Реферат по предмету "Культура и искусство"


Золотое кольцо России: Владимир, Суздаль, Боголюбово

Санкт-Петербургский институтуправления и права
Факультет международного менеджментаи туризма

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Культура России
тема: Золотое кольцо России:Владимир, Суздаль, Боголюбово

Студентка: Пыжикова В.О.
(первый курс, очная форма обучения)
Научный руководитель:
Земцова И.В.
Санкт-Петербург 2006

Оглавление
 
Введение
Глава 1. «Золотое кольцо» России
Глава 2. Суздаль
Глава 3. Владимир
Глава 4. Боголюбово
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
 
В Золотое кольцо Россиивходят города: Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Кострома,Ярославль, Плес, Владимир, Суздаль, Боголюбово, Юрьев-Польский, Палех, Шуя,Углич.
В своей курсовой работе япознакомлю читателя с тремя древнейшими городами Золотого кольца России:Владимир, Суздаль, Боголюбово, объединяющей чертой которых являетсябелокаменное зодчество.
Белокаменная летопись наРуси начинается с 1165 года – со времен постройки по велению князя АндреяБоголюбского храма Покрова на Нерли. В отличие от сооружений Киевской Руси, гдеиспользовался кирпич-плинфа, во владимирско-суздальских и московскихсооружениях с XIII-XIV веков использовались блоки белого камня. В Подмосковьестимулом к интенсивной добыче белого камня, так называемого мячковского известнякаи доломита, послужило решение Дмитрия Донского окружить Кремлевские постройкикаменной стеной. С тех пор Москва получила эпитет – «белокаменная». Природныйбелый камень с честью выдержал испытания веками. Величественные белокаменныесооружения с резными украшениями и орнаментами уже более восьми столетийвоплощают эстетическую самобытность и техническое мастерство русских зодчих.Белые известняки, желтые доломиты, бежевые песчаники придают строгость ииндивидуальность фасадам и интерьеру зданий. В камне есть то, на чем всегдаможно остановить взгляд. Элементы белого камня великолепно подчеркивают«главные линии» фасадов, хорошо сочетаясь с облицовочным кирпичом, штукатуркой,деревом. Изделия из камня Русской платформы неповторимы и индивидуальны. Ониявляются символом долговечности, прочности и красоты.

