", в последние пять лет рейтинг подарков выглядит следующим образом: на первом месте стоят ювелирные украшения, на втором - парфюм, на третьем - сотовые телефоны. Но если золотой браслет или колье доступны лишь людям с изысканным вкусом и высоким доходом, то парфюм по карману (хотя бы раз в году) большинству россиян - цена флакона духов, например, колеблется на розничном рынке от 50 до 150 долларов [6]. Об этом отлично осведомлены торговцы парфюмерией, которым удается реализовывать
в течение февраля-марта до 30 процентов годового запаса своего ароматного товара на сумму около 2 миллиарда долларов. При этом, как свидетельствуют эксперты лаборатории "Парфюм-тест", плотно работающей с Роспотребнадзором и МВД, минимум 70% продукции - откровенная подделка, не имеющая ничего общего с брендовыми духами. Более того: именно ко Дню всех влюбленных, Дню защитника
Отечества и к 8 Марта витрины российских магазинов до предела заполняются подделками. Есть даже подозрение, что это не случайность, а осознанная стратегия коммерсантов - они стремятся сбыть покупателям максимальное количество поддельнорго товара, пользуясь ажиотажным спросом. К тому же парфюм чаще дарят женщинам, чем мужчинам (процентное соотношение здесь примерно 75 на 25), то есть по магазинам в поисках духов для родных и любимых чаще всего ходят мужчины, что для продавцов
различной подделки - настоящий праздник. Ведь мужчин гораздо проще обмануть, чем женщин, способных часами изучать модные каталоги и глянцевые журналы и принюхиваться к образцам духов или дезодорантов. Бывают, конечно, исключения. Самые умные из мужчин, к примеру, делая соответствующий вид, просят первым делом показать сертификат - документ, в котором указан производитель товара, его точный адрес и дата изготовления, а также срок годности и полный состав композиции.
Но именно в этом нет, оказывается, большого смысла. Как показали проверки МВД и Роспотребнадзора в январе 2007 года, в 63 из 100 проинспектированных московских магазинах сертификат соответствия прилагался к совершенно постороннему товару. То же происходит и с штрих-кодами: зачастую цифры на них проставлены совершенно произвольно. Единственное, что остается рядовому покупателю строго следовать советам специалистов, только они могут
научить ориентироваться в особенностях фирменной упаковки, определять качество содержимого флаконов и распознавать специфические свойства ароматов. Спрос на имитации в России стабилен, пока не стабильна экономическая ситуация в стране. Сейчас жизнь налаживается, у потребителей растут доходы, и продажи подделок падают. Кроме этого, появляется все больше людей, которые относятся к вещам более функционально.
Условности дорогого стоят, но можно получить тот же продукт, избавившись от необходимости платить за эти самые условности. Все больше и больше людей не желают переплачивать за бренд, флакон и упаковку, предпочитая в то же время пользоваться высококачественным товаром [7]. 2 Дистрибуция на рынке парфюмерии 2.1 Каналы дистрибуции парфюмерии Наиболее активно по сравнению с показателями по рынку в целом, развивается парфюмерно-косметическая
розница. Как и в целом на рынке, в рознице одним из наиболее динамичных сегментов также является парфюмерия. В настоящее время идет процесс перераспределения каналов дистрибуции парфюмерии в пользу универмагов, специализированных магазинов и «магазинов возле дома» (дрогери) за счет ухода данной продукции с открытых рынков. По данным ЭМГ «Старая крепость», наибольшую долю по числу продаж парфюмерно-косметической продукции занимают универмаги и специализированные магазины (30% и 24% соответственно) (диаграмма 2).
