--PAGE_BREAK--Возмещение причиненного вреда может быть связанно с возмещением суммы ущерба своими средствами, или устранении вреда своими силами. Заглаживание вреда иным образом может заключаться в извинении перед потерпевшими, компенсации стоимости лечения, лекарств и т.д.
Следует иметь ввиду, что закон говорит лишь о возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Вопрос этот не решается автоматически, и освобождение не является правом виновного. Правоохранительные органы оценивают все обстоятельства дела, личность виновного, степень возмещенного ущерба, действенность помощи, оказанной следствию и суду. Все вместе дает основания судить о глубине и искренности раскаяния, что позволяет принять решение о возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
Вопрос об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лица, совершившего преступление средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого, может быть решен только в случаях, специально предусмотренных в Особенной части УК. Так, например, в соответствии с примечанием к ст.126 лицо, добровольно освободившее похищенного человека, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления. Аналогичные нормы предусмотрены в статьях 205 (терроризм), 206 (захват заложников), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, и взрывных устройств), 223 (незаконное распространение оружия) и др.
СТАТЬЯ 76 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим».
Освобождение то уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим по законодательству, действовавшему до введения в действие УК, предусматривало возможность примирения с потерпевшим только по делу так называемого частного обвинения. Сущность его заключалась в том, что дела частного обвинения могли возбуждаться только по жалобе потерпевшего и подлежали прекращению в случае примирения с потерпевшим обвиняемого.
Существенным является различие нового законодательства от ранее действовавшего и по существу. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим может применяться к более широкому кругу лиц – ко всем лицам, совершившим преступления небольшой тяжести.
Рассматриваемый институт может рассматриваться если преступление совершено впервые. При этом, если лицо было осуждено и его судимость не снята и не погашена, не имеет значения какое наказание было назначено. Даже если наказание было не связанно с лишением свободы, – освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим к нему не применимо.
Виновный может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим лишь в том случае, если он загладит причиненный ему вред. Возмещение причиненного вреда может быть связанно с возмещением суммы ущерба своими средствами, или устранении вреда своими силами. Заглаживание вреда иным образом может заключаться в извинении перед потерпевшими, компенсации стоимости лечения, лекарств и т.д.
Следует иметь ввиду, что закон говорит лишь о возможности освобождения от уголовной ответственности. Вопрос этот не решается автоматически, и освобождение не является правом виновного. Правоохранительные органы оценивают все обстоятельства дела, личность виновного, степень возмещенного ущерба, действенность помощи, оказанной следствию и суду. Все вместе дает основания судить о глубине и искренности раскаяния, что позволяет принять решение о возможности освобождения от уголовной ответственности.
СТАТЬЯ 77 " Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки ".
Лицо, совершившее преступление может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что к моменту рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки это лицо перестало быть общественно опасным. Отпадение общественной опасности лица, его совершившего, делает нецелесообразным не только наказание, но и привлечение к уголовной ответственности виновного.
Для освобождения от уголовной ответственности лица в ряде случаев является достаточным изменение конкретной обстановки в масштабах населенного пункта, предприятия, учреждения или даже семьи.
Изменение обстановки может, например, выразиться в призыве виновного в армию, поступлении на работу или в учебное заведение. В такой обстановке отпадает общественная опасность лица, так как оно попадает в условия, в которых появляется возможность эффективного воспитательного воздействия на него, контроля за его поведением и пр.
Изменение обстановки возможно и в более значительных масштабах. Так, например, во время землетрясения в 1989 году в Армении имели место случаи включения в активные спасательные работы лиц, совершивших до этого преступления, что свидетельствовало иногда об отпадении их общественной опасности.
Изменение обстановки может привести к отпадению общественной опасности деяния, что свидетельствует об отпадении общественной опасности лица. Так, например, Гончаров был признан виновным в незаконной порубке в берегозащитном лесу. Однако ко времени рассмотрения дела в суде выяснилось, что место, в котором была совершена незаконная порубка леса, подлежит затоплению крупным водохранилищем. В связи с этим возникла необходимость спешной вырубки леса и вывоза древесины. Гончаров был освобожден от уголовной ответственности.
