявления о государственной регистрации, постановке на учет организационной структуры объединения.

По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры общественного объединения, соответствующее управление юстиции, исполнительный и распорядительный орган в месячный срок со дня подачи руководящим органом общественного объединения соответствующего заявления принимают одно из следующих решений:

·                     о государственной регистрации, постановке на учет организационной структуры общественного объединения;

·                     об отсрочке государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры общественного объединения;

·                     об отказе в государственной регистрации, постановке на учет организационной структуры общественного объединения.

В случае, если документы, представленные для государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры общественного объединения, содержат нарушения, носящие устранимый характер и касающиеся недостатков в оформлении документов, соответствующим управлением юстиции, исполнительным и распорядительным органом может быть принято решение об отсрочке государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры общественного объединения на срок до одного месяца.

Решение об отказе в государственной регистрации, постановке на учет организационной структуры общественного объединения принимается в случае:

·                     нарушения установленного порядка создания организационной структуры;

·                     несоответствия представленных документов требованиям законодательства;

·                     несоответствия названия организационной структуры требованиям законодательства и (или) уставу общественного объединения;

·                     невыполнения в месячный срок требований, указанных в решении об отсрочке государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры общественного объединения.

Соответствующее управление юстиции, исполнительный и распорядительный орган в пятидневный срок со дня принятия решения об отсрочке государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры либо об отказе в государственной регистрации, постановке на учет организационной структуры в письменной форме сообщают о принятом решении в руководящий орган общественного объединения с указанием оснований для отсрочки или отказа.

Если государственная регистрация, постановка на учет организационной структуры не осуществлены в срок, предусмотренный законодательством (месячный срок, а в случае вынесения решения об отсрочке – двухмесячный) либо принято решение об отказе в государственной регистрации, постановке на учет организационной структуры общественного объединения по мотивам, которые руководящим органом общественного объединения считаются не имеющими оснований, он может обжаловать принятое решение в судебном порядке в месячный срок со дня его получения.

Решение соответствующего управления юстиции, исполнительного и распорядительного органа обжалуется соответственно в областной, Минский городской, районный (городской) суд.

Контроль за соответствием деятельности организационных структур общественных объединений Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и уставам общественных объединений осуществляют управления юстиции, исполнительные и распорядительные органы, зарегистрировавшие (поставившие на учет) данные организационные структуры.

Должностные лица соответствующих управлений юстиции, исполнительных и распорядительных органов в пределах своих полномочий имеют право участвовать в мероприятиях, проводимых организационными структурами общественных объединений, запрашивать и получать информацию по вопросам уставной деятельности организационных структур общественных объединений, знакомиться с их документами и решениями.

Исключение из журнала государственной регистрации, снятие с учета организационных структур объединений управлениями юстиции, районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами по месту государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры объединения производятся:

1) в случае прекращения деятельности объединения;

2) по решению органа объединения, уполномоченного его уставом, о ликвидации организационной структуры объединения;

3) в случае невыполнения в месячный срок требований регистрирующего органа, вынесшего письменное предупреждение объединению за нарушение законодательства и (или) устава объединения его организационной структурой, об устранении допущенных организационной структурой нарушений законодательства и (или) устава объединения;

4) в случае установления недостоверных сведений в документах, представленных для государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры объединения, а также в случае иных допущенных при создании и государственной регистрации, постановке на учет организационной структуры объединения нарушений законодательства и (или) устава объединения, которые носят неустранимый характер.

Об исключении объединения из реестра в десятидневный срок сообщается в налоговые органы, органы государственной статистики, а также органы по месту государственной регистрации, постановки на учет организационных структур ликвидированного (реорганизованного) объединения для исключения из журнала государственной регистрации, снятия с учета этих организационных структур объединения.

Сведения об объединениях, исключенных из реестра, организационных структурах объединения, наделенных правами юридического лица, исключенных из журнала государственной регистрации, публикуются в печатных средствах массовой информации.
4. Членство

В соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения должны иметь фиксированное членство. Членами общественных объединений могут быть только физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, при наличии соответствующего письменного согласия своих законных представителей. Юридические лица не могут быть членами общественных объединений.

