Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Основные прав и свободы человека и гражданина

--PAGE_BREAK-- Поэтому как владение, так и распоряжение землей регулиру­ются многими актами временного значения. Так, Указ Президента Российской Федерации об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении зе­мельной реформы от 16 декабря 1993 г. требует, чтобы владения земельным участком под уг­розой штрафа сопровождалось его рациональным использованием. Другой акт аналогичной юридической силы — Указ Президента РФ о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 25 января 1999 г.) представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать зе­мельный участок в качестве взносов в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, то­вариществ, кооперативов. В то же время при продаже земельных участков, используемых в сельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа исполнительной власти субъекта Федерации.
Следующая категория — это трудовые права и свободы. Эта группа прав и свобод (ст.37 Конституции РФ) включает:
·     свободу труда;
·     право на труд и на защиту от безработицы;
·     право на забастовку;
·     право на отдых.
Итак:
3. Трудовые права и свободы
Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в большинстве консти­туции мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России имми­грантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и инте­ресы.
Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.
Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Чело­век вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к администра­тивной ответственности за так называемое «тунеядство», бродяжничество (бомжи) и т.д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет.                                                                                                                                                                                                                                                                     
Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых усло­виях или под угрозой какого-либо наказания.
Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекаю­щих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Прину­дительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда №29 (1930 г.), а также Кодексом законов о труде РФ (ст.2 ).
25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания исключено такое наказание, как перевод на ниже­оплачиваемую работу или смещение на низшую должность.
Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.
Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным поврежде­нием здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Действуют также Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, принятые 6 августа 1993 г., и ряд других нормативных актов.
Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера.  Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, от­ношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77).
Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить эко­номическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бес­платно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего за­работка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бес­платного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, ком­пенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы пре­дусмотрены Законом о занятости населения в Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996 г.
Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забас­товка — это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании ра­ботников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматри­вается как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах,  право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде от­раслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоро­вью других лиц, безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях мо­жет только суд.
Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда). Конституция гарантирует установление федеральным законом про­должительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24 рабочих дней).
Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов устанавливается сокращенная продолжитель­ность рабочего времени без уменьшения заработной платы. Законом установлены все преду­смотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.
«Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» от 19 декабря 1966 г. предусматривает, что участвующие в пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.
Имеющиеся в КЗоТе РФ и в ст. 25 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» основания для увольнения государственного служащего, оказавшегося неспособным к выполнению своих трудовых обязанностей, являются необходимыми и достаточными для прекращения с ним трудовых отношений. Оставление такого пресловутого основания, как достижение предельного возраста, является совершенно излишним.
Неконституционное положение КЗоТа, повлекло нарушения конституционных прав и свобод граждан и блокирование принципа верховенства и прямого действия Конституции России.
Предельные возрастные сроки не только нарушают права граждан, замещающих должности государственных и муниципальных служащих всех уровней, но и препятствуют надлежащему исполнению органами, где они работают, своих прямых обязанностей. Опытные и квалифицированные служащие, если они достигли рокового 65-летнего возраста, увольняются, хотя многие из них могли бы продолжить свою порой совершенно безупречную службу.
Другой не менее важной категорией прав и свобод человека является защита материнства, детства и семьи. Всеобщая декларация прав человека констатирует: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ч.3 ст.16 ).из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего — определенные права матери и ребенка.
4. Защита материнства, детства и семьи
Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства. В ст.38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.
Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический ха­рактер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной под­держке, обеспечению семейных прав граждан.
Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам — 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86 дней, а при рождении близнецов — 110 дней). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Женщине вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременно­сти и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 50% минимальной оплаты труда.
Отпуска по уходу за ребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ре­бенком трехлетнего возраста) предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой соци­альных пособий и компенсаций (см. ст.39). По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.
Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.
Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.
Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о нетрудоспособных родителях.
5. Право на социальное обеспечение
К числу социально-экономических прав и свобод относится  и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст.39 Конституции).
Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии  и социальные пособия. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных  форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч.3 ст.39). 
Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от ро­ждения, в силу болезни или старости не в состоянии делать это. Недостаточно предприимчи­вые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждаю­щимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в труд­ном положении, требующем общественной помощи.
Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы (однако в связи с особыми ус­ловиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются с более раннего возраста). Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с по­терей кормильца (вследствие его смерти или безвестного отсутствия). Как бы в развитие по­ложений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания соци­ального обеспечения для воспитания детей ( пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.). Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих ос­нований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию — это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех слу­чаях, когда человека «выталкивают» на пенсию без его согласия (например, при наличии «выслуги лет»), должны быть веские причины для этого, которые могут быть проверены в су­дебном порядке.