Эти дистрибуторы активно ведут борьбу за покупателя, используя рекламу и PR, а также программы привлечения и удержания клиентов [1]. Диаграмма 2 – Доли каналов дистрибуции на российском парфюмерно-косметическом рынке 1.1 Продажа через универмаги и специализированные магазины Преимущество универмагов для потребителя - возможность закупить в одном месте все необходимое: продукты,
косметику, бытовую химию, одежду. Доля открытых рынков снижается: в 2003 году на них приходилось 20,4% всех продаж, в 2004 году - 16%, а в 2005 году их доля составила 15%. Эксперты полагают, что доля открытых рынков будет уменьшаться и дальше. Это может привести к падению продаж российских производителей, у которых недостаточно средств на цивилизованную розницу. С появлением западных компаний около 80% специализированной розничной продажи косметики и парфюмерии
России контролируют основные его магнаты - "Арбат Престиж", "Л'Этуаль", "ILE DE BEAUTE". Крупными игроками рынка являются также: «Дуглас-Риволи», Rive Goche (принадлежит питерской компании «Парфюм-Стандарт»), Brocard (принадлежит немецкой Brocard Group
Ltd.), «Мак-Дак», «Южный двор». Остальная часть российской парфюмерно-косметической розницы принадлежит несетевым игрокам, среди которых есть и крупные, такие как Articoli, ЦУМ (Москва) и «Калинка-Stockman» [12]. Сеть «Арбат Престиж» состоит из 28 магазинов, из них 20 в Москве, 6 в Санкт-Петербурге, 2 – в регионах. Это единственная в
России сеть, открывающая парфюмерные гипермаркеты площадью свыше 1 тыс. кв. м. В «Арбат Престиже» самый большой выбор косметических и парфюмерных марок – около 350 (диаграмма 3). Сеть парфюмерно-косметических магазинов «ЛЭтуаль» насчитывает 250 магазинов в 52 регионах. Сеть объединяет небольшие магазины с более дорогим ассортиментом продукции, но меньшим количеством марок: сейчас в «ЛЭтуаль» представлено 150 марок (диаграмма 3) [6]. «ILE
DE BEAUTE» насчитывает 53 магазина, 40 из них – в регионах, 13 в Москве. В сети представлены все крупнейшие бренды (260 марок). В 2005 году «ILE DE BEAUTE» продемонстрировала такую же высокую динамику, как и «ЛЭтуаль» Диаграмма 3 – Количество представленных марок в крупных розничных сетях парфюмерии и косметики, шт. По результатам исследования, проведенного ROMIR Monitoring, данные сети не только контролируют большую
долю рынка, но и являются наиболее популярными у москвичей (диаграмма 4) [4]. Диаграмма 4 – Узнаваемость брендов парфюмерных сетей в Москве Так, «Арбат престиж» знают 73% москвичей, «ЛЭтуаль» - 58%, ILE DE BEAUTE – 13%. Доли остальных сетевых участников рынка составляют не более 10%. Чаще всего москвичи совершают покупки в «Арбат престиж» -
26% респонднтов, «ЛЭтуаль» - 8%, ILE DE BEAUTE и «Ол!Гуд» – по1% (диаграмма 5). На несетевые магазины приходится около 7% [11]. Диаграмма 5 – Предпочтения совершения покупки в парфюмерных сетях в Москве 51% респондентов ответили, что вообще не пользовались услугами парфюмерных магазинов за последние три месяца, а 44% не назвали наиболее часто посещаемую ими парфюмерную сеть.
По результатам исследования, проведенного ROMIR Monitoring, основными критериями выбора парфюмерной сети являются качество товара - 41%, приемлемый уровень цен - 34%, удобство месторасположения магазинов сетей - 31% (диаграмма 6). Диаграмма 6 – Критерии выбора парфюмерных сетей в Москве Кроме этого, важными критериями являются: широкий ассортимент товаров (28%), наличие товара,
который устраивает потребителя (25%), профессионализм продавцов (22%), а также скидки, распродажи, удобство расположения товара на полках, предыдущий опыт покупки, наличие дисконтных карт, уютные, удобные помещения, «фирменность»/ имидж магазина, рекомендации друзей/знакомых [1]. 2.1.2Прямые продажи Оборот отечественного парфюмерно-косметического рынка с каждым годом увеличивается за счет продаж через организованную розницу и прямые продажи косметики и парфюмерии.
По данным исследования РБК «Российский парфюмерно-косметический ритейл», в 2008 г. прямые продажи и продажи парфюмерно-косметических товаров по каталогам составили 32% рынка. Таким образом, за счет прямых продаж и торговли по каталогам в России было продано больше всего парфюмерно-косметических товаров, даже розничные сети продали меньше (30,1%). По оценкам РБК, оборот сектора прямых продаж косметики и парфюмерии (включая торговлю по бумажным
каталогам) составил в 2008 г. около $2,7-2,8 млрд, количество людей, занятых распространением косметики по состоянию на март 2008 г. – более 3 млн чел. или 2,1% всего населения России. Компаниями-лидерами по продаже косметических товаров через бумажные каталоги в России являются мировые MLM-компании: Avon, Oriflame, Amway, а также российская компания Faberlic, отдельно можно выделить компанию
Yves Rocher, успешно торгующую парфюмерно-косметическими товарами в России как по бумажным почтовым каталогам, так и через большую сеть собственных магазинов. По данным экспертов, на мировом рынке компания Avon безусловно превосходит по величине оборота компанию Oriflame, однако в России компании являются основными конкурентами и, по оценкам экспертов и аналитиков РБК, оборот российских отделений Avon и Oriflame в 2008 г. сопоставим.