Фиксированное членство означает, что общественные объединения обязаны соблюдать условия и порядок (процедуру) приема и исключения из членов, предусмотренные уставом, вести учет своих членов.

Условия приемав члены общественного объединения могут быть следующими: принадлежность к определенной категории граждан (ветераны, молодежь, инвалиды и т.д.); возраст; пол; гражданство; профессия, профессиональные и иные интересы; признание устава и целей организации; согласие уплачивать вступительный и членские взносы и др. Условия членства должны соответствовать названию объединения и его целям.

Прием в члены объединения может производиться уполномоченным органом общественного объединения на основании заявления или заявления-анкеты лица. Прекращение членства в объединении происходит путем выхода из состава объединения и подачей соответствующего заявления либо путем исключения из членов объединения. В большинстве случаев исключения из членов объединения условия и порядок утраты членства связаны с невыполнением требований устава объединения, нанесением организации материального ущерба или вреда ее деловой репутации.

Учет членовдолжен осуществляется органом, к компетенции которого отнесено ведение данного учета уставом общественного объединения. В уставе общественного объединения в обязательном порядке также должна содержаться запись о порядке учета членов в общественном объединении (например, путем ведения списков, который обновляется и редактируется по мере вступления и выбытия членов объединения).

Форма учета членов
законодательством не установлена, поэтому учет ведется в произвольном порядке. Можно вести учет членов объединения путем составления списков членов, таблиц, в организациях с большим количеством членов — путем ведения картотек, книг учета членов, учетных карточек членов и т.п. Личные данные о члене общественного объединения должны содержать сведения о:

·                     Фамилии, Имени, Отчестве;

·                     Дате рождения;

·                     Гражданстве;

·                     Месте жительства, номере домашнего телефона;

·                     Месте работы (учебы), должности, номере рабочего телефона.

Вся эта информация может понадобиться в случае запроса со стороны регистрирующего органа.

Общественные объединения должны хранить документы, подтверждающие членство в них граждан. Данные документы формируются в отдельные папки, и им присваивается соответствующий индекс по номенклатуре дел. Как правило, документами, подтверждающими членство граждан в общественных объединениях, являются их заявления о вступлении в члены общественного объединения, а также протоколы заседаний соответствующего коллегиального органа общественного объединения о принятии данных граждан в его члены. Документами, подтверждающими членство учредителей в общественных объединениях, являются список инициаторов создания и протокол учредительного мероприятия общественного объединения, на котором решается вопрос о членстве учредителей.

Некоторые общественные объединения, в соответствии с их Уставами, практикуют выдачу своим членам свидетельств о членстве.

В случае исключения либо выхода гражданина из членов объединения, документами, подтверждающими данный факт, являются протоколы заседаний соответствующего коллегиального органа общественного объединения об исключении из членов объединения или заявление о выходе из членов объединения.

Численность членов общественного объединения должна соответствовать его статусу. Наличие необходимого для правомочности деятельности в соответствии со статусом общественного объединения количества членов проверяется регистрирующим органом, кроме того, численность членов общественного объединения должна указываться в ежегодном отчете, предоставляемом общественным объединением в регистрирующий орган согласно требованиям законодательства. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» для деятельности в Республике Беларусь общественных объединений необходимо наличие:

·                     для международного общественного объединения — не менее десяти членов от Республики Беларусь и не менее чем по три члена от одного или нескольких иностранных государств;

·                     для республиканского общественного объединения — не менее чем по десять членов от большинства областей Республики Беларусь и города Минска;

·                     для местного общественного объединения — не менее десяти членов от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения.

Молодежным и детским общественным объединениям необходимо следить за соответствием количества членов в объединении установленным законодательством критериям. В молодежном объединении граждан, находящихся в возрасте до тридцати одного года, должно быть не менее двух третей от общего числа членов. В детском объединении не менее двух третей от общего числа членов должны быть граждане, находящиеся в возрасте до восемнадцати лет.