Глава 1.«Золотое кольцо» России
 
Владимир и Суздаль частоназывают «воротами» «Золотого кольца». И не только потому, что одна из главныхдостопримечательностей Владимира — древние «Золотые ворота», под сводамикоторых проходили с победой полки Александра Невского и Дмитрия Донского.
Владимиро-Суздальское княжество более 250 лет былоцентром всего древнерусского мира. Расцвет его пришелся на XII век, времяправления двух братьев-князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.Настоящий средневековый замок, построенный князем Андреем во владимирскойслободе Боголюбове, слыл в то время «восьмым чудом света». Был в замке инастоящий зоопарк — туда князь привез первых в России слонов.
Зато время пощадило одно из самых лирическихтворений древнерусской архитектуры — храм Покрова Богородицы на реке Нерль,заложенный по приказу Андрея Боголюбского в память о погибшем сыне. Тысячилюдей приходят сюда, чтобы поклониться таланту неизвестных зодчих, безупречновыполнивших наказ князя: «чтобы узревши храм хоть раз, никто не мог сказать,что в жизни его не было счастливых минут».
Многочисленные археологические памятники обнаруженыу озера Плещеево (Переславль-Залесский), близ Углича, по берегам Волги, у деревниФатьяново близ Ярославля. Славянские курганы IX-XIIв.- свидетели начала русской народности. В архитектурных памятниках городовотражена история национального зодчества; первые каменные постройки на этойземле- храмы XII-XIIIвв.; Бориса и Глеба в Кидекше, Успенский (Главный на Руси) и Дмитриевскийсоборы во Владимире, собор Рождества Богородицы в Суздале, Спасо-Преображенскийсобор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковьпокрова на Нерли, остатки резиденции князя Андрея Боголюбского в Боголюбове.
Две архитектурные жемчужины Владимира и всего«Золотого кольца» — Дмитриевский и Успенский соборы. Первый — весь, словнокружевом, одет белокаменной резьбой, второй — аскетичен в своем строгомвеличии. Вплоть до середины XV века в Успенском соборе принималивеликокняжеский титул все московские государи. А итальянец АристотельФьораванти специально приезжал во Владимир посмотреть на «эталонный» храм,чтобы впоследствии по его подобию выстроить главный, Успенский соборМосковского Кремля.
«Почти всюду по «Золотому кольцу» — от города кгороду – шестьдесят- семьдесят километров. Это не случайность и не прихоть, астрогая обусловленность истории. Города и крепости ставили в старину нарасстоянии древного перегона лошадей. Ямщик или верховой покрывали эторасстояние в два приема. Покормят разгоряченных лошадей через тридцать верст,подкрепятся сами и опять в путь- теперь уже до крепости. Там останавливайся наночлег либо меняй лошадей и дальше- по делу ли казенному или по спешной собственнойнадобности.» [1]
Глава 2.Суздаль
Суздаль возник на основедревнейшего сельскохозяйственного торгово-ремесленного поселения, в периодраспада родовых отношений, на заре формирования нового феодального общества.Это город во Владимирской области, центр Суздальского района. Население 12 тыс.человек. Суздальская земля- это степная полоса, богатое плодородное ополье,тянувшееся от берега Клязьмы, вдоль правого берега реки Нерль до Переяславскогоозера. Впервые упоминается в 1024 году; как город-крепость- в 1096 году. В 1-йполовине XII века при Юрии Долгоруком был центромРостовско-Суздальского княжества. С середины XIII века столица самостоятельного Суздальского княжества.Суздаль- старейший христианский приход в Северо-Восточной Руси (уже в XI веке здесь было подворьеКиево-Печерского монастыря с церковью Св.Дмитрия).
На рубеже XI-XII века по воле Владимира Мономаха в Суздале из кирпичаплинфы построили большой шестистолпный трехапсидный собор. В 1148 г. на месте этого собора Юрий Долгорукий возвел белокаменный собор. В 1222-1225 г. на основании собора 1148 г. князь Юрий Всеволодович построил новый собор. В 1238 году сожженмонголо-татарами.
В XIII веке в городе были возведены новыемонастыри: Троицкий построили рядом с Ризоположенским монастырем,Александровский, связанный с именем Александра Невского,- к северо-западу отних, на южной окраине города вырос Введенский монастырь, а на восточной-Васильевский.
Значение Суздаля возрослов XIV веке при усиленииСуздальско-Нижегородского княжества. Нижегородские князья Андрей и БорисКонстантиновичи основали в середине XIV веке два новых монастыря- Покровский (женский) и Спасский (мужской),которые усилили оборону города с севера. Спасский монастырь впоследствии сталназываться Спасо-Ефимиевым. Оба монастыря были деревянными и здания эти несохранились, но они так и остались крайними точками Суздаля.
С XIV века Суздаль являлся центромсуздальской епископии. В 1608-1610 году польско-литовские захватчики причинилиСуздалю страшный ущерб.