В 2009 г. на российском парфюмерно-косметическом рынке ожидалось появление еще одного игрока – бразильской компании Natura Cosmeticos, работающей по бумажным каталогам, которая контролирует более половины рынка прямых продаж парфюмерии и косметики в Латинской Америке [1]. 2.1.3 Продажи через аптеки В последнее время актуализировался процесс совмещения разных ассортиментных направлений, среди которых наибольшую популярность приобрел drugstore (продажи через аптеки): совмещение
в одном пространстве парфюмерного и фармацевтического бизнеса. Специалисты сходятся во мнении, что аптеки в России стали одним из наиболее быстроразвивающихся каналов дистрибуции косметических средств. Это стало особенно заметно в последние годы. Аптеки становятся все более привлекательными для косметических компаний в качестве сбытового канала. Успешные бренды, которые продвигаются только через аптеки, такие как
Vichy от L'Oreal, создают позитивный прецедент синтеза фармацевтики и косметологии. Это разные технологии, но эксперты уверены, что косметический и лекарственный ассортименты ориентированы на одних и тех же потребителей. Отметим также, что потребители больше доверяют продуктам, созданным по медицинским технологиям. Поэтому в последнее время косметология все больше сближается с фармацевтикой. На стыке этих отраслей и возникли популярные сегодня направления в косметологии – парафармацевтика
и космецевтика. В крупных российских городах около 50% продаж в аптеках сегодня приходится на сопутствующие товары. Расширению аптечного сегмента парфюмерно-косметического рынка в нашей стране способствует успешное развитие продаж косметической продукции в сетевых аптеках, рост самих аптечных сетей, а также увеличение числа аптек, практикующих открытую форму торговли. Хотя на сегодняшний день в России, по признанию специалистов, доля аптек с открытой формой торговли
пока еще сравнительно невелика. Среди других причин активизации продаж косметических товаров аптечными учреждениями – отмечаемый в последние годы рост потребления дорогой косметики, а также бурное развитие фармацевтического рынка. В то же время существуют и определенные сдерживающие факторы, затрудняющие процесс реализации косметических товаров через аптеки. Например, аптеки не вполне успешно работают с брендами мультинациональных компаний, т.к. продажи парафармацевтики
характеризуются медленной оборачиваемостью при высокой наценке. Логично предположить и то, что высокие требования аптек к уровню дефектуры ставят их в невыгодное положение по сравнению с набирающими силу конкурентами: крупными сетевыми парфюмерными магазинами, супер- и гипермаркетами. И все же аптеки по всем признакам успешно выдерживают конкуренцию. За счет чего? Прежде всего, имеет значение специфический ассортимент.
Именно в аптеках уместны косметические продукты с выраженным лечебным или профилактическим действием, препараты, решающие специфические дерматологические проблемы. Такие средства при продаже чаще всего требуют консультации специалиста – здесь аптеки имеют явное преимущество по сравнению с магазинами. Последние не могут конкурировать с аптечными учреждениями и по уровню доверия покупателей, особенно если речь идет о дорогостоящих высокотехнологичных препаратах.
Это также дает аптекам возможность продавать продукты с высокой наценкой, пусть и при сравнительно небольшом обороте. Важное значение имеет удачная реклама. Так, неизменным успехом пользуются продукты, специально позиционированные для аптечного канала сбыта. При распространении косметических товаров через аптеки можно выделить две товарные группы: косметику массового спроса (которая одновременно может продаваться и в аптеках, и в магазинах) и лечебную косметику
(продаваемую преимущественно в аптеках). Массовые продукты, как правило, позволяют аптеке получить прибыль за счет высокой оборачиваемости, препараты с лечебным эффектом – благодаря более высокой наценке. Говоря о соотношении основных ассортиментных групп, можно отметить, что наибольшей популярностью пользуются средства для ухода за лицом и телом, за полостью рта. Затем идет косметика для детей, препараты для ухода за ногтями и волосами.