В соответствии с уставом члены общественных объединений имеют соответствующие права и обязанности. Как правило, члены общественных объединений имеют следующие права:

·                     принимать участие в высшем органе;

·                     избирать и быть избранным в руководящие и контрольно-ревизионные органы объединения по достижению совершеннолетия;

·                     вносить предложения в органы объединения, связанные с его деятельностью, и принимать участие в их обсуждении;

·                     получать информацию о деятельности объединения, о планируемых мероприятиях;

·                     принимать участие во всех мероприятиях, проводимых объединением;

·                     обжаловать решения выборных органов на заседании высшего органа;

·                     свободного выхода из членов объединения.

Обязанностичленов общественных объединений:

·                     регулярно платить членские взносы в порядке и размерах, установленных уставом либо компетентным органом объединения (в случае их наличия);

·                     соблюдать устав и иные внутренние документы объединения;

·                     укреплять авторитет и беречь имущество объединения;

·                     способствовать выполнению целей и задач объединения;

·                     выполнять решения органов общественного объединения, принятые в пределах их компетенции.

Порядок оформления уплаты вступительных и членских взносов в общественном объединении


В соответствии со ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» вступительные и членские взносы являются одним из источников формирования средств и имущества общественного объединения.

Согласно Закону Республики Беларусь «О налоге на доходы и прибыль» вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами общественных объединений, не включаются в состав доходов от внереализационных операций для целей налогообложения (и соответственно, не облагаются налогом на прибыль и добавленную стоимость).

Размер членских и вступительных взносов в общественном объединении может быть непосредственно установлен в Уставе общественного объединения. В этом случае вступительные и членские взносы должны собираться, иначе это может быть рассмотрено регистрирующим (контролирующим) органом, как нарушение устава общественного объединения. Все вступающие в члены общественного объединения уплачивают вступительный взнос в определенном размере, равно как и члены объединения уплачивают членские взносы по данной фиксированной ставке. В соответствии с Уставом компетентным органом объединения может быть принято решение об освобождении отдельных членов объединения от уплаты членских взносов, для отдельных членов объединения размер членских взносов может быть снижен.

В Уставе общественного объединения может быть не предусмотрен размер вступительного и членских взносов, а определен орган, принимающий решение по данному вопросу, а также определяющий порядок уплаты членских взносов. В этом случае вступительные и членские взносы также должны собираться, однако, ставка вступительного и членских взносов может быть установлена в любом размере, вплоть до нулевого. В соответствии с Уставом руководящим органом может быть также принято решение об освобождении отдельных членов объединения от уплаты членских взносов, для отдельных членов объединения размер членских взносов может быть снижен.

Если в Уставе не предусмотрена уплата вступительного и членских взносов членами общественного объединения, то общественное объединение не может производить их сбор, так как это будет рассматриваться как нарушение устава общественного объединения.

Собранные вступительные и членские взносы вправе использовать на осуществление уставной деятельности, на содержание аппарата управления, оплату аренды офиса и коммунальных услуг и т.п.

В начале года органом, наделенным в соответствии с уставом данной компетенцией, разрабатывается смета доходов и расходов, в которой предусматривается на погашение каких расходов пойдет какое количество собранных вступительных и членских взносов. С данной сметой должны быть ознакомлены все члены общественного объединения.

Существует два способа уплаты вступительного и членских взносов:

1. Плательщик вступительного или членского взноса может уплачивать данный взнос самостоятельно на открытый общественным объединением в банке текущий (расчетный) счет в белорусских рублях.

2. Плательщик вступительного или членского взноса может уплачивать данный взнос в кассу общественного объединения.

Общественные объединения учитывают все поступления и выдачи наличных денег в кассовой книге.

Наличные деньги общественных объединений подлежат обязательному зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
5. Действия после регистрации

После государственной регистрации общественное объединение должно:

1. Стать на учет в инспекции МНС по месту своего нахождения (месту нахождения юридического адреса).