Суздальская земляпрославилась своими мастерами, вышедшими из простых ремесленников и ставшимизнаменитыми зодчими. Среди них: Иван Грязной, Андрей Шмаков и Иван Мамин,создавшие немало архитектурных шедевров в русских городах.
В Суздале нельзя найтидва одинаковых церковных навершия, даже форма куполов ни разу не повторяется.Суздальским мастерам принадлежит изображение вогнутого шатра, которым украшеныНикольская, Антипиевская, Богоявленская, Скорбященская церкви. Храмы древнегоСуздаля богато украшены узорами и элементами декора, ставшими традиционными длясуздальских художников и зодчих.
Рождественский собор
Архитектурное решениеРождественского собора было сродни постройкам на юге Киевского княжества.Интересно, что план собора почти в точности совпадает с планом собора УспенияБогородицы в Киево-Печерском монастыре, что подтверждают летописные источники.Сходство это, скорее всего, неслучайно.
Успенский собор постоянноремонтировали и обновляли его внутреннее убранство. Основной причиной обрушенияверхней части собора стали неглубокая закладка фундамента (0,6 м.) в насыпном грунте неизвестного происхождения. Юрий Долгорукий постарался учесть ошибкиотцовских зодчих. Он приказал сделать подсыпку грунта вокруг нового фундаментана расстоянии в 20 метров от храма. При этом глубина фундамента увеличилась до 3,1 м.
СтроительствоРождественского собора тоже стало для великого князя важным политическим делом.В Ростове не было каменных храмов, а в Суздале строили уже второй.
Надо отметить, чтопереименование Успенского собора в Рождественский произошло именно при первойперестройке храма, вернее, при его освещении новгородским архиепископомНифонтом.
В 1222 году после второгообрушения верхней части Рождественского собора, по приказу Юрия Всеволодовичасобор разобрали, а на его месте выстроили новый белокаменный храм.
Сохранился фрагментфрески в нижней части стены, обнаруженный при раскопках. Архитектура соборабыла призвана внушать простым людям трепет и уважение к христианскому Богу.
«К сожалению, вновьвыстроенный собор тоже не дошел до наших дней в своем первоначальном виде, таккак в 1445 году вновь произошло обрушение его верхней части. В результате всехперестроек от первоначального здания остался лишь нижний ярус, позволяющийпредставить внешний вид и внутренний интерьер этого удивительного памятникадревнерусского зодчества.»[2]
Церковь Бориса и Глебав Кидекше
Рассказывая о древнихпамятниках суздальской архитектуры, нельзя умолчать о белокаменном храме Борисаи Глеба, построенном в 1152 году на территории княжеской крепости.
Храм этот построен впамять о святых великомучениках Борисе и Глебе, сыновьях великого князяКиевской Руси Владимира Красное Солнышко.
С севера и юга в видедвух овражков сохранились следы былых въездов в крепость со стороны пристани.Храм пережил много событий, в том числе и монголо-татарское нашествие 1238года. Храм много лет простоял без кровли, его своды, восточная часть стен,верхи алтарных апсид начали рушиться. Лишь в XVI-XVIIвеке духовенство приняло решение о восстановлении храма. Для ремонтаиспользовали старый белый камень, которого не хватило на восточную частьздания. Храм завершили новым сомкнутым сводом, сделанным наспех.
По своему типу церковьБориса и Глеба похожа на храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор воВладимире. Таких одноглавых кубических трехапсидных храмов на Руси в XII веке было построено немало. Однакообраз храма значительно отличается от других. В нем нет утонченной хрупкости истройной ярусности Покрова на Нерли, нет пышного резного убора Дмитриевского собора.В Кидекше все гораздо проще и суровее. Храм имеет форму куба, он неподвижен всвоем спокойствии и величии.
При всех совершенныхперестройках церковь Бориса и Глеба в Кидекше остается выдающимся памятникомдревнерусского зодчества, древнейшим памятником белокаменной архитектуры.Творческий почерк мастеров, создавших это здание, определяется прежде всегочеткими геометрическими формами, точностью контуров в горизонтальной ивертикальной плоскостях. Строители храма владели техникой белокаменной кладки. Такумели строить только зодчие из Галича, которые были знакомы с романскойархитектурой стран Западной Европы.
Вначале проявленийинтереса к формам романской архитектуры почти не было. Сам Долгорукий былпоклонником греческого искусства. В храмах периода его правления просто немогли появиться новые элементы, не связанные с русско-византийскими традициями.
К югу от храма в конце XVII века были установлены изящные Святыеворота, выполненные из кирпича. Они имеют очень нарядный фасад и фигурныймногопластовый верх.
 