В крупных российских городах около 50% продаж в аптеках сегодня приходится на сопутствующие товары. Это быстрорастущие сегменты косметического рынка – продажи косметики через аптеки в 2008 году выросли на 21% по сравнению с 2006 г, когда продажи косметики через этот канал дистрибуции достигли 4,8% (некоторые оценки более скромны – считается, что пока доля аптек в общих продажах парфюмерии относительно мала – 3,1%). В начале 2009 года рост был уже на уровне 25%.
Ожидается, что в 2010 году продажи аптек вырастут еще на 16%. Большой интерес к аптекам (как к сравнительно новому каналу сбыта продукции) проявляют сами производители косметических товаров. При этом крупнейшие фирмы-производители практически никогда не имеют дела напрямую с розничным звеном, как это уже происходит в отношениях между производителями и крупными специализированными сетями. Обычная практика для взаимоотношений производителя с аптекой – заключение контрактов с крупными
дистрибьюторами. Роль последних в этом процессе очень велика: именно они имеют налаженные контакты с аптеками и развитую логистическую структуру, что дает возможность доставки товаров в аптечные учреждения в нужном количестве практически в любое время и с любой периодичностью. Некоторые специалисты прогнозируют формату drugstore хорошее будущее, поскольку полагают, что это очень удобно для потребителя. Считается, что аптеки становятся все более привлекательными для косметических
компаний в качестве сбытового канала. В крупных российских городах около 50% продаж в аптеках сегодня приходится на сопутствующие товары. Это связано с тем, что потребители больше доверяют продуктам, созданным по медицинским и косметологическим технологиям. Существуют бренды, которые продвигаются только через аптеки. Например, Vichy от L’Oreal. По данным «Старой крепости», продажи косметики через аптеки в 2008 году выросли на 21% по сравнению с 2006-м. Меняется и само отношение российского покупателя – он постепенно
привыкает к тому, что может найти в аптеке косметику и парфюмерию. Кроме того, существует мнение, что парфюмерный и фармацевтический бизнесы часто ориентированы на одних и тех же потребителей. Статистика некоторых аптечных оборотов показывает, что косметический ассортимент идет в аптеках очень хорошо. К примеру, в «Аптеках 36,6» – 50% ассортимента – косметика. Другие специалисты высказывают осторожные оценки относительно потенциала развития drugstore в
России. Во-первых, российский покупатель еще не избавился от привычки думать об аптеках как о магазинах, где продаются средства для здоровья, но не для красоты. Действительно, косметика сейчас присутствует во многих аптеках, но ее ассортимент до сих пор ограничен и специфичен, а объем продаж невелик. Во-вторых, основной плюс формата – возможность получения профессиональной консультации (от продавца с медицинским образованием) до сих пор не реализован в полной мере: сервис
большинства российских аптек устроен так, что потенциальному покупателю косметики сложно добиться внимания аптекарей, загруженных обслуживанием клиентов, пришедших в аптеку за лекарствами. В результате потребитель вынужден довольствоваться информацией, расположенной на этикетке. В связи с этим некоторым экспертам трудно поверить, что парфюмерные изделия вдруг начнут пользоваться в аптеках повышенным спросом. Но лидеры парфюмерно-косметического рынка пока не опасаются за свои позиции,
полагая, что появление этого аптечно-парфюмерного симбиоза едва ли вызовет существенные изменения. Традиционные аптечные сети также не видят в новом формате конкурента для себя [1]. 2.1.4 Продажа через Интернет Электронные продажи парфюмерии - динамично развивающийся канал сбыта. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, рост продаж через интернет в 2005 году вырос на 100% (с 0,8 до 8 млн. долларов). Интернет – это не только новый канал сбыта, он еще предоставляет
возможность оперативной связи с потребителями, являясь средством развития связей с общественностью и получения обратной связи о продукции. Плюсом этого канала сбыта является возможность производителей, продавая парфюмерию on-line, предложить большие скидки, благодаря чему растет лояльность покупателя к бренду [1]. Эксперты отмечают, что продажи он-лайн – это будущее продажи ароматов, и что продажи парфюмерии через Интернет будут устойчиво расти. Прямые продажи были основным способом распространения продуктов
для таких компаний, как Avon и Oriflame. Но и для них с ростом он-лайн продаж Интернет становится дополнительным мощным средством продаж косметики и парфюмерии. При этом заметно, что по сравнению с продажами парфюмерии объем продаж косметики и гигиенических средств он-лайн очень невелик. Такие тенденции отмечает Avon: объем продаж косметических продуктов в основном складывается из продаж представителей компании (прямых продаж) и продаж в магазинах.