Порядок постановки на учет в налоговых органах регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об административных процедурах, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Постановка плательщика на учет в налоговом органе сопровождается присвоением ему учетного номера плательщика (УНП). Для получения УНП общественное объединение не позднее десяти рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации должны обратиться в соответствующий налоговый орган с заявлением.

Срок рассмотрения заявления о присвоении УНП составляет три рабочих дня. [16]

2. Для открытия некоммерческой организацией текущего (расчетного) или иного счета в банке необходимо первоначально обратиться в инспекцию МНС по месту постановки на учет с заявлением о выдаче дубликата извещения о присвоении УНП для представления в банк.

На каждый вид счета (расчетный (текущий), валютный (по каждому виду валюты) и т.п.) требуется получить отдельный дубликат.

3. Получить код ОКПО (Общегосударственного классификатора предприятий и организаций). Для этого в соответствующее городское (областное) Управление статистики и анализа представляются следующие документы:

·                     копия свидетельства о государственной регистрации;

·                     оригинал устава и свидетельства о регистрации;

·                     копия извещения о присвоении УНП.

Некоммерческой организации после получения вышеперечисленных документов Управлением статистики и анализа выдается информационное письмо с указанием присвоенного идентификационного кода.

4. В 10-дневный срок со дня выдачи свидетельства о государственной регистрации зарегистрироваться в качестве плательщика страховых взносов в Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в районных (городских) отделах областных и Минского городского управления Фонда по месту нахождения юридического адреса организации. [16]

Порядок постановки на учет в Фонде социальной защиты населения регулируется

·                     Положением об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

·                     Инструкцией о порядке регистрации (перерегистрации) и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Общественное объединение, у которого на дату постановки на учет в органе Фонда отсутствуют учетные реквизиты налоговых органов, органов статистики и главных управлений Министерства финансов, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня присвоения им указанных реквизитов письменно уведомить об этом орган Фонда по месту постановки на учет.

Орган Фонда должен в течение 2 дней со дня подачи общественным объединением или фондом заявления со всеми необходимыми документами осуществить его постановку на учет: внести сведения о плательщике в электронную базу данных плательщиков, присвоить учетный номер плательщика и сформировать учетное дело плательщика. Документом, удостоверяющим постановку плательщиков на учет в органах Фонда, является извещение о постановке на учет.

Датой постановки на учет плательщика в органе Фонда является день представления общественным объединением или фондом заявления о постановке на учет со всеми необходимыми документами.

5. Получить разрешение на изготовление печати общественного объединения.

Порядок выдачи разрешений на изготовление печатей для общественных объединений Инструкцией о порядке выдачи регистрирующими органами разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения.

За выдачей разрешения объединению необходимо обратиться в Министерство юстиции, главные управления юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов, то есть в регистрирующий орган по месту их государственной регистрации.

Регистрирующим органом выдается разрешение на право изготовления одного экземпляра простой печати круглой формы.

Республиканские и местные молодежные и детские общественные объединения, общественные объединения ветеранов Великой Отечественной войны освобождаются от государственной пошлины за выдачу разрешения на право изготовления их печатей. [9]

6. Изготовить печать

Общественные объединения и фонды обращаются в специализированные штемпельно-граверные предприятия на основании разрешения на изготовление печати.

7. Зарегистрироваться в месячный срок со дня получения свидетельства о регистрации в обособленных подразделениях «Белгосстраха».

Для регистрации объединения представляют заявление по установленной форме, которое можно получить непосредственно на месте, с подписью руководителя, бухгалтера и печатью общественного объединения.

Фактом, подтверждающим регистрацию объединения в качестве страхователя, является страховое свидетельство.

8. Открыть счет в банке.

Некоммерческие организации могут открывать текущие (расчетные) счета в белорусских рублях и иностранной валюте, благотворительные и иные счета, открываемые в случаях, предусмотренных законодательством.

Основанием открытия банковского счета является договор банковского счета.

После открытия счета общественному объединению необходимо сообщить в инспекцию МНС в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета номер этого счета, а также наименование и код банка, в котором он открыт.

9. В месячный срок после регистрации некоммерческие организации должны оформить книгу учета проверок.