Глава 3.Владимир
Древние русичи умеливыбирать место для поселений. Владимир занимает высокое плато на берегуКлязьмы. Город окружен живописными пойменными лугами и синеющими до горизонталесами.
Первые десятилетия своегосуществования Владимир был пригородом богатых русских городов Ростова иСуздаля. Ростовские бояре отзывались о городке презрительно, называя егогородом псарей.
Границы города-крепостибыли определены самой природой: крутые северные склоны спускались в долинуречки Лыбеди, на юге естественным рубежом был обрывистый берег Клязьмы, назападе и востоке доступ врагу был затруднен множеством глубоких оврагов,соединенных искусственным рвом, отрезавшим город от плато.
Крепость по всемупериметру окружали огромные земляные валы, на гребне которых были выстроеныдеревянные стены. Общая длина земляного вала составляла почти 3 км. На самом высоком месте новой крепости по приказу Мономаха была выстроена каменная церковьСпаса. Территория крепости и стала центром будущей столицы Руси.
В 1158-1165 гг. в городеразвернулось грандиозное строительство. Все незащищенные участки разросшегосягорода были охвачены поясами новых крепостных валов. В западной части городабыло четыре надвратные башни.
Рядом с Золотыми воротамикнязь Андрей построил новый княжеский двор с белокаменной церковью Спаса. Наюго-западе Владимира вырос грандиозный Успенский собор.
Посадская часть Владимирарасполагалась в восточном треугольнике, прикрытом валами и крепостными стенами.Именно там, недалеко от моста через Лыбедь, были выстроены вторые белокаменныеворота- Серебряные. Дорога, на которую они выводили, вела к Боголюбову иСуздалю.
После трагической кончиныАндрея Боголюбского на владимирском престоле воцарился его брат, ВсеволодЮрьевич. При нем происходило дальнейшее усиление великокняжеской власти, чтопривело к волнениям среди горожан и народным восстаниям.
Вскоре был построен новыйроскошный княжеский дворец и белокаменный Дмитриевский собор (1194-1196). Всеэто было обнесено крепкой каменной стеной и получило название «детинец»(крепость в крепости).
К концу XIII века Владимир представлял собойживописное зрелище. Особенно красив был город со стороны южного фасада,обращенного к Клязьме. На западном холме стояли церковь Николы и Вознесенскиймонастырь. С южного угла спускалась к оврагу крепостная стена, а от Волжскихворот она вновь поднималась к углу Среднего города. В центре всей панорамывозвышался Успенский собор, а по его сторонам были видны Дмитриевский иРождественский соборы.
Во второй половине XII века культура Владимирской Русипереживала расцвет. Появились признанные мастера в области архитектуры,талантливые живописцы, возникла благодатная почва для оживленной литературнойдеятельности.
Татарские полчищаобрушились на Владимир в 1238 году. Несмотря на героическую оборону, город пал.Он был сожжен и разграблен, но и после этой трагедии Владимир остался центромкультурных традиций Северо-Восточной Руси.
В начале XV года Владимир был опустошен войскомхана Едигея. Обгоревший Успенский собор поручили расписывать заново артелиАндрея Рублева и Даниила Черного. Фрагменты росписи и отдельные фрески можно исейчас увидеть на стенах собора.
Укрепления Владимираболее не восстанавливались, заново были отстроены только бревенчатые стены Среднегогорода. В конце XV века началасьперестройка храма Княгинина монастыря.
Именно этот периодсчитается историками временной гранью, за которой Владимир окончательно утратилстатус столицы и превратился в рядовой город с богатым прошлым.
Развитие промышленности вРоссии Владимира почти не коснулось. На главной городской улице вырослонесколько доходных домов с торговыми помещениями. У подножия южного склона в 1861 г. прошла ветка Московско-Нижегородской железной дороги, которая лишь обезобразила южнуюпанораму Владимира.
Золотые ворота
Золотые воротапредставляют собой уникальный памятник русской военно-оборонительнойархитектуры. За прошедшие века внешний вид ворот сильно изменился, так какпосле военных действий их всякий раз приходилось реставрировать.
