--PAGE_BREAK--Среди факторов, угрожающих внутренней стабильности государственной жизни России и так или иначе оказывающих влияние на состояние субъектов, ведущих охрану Государственной границы РФ, можно выделить следующие:
· кризисное состояние экономики России;
· периодически возникающие центробежные устремления субъектов РФ, ведущие к нарастанию угрозы нарушения территориальной целостности и единства правового пространства страны;
· целенаправленное сознательное вмешательство иностранных государств и международных организаций во внутреннюю жизнь Российского государства;
· социальная дифференциация, ведущая к резкому социальному расслоению в обществе;
· криминализация общественной жизни;
· нарушение функционирования системы правового регулирования общественных отношений;
· противоправная деятельность экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур;
· противоречивость внешней и внутренней политики государства (в том числе и военной политики).
Внутриполитическое состояние современной России все еще отличается высоким уровнем нестабильности, возникшей в результате экономических, социальных, политических противоречий, в том числе национальных конфликтов и территориальных споров, характеризующих общественные отношения в стране в 90-е гг. Принципиально значимо, что в указанный период произошли эпохальные перемены, прямо и косвенно повлиявшие на судьбы десятков миллионов людей.
В социальной структуре нынешнего российского общества выделяются, по меньшей мере, три группы базовых противоречий, инициирующих мощные дестабилизационные процессы и течения: внутри традиционной стратификации, внутри новой (псевдорыночной) стратификации и между адекватными им типами социальности. Одновременно с этим наблюдаются процессы и явления, свидетельствующие и об усложнении, а равно и упрощении структуры социальных слоев, групп, дифференцированных по различным критериям.
В частности, существенное влияние на усиление политической нестабильности в России оказывает формирование антагонистических полюсов — очень бедных и очень богатых. Возникают во многом непреодолимые противоречия между привилегированной, сильно коррумпированной частью госчиновничества, входящего в элиту нынешней России, и другими субъектами политических процессов, между работниками бюджетной и рыночных сфер. Крайне опасными являются маргинализация социума, его криминализация, связанные с обнищанием населения, неприспособленностью его основной массы к условиям переходного периода, высоким уровнем безработицы, мощными миграционными потоками из стран ближнего зарубежья и т. п.
Среди дестабилизирующих внутреннюю обстановку в РФ факторов в последнее время особое беспокойство вызывает вооруженный экстремизм. По ряду причин он стал явлениям не только национальным, но и международным[14]. Понятие экстремизма в широком смысле трактуется политологами, криминологами, специалистами в других сферах научного знания как стремление тех или иных социальных (политических и т. п.) субъектов решать проблемы и достигать поставленные цели с применением крайне радикальных методов, включая все виды насилия, в том числе и вооруженное. Этим понятием охватываются терроризм и другие политические преступления[15].
В данном контексте, как справедливо отмечает В.В. Чебан, приходится с сожалением констатировать, что «растущая преступность, распространение оружия среди населения не встречают достаточно эффективного отпора со стороны властей. Происходит стремительная криминализация и милитаризация общественной практики. Ярко обнажается беспомощность властей и беззащитность граждан государства Российского»[16].
В РФ вооруженный экстремизм в конце 90-х гг. превратился в один из главных факторов дестабилизации внутренней обстановки, создавая серьезную угрозу ее территориальной целостности, конституционному правопорядку, ущемляя права и свободы граждан. Сегодня основными формами вооруженного экстремизма в России принято считать: «чеченский», организованно-преступный, «импортированный в страну» из-за рубежа (вакхабизм и т. п.), оппозиционный правящему режиму право-, леворадикальный экстремизм, проявляющийся в деятельности преимущественно незаконных партий и движений типа РНЕ, стихийно-митинговый.
И, наконец, есть еще одна категория внутренних угроз, с которой нельзя не считаться. Она связана с непрекращающейся социально-политической напряженностью в стране, ухудшением экономической ситуации, с опасностью перерождения структур демократического правового государства в тоталитарный или автократический политический режим.
Итак, проблема обеспечения внутренней стабильности и безопасности является одной из важнейших в социально-государственном строительстве. Внутренняя стабильность, как показывает опыт, может быть обеспечена двумя способами: либо «балансом сил», либо «балансом интересов», а также их различными сочетаниями. Наиболее оптимальный путь — «баланс интересов» (ненасильственный способ). В идеальном варианте государство должно обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность исключительно мирными, ненасильственными путями, в интересах всех членов государственно-организованного общества.
2. Общая характеристика правового регулирования государственного управления в области охраны Государственной границей РФ 2.1. Административно-правовой режим охраны государственной границы Основным правовым актом, определяющим основные направления положения в области охраны Государственной границы РФ является Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»[17]. Важное значение имеет также Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[18].
Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской федерации, т.е. пространственных пределов действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Государственной границей Российской Федерации является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами государства.
Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также при регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих по российской территории, руководствуется принципами:
· обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
· взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
· взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
· мирного разрешения пограничных вопросов,
Охрана государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности Российской Федерации и заключается в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по:
· недопущению противоправного изменения прохождения государственной границы;
· обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;
· защите на государственной границе иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере охраны государственной границы на основе международных договоров.
Режим государственной границы включает правила:
· содержания государственной границы;
· пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;
· перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
· пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств;
· грузов, товаров и животных; .
· ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
· разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил и др.
Режим государственной границы устанавливается Законом о Государственной границе РФ, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Правилами содержания государственной границы регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных. просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственной границы и др.
Пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод Российской Федерации, а также ее внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Он служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы.
Пограничный режим включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов; ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов.
2.2. Общая характеристика системы органов в сфере охраны Государственной границы РФ Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют в сфере охраны государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о Государственной границе:
· обеспечивают по представлениям органов и войск Федеральной пограничной службы временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки, местности или объекты вблизи государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям государственной границы;
· обеспечивают общественный порядок при проведении на государственной границе и в приграничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;
· обеспечивают правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
· участвуют в правовом воспитании населения пограничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с органами и войсками Федеральной пограничной службы правонарушений на государственной границе и в пунктах пропуска через нее.
В СССР пограничные войска входили в состав КГБ СССР[19]. 30 декабря 1994 года была образована Федеральная пограничная служба РФ[20]. Однако, данная служба не просуществовала и десяти лет. Начатая в 2003 года кардинальная реформу структуры органов государственной власти привела к тому, что эта Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. №308 с 1 июля 2003 г. Федеральная пограничная служба РФ упраздняется, а ее функции, как и в СССР, были переданы Федеральной службе безопасности РФ[21], а одной из основных функций ФСБ было определена охрана Государственной границы РФ[22]. Думается, что данное изменение будет иметь положительный эффект, поскольку функции ФСБ и ФПС во многом были аналогичными. Более того, и до этого ФСБ фактически участвовала в охране границы, однако при этом ей приходилось координировать действия с ФПС, что значительно усложняло такую деятельность и снижало ее эффективность.
Очень важным шагом в реформировании структуры власти является также создание Указом Президента РФ от 27 октября 2003 г. Государственной пограничной комиссии[23], основными задачами которой являются оценка угроз безопасности Российской Федерации в пограничной сфере и разработка комплекса мер по их нейтрализации; определение национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере; координация деятельности субъектов пограничной политики Российской Федерации; решение комплекса проблем, возникающих при реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации и др.
Для решения своих основных задач Комиссия имеет право принимать решения, необходимые для организации, координации и совершенствования взаимодействия субъектов пограничной политики Российской Федерации; заслушивать на своих заседаниях руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и привлекаемых к реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации организаций; получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для деятельности Комиссии; инициировать создание пограничных комиссий в федеральных округах и осуществлять контроль их деятельности; создавать рабочие органы для подготовки заседаний Комиссии, изучения имеющихся проблем и подготовки проектов решений; направлять в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по вопросам пограничной политики Российской Федерации; вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; осуществлять контроль за выполнением решений Комиссии.
В состав комиссии входят Председатель Правительства, Директор ФСБ, заместитель Секретаря Совета Безопасности, Первый заместитель директора ФСБ России — руководитель Пограничной службы, полномочные представитель Президента в федеральных округах, председатели комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, руководители министерств и ведомств, имеющих полномочия, связанные с охраной границы (ГТК, МВД, Министерство иностранных дел и другие), руководители некоторых приграничных субъектов федерации (Северная Осетия – Алания, Алтайского, Хабаровского края, Астраханской, Белгородской, Калининградской, Мурманской, Оренбургской, Челябинской области) и др.
Важные полномочия имеют и другие государственные органы, среди которых особое место занимает Государственный таможенный комитет РФ[24], одной из важнейших задач которого является обеспечения соблюдения законодательства при перемещение товаров через границу.
Полномочия по охране Государственной границе возложены также на Министерства иностранных дел, обороны, внутренних дел, Службу внешней разведки, на отдельные роды и виды войск Вооруженных сил РФ (войска противовоздушной обороны, военно-морской флот, внутренние войска), отдельными полномочиями наделены также органы власти субъектов федерации и органы местного самоуправления. Закон предусматривает привлечение в охране Государственной границе также населения и казачьих формирований.
продолжение
--PAGE_BREAK--