Реферат по предмету "Психология"


Психология педагогической коррекции детской агрессивности

Психология педагогическойкоррекции детской агрессивности
Повышенная агрессивностьдетей и подростков одна из наиболее острых проблем современного общества. Какне странно звучит, но это закономерное явление, ибо в обществе, где ломаются привычныеустои в экономике и в духовно-нравственных сферах происходит нарастаниеагрессивности этого общества в целом и в отдельно взятой личности в частности.Агрессия «молодеет» с каждым годом. Нарастающая волна детской и подростковойпреступности, совершаемой с особой жестокостью и увеличение числа детей,склонных к агрессивным формам поведения вызывают обоснованные опасения уродителей, педагогов и психологов. Педагогам не легко определиться на чтодолжны быть направлены их усилия, чтобы социализировать ребенка в мире, полномнасилия и агрессии.
Агрессивное поведениедетей станет понятным, если разобраться в сущности феномена человеческойагрессии. Прежде об этимологии. Слово «агрессивность» происходит от латинскоговыражения «ad gressere», означающая «идти к», что являетсясинонимом понятия контакт. Слова жестокость, насилие, означают принуждать кдействию силой, чрезмерное использование силой. Итак, этимология отсылает нас кдвум совершенно разным концепциям: идти на встречу или же принуждать силой-насилием.Прежде всего, следует различать силу, а с другой, всесилие или бессилие.Всесилие и бессилие связаны с насилием, тогда как сила с агрессивностью. Некоторыевиды насилия (сексуального) могут быть связаны с переживанием всесилия, котороеможет быть резюмировано в следующей фразе: «Если мне хочется, то я возьму независимо от того, согласен другой человек или нет». Другие виды насилиявозникают, когда человек переживает бессилие: он способен ударить, разрушить,так как ему не удается получить то, что он хочет, или потому, что егоигнорируют и ему нечего терять. В этом случае в основе мотивации к акту насилияв меньшей степени лежит стремление получить что-либо, скорее это попыткавыразить свое разочарование свое бессилие и даже бешенство. И наоборот, ощущениесвоей силы, т.е. своего потенциала позволяет идти на встречу другому человеку,но не для того чтобы разрушить его, а чтобы встретиться и проявиться рядом сним. Второй критерии различия жестокости и агрессивности касается отношения крамкам, в которых осуществляется действие, а именно ко всему множеству которыерегулируют межличностные отношения. Насилие всегда сопровождается выходом зарамки, тогда как агрессивность может проявляться к в уважении к рамкам — границам другого. Последний критерии всегда связан с понятием контакта: в товремя как в агрессивном действии присутствует осознание существования другогочеловека и возможной встречи. Насилие сопровождается разрывом отношения, адругой человек становится объектом, который надо разрушать. Так образом,агрессивность и насилие это две разнонаправленные силы, при этом первая ведет кконтакту, а вторая — к разрыву контакта.
/>
Без здоровойагрессивности, которая связана с силой человека и проявляется в уважении крамкам в жизни не обойтись. Это обычный феномен взаимоотношении между людьми.