Книга учета проверок (ревизий) должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью руководителя и печатью юридического лица.

Заверение книги осуществляется налоговым органом по месту постановки некоммерческой организации на учет.

10. Получить в инспекции МНС по месту постановки на учет книгу замечаний и предложений.

11. Получить удостоверение руководителя.

Удостоверение руководителя некоммерческой организации является одним из документов, подтверждающих полномочия руководителя общественного объединения, установленные учредительными документами в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и выдается руководителям на период нахождения их в должности.

Удостоверение руководителя некоммерческой организации выдается органом, осуществляющим государственную регистрацию.

12. Организовать ведение делопроизводства.
6. Изменение учредительных документов

Положения, заложенные в уставе, не всегда удовлетворяют членов организации в процессе ее деятельности. На этот случай существует возможность внесения изменений и/или дополнений в устав на любом этапе деятельности организации. Порядок внесения изменений и (или) дополнений должен быть отражен в уставе, а именно указывается:

·                     орган, к компетенции которого относится внесение этих изменений и (или дополнений;

·                     кворум правомочности коллегиального органа (присутствие простого или квалифицированного большинства членов, делегатов и т.д.);

·                     кворум для принятия решения (простое большинство — больше половины голосов, квалифицированное большинство — две трети и более голосов).

В уставе могут быть указаны также другие положения, необходимые для внесения в него изменений и (или) дополнений.

Согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» решение о внесении изменений и (или) дополнений в Устав может быть принято только высшим органом, за исключением случая, если в Уставе объединения предусмотрено, что руководящий орган общественного объединения в период между заседаниями высшего органа общественного объединения имеет право вносить в устав объединения изменения и (или) дополнения, связанные с переменой юридического адреса либо обусловленные изменениями в законодательстве.

Любые изменения и (или) дополнения в уставе общественного объединения должны быть зарегистрированы. Регистрация изменений и (или) дополнений в устав местного общественного объединения осуществляется Управлениями юстиции областного, Минского городского исполкомов, регистрация изменений и дополнений, вносимых в уставы международных и республиканских объединений – Министерством юстиции Республики Беларусь.

Изменения или дополнения могут быть следующих видов:

·                   не касающиеся изменения полного и (или) сокращенного названия объединения, целей, задач, предмета и методов деятельности объединения;

·                   касающиеся изменения полного и (или) сокращенного названия объединения;


·                   касающиеся изменения целей, задач, предмета и методов деятельности объединения, указания на территорию распространения деятельности объединения;


·                   связанные с переменой юридического адреса;

·                   связанные с изменением статуса объединения.

За регистрацию изменений и дополнений, вносимых в уставы общественных объединений, взимается пошлина в размере 30 процентов суммы пошлины за регистрацию общественных объединений. [9]

От уплаты пошлины за регистрацию изменений и (или) дополнений в устав освобождаются:

·                     республиканские и местные молодежные и детские общественные объединения;

·                     объединения ветеранов ВОВ;

·                     общественные объединений, вынужденные вносить изменения и (или) дополнения в устав в связи с изменением законодательства.

Необходимо учитывать, что внесение изменений и дополнений в Устав сопряжено также с дальнейшими финансовыми нагрузками: в банк и налоговый орган представляются нотариально заверенные копии устава с изменениями и дополнениями. В случае изменения названия помимо данных действий необходимо внести изменения в банковские карточки, а также получить разрешение и изготовить новую печать.

Заявления о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, рассматриваются соответствующим регистрирующим органом в месячный срок со дня их поступления.

Регистрирующий орган вправе осуществлять проверку достоверности документов, представляемых для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения.

После изучения представленных материалов регистрирующий орган принимает решение:

1. Об отсрочке государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав на срок до одного месяца.

2. О государственной регистрации изменений и дополнений в устав.

3. Об отказе в государственной регистрации изменений и дополнений в устав.

Решение об отсрочке государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, на срок до одного месяца может быть принято соответствующим регистрирующим органом в связи с нарушением установленного порядка внесения изменений и (или) дополнений в устав общественного объединения, если такое нарушение носит устранимый характер.