Итак, здесь можно выделить два условия:
а) лицо должно впервые совершить преступление;
б) это преступление должно быть небольшой или средней тяжести.
СТАТЬЯ 78 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности».
Под давностью привлечения к уголовной ответственности понимается истечение с момента совершения преступления определенных сроков, после чего при соблюдении виновным указанных в законе условий он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Название рассматриваемой нормы не соответствует ее содержанию, так как срок давности исчисляется до момента вынесения приговора. Следовательно, в законе установлена давность осуждения, а не давность привлечения к уголовная ответственности.
Чем меньше проходит времени между преступлением и наказанием, тем, как правило, выше эффективность его воздействия. И напротив, наказание лица через значительный промежуток времени после совершения им преступления по общему правилу становится нецелесообразным с точки зрения осуществления целей наказания.
Известное значение имеет и то, что со временем затрудняется расследование преступления, в ряде случаев утрачиваются или теряют свою силу доказательства, забываются или искажаются в памяти сведения, известные свидетелям, поэтому правильное рассмотрение судом дела во многих случаях становится или затруднительным или невозможным.
В интересах неотвратимости наказания уголовная ответственность должна наступать тотчас по совершении преступления. Это предопределяет эффективность наказания. Кроме того, тот факт, что лицо в течении значительного времени не совершило новых преступлений, свидетельствует о меньшей степени его опасности. Именно поэтому закон устанавливает сроки, по истечении которых отпадает необходимость привлечения лица к уголовной ответственности.
Сроки давности дифференцируются в зависимости от тяжести совершенных преступлений. Минимальный срок, который должен пройти со дня совершения преступления, установлен для преступлений небольшой тяжести. Он составляет два года. Для преступлений средней тяжести – 6 лет, для тяжких – 10 лет, для особо тяжких – 15 лет.
В отличие от порядка, существовавшего ранее, совершение нового преступления не прерывает срока давности. В этом случае сроки давности исчисляются самостоятельно по каждому преступлению в отдельности. Поэтому, за одно из них он может истечь, а за другое – еще нет.
Течение давности приостанавливается, если лицо уклоняется от следствия или суда. Об этом может свидетельствовать нарушение избранной в отношении него любой меры пресечения, а также неявка по вызову органов дознания, следствия или суда лица, которое привлечено в качестве обвиняемого или задержанного в качестве подозреваемого, но бежало из — под стражи. Один лишь факт перемены места жительства лицом, которое было привлечено в качестве подозреваемого или обвиняемого и не вызывалось в органы дознания, следствия или в суд, не дает основания рассматривать его как скрывавшееся.
В срок давности засчитывается время до того, как лицо скрылось, и после того как оно было задержано или явилось с повинной, ибо с этого момента течение сроков давности возобновляется.
Если факт истечения сроков давности будет выявлен после возбуждения дела, в стадии предания его суду, а также во время судебного разбирательства и т.п. – суд выносит определение или постановление о прекращении дела.
Иначе решается вопрос о применении сроков давности, если лицо совершило преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы. Вынося приговор, суд решает, применить ли давность к осужденному. Однако, даже если суд не применит срок давности, наказание не применяется в полную силу, а заменяется лишением свободы на определенный срок.
Следует отметить, что в соответствии с международными соглашениями не применяются сроки давности к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 353 (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны), 356 (применение запрещенных средств и методов ведения войны), 357 (геноцид), 358 (экоцид).
СТАТЬЯ 79 «Условно — досрочное освобождение от отбывания наказания».
В новом УК сохранен институт условно-досрочного освобождения от наказания, имеющий важное значение для перевоспитания осужденных, сокращение случаев совершения повторных преступлений, способствующих достижению целей наказания и, тем самым, содействующий борьбе с преступностью. Вместе с тем, по сравнению с ранее действующим УК (ст.53) в соответствии со ст.79 нового УК в положение закона об условно — досрочном освобождении от отбывания наказания внесены существенные, принципиальные изменения.
Условно — досрочное освобождение от отбывания наказания может применяться не только к лицам, осужденным к лишению свободы, исправительным работам или направлению в дисциплинарный батальон (теперь — к содержанию в дисциплинарной воинской части), как это было ранее, но и к лицам осужденным и отбывающим такие наказания, предусмотренные в новом УК, как ограничение по военной службе и ограничение свободы.