Человек рождается спотенциалом так называемой конструктивной или здоровой агрессией. Это нашаактивность в окружающем мире, стремление к его освоению и изменению, ктворческой самореализации. Для ребенка конструктивная агрессивность илитворчески ориентированный поиск – это любознательность и здоровое любопытство,способность ставить собственные жизненные цели, отстаивать свои идеи иинтересы. Но в неблагоприятных условиях (травмирующие семейные конфликты,подавление инициативы ребенка) здоровая конструктивная агрессия превращается вдеструктивную – насилие и жестокость. Рассмотрим интересный пример поведениягруппы трехлеток, которые нападали на плачущего сверстника. Такое поведение расценилоськак «агрессивность», но можно легко себе представить, что каждый из нападавшихдетей имел свои собственные мотивы: у одного было желание развлечься; у другогослабость товарища возможно вызвало ярость, потому что от него самого ожидалосьсочувствие, а проявлять его в тот момент у него не было никакого желания; утретьего, вероятно, подсознательно активизировалось собственная слабость.Которую он пытался побороть таким весьма странным способом, и это дало ему возможностьудостовериться в собственной силе. Что следует предпринять в этом случае?Правильнее задать вопрос чего в подобных случаях предпринимать в подобныхслучаях ни в коем случае ничего не следует. Не следует «проповедовать» ребенку,что тот не должен поступать с другими так, как ему не хотелось бы, чтобыпоступали с ним самим. Не спешите «принимать меры», а в начале немногопонаблюдайте, что собственно делает агрессивный ребенок. Стоит поразмышлять,что в нем в этот момент происходит. Может он кем-то или чем-то разочарован иличего-то боится, может он хочет от чего-то избавиться? Или ему хочется что-тодоказать себе? Доставляет-ли ему удовольствие кого-то обижать или что-тосломать? Он раздражен? Зол? Все это разные психические побуждения. Совершенноошибочно думать, что в любой момент возможно правильно понять мотивы поступковкаждого ребенка.
агрессияподросток психологический территория
О психологической территориии психологических границах
Под психологическойтерриторией понимается то пространство вокруг человека, которое он считает какбы личной зоной. При взаимодействии людей друг с другом их психологическиетерритории (или границы территории) приходят в соприкосновение. Они могутпересекаться, подвергаться оккупации, уважаться или насильственно ограничиваться.Психологическая территория – это сочетание многих факторов:
—  системапредставления о себе;
—  представление освоем месте в мире, социуме;
—  представление особственных возможностях;
—  обладаниенекоторой физической территорией, т.е. вещами, объектами, которые именуютсясловами «мой».
Психологическиетерритории разных людей могут являться в той или иной степени устойчивымиобразованиями и иметь более или менее жесткие границы, нарушение которых всегдавызывает негативную реакцию от легкого дискомфорта до болезненных переживании.Такая реакция в свою очередь может стимулировать возникновение в самыхразнообразных форм защиты, вплоть до ответной агрессии. Нарушением границпсихологической территории называется воздействие одного человека на другого стой или степенью насильственности (т.е. без получения согласия) с цельюизменить по своему усмотрению, принадлежащую человеку систему представлении осебе, о своих возможностях, ресурсах и о своем месте в мире, заставить изменитьправила и принципы, навязать чуждые цели и способы их достижения и т.д., атакже самовольное присвоение и использование физической территории другогочеловека или его предметов. Развитие психологической территории начинается отодного года, т.е. в родительской семье и проходит ряд стадии, завершаясьустановлением партнерских суверенных территории. Такие люди могут создаватьпартнерские отношения, которые свободны в своем развитии и могут оказыватьвзаимную помощь и поддержку, но в пределах, не препятствующих осуществлениюпотребности каждого. Область взаимодействия, на территории которогоустанавливаются взаимовыгодные правила, в остальном происходит совершенноесвободное и ответственное самоопределение. Если в процессе роста и развитияличности на предыдущих стадиях развития личность подавлялась, то партнерскийуровень развития личности не наступает. Блокирование развития личности можетнаступить практически на любом этапе. Это означает, что человек становясьвзрослым оказывается не в состоянии строить ответственные и суверенные взаимоотношенияс окружающим. Напротив, у него развивается склонность к созависимым отношениямс тенденцией «уходить» от самостоятельного решения проблем, или наоборот,«сверхответственность» как частный случай попытки нейтрализовать тревожность ичувство собственной ничтожности через стремление к контролю.
Сломленное «Я»,фрагментированное «Я» опустошенное «Я» — «дефект», или «дыра» личности – этото, что характеризует людей, строящих созависимые отношения. Каждый из нихиспытывает совершенно естественную для ребенка зависимость от отношения к немусвоих родителей или тех, кто их замещает. Каждый из них пережил основнойнаиважнейший дефицит – дефицит любви.
Слишком холодноеотчужденное, слишком контролирующее, слишком критическое и уничижительное илислишком непоследовательно отношение родителей надламывает хрупкое «Я», котороеначинает образовываться на основании обратной связи, которую маленький ребенокполучает в связи со своим самопроявлением.