При устранении в течение установленного срока общественным объединением нарушений, послуживших основанием для отсрочки государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, подается повторное заявление о государственной регистрации. Повторное заявление рассматривается в том же порядке, что и первое заявление о регистрации изменений и (или) дополнений в Устав.

Общественному объединению может быть
отказано в государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, в случаях:

1. Нарушения установленного порядка внесения изменений и (или) дополнений, если такое нарушение носит неустранимый характер;

2. Несоответствия учредительных документов объединения (целей, задач, методов деятельности, территории распространения деятельности объединения) требованиям законодательства;

3. Непредставления объединением всех предусмотренных законодательными актами документов, необходимых для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав объединения;

4. Несоответствия названия объединения, в том числе сокращенного, а также условий членства в объединении требованиям законодательства и (или) уставу;

5. Невыполнения в месячный срок требований, указанных в решении об отсрочке государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав объединения;

6. Отказа выполнить законное предложение соответствующего регистрирующего органа об изменении названия объединения.

Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения об отсрочке государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, в письменной форме сообщает о принятом решении в руководящий орган общественного объединения с указанием оснований для отсрочки или отказа.

В случае отказа в государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав объединения, представленные документы заявителям не возвращаются и хранятся в регистрирующем органе в порядке, определенном для хранения документов зарегистрированных объединений.

Если государственная регистрация изменений и дополнений в устав объединения в предусмотренный срок не осуществлена либо принято решение об отказе в ней по мотивам, которые руководящим органом объединения считаются не имеющими оснований, он может обжаловать принятое решение в судебном порядке в месячный срок со дня его получения.

Решение Министерства юстиции обжалуется в Верховный Суд, решения управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома — соответственно в областные и Минский городской суды.
7. Ликвидация общественного объединения

Прекращение деятельности некоммерческой организации может осуществляться путем ее реорганизации либо ликвидации.

Ликвидируются общественные объединения:

·                     по решению их уполномоченных органов (добровольная ликвидация);

·                     по решению суда (принудительная ликвидация).

Добровольная ликвидация

Добровольно ликвидация общественного объединения производится по решению органа, уполномоченного на то учредительными документами (уставом) объединения. Таким органом, согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» является высший орган – Общее собрание, Съезд, Конференция и т.п. В случае добровольной ликвидации, орган общественного объединения, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию и устанавливает в соответствии с законодательством порядок и срок ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами объединения.

Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация общественного объединения допускается исключительно по решению суда. Ликвидация международных и республиканских общественных объединений на территории Республики Беларусь производится по решению Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Министерства юстиции Республики Беларусь.

Ликвидация местных общественных объединений производится по решению областных и Минского городского судов по месту нахождения руководящих органов общественных объединений по представлению управлений юстиций областного (Минского городского) исполнительных комитетов.

Общественное объединение ликвидируется по решению суда в следующих случаях:

·                     совершения общественным объединением действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (п.1 ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях»);

·                     нарушения общественным объединением законодательства и (или) устава в течение одного года после вынесения письменного предупреждения (п.2 ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях»);

·                     если при государственной регистрации общественного объединения со стороны их учредителей были допущены нарушения Закона «Об общественных объединениях» и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер (п.3 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях»);

·                     если численность и состав общественного объединения не соответствуют требованиям Закона «Об общественных объединениях» (п.4 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях»);

·                     неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный решением суда (п.5 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях»);

·                     за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях. Если ответственные лица общественного объединения не обеспечили порядок организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам. Под ущербом в крупном размере понимается ущерб на сумму, в десять тысяч и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения правонарушения. Под существенным вредом, причиненным правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам, понимается срыв массового мероприятия, временное прекращение деятельности организации либо нарушение движения транспорта, гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким потерпевшим;

·                     за однократное нарушение требований, предусмотренных частями первой-третьей п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь «О получении и использовании безвозмездной помощи» (в соответствии с ч.3 п.5.1. данного Декрета).

Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», как уже упоминалось, четко содержит положение о том, что общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях повторного в течение года нарушения общественным объединением законодательства и (или) устава после вынесения письменного предупреждения. Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», а также иные акты законодательства содержит и перечень «грубых нарушений законодательства», за которые может быть ликвидировано общественное объединение.

Процесс ликвидации общественного объединения

Процедура ликвидации общественного объединения, как и другого юридического лица, определена ст. 59-60 Гражданского Кодекса Республики Беларусь. В соответствии с п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса субъекты, которые приняли решение о ликвидации общественного объединения, должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации. Руководителем ликвидационной комиссии, как правило, не может являться руководитель ликвидируемого общественного объединения. В состав ликвидационной комиссии могут включаться руководитель, члены руководящего органа и члены общественных объединений, кредиторов, штатные сотрудники общественных объединений, в необходимых случаях членами ликвидационной комиссии также могут быть представители регистрирующих, налоговых, государственных контролирующих органов, обособленного подразделения «Белгосстраха», местной администрации.

Решением суда о ликвидации общественного объединения, на орган, уполномоченный на ликвидацию общественного объединения его уставом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации общественного объединения. К ликвидационной комиссии переходят правомочия по управлению делами общественного объединения. В случае необходимости она от имени ликвидируемого общественного объединения выступает в суде.

Процесс ликвидации состоит из следующих стадий:

1. Выявление кредиторов ликвидируемого общественного объединения.Поскольку ликвидация может существенно затронуть интересы кредиторов ликвидируемой организации, она осуществляется на основе широкой гласности. Орган, принявший решение о ликвидации обязан письменно сообщить о принятом решении органу, осуществившему регистрацию общественного объединения.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати (для международных и республиканских общественных объединений – в газете «Республика», для местных – в официальных изданиях области либо г. Минска) публикацию о ликвидации объединения, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации объединения.

2. Составление промежуточного ликвидационного баланса. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого объединения, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации объединения.

3. Продажа имущества ликвидируемого общественного объединения. Если имеющиеся у ликвидируемого объединения денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества объединения с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

4. Выплата денежных сумм кредиторам. Выплата денежных сумм кредиторам производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом. Статья 60 Гражданского кодекса предусматривает пять очередей удовлетворения требований кредиторов. В первую очередь удовлетворяются требования граждан по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью; во вторую производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Выплата денежных средств кредиторам первых четырех очередей начинает производиться со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а кредиторам пятой очереди – по истечении месяца с этого же дня. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Между требованиями кредиторов одной очереди при недостаточности имущества ликвидируемого объединения имущество распределяется пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Денежные средства и имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, не могут быть распределены между учредителями (членами) общественного объединения и направляются ликвидационной комиссией на цели, определенные в уставе общественного объединения.

5. Составление ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации объединения.

На практике ликвидация общественных объединений, не занимавшихся хозяйственной деятельностью, не имеющих штатных сотрудников и задолженности перед бюджетом, производится в упрощенном порядке.

Как уже отмечалось, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами общественного объединения. Органы общественного объединения не могут осуществлять свои полномочия по управлению объединением и его имуществом. На период деятельности ликвидационной комиссии полномочия руководителя общественного объединения переходят к председателю ликвидационной комиссии, который решает самостоятельно все вопросы деятельности ликвидируемого объединения, за исключением отнесенных действующим законодательством к компетенции органа, принявшего решение о ликвидации, или ликвидационной комиссии, в том числе без доверенности действует от имени ликвидируемого объединения, представляет его интересы.

Другие обязательные действия общественного объединения при ликвидации


Помимо действий по выявлению кредиторов и расчетов с ними, общественное объединение (ликвидационная комиссия) обязано проводить работу с государственными органами и другими лицами по доведению до них информации о ликвидации общественного объединения:

1. В срок не позднее 5 дней с момента принятия решения о ликвидации общественного объединения сообщить в налоговый орган о принятии данного решения. Инспекция Министерства по налогам и сборам, как правило, проводит комплексную проверку ликвидируемого объединения. Подобная внеплановая проверка проводится по поручению руководителя налогового органа. Присвоенный плательщику-организации УНП принадлежит ему до ликвидации.