В настоящее время в России действуют Закон РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей от 12 февраля 1993 г. и др.
Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным актом является За­кон РСФСР о государственных пенсиях (с последующими изменениями и дополнениями). Он устанавливает два основных вида пенсий: трудовые (связанные с наличием определенного стажа работы ) и социальные ( назначаемые престарелым и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию ). Социальные пособия устанавливаются несколькими законами.
В ст.39 говориться лишь о денежной форме социального обеспечения — о государствен­ных пенсиях и социальных пособиях. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения — содержанием в домах интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, ли­шенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.
Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой тра­дицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст.22 и 25); Международного пакта об экономических и культурных правах (ст.9, ч.1-3 ст.10); Конвенции о правах ребенка (ч.1 ст.26.).
Составной частью, входящей в достойный жизненный уровень человека, провозглашен­ный во Всеобщей декларации прав человека и Международным пактом об экономических, со­циальных и культурных правах, является надлежащее жилье.
    продолжение
--PAGE_BREAK--6. Право на жилье
Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает:
1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.  
Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст.40 Конституции конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обес­печение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права ).
В действующей Конституции Российской Федерации содержится отказ монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение ра­венства всех форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граж­дан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался ранок жилья, земли и т.п.
Часть 3 ст.40 отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального ис­пользования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.
В новой системе каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку и строительство жилья как в го­роде, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на сис­тему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения жилья.
Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоиму­щие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохраниться режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установ­ленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и пре­жде, будет осуществляться без оплаты их строительной стоимости. При этом  обеспечение ука­занных жильем на таких условиях возможно неоднократно.
Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. Значит, и частный жилищный фонд может вхо­дить в его состав. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40, прожи­вающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации.
Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой сфере. Помимо приведенных выше законов действуют правительственное постановление РФ о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг. Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмезд­ных субсидий на строительство или приобретение жилья.
Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-про­курорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работни­ками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собствен­ником жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-строительного (жилищного) коопе­ратива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.
Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения уста­новлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких наруше­ний их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственно­сти, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.
Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (по ст.46).
В начале 2002 года Государственной Думе РФ предстоит принять Жилищный кодекс Российской Федерации.
7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Охрана здоровья — комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить госу­дарство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.
Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граж­дан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предостав­лением населению доступной медико-социальной помощи.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловлен­ной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.
Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоро­вья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие а России, и беженцы пользуются правом на охрану здо­ровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными до­говорами России.
Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства финансировать федераль­ные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополу­чию. Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении рек­ламы несут ответственность.
Право на медицинскую помощь — это субъективное право человека на лече­ние в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская по­мощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопро­тезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособ­ными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Права отдельных групп населения гарантируются государством особо.
При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ законодательства об охране здоровья граждан, граждане имеют право на:
·     уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего пер­сонала;
·     выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обяза­тельного и добровольного медицинского страхования и т.д.;
·     отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;
·     возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения вреда здоро­вью при оказании медицинской помощи.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в ко­тором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицин­ские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей является эколо­гическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало экологические права в качестве фундаментальных прав человека и гражданина.
8. Право на благоприятную окружающую среду
Понятие “окружающая среда” охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и пр.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окру­жающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую ин­формацию, право на возмещение ущерба.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, сани­тарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства природных ресурсов РФ, иных специально уполномоченных государст­венных органов.
Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Фе­деральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, кото­рые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.
Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с пись­мами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном по­рядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, экс­плуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.
За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должност­ные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.
Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 10.07.2001 г.) государ­ственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие обществен­ным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, прини­мать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, пре­пятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответствен­ности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объедине­ния граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в не­своевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане — до десятикрат­ного размера минимальной заработной платы, должностные лица — до двадцатикратного раз­мера минимальной заработной платы).
В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятель­ностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.
Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления — из средств государственных экологических фондов.
Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или ар­битражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здо­ровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банков­скими учреждениями.
9. Право на образование
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Реализация этого права дает возможность получить общеобразова­тельную и профессиональную подготовку необходимую для осуществ­ления трудовой деятельности, для содержательнойдуховной жизни.
 В этом заинтересованы нетолько сам человек,  но и государство, общество в целом всвязи с потребностями развивающегося производ­ства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложнымисовременными профессиями.
 Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этогообразования (ч. 4 ст. 43).
Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различногорода льготы (отсрочка от призыва в армию и др.).
Наряду с государственными, развивается и система частных плат­ных образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.
Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необ­ходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия — образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в пер­спективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.