Система представления осебе, ещё не закончив формироваться – повреждается и опустошается. Каждыйчеловек развивающийся таким образом «обладает утратой» и поэтому вечно ищетлюбви, которая была ему необходима и которую он так и не получил. «Я» — каксистема представления о себе – самосознания, которая призвана к построениюреальной картины мира, определению места человека в этом мире и необходимое дляурегулирования инстинктов, потребностей и желании с реальными возможностямиоказывается нарушена. Но жить с опустошенным «Я» практически невозможно.Человек с опустошенным «Я» или «дефектом» в структуре личности стремитсязаполнить его с помощью тех людей с которыми он вступает в значимые отношения итеперь он стремится восстановить и заполнить его также с помощью отношениипредполагающих любовь.
Тревожность, неустойчивость,амбивалентное чувство, которое он испытывает благодаря непрерывному внутреннемуконфликту между потребностью получить любовь и уверенностью, что он её не стоитделает его стремление к получению любви Другого и наполнению им своего «Я»главной и навязчивой целью его существования. Пустота его стремится кзаполнению, иначе оно будет раздавлено или внешним, или внутренним давлением. Вэкзестенциальном смысле для его обладателя это вопрос жизни и смерти.Растерявшийся человек лишен индивидуальности, доступен и беззащитен. Обычно вличной пространственной территории человека различают четыре зоны:
1. интимная(15-46см) – в эту зону разрешается проникать только очень близким людям –родителям, детям, супругам, близким родственникам, друзьям;
2. личная (46-120см)– расстояние, которое обычно разделяет людей на приемах, вечерах, застольях,дружеских встречах. Обычно попытки уменьшить эту зону воспринимается какневоспитанность, назойливость, настырность; попытка увеличить – нежеланиеконтакта, высокомерие, настороженность, подчеркнутая официальность;
3. социальная(120-360см) – такое расстояние обычно нам удобно для контакта с совершеннопосторонними людьми, незнакомыми;
4. общественная(более 360см) – это самое удобное пространство для общения с группой людей(лекции, семинары, выступления)
Личная зона можетнарушаться либо близким человеком, либо человеком с враждебными для наснамерениями. Нарушение целостности границ приводит человека к растерянности.
Существуют ситуации,когда никто не властен поддерживать эти границы — толпа, очередь, транспорт, нов таких случаях у людей наблюдаются защитные формы поведения:
1. сохранениемолчания
2. избеганиерассматривания в упор лиц других людей
3. сохранениебесстрастного выражения лица
4. погружениевнимания во что-то, исключающая контакт
Толпа это неарифметическая сумма личностей, это уже новое явление со специфическимикачествами (чувство сплоченности, ощущение мощи и силы, чувство анонимности идр.), которые могут обусловить агрессивные и дикие поступки, так как насильно,стихийно нарушается личное пространство каждого человека, бессознательноусиливается враждебность, агрессивность и склонность к насильственнымразрушительным действиям


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологічні особливості мотиваційної готовності до школи дитини старшого дошкільного віку
Реферат Разработка способа защиты грунтовых вод от загрязнения в местах складирования твердых отходов
Реферат Шпоры (шпаргалка) по философии ( для поступление в аспирантуру БГТУ, или БИТМ).doc
Реферат Контроль в системе управления
Реферат Особенности христианской антропологии
Реферат Вербальное общение
Реферат Погибшие в космосе
Реферат Государственный строй на Руси начало XIV - первая половина XVI в
Реферат Контроллинг как система управления деятельностью предприятия
Реферат Характеристика абсорбционных методов очистки отходящих газов от примесей кислого характера
Реферат Использование бизнес-анализа на различных этапах оценки инвестиционных проектов (идей)
Реферат Проблема жанра. Основные приемы комического (А.С. Грибоедов "Горе от ума")
Реферат Соотношение политики и идеологии
Реферат Коммерческая деятельность и стратегическое управление предприятия "Лотос"
Реферат Учет операций коммерческих банков с драгоценными металлами