Первый раз воротаполучили повреждения при штурме Владимира монголо-татарами в 1238году. В XV веке надвратную церковь обновляли попроекту известного московского архитектора В.Д.Ермолина. Последняя переделкаЗолотых ворот производилась в начале XIX века.
Золотые ворота выполнялидвойную функцию: крепостной башни и парадных ворот для въезда в столицу. Вкачестве военно-оборонительного сооружения Золотые ворота сыграли значительнуюроль в дни осады города монголо-татарами.
Величественность арочногопроема и большая высота башни придавали внешнему виду сооружения характертриумфальной арки. Таким образом, Золотые ворота полностью соответствовали ивторой своей функции- торжественному въезду на главную улицу Владимира.
Собор УспенияБогородицы
Центром архитектурногоансамбля новой столицы Руси стал Успенский собор, заложенный по указу АндреяБоголюбского в 1158 году. Здание собора господствовало над городом. Егосверкающий купол был виден с дальних высот, поросших лесом, где проходиладорога от Мурома. Новый собор походил на могучего богатыря в золоченом шлеме,возвышающегося над Клязьмой.
Местных мастеров дляпостройки такого грандиозного сооружения оказалось недостаточно, и Боголюбскийраспорядился пригласить строителей со всех окрестных поселений. В числемастеров по белокаменной кладке были выходцы из-за границы, с романскогоЗапада, присланные князю Андрею императором Фридрихом Барбароссой[3].В Средневековье подобный сбор строителей был обычным делом.
В 1160 году Успенскомусобору были пожалованы обширные земельные владения, кроме того, еще и десятаячасть княжеских доходов, что ставило храм на один уровень с Десятинной церковьюв Киеве.
Успенский собор оказалсяв эпицентре событий грозного 1238 года, когда татарские полчища двинулись наРусь. Батый начал штурм города 7 февраля 1238 года. Татары ворвались в городчерез проломы в крепостных стенах и смерчем пронеслись по столице. Семьявеликого князя вместе с кучкой бояр нашла убежище в Успенском соборе. Горожанехрабро сражались, но все усилия были напрасны. Семья Юрия Всеволодовича и всеостальные погибли в огне. Сам же собор устоял.
«Вокруг пылала отчаяземля-
Стога, деревни, церкви иповети.
А здесь, внутри, застенами кремля-
Не только жены, старики идети.
Здесь, за стеною жил нетолько князь,
Митрополит и славныйвоевода,
Но древних буквзатейливая вязь-
Язык, культура и душанарода…
Как мало нынче знаем мы оних,
О тех, погибших в тойкровавой тризне!
Ведь в те года сгорелостолько книг.
А книги- тоже продолженьежизни.»[4]
К концу XIII века здание Успенского собора былообновлено. Его покрыли оловом и пристроили к юго-западному углу приделПантелеймона, который впоследствии был разрушен.
Внешний вид соборапостройки 1185-1189 гг. значительно отличался от первоначального. Композициявнешнего облика храма приобрела традиционную ярусность, характерную дляцерковных сооружений XI-XII вв.
Внутреннее пространствохрама поражает высотой и обилием свободы и света. По высоте собор был равенсамому крупному сооружению Древней Руси- Софийскому собору в Киеве. Зодчие,возводившие Успенский собор, сумели сделать высоту храма особенно ощутимой,усилив эффект шестью легкими стройными столбами, несущими своды собора. Главахрама имела 12 окон, из которых лился мощный поток света.
В соборе были погребеныАндрей Боголюбский, его брат и наследник престола Всеволод III и другие члены княжеской семьи.
В 1189 году быловосстановлено внутреннее убранство Успенского собора, в том числе и фресковаяроспись. До наших дней сохранилось только несколько фрагментов, часть которыхскрывает иконостас.
Дмитриевский собор
Годы княжения Всеволода III характеризуются всплеском народныхволнений. Чтобы обезопасить себя и своих приближенных, великий князь приказалвозвести в южной части Владимира каменную стену вокруг княжеских палат, создавдетинец.
Именно на территориидетинца был заложен дворцовый храм- Дмитриевский собор, который должен былолицетворять силу и могущество владимирского князя.