Основанием для применения условно — досрочного освобождения является не исправление осужденного, заключавшееся в его примерном поведении и в честном отношении к труду ( а для несовершеннолетних еще требовалось и добросовестное отношение к обучению), а признание судом того обстоятельства, что для своего исправления такое лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Такой вывод может быть сделан судом только на основе всестороннего учета характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, всей совокупности данных, характеризующих его поведение до и после совершения преступления, и других обстоятельств по делу.
Устанавливая конкретные сроки наказания, которые должны быть отбытыми для предоставления осужденному права на условно — досрочное освобождение, в новом УК эти сроки определяются в зависимости от категорий преступлений; при осуждении за преступления небольшой или средней тяжести требуется отбытие не менее половины назначенного судом срока наказания, при осуждении за тяжкое преступление — не менее двух третий, при осуждении за особо тяжкое преступление, а также для лиц, которые ранее условно — досрочно освобождались, если условно — досрочное освобождение было отменено в соответствии с предусмотренными в законе основаниями (часть 7 ст.79) — не менее трех четвертей. В прежнем же УК данный вопрос решался с учетом целого ряда обстоятельств — в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, срока лишения свободы, назначенного судом осужденному, и других…
В новом указе установлено, что условно — досрочное освобождение может иметь место только после фактического отбытия осужденным наказания в виде лишения свободы сроком не менее шести месяцев, что позволит суду более объективно оценить; нуждается ли осужденный для своего исправления в дальнейшем отбывании назначенного ему наказания или нет.
Новый УК не предусматривает условно — досрочного освобождения к определенным категориям осужденных. Поэтому все осужденные к срочным видам наказания при наличии предусмотренных в законе оснований имеет право на условно — досрочное освобождение лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть условно — досрочно освобождено, если судом будет признано, что такое лицо не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы.
В ст. 79 УК не содержится положения ранее действовавшего УК о том, что применяя условно — досрочное освобождение от наказания, суд может возложить на определенный трудовой коллектив, с его согласия, обязанность по наблюдению за условно — досрочным освобожденным в течение неотбытой части назначенного судом срока наказания и проведению с ним воспитательной работы.
Согласно час.6 ст. 79 нового УК контроль за поведением лица, освобожденного условно — досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.
В комментируемой статье нового УК, в отличие от прежнего, отсутствует указание о том, что при условно — досрочном освобождении от наказания осужденный может быть освобожден также от дополнительных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В статье сформулировано правило, согласно которому, при условно — досрочном освобождении лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания, т.е. любого из дополнительных наказаний, предусмотренных в законе и назначенных судом.
Применяя условно — досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного следующие обязанности: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи, а также суд может возложить на осужденного и другие обязанности, способствующие его исправлению. Все эти обязанности должны исполняться осужденным в течение оставшейся неотбытой части наказания.
В новом УК вопрос об основании отмены условно — досрочного освобождения и ее правовых последствиях решается более детально с учетом потребностей практики и достижений науки уголовного права. В частности, впервые в данную статью включено положение о том, что если осужденный в течение оставшейся неотбытой части наказания совершил нарушение общественного правопорядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился то исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно — досрочного освобождения, то суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением освобожденного, может постановить об отмене неотбытой части наказания.
В случае же совершения таким лицом умышленного преступления суд назначает ему наказание по правилам назначения наказания по совокупности приговоров. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условно — досрочное освобождение.
При условно — досрочном освобождении от наказания, срок, уже отбытый осужденным должен составлять не менее половины, двух третей и трех четвертей и т.д. от срока назначенного судом в качестве наказания. Эти сроки не могут быть сокращены.
“В тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или помилования либо постановлением суда, суд при применении условно — досрочного освобождения должен исчислять фактическую часть отбытого наказания, исходя из наказания, установленного актом амнистии или помилования либо постановлением суда”*
Итак, обобщим вышесказанное:
В российском уголовном праве продолжительность сроков давности уголовного преследования ставится в зависимость от тяжести совершенного преступления.
продолжение
--PAGE_BREAK--