Возможно, это связано с тем, что, продажи косметики и гигиенических средств в большей степени зависят от чувств покупателя, чем другие рынки. Кроме того, эта продукция обладает потребительскими характеристиками, которые нуждаются в более «близком» знакомстве (оттенки, консистенция, запах и т.д.). И такие секторы, как декоративная косметика, полагают специалисты, всегда будут против продаж в Интернете. Здесь можно рассчитывать на потребителей, хорошо знакомых с какой-то определенной маркой,
не рискующих ошибиться в выборе. А вот продажи парфюмерии в Интернете, по прогнозам специалистов, будут расти. В США, по данным Nielsen/NetRating, он-лайн продажи в ноябре 2006 года выросли на 22% по сравнению с тем же месяцем 2008 года. Похожие показатели отмечены и в Европе. В Великобритании (один из высоких процентов использования
Интернета) продажи потребительских товаров уверенно растут. По данным Euromonitor, в Великобритании количество он-лайн покупателей в ноябре 2008 года составило 23 млн. человек, которые потратили в сети 1,7 млрд. английских фунтов. Похоже, что потребители стремятся делать периодические покупки через Интернет, чем в переполненных магазинах. В других же странах
Европы, где также достаточное количество пользователей Интернета, например во Франции, Германии и Италии, по каким-то причинам он-лайн продажи не пользуются популярностью, их процент достаточно низок и почти незначителен. Еще одной особенностью данного канала сбыта специалисты называют тот факт, что сами он-лайн продажи больше ориентированы на более молодые возрастные категории [6].
2.1Культура потребления Динамичное развитие рынка и рост доходов населения позитивно сказывается на уровне и модели потребления парфюмерии в России. Модные тенденции в мире ароматов, как и в одежде, сейчас очень различны. В то же время у наших покупателей есть определенные приоритеты в запахах. Чаще это молодые люди до 30 лет, у которых нет аристократических привычек, и они предпочитают новые, динамичные свежие запахи, стильные и модные. Немаловажным фактором для сегодняшнего покупателя является
и упаковка. Например, пробные экземпляры Casual Friday, сам аромат очень хороший, но упаковка сделана из трубчатого картона и похожа на коробки для слайдов. На сегодня это слишком упрощенная концепция. Элитная парфюмерия и парфюмерия класса «люкс» должна представлять собой подарочный вариант – упаковка из качественного картона, на ней должны быть красивые, например золотые, надписи. Для сегодняшнего покупателя также, имеет значение реклама, не только реклама в российской
прессе, но и мировая реклама. Поскольку они путешествуют, очень многие читают зарубежные журналы Voque, Elle, Marie Claire и другие в оригинале. Реальность нашего времени - аромат приходит в Россию раньше, чем в другие страны. Сейчас уже бывает, что новинки появляются сначала на российском рынке, а потом на французском, например, Oblique от Givenchy. Это, как правило, экспериментальные ароматы, которые, прежде всего запускают на американском
рынке или в Азии, а теперь и в России, чтобы посмотреть, как воспримут не только сам запах, но и его рекламный образ. Компании апробируют новинки, чтобы во Франции не сделать ошибки. Появилась еще одна особенность продаж – флаконы маленьких объемов продаются гораздо быстрее, чем больших. В мужской парфюмерии туалетная вода объемом 50мл покупается либо чуть лучше, либо наравне с 30мл. В женской объем 30мл – это самая популярная позиция в начальный период продаж.