Успенский и Дмитриевскийсоборы стоят почти рядом друг с другом, на протяжении столетий восхищая людейсвоей красотой и величием. За восемь лет Дмитриевский собор пережил многое:пожары, обветшание и перестройки.
Время постройки собораспециалисты приблизительно относят к 1194-1197 гг. Храм был посвящен святомувеликомученику Дмитрию Солунскому. В год окончания строительства собора изФессалоник была доставлена драгоценная реликвия, икона Дмитрия Солунского,ставшая храмовым образом этого собора.
«По плановой и объемнойсхеме Дмитриевский собор почти полностью повторяет церковь Покрова на Нерли.Однако разница между ними очень существенная. Стройные, изящные пропорциицеркви Покрова в Дмитриевском соборе сменилась спокойной и торжественной уравновешенностью.Нижняя часть Дмитриевского собора лишена скульптурного убранства, но зато вышеаркатурно-колончатого пояса стены богато декорированы скульптурой. Скульптурнаярезьба покрывает также сам аркатурно-колончатый пояс и даже барабан купола.»[5]
Почти доказано, что стильвладимирских мастеров гораздо более близок к восточным, византийским мотивам,нежели к романским. Но тем не менее владимирцы создали свою неповторимопрекрасную систему скульптурного убранства наружных стен здания. Внутри соборне менее хорош.
Рождественскиймонастырь
Монастырь был основан вконце XII века, одновременно с Дмитриевскимсобором, и располагался на крутом берегу Клязьмы, к югу от Дмитриевскогособора. До начала XIV века он служилпостоянным местопребыванием главы русской церкви. В Рождественском монастыребыл один из центров русского летописания.
Древняя стенаРождественского монастыря сохранилась в своем первозданном виде и очень красивоопоясывает Средний город с юго-востока.
БелокаменныйРождественский собор был искажен многочисленными переделками и простоял досередины XIX века. В 1859-1864 гг. храм былразобран до основания и выстроен вновь. Причем архитекторы при разборкевнимательно изучили особенности древнего здания и возвели новый собор в точномсоответствии с его первоначальным обликом.
Храм был похож наДмитриевский собор тем, что его строили по типу одноглавых четырехстолпныхрусских храмов. Однако он значительно отличался предельно строгим внешнимоформлением: широкие фасады практически лишены какого-либо декора, они поражаютсвоей строгостью и выглядят обнаженными; узкие окна на глади стен напоминаюткрепостные бойницы; вместо аркатурно-колончатого пояса лишь узкий колючийпоясок зубчатых треугольников.
Рождественский собор былсвязан с именем талантливого русского полководца, великого князя АлександраЯрославича Невского, который был погребен под сводами храма в 1263 году.Славные подвиги князя Александра навеки вписаны в историю русского народа.
Княгинин монастырь
Супруга великого князяВсеволода III княгиня Мария Шварновна усеверо-западной стены Среднего города на высоком берегу Лыбеди основала женскиймонастырь, получивший название Княгинина.
В центре монастырскогодвора в 1200-1201 гг. был возведен Успенский собор. Здание храма несохранилось, а существующий собор строился на месте древнего на рубеже XV-XVI вв. при строительстве были использованы оставшиесячасти стен старого сооружения.
«По свидетельствулетописцев, можно судить о погребении в XIII в. В стенах храма княгини Марии, основательницымонастыря, ее сестры Анны и дочери великого князя Александра Невского. Гробницынаходятся в наружных стенах боковых фасадов, а это означает, что в старину квосточным углам храма примыкали специальные приделы-усыпальницы.»[6]
Никитская церковь
Храм, посвященныйвеликомученику Никите, был построен известным владимирским купцом СеменомЛазаревым в 1762-1765 гг. В архитектуре Этого здания чувствуется связь ссооружениями типа трапезной церкви, но Никитская церковь все же резкоотличается от других церковных строений XVIII в. В своей основе церковь больше была похожа нароскошный трехэтажный дворец. На каждом этаже был свой иконостас. Свет лился изогромных боковых окон, и от этого церковные залы были похожи на помещения длябалов и танцев. Снаружи декор здания был выполнен в стиле барокко. Колокольняцеркви поражает своей стройностью и красотой внешнего убранства.

Глава 4.Боголюбово
 
Поселок Боголюбово расположен в 14 км восточнее города Владимира, на холмистой гряде вдоль старого русла реки Клязьмы.
Основан в середине XII века князем АндреемБоголюбским как княжеская резиденция Боголюбов-город, как «пригород»стольного города Владимира. Числился городом еще в «Списке городоврусских» XVI в. Состоял из южной княжеской части с белокаменным собором идвором и северной посадской. С конца XII в. княжеский замок занимал мужскоймонастырь.
Впоследствии Боголюбов-город превратился в селоБоголюбово по обеим сторонам торговой и почтовой дороги Москва-Нижний Новгород.После 1917 г. — село в составе Владимирского уезда. С 1945 г. — центрВладимирского района. 9 марта 1960 г. Боголюбово стало рабочим поселком, с 1965 г. — в составе Суздальского района. Население — 4,5 тысячи человек. Имеется плодоовощной завод,станция Московско-Нижегородской железной дороги, женский монастырь.
В Боголюбове князьпринимал зарубежных послов, здесь устанавливались торговые и политические связис другими княжествами. Новая княжеская крепость и пышная резиденция князя несохранились до наших дней. Сохранилась только часть древней восточной стены илестничная башня.
Дворец князя АндреяБоголюбского (ансамбль Боголюбова монастыря)
Дворец, как показываютраскопки, был окружен белокаменной крепостью, удачно расположенной на берегуКлязьмы и глубокого оврага. В середине XII века (1158-1165г.) на Клязьме возник белокаменныйзамок, романская архитектура которого, как и его каменные укрепления былиновшеством для северо-восточных земель. Окруженный каменной стеной с воротами,он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокругплощади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которыхрасполагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовымРождественским собором. Перед ним на площади возвышался «святой шатер»,поставленный на тонкие колонки.
Изяществом форм ивеличественностью отличался собор Боголюбского замка. Снаружи он был снабженвеликолепно тесанным аттическим цоколем, слегка выступавшим по отношению кплоскости стен, и мощными пилястрами с полу колонками, опиравшимися нароманские базы с угловыми рогами-грифонами. Его внутреннее пространство было понизаносветом, проникавшим через узкие, но весьма удлиненные оконные проемы. Площадьперед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 летвладимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке-продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рукполитических соперников,- бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня1174 года в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к нейгалерея,- единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.
После смерти князя в Боголюбове обосновался мужскоймонастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIIIвеке был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни.Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIXвеке древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание- Успенскаянадвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавыйсобор. Они определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличитблагородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню сдвумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, свнутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее — ниша, где лежалотело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.
Облик древнего собора и дворца стал известенблагодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбоветеперь женский монастырь.
Уникальный памятник гражданского зодчества — палатыкнязя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используютсяВладимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в списокмирового наследия ЮНЕСКО.
Храм Покрова на Нерли
Церковь сооружена в 1165 году. По воле князя АндреяБоголюбского она поставлена у слияния рек Нерли и Клязьмы- важных торговых ивоенных путей- и посвящена празднику Покрова Богородицы.
Церковь Покрова на Нерли называют «белой лебедью»русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Каждый фасад украшенрезьбой Скульптурный декор. В самом верху- библейский царь Давид с гуслями.Зачарованные его игрой, присмирели хищные звери. Изображения говорили об идеемира и единения под властью князя, которому «покровительствуют» небесные силы.
Чуть ниже, над окнами, помещена галерея женских головок.Их считают символами посвящения храма Богоматери. На каждом фасаде, у аркисреднего окна заняли места львы- символы княжеской власти, стражи храма.Посередине высоты здание перехвачено поясом стройных колонок, резной орнаментпокрывает дуги порталов.
Белокаменная облицовка холма и предполагаемаяарочная галерея изменяли художественный образ церкви, сообщая ей чертыцарственной величественности.
Храм однажды едва не погиб от невежества иголовотяпства церковников. В 1784 году его обрекли на слом ради груды камнейдля одной из монастырских построек.
Длина Покровской церкви, от западной двери доуглубления горного места, 16 ½ аршина (11,8 м.), ширина 11 ½ аршина (8,2 м.), высота до купола фонаря 10 саженей (21,3 м.) и 2 аршина (1,4 м.); толщина стен 1 ¾ аршина (1,2 м.), и они облицованы белым известковым камнем, от 8 (36 см.) до 9 (40 см.) вершков в диаметре, тесаным квадратно,а внутри облицовки находится булыжник и дикие камни, залитые известковымраствором(цемент).

Заключение
 
«Золотое кольцо»- это несколько древнерусскихгородов, расположенных на северо-западе от Москвы. «Кольцо»- потому что дляудобства туристического обслуживания их объединили замкнутым автобусныммаршрутом, «Золотое»- потому что с этих городов началась история России послераспада Киевской Руси.
Особенность Суздаля, Боголюбова и Владимира наКлязьме, помимо прочего, заключена в том, что города эти, однажды став самымисобою, в последствии остались верны себе так, как очень не многим городам этоудается. Суздальские земли не просто дышат историей, земли эти исполненыдостоинством осознания собственной силы и красоты.
Объединяющей чертой «Золотого кольца» Россииявляется белокаменное русское зодчество.

Список используемойлитературы
 
1.        С.О. Ермакова/Владимир и Суздаль.- М.: Вече, 2005г. -224с.: ил.- (Памятники всемирногонаследия)
2.        Ю.С.Мелентьев/ О«Золотом кольце» и связи времен .- М.: Книга, 1990г.- 286с.
3.        Ю.А. Бычков, В.А.Десятников/ По Золотому кольцу России.- М.: Планета, 1981г.- 254с.
4.        А.Д. Варганов,А.А.Варганов/ Суздаль.- М.: Советская Россия, 1985г.- 158с.
5.        В. Косточкин/Древнерусские города.- М.: Искусство, 1972г. -36с.
6.        Т. Астраханцева,В. Калашников/ Золотое кольцо. Альбом.- М.: П-2, 2002г.- 136с.
7.        П.А. Раппопорт/Древнерусская архитектура.- М.: Наука, 1970г.- 142с.
8.        П.А. Раппопорт /Зодчество древней Руси.- Л.: Наука, 1986г.- 157с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.