2. В десятидневный срок со дня назначения ликвидационной комиссии письменно сообщать в обособленное подразделение «Белгосстраха» по месту регистрации о ликвидации объединения. Решение о снятии страхователя с учета в связи с ликвидацией объединения принимается страховщиком по завершении процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь при условии погашения страхователем задолженности перед страховщиком.

3. Сдать печать и штампы в органы внутренних дел. При прекращении деятельности объединения печати сдаются для уничтожения по месту их нахождения в орган внутренних дел. Уничтожение печатей осуществляется сотрудником разрешительной системы органа внутренних дел в присутствии представителя объединения, о чем выдается квитанция установленного образца, к которой прилагается один образец их оттисков.

4. Сообщить о ликвидации в органы Фонда социальной защиты населения. Фонд социальной защиты населения может принять решение о проведении проверки ликвидируемого общественного объединения. Снятие с учета плательщиков в органе Фонда осуществляется при представлении ими заявления о снятии с учета по утвержденной форме.

5. Закрыть расчетный (текущий) и другие счета объединения в банке. Счета в банке закрываются после окончания работы ликвидационной комиссии. Текущие и другие счета закрываются при условии, что на них не наложен арест, отсутствуют предписания о приостановлении операций по счету и задолженность Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

6. Сдать на хранение архивные документы, относящиеся к постоянному и длительному сроку хранения. В случае ликвидации объединения его документы постоянного хранения, по личному составу передаются в территориальный (городской или районный) архив соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа. Одновременно с документами постоянного хранения и по личному составу передаче подлежат книги учета проверок (ревизий), сроки хранения которых не истекли. Возвратить не использованные объединением бланки трудовых книжек и вкладыши к ним (бланками трудовых книжек общественные объединения по месту их регистрации обеспечивают местные исполнительные и распорядительные органы), а также другие бланки строгой отчетности в органы, в которых они были получены.

7. При ликвидации объединения все работники без исключения должны быть уволены с работы. При увольнении работников в связи с ликвидацией общественного объединения необходимо не менее чем за 2 месяца уведомить органы занятости по месту нахождения юридического адреса общественного объединения.

8. Работникам, высвобождаемым при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации, должно быть выплачено выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка.

9. Решить вопрос о ликвидации организационных структур в случае их наличия. Организационные структуры общественных объединений, наделенные правом юридического лица, проходят процедуру ликвидации, аналогичную процедуре ликвидации общественного объединения.

·                     Ликвидация общественного объединения считается завершенной, а общественное объединение – прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Государственный реестр. Исключение регистрирующим органом из реестра объединения осуществляется на основании заявления об исключении объединения из реестра.

Об исключении объединения из реестра в десятидневный срок сообщается в налоговые органы, органы государственной статистики, а также органы по месту государственной регистрации, постановки на учет организационных структур ликвидированного (реорганизованного) объединения для исключения из журнала государственной регистрации, снятия с учета этих организационных структур объединения.

общественный объединение регистрация членство



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Приобретение зерноуборочного комбайна и оборудования для уборки зерновых культур
Реферат Социально-психологический климат в группе
Реферат Этиология патогенез классификация клиника и диагностика одонтогенной острой инфекции
Реферат Личностные особенности девочек – подростков из социально неблагополучных семей
Реферат А.И. Куприн - "Поединок"
Реферат Проведение лечения и массовых клинических исследований животных
Реферат Особливості фінансування бюджетних установ та організацій в Україні
Реферат Скальные жилища Маниту
Реферат Государь Н. Макиавелли главные мысли
Реферат Демонстративный политический стиль.
Реферат Macbeth Remains A Shakespeare Tragic Hero Essay
Реферат Международный рынок страховых услуг
Реферат Отзыв по повести Т. Нилина "Жестокость"
Реферат Розвиток банківського кредитування
Реферат Jazz By Toni Morrison Written Commentary Essay