Банная линия при стандартном заказе занимает не более 20%. Сначала покупают маленький объем и не покупают банную линию не потому, что не нравится аромат, а из желания "проанализировать" аромат. Когда проходит один-два месяца и запах становится "принятым", увеличивается доля продаж флаконов больших объемов, когда виден выигрыш в цене. Период принятия запаха называют социализацией аромата, и в нынешних условиях, для новинки, он занимает
примерно два месяца. Хотя часто в России этот период сокращается, потому что аромат уже прошел на Западе, и к моменту выхода на российский рынок эти запахи российским клиентам уже известны. Постепенно у покупателей появляется «культура» потребления. Подавляющее большинство покупателей активно используют электронные и печатные СМИ для ознакомления с новинками рынка, консультируются со специалистами, посещают специализированные
интернет-ресурсы и салоны красоты. Факторы, влияющие на принятие решения о покупке у россиян: рекомендация друзей — 62%, «обещание» бренда — 58%, покупка любимой марки — 49%, цена — 49%, информация в журналах — 48%, мнение партнера — 30%, бесплатные пробники — 29%, информация в Интернете — 25%, рекламные кампании на ТВ и в прессе — 24%. Влияние факторов на принятие решения о покупке, в зависимости от пола потребителя: бесплатные пробники
- 39% женщин и 17% мужчин, лояльность к любимой марке - 56% женщин и 40% мужчин, мнение партнера - 18% женщин и 46% мужчин, информация в Интернете - 19% женщин и 33% мужчин [10]. Кроме этого, важными являются такие показатели, как известность и значимость товарного знака, качество оформления продукции, помогающие покупателю выделять продукцию в ряду конкурирующих марок [7]. Заключение - В настоящее время общий парфюмерный рынок достаточно велик
и его развитие эксперты оценивают как очень перспективное. - Российский рынок является чрезвычайно привлекательным для иностранных игроков. - Развитию рынка парфюмерно-косметической продукции способствует рост платежеспособности населения и развитие инфраструктуры. Кроме этого, россияне являются самыми активными по сравнению с западными потребителями парфюмерно-косметической продукции, они готовы тратить большую долю своего дохода на такую продукцию.
В частности, в результате роста уровня жизни населения и увеличения доли среднего класса, имеет место тенденция постепенного превращения люксовых марок в продукт массового потребления. - В последние несколько лет идет процесс перераспределения каналов дистрибуции парфюмерии в пользу универмагов, специализированных магазинов и «магазинов возле дома» и сокращения доли открытых рынков. Наиболее острая борьба за покупателя ведется среди специализированных магазинов и универмагов, которая
сопровождается высокими темпами роста расходов на рекламу и PR, на программы привлечения и удержания клиентов. - Основные игроки розничной продажи парфюмерно-косметической продукции - "Арбат Престиж", "Л'Этуаль", "ILE DE BEAUTE ". По результатам исследований, эти компании лидируют у покупателей и по показателю узнаваемости
и по числу совершения покупок. - Постепенно у российских покупателей формируется культура потребления, складываются определенные приоритеты и предпочтения в запахах. Целевой группой являются молодые люди до 30 лет, неконсервативные, склонные к новизне, следующие модным тенденциям. Покупатели знакомятся с новинками рынка посредством электронных и печатных СМИ, консультируются со специалистами, посещают специализированные интернет-ресурсы и салоны красоты.
Рыночная структура становится аналогичной западным и мировым стандартам. Дистрибуторам в связи с этим следует обратить внимание на более четкое позиционирование и продуманную ассортиментную политику, повышение качества работы с потребителем, подбор и обучение персонала, рациональное использование площади, интерьер, способы организация товара, а также стимулирование сбыта на месте продажи. Список использованных источников 1.«Дистрибуция косметики и розничные сети» [Электронный ресурс] //
http://www.salespro.ru. 2.ГОСТ Р 51578-2000 Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия [Электронный ресурс] // http://gosts.skgvh.ru. 3.Косметика в AVON [Электронный ресурс] // http://avon-lysva.ucoz.ru. 4.Обзор «Парфюмерные сети: предпочтения москвичей» [Электронный ресурс] // http://www.sostav.ru. 5.Рынок парфюмерии в России в I полугодии 2009 г [Электронный ресурс] // http://www.equipnet.ru.
6.Рынок парфюмерии и косметики в России [Электронный ресурс] // http://www.informarket.ru. 7.Рынок парфюмерии и косметики в России [Электронный ресурс] // http://elit-galand.ru. 8.Рынок парфюмерии и косметики в России [Электронный ресурс] // http://www.chuvashia.com. 9.Рынок парфюмерии и косметики в России: состояние и перспективы развития [Электронный ресурс] // http://www.credinform.ru. 10.Сайт «Евро-Упак» / Новости /
От парфюмерии к косметике [Электронный ресурс] // http://www.euroupack.ru. 11.Сайт «Уникальные коммуникации» [Электронный ресурс] // http://www.unikcom.ru. 12.Сайт журнала «Sales Business» [Электронный ресурс] // http://www.salespro.ru. 13.Сайт универсальной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |