--PAGE_BREAK--Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).
Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе — самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т. д. в большей мере под силу Президенту, В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.
Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы, общество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Законом субъектами безопасности.
В этом Законе закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т.е. минуя Председателя Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, обеспечивающей безопасность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службой, формированиями гражданской обороны, пограничными войсками, внутренними войсками, службой правительственной связи и информации, обеспечения безопасности средств связи и, информации и др. Эти силы управляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственная техническая комиссия, Федеральная служба железнодорожных войск, Государственная фельдъегерская служба).
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы национальные интересы России, угрозы национальной безопасности и задачи по обеспечению национальной безопасности.
Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).
2. Полномочия Президента РФ
2.1 Компетенция Президента РФ
Президент в соответствии с Конституцией РФ обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности.
Составляющий одну из основ конституционного строя Российской Федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо не являющийся выборным орган государственной власти был обязан своим «рождением» только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ в формировании федеральных органов государственной власти участвуют и Президент, и Федеральное Собрание — парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц с согласия парламента, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.
В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.
Президент определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти; сам непосредственно руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти в рамках своих конституционных полномочий.
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. Назначает же судей и Генерального прокурора Совет Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 102; ч. 1 ст. 128 Конституции РФ). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.
Подобный порядок формирования федеральных органов государственной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.
С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции РФ). Президент назначает пять членов (третью часть) Центральной избирательной комиссии, в числе других субъектов может вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека.
Полномочия Президента связаны не только с формированием государственных органов, но и с различными формами участия в их деятельности.
На Президента Конституцией РФ возложен и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84). Так, он назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.
Президент подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).
При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции и нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. По данному основанию Президент возвращал в палаты ряд актов.
Президент вносит законопроекты в Государственную Думу; он наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ нормативных актов, предусмотренных в ст. 125 Конституции, о толковании Конституции. Он также имеет право наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции РФ, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
С целью определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента было утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе. Им определены задачи Администрации Президента, ее структурных подразделений, задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на соответствующие, предусмотренные Конституцией РФ должности, и проч. Полномочные представители Президента имеются в обеих палатах Федерального Собрания, а также в Конституционном Суде РФ.
Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной с деятельностью исполнительной власти.
Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому действовавшая ранее конституционная норма о том, что он «руководит деятельностью Совета Министров», не воспринята в Конституции 1993 г. Однако специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия (ст. 116 Конституции РФ).
Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и некоторых других, утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия.
Согласно с ч. 1 ст. 112 Конституции РФ Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. о том, какие конкретно исполнительные органы будут действовать. В рамках проводимой в настоящее время в России административной реформы Президент произвел качественные изменения в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. были установлены следующие виды исполнительных органов: федеральные министерства; федеральные службы и федеральные агентства и конкретизированы пределы полномочий каждого вида указанных органов, их взаимоотношения. В результате значительно сокращено количество министерств, пирамида исполнительной власти выглядит иначе.
В соответствии со своими конституционными полномочиями Президент осуществляет руководство деятельностью пятью министерствами, с подведомственными им федеральными службами и агентствами, а также семью федеральными службами и агентствами непосредственно. Остальные федеральные министерства, федеральные службы и агентства относятся к ведению Правительства (10 министерств и около 50 федеральных служб и агентств, частью которых руководит Правительство непосредственно).
Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 78) осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Важной предпосылкой успешной реализации этой задачи является конституционное установление, согласно которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в стране (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).
Деятельность Президента, Правительства, других федеральных органов исполнительной власти строится на строгом учете принципов федерализма, обеспечения конституционно закрепленной сферы их самостоятельности. Не случайно в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ так определены параметры единства системы исполнительной власти в Российской Федерации — оно касается сферы полномочий Российской Федерации (они указаны в ст. 71 Конституции РФ) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В сферу совместных полномочий; которые закреплены за субъектами Федерации, а также их исключительных полномочий (ст. 73 Конституции РФ) федеральные органы вторгаться не могут — здесь субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Эти начала и должны определять взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти.
В обеспечении Президентом осуществления полномочий федеральной власти на всей территории Российской Федерации ответственная роль принадлежит полномочным представителям Президента в федеральных округах. Институт полномочных представителей за все время функционирования в России Президента претерпел определенные изменения. Первоначально была учреждена должность полномочного представителя в субъекте Федерации, затем — полномочные представители в регионе (охватывающем несколько субъектов). Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. было произведено изменение и учрежден институт полномочного представителя Президента в федеральном округе1. Этим же Указом было утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Необходимость указанного преобразования обусловлена потребностями создания лучших условий для реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и контроля за исполнением их решений.
продолжение
--PAGE_